Как определить гипотезу в школьном проекте. Примеры гипотез. — Recenzent

Как определить гипотезу в школьном проекте. Примеры гипотез. — Recenzent Женщине

Классификация и характеристика гипотез

Существуют различные классификации гипотез. Гипотезы могут быть рабочими, причинными (каузальными) и описательными, абстрактными и конкретными, количественными и качественными, статистическими, нулевыми. 

Гипотезы делятся на простые и сложные. Простые гипотезы подразумевают условие выполнения нормы, сложные гипотезы — нескольких условий. Сложные гипотезы могут быть накопительными и альтернативными. 

Кумулятивная гипотеза сочетает реализацию нормы с одновременным наличием нескольких условий.

Альтернативная гипотеза устанавливает выполнение нормы в зависимости от наступления одного из нескольких условий.

По степени достоверности гипотезы бывают абсолютно определенными (простыми), относительно определенными (сложными) и даже неопределенными (при ​​необходимости), а по способу изложения — казуистическими и абстрактными.

По составу предположений, качающих исследуемый объект, гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогностические.  

Описательные гипотезы — это предположения о структуре объекта, его функциях, изучается статистическая и эмпирическая информация, качаются эмпирические факты. Если в качестве примера исследования рассмотреть взаимосвязь между конфликтными семьями и уровнем преступности несовершеннолетних, то на основании имеющейся статистической информации можно сделать вывод, какая часть опрошенных имеет прямую взаимосвязь, а в какой части эта взаимосвязь. отсутствующий.

Пояснительные гипотезы — это этап аналитического исследования, предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. С помощью объяснительных гипотез делаются попытки выявить причины социальных явлений, процессов, установленных в результате подтверждения описательных гипотез. 

Любое явление или событие, имеющее исследовательское значение для социолога, находится в целостной системе, оно может проявляться как тенденция или закономерность. Следовательно, необходимо создавать как объяснительные, так и прогностические гипотезы, содержащие высокий уровень знания социальной реальности.

Благодаря прогностическим гипотезам можно отразить самые разные явления, проанализировать некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем. В этом случае значимость результатов исследования начинает иметь значение для построения статистических рядов, которые, в свою очередь, воссоздают развитие социальных процессов в обществе.

Уже на более поздних этапах социального развития общества объективность прогностической гипотезы проверяется. В выводах определенной работы прогностическая гипотеза остается только гипотезой и часто недооценивается исследователями. Иногда, на основании результатов проверки и подтверждения гипотезы, описание того, что уже давно известно, это получается.

В качестве социального факта могут выступать: описание поведения людей, групп, сообществ; результаты человеческой деятельности; словесные действия; различные отношения и взаимодействия. Таким образом, изучение и включение в научный оборот ранее неизученных явлений или процессов — еще одна задача науки, в том числе социологии.

Существует еще одна классификация гипотез, которая делит их на общие (абстрактные) и конкретные. В качестве примера предположим, что суть забастовки — это проявление отчуждения труда, и чем выше уровень отчуждения, тем чаще происходят забастовки. Отчуждение труда — очень общее понятие.

В этой ситуации лучше использовать более конкретные термины. Таким образом, социолог-исследователь может предположить, что количество сочувствующих уменьшается с увеличением продолжительности забастовки. Еще одно предположение: с увеличением продолжительности забастовки вероятность заключения соглашения между конфликтующими увеличивается.

В опросе или наблюдении легче проверить конкретную гипотезу. Исходя из собственного опыта, можно предположить, что обе гипотезы верны. Источником гипотез является наш жизненный опыт, интуиция, а не подтвержденная гипотеза имеет для науки такое же значение, как и подтвержденная.

Если спорить, какая гипотеза имеет большое значение, то на первый взгляд кажется, что она конкретна. Но следует помнить, что степень конкретности гипотезы нельзя увеличивать бесконечно, поскольку она теряет свою объяснительную силу. Гипотеза должна быть о тенденции, а не о фактах.

Конкретная гипотеза находится между фактами и теорией, общим и единичным. Сильно завышенное конкретное предположение — это не гипотеза, это всего лишь суждение о том, как будут распределены проценты в том или ином случае. Для науки такие гипотезы не имеют значения.

Науке нужны обобщения. Конкретность и количество в цифрах не связаны. Гипотезы должны быть конкретными, но не обязательно выражаться численно. Гипотезу, содержащую числа, легко опровергнуть, поэтому ее научная ценность невысока. Чтобы быть конкретным, гипотеза должна быть достаточно обобщенной.

В некоторых случаях заказчик ставит задачу социологу на основе числовых формулировок, например: Если условия работы в бригаде №9 ухудшаются на 10%, то вероятность возникновения конфликтов увеличивается на 40%. Добиться подтверждения конкретных гипотез очень сложно, но в то же время они имеют большое значение для науки.

В то же время абстрактные гипотезы применимы ко всем явлениям. Если социолог выдвигает гипотезу о том, что мужчины, имеющие высшее образование и подающие на развод по моральным соображениям, с большей вероятностью снова вступят в брак, то, если гипотеза подтвердится, результаты полученного теоретического утверждения не могут быть распространены на всех женатых мужчин.

Другой пример предлагает Г.С. Батыгин: социологи в США проверяли предположение о том, что демократический тип лидерства в малых группах более эффективен, чем авторитарный. Исследования проводились в колледжах, научных коллективах и на предприятиях. Эта гипотеза не подтвердилась в армейских частях, демократический стиль руководства неэффективен в молодежных группах и политических партиях.

Тривиальные гипотезы не имеют научной ценности. Гипотеза должна обладать рядом качеств: она должна быть смелой, рискованной, оригинальной. Его результатом должны быть новые знания.  

Кроме того, гипотезы делятся на основные и второстепенные. Гипотезы, сформулированные до получения информации об исследуемом объекте, считаются первичными. Вторичные гипотезы формулируются после получения дополнительной информации об объекте. На начальных этапах исследования выдвигаются рабочие гипотезы, которые представляют собой исходные предположения о характере и свойствах исследуемых связей объекта. Типы и свойства гипотез показаны в таблице.

Понятие и сущность гипотезы в социологическом исследовании

Первоначальные задачи социологического исследования, во многом определяющие его успешность, научную и практическую значимость, решаются на первом, подготовительном и организационном этапе, при разработке программы.

Программа социологического исследования — это документ, раскрывающий изучаемую ситуацию и порядок ее изучения, в котором всесторонне обосновываются методологические подходы и методологические меры социологического исследования. Программа состоит из двух частей — методической и методической. Первый посвящен предмету исследования, второй — его методам.

Непосредственным поводом для проведения социологического исследования является наличие проблемы, реальной проблемной ситуации. Проблема — это все, что требует изучения и решения. В самом простом смысле это вопрос, на который нужно ответить, но для ответа недостаточно знаний.

Для этого ведутся исследования. Проблема отличается от проблемы, поскольку решение последнего знания заключается в том, что вам просто нужно использовать его, чтобы ответить на поставленный вопрос. Но если возникает проблема, то знания надо искать, получать.

Считается, что проблема основана на каком-то противоречии между фактами, или между фактами и методами объяснения, или между потребностями и возможностями их удовлетворения в сложившейся социальной ситуации. Социальная ситуация — это совокупность социальных факторов, влияющих на чувства, восприятия и поведение индивида или группы в системе взаимодействия в определенный период времени.

Как быть Леди:  Выдвижение и обоснование гипотезы научного исследования

С целью сбора информации для разработки эффективных методов решения сложившейся проблемной ситуации проводится социологическое исследование. Однако, если известны способы решения той или иной проблемной ситуации, есть соответствующий опыт или социальные технологии на других предприятиях, то, конечно, проводить социологические исследования нецелесообразно.

Программа исследования должна четко обозначить все противоречия, то есть сформулировать проблему, решение которой является фокусом исследования. Постановка проблемы должна более или менее точно отражать противоречия, для разрешения которых необходимо принятие соответствующих управленческих решений, содержание которых помогает охарактеризовать социологическое исследование.

Социальные проблемы в целом трактуются социологами как болезни общества. После постановки и обоснования актуальности проблемы выясняют, на какой результат ориентировано исследование и какими способами он достигается, то есть определяют цель и задачи исследования.

Рабочие гипотезы формулируются в процессе предварительного анализа объекта и выбора факторов, значимых с точки зрения решения проблемы. 

Гипотеза (от греч. Урохеуйт — предположение) — разумное предположение относительно объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, причин, факторов и тенденций их развития, которое требует эмпирического подтверждения или опровержения.

Выработка гипотез занимает центральное место в социологических исследованиях. Гипотезы могут быть научными, то есть основанными на хорошо известных теориях, или те, которые основаны на повседневном жизненном опыте и играют роль своего рода ключа для формулирования истинно научных гипотез.

Гипотетически обозначенные показатели интерпретируются эмпирически, то есть переводятся в адекватные вопросы анкеты, анкеты и т. д.

Подтверждение или опровержение гипотезы-следствия свидетельствует о справедливости гипотезы-причины. В зависимости от важности выполняемой роли гипотезы различают базовые и неосновные. В отличие от гипотез-причин и гипотез-следствий, которые логически взаимосвязаны, эти гипотезы представляют собой разные исследовательские задачи и кажутся сосуществующими друг с другом. Разумеется, основное внимание при формулировании гипотез уделяется основному предположению.

Чтобы проверить рабочие гипотезы, получить достоверные результаты социологического исследования, нужно знать, какую информацию нужно собирать, почему именно эту, а не другую и в какой форме. Решению этих вопросов способствует проведение специальных исследовательских работ, позволяющих сопоставить исходные теоретические знания с объективным состоянием действительности, социальной практикой.

Имеется в виду теоретическая и эмпирическая интерпретация исходных концепций, которая называется логическим анализом предмета исследования. Суть этого анализа заключается в структурировании основных понятий предмета и всестороннем объяснении их содержания.

Поскольку предмет исследования представлен через определенные абстрактные понятия, которые являются как бы символами изучаемого явления, то логическому анализу (разделению) подвергается не само явление, а воспроизводящие его понятия и категории. В целях описания предмета, наметить направление его последующего анализа, необходимо дать четкие определения категорий, используя для этого принято считать научные рецептуры (словари), а также исходя из логики, научная позиция и социальный опыт самого исследователя. Такая интерпретация носит логико-познавательный характер и называется интерпретацией.

Социологическое исследование должно проводиться только на основе категориального (линейного) аппарата. От этого во многом зависит успех теоретического анализа и глубина эмпирических исследований. Некоторые базовые концепции состоят из нескольких более узких концепций.

В связи с этим логический анализ, наряду с интерпретацией основного понятия, предусматривает выбор и интерпретацию тех простых понятий, которые в нем содержатся.  

Эмпирическая интерпретация и операционализация означают больше, чем теоретическое разъяснение основных понятий. Конечная цель — поиск аналогов в социальной реальности — эмпирических индикаторов исследуемых характеристик явлений, процессов, а также средств измерения или фиксации этих индикаторов-показателей.

Степень операционализации определяется типом исследования. Например, разведывательные исследования требуют меньшей операционализации, чем описательные исследования, не говоря уже об аналитических исследованиях. Пополнение категориального аппарата расширяет возможности оперативного измерения социальной реальности.

Разработка методологической части программы социологического исследования предполагает решение вопросов методологии и техники исследования, выбор наиболее приемлемых методов сбора, обработки и анализа первичной информации. При решении этих вопросов отправной точкой является определение общей и выборочной совокупностей.

Закон больших чисел, которому подчиняются все массовые процессы, является фундаментальным для отбора проб.

В зависимости от того, исследуется ли вся генеральная совокупность или ее определенная часть, различают общие, местные и выборочные исследования. Общие опросы — это опросы, при которых обследуется все население в целом, локальные — только его отдельная часть, выборочные — определенный процент от общей численности населения.

Примером исследования первого типа может быть опрос всех сотрудников предприятия с целью сбора информации для решения определенной социологической проблемы, второго — опрос сотрудников только одного подразделения и третьего — опрос только одного подразделения. наверняка, скажем, десятая часть всех сотрудников предприятия.

Однако при этом такой отбор респондентов должен быть обеспечен, чтобы их мнение максимально отражало мнение всех сотрудников, то есть было достаточно репрезентативным. Требование репрезентативности означает, что по определенным параметрам (критериям) состав опрошенных должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.

Выделены характеристики, значимые для изучаемого явления. Объекты представления и единицы съемки могут совпадать, а могут и не совпадать. В первом случае происходит так называемый одноступенчатый отбор проб. Большое количество единиц обследования или их размещение на большой площади требует многоступенчатой ​​выборки.

Таким образом, для многоступенчатой ​​выборки вовсе не обязательно иметь полную информацию обо всех единицах обследования. Для организации выборки на каждом следующем этапе достаточно иметь информацию об объектах презентации, выбранных на предыдущем этапе.

Инструменты социологического исследования представляют собой набор специальных документов (анкеты, анкеты, карточки для записи результатов наблюдений и др.), С помощью которых реализуются методы социологического исследования и необходима эмпирическая информация. многоэтапный отбор более гибок, чем одноступенчатый, и намного экономичнее.

Обратной стороной многоэтапного отбора является то, что возрастает вероятность ошибок репрезентативности: сложно четко идентифицировать ошибку и исправить ее. И если, скажем, первый этап отбора включает неполное количество относительно разнородных единиц, то после проверки на последнем этапе может произойти значительное искажение.

В процессе непрерывного отбора обследованию подлежат все единицы совокупности либо все объекты репрезентации переходят на следующий этап. При случайной выборке каждая единица генеральной совокупности имеет одинаковую или почти одинаковую вероятность быть включенной в выборку.

Случайная выборка может быть получена по датам рождения, фамилиям, начинающимся с определенных букв, таблицам случайных чисел и т. д.

Следует отметить, что в процессе эмпирического социологического исследования наряду с особыми социологическими методами сбора первичной информации о социальных процессах, явлениях, отношениях (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент) используются методы других наук (экономические, психологические и др.) может быть использован.

Как быть Леди:  Партнер психопат, почему не получается построить здоровые отношения с нездоровым человеком? -

Целенаправленная выборка — это такой отбор, для которого выбираются направленные единицы совокупности, и, следовательно, не каждая единица генеральной совокупности имеет шанс попасть в выборку совокупности.

Среди методов случайного выбора наиболее распространены вероятностные (или его упрощенный вариант — статистические); зонированные, а среди направленных — преимущественно квотные массивные или стихийные. 

Систематическая выборка заключается в том, что отбор осуществляется с определенным шагом — каждый десятый, двадцатый ли это любой другой человек.

Выборка гнезд — это выборка определенных статистических групп (гнезд) — бригад, студенческих групп, семей и т. д., Подлежащих обследованию.

Стратифицированная выборка — это выборка в несколько этапов, на каждом из которых изменяется единица выборки. Например, на первом этапе отбираются семьи по месту жительства, на следующем этапе — за пределами городского округа, затем уточняются нуждающиеся семьи и, наконец, нуждающиеся члены семьи.

В программе социологического исследования подробно рассматриваются методы обработки и анализа собранной информации.  

Сущность гипотез

Научная гипотеза — это теоретическое утверждение о возможной взаимосвязи нескольких явлений, сформулированных концепциями. Гипотеза содержит причинно-следственную связь между фактами. Существует два подхода к определению гипотез: согласно одному из них, гипотеза — это вероятностное знание, которое должно быть эмпирически доказано на основе фактов; согласно другому мнению, гипотеза — это новое знание, которое не содержится в исходных постулатах теории. теория.

Таким образом, есть два способа подтвердить гипотезу: эмпирический и теоретический. При экспериментальном подтверждении гипотеза получает право на существование. Теоретически обоснован его статус в системе научного знания, определены его место, функции и роль. По мнению методистов, гипотеза должна содержать двойной статус — быть теоретически и эмпирически верной.

Экспериментальное исследование отличается от прикладного тем, что его основная цель — проверка гипотез. Расширение научных знаний — это результат решения главной проблемы, а решение социальных проблем не может быть целью фундаментальных исследований.

Кроме того, целью не может быть сбор фактического материала. Профессиональные специалисты, такие как журналисты, опросы общественного мнения, также собирают факты и обобщают их. Однако такие работы не являются эмпирическим исследованием в социологии, поскольку они не выдвигают и не проверяют гипотезы.

Гипотезы — основа научной теории. Гипотеза основана на предполагаемой взаимосвязи явлений. Другие элементы тематического исследования, такие как программа, план работы, инструментарий, выборка, сбор, обработка и анализ данных, создаются для проверки гипотезы и играют служебную роль. Сама основа человеческого мышления — установление зависимости, связей, закономерностей.

Теория — это система гипотез, связанных отношениями выводимости. Гипотезы — одна из основных составляющих теории на этапе ее формирования и проверки. Проверяя теорию, специалист контролирует не столько саму теорию, сколько ее гипотезы. В случае истинности гипотез он доказывает истинность самой теории.

Кроме того, считается, что существует более сильное предположение о связи между гипотезами и теорией. Согласно этому мнению, гипотезы, проверенные в определенный момент специалистом, являются не частью теории, а всей теорией. Действительно, теоретически существуют постулаты — существующие гипотезы, которые со временем получили статус аксиом.

Но в науке нет неопровержимых истин. С этой точки зрения обе части теории — система аксиом и система только что выдвинутых гипотез — одинаково ненадежны. Таким образом, гипотезы составляют теорию. Не существует научной теории, получившей окончательное подтверждение, и любая из теорий может быть частично или полностью опровергнута.

Например, в течение долгого времени марксистская теория общества считается бесспорным и справедливым, но в начале 90 — х годов Россия перешедших к капитализму, возникли сомнения в правильности абсолютной теории, а затем она была опровергнута. 

В ходе исторического процесса стала очевидной невыполнимость некоторых постулатов марксистско-ленинской теории, таких как непрерывность перехода общества от стадии социализма к фазе коммунизма. Сторонники этой доктрины уверяют, что виной всему неправильное воплощение СССР; противники учения доказывают, что оно неверно.

Но абсолютно никакое поражение практики социализма не может опровергнуть теорию для ее сторонников. Сторонники каждой неверной реализации теории на практике ищут новые причины, избегают критики теории марксизма. Из этого следует, что марксизм всегда будет гипотезой, правильность которой человечество еще раз проверит экспериментально.

С точки зрения логики гипотеза — это условно категоричный вывод, который можно выразить формулой если… то…. Следовательно, любое предположение о социальной реальности можно рассматривать как гипотезу. Научная гипотеза — это вопрос, сформулированный в соответствии с научными правилами.

В качестве примера научной гипотезы приведем отрывок из исследовательского проекта Определение сознания солидарности и действий солидарности: возможность участия в акциях солидарности (рабочих) зависит от сознания солидарности на трех уровнях: уровне ценностей, уровень обобщенных установок и уровень поведенческой готовности к действию.

Процедура выражения гипотез играет важную роль в социологических исследованиях. Научная работа социолога во многом зависит от качества выдвигаемых гипотез. Зеттерберг выдвинул три критерия приемлемости гипотезы:  

  • эмпирические данные должны быть собраны в соответствии с предсказаниями гипотезы;
  • необходимо отвергать непроверяемые гипотезы;
  • необходимо сформировать, а потом отвергнуть альтернативные гипотезы, а должна остаться одна — проверенная.

Гипотеза основана в основном на опыте и интуиции исследователя. На первом этапе выдвижение гипотезы — это метафора, затем она логически интерпретируется, подвергается всестороннему изучению, редактированию и шлифовке. Второй этап называется разработкой гипотезы. От первого этапа его отличает рациональность.

При разработке гипотезы исходная и очень расплывчатая гипотеза становится набором конкретных и экспериментально проверенных частных гипотез.

В большинстве случаев толчком к социологическим исследованиям и созданию новой теории является интересная идея, направленная на решение проблемной ситуации. Сначала социолог изучает существующие работы по этой теме. Он изучает литературу, отбирает факты из других исследований, с помощью которых можно проверить выдвинутую гипотезу, конкретные следствия из нее проверяет уже в собственном исследовании.

С методологической точки зрения, разработка гипотезы подразумевает выдвижение как можно большего числа следствий. Поскольку количество последствий неизвестно, на практике они часто ограничиваются несколькими последствиями. Важно само наличие последствий. Количество следствий определяет качество теории. При выводе одного следствия есть вероятность получения ложной теории.

В качестве примера гипотезы предположим, что мужчины предпочитают жениться на девушках с более низким уровнем образования, чем они сами. Одной из причин может быть желание доминировать над семейными проблемами. Это предположение подтверждается анализом статистики, взятой из ЗАГСа.

Но гипотеза не учитывает разницу в возрасте супругов, вступающих в брак. В большинстве случаев мужчины женятся на женщинах, которые моложе их на 3 года и более. Но молодые партнеры, естественно, имеют более низкое образование. Таким образом, нельзя говорить о сознательном выборе мужчины.

Как быть Леди:  Когда очень страшно. Психолог рассказывает, как вести себя при панических атаках - Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Методологически это фиксируется как то, что за переменной образование была скрыта другая переменная — возраст, которая не была учтена в системе выдвинутых гипотез. При построении гипотез необходимо также учитывать жизненный цикл. Уровень образования мальчиков в возрасте 17-25 лет в среднем ниже, чем у девочек того же возраста, поскольку многим приходится служить в армии.

При этом параллельно есть сопутствующий факт: со временем уровень образования может выровняться, поскольку женщины, вышедшие замуж, родившие детей, бросают школу. Можно сделать вывод, что невозможно ограничить количество выдвигаемых гипотез без потери качества исследования.

В методологии высоко ценится не только выдвижение различных следствий из одной гипотезы, но и создание альтернативных гипотез. Если рассматривать гипотезу о том, что уровень образования мужчин, вступающих в брак, как правило, выше, чем у женщин, специалист выдвигает антагонистическую гипотезу: в молодых семьях с возрастом супругов не более 25 лет их образование составляет одинаковый.

Для проверки гипотезы можно проанализировать данные в банке данных по выборке семей, в которых возраст мужа и жены не превышает 25 лет. Когда гипотеза подтверждается, первая гипотеза опровергается, но это возможно при рассмотрении молодых семей. Однако это еще не все.

Проанализировав подвыборку молодых семей, специалист создает специальную подвыборку семей старше 25 лет, после чего анализирует распределение образования между супругами. Изучается период, когда мужчины служили в армии, получали образование, после чего строили профессиональную карьеру, одновременно повышая свое образование, а женщины, получив первое образование, рожают, уходят в декретный отпуск и ухаживают за детьми. дома.

Затем ученый анализирует, на какие еще переменные может повлиять разница в уровне образования между мужем и женой. Начинают появляться такие переменные, как количество детей и количество повторных браков. При сравнении выборки одиноких и замужних женщин можно предположить, что одинокие женщины выбрали экономическую независимость, профессиональную карьеру и семейное счастье.

В своем исследовании ученый выдвигает несколько различных гипотез и каждой дает альтернативу. В большинстве случаев социологи, опровергая гипотезы, считают, что они не преуспели как профессионалы или что сформулированная теория бесполезна. Иногда эксперты сознательно выдвигают только те гипотезы, которые подтверждаются.

Когда гипотезы подтверждаются или опровергаются, исследователь видит достаточно полную картину социальной реальности и надежно работающую теорию.

Характеристики гипотез

По мнению ученых, при тех же условиях предпочтительнее гипотеза, охватывающая более широкий круг объектов. С повышением уровня обобщения гипотезы ее значение для науки возрастает. Но с повышением уровня обобщения пропорционально возрастает сложность исследования и снижается истинность заключения.

Как правило, расширение гипотезы происходит в процессе тщательного распространения принятой модели на родственные социальные группы. При изучении зависимости выбора формы досуга от материального положения опрошенных студентов, то с определенной долей вероятности эта гипотеза может быть распространена на более широкие слои населения, такие как студенты и молодежь.

Следующая характеристика гипотезы — сложность. Определяется количеством переменных, входящих в его формулировку. Чем больше переменных включено в гипотезу, тем сложнее ее эмпирически доказать, тем труднее с ней работать аналитически. Гипотезы с одной переменной называются гипотезами минимального уровня сложности, с двумя переменными — гипотезами оптимального уровня. Гипотезы с большим количеством переменных требуют сложной процедурной поддержки.

Характеристики гипотез также включают проверяемость, специфичность, воспроизводимость, детерминизм, опровержимость, предсказуемость, связь, стабильность.

Одно из главных свойств гипотез — ее истинность. Есть два типа истинности гипотез. Логическая истина, когда она выводится из теории. Эмпирическая достоверность при проверке фактами. Логически истинное явление может быть одновременно и эмпирически ложным.

Ставя вопрос о соотношении теории и реальности, исследователь переводит теоретические утверждения в гипотезы. После обработки эмпирических данных предсказанные гипотезы могут оказаться верными в реальном мире. Если гипотеза будет проверяться экспериментально, то ее формулировка должна быть простой и понятной, кроме того, необходимо указать метод, средства или метод такой проверки. Второе условие очень важно: выдвигая гипотезу, ученый должен указать способы ее проверки.

Поэтому социологическое исследование — это не только постановка правильных вопросов и поиск полных ответов на них. Огромное место отводится гипотезам, проверка которых играет роль своеобразного противостояния теории и реального мира. Можно сказать, что проверкой одной гипотезы проверяется теория в целом, поскольку все гипотезы теории тесно связаны друг с другом.

Очень важно учитывать эмпирические факты, свидетельствующие не в пользу выдвинутой гипотезы. Рассмотрим пример из теории социального обмена Дж. Хоманса. 

В основе теории лежит позиция: чем чаще два человека взаимодействуют друг с другом, тем сильнее они укрепляют дружеские отношения. Но Хоманс не указал, о каком взаимодействии идет речь. Его торий подвергся критике. Заявление критиков основано на том факте, что если два конфликтующих человека часто взаимодействуют, то конфликт, а не дружба, усиливается. По мнению критиков, теория Хоманса имеет низкий прогностический потенциал.

Этот пример доказывает, что автору исследования необходимо указать объем теории и объем проверки гипотез. Чтобы определить границы области гипотезы, необходимо изучить широкий круг явлений, указать факты, которые ей противоречат, и выдвинуть либо новые предположения, либо вспомогательные или альтернативные гипотезы.

Предположим, прикладной социолог изучает взаимосвязь между моралью (социально-психологический климат в бригаде) и производительностью труда. Исходя из гипотезы о том, что высокий моральный дух на производстве положительно связан с высокой производительностью труда, он рассматривает не весь спектр явлений, а только те из них, которые, по его мнению, должны подтвердить выдвинутую им гипотезу.

Обнаружив доказательства в ее пользу, он публикует результаты проверки гипотезы. Однако коллеги, ознакомившись с результатом, указали автору на серьезную ошибку: увлекшись положительными связями, он упустил отрицательные. Фактически, к первой гипотезе следовало добавить по крайней мере еще одну гипотезу: высокая производственная мораль отрицательно связана с высокой производительностью труда.

Предположим, что сплоченная бригада прибегает к рестрикционизму из соображений классовой солидарности или по серьезным политическим причинам (в знак протеста против несправедливого обращения) коллективно организует забастовки, требуя улучшения условий труда.

Такое поведение очень распространено и подтверждает, что классовая солидарность отрицательно сказывается на высокой производительности, так как в одном случае рабочие снижают производительность (рестрикционизм), а в другом они вообще бросают работу (забастовка).

В заключение можно судить, что, ограничившись одной гипотезой, ученый не смог ее проверить. Критике подверглась не только область ограничений исходной гипотезы, но и была доказана ее эмпирическая ложность. В будущем для такой гипотезы необходимо указать сферу ее применения, определить эмпирические ситуации, к которым она применима, а к которым недопустима. Эта процедура называется конкретизацией гипотезы.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий