Как развить мышление? Ч.2 Как развить мышление у взрослого » Битрейника

Как развить мышление? Ч.2 Как развить мышление у взрослого » Битрейника Женщине

Что делать?

Конечно, знать, «как надо» — уже половина дела, но лучше помочь себе перестроить мышление и начать думать по-другому.

  • Главным помощником может стать книга ранее упомянутой Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Кстати, для тех, кто читает на английском, есть «Minset — Updated edition» — обновленная версия книги, вышедшая спустя пять лет после появления «Гибкого сознания».
  • Полезным будет послушать лекции и подкасты с Дуэк. На русском языке есть только TED Talk. На английском можно найти больше подкастов с ее участием, например, у The Psychology Today, Art of Manliness и Talks at Google.
  • Среди российских подкастов можно также отметить «Будет сделано», посвященный личной эффективности.
  • Еще примеры книг, заслуживающих внимания — классическая «Как перестать беспокоиться и начать жить» Дейла Карнеги, а также относительно новая «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона.

Адаптивности и позитивному мышлению можно научиться также с помощью следующих модулей на Coursera:

Стоит помнить, что к материалам на тему позитивного мышления стоит подходить очень избирательно, чтобы не потратить время на откровенно некачественный контент.

Что мешает становиться умнее

Несколько лет назад специалисты Департамента психологии Университета Эдинбурга и Института психиатрии Королевского колледжа в Лондоне провели исследование [Genetics and intelligence differences: five special findings, 2021], которое позволяет понять, почему одни люди умнее других.

Ученые сообщают, что разные люди обладают разным уровнем интеллекта, что объясняется генетической предрасположенностью. На уровень интеллекта частично влияет то, каким образом человек развивает способности, но наибольшее значение все же имеет генетика. И дело тут в мутациях ДНК – чем их меньше, тем умнее человек.

Также специалисты утверждают, что интеллектуальные способности не передаются по линии отца, а на наследственность влияет лишь интеллект матери. Он передается ребенку, а то, насколько умственно развит отец, не играет существенной роли. Получается, что на развитие человека в интеллектуальном плане влияет наследственность по материнской линии и мутации ДНК.

В результате при прочих одинаковых условиях одни люди оказываются более умными, чем другие, а сгладить разницу не поможет никакое образование. Однако это нужно рассматривать не как повод забрасывать развитие и пускать все на самотек. Развивать мышление необходимо, просто не стоит рассчитывать на феноменальные перемены и тем более на быстрые результаты.

Эту информацию мы привели для размышления, ведь многие люди удивляются, почему, несмотря на все попытки стать умнее, кто-то из их знакомых постоянно дает им фору, особого внимания повышению своего интеллекта при этом не уделяя. Нужно просто идти по намеченному пути, не сравнивая себя с другими, – это одна из самых частых и серьезных ошибок, но эта ошибка не единственная.

По результатам исследования компании Dell EMC, проведенного в 2021 году [WW Data More Than Doubling Every Two Years, 2021], объем информации в мире каждые два года увеличивается больше чем в два раза. Информации хоть завались, и вся она доступна, что может быть лучше?!

Перенасыщение информацией в мире налицо, но проблема не с тем, что люди используют ее не особо рационально, а с тем, насколько она ценна и применима на практике. Если человек не использует то, что знает, он засоряет сознание кучей ненужных сведений. И как раз излишки таких сведений приводят к информационным перегрузкам, и именно эта информационная перегрузка мешает развитию мышления и ума. Почему? Давайте узнаем.

Абстрактное мышление

Его часто называют вербальным или словесно-логическим, так как оно оперирует словами, при этом из огромного массива слов, человек выделяет наиболее значимые для данной ситуации и из них составляет краткое описание в своей голове. В данном процессе во внимание не берутся все дополнительные слова и понятия, которые не несут ключевого значения, а лишь передают окрас или эмоциональную составляющую.

Тренировать вербальное мышление важно всем, но особенно детям, которым предстоит еще много учится, и данная способность поднимет эффективность обучения и его простоту на новый уровень.

Данный тип, как и предыдущий, оперирует несколькими основными составляющими:

  • Понятие – группы объектов объединяемые одинаковыми признаками. В данном случае не важны каждый из объектов по отдельности, а только ключевые характеристики, присущие им всем.
  • Суждение – можно охарактеризовать как своего рода неполный вывод, когда утверждается определенная мысль и она берется ко вниманию, но она охватывает не всю картину целиком, а лишь один аспект.
  • Умозаключение – полноценный вывод, который делается, опираясь на все суждения в данной теме.

Несколько эффективных упражнений для развития абстрактного типа мышления:

  1. Повторить предложение другими словами – в ходе выполнения задания, смысл и детали предложения должны остаться без изменений, но ни одно слово не должно повториться. Для достижения максимальной эффективности, работу над одним предложением нужно повторять как можно больше раз, то есть придумать максимальное количество новых словосочетаний, передающих туже мысль.
  2. Убрать лишнее слово – из группы заранее подготовленных слов, одно не вписывается в общее понятие, его нужно найти и аргументированно убрать.
  3. Найти отличия между парами слов – материал также готовится заранее, группированные по парам слова могут быть абсолютно разными, при этом в ходе тренировки нужно выделить как можно больше отличий, некоторые из них очевидны, а другие придется поискать.
  4. Слова на сложные буквы – выбрав наименее встречаемые в обиходе буквы, нужно придумать на них как можно больше слов.

Генри форд

Когда человек задается вопросом о том, как развить мышление, то можно с полной уверенностью сказать, что он прекрасно понимает, какую роль оно играет в нашей жизни. А роль эта, поверьте, огромна. Благодаря развитому мышлению каждый из нас может добиться очень высоких результатов практически в любом деле, даже не обладая необходимыми для этого знаниями, поскольку хорошо развитое мышление легко приведет человека к любым нужным ему знаниям и позволит ему грамотно ими воспользоваться.

Мышление – это самый важный инструмент для человека в этом мире. Существует много видов мышления, равно как и способов их развития. И у каждого вида мышления имеются свои достоинства и кое-какие, как правило, не очень существенные, недостатки. Мышление может быть: логическим, аналитическим, дедуктивным, индуктивным, системным, творческим и так далее.

При этом любое мышление сводится к одному общему действию, которое позволяет ему функционировать. И чтобы развить мышление – необходимо научиться это действие эффективно выполнять. В этой статье я расскажу вам о том, что и как можно сделать, чтобы развить свое мышление.

Для начала давайте, друзья, выясним, что такое мышление. Как вы возможно знаете, существует довольно много определений мышления [как, впрочем, и всего остального в этом мире], каждое из которых отражает различные стороны, или аспекты этого, достаточно сложного класса психических процессов.

И вне всяких сомнений, каждое из определений имеет большее или меньшее право на существование и каждое из них по-своему полезно. Я дам мышлению свое, как я считаю, наиболее правильное и точное определение, от которого мы в дальнейшем и будем с вами отталкиваться.

Мышление – это процесс поиска нужной и/или новой информации, или, если хотите, поиск истины, с помощью вопросов, которые человек сам перед собой ставит и затем движется в самых разных направлениях, чтобы найти несколько ответов на каждый из своих вопросов и выбрать из них наиболее с его точки зрения правильный ответ.

Этот поиск должен осуществляться человеком как во внешнем, так и в его внутреннем мире. Или еще можно сказать так: мышление – это процесс переключения внимания человека с помощью поставленных им перед самим собой вопросов с одной информации на другую и установление логической связи между этими частями информации.

Причем информация может быть не только реальной, но и вымышленной, когда человек сам придумывает что-то новое, то есть, придумывает новый ответ на свой вопрос. Качество мышления как раз-таки определяется способностью человека придумывать новую информацию, либо очень искусно манипулировать уже имеющейся у него информацией, чтобы найти решение какого-то вопроса, какой-то проблемы, найти что-то, о чем он еще не знает. То есть, новую информацию, новые знания – можно придумать, с помощью правильно поставленных перед самим собой вопросов.

Таким образом, все, что касается мышления, у нас сводится к умению человека ставить перед собой правильные вопросы и искать на них ответы. Причем, чем напряженнее, интенсивнее и сложнее этот поиск, тем качественнее и эффективнее мышление человека. А чем поиск информации проще, чем меньше человек задает вопросов самому себе и чем быстрее он находит наиболее легкие ответы на встающие перед ним вопросы, тем слабее его мышление.

Скажем, если человек вообще не ищет новую информацию, когда перед ним встают какие-то вопросы, а довольствуется готовыми ответами, которые ему известны и которые с его точки зрения являются не просто верными, а единственно верными, а на деле нередко оказываются поверхностными и устаревшими, то говорить о наличии у него хорошо развитого мышления просто не приходится.

И другое дело, когда человек активно ищет или в некоторых случаях даже придумывает ответы на свои вопросы, то есть, создает новую информацию на основании уже существующей. В этом случае можно сказать, что мышление у него развито хорошо. Но поставить перед собой правильный вопрос, чтобы с его помощью прийти к другому правильному вопросу, а затем еще к одному вопросу, и так до тех пор, пока не будет найден нужный для решения конкретной проблемы или задачи ответ, очень непросто.

Потому и невозможно по-настоящему хорошо развить свое мышление, с помощью разгадывания ребусов и головоломок, отгадывания кроссвордов, игры в шахматы, логических задачек, собирания кубика-рубика и тому подобных вещей. Это все детские игры для нашего мышления.

Давайте я вкратце объясню, как работает наше мышление. Наши мысли, если мы рассматриваем их как процесс, который мы называем мышлением – это своего рода крючки, которые связывают одни образы и понятия в нашей голове с другими образами и понятиями. Эту связь мы называем – причинно-следственной связью, когда из одного явления вытекает другое, или из одного утверждения другое.

А образы и понятия – это виды информации, которыми мы оперируем. А вот когда мы рассматриваем наши мысли уже как информацию, которая в виде образов и понятий хранится в нашей голове, то с помощью вопросов и поиска на них ответов – мы устанавливаем причинно-следственные связи между этими мыслями [между ячейками информации] и с их помощью собираем общую картину видения мира или общую картину отдельно взятой ситуации.

Как быть Леди:  Чем отличается любовь от влюбленности: определяемся с чувствами

Выше я сказал о том, что человек сам должен ставить вопросы перед собой, чтобы мыслить, но на самом деле мышление включается или лучше сказать, запускается, и при поиске ответов на чужие вопросы. Потому что чужие вопросы в свою очередь порождают вопросы в вашей голове.

Ну вот, допустим, я задам вам такой вопрос: “Как мне разжечь костер?”, и вам уже нужно начать думать, начать искать информацию, чтобы что-то ответить мне. Как вы будете это делать? Вы тоже зададите себе вопрос – что и как вам лучше мне ответить. Вы можете сказать мне, что не знаете, как разжигаются костры, или можете предоставить мне нужную информацию по этому вопросу, если она у вас имеется, или еще что-то придумать можете, например, встречный вопрос задать:

“Зачем тебе это нужно?”. Вот этот выбор, который вы будете делать, решая, что и как мне ответить – это процесс мышления, который будет состоять из поставленных вами перед самим собой вопросов и поиска ответов на них. Если вы очень хорошо обдумаете свой ответ, уделив ему достаточно внимания и перебрав все возможные варианты с целью нахождения лучшего, то ваше мышление будет осознанным, а если вы ответите на автомате, то ваше мышление будет бессознательным.

Оно тоже состоит из вопросов и ответов, но они не попадают в поле вашего внимания, поэтому вы не можете их контролировать. Так что вопрос пришедший к вам извне неизбежно приведет к возникновению нескольких вопросов внутри вашей головы, которые запустят процесс мышления.

Если этот вопрос будет сложным, то вам придется здорово повозиться с имеющейся у вас информацией, перед тем как найти подходящий ответ, при условии, что ваше мышление будет осознанным. Возможно, вам нужно будет как-то модернизировать имеющуюся у вас информацию, чтобы адаптировать ее под конкретную ситуацию, или вы можете задать уточняющие вопросы тому, кто задает вопрос или вопросы вам, чтобы лучше разобраться в том, на какой именно вопрос вам нужно искать ответ.

Как видите, друзья, дав определение мышлению, мы уже отчасти ответили на вопрос о том, как это самое мышление развить. Нужно правильные вопросы научиться перед собой ставить и уметь находить на них ответы, как правильные, так и неправильные. И затем уже определять, какой из найденных ответов может оказаться правильным.

Итак, что мы с вами выяснили. Мы выяснили, что для того, чтобы развить мышление – необходимо, во-первых, запустить его, а во-вторых, усовершенствовать его работу. Как запустить мышление? Для этого, как мы с вами узнали, необходимо поставить перед собой правильный вопрос.

Какой вопрос можно назвать правильным? Правильный вопрос – это прежде всего вопрос о вопросе. Это самый первый вопрос, который вам нужно задавать себе, задумываясь над тем или иным вопросом. То есть, вы должны понять – зачем вам ломать голову над стоящим перед вами вопросом, зачем вообще углубляться в какую-то тему, с какой целью вы будете это делать?

Понимаете, любого, даже самого умного человека – можно загрузить абсолютно бесполезной для него информацией, чтобы его мозг начал работать над ней, в ущерб более важным делам. Таким образом человека можно просто отвлечь от важных для него размышлений.

Но мышление на то нам и дано, чтобы не допускать подобных ситуаций. Поэтому с помощью вопроса о том, зачем нам вообще над чем-то думать, мы можем контролировать свое мышление и использовать его себе во благо. Поэтому, повторю, вопрос о вопросе – это самый первый вопрос, который вам нужно перед собой поставить, чтобы правильно настроить свое мышление.

Далее вам нужно задуматься над тем, сколько может быть ответов на тот или иной вопрос, на который вы решили найти ответ. Чтобы не мыслить линейно и шаблонно – нужно шире смотреть на стоящие перед вами вопросы. Никогда не позволяйте себе довольствоваться только одним ответом на тот или иной вопрос – ищите как можно больше ответов, задавая себе вопрос о том, какими они, эти ответы, еще могут быть, помимо тех, которые вам уже известны.

Чем больше вариантов вы найдете, тем лучше. Если вы не можете найти новые ответы – придумайте их. И неважно, насколько абсурдными они окажутся, главное, что они не позволят вам затормозить свое мышление, посредством прекращения процесса поиска ответов с помощью новых вопросов.

А процесс этот обязательно должен длится как можно дольше, чтобы давать вашему мозгу нужную для его развития нагрузку, благодаря которой вы сможете, так сказать, прокачать свое мышление. Это как с мышцами – нельзя один раз отжаться или один раз подтянуться, чтобы заставить их расти и сделать их более выносливыми.

Мышцы необходимо нагружать до тех пор, пока они не перейдут предел своих возможностей, чтобы адаптироваться к новым нагрузкам, только тогда они начнут расти и станут более выносливыми. И только тогда ваше мышление начнет развиваться, когда оно с помощью необходимой нагрузки будет выходить за пределы своих текущих возможностей.

Поэтому задавайте себе вопросы и ищите, конструируйте, придумывайте на них ответы до тех пор, пока не почувствуете, что предел ваших мыслительных возможностей преодолен. Мозг должен привыкать выстраивать логические цепочки, создавать причинно-следственные связи, находить с их помощью новую информацию, генерировать новую информацию, соединять образы и понятия между собой и конструировать из них целостную картину мира или какого-то отдельно взятого явления.

Так что старайтесь как можно реже принимать автоматические решения, какими бы верными они не были, чтобы не отучать свой мозг мыслить. Тренировать таким образом свое мышление вы можете постоянно, в любой ситуации – просто проявляя любопытство ко всему, что вас окружает и задавая себе все новые и новые вопросы о том, что вы хотите узнать.

И наконец, последнее, о чем я хочу рассказать вам в этой статье, но при этом не последнее в этом вопросе – это уже упомянутое мною выше любопытство, а также такая вещь как сомнения, или лучше сказать, состояние сомнения. С помощью сомнений и любопытства можно генерировать невероятное количество вопросов, поиск ответов на которые позволит вам активно развивать свое мышление.

Любопытство побуждает человека заглянуть за пределы того, что ему известно. С его помощью человек может задаваться вопросами о самых разных вещах, о которых ему хотелось бы узнать как можно больше. А любопытство плюс сомнения, побуждают человека усомниться в тех истинах, которые ему уже известны.

И тогда он задается очень важным, как для любого ученого, так и для каждого из нас вопросом: “Почему что-то устроено так, как устроено, и почему что-то работает так, как работает?” Так что любопытство помогает нам мыслить широко и далеко, а сомнения плюс любопытство помогают нам мыслить глубоко.

Не могу не сказать вам о том, что у меня есть очень интересная программа обучения, позволяющая развивать мышление. Она сводится как раз к описанным мною выше двум основным действиям – умению задавать себе вопросы и умению находить на них ответы с помощью других вопросов.

Программа эта очень необычная, вы наверняка ни с чем подобным не сталкивались в своей жизни, потому что, насколько мне известно, мало где обучают умению задавать вопросы, тем более самому себе, в основном везде людей обучают чему-то с помощью готовых ответов.

Напоследок я хотел бы вкратце сказать вам о том, какую пользу вы можете извлечь из очень развитого мышления, чтобы вы не теряли мотивацию к работе над его развитием. В наше время, друзья, знания уже не являются той силой, какой они были раньше. Они по-прежнему очень важны и их нужно получать, но на первое место по значимости выходит именно мышление.

У кого оно более развито, тот и сильнее, или, если хотите, успешнее по жизни. А знания сегодня быстро устаревают, и они доступны многим. Сегодня практически все могут получить нужные знания, нужную информацию – в любое время и в любом месте. В тот же сотовый телефон можно загрузить столько информации, сколько вы за всю свою жизнь освоить не сможете.

А поисковые системы отвечают на любые вопросы быстрее и точнее любого, даже очень умного человека. Поэтому не так важно много знать, куда важнее уметь правильно пользоваться имеющимися у вас знаниями и находить, или еще лучше, придумывать новые знания и создавать новую информацию.

Как работают полушария головного мозга?

Ученые сходятся во мнении, что мы только догадываемся, как происходит мыслительный процесс, как мыслит мозг человека, основываясь на знании физиологии этого загадочного органа. С точки зрения классической медицины, человеческий мозг является сложной структурой, состоящей из множества функционально различных частей, которые сложным образом взаимодействуют друг с другом.

Условно мозг делится на два полушария – левое и правое. Считается, что каждое полушарие имеет свои особенности и выполняет свои задачи. Левое полушарие часто называют «сознанием», правое – «подсознанием». Рассмотрим более подробно, как работают эти части мозга, чтобы понять происхождение мыслительного процесса.

Левое полушарие мозга играет роль своеобразного вербального процессора. Оно понимает только слова. Кроме того, левое полушарие отвечает за правую часть тела, а большинство людей – правши, поэтому долгое время ученые считали, что левое полушарие всегда доминирует.

  • логика и аналитика;
  • математические способности;
  • запоминание дат, имен, чисел;
  • буквальное понимание слов;
  • способности к языкам;
  • последовательность обработки информации;
  • управление правой частью тела.

Основной сферой ответственности правого полушария является работа с образами и интуиция. Если человеку поступает невербальная информация, включается в работу правое полушарие. Кроме того, зонами ответственности правого полушария являются:

  • пространственная ориентация;
  • восприятие музыки (но не способность к обучению!);
  • понимание языковых метафор;
  • воображение и мечты;
  • эмоциональность в общем (хотя эмоции – не продукт правого полушария);
  • секс (но не техника и физиология секса!);
  • параллельная обработка информации;
  • управление левой частью тела.

Правое полушарие отвечает за бессознательные реакции, поэтому включается в ситуациях, когда нет времени на принятие логически выверенного решения.

Как развить логическое мышление с помощью упражнений?

Давайте попробуем немного поиграть.

Упражнение «Логические цепочки»

Ваша задача – найти, что может быть общего у двух любых предметов, названия которых придут Вам в голову. Постарайтесь выбрать несколько объектов, совершенно не похожих друг на друга, и попробуйте найти то, чтобы их могло бы связывать. Например, сахарница и пинцет:

  • это приспособления;
  • перед их изготовлением требуется выполнить чертежи;
  • они твёрдые;
  • они имеют соизмеримые размеры;
  • они могут использоваться на кухне;
  • их можно использовать совместно (например, доставать кусочки сахара из сахарницы пинцетом);
  • их поверхности могут быть блестящими;
  • и т.д.
Как быть Леди:  ЭРУДИТ - что такое в Толковом словаре русского языка

Или рассмотрим ещё пример, кактус и молоток:

  • и тем, и другим можно пораниться;
  • это материальные объекты;
  • оба из органического материала (если молоток с деревянной ручкой);
  • соизмеримы по размеру;
  • могут иметь вытянутую, удлиненную форму;
  • могут использоваться в пределах квартиры
  • и т.д.

Второй вариант «Логических цепочек»:

Придумайте два любых события, между которыми прошло сравнительно немного времени. Например:

1. Утренний кофе Зинаиды Ивановны «сбежал», залив плиту.

2. С тополя упал жёлтый лист.

Задание: Попробуйте найти промежуточные события, логически вытекающие друг из друга и приведшие в конце концов от первого события ко второму. Например:

Утренний кофе Зинаиды Ивановны «сбежал», залив плиту => поэтому она замешкалась и опоздала на работу => была раздражена => сорвала зло на коллеге => получила в ответ негативную эмоцию => выбежала, расстроенная, не разбирая дороги => налетела на молодое тополиное деревце => с тополя упал жёлтый лист.

Если игроков много, можно придумать и сравнить несколько вариантов и выбрать самый интересный, который и станет «победителем».

Как рождается мысль?

Левое полушарие отвечает за логику, может обрабатывать информацию, но не может создать что-то новое. Правое полушарие отвечает за создание новых идей, за креатив, но стройное доказательство и разумные доводы – не для него. Иными словами, можно быть прекрасным математиком, аналитиком, но за всю жизнь не придумать ничего нового. А можно быть генератором идей, но ни одну из них не реализовать из-за отсутствия последовательности в своих действиях.

Как развить мышление? Ч.2 Как развить мышление у взрослого » Битрейника

В мыслительном процессе участвуют оба полушария. Запуск происходит, когда человек получает оперативную информацию, которая поступает извне. То есть, сначала включается левое полушарие, а затем оно обращается к правому полушарию, являющемся хранилищем образов и воспоминаний.

Опираясь на имеющуюся информацию, мозг создает мысль: человек думает, сравнивает, анализирует. В результате он создает убеждение, находит решение, делает выбор. Таким образом, зачастую мысль поддается стереотипам. Ведь та невербальная информация, которая хранится в правом полушарии, закладывается с раннего детства, она представляет собой шаблонные модели.

Они могут подходить под разные ситуации, но не всегда применение готовых решений приводит к правильности мыслительного процесса. Чтобы начать мыслить как взрослый человек, нужно уходить от шаблонов и пытаться находить новые решения, которые могут оказаться наиболее эффективными.

Логическое мышление

Это, пожалуй, наиболее популярная часть умственного процесса, о которой вспоминают в первую очередь и предлагают множество тренажеров для ее развития. Подход к данному типу должен быть комплексным, однако стоит понимать, что данная систематизация не отображает полной картины всех процессов, присущих для логического мышления. Поэтому, рассмотрим те составляющие исследуемого процесса, над которыми и будет вестись развивающая работа в дальнейшем.

  • Анализ – это понимание структуры вещей, возможность в уме разделить что-либо до самых мелких составляющих и найти связи между ними. Будь-то строение живой ткани, химический состав материала или цепочка событий, ведущая к одному результату, анализ поможет понять суть происходящего до мелочей.
  • Сравнение – возможность в точности выделить все схожие и противоположные элементы вещей, событий, понятий. Даже не связанные между собой объекты могут иметь общие черты или совершенно разные и для правильной их классификации, необходимо развивать эту способность.
  • Синтез – создание одной общей структуры из отдельных ее частей, иногда уже в другом порядке или комбинации, чем это было до того. Данная способность распространяется как на физические объекты, так и на абстрактные, а также на цепочки событий, которые можно интерпретировать по-разному. Тренировка способности синтезировать недооценена и важна, она помогает увидеть различные варианты взаимосвязи, казалось бы, в очевидных вещах.
  • Абстрагирование – использование абстрактных понятий в мыслительном процессе на замену конкретным образам. При этом человек осознанно отвлекается от несущественных деталей для того, чтобы увидеть картину целиком.

Методы развития логического мышления довольно просты и насчитывают массу упражнений, которые не только собраны в тренажеры, но и доступны в отдельном варианте каждому желающему развиваться:

  1. Чтение – простой способ повлиять на свои мыслительные способности, при этом не так важен жанр и стиль материала. Читатель учится обрабатывать получаемую информацию, анализировать ее, делать предварительные выводы, корректировать их в процессе получения новой информации. Сложно представить себе развивающуюся личность, которая вообще не читает, это маленький, но очень важный шаг в саморазвитии.
  2. Логические игры – возможность совместить приятное времяпровождение с полезным занятием для ума. Таких упражнений множество и они представлены как в цифровых вариантах, так и физическими настольными играми.
  3. Онлайн-тренажеры – это те же увлекательные занятия, собранные в одном месте но уже предлагают эффективный быстрый анализ ваших действий и направленны на улучшение результата.
  4. Логические цепочки – простое занятие, которое доступно даже детям суть его состоит в том, чтобы из цепочки заранее написанных слов, аргументированно вычеркнуть лишнее, не связанное с остальными.
  5. Логическая связь – задание, предлагающее найти между, на первый взгляд, абсолютно разными словами, как можно больше объединяющих их фактов.
  6. Ведение дневника – очень полезная привычка, позволяющая анализировать прошедшие за день события и выражать их в письменной форме, давать им свою оценку и предполагать причины такого результата.
  7. Предложения с несвязанными словами – как уже понятно из названия, нужно построить предложение, максимально интересное и привлекательное с несколькими не связанными между собой словами, которые придумываются и записываются заранее. Количество таких слов может регулировать уровень сложности упражнения.

Медитативное сосредоточение

Вы наверняка знаете, что медитация – это распространенная духовная практика. Но еще это эффективный способ стать умнее, а доказал это американский психолог и специалист по экспериментальной и когнитивной психологии Майкл Познер с помощью экспериментов, участники которых ежедневно медитировали [Short-term meditation training improves attention and self-regulation, 2007].

По словам ученого, он был уверен, что интересующий его эффект от медитативной практики придет лишь спустя месяцы, однако уже через две недели были замечены изменения в структуре мозга. Познер утверждает, что медитация помогает усилить внимание и концентрацию, улучшить когнитивные способности и увеличить объем рабочей памяти.

Позже выводы Познера начали подтверждаться по всему миру. Например, известный китайский ученый и специалист по нейробиологии Ю-Юань Тэнг смог достичь впечатляющих результатов от медитативного сосредоточения после пятидневной практики. Этот опыт и другие подтверждающие факты описаны в книге Тэнга [The Neuroscience of Mindfulness Meditation: How the Body and Mind Work Together to Change Our Behaviour, 2021].

Последующая совместная работа Познера и Тэнга помогла выяснить, что техники медитативного сосредоточения не только позволяют стать умнее и повысить продуктивность, но и помогают расслабляться, избегать депрессий и вообще быть более счастливым. А о том, как освоить медитацию, мы подробно рассказали в статье «Как научиться медитировать: доступным языком о самом главном».

Наглядно-действенное мышление

Данный тип мыслительного процесса является продуктом левого полушария и состоит он в создании в сознании копии существующего предмета или объекта и выявлении его свойств и возможной пользы сначала в своем воображении для последующего применения в реальности.

Для простоты можно представить маленького ребенка, который смотря на предмет и трогая его, представляет, куда он влезет, съедобный он или нет, можно ли его кинуть или ударить ним. Взрослые люди также используют данный прием, перебирая в голове возможные полезные свойства предмета, они представляют его в действии и делают предварительный вывод о пригодности его для такого использования. Это ярко выражается, когда взрослый человек ищет чем заменить недостающую деталь или из чего ее сделать.

Тренировка данного процесса происходит во всех играх, где просчитываются различные комбинации ходов, например в шахматах или шашках, но также есть и специально разработанные упражнения:

  1. Определение характеристик предмета – выберите один из предметов, лежащих в вашей комнате, и попробуйте представить его вес. После этого проверьте его по ощущениям, взяв в руки, и определите таким ли вы его представляли. Также мысленно определите его площадь и попробуйте выяснить соотношение с площадью вашей комнаты. Сколько таких предметов вместится в один слой, а как насчет объема? Если такими предметами забить всю комнату, сколько бы их получилось?
  2. Головоломки – как материальные, так и виртуальные головоломки помогают развивать наглядно-действенное мышление. Они заставляют сначала в воображении производить действия на несколько шагов вперед, а потом проверять результат на практике.
  3. Конструктор – не только желанная игрушка для детей, но и отличный способ придумать множество различных фигур и попытаться их собрать. Это отличная тренировка для вашего мозга, и чем больше деталей в конструкторе, тем лучше.
  4. Лепка фигурок – как и конструктор, помогает воплотить в жизнь ранее задуманный вами объект и попытаться сделать его именно таким, каким вы его себе представляли. Если у вас есть желание и время на такое занятие, обязательно попробуйте.

Наглядно-образное мышление

Данный процесс помогает в решении реально существующих проблем и задач без привлечения физических действий, а лишь при помощи образов создаваемых из реальных предметов в голове. В отличие от творческого воображения, объекты, создаваемые в голове реально существуют и остается лишь подобрать варианты их использования для максимально эффективного решения проблемы.

Важным заданием при тренировке данного процесса, развивать способность воссоздания точных образов существующих объектов, для этого подобраны несколько упражнений:

  1. Воспроизведение в деталях увиденного объекта – это тренирует внимательность и позволяет в дальнейшем замечать и сохранять в памяти больше деталей. Для этого вспомните любой предмет или живой объект и постарайтесь его описать для себя максимально точно, сколько на нем точек, какого он цвета, какой характер поверхности, есть ли углы и сколько их? Чем больше деталей вы сможете воссоздавать, тем эффективнее тренируется пространственное мышление, переносящее объекты из реального мира в ваше мыслительное пространство.
  2. Описание явления по памяти – речь идет о реально существующем явлении, свидетелем которого вы были. Например, опишите дождь с грозой, какой запах при этом? Какая температура дождя, он холодный или приятный? И какой окружающий воздух по температуре в сравнении с дождем? Какой стала земля во время дождя, какой характер грунта у вас под ногами? Чем больше деталей удастся воссоздать, тем эффективнее проходит тренировка.
  3. Недавняя прогулка – вспомните последнюю прогулку и дайте как можно больше ответов на различные вопросы о ее деталях: где это было? Сколько вас было человек и во что вы были одеты? Какие звуки вас окружали и о чем вы беседовали? Вы что-нибудь кушали и какой был вкус? Такие упражнения можно развивать и составлять подобные, они одинаково хорошо активизируют процесс создания образа в вашей памяти.

Обучение музыке

В 1993 году научный мир поразило исследование американского психолога Френсиса Раушера под названием «Эффект Моцарта», о котором можно почитать в Википедии [Mozart effect]. Ученый и его коллеги выяснили, что если родители дают слушать своим детям музыку Моцарта (причем это работает даже на стадии беременности), дети становятся умнее.

Как быть Леди:  «Готовы на все ради репутации». Психолог - о родительском абьюзе | События | ОБЩЕСТВО | АиФ Белгород

Некоторое время спустя критики разобрали исследование по косточкам и разгромили его, и более всего в этом преуспел канадский композитор и профессор психологии из Университета Торонто Гленн Шелленберг, когда написал свою нашумевшую статью [The Mozart Effect: An Artifact of Preference, 1999].

Однако уже в 2004 году этот же Шеллленберг опубликовал результаты своего нового исследования «Уроки музыки повышают IQ» [Music lessons enhance IQ, 2004], в котором детей младшего возраста на протяжении 36 недель обучали музыке.

Исследование показало, что коэффициент интеллекта детей из музыкальных групп после прохождения обучения существенно повысился. Но Шелленберг все же заметил, что IQ повышается не от прослушивания музыки, на что указывал Раушер, а конкретно от обучения игре на музыкальных инструментах.

В дальнейшем исследование более трехсот раз цитировали в самых разных научных трудах. А в 2021 году Шелленберг вновь провел свои изыскания и вновь подтвердил их результаты. И до сих пор никто не опроверг выводы, сделанные ученым, что в научном мире можно расценивать как очень многоговорящий факт.

Мы же советуем вам взять в расчет оба исследования: если хотите становиться умнее, начните учиться играть на гитаре, синтезаторе или ударных. А если хотите, чтобы умными росли ваши дети, почаще включайте им Моцарта.

Полное погружение в информацию блокирует другие аспекты развития

Раз уж мы говорим об информационном пространстве, мы не ошибемся, сказав несколько слов и о виртуальном мире. Интернет-вселенная бесконечна, и в ее информационных потоках запросто можно раствориться, тратя жизнь на соцсети, мессенджеры, новостные ленты, электронные письма и компьютерные игры.

Но в один прекрасный момент придет время жить реальной жизнью. А она требует полезных знаний и важных навыков, различных способностей и умений. Это значит, что нельзя позволять себе с головой погружаться в информацию. Нужно оставлять время и на другие аспекты развития, общаться с людьми, иметь хобби, открывать новые места, применять знания на практике.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что развитие мышления зависит именно от того, как мы используем свой ум уже сегодня и сейчас: на что тратим время, чем интересуемся, как предпочитаем общаться и учиться, какие источники информации берем в работу, применяем ли знания на практике.

Все, о чем мы поговорили, должно еще раз указать нам: чтобы стать умнее, нужно пользоваться своим умом с умом, вы уж простите за тавтологию. Наше сегодня формирует наше завтра, и если мы начнем с головой подходить к тому, чем занимаемся, жить осознанно, ценить свое время и здоровье и, конечно же, стремиться к интеллектуальному росту, тогда наше мышление само по себе будет развиваться без особых усилий с нашей стороны.

Развитие мышления – первый шаг на пути к статусу преуспевающего мыслителя

В первую очередь чтобы стать человеком мыслящим и благодаря этому преуспеть в жизни, необходимо менять свое мышление. Как мыслят успешные люди? Они считают, что изменение мышления необходимо для достижения целей. Изменяя мышление, делая его более плодотворным, избавляясь от стереотипов и находя новые подходы, человек последовательно меняет:

  • убеждения;
  • ожидания;
  • жизненную позицию;
  • поведение;
  • работоспособность;
  • жизнь.

Начать изменять мышление можно с гармоничного развития полушарий мозга. Психологи разработали для этого комплекс упражнений. Большинство из них направлены на разработку рук. Рекомендованы занятия музыкой (пианисты вынужденно развивают обе руки одинаково), спортивные асинхронные упражнения (правой рукой рисуем в воздухе круг, левой – квадрат, или обеими руками пытаемся нарисовать одинаковые картинки синхронно), техники нейро-лингвистического программирования.

Если «проседает» левое полушарие, поможет решение кроссвордов, изучение иностранных языков, игра в шахматы. Если не хватает активности правого полушария, правшам следует начать выполнять повседневные дела левой рукой, развивать визуализацию, тренировать тактильные ощущения.

Как видите, развить способности мозга можно самостоятельно, но для этого требуется усидчивость и терпение.

Если вы хотите мыслить более продуктивно, нужно приложить достаточно много усилий для развития мышления. От этого обязательно будет толк, рано или поздно вы заметите, что ваш мыслительный процесс изменился, и это помогает вам менять свою жизнь. Развитое мышление в современном обществе является определяющим фактором успеха.

Викиум предлагает эффективную программу – курс «Развитие мышления». Он направлен на ускорение мыслительного процесса, улучшение аналитических способностей, развитие критического мышления, уход от шаблонов и стереотипов. Всё это поможет стать человеком мыслящим и успешным!

Творческое мышление

Это способность уникальным способом проанализировать и обработать информацию и по новому подойти к решению классических задач. Данное умение изначально заложено в каждом человеке, стоит лишь найти способ активизировать спящий потенциал для достижения новых результатов.

Принципы совершенствования в данном направлении хорошо известны и очень популярны в данное время, однако это вовсе не значит, что их используют многие в своей практике. Все они базируются на необходимости регулярных новых знакомств, расширении своего кругозора, посещении новых мест и занятий.

Для развития в себе творческих качеств, стоит обратить внимание на несколько простых но эффективных упражнений:

  1. Воспроизведение образов – для этого вспомните несколько человек, с которыми вы встречались на протяжении дня, представьте их как можно детальнее, до самой маленькой складки на лице. А теперь заставьте данный образ менять свое настроение и мимику, улыбаться вам, сердится или расстраиваться. Для усложнения данной задачи, вспомните ближайший праздник или событие, где собиралась группа людей. Воссоздайте в памяти все мельчайшие детали, включая одежду каждого из них, музыку, которая звучала, вкус угощений и запахи в воздухе. Также можно учиться воссоздавать отдельные группы образов, по одному признаку, например, по цвету – нужно вспомнить как можно больше зеленых овощей, потом желтых, дальше красных, или по вкусу – сладкие, горькие, кислые.
  2. Тренировка воображения – это любимая игра детей, но она может стать полезным упражнением и для взрослых. Создание в голове несуществующих образов, позволяет увидеть знакомые ранее вещи под совсем другим углом. Это положительно сказывается на умении найти выход из любой ситуации и развивает креативность в подходе к любой задаче. Для тренировки творческого воображения нужно представить предмет или понятие или знак, который в реальном мире не живой, не является личностью и довольно однозначен по своей сути. Далее в своем воображении нужно наделить его характером, привычками, добрым или злым нравом, любимыми занятиями, почему он это делает или так поступает, представить чем бы хотел заниматься данный объект, где бы предпочел жить, с кем дружить. В самом начале таких упражнений, будет небольшой конфликт с логической частью мышления, и вам будет казаться данное занятие глупым и бесполезным, однако это важный инструмент в развитии творческого воображения и креативности.
  3. Фантастические истории – увлекательное и полезное занятие, которое, к тому же, может быть и веселым. Для начала, придумайте невероятную ситуацию в нескольких словах, например: «динозавры вдруг ожили» или «улитки поработили мир», и постарайтесь, развивая тему, сочинить как можно обширнее историю. Коснитесь не только вопросов одной личности в такой ситуации, но и как в глобальном плане это повлияло на мир.
  4. Воображение вероятного будущего – это один из инструментов развития творческого начала в вашей личности, ведь вы можете придумать свое будущее максимально правдоподобным, но при этом таким, каким захотите. Для того, чтобы конкретизировать задачу, выберите себе упражнение вроде письма вашем пра-правнукам или списка вещей, которые вы хотели-бы передать своим потомкам. Также можно придумать чек-лист покупок на случай зомби-апокалипсиса или на тот день, когда роботы захватят мир. Такой процесс хоть и кажется нелепым, но помогает подключать логику и воображение, и в вашем мышлении все происходящее аргументированно и имеет основание.

Заключение

Сегодня мы рассказали о множестве интересных вещей, но среди них нет ни одного упоминания того, что кто-то по какой-то причине не может стать умнее. Мы хотим сказать, что никакие обстоятельства, никакие мнения со стороны и даже никакие гены и научные исследования не должны быть для вас преградой к личностному и интеллектуальному росту.

Поверьте, любой человек может развиваться и становиться лучше. Решающую роль играет желание расти, расширять границы и познавать. И это не просто мотивация, а факт, которому можно найти массу подтверждений в истории. Знаете ли вы, что:

  • Уинстона Черчилля не перевели из шестого класса в седьмой, а став взрослым, он долго не мог занять ни одного политического поста.
  • Томасу Эдисону говорили, что он настолько туп, что ему нет смысла учиться, а прежде чем создать рабочую лампочку, он ошибся сотню раз.
  • Стивену Спилбергу трижды не удавалось поступить в университет, о котором он мечтал, и впоследствии он даже бросил учебу.
  • Уолта Диснея уволили с одной из первых работ, посчитав его человеком без воображения и толковых идей.
  • Альберт Эйнштейн произнес первое слово лишь в четыре года, писать начал в семь лет, а учителя называли его умственно отсталым.
  • Чарльз Дарвин ничем не выделялся в школе, и учителя считали его совершенно посредственным учеником.
  • Дика Чейни два раза отчисляли и Йели, но это не помешало ему позже занять пост вице-президента США.
  • Сидни Пуатье после первой кинопробы сказали, что он никудышный актер и его место у раковины с грязной посудой.
  • Харрисону Форду после его первых съемок сказали, что он ничего не добьется, и порекомендовали отказаться от актерства.
  • Джеймс Дайсон впервые создал работающий прототип пылесоса, но этот прототип был 5127 по счету – 5126 оказывались неудачными.

Перечисленные люди (их список, кстати, можно продолжать еще очень долго) служат прямым доказательством тому, что становиться умным и достигать целей можно и нужно, независимо не от чего. Хотите развивать мышление – все в ваших руках! Нет никаких препятствий, которые помешали бы вам, если вы на самом деле этого желаете!

Безусловно, в нашей статье мы не затронули массы других важных вопросов о развитии интеллекта, но этого и не требовалось, ведь у нас уже есть материалы, которые раскроют вам, если уж не все, то многие секреты того, как становиться умным.

Далее вы найдете ссылки на полезные материалы нашего сайта, посвященные развитию мышления, с огромным количеством советов, рекомендаций, техник и упражнений, которые позволят вам стать умнее. Но прежде мы хотим предложить вам пройти хотя бы одну (а еще лучше – обе) из наших обучающих программ по развитию мышления:

И, конечно, для самых любознательных и дотошных – ссылки на все научные источники, информацию из которых мы использовали при написании статьи. Читайте и разбирайтесь во всем.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий