Как превращать незнакомцев в друзей: секреты уверенного и непринужденного общения — Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Как превращать незнакомцев в друзей: секреты уверенного и непринужденного общения - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер» Женщине

: общение. виды общения

Ольга Алимова
Общение. Виды общения

Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общениясовершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации. Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, детьми, родителями. Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких — на его деятельности. В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы.

Цель работы: рассмотреть основы общения: его структуру, понятие, сущность, виды.

1. Общая характеристика общения, его функции, структура и средства

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности. В отечественной психологии общение понимается в неразрывном единстве с деятельностью. Общение – это такая реальность человеческих отношений, которая предполагает любые виды общения как специфические формы совместной деятельности людей.

Вместе с тем в отечественной психологии существует и другой подход к пониманию категории общения. Согласно этому подходу общение понимается как субъект-субъектное взаимодействие. В целом признается, что любая деятельность всегда прямо или опосредованно включает субъект-субъектные отношения, а процесс общения детерминируется предметом, например, предметом разговора (Б. Ф. Ломов).

В процессе общения происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, психологическое воздействие, осуществление регулирования совместной деятельности и др. Специфика общения состоит в том, что в его процессе происходит взаимораскрытие субъективных миров партнеров. В общении партнеры самоопределяются и самопредъявляются.

При исследовании структуры общения выделяется три уровня анализа.

На первом уровне (макроуровне) анализа рассматривается общение индивида с другими людьми как важнейшая сторона его образа жизни. При этом анализируются общественные институты, этнические и семейные традиции и нормы. Этот уровень близок к социологическим исследованиям и является основным при изучении направленности деятельности личности, мотивационной сферы и межличностных отношений.

Второй уровень анализа (мезоуровень) предполагает изучение отдельных контактов, в которые вступают люди, когда совместно решают ту или иную задачу. На данном уровне исследуются особенности динамики психических процессов и состояний человека.

Исследования на этом уровне предполагают выявление в периоде общения несколько фаз. Начальная фаза состоит в формировании общих координат (опорных образов, точек отсчета, которые определяют развитие дальнейшего процесса, относительно которых строится поведение каждого их участников общения. На второй фазе формируется совместная и обычно нежесткая программа процесса общения, включающая распределение функций между его участниками. Данная фаза задает общую стратегию их поведения. Третья фаза состоит в согласовании или синхронизации временных характеристик психических процессов и состояний. Также на данной фазе формируется общий фонд знаний, умений и навыков. Общение включает в себя взаимное управление, контроль и коррекцию. В результате общения либо создается некоторая общность участников, либо обнаруживается их несовместимость и наличие противоречий.

Третий уровень анализа (микроуровень) включает в себя изучение элементарных единиц общения (сопряженных актов общения, включающих не только действия одного человека, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера). Анализ речевого общения позволяет выявить простые виды циклов,которые образуют сложные формы взаимодействия: сообщение – отношение к нему; вопрос — ответ; побуждение к действию – выполение.

Феномен общения монолитен и все, что его определяет, существует в неразрывном единстве, однако исследователи пытаются все-таки вычленить отдельные составляющие его элементы. Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Так, например психологи выделяют познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты в структуре общения. Б. Д. Парыгин выделяет 3 параметра общения:

содержание и направленность: общение может быть идентифицирующим и обособляющим, содействующим и противодействующим;

форма: вербальное и невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное;

• способы связи содержания и формы в процессе общения: подражание, заражение, убеждение.

Г. М. Андреева выделяет три взаимосвязанных стороны общения:

• коммуникативную сторону общения — состоит в обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

• интерактивную сторону общения — заключается в организации взаимодействия между людьми, т. е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

• перцептивную сторону общения — которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Общение – это полифункциональный феномен. Существует несколько классификаций его функций. Б. Ф.Ломовым выделены три функции: информационно – коммуникативная, регуляционно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная.

Первая функция состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.

Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение и убеждение.

Третья функция относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности и интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация.

Как быть Леди:  Особенности общения дошкольников со сверстниками: развитие форм

Выделяются также такие функции, как познание людьми друг друга, организация совместной деятельности и управление ею, формирование и развитие межличностных отношений и пр. А. А. Брудным выделяется инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда, синдикативная (обеспечивает сплоченность групп, трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.

По цели общениявыделяются следующие функции:

• контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);

• информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);

• побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);

• координационная (взаимное ориентирование и согласование действий в рамках совместной деятельности);

• понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);

• эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);

• установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);

• оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).

Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Все средства общенияделятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.

Вербальное и невербальное общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести»сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.

Вербальные средства общения — это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.

Невербальное общение – это общение без использования речевых и языковых средств, единственным инструментом которого становится тело человека. Передача и прием невербальной информации могут осуществляться как осознанно, так и на бессознательном уровне. Невербальное общение также называют невербальным поведением.

Основными средствами невербального общения являются поза, движения и жесты, мимика, взгляд, характеристики голоса и пространственное поведение. Невербальные способы общения имеют как биологическое происхождение, так и формируются в культуре. Некоторые теории происхождения языка рассматривают невербальное общение как древнюю основу возникновения речи.

Невербальная коммуникация имеет принципиальные отличия от вербального общенияи характеризуются следующим:

• реализуется одновременно через разные органы чувств (полисенсорная природа);

• эволюционно – исторической древностью (существовала задолго до появления речи);

• относительной независимостью от смысла слов;

• непроизвольностью и подсознательностью;

• независимостью от языковых барьеров;

• особенностями психофизиологических механизмов восприятия;

• особенностями акустических средств кодирования.

Невербальное общение позволяет передать обширный спектр информации. Так, с помощью невербальных средств можно получить представление о расовой, национальной и социальной принадлежности человека, о физическом и психологическом состоянии, об эмоциональном отношении человека, о психологическом климате в группе и т. д.

Невербальное поведение дает возможность получить глубокую информацию о темпераменте человека, его энергичности, склонности к доминантности, самооценке.

2. Виды общения

Виды общения выделяются в соответствии с целями общения, предметом общения, условиями, в которых осуществляется общение, субъектами общения, средствами общения и другими критериями.

По характеру общения, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников процесса общения, Б. Д. Парыгин выделял такие виды, как деловое и игровое, социально-ролевое и личностно-ориентированное, духовное и утилитарное, традиционное и инновационное общение.

А. А. Леонтьев при классификации видов общения исходил из того, что общение всегда осуществляется в условиях социокультурной среды, определенной социальной общности. Общение всегда по своей сущности является социальным, даже когда целью общения выступает удовлетворение биологических потребностей.

А. А. Леонтьев выделяет три вида общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное (групповое) и личностно-ориентированное. Эти виды общения различаются, прежде всего,по своим целям: выполнение функций в соответствии с социальной ролью, определенной предметной деятельностью, межличностным познанием и понимание людей.

В зависимости от содержания, целей и используемых средств выделяют следующие виды общения:

1. По содержанию акта общения: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное.

В процессе материального общения осуществляется обмен предметами и продуктами деятельности, в когнитивном — обмен знаниями, кондиционном — обмен психическими и физиологическими состояниями, мотивационном — обмен побуждениями, целями, действиями, интересами, мотивами, потребностями, деятельностном — обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

2. По целям общения выделяют: биологическое, социальное, духовное.

Биологическое общение — это вид общения, в котором удовлетворяются необходимые для поддержания, сохранения и развития организма биологические потребности. Социальное общение– это вид общения, целью которого является расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностный рост индивида. Духовное общение — это вид общения, целью которого является удовлетворение высших, духовных потребностей человека. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов различных потребностей человека.

3. По средствам общения выделяют: непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, вербальное, невербальное.

Непосредственное общение – это вид общения, который осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.). Опосредованное общение – это вид общения, который осуществляется с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение – это вид общения, при котором осуществляются личные контакты и непосредственное восприятие общающихся друг с другом в самом акте общения. Косвенное общение – это вид общения, при котором общение осуществляется через других людей, выступающих в качестве посредников. Вербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно речевые средства общения. Невербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно невербальные средства общения.

Как быть Леди:  Проактивный и реактивный подходы к жизни: ищем проблему в себе | МногоЗадачность

4.По видам социальной направленности человека выделяют: социально-ролевое, личностно-ориентированное, деловое.

Социально-ролевое общение — вид общения, в котором его участники предстают друг перед другом как носители социальных ролей, представители определенных социальных групп.Например: медсестра — пациент. Их отношения регламентированы установившимися в обществе правилами поведения, которые отражают их права и обязанности.

Личностно-ориентированное — вид общения, цели и содержание которого определяются направленностью на познание личности партнера по общению. Участники общения предстают друг перед другом как личности, т. е. они открывают друг другу свои намерения, мотивы, мнения, пристрастия, индивидуальные особенности, привязанности. Предметом личностно-ориентированного общения являются психологические проблемы общающихся людей, их интересы и потребности. В процессе этого общения внимание общающихся сосредоточено вокруг проблем,которые глубоко затрагивают личность человека: проблема смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к происходящим в жизни значимым событиям и т. д.

Деловое общение – это общение, которое включено как один из элементов в какую-то совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности. Содержанием делового общения является содержание деятельности, которая выполняется совместными усилиями. Целью делового общения является сотрудничество. Оно предполагает не только использование уже готовых техник общения, организующих людей для выполнения совместной деятельности, но и является условием развития техники мышления и новых форм поведения.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что общение выступает как взаимодействие людей, фактор развития личности, процесс обмена информацией, средство понимания другого человека, средство удовлетворения потребностей.

Некоторые социальные и экономические трансформации современного общества негативно отражаются на психическом и личностном развитии современных детей. Общая тенденция современного детства заключается в том, что взрослые игнорируют специфику дошкольного возраста и его особое значение для полноценного развития личности.В связи с изменениями социально-культурных условий жизни в последние десятилетия происходят: разрыв между поколениями детей и взрослых, дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями, распад разновозрастных детских сообществ, активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей, повышение ценности интеллекта и пр. Телевизор, компьютер, подменяют для маленького ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми, оказывая негативное влияние на становление психики и личности растущего человека.

Современная семья озабочена ранним развитием ребенка, формированием физического здоровья, получением престижного образования. Современные родители воспитывают ребенка «индивидуалиста», стремятся чтобы их дети были успешны, могли «чего-то добиться в жизни сами». Однако родители не учитывают, что индивидуализм, как ведущая позиция человека по отношению к обществу, мешает ребенку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Без понимания другого, без учета его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение со сверстниками.

Ваш психолог

Манере общения мужчин и женщин придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику прямо в глаза. Отведенный в сторону взгляд свидетельствовал о стыдливости, скромности, покорности. Правда, с веками нравы меняются. Теперь женщины взгляд не отводят. Наоборот, по данным Р. Экслайна, женщины чаще смотрят на интервьюеров, чем мужчины.

Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их более понятными и предсказуемыми по сравнению с женщинами. Мужской стиль подчеркивает независимость, склонность к действиям, характерный для людей, облеченных властью, а женский — взаимозависимость. Мужчины говорят с нажимом, перебивают собеседника, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются (Bartol, Martin, 1986; Carli, 1991; Johnson, 1993; Major et al., 1990; Cross, Madson, 1997). Правда, многое зависит от группы общения и позиции в ней мужчины. В чисто мужских группах мужчины улыбаются и смеются реже, чем женщины в чисто женских группах. Однако в смешанных группах мужчины-лидеры, общаясь с женщинами-подчиненными, и мужчины-подчиненные, общаясь с женщинами-лидерами, улыбались чаще, чем женщины (C. Johnson, 1993). Женщины же (особенно в разнополых группах) предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника — они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны. Они чаще задают вопросы, повторяя их, чаще выражают сомнение или отрицание по поводу своих высказываний, чтобы смягчить свое мнение и проявить хотя бы минимальную поддержку другому говорящему. Л. Карли с соавторами (L. Carli et al., 1995) нашли, что у женщин несколько больше, чем у мужчин, выражены оправдывающаяся интонация, дружелюбность в экспрессии лица, степень наклона и напряженность позы, спокойная жестикуляция. Женщины-лидеры смеялись одинаково часто при общении как с мужчинами, так и с женщинами (в отличие от мужчин-лидеров, которые смеялись лишь в присутствии противоположного пола — C. Johnson, 1993).

Мужское общение характеризуется большей эмоциональной сдержанностью, стремлением к доминированию, к креативным и рациональным способам взаимодействия (L. Carli et al., 1995). Мужчины общаются друг с другом на большем расстоянии, у них меньше принято обниматься и особенно целоваться. Это обусловлено, как полагают некоторые авторы, боязнью, что их заподозрят в гомосексуализме. Правда, эти нормы выдерживаются не во всех странах. В Марокко, как пишет Ш. Берн, мужчины свободно могут ходить по улицам, держась за руки или даже под локоть. Для мужчины содержание совместной деятельности важнее, чем индивидуальная симпатия к партнерам.

Женщины свободнее выражают свои эмоции и чувства, в том числе с лицами противоположного пола, они располагают бО

Льшим диапазоном межличностных дистанций, каждая из которых показывает определенный уровень близости с человеком (D. Forsyth, 1990). Вследствие большей социальной ориентированности женщины четче осознают те хрупкие связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Женский стиль общения связан с такими межличностными отношениями, для которых характерны подчиненные, либо социально желательные стратегии поведения, демонстрируя которые женщина опирается в большей степени на интуицию (G. Jones, C. Jacklin, 1988).

Обмен взглядами.

Как отмечают Е. Р. Слободская и Ю. М. Плюснин (1987), взглядов, направленных мальчиками на мальчиков, больше, чем направленных на девочек. У девочек взглядов, направленных на мальчиков, тоже больше, чем взглядов, направленных на девочек.

Правда, имеются и другие наблюдения. Так, В. Айкс и Р. Барнс (W. Ickes, R. Barnes, 1978) заметили, что юноши и девушки с традиционными представлениями о половых ролях реже смотрят друг на друга, реже разговаривают друг с другом, меньше улыбаются и используют меньше жестов при общении по сравнению с теми студентами, полоролевые установки которых более либеральны. Возможно, что эти особенности общения лиц разного пола друг с другом обусловлены стеснительностью, связанной с возрастными особенностями.

Как быть Леди:  ТЩЕСЛАВИЕ – Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни

Женщины чаще смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, у мужчин же таких различий нет (J. Hall, 1996).

Различия в обращениях.

Обращения, направленные к мужчинам и женщинам, тоже различаются. Р. Рубин (R. Rubin, 1981) выявила при опросе университетских преподавателей, что студенты называют по имени молодых преподавателей-женщин гораздо чаще, чем мужчин. Спортивные обозреватели называют теннисисток по имени гораздо чаще, чем теннисистов (соответственно в 53 % и 8 % случаев). В ласкательных прозвищах женщина превращается в еду или детенышей животных: сладкая, овечка, конфетка, котеночек, зайчик, цыпленок и т. п. По мнению психологов, это подтверждает отношение к женщине как человеку, имеющему более низкий статус.

Жесты, используемые мужчинами и женщинами в процессе общения.

Жесты во время общения используются мужчинами и женщинами в разных вариациях и с разной частотой. Мужчины чаще используют прикосновения к другим, чем женщины, последние предпочитают прикосновения к себе.

Жест доверия — «Купол» —

Пальцы соединяются наподобие купола храма (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Жест доверия

Это означает доверительность, но часто вместе с тем некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек очень уверен в том, что он говорит. Такую позу можно принять, чтобы вызвать абсолютное доверие к себе. Во время этого жеста руки могут находиться на разной высоте. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении сидя или чуть выше пояса в положении стоя.

Жест «руки, прикладываемые к груди»

(рис. 7.3) еще со времен Древнего Рима расценивается как открытость и честность. Женщины этот жест используют редко.

Рис. 7.3. Жест «Руки, прикладываемые к груди»

Защитное поглаживание шеи ладонью

(рис. 7.4). Во многих случаях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.

Рис. 7.4. Защитное поглаживание шеи ладонью

Для женщины типичный жест неуверенности — Медленное и изящное поднимание руки к шее

; если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно.

Для маскулинной манеры поведения характерны сидение с широко расставленными ногами, широкий шаг, разговор громким голосом (P. Gallaher, 1992).

Роль ростовых соотношений между мужчинами и женщинами.

В экспериментах М. Арджайла с группой оксфордских психологов выявилась четкая связь между «дистанцией разговора» и ростом собеседников, причем эта связь для мужчин и женщин оказалась разной. Чем выше мужчина, тем ближе он подходит к собеседнику и, наоборот, чем меньше рост мужчины, тем дальше он предпочитает находиться от своего собеседника. У женщин же наблюдалась прямо противоположная зависимость. Объясняют это авторы эксперимента тем, что в нашем обществе сложилась своеобразная «культурная норма» — мужчина должен быть высокого роста, а женщина, напротив, миниатюрной. Поэтому люди стремятся неосознанно соответствовать этим нормам. Рослому мужчине приятно стоять рядом со своим собеседником, а высокая женщина, наоборот, стремится отойти подальше, чтобы скрыть свой недостаток. Отсюда следует, что не нужно во время разговора близко подходить к высокой женщине или малорослому мужчине — им это будет неприятно. С другой стороны, к миниатюрной женщине или к рослому мужчине можно подходить почти вплотную — им это будет приятно.

Как отмечает В. М. Погольша (цит. по В. Н. Куницыной и др., 2001), мужской и женский стили общения в основном формируются под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипов, хотя не отрицается и роль психофизиологических особенностей. Действительно, вряд ли потребность девочек выражать свои эмоциональные переживания в общении со сверстницами тоже является лишь следствием подражания матери. Большинство девочек от природы более эмоциональны, а это значит, что у них сильнее выражена и потребность в разрядке эмоционального напряжения. Скорее поведенческие характеристики следует рассматривать как фенотипические, как сплав врожденного и приобретенного.

Виды общения по содержанию

В зависимости от того, чем именно обмениваются люди, выделяют:

  • материальное;
  • когнитивное;
  • кондиционное;
  • мотивационное;
  • деятельностное и
  • конвенциональное общение.

При материальном общении происходит обмен продуктами деятельности, например, в магазине. Когнитивное общение – это обмен знаниями. К нему прибегают учителя, воспитатели, лекторы, преподаватели кафедры, коллеги в научной лаборатории, инженеры на предприятии, сотрудники в офисе и т. д.

Кондиционное общение имеет целью изменить психическое состояние собеседника: утешить плачущую подругу, привести в боевую готовность спортсмена и т. д. В основе мотивационного общения – побуждение к тому или иному действию, формирование потребностей, установок: ребёнок хочет играть, а мама убеждает его сесть за уроки.

Виды общения по времени

Общение бывает кратковременным и долговременным. Кратковременное занимает от нескольких минут до пары часов. В процессе долговременного взаимодействия участники обсуждают способы решения предстоящих задач, а также самовыражаются, пытаются лучше узнать друг друга, укрепляют деловые или дружеские отношения, проверяют себя и партнёра на совместимость.

Виды общения по средствам

В зависимости от применяемых средств обмен информацией бывает:

  • непосредственным;
  • опосредованным;
  • прямым;
  • косвенным.

Непосредственное общение происходит с помощью органов, которые даны человеку природой: голосовые связки, руки, туловище, голова. Если для передачи информации используются объекты природы (палки, камни, следы на земле) и достижения цивилизации (письменность, теле- и радиовещание, электронная почта, скайп, социальные сети), – это опосредованное взаимодействие.

При прямом общении индивиды контактируют лично. Это может быть разговор, объятия, рукопожатие, научиться говорить перед людьми, ссора. Участники события видят друг друга без технических средств и сразу реагируют на высказывания, действия собеседника. Косвенное общение – это донесение информации через посредника (дипломата, адвоката и т. д.).

Виды общения по целям

Как превращать незнакомцев в друзей: секреты уверенного и непринужденного общения - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»С целью удовлетворения базовых потребностей и продолжения рода люди вступают в биологическое общение. К нему относят половую жизнь и кормление грудью.

Цели социального общения – установление контактов с другими людьми и собственный личностный рост. Кроме общих, существуют частные цели, коих ровно столько, сколько потребностей у каждого жителя Земли.

Добавляйте в свои реплики информацию о себе

Открыться и поделиться информацией о себе очень важно для развития беседы. Любой дополнительный вопрос или факт может повернуть разговор в совсем иное русло.

Добавляйте в свои реплики информацию о себе
По мере того как разговор будет развиваться в том или ином ключе, вы обязательно найдете общую тему. Источник

МИЛО: Отличная погода сегодня!

НИЛ: Точно! Самое время выгулять моего щенка на Эмбаркадеро. Наверное, много народу придет полюбоваться заливом. Вы бывали там?

Видите, как Нил ответил на вопрос? Он открылся, показав Мило, что не против продолжить разговор, и дав ему новые темы для беседы. Дальше Мило может спросить: «А где находится Эмбаркадеро?», или «Какой породы ваш щенок?», или «Оттуда видно мост Золотые Ворота?»

Чтобы поддержать беседу и разговорить собеседника, выйдите за рамки общих фраз и расскажите что-нибудь интересное о себе. Это поможет укрепить доверие между вами.

Другие виды общения

Кроме перечисленных видов, общение бывает:

  • деловое;
  • личностное;
  • инструментальное;
  • целевое;
  • вербальное;
  • невербальное;
  • формально-ролевое;
  • манипулятивное.

Содержанием делового общения выступает совместно выполняемая работа. Специалисты ведут переговоры, обсуждают подготовку отчёта, план работы на ближайшее полугодие и т. д. Вступая в личностное общение, люди интересуются мнением, настроением, внутренним миром друг друга, выражают отношение к явлениям, событиям окружающего мира, разрешают конфликты.

Инструментальное общение – это установление контактов для достижения каких-либо целей. К нему прибегают сотрудники, желающие сделать карьеру или просто быть успешными в труде (этому способствует умение взаимодействовать с разными людьми, выстраивать доброжелательные отношения), политические деятели (учатся убеждать, вести за собой) и т. д. Целевое общение призвано удовлетворять потребность в установлении контактов с другими людьми.

Вербальное общение осуществляется посредством звучащей речи и реализуется в форме разговора. Разговоры бывают формализованными (конференция, защита диссертации, протокольный приём), полуформализованными (светская беседа) и неформализованными (общение в быту).

При невербальном общении партнёры обмениваются «репликами» с помощью жестов, мимики, пантомимы, прикосновений (кивок головы, поднятая рука на уроке, помахивание рукой на прощание и т. д.).

Каждый человек имеет социальный статус и роль (преподаватель, заведующий кафедрой, директор компании, младший научный сотрудник и др.). Чтобы соответствовать положению, личность ведёт себя так, как предписано принятыми в социуме нормами.

Одним из способов взаимодействия между людьми выступает манипулирование. Желая склонить другого к каким-либо действиям, один из партнёров применяет манипулятивное общение. В ход идут лесть, угрозы, капризы и т. д.

Задавайте открытые вопросы

Открытые вопросы подразумевают развернутый ответ и дают собеседнику возможность высказать свое мнение.

  • «Что вы думаете о докладчике?»
  • «А когда здесь открывается лыжный сезон?»
  • «Где в этом городе лучшие магазины женской одежды?»
  • «На какую наживку вы рыбачите?»
  • «Не знаете, почему тот джазовый клуб закрылся?»

Задавайте главные вопросы журналистов (что, почему, где и как), если хотите получить от собеседника развернутый ответ. Так вы узнаете больше интересной информации и сможете поддержать беседу.

ДЖЕННИ: Что вы думаете о выступлениях клоунов с воздушными шарами?

ЛЮК: Честно говоря… Моему пятилетнему ребенку недавно подарили набор воздушных шаров на день рождения, и он сам может сделать большинство животных, которых мастерил клоун!

ДЖЕННИ: Набор воздушных шаров! Я бы не додумалась! Моя четырехлетняя племянница умна не по годам, ей бы понравился такой подарок. Не подскажете, где их купить?

Берите пример с Дженни. Один из лучших способов расположить к себе собеседника — спросить его о чем-то. Так вы покажете, что заинтересованы в теме разговора и продолжении беседы.

Зачем говорить «о природе и погоде»?


Как превращать незнакомцев в друзей: секреты уверенного и непринужденного общения - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»
Говорить легко!

Возможно, вы считаете разговоры «о погоде» пустой тратой времени и неизбежным злом, но они весьма полезны. Ведь что такое праздная беседа? Это легкое, приятное и непринужденное общение, помогающее людям познакомиться и узнать немного друг о друге перед тем, как развивать отношения.

В ходе такой беседы вы можете представиться, рассказать немного о себе и своих интересах и нащупать общие темы.

В ходе такой беседы вы можете представиться, рассказать немного о себе и своих интересах и нащупать общие темы.
Болтовня «ни о чем» — это что-то вроде запроса на участие в беседе на более серьезную тему, представляющую обоюдный интерес. Источник

Непринужденный разговор не преследует какой-то конкретной цели: неважно, о чем вы говорите, важен сам факт, что вы вообще заговорили с другим человеком. Такие беседы распространены во всем мире и выполняют важную функцию — они объединяют людей.

Роль разговора о пустяках совсем не пустячная: благодаря вежливым попыткам заговорить с незнакомцем вы сможете перевести общение в дружеское и более комфортное.

Используйте открывающие фразы

Итак, рядом с вами стоит человек с приветливым взглядом, явно расположенный к общению. Возможно, вы уже поздоровались, улыбнулись друг другу, обменялись рукопожатиями и познакомились. Теперь нужно начать непринужденную беседу, чтобы превратить этого незнакомца из чужака в друга.

Оглядитесь и найдите что-то, о чем можно завести разговор. Любая фраза о том, что происходит вокруг, будет хорошим вступлением к непринужденной беседе. Начните с простого наблюдения.

  • «Это новый председатель родительского комитета, да?»
  • «Лучшая речь, которую я когда-либо слышал!»
  • «И звание самого медленного лифта в мире достается… нашему лифту!»
  • «Похоже, снова начинается дождь. Угадайте, кто не захватил зонтик».
  • «Это портрет одного из отцов-основателей агентства?»

Заметьте, что все утверждения обезличены. В этом суть: с помощью таких невинных тем вы можете легко завязать общение. Вас не сочтут бестактным или назойливым человеком, который пристает с личными проблемами.

Как правильно истолковать жесты

Как узнать, интересуете ли вы парня? По «языку» тела можно много узнать об отношении парня к девушке и наоборот. Если он спрятал руки в карманы, это говорит о сильном эмоциональном напряжении. Попробуйте начать разговор, дотронувшись до его локтя. Разговорите его, найдите интересующую его тему.

О чем расскажут объятия? Это сильное доказательство заинтересованности.

  1. Если это происходит спереди прямо и сильно, то он рассматривает вас как пассию на один вечер. О серьезных намерениях расскажут объятия сзади, когда он обвивает руками шею. Он так намекает на то, что никому вас не отдаст, что вы и есть его объект восхищения.
  2. Если МЧ рядом с вами потягивается, то этот жест показывает равнодушие. Бегите, он не достоин вашего внимания! Но если кавалер потягивается, чтобы расправить плечи, то он пытается вас очаровать!
  3. Открытые касания демонстрируют неприкрытое сексуальное желание.
  4. На интимную близость намекает облизывание губ или прикосновение к ним рукой.
  5. При беседе подходит слишком близко. Это жест уверенного в себе человека. С ним вы не будете знать никаких проблем, но надо понимать, что такие люди немного эгоисты.

Мимика и взгляд тоже много расскажут о собеседнике:

  • Улыбается, чтобы расположить к себе девушку или флиртует.
  • Не смотрит на собеседницу. Возможно по уши влюблен, но не хочет, чтобы она узнала о его чувствах. Нельзя отбрасывать такой вариант – он женат, но сам ошеломлен тем, что вы его очень привлекаете.
  • Опускают глаза в пол: либо женат, либо скромный.
  • Пристально смотрят на губы. Жаждет припасть к ним в поцелуе, причем в неформальной обстановке.

Как представители разного пола выражают негативные эмоции?

  • Общение мужчины и женщины отличается не только количественным, но и качественным показателем.

В процессе разговора мужчины нацелены на обмен информацией. Для представительниц прекрасного пола общение – это способ эмоциональной разрядки. Обсуждая важные для себя события, они снижают уровень эмоциональности. В этом кроется ещё одна причина непонимания.

Рассказывая мужчине определённую ситуацию, женщина стремится «выговориться» и получить эмоциональную поддержку. Он же начинает давать советы, что собеседницу раздражает. Суть проблемы заключается в том, что советуя и объясняя ситуацию, мужчина проявляет свою заботу, в то время как женщине кажется, что её просто не слушают. Чтобы женщина получила желаемую поддержку, её необходимо просто выслушать.

    Особенности общения женщинзаключаются в том, что практически в любой ситуации оно отличается эмоциональностью.

Они выражают в разговоре и позитивные, и негативные переживания. Мужчины более сдержаны. Негативные состояния они переживают молча, самостоятельно обдумывая возможные варианты решения возникшей проблемы. Лучшей стратегией поведения для женщин в таких ситуациях будет оставить партнёра на время и дать ему возможность размышлять.

Не следует расспрашивать о случившемся, не нужно давать советы, когда об этом не просят. Если представителю сильного пола предлагают вариант выхода из ситуации, он воспринимает подобное поведение весьма негативно. Это трактуется как признак, что в него не верят и считают неспособным справиться с ситуацией самостоятельно.

    Особенности общения мужчинсостоят в том, что они категоричны в своих высказываниях, часто игнорируют замечания собеседников и стремятся доказать свою правоту.

Они часто вступают в споры, иногда склонны проявлять агрессивность. Женская позиция в разговоре более мягкая. Представительницы прекрасного пола прислушиваются к мнению других людей, особенно если это родные и близкие. Они чаще меняют свою точку зрения, избегают возникновения конфликтных ситуаций.

Женщины часто высказываются намёками, надеясь на то, что мужчины их поймут. Такое поведение является ошибочным, ведь представители мужского пола мыслят рационально и воспринимают все буквально. Именно поэтому им необходимо все говорить прямо, без подтекстов и намёков.

Лекарство от социальной тревожности

Вы видите неулыбчивое лицо или чувствуете отстраненность и сразу делаете вывод, что человек не хочет с вами общаться. Но возможно, эти отрицательные социальные сигналы не имеют к вам никакого отношения. Вероятно, человек только что обнаружил, что потерял ключи от машины или что его подруга ему изменяет, а вы думаете, что он хмурится из-за вас.

Узнали что-то новое о своем эго? А стоило бы. Возможно, у вас болезненное самолюбие, поэтому вы пытаетесь выглядеть отстраненно, как будто чем-то заняты. Или же, наоборот, всегда следите за тем, какое впечатление производите на людей. Просто на всякий случай — вдруг кто-то смотрит на вас.

В таком случае вам стоит запомнить правило 18/40/60, сформулированное психиатром Дэниелом Аменом. Вот оно:

В 18 лет вы переживаете, что подумают о вас окружающие; в 40 лет вас больше не волнует их мнение; в 60 вы осознаете, что никто о вас и не думал вообще.

У людей полно других интересных дел, кроме как критиковать вас. Но чувство смущения не дает вам этого понять. Из-за него вы не можете проявить вашу естественную общительность и доброжелательность. Это как если бы вас ослепили светом прожектора. Вы погружены в себя, поэтому не можете разглядеть собеседника сквозь яркий свет и сосредоточить на нем внимание.

Как насчет того, чтобы начать проявлять интерес к окружающим? Это сместит центр вашего внимания с вас (и вашего чувства неловкости) на собеседника и поможет завязать дружеский разговор.

По материалам книги «Говорить легко!»Обложка поста отсюда

Не будьте занудой

Первая кошмарная форма занудства — пространная лекция. Вам задают простой вопрос о работе или хобби, а вы отвечаете так подробно, будто хотите рассказать вообще все, что знаете. Вы отнимаете у собеседника 12 ценных минут жизни, тогда как он, вероятно, был готов дать вам лишь 45 секунд.

Вторая убийственная форма занудства — длинный и запутанный рассказ о самом себе. Вы чувствуете, что должны описать все события с самого начала и в подробностях сообщить, что и как вы делали.

Вот советы, как заинтересовать слушателей (преданных или нет) и удержать их внимание.

— Помните: праздный разговор состоит из пауз и переключения между темами, а не из глубокого погружения в одну тему и обсуждения одного вопроса.

— Люди не любят затянутых историй. Вспоминайте об этой великой истине каждый раз, когда хотите открыть рот. Понаблюдайте за теми, кто умеет говорить кратко и по делу. Подружитесь с фразой «если вкратце, то…».

— Представьте, что вы играете в теннис. Вы подаете и принимаете или только подаете?

— Сразу переходите к сути. Переходите к ней до того, как кто-нибудь вас перебьет.

— Перебросьте мяч на сторону собеседника. Если вы очень хотите подробно рассказать о своем замечательном приключении, предложите встретиться за чашечкой кофе чуть позже. Отдайте мяч собеседнику — он сам решит, принимать ли ваше приглашение.

— Внимательно наблюдайте за собеседником: не скучно ли ему? Если он смотрит вам в глаза, продолжайте говорить. Но если он отводит взгляд, то вам, вероятно, пора замолчать и дать ему слово. Научитесь определять, слушают ли вас по-настоящему или просто ждут, когда вы закончите.

Не отвечайте односложно

Некоторые считают, что надо говорить как можно меньше.

ОНА: Вы часто здесь бываете?

ОН: Нет.

Теперь вы или ваш собеседник должны заново придумать открывающую фразу, чтобы начать разговор. И это продлится ровно столько, насколько вам обоим хватит терпения.

Обратите внимание, часто ли вы отвечаете односложно на вопросы, открывающие разговор. Подобные скупые высказывания (да, нет, угу) звучат невежливо и рубят общение на корню.

Не говорите только «да» или «нет», даже если вопрос подразумевает односложный ответ. Добавьте простую фразу, чтобы дать собеседнику пищу для размышления, поддержку и стимул продолжать разговор: «Нет, я так не считаю»; «Да, я видел его»; «Да, спасибо»; «Нет, я здесь не парковался».

Обмен информацией в жизни

Перечисленные виды и стили общения редко встречаются в «чистом виде». Так, секретарь-референт женского пола, беседуя с директором предприятия, использует когнитивное, инструментальное, деловое, непосредственное, формально-ролевое, вербальное общение.

Разговаривая по телефону с подругой, применяет опосредованное, вербальное, личностное общение. Уйдя в отпуск по уходу за ребёнком, практикует биологическое, целевое, вербальное и невербальное взаимодействие. Все виды общения необходимы для формирования человеческой психики, освоение индивидом культурных норм и особенностей поведения в обществе, становления разумной, высоконравственной, физически и психологически здоровой личности.

Педагогическое общение

Как превращать незнакомцев в друзей: секреты уверенного и непринужденного общения - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»
Без общения невозможно эффективное воспитание и обучение детей. Под педагогическим общением подразумевается взаимодействие педагога и обучающегося, которое способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе и разностороннему развитию личности.

Работая с детьми, педагог выбирает один из стилей:

  • на основе увлечённости совместным делом;
  • на основе дружеского расположения;
  • диалог;
  • дистанцирование;
  • устрашение;
  • заигрывание.

Позитивными считаются способы взаимодействия на основе увлечённости совместным делом, дружеское общение и диалог. Творческий педагог-энтузиаст способен увлечь, заинтересовать детей, но, практикуя подобное, не допустит панибратства. Дистанцирование уместно, если этого требует логика образовательного процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые стили, их применение свидетельствует о профнепригодности педагога.

Полоса разгона

Праздная беседа — это полоса разгона скоростной магистрали. Выезжая на скоростную трассу, сначала вы следуете по полосе разгона, которая позволяет вам безопасно набрать нужную скорость, чтобы затем слиться с потоком машин.

Вы не можете попасть на шоссе, минуя полосу разгона, — и точно так же не можете завести разговор на серьезную тему сразу после знакомства.

«Полоса разгона» — обмен любезностями — дает вам время влиться в поток общения и нащупать тему, которая интересна вам и вашему собеседнику. Пустая болтовня — это в действительности скрытое изучение людей.

Во время непринужденной беседы не нужно пытаться отстаивать свое мнение и говорить на заготовленные темы. Ваш ум должен быть гибким и живым, готовым откликнуться на любую идею или высказывание собеседника.

Посылайте невербальные сигналы дружелюбия и общительности

Эти правила помогут вам лучше управлять невербальными сигналами.

1. Улыбайтесь

Искренне улыбайтесь людям при знакомстве, иначе вас запомнят хмурым и угрюмым. Можете даже потренироваться перед зеркалом, чтобы понять, какая мимика помогает вам выглядеть дружелюбно и жизнерадостно.

Искренне улыбайтесь людям при знакомстве, иначе вас запомнят хмурым и угрюмым.
Непринужденная беседа начинается с улыбки. Источник

2. Примите открытую позу

Открытая поза — это поза, при которой ваше тело развернуто к тому, с кем вы общаетесь. Руки и ноги не скрещены, голова и тело обращены к собеседнику. Расправьте плечи и разверните ступни в его сторону. Только не стойте по стойке смирно, иначе будете казаться напряженным. Ведите себя непринужденно.

3. Наклонитесь к собеседнику

Во время разговора наклонитесь к собеседнику или пододвиньтесь к нему поближе. Так вы покажете, что вас интересуют его слова, и продемонстрируете свою симпатию.

4. Установите зрительный контакт

Избавьтесь от привычки постоянно отводить глаза, рассматривать собственные колени или потолок во время разговора. Зрительный контакт помогает сосредоточиться на собеседнике, демонстрирует внимание, открытость и дружелюбие, а также сообщает о вашей отзывчивости.

У кого из нас потребность в общении больше?

Уже с раннего детского возраста у девочек потребность в общении больше, чем у мальчиков. С годами эта тенденция сохраняется. Представительницы прекрасного пола превосходят мужчин по вербальным способностям. У них более богатый словарный запас и выше скорость речи.

Главным в общении для мужчин является максимально быстрое достижение результата. Именно поэтому в разговоре они склонны говорить по сути, начиная беседу с важных моментов. Для представителей сильного пола важна логичность, последовательность и аргументированность высказываний.

Очень важным моментом, который достаточно часто приводит к конфликтным ситуациям, является то, что когда мужчина занят каким-то делом, он не будет поддерживать разговор. Для женщин естественно одновременно выполнять несколько дел и при этом обсуждать последние новости.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий