- Что это такое и чем отличается от фантазии
- Что такое эскапизм?
- Механизм работы: что, как, почему и зачем?
- Правда ли, что у детей воображение лучше
- 10 качеств творческого человека
- Активное воображение
- Ассоциации
- Воображение и возраст
- Как развить воображение: шесть способов
- Ищите новые хобби
- Мечтайте
- Гуляйте
- Окружайте себя креативными людьми
- Играйте
- Окружайте себя синим цветом
- Каким оно бывает
- Книги
- Методы и упражнения для детей
- Пассивное воображение
- Приемы для развития воображения у взрослых
- Роль воображения в жизни
- Почему воображение важно
- Помогает ли воображение достигать успехов в работе
- Правда ли, что у детей воображение лучше
- Как понять, что у человека нет воображения
- Творчество
- Типы воображения
Что это такое и чем отличается от фантазии
Воображение – это способность человека создавать в голове образы, представления и идеи объектов, основанных на реальности.
Именно логическая обоснованность отличает воображение от фантазии, которая представляет собой вымышленную ситуацию, создаваемую нашим сознанием. Фантазия не соответствует реальности, не подчиняется здравому смыслу, а лишь выражает желания человека.
Приведу простой пример. Представьте себе кошку. Получилось? У каждого из вас она вышла разного окраса, размера. Кто-то вообразил обобщенный образ с четырьмя лапами и ушами, а кто-то представил питомца в мельчайших деталях. Так сработало ваше воображение. Вы не раз видели в реальной жизни кошку, а потому воссоздать ее в своей голове вам не составило труда.
А теперь другой эксперимент. Если вас попросить придумать необычное животное, вы начнете фантазировать, т. е. сочинять. Ваши представления не будут основаны на пережитом опыте, физических законах и прочих знаниях. Можно насочинять что угодно, никаких ограничений нет. Вот это и называется фантазией.
Узнайте, какую роль играет воображение в запоминании.
Что такое эскапизм?
Эскапизм — это синоним бегства, неважно куда: работа, секс, искусство, жизнь, религия, отдаленные деревни, монастыри, разговоры на форуме, игры, опьянение или психотропные вещества. На фоне таких «интересов» бегство в мир фантазий выглядит безобидным. Но это только на первый взгляд.
Мир, придуманный фантазией, выглядит более привлекательным, чем реальность. Именно последнее спасает психику от разрушения. Но постепенно такие «игры разума» заменяют реальный мир воображаемым. Когда граница между иллюзией и реальностью ослабевает, исчезает самоконтроль, чувство ответственности за свою жизнь, желание что-то улучшить, чего-то достичь. Поэтому возможна деградация, спуск в психоз или развитие расстройств личности. А это уже диагноз.
Что делать в такой ситуации? Отступите назад и посмотрите на это со стороны. На самом деле, надуманная иллюзия становится мощной силой только тогда, когда она побуждает к действию. Важно различать разные формы фантазии:
- Сладкие мечты похожи на «розовые очки», в которых нет места реальности — не очень хороший знак.
- Фантазии, которые заряжают вас энергией, двигают вперед — полезны.
Есть еще один секрет: воплощать фантазии в реальность гораздо интереснее, чем фантазировать ни о чем.
Механизм работы: что, как, почему и зачем?
Умственная деятельность человека протекает в двух режимах:
Чудеса фантазии рождаются в распределенном режиме. Мозг работал в собранном режиме. Он собирал и упаковывал информацию с подарочных сайтов, раскрывал тайные архивы воспоминаний. Тогда лучше дать ему отдохнуть. Во время отдыха происходит обработка новой информации, создаются новые связи между нейронами. Когда все готово, открытие приходит само собой — нестандартное и полезное.
Чтобы понять, как работает фантазия, обратимся к исследованиям, проведенным нейрофизиологами Калифорнийского университета. Представьте себе человеческий мозг, состоящий из миллиардов нейронов. Это библиотека опыта и знаний, пополняемая на протяжении всей жизни.
Это хранилище всех мелочей. Это хранилище всего забытого и неосознанного. И даже наспех просмотренная книжка с картинками займет свое место в хранилище нейронов. Некоторые залы библиотеки всегда открыты, другие приоткрыты на мгновение, третьи скрыты за коваными решетками и тяжелыми замками условных знаков.
Каждую секунду сознание обращается к этому хранилищу информации. Получив запрос, мозг использует резервы рабочей памяти и направляет свой мыслительный процесс по проторенному пути к группе нейронов, в которых хранится запрашиваемая информация. Например, если вы хотите решить уравнение, ваш мозг направит вас к тем нейронным связям, которые хранят алгоритм этого действия. Чем привычнее и рутиннее задача, тем быстрее приходит решение.
Но что происходит, когда человек посылает нетрадиционный запрос своему подсознанию? Привыкшая к рутинному однообразию, рабочая память направляет мышление по проторенным путям. Полученный ответ оказывается либо очень обычным, либо совершенно неправильным.
Ситуация знакома каждому. Пример: 23 февраля и выбрать подарок для любимого человека. Какая первая мысль приходит ему или ей в голову? Носки! Возможно, пена для бритья, складной нож, нижнее белье, дезодорант. Через этот список проходят 90% девушек. Именно здесь возникает необходимость мыслить творчески. Казалось бы, мелочь, но сколько проблем и душевной боли?
Что происходит в голове у человека, наделенного даром магической фантазии?
- Первые варианты отбрасываются,
- запрос меняется с «Что подарить?» на «Необычные подарки на 23 февраля»,
- запускаются новые схемы, предлагаются новые решения.
Если идеи не удовлетворяют, запрос меняется снова, и так далее, пока не будет достигнут желаемый результат. Никто не знает, через какие уголки подсознания пройдет мысль. Все зависит от количества соединений. В поисках идей для подарка девушка наткнется на увлечения своего возлюбленного; она вспомнит восхищенного мистера Штопора или коллекционную бутылку вина.
Правда ли, что у детей воображение лучше
У детей воображение действительно работает активнее: для взрослых мир знаком, а ребенок только начинает в нем осваиваться. Воображение необходимо ему для наблюдения, создания и осмысления новых образов.
Во время конференции TEDxTucson доктор Джордж Лэнд рассказал о длительном исследовании NASA в области креативности: 1 600 дошкольникам в возрасте 4–5 лет предложили решить некую проблему новым способом. По результатам теста 98% детей набрали количество баллов на уровне «творческих гениев».
Кандидат психологических наук Александр Веракса отмечает, что отсутствие воображения у ребенка — признак патологических процессов, часто — синдрома раннего детского аутизма: без воображения невозможна игра, с помощью которой ребенок примеряет на себя «взрослые» обязанности — готовку, вождение автомобиля, воспитание малышей.
10 качеств творческого человека
У творческих людей есть характерные психологические черты. Жан Котро уверен: каждый может развить их у себя.
1. Упорство,
подтверждающее наличие мотивации. «Умение сосредоточиться на одном занятии, настойчивость вопреки неудачам – это главные факторы, которые определяют способность к творчеству», — поясняет Жан Котро.
2. Открытость новому опыту:
любознательность, эмоциональная открытость, гибкость мысли, эксцентричные взгляды и убеждения – во многом благодаря им у нас возникают оригинальные идеи и решения. Все одаренные люди обладают такой открытостью.
3. Уверенность в себе:
самоуважение (а иногда и завышенная самооценка) способствует эмоциональной устойчивости. Благодаря ей легче устанавливать и поддерживать социальные контакты, что необходимо для творческого человека: ведь таким образом он становится известен публике. Кроме того, высокая самооценка позволяет в случае неудачи сохранить стремление к творчеству.
4. Мышление, которое не совпадает с общепринятым.
У него три составляющие: оригинальность (необычность мыслей), переменчивость (множество идей) и гибкость (новые идеи в разных областях). Даже на банальный вопрос человек с таким типом мышления никогда не отвечает банально.
5. Мышление Януса.
У этого древнеримского бога, как известно, было два лица, обращенных в противоположные стороны. Такому способу мышления свойственно сосуществование противоположных тенденций, легко допускающее радикальную смену точки зрения. Например: «Сегодня я оденусь в черное… нет, лучше во все белое!»
6. Андрогинное мышление:
оно позволяет творческому человеку освободиться от стереотипных представлений о мужском и женском («Госпожа Бовари – это я!» – так, говорят, однажды воскликнул Флобер).
7. Быстрота обработки информации:
находчивость в ответах, быстрота мысли, любовь к сложности – творческий дух жонглирует идеями без всякой самоцензуры.
8. Способность представлять альтернативные миры –
мечтать об иных перспективах, иной логике… Творческие люди часто предаются таким вроде бы детским занятиям.
9. Быстрое решение проблем:
внезапное озарение – и решение словно возникает из ниоткуда! Психологи для обозначения этой яркой вспышки употребляют английское слово «инсайт» (insight).
10. Мышление по аналогии
Н. В.
Активное воображение
Активное воображение — способность человека по собственной воле вызывать в воображении образы, чтобы воплотить их в жизнь. Этот тип воображения используется при любой творческой деятельности: когда ученый ставит перед собой цель изобрести новое устройство или когда ребенок решает, как ему нарисовать маму.
- воссоздающим, когда человек представляет что-то новоес помощью слов или изображений. Чаще всего такое воображение используют в обучении: музыкант мысленно воссоздает мелодию по нотам, инженер — конструкцию по схемам;
- творческим, когда человек самостоятельно создает новые образы без опоры на описания и схемы — пишет роман, сочиняет арию, рисует картину.
Карл Юнг использовал активное воображение в аналитической терапии как метод выявления бессознательного: пациент задает исходную точку (например, фрагмент сна) и позволяет воображению развить его в целые сюжеты. Бессознательное обретает смысл, воплощается в материальную форму — рисунок, танец, игру, — и человек начинает лучше понимать себя и других людей.
Ассоциации

Начните с простого. Подумайте, с чем у вас ассоциируются простые предметы быта – чашка, книга, часы, и т.п. Какие воспоминания они вам навевают?
Затем усложните задачу: попробуйте мысленно изменить внешний вид предметов. Например, поменяйте им цвет. Не ограничивайте себя естественными оттенками, позвольте себе мыслить оригинально. Представьте себе синюю клубнику! Представьте, как выглядел бы зеленый шарф, если бы был желтым в клеточку. И заодно, как бы он смотрелся на вас. Проанализируйте, изменилось ли ваше восприятие?
Полезно будет задействовать органы чувств. Подумайте, с чем у вас ассоциируются конкретные вкусы и запахи – свежего хлеба, кофе, скошенной травы, воздуха после грозы. Сосредоточьтесь на этих мыслях.
Слушайте музыку. Часто песни и просто музыкальные композиции без слов стимулируют воображение настолько, что в голове прокручиваются целые клипы. И опять же, конкретная музыка может вызывать связанные с ней воспоминания.
Даже вышеупомянутые книги и фильмы могут ассоциироваться не со своим содержанием, а с событиями, которые происходили в момент чтения или просмотра Пользуйтесь подсказками сознания и дайте себе возможность погрузиться в него.
Воображение и возраст
Детство – не единственное время, когда происходит развитие воображения. Оно проходит в несколько этапов:
- Детство;
- Переходный возраст;
- Юность.
В каждом из этих трех периодов есть свои особенности и свои стимулы.

Сказка кажется такой же реальной, как повседневность. Он не анализирует, а просто принимает все на веру. О воображении в дошкольном возрасте подробно писала Е.Е. Кравцова.
Подросток мыслит по-другому. Он ищет свое место в реальном мире. Его воображение опирается на настоящее, но при этом рисует картины будущего. Важной составляющей мышления становятся мечты. Иногда безумные и наивные, но уже рациональные.
Юношеский возраст ставит перед человеком другие задачи. И сам он уже другой – с более или менее устоявшимися взглядами, более устойчивый, более эрудированный. Он способен смотреть вдаль и мыслить творчески, свободно, не загоняя себя в рамки. В зрелом возрасте эта способность может снижаться под напором неблагоприятных обстоятельств.
Как развить воображение: шесть способов
Ищите новые хобби
Согласно исследованию Калифорнийского университета в Сан-Франциско, занятия творческими хобби в нерабочее время увеличивают работоспособность сотрудников. Самый надежный способ пробудить воображение — попробовать себя в деле, в котором у вас нет никакого опыта. Изучение нового требует, чтобы мозг думал (а нейроны соединялись) иначе. Это открывает новые перспективы и создает почву для творчества.
Мечтайте
Согласно отчету креативного агентства We Are Social, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет каждый день проводит в Сети 6 часов 43 минуты — это 100 дней в год, более четверти своей жизни. Постоянное поглощение информации не оставляет времени, чтобы помечтать. По данным исследования научного издания Behavioral Scientist, люди, которые погружаются в грезы в течение дня, чаще принимают творческие решения и испытывают приливы вдохновения. Постарайтесь помечтать, а не скроллить ленту соцсетей, пока ждете очереди в магазине, едете в автобусе или перекусываете на скамейке в парке.
Гуляйте
Ходьба погружает в креативное, вдохновленное состояние. Исследование Стэнфордского университета 2021 года показало, что при ходьбе креативность в среднем на 60% выше. Постарайтесь отправиться на прогулку без телефона и не по проторенному маршруту.
Окружайте себя креативными людьми
Согласно исследованию научного журнала Child Development, дети из творческих семей растут более креативными. Этот лайфхак работает и со взрослыми: творческое окружение вдохновляет думать нестандартно.
Играйте
Согласно исследованию психологического журнала Journal of Play, игры в детском возрасте влияют на развитие креативности в будущем. Позвольте себе отказаться от рациональных аспектов взрослой жизни и принять другую реальность: пусть коробка станет ракетой, а телефон — космическим бластером. Пригласите друзей или семью присоединиться к вам, а еще лучше попросите детей принять вас в их игру и учитесь у мастеров.
Если поначалу задание покажется сложным, стоит попробовать дать волю воображению в медитации, установить контакт с внутренним ребенком, начать вести дневник и вспомнить свои детские фантазии.
Окружайте себя синим цветом
Исследование Университета Британской Колумбии в Ванкувере показало, что синий цвет повышает производительность при выполнении творческих задач, потому что ассоциируется с открытостью и умиротворением. Добавьте синие предметы в интерьер или просто создайте обстановку, которая вдохновляет.
Каким оно бывает
Существует несколько классификаций. Приведу самые распространенные.
По степени целенаправленности выделяют следующие виды воображения: активное и пассивное.
Активное стимулирует человека к созиданию, позволяет создавать что-то новое в профессиональной и творческой деятельности. Оно делится на:
- Репродуктивное. Представляет собой воссоздание реальных образов, в основе которых лежит пережитый опыт.
- Продуктивное (или творческое).Образы создаются по собственному замыслу, почти без обращения к опыту.
Пассивное не имеет цели реализовать придуманные идеи. Оно бывает двух форм:
- Непроизвольное. Это непреднамеренное воображение, которое бывает сложно или невозможно контролировать. Сюда относятся случайные мысли, сны, галлюцинации.
- Произвольное. Поддается контролю и связано преимущественно с маловероятными либо невероятными прогнозами на будущее. Это наши мечтания и грезы.
Книги

Так как читая, вы поневоле мысленно переносите себя на страницы. Кто-то предпочитает книгам фильмы.
В этом тоже есть свой резон, но фильм закрывает многие вопросы. Вы можете додумывать сюжет, но лица героев и все остальное уже было придумано за вас.
Однако читая, вы не имеете перед собой картины, и ваш мозг дорисовывает все образы.
Например, если описывается улица – вы непременно увидите эту улицу мысленным взором. К тому же, если описывается человек – вы обязательно будете как-нибудь его представлять. Может быть, он будет похож на вашего знакомого; может быть – на кого-то еще.
Еще одно достоинство книги – она способна перенести вас в любое время и место. Читая, вы раздвигаете все возможные границы и действительно получаете впечатления, составляющие основу нашей фантазии.
Вы уже не будете полностью поглощены повседневной рутиной, она не будет так давить на вас – потому что вам есть, где укрыться. И есть то, на что можно переключить мысли. Ваш мозг будет работать в другом режиме. Он станет восприимчивым к новой информации.
Методы и упражнения для детей
Малыши в первую очередь копируют поведение взрослых. А потому если вы хотите развивать у своего ребенка воображение и фантазию, то взращивайте эти способности у себя. Приведу некоторые рекомендации:
- Читайте вместе с ребенком книги с фантастическим сюжетом, а после обсуждайте детали, спрашивайте, как могли бы выглядеть герои, если бы их рисовал сам малыш. Подросткам можно предложить для прочтения произведения Жюля Верна, братьев Стругацких.
- Задавайте необычные вопросы. К примеру, поинтересуйтесь, какой сверхъестественной способностью ребенок хотел бы быть наделен или какого животного, по его мнению, не хватает в природе. Что будет, если электричество навсегда исчезнет или люди будут жить под водой, а рыбы обитать на суше?
- Спросите, как изменилась бы жизнь ребенка, если бы он вдруг стал величиной с карандаш или, наоборот, стал большим, как великан. Пусть пофантазирует и расскажет, как может проходить его обычный день.
- Предложите ребенку представить себя растением, камнем, птицей, динозавром, акулой, насекомым и пр. Задавайте вопросы о том, что он чувствует, какие желания у него возникают, чего или кого он боится и т. п.
- Включите мультфильм, который ребенок еще не смотрел, и попросите озвучить его наугад. Кстати, можно взять на себя роли разных героев и тренироваться вместе.
Пассивное воображение
Пассивным воображением называют мечты и образы, которые возникают в голове человека, но не воплощаются в жизнь. Если активное воображение ставит цели, то пассивное погружает в другую реальность: человек мечтает попасть в другое время, или познакомиться с героем фильма.
Пассивное воображение бывает:
- непреднамеренным, когда образы возникают в голове человека спонтанно, без его желания. Такое воображение работает при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах или во сне;
- преднамеренным, когда человек мечтает осознанно, но не планирует реализовывать эти грезы.
Преобладание пассивного воображения в жизни человека может привести к отрыву от действительности и торможению психического и социального развития. В крайних случаях может развиться синдром патологического фантазирования. Люди с таким расстройством живут в выдуманной однотипной реальности, воспринимают происходящие там события как более важные и теряют интерес к действительности.
Приемы для развития воображения у взрослых
Воображение есть у каждого. Просто у одних оно развито хорошо, а у других, в силу логического склада ума, отодвинуто на второй план, и его нужно “расшевелить”.
Рассмотрим, что нужно делать, чтобы стимулировать развитие воображения:
- Заменить просмотр телевизора подходящим хобби. Сериалы и телепередачи – это вид пассивного отдыха, который не предполагает умственных и творческих усилий. А вот любая созидательная деятельность отлично развивает воображение и заодно делает счастливее. Отнюдь не обязательно быть экспертом в рисовании, лепке или сочинении стихов – творите в свое удовольствие. А вот о том, как развить творческие способности, вы можете прочитать в нашей отдельной публикации.
- Слушать музыку без слов. Готовые песенные тексты внушают нам чужие мысли. Даже когда мы слушаем песни на незнакомом для нас языке, это все равно ограничивает простор для размышлений. Соберите подборку самых разных мелодий и попробуйте подобрать для них собственные слова или образы. Лучше использовать для этого блюз, джаз или классику. Но тут, как говорится, дело вкуса. Кстати, можно также попробовать смотреть фильмы без звука, стараясь понять, о чем идет речь.
- Читайте книги разных жанров. В особенности полезна для воображения фантастика, фэнтези.
- Заведите дневник. Вы можете записывать туда любые интересные мысли, придумывать истории или просто рассказывать, как прошел ваш день. Писательская деятельность здорово подстегивает воображение и полет мыслей.
- Получайте новые впечатления. Ходите на выставки, посещайте музеи, общайтесь с интересными людьми, заменяйте привычные маршруты новыми, учитесь, путешествуйте.
- Не стесняйтесь мечтать.Мечты – это не только прерогатива маленьких детей. Взрослым тоже полезно пофантазировать о светлом будущем. Это развеет скуку и разовьет воображение.
А вот несколько задачек.
Задача № 1. Представьте в уме треугольник, каждая сторона которого равна 2 метрам. Теперь от основания этого треугольника мысленно проведите линию вправо, еще на 2 метра. Затем проведите точно такую же линию вправо от вершины параллельно первой и соедините их концы между собой. Какая фигура у вас получилась? Только никаких блокнотов! Задействуйте лишь свое воображение.
Задача № 2. В этом упражнении понадобится самопроверка. Ниже я буду называть слова, а вы должны представить их в голове. Каждому образу вам нужно присвоить балл:
- если образа нет совсем – 0;
- если он слабый – 1;
- хороший образ – 2;
- очень яркий и отчетливый – 3.
Итак, слова будут разделены на несколько категорий:
- Зрительные образы – автомобиль, воробей, вишня, супермаркет.
- Слуховые – лай собаки, школьный звонок с урока, раскаты грома.
- Осязательные – кошачья шерсть, ветер, ползущая по руке божья коровка.
- Обонятельные – клубника, свежескошенная трава, чеснок, костер.
Вы можете добавлять любые образы в приведенные категории.
Перед выполнением следующего упражнения советую почитать о том, что такое ассоциации.
Задача № 3. Вам нужно подобрать объекты-ассоциации к разным цветам. К примеру, когда вы слышите “фиолетовый”, что приходит на ум? Возможно, это баклажан, машина такого цвета, оттенок радуги и т. п. А оранжевый, серый, бордовый? Подберите как можно больше предметов или явлений.
Задача № 4. Нам помогут друдлы. Это графические головоломки, представляющие собой условные изображения, которые нужно дорисовать до осмысленного предмета. Этим можно заниматься как в одиночку, так и в компании.
Как может происходить процесс:
- Каждый игрок по очереди приводит свою версию того, что изображено на картинке. У кого нет версии, тот вылетает из игры. Действие продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
- Один игрок-ведущий рисует графическую заготовку и предлагает остальным участникам придумать продолжение. Выигрывает тот, у кого будет больше идей.
Ниже я привела пример того, как выглядят друдлы.
Роль воображения в жизни
Воображение нужно не только детям и художникам. Оно необходимо для мышления, памяти, эффективной работы и многого другого. Отвечаем на самые популярные вопросы о роли воображения в жизни человека.
Почему воображение важно
Согласно исследованию медицинского журнала Американской академии неврологии, у людей среднего и пожилого возраста, которые занимаются творческой деятельностью, на 73% меньше риск проблем с памятью и мышлением, легких когнитивных нарушений, которые приводят к деменции.
Воображение необходимо для важных психических процессов:
Помогает ли воображение достигать успехов в работе
Эксперты Harvard Business Review считают, что именно воображение позволяет бороться с кризисными ситуациями. По данным исследования Института Брюса Хендерсона, 14% компаний смогли пережить экономические спады и выдержать конкуренцию за счет инвестиций в новые точки роста в бизнесе — чтобы увидеть эти точки, нужно обладать воображением и представлять, какие пути развития могут быть успешными.
Правда ли, что у детей воображение лучше
У детей воображение действительно работает активнее: для взрослых мир знаком, а ребенок только начинает в нем осваиваться. Воображение необходимо ему для наблюдения, создания и осмысления новых образов.
Во время конференции TEDxTucson доктор Джордж Лэнд рассказал о длительном исследовании NASA в области креативности: 1 600 дошкольникам в возрасте 4–5 лет предложили решить некую проблему новым способом. По результатам теста 98% детей набрали количество баллов на уровне «творческих гениев». Пять лет спустя только 30% той же группы остались на таком же уровне, еще через пять лет — 12%. Когда тест провели среди более 1 млн взрослых в возрасте около 31 года, выяснилось, что только у 2% такой же уровень креативной гениальности.
Кандидат психологических наук Александр Веракса отмечает, что отсутствие воображения у ребенка — признак патологических процессов, часто — синдрома раннего детского аутизма: без воображения невозможна игра, с помощью которой ребенок примеряет на себя «взрослые» обязанности — готовку, вождение автомобиля, воспитание малышей.
Как понять, что у человека нет воображения
Людей без воображения не бывает: хочет человек того или нет, но его мозг создает образы. Однако некоторые не могут мысленно воспроизводить звуки и визуализировать. Такую особенность ученые называют афантазией. Согласно исследованию специалиста по когнитивной и поведенческой неврологии Адама Земана, люди с афантазией видят сны, но не могут создавать визуальные образы наяву, а еще часто страдают нарушениями памяти.
Есть люди с противоположным феноменом — гиперфантазией: им достаточно услышать слово «дракон», чтобы представить форму его хвоста, текстуру чешуи и цвет пламени из пасти. У большинства людей воображение развито средне, но существуют способы его улучшить.
Творчество
В-третьих, вы можете действовать более радикально – не пользоваться плодами искусства, а погрузиться в него.
попробуйте рисовать сами, даже если не умеете.
В хорошем смысле дайте волю рукам. Сначала в рисунках не будет смысла, но со временем у вас обязательно появятся идеи.
Наконец, попробуйте писать стихи, чтобы облечь образы и ассоциации в слова.
Проще говоря, не игнорируйте свои мысли, а дайте возможность эфемерному и бесформенному обрести форму.
И не забывайте то, о чем говорилось выше – воображение и фантазия присущи любому человеку. Так как это врожденная способность, которая за ненадобностью ослабевает, а при тренировке – развивается и крепнет.
На десерт, забавное видео как развить фантазию и воображение у взрослых, раздвигая шаблоны мышления (для удобства разверните телефон на 90 градусов).
На этом я прощаюсь с вами и желаю, чтобы ваши дни были полны ярких впечатлений и идей. Я продолжу помогать по мере своих скромных сил и возможностей. А вы не забывайте делиться записью в соцсетях и рекомендовать друзьям. Обязательно заходите еще. Вам будут рады! Всего вам доброго!
Типы воображения
Воображение можно разделить на несколько видов:
- Активное – сознательное создание образов усилием воли.
- Пассивное – спонтанное, невольное возникновение образов.
- Продуктивное – мысленное преображение реальных образов.
- Репродуктивное – мысленное воспроизведение реальности, как она есть.
К ним можно добавить еще два, которые возникают помимо воли человека:
- Галлюцинации и иллюзии – видение несуществующих образов, воспринимающихся, как реальные.
- Сновидения – произвольные образы, возникающие у человека в состоянии сна без участия его воли.

А кому-то будет сложно. Так как у всех эта способность развита по-разному.
Способность фантазировать приходит из детства. То, как она развивается, напрямую зависит от поощрения родителей. Для детей это настоящая потребность.
Но не все мамы и папы ее одобряют, считая глупой и бесполезной. Они считают, что на мир надо смотреть трезво, и чем раньше ребенок этому научится, тем лучше.
У таких детей во взрослом возрасте фантазия развита слабее чем у тех, в ком родители поощряли желание выдумывать и генерировать идеи.








