История мизантропии. Откуда берется человеконенавистничество и что в нем может быть хорошего — Нож

История мизантропии. Откуда берется человеконенавистничество и что в нем может быть хорошего — Нож Женщине
Содержание
  1. Причины мизантропии
  2. Кто это?
  3. Известные мизантропы
  4. Возможна ли мизантропия в цифровую эпоху?
  5. Может быть интересно:
  6. Этимология
  7. Коррекция
  8. Платон: ненависть к людям — психологическая проблема
  9. Признаки
  10. Чем отличается от социопата?
  11. Литературный прием, используемый автором, известен современному читателю по басням: физическая расправа над предателями символизирует избавление, очищение человечества от зависти, лести, жадности и других низменных проявлений нашей натуры и дарит надежду на перерождение.
  12. Морфологические и синтаксические свойства
  13. Цицерон: ненависть к людям — психическое расстройство
  14. В сказочной стране гулливер постигает истинную человеческую природу: люди развратны, жадны, глупы и воняют.
  15. Как общаться с мизантропом?
  16. Что не нравится мизантропам в людях?
  17. Богач тимон щедро одаривает своих друзей, убежденный в их искренности и преданности, а раздав все сокровища, обнаруживает, что льстецы, жадные до наживы, покинули его. разочарованный предательством вероломных товарищей, тимон начинает ненавидеть род людской и отправляется в добровольное изгнание.
  18. Профессор философии, преподаватель берлинского университета имени гумбольдта михаэль пауэн определяет таких людей как фриков, одиночек, которые не чувствуют себя принадлежащими к обществу, но лишь используют социум, чтобы от него отгородиться.
  19. Ненависть к человечеству vs. любовь к человеку
  20. Борец за справедливость
  21. Ненависть к человечеству — реальность xx века
  22. Цинизм итальянского политического деятеля был столь вопиющим по меркам той эпохи, когда добро абсолютизировалось, что не только некоторые современники, но и потомки предпринимали попытки интерпретировать трактат «государь» как сатиру.
  23. Кто такой мизантроп?
  24. Циник макиавелли: как уничтожать простых людишек
  25. Значение
  26. Ненависть мизантропа к самому себе
  27. Однако в пьесе английского драматурга он существенно усложняется: шекспировский тимон — самоубийца. причиной его добровольного ухода из жизни становится ненависть к самому себе:
  28. «освобождение», вынесенное в заглавие трактата майнлендера, может заключаться лишь в том, что мир, а вместе с ним и людские мучения прекратят свое существование.
  29. Ожесточённая личность
  30. «практическая любовь — обязанность всех людей по отношению друг к другу», — морализировал в «лекциях по этике» иммануил кант, считавший ненависть к человеку ужасной и достойной презрения.
  31. Мизантропы в культуре
  32. Моральные недостатки
  33. Работа для мизантропов
  34. Мизантропия по лукиану — созидательная сила
  35. Напротив, тираны, совершавшие чудовищные преступления против целых народов, преследовали вполне конкретные цели и были уверены в том, что искренне любят человечество, желают ему лучшего будущего и отдают свою жизнь ради него.
  36. Деструктивный потенциал мизантропии по шекспиру
  37. Сама ситуация, когда от нас ждут любви к людям и добродетели, а оптимистический взгляд на вещи и вера в прогресс должны удовлетворять и успокаивать, может стать триггером для человеконенавистнических импульсов.
  38. Джонатан свифт: люди развратны, жадны, глупы и воняют
  39. Святой винсент
  40. Рождественская история
  41. Таксист
  42. Мир создан милосердным богом, а значит, и чада его добры по своей природе — эта установка лежит в основе оптимистического мировосприятия в целом. а все, кто думает иначе, пытаются оспорить фундаментальную религиозную предпосылку. и должны гореть на костре.
  43. Мизантропия — дьявольское наваждение
  44. Синонимы
  45. Может быть интересно:
  46. Антонимы
  47. Любовь к человечеству: кант и гегель
  48. Если протагонист лукиана самосатского ограничивается лишь размышлениями о злой людской природе и желании причинить вред себе подобным, то герой шекспира активно содействует уничтожению человечества: он дает деньги алкивиаду, чтобы тот стер с лица земли афины, и подкупает куртизанку, подговаривая ее заражать всех сифилисом.
  49. Свифт, предлагая соотечественникам в свойственной ему гротескной мере просто скармливать детей англичанам, обнажает цинизм и жестокость новоиспеченных лендлордов.
  50. Мизантроп как маргинал
Как быть Леди:  Мужчина не вашей мечты: трус | Интерфакс-Запад: новости Беларуси и мира

Причины мизантропии

Психологи считают, что данное явление начинает формироваться в детстве, усиленно развивается в пубертатный период, когда у подростка обострено критическое мышление и стремление отстоять собственное «Я». Так как причиной мизантропии бывает обострённое чувство справедливости, то, как правило, мизантропами становятся выросшие в неблагополучной семье. Обиды на родственников могут стать причиной отрицательного отношения ко всему человеческому роду.

Жестокое обращение подавляет личность и способствует развитию ненависти.

Когда в семье ребёнок не чувствует себя безопасно, то развивается стойкое отрицательное отношение ко всему миру. Очень важно, чтобы малыш доверял своим родителям. Воспитательные моменты, влияющие на формирование отрицательного отношения к социуму:

  • частые наказания, насилие;
  • эмоциональная холодность родителей;
  • напряжённые отношения у матери с отцом;
  • призыв к моральной ответственности;
  • асоциальный жизненный уклад семьи;
  • противоположные точки зрения матери и отца по вопросам воспитания.

Причинами возникновения человеконенавистничества могут стать внутренние комплексы, неуверенность в себе. Иногда мизантропия является защитной реакцией на проявление агрессии, обесценивания. Такое поведение свойственно человеку с низкой самооценкой.

Порой личность с обострённым чувством справедливости сознательно выбирает мизантропию. Подобный выбор могут сделать чересчур чувствительные люди или субъекты, уставшие от общения.

Иной раз человек, столкнувшийся с предательством, начинает неприязненно относиться к людям, причинившим ему душевную боль. Если действие повторилось, то он переносит свою нелюбовь и на другие лица. Неслучайно в обиходе проскальзывают фразы типа «все женщины одинаковые» или «мужчинам верить нельзя».

Иногда девушка или юноша имеет проблемы при налаживании контакта с противоположным полом. Негативный жизненный опыт, помноженный на эмоциональную восприимчивость, приводит к ненависти. По этой причине происходят масштабные выводы относительно всего человечества.

Существуют впечатлительные люди с тонкой структурой души. Романтики часто смотрят на окружающий мир сквозь розовые очки, что в результате приводит их к разочарованию. После чего такие натуры отгораживаются от несовершенного общества, уединяются. Они перестают впускать в свою жизнь посторонних людей.

Одарённая личность нередко является причиной возникновения мизантропии. Талантливый человек порой начинает ощущать себя гением, а окружающих воспринимать как тупиц и бездарей. Он начинает испытывать презрение к другим и не удостаивать их своим вниманием или же относиться к несовершенным особям с большим снисхождением.

Нередко срабатывает защитный механизм проекции. В этом случае индивид не принимает самого себя, но трансформирует свои ощущения в неприятие других субъектов. Ему невыносимо находиться в обществе людей, поскольку те не разделяют его взглядов на окружающий мир.

Кто это?

Существуют люди, которые ненавидят других и чуждаются их. Они испытывают неприязнь и презрение к окружающим. Слово «мизантроп» переводится с греческого языка как «человеконенавистник». Это значит, что презирающие других избегают социальных контактов, не любят общество.

Как быть Леди:  Эвтаназия: что это, какие бывают виды, как проходит процедура, препараты для эвтаназии.

Человеконенавистник пренебрегает моральными ценностями, презирает людские слабости и ошибки. Нередко мизантропа печалит факт, что он сам обладает этими же человеческими недостатками. Моральные требования такого индивида настолько высоки, что по его меркам понимания добра и справедливости большинство живущих на земле являются мерзавцами.

Он не готов прощать человеческие промахи, пороки, неточности ни себе, ни посторонним людям.

Эти личности строят нормальные отношения с окружающими, ведут себя адекватно в трудовом коллективе, продвигаются по карьерной лестнице, но в то же время могут выражать своё пренебрежение и презрение к окружающим. Они бывают верными друзьями, но тщательно фильтруют своё окружение.

Мизантропы предъявляют завышенные требования к людям. Несмотря на отсутствие желания взаимодействовать с посторонними, нелюдимые личности нуждаются в романтических отношениях, крепкой семье и дружбе. Они нередко добиваются больших успехов в различных сферах.

Такие индивиды стремятся не избавиться от контактов, а ограничить их.

Мизантропия может иметь какое-то значение для человека. Одни избегают общества, наслаждаются собственным одиночеством, другие, наоборот, страдают от этого. Данная особенность человеческой психики не является врождённым качеством. Подросткам свойственно бунтовать против общества, но впоследствии их отношение к окружающему миру меняется.

Нелюбовь к себе и ненависть ко всему является противоположностью филантропии, призванной выражать благодушие и любовь к человеку. Филантропы стремятся помочь ближнему, а мизантропы предпочитают держаться подальше от всех. Это вовсе не значит, что человеконенавистники являются холодными и бесчувственными субъектами.

Известные мизантропы

Адольф Гитлер полагал, что его задумки способствуют установлению справедливости на планете. Впоследствии диктатор из негативного мизантропа по мере осуществления своих планов превратился в социопата. По вине этого субъекта население земного шара уменьшилось на много миллионов человек.

Знаменитые философы Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше являются самыми известными мизантропами. А. Шопенгауэр даже составил манифест, призывающий выражать недоверие ко всем, никогда не говорить лишнего окружающим, хранить в секрете свои тайны даже от лучших друзей, отвоёвывать побольше личного пространства, не уважать других и не испытывать нужду в людях.

Музыкант Стивен Патрик Моррисси призывает человечество к гуманному обращению с животными, но при этом открыто заявляет о своей нелюбви к людям. Писатель Джонатан Свифт известен как борец за справедливость. Он всю жизнь находился в оппозиции к действующей власти, ратовал за улучшение нравов, отличался своей бескомпромиссностью.

Известный русский путешественник, географ и учёный Н. М. Пржевальский относился к некоторым нациям с большой неприязнью. Он настаивал на империалистическом проникновении в восточные страны, подталкивал Россию к войне с Китаем и Туркестаном.

Как быть Леди:  Сильная личность 'Экстремал'

Возможна ли мизантропия в цифровую эпоху?

Мизантропия существует в парадигме мышления, в которой всё еще важен вопрос об истинной природе человека: каков же он на самом деле, плох или хорош? В XXI веке, в мире больших данных, где на первый план выходят бихевиоризм и концепция постправды, такая постановка проблемы, кажется, просто невозможна.

Самоценное существование человека замещается самопрезентацией в интернете, он превращается в объект или (в лучшем случае!) в актант.

Медицинские страховые компании собирают данные о состоянии здоровья клиентов при помощи фитнес-браслетов без нашего на то согласия, чтобы разработать наиболее успешную маркетинговую стратегию. Дистопический сюжет из «Черного зеркала» 2022 года о новейших технологиях, исключающих из общества маргиналов-мизантропов, стал реальностью в Китае, где социальный рейтинг вот-вот будет сказываться на доступе индивида с «неприемлемым» поведением к жизненным благам.

Может быть интересно:

«Я — гражданин третьего сорта». Как смартфоны помогают строить новое классовое общество по принципу благонадежности

Сначала история серийного убийцы Фрица Хонки ложится в основу романа Хайнца Штрунка. Затем произведение экранизирует Фатих Акин, и фильм попадает в основной конкурс 69-го Берлинского кинофестиваля. И наконец страшные события становятся реальной новостной повесткой — петербургского профессора вылавливают из Мойки с рюкзаком, в котором находят отпиленные руки его возлюбленной.

Оглядываясь вокруг, приходишь к неутешительному выводу: чтобы сегодня позволить себе роскошь не быть мизантропом, нужно обладать почти религиозной верой в человека.

Этимология

Происходит от др.-греч. μισάνθρωπος «ненавидящий людей», далее из μισέω «ненавидеть», далее из неустановленной формы ἄνθρωπος «человек», от ἀνήρ «мужчина, человек», далее из праиндоевр. *hner «мужчина».

Коррекция

Провоцировать появление мизантропии могут некоторые фильмы ужасов, войны, политические игры. Филантропы тоже наблюдают несовершенство мира. Но в отличие от мизантропов они хотят его исправить, предпринять усилия к его улучшению.

Человеконенавистникам избавиться от негативного отношения к миру можно с помощью действий, присущих филантропам:

  • сделайте первый шаг навстречу людям;
  • занимайтесь благотворительностью;
  • помогайте нуждающимся;
  • принимайте участие в благоустройстве прилегающей к дому территории и детской площадки, парковой зоны;
  • попробуйте организовать интересный досуг молодёжи;
  • вовлекайте талантливых людей в творческую или рационализаторскую деятельность, научные исследования.

Мизантроп начнёт общаться с людьми и поймёт, что делать полезные вещи приятно. Ему понравится нести добро в массы. Когда он почувствует, что сам может изменить любую ситуацию к лучшему, поменяет отношение к миру. Это поможет ему стать более терпимым к лицемерию и несправедливости.

В крайнем случае следует обратиться за помощью к специалисту. Психотерапевт обязательно выявит причину возникновения вашей проблемы и расскажет, как надо лечить израненную душу. Сама мизантропия не бывает причиной возникновения психических отклонений, но иногда сопутствует некоторым психиатрическим заболеваниям и влияет на их течение. В этом случае необходимо прибегнуть к помощи психиатра, способного назначить эффективное лечение.

Платон: ненависть к людям — психологическая проблема

Тенденция к стигматизированию мизантропии намечается еще в диалоге «Федон» Платона. Философ, знакомый с античными трагедиями, анализирует историю Тимона с поразительной психологической точностью:

«Ненависть к людям проникает в нашу душу тогда, когда мы слишком кому-нибудь доверяем без достаточных оснований и… спустя некоторое время находим его злым и вероломным, и точно также потом — другого. Если бы это испытал кто-нибудь много раз… такой человек… обманувшись, кончил бы тем, что возненавидел бы всех людей вообще…»

Но отдельные частные случаи не дают нам права заключить, что природа человека дурна и порочна. Потому мизантроп у Платона предстает ограниченным, чересчур наивным при выборе друзей:

«Не постыдно ли это… и не очевидно ли, что такой человек входит в общение с людьми, не обладая пониманием того, что относится к делам человеческим… что число людей вполне хороших или дурных, — то и другое невелико, а люди, занимающие середину между одними и другими, — многочисленны».

Обобщения, сделанные на основе негативного опыта, действительно страшный грех в философии и логике, но психологическая подоплека этой старой, как диалоги Платона, проблемы ясна: травма, полученная в результате сближения с другим, может лечь в основу ненависти к людям.

Признаки

Понять, что вы относитесь к категории мизантропов, можно по некоторым признакам. Понаблюдайте за своими эмоциями и действиями. Если вы порой чувствуете приступы агрессии по отношению к людям, то обязательно исследуйте свои ощущения.

На наличие мизантропических черт могут указывать следующие проявления:

  • нескрываемая неприязнь к обществу в целом;
  • презрение к человеческим порокам и слабостям;
  • нежелание работать в группах;
  • недоверие к людям;
  • поиск подвоха или провокации со стороны окружающих;
  • предпочтение переписки в мессенджерах или посредством СМС личному общению или разговору по телефону;
  • отказ от встреч в людных местах;
  • желание уединиться;
  • избегание проявления инициативы;
  • увиливание от разговора, даже направленного на достижение личных целей;
  • неумение заполнять паузы в диалоге пустыми темами;
  • недоверие к окружению;
  • предпочтение покупок через интернет посещению торговых точек;
  • нежелание родить собственного ребёнка и ненависть к чужим детям;
  • проявление брезгливости к некоторым, по вашему мнению, несовершенным созданиям;
  • прекрасное отношение к плохой погоде и различным стихийным бедствиям.

Чем отличается от социопата?

Психологи причисляют социопатию к психическому расстройству. Мизантропия не является болезнью. Оба понятия отражают ненависть человека к своему окружению и уверенность в собственной исключительности. Разница состоит в том, что мизантроп предпочитает просто отгородиться от людей, тем самым продемонстрировав свою неприязнь по отношению к ним.

В отличие от социопата мизантроп не стремится наносить увечья другим.

И те и другие причисляют большинство людей к серой безликой массе. По отношению к собственной персоне критичны. Основными отличиями социопата от мизантропа являются болезненные ощущения страха перед социумом, неумение осуществлять контроль над ними. Мизантропом чаще всего движет не страх, а брезгливость. Это обычный человек с завышенными требованиями.

Социопат не обладает способностью сопереживания. Он не умеет сочувствовать живым существам, игнорирует общественные нормы. Насильникам и убийцам чаще всего свойственна социопатия. Но далеко не каждый социопат обладает способностью грабить, насиловать, убивать.

Литературный прием, используемый автором, известен современному читателю по басням: физическая расправа над предателями символизирует избавление, очищение человечества от зависти, лести, жадности и других низменных проявлений нашей натуры и дарит надежду на перерождение.

Так раскрывается созидательный потенциал, казалось бы, разрушительного явления. Мизантропия дает импульс к личной трансформации: ненавидя людские пороки, легче от них избавиться.

О конструктивной составляющей этого явления рассуждает автор книги «Чудовище: наброски философии бегства от человечества» Ульрих Хорстман, немецкий профессор, специалист по английской литературе. Он воспринимает мизантропию как определенный тип мышления:

«Вылазки в запретные, не подлежащие толерированию, закрытые участки сознания, — говорит Хорстман в одном интервью, — не вызывали бы осуждения, если бы не те, кто прагматизирует ситуацию, воспринимает ее как императив, призыв к действию».

Он отмечает «профилактический» эффект мизантропического образа мыслей, который может стать своеобразным предупреждением и заставить человека отказаться от деструктивных поступков.

Морфологические и синтаксические свойства

ми-зант-ро́п

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -миз-; корень: -антроп-[Тихонов, 1996].

Цицерон: ненависть к людям — психическое расстройство

Точку зрения Платона, объяснявшего мизантропию не дурной природой человека, а его неспособностью разбираться в людях, развивает Марк Туллий Цицерон в философском трактате «Тускуланские беседы. Книга IV. О страстях». Римский мыслитель патологизирует эту черту, интерпретируя ее как своеобразный психический дефект:

«…болезни возникают от страха — таково женоненавистничество… таково и человеконенавистничество вообще, которое нам известно по Тимону-мизантропу, таково негостеприимство, — все эти болезни души рождаются из некоего страха перед вещами, которые человек ненавидит и которых избегает».

Называя мизантропию «болезнью души», в другом своем произведении, философском трактате «О дружбе (Лелий)», Цицерон утверждает, что только ненормальные, потерявшие внутреннее равновесие, ненавидят людей. Их поведение вызывает лишь негодование и оказывается, таким образом, за пределами категории социально приемлемого.

С легкой руки римского оратора мизантропия переходит из философской плоскости в психопатологическую — так возникает третья линия интерпретации этого феномена.

В сказочной стране гулливер постигает истинную человеческую природу: люди развратны, жадны, глупы и воняют.

В «Сатирическом памфлете» озабоченный общественным благом прожектер, от чьего лица ведется повествование, и вовсе призывает к каннибализму. Он предлагает ирландским беднякам продавать детей на съедение представителям высших слоев английского общества:

«Из одного ребенка можно приготовить два блюда на обед, если приглашены гости; если же семья обедает одна, то передняя или задняя часть младенца будет вполне приемлемым блюдом, а если еще приправить его немного перцем или солью, то можно с успехом употреблять его в пищу даже на четвертый день, особенно зимою».

Из-за подобных текстов, которые современники подчас воспринимали слишком прямолинейно, Свифт и завоевал репутацию человеконенавистника.

Исторический контекст проливает свет на причины мизантропии сатирика: он был в ужасе от того, какие страдания люди причиняют друг другу. Так, после выхода парламентского акта 1652 года «Об устроении Ирландии» все жители этого края, участвовавшие в антианглийских восстаниях, были полностью лишены земли, в результате чего от голода умерли десятки тысяч людей.

Как общаться с мизантропом?

Прежде всего не нужно пытаться переделать мизантропа — скорее всего, вы не получите ничего, кроме негатива. Лучшая стратегия — общаться нейтрально, по мере необходимости, уважая как свои границы, так и границы мизантропа. Если вы непременно хотите добиться расположения такого человека или даже подружиться с ним, старайтесь играть по его правилам, следите за реакцией. Если увидите, что слишком давите дружелюбием, позитивом, желанием общаться — отступите немного назад.

Помните, что он, возможно, ожидает от других неприязни в свой адрес, подвоха, чего-то негативного. Постарайтесь показать, что вы открыты, настроены на позитивное общение, но опять-таки — не навязывайтесь.

А еще подумайте, зачем вам нужны непременно тесные контакты с таким человеком? Если вы от него в некотором смысле зависите (например, он ваш начальник), достаточно делового, нейтрального общения. Если ваша цель — спасти, помочь, переделать, взять «неприступную крепость», то лучше сконцентрироваться на своих поведенческих сценариях, а не на особенностях поведения мизантропа.

Что не нравится мизантропам в людях?

Не секрет, что люди — далеко не идеальные создания с картинки, где все милы, улыбаются друг другу, пахнут лавандой и не знают, что такое насилие. Однако мизантропы возводят недостатки человечества в статус пороков. Всего есть три большие группы основных источников претензий.

Моральные недостатки

К ним относятся жестокость, безразличие к чужим страданиям, эгоизм, моральная лень, трусость, несправедливость, жадность и неблагодарность. Ущерб, причиненный этими пороками, можно разделить на три категории: вред, причиненный непосредственно другим людям, вред, причиненный непосредственно животным, и вред, причиненный косвенно как людям, так и животным в результате нанесения ущерба окружающей среде. Примеры этих категорий включают Холокост, животноводство, и загрязнение, вызывающее изменение климата.

Богач тимон щедро одаривает своих друзей, убежденный в их искренности и преданности, а раздав все сокровища, обнаруживает, что льстецы, жадные до наживы, покинули его. разочарованный предательством вероломных товарищей, тимон начинает ненавидеть род людской и отправляется в добровольное изгнание.

В поисках кореньев для пропитания бывший вельможа обнаруживает клад, посланный ему Зевсом, и декларирует новую жизненную установку:

«Пусть будет у меня имя — приятнейшее из всех — Мизантроп — Человеконенавистник, а отличительными чертами поведения — мрачность, суровость, грубость, злость и нелюдимость».

Такое умонастроение Тимона сюжетно оправдано, и несправедливое отношение людей к нему вызывает сочувствие даже в сонме богов. Этот непримиримый человеконенавистник намерен направить свою злобу в разрушительное русло:

«Если я увижу погибающего в огне и умоляющего потушить пожар, смолой и маслом буду тушить. <…> Это он получил бы по заслугам».

Но интерпретировать диалог можно и в символическом ключе. В «Тимоне» Лукиана показана целая анфилада человеческих пороков, и месть мизантропа роду людскому происходит в двух планах — реальном и аллегорическом.

Профессор философии, преподаватель берлинского университета имени гумбольдта михаэль пауэн определяет таких людей как фриков, одиночек, которые не чувствуют себя принадлежащими к обществу, но лишь используют социум, чтобы от него отгородиться.

Этому можно найти по крайней мере два объяснения. С одной стороны, сама позиция мизантропа заставляет установить дистанцию между ним и теми, кто приносит ему страдание.

С другой, на периферию жизни человеконенавистников, наученных горьким опытом взаимодействия с людьми, выталкивает их сознательный отказ от участия в игре, которую на протяжении тысячелетий ведет большинство мыслителей — носителей оптимистического мировосприятия.

Мизантропы в наивно стремящемся к счастью обществе становятся аутсайдерами. Пессимистически настроенные мыслители, оспаривающие утверждение «бытие прекрасно», — маргинализированная группа.

В книге «Пессимизм. История философии и метафизика от Ницше до Шпенглера» Михаэль Пауэн утверждает, что восходящая к Лейбницу установка «мы живем в лучшем из возможных миров» превращается в легитимированную ложь, ведь в этом случае индивидуальное страдание неизбежно обесценивается и игнорируется.

Ненависть к человечеству vs. любовь к человеку

В рамках оптимистической парадигмы мышления убийства, насилие и страдания, которые люди причиняют друг другу, воспринимаются как незначительный сопутствующий ущерб, и с ним человечество вынуждено мириться.

Пренебрежение индивидуальным, когда страдание и благополучие отдельно взятой личности, ее негативный опыт выносятся за скобки, в пользу общего приводит к тому, что некоторые мыслители и поэты выбывают из рядов человеколюбцев. Так, Фридрих Шиллер, в своей «Оде к радости» заявлявший:

Стремление к другому и открытость миру (которая оборачивается горьким разочарованием) — два разных импульса: любовь к отдельному индивидууму и ненависть ко всему человечеству не противоречат друг другу.

Борец за справедливость

Существуют мизантропы, мечтающие изменить мир с помощью реформ. Идеалисты тяжело переживают жестокое отношение к животным, любую людскую несправедливость. Им сложно наблюдать за ухудшением экологической среды. Они не переносят наличие разбросанного мусора, не терпят нецензурной брани, болезненно реагируют на войны и борьбу за власть. В результате ненавидят не мир в целом, а отдельных людей, имеющих отношение к непорядку.

Подобные личности обычно становятся инициаторами всевозможных реформ. Их ненависть направлена не на весь человеческий род, а на конкретные группы лиц, различные партии, отдельных личностей.

Мизантропы такого типа не отгораживаются от общества, а открыто осуждают его и предпринимают попытки исправить мир.

Ненависть к человечеству — реальность xx века

Перформативы типа «я люблю тебя» или «я ненавижу тебя» играют важную роль в коммуникации отдельных людей, но как они связаны с чувствами ко всему виду Homo sapiens?

Если верить Майнлендеру (и буддистам), человечества вообще не существует. И даже если им не верить, всё равно именуемого этим собирательным существительным субъекта, с которым мы вступаем в коммуникацию, нет — есть лишь обобщение, абстракция, и ей абсолютно «безразлично», быть любимой или ненавидимой.

При этом, если задуматься, ужасы XX столетия (например, колониализм, национал-социализм, сталинизм) учинили вовсе не ярко выраженные мизантропы.

Цинизм итальянского политического деятеля был столь вопиющим по меркам той эпохи, когда добро абсолютизировалось, что не только некоторые современники, но и потомки предпринимали попытки интерпретировать трактат «государь» как сатиру.

Так или иначе, в своих трудах Никколо Макиавелли с беспрецедентной откровенностью поднял проблему соотношения моральных норм и политической сообразности. Ярко выраженная человеконенавистническая установка как подоплека циничной позиции итальянского философа сказалась на репутации тех, кто недолюбливает род людской.

Идеи этого выдающегося мизантропа не теряют своей актуальности. Политтехнологи всего мира черпают из его главного труда «Государь» практические советы, а первое в России PR-агентство, с конца 1980-х занимающееся консультированием по политическим вопросам, даже не скрывает своей приверженности взглядам итальянского мыслителя. И называется гениально и просто: «Никколо М».

Кто такой мизантроп?

Мизантроп — это человек, который презирает, ненавидит других людей, испытывает к ним отторжение. Причем его пренебрежение относится вообще ко всем людям, что отделяет мизантропа от сексистов, расистов и противников отдельных групп людей.

Ему неприятно человечество как вид, подобно агенту Смиту, он считает, что homo sapiens — это вирус, который разрушает прекрасный мир, созданный природой. Поэтому человечеству нужно меньше размножаться, а в довольно радикальных формах мизогинии люди просто могут завернуться в простыни и самоликвидироваться.

Циник макиавелли: как уничтожать простых людишек

Интерес к проблеме человеконенавистничества, волновавшей еще античных мыслителей, возродился в эпоху Ренессанса — неслучайно участники Тридентского собора в 1546 году утверждали, что крупнейший труд итальянского мыслителя, философа и политического деятеля Никколо Макиавелли «Государь» написан рукой сатаны.

Общепризнанный мизантроп, автор одиозного сочинения, действительно, был далеко не высокого мнения о человеческой природе:

«О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива».

Значение

  1. мизантроп◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ненависть мизантропа к самому себе

Восприятие мизантропа как нелюдима, избегающего человеческого общества, представлено уже в диалоге Лукиана:

«Пусть Тимон один богатеет… пусть будет сам себе сосед и смежник, отбросив от себя других людей».

Социальная изоляция — удел мизантропа, и даже собственными похоронами он будет заниматься сам. Этот мотив появляется и у Шекспира:

Я ненавижу этот лживый мир!
Итак, Тимон, готовь себе могилу,
Ты ляжешь там, где будет разлетаться
О камень гробовой морская пена.

Однако в пьесе английского драматурга он существенно усложняется: шекспировский тимон — самоубийца. причиной его добровольного ухода из жизни становится ненависть к самому себе:

Тимон себя и всех себе подобных
Возненавидел! Гибни род людской!

Об этой деструктивной черте человеконенавистничества, направленного на самого мизантропа, говорит и Ульрих Хорстман: «Если я презираю род людской, то должен отдавать себе отчет в том, что и сам к нему принадлежу».

Подтверждением слов исследователя можно считать реплику Апеманта — своеобразного двойника Тимона из шекспировской пьесы:

Ты сам себя отверг,
Еще когда ты был самим собою.

«освобождение», вынесенное в заглавие трактата майнлендера, может заключаться лишь в том, что мир, а вместе с ним и людские мучения прекратят свое существование.

Философ-пессимист мечтает об этом, ведь жизнь — страдание, Бог — мертв, а лучший исход — апокалипсис:

«Всё, что существует в мире, порождено злом: весь мир, состояние человечества, законы и естественный порядок вещей — всё это лишь зло».

Хорошо только то, чего нет. Сказанное относится и к «венцу творения». Майнлендер дистанцируется от человечества не в фантастических путешествиях, как Гулливер Свифта, а в собственном сознании, исходя из того, что его самого, мира и людей не существует.

Ожесточённая личность

Сильное презрение к людям нередко подталкивает ожесточённого человека к скандалам. Такой субъект при любом удобном случае лезет на рожон. Некоторые бывают опасны для общества. Они люто ненавидят окружающих и стремятся их уничтожить. Чаще всего их пыл сводится к словесному негодованию.

Ради нанесения обиды посторонним готовы пожертвовать собственной свободой и даже жизнью. Другие ожесточённые личности, видящие исключительно негативную сторону мира и уверенные в невозможности его изменения к лучшему, выбирают путь затворничества и отшельничества.

«практическая любовь — обязанность всех людей по отношению друг к другу», — морализировал в «лекциях по этике» иммануил кант, считавший ненависть к человеку ужасной и достойной презрения.

Ведь каждый живущий на земле индивид должен позитивно идентифицировать себя с социумом (в широком понимании этого слова), а не отграничиваться от него.

По мнению Михаэля Пауэна, наиболее полно и последовательно такая позиция выражена в трудах одного из основателей классической немецкой философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. В основе мировоззрения мыслителя лежит оптимистический взгляд на мир, в целом присущий эпохе Просвещения. История человечества рассматривается как своего рода теодицея, оправдание Бога, и доказательство того, что мир прекрасен.

Мизантропы в культуре

Слово мизантроп происходит от греческого misanthrōpos, его распространению по Европе XVII века поспособствовала одноименная пьеса Мольера, хотя герои с аналогичным складом характера встречались и у Уильяма Шекспира, и позже у Гюстава Флобера.

На сегодняшний день, когда человечество осознало и признало свои недостатки, образ мизантропа часто появляется в кино и сериалах: то как злодей, то как объект для смеха. Вот несколько историй о мизантропах.

Моральные недостатки

К ним относятся жестокость, безразличие к чужим страданиям, эгоизм, моральная лень, трусость, несправедливость, жадность и неблагодарность. Ущерб, причиненный этими пороками, можно разделить на три категории: вред, причиненный непосредственно другим людям, вред, причиненный непосредственно животным, и вред, причиненный косвенно как людям, так и животным в результате нанесения ущерба окружающей среде. Примеры этих категорий включают Холокост, животноводство, и загрязнение, вызывающее изменение климата.

Работа для мизантропов

Лучшая работа для мизантропа — та, что позволяет минимизировать нежелательные контакты с людьми, их слабостями и ошибками. Конечно, многие личности такого типа ценят фриланс и удаленную занятость. Также подойдут варианты, которые в принципе не требуют контакты с другими — вроде лесничего, охранника, дальнобойщика и пр.

Мизантропия по лукиану — созидательная сила

Первого в истории мизантропа звали Тимон, и родом он был из Афин. Этот несомненно важный для европейской культуры персонаж появляется во многих произведениях не только античной письменности, но и литературы Нового и Новейшего времени.

Один из самых ранних текстов, в которых возникает фигура афинского человеконенавистника, — диалог Лукиана Самосатского «Тимон, или Мизантроп». Сюжет, положенный в основу этого произведения, широко известен.

Напротив, тираны, совершавшие чудовищные преступления против целых народов, преследовали вполне конкретные цели и были уверены в том, что искренне любят человечество, желают ему лучшего будущего и отдают свою жизнь ради него.

«Почему же они в таком случае резали людям глотки?» — писал в середине XIX столетия мыслитель-провокатор, основатель философии индивидуалистического анархизма Макс Штирнер.

Любовь к человечеству иногда оказывается смертельной для отдельных его представителей. Мизантропия же, напротив, может скорректировать эту установку и стать своеобразной философской терапией, создающей дистанцию между мыслителем и объектом его изучения — человеком.

Деструктивный потенциал мизантропии по шекспиру

Разрушительное начало мизантропии показано, пожалуй, в самой известной обработке сюжета о человеконенавистнике — в пьесе Уильяма Шекспира «Тимон Афинский»:

Я мизантроп, людей я ненавижу.
Вот будь ты псом, я мог бы хоть немного
Тебя любить.

Даже когда бывший вельможа вновь обретает состояние, ненависть Тимона к людям не ослабевает.

Сама ситуация, когда от нас ждут любви к людям и добродетели, а оптимистический взгляд на вещи и вера в прогресс должны удовлетворять и успокаивать, может стать триггером для человеконенавистнических импульсов.

С подобными раздражителями мы постоянно сталкиваемся в повседневности: социальные сети создают иллюзию тотального счастья и благоденствия, которые сулит нам общество потребления. Созерцание культивируемых удовольствий зачастую приводит к депрессии и человеконенавистничеству — у одних не получается соответствовать негласным стандартам успешности, другие просто не желают участвовать в сеансе коллективного гипноза.

Джонатан свифт: люди развратны, жадны, глупы и воняют

«Я люблю Джона, Джил и Джека, но я глубоко ненавижу человечество», — писал еще один общепризнанный мизантроп XVII века Джонатан Свифт.

Ирландский сатирик отправил протагониста своего романа «Путешествия Гулливера» не только в страну лилипутов и великанов, но и к благородным лошадям гуингнгмам, которые содержали отвратительных людишек еху в качестве домашних животных.

Святой винсент

2022, реж. Тед Мерфи

Мегги только развелась и переехала в другой город вместе со своим маленьким сыном. Она работает круглые сутки и, чтобы ребенок не оставался подолгу один, просит соседа — ветерана войны во Вьетнаме — присматривать за мальчиком. И ей совершенно не бросается в глаза, что дорогой Винсент ненавидит людей.

Рождественская история

2009, реж. Роберт Земекис

Ставшая классической история, написанная Чарльзом Диккенсом и экранизованная множество раз. Эбенезер Скрудж — ожесточившийся скупец, который ненавидит радость и праздник, вместе с тремя духами Рождества отправляется в путешествие через свое прошлое, настоящее и будущее.

Таксист

1976, реж. Мартин Скорсезе

Трэвис Брикл — ветеран Вьетнамской войны — он работает таксистом в ночную смену и смотрит на жизнь города через ветровое стекло. Ночь обнажает город так, что Трэвис видит все его изъяны, и люди с их ночной жизнью становятся ему противны.

Мир создан милосердным богом, а значит, и чада его добры по своей природе — эта установка лежит в основе оптимистического мировосприятия в целом. а все, кто думает иначе, пытаются оспорить фундаментальную религиозную предпосылку. и должны гореть на костре.

Интересно, что провозглашение любви к людям в качестве незыблемого идеологического постулата привело к селекции невиданного до тех пор размаха: верившие в прекрасную природу человека апологеты христианского учения с чувством выполненного долга жгли ведьм и еретиков.

Мизантропия — дьявольское наваждение

Христианское Средневековье идет еще дальше по намеченному Цицероном пути, считая мизантропию дьявольским наваждением. Любовь — единственное чувство, допустимое по отношению к человеку, творению Божьему. А ненависть к людям — от лукавого.

Синонимы

  1. человеконенавистник

Может быть интересно:

«Я — гражданин третьего сорта». Как смартфоны помогают строить новое классовое общество по принципу благонадежности

Антонимы

  1. частичн.: филантроп

Любовь к человечеству: кант и гегель

Уже в эпоху Просвещения хорошее отношение к себе подобным простиралось так далеко, что любые проявления мизантропии или индивидуализма купировались.

Если протагонист лукиана самосатского ограничивается лишь размышлениями о злой людской природе и желании причинить вред себе подобным, то герой шекспира активно содействует уничтожению человечества: он дает деньги алкивиаду, чтобы тот стер с лица земли афины, и подкупает куртизанку, подговаривая ее заражать всех сифилисом.

Такова и классическая супергероика нашего времени — типичный злодей, например Пингвин, противник Бэтмена, несомненно, продолжает эту традицию.

Свифт, предлагая соотечественникам в свойственной ему гротескной мере просто скармливать детей англичанам, обнажает цинизм и жестокость новоиспеченных лендлордов.

Историко-литературный парадокс: человеконенавистником прослыл тот, кто привлек внимание общественности к реальным проявлениям мизантропии.

Мизантроп как маргинал

Отказ от идентификации с человечеством — и от себя самого — делает мизантропа маргиналом.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий