Интеллектуальная сфера общества. — Фундаментальные основы этногенеза

Интеллектуальная сфера общества. - Фундаментальные основы этногенеза Женщине

Интеллектуально-познавательная сфера личности.

Интеллект – свойство личности, определяющее готовность к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опта, а также к рациональному поведению.

Поскольку интеллект – основная форма познания человеком действительности, он связан со многими взаимосвязанными психическими процессами: ощущениями и восприятиями, памятью, мышлением, воображением, которые называются познавательными или интеллектуальными.

Восприятие зависит от интересов и потребностей личности, от ее направленности. Этим объясняется значение апперцепции в процессе восприятия, т.е. зависимость характера и содержания восприятия от свойств воспринимаемой личности, от ее прошлого опыта, знаний, предпочтений.

Каждый из процессов делят на преднамеренный (произвольный) и непреднамеренный (непроизвольный).

Следует различать созерцание – непреднамеренное восприятие и наблюдение – преднамеренное восприятие; непреднамеренное запоминание и преднамеренное заучивание; непреднамеренное воспоминание и преднамеренное воспроизведение; непреднамеренный, ассоциативный поток мыслей и преднамеренное мыслительное решение задач; непреднамеренное воображение в форме сновидений и фантазий и преднамеренное активное воображение. Нельзя провести четкой грани между преднамеренными и непреднамеренными психическими процессами.

По характеру восприятия и наблюдения выявляют основные типы ПП:

а) синтетический – обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего, не видят деталей;

б) аналитический – выделяют детали, частности, затрудняются понять общий смысл явлений, не в состоянии выделить главное;

в) аналитико-синтетический – в одинаковой мере выделяют детали и обобщают, выявляют главное. Это наиболее благоприятный тип для организации многих видов юридической деятельности;

г) эмоциональный – выделяют не сущность явлений, а свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями, не стараются разобраться в особенностях самого объекта.

Индивидуальные и типологические особенности памяти проявляются как в качестве памяти (хорошая – быстрое запоминание, медленное забывание и точное, произвольное воспроизведение; слабая; плохая – медленное трудное запоминание с быстрым забыванием и неточным затруднительным воспроизведением), так и в е видах (слуховая, зрительная, механическая; двигательная, эмоциональная, смысловая (словесная), образная).

Индивидуальные и типологические особенности мышленияпроявляются как в качестве ума, так и в преимущественном развитии того или иного вида мышления.

Качества ума:

1) любознательность – стремление узнать все новое;

2) пытливость – стремление к разностороннему анализу познаваемого объекта, выявлению причин наблюдаемого явления;

3) глубина – стремление и способность вскрыть существенные стороны и особенности объекта познания;

4) гибкость – умение рассматривать объект познания с разных сторон, видеть в нем новое и необычное;

5) логичность – строгая последовательность, правильность в суждениях и умозаключениях;

6) доказательность – строгая обоснованность, аргументированность мышления;

7) критичность – строгий контроль за ходом мышления, своими и чужими высказываниями.

Виды мышления:

1) предметно-действенное мышление связано с практическими действиями, с манипулированием предметами (решение задач с помощью практических действий, конструирования и практического анализа);

2) наглядно-образное (конкретно-образное) мышление, опирающееся и использующее наглядные образы, образы восприятия и представления. Свойственно людям, склонным к ярким и живым представлениям.

3) Теоретическое или абстрактное мышление. Присуще людям «философского» склада ума, предпочитающим отвлеченные рассуждения и решение задач без опоры на наглядные образы.

Виды воображения по степени психической активности: активное и пассивное.

Активное воображение – усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Творческое активное воображение – самостоятельное создание образов (в техническом, художественном и ином творчестве). Воссоздающее активное воображение – создание образов, соответствующих их описанию (при чтении карт, чертежей, худ. л-ры).

Образы пассивного воображениявозникают спонтанно, помимо воли и желания человека, не воплощаются в жизнь.

Практика расследования и оперативно-разыскных мероприятий показывает, что изыскание необходимого и возможного способа, приема борьбы с преступностью зависит не только от теоретических знаний специалиста, гибкости его мышления, но и от развитого воссоздающего воображения.

В целом юристу рекомендуется знать свои индивидуальные особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и одновременно настойчиво работать над развитием положительных сторон психических процессов и коррекции тех сторон, которые недостаточно развиты или выражены отрицательно.

3. Эмоциональная сфера: эмоции, чувства, эмоциональные состояния.

Эмоции – переживание человеком своего отношения к чему-либо (к ситуации, к себе, к другим людям и т.д.) в данный момент (при наличии и удовлетворении или неудовлетворении потребности, при оценке возможности достижения цели).

Эмоции: положительные (приятные) и отрицательные (неприятные) – удовольствия и неудовольствия; радость, восторг, вдохновение; гнев, горе, страх, печаль.

Чувства отражают долгосрочные переживания (удовлетворенность своей профессией, любовь к детям, патриотизм, ненависть к врагу), высшие чувства отражают духовный мир человека.

Эмоциональная сфера выполняет функции:

1) защитную или дезорганизующую, связанную с возникновением страха, злости;

2) компенсаторную и санкционирующую – возмещение недостающей информации при вынесении человеком суждения о чем-либо (нравится – нет, плохой – хороший; идти на контакт или нет);

3) сигнальную – получение информации о процессе удовлетворения потребности, сочетается с защитной функцией (устрашающее лицо в минуту опасности способствует запугиванию).

Понимание сигнальной функции эмоций, проявляющейся в действиях, речи, модуляции голоса, вегетативных реакциях, очень важно для юриста. По эмоциональным проявлениям можно определить, например, состояние допрашиваемого, занимаемую им позицию по отношению к следствию, эффективность оказанного на него психолого-педагогического воздействия. Однако при этом юрист должен помнить, что не только он «читает» состояние собеседника, но и его эмоции также доступны пониманию. Поэтому он должен постоянно контролировать внешнее проявление своих эмоций, умело использовать их при воздействии на лиц, с которыми вступает в общение.

Эмоциональные состояния – преходящий характер, быстро меняются.

Состояние настроения – более или менее длительное, придающее определенную окрашенность всем переживаниям: веселья, радости, грусти, тоски; хорошее, бодрое и подавленное (первое активизирует деятельность, второе введет к аппатичности, мешает активной деятельности).

Аффективное состояние (от лат. affectus – совершать согласно с чувством) – ярко выраженное и постепенно нарастающее эмоциональное напряжение. В конфликтной ситуации это состояние разрешается бурной вспышкой – аффектом – кратковременной, чрезвычайно интенсивной, бурно протекающей эмоциональной реакцией (положительные, отрицательные). Что касается отрицательных аффектов, то самовоспитание должно быть направлено на умение управлять своими аффективными состояниями.

Стресс (от англ. stress – напряжение) – бурное эмоциональное состояние, вызываемое неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовое состояние влияет на протекание целенаправленной деятельности и может ее исказить или полностью приостановить.

Фрустрация (лат. frustratio – обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство замыслов) – дезорганизация сознания, блокада потребности при встрече с преградой, стойкое отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое крайней неудовлетворенностью собой или какими-то обстоятельствами, отношениями.

Потребность в эмоциональном насыщении, являющаяся врожденной и прижизненно развивающейся. Для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности. Отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, а в некоторой норме они необходимы не менее, чем положительные.

Как быть Леди:  Право на свободу в отношениях: держите дистанцию!

Волевая сфера личности.

Воля – это сознательная активность человека, направленная на достижение поставленных целей, которая проявляется в способности человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение при совершении целенаправленных поступков и действий, мобилизовать все силы на достижение поставленных целей.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции человеком своих действий, которая конкретизируется в следующих взаимосвязанных функциях: побудительная (к определенной активности на достижение цели для удовлетворения потребности); организующая (организация психических процессов в систему, адекватную цели деятельности); стабилизирующая (в поддержании активности на должном уровне до достижения цели); тормозная (в сдерживании нежелательных проявлений активности, не согласующихся с главными целями в определенный момент времени).

Эти функции реализуются при помощи волевого усилия – сознательно и большей частью полностью осознанно совершаемое усилие над собой, являющееся толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия (при наблюдении, при сосредоточении внимания, при принятии решения, при выполнении движения).

Проявление силы воли характеризуется волевыми качествами личности – это специфические проявления воли в различных ситуациях, выступающих для человека в качестве трудностей: упорство (терпеливость и настойчивость), самообладание; смелость, сдержанность (выдержка), собранность (сосредоточенность); решительность и инициативность.

III. Типическое и индивидуальное в личности.

Типы темперамента.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой; флегматик – с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой; холерик – с сильной, но неуравновешенной (в сторону преобладания возбуждения) нервной системой, меланхолик – со слабой нервной системой.

Свойства темперамента – такие природные психические свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности: быстроту возникновения и устойчивость психических процессов, их интенсивность, направленность психической деятельности и т.д.:

сензитивность – определяется наименьшей интенсивностью внешних воздействий, вызывающих психическую реакцию человека (у слабой нервной системы сензитивность выше);

реактивность – характеризуется интенсивностью психической реакции человека: степенью страха, глубиной переживаемого чувства;

активность – энергичность человека в делах, поступках;

пластичность – легкость приспособления к новым условиям;

ригиднсть – косность, замедленность переключения с одной ситуации на другую (противоположна пластичности);

экстравертированность – направленность личности вовне, на окружающих людей, легкость и непосредственность при установлении контактов с незнакомыми;

интровертированность – направленность личности на себя, на собственные мысли и переживания, трудность в общении в незнакомыми;

эмоциональная возбудимость – по сути тождественна сензитивности.

Понятие характера – сочетание постоянных и существенных свойств личности, образующих ее определенный психический склад.

5 групп черт характера, отражающих поведение человека по отношению:

1) к обществу, коллективу, другим людям (коллективизм, тактичность, вежливость, чуткость, доброжелательность, правдивость, искренность, гуманизм – индивидуализм, бестактность, грубость, лживость, льстивость, жестокость, зависть, лицемерие, бесцеремонность и т.д.);

2) к деятельности – трудовой, учебной, спортивной, общественной (трудолюбие, настойчивость, добросовестность, инициативность – лень, безответственность, недобросовестность, безынициативность и т.д.);

3) к вещам (аккуратность – неряшливость, экономность – расточительность, щедрость – скупость и т.д.);

4) к самому себе (самокритичность, требовательность, скромность, гордость – самомнение, зазнайство, хвастливость, заносчивость, высокомерие и т.д.);

5) к окружающему миру, к общественным явлениям, событиям, ценностям (принципиальность – беспринципность, оптимизм – пессимизм, справедливость – предвзятость и т.д.).

Понятие способностей.

Способность – это яркое проявление какой-либо функции в определенном качественном выражении за счет имеющихся у человека задатков.

Задатки – врожденные особенности человека, типологические особенности проявления свойств нервной системы, могут входить компонентами в разные способности.

При выявлении повышенных способностей в отдельном или в нескольких видах деятельности говорят об одаренности человека.

Талант – это такая совокупность способностей, которая приводит не только к успешной, но и ярко выраженной оригинальной деятельности

Гениальность – максимально возможный и редко проявляющийся уровень способностей.

Признаки, по которым возможна диагностика способностей – знания, умения, навыки.

§

Понятие правовой психологии – раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов, интернализацию (присвоение) личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, правовой социализации личности, формирование и функционирование правосознания, психологические условия правомерного и правонарушающего поведения.

Практическая значимость этого направления юридической психологии во многом обусловлена ролью правосознания в системе правого регулирования общественных отношений. Только пройдя через сознание людей, право может повлиять на действительность общественных отношений.

Психологически, сознание – это практически вся психика во всем богатстве ее феноменов, закономерностей и механизмов за исключением сферы бессознательного. Поэтому и понять регулирующее воздействие права нельзя, ограничившись упоминанием роли мышления, мотивами или волей. Право воздействует на личность, и личность отвечает всей целостностью своей психологии, всего мира психических явлений, что непременно должно быть принято во внимание при рассмотрении правового регулирования.

Психологические аспекты правового регулирования.

Под правовым регулированием обычно понимается использование всех возможностей воздействия права на сознание и поведение людей, всех его видов – воспитательного, мотивационного и специфически юридического, закрепление прав и обязанностей участников общественных отношений, установление правовых запретов, обеспеченность права мерами государственного принуждения.

Помимо правового и социального механизма выделяется психологический механизм правового регулирования, который не всегда срабатывает. Отмечается две группы условий, при которых он срабатывает:

1) связанные со свойствами самих правовых норм и установлений;

2) и – людей, которым они адресованы.

1) Каковы регулятивные свойства правовых норм и установлений, такова и их сила. Однако среди свойств (всеобщей обязательности, определенности содержания, действия через дозволения, государственной гарантированности и др.) не называется ничего напоминающего их психологическую силу. Необходима психологичностьправовой нормы. При подготовке правовых норм следует определять, как они будут восприняты теми, кому адресуются, как сделать так, чтобы они были восприняты должным образом. Еще Платон отмечал, что закон должен не просто управлять, но и убеждать. Проявление психологического свойства неизбежно зависит от:

— ориентированности содержания на улучшение жизни людей, соответствия их социальным ожиданиям, учета правовой культуры, их реалистичности (выполнимости), продуманности непосредственных, отдаленных и возможных побочных последствий;

оформления писаной нормы: понятности языка, определенности (не допускающей двойственных толкований), полноты (не оставляющей «пустот», которые порождают вопросы, домыслы и сомнения).

2) правомерное и правонарушающее поведение – всегда проявление несоответствия общеобязательного характера правовых норм правовой культуре граждан, их правосознанию.

Вместе с тем правовая психология исследует не только осознание правозначимых явлений, но и область бессознательного восприятия правовой действительности (стереотипы, привычки, автоматизмы, интуиция, привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также стремления, действия, установки, ошибки и заблуждения).

Как быть Леди:  Развод. Стоит ли знакомить ребенка с новой женой/мужем?

Правовая социализация личности состоит в приобщении ее к правовым нормам, ценностям, к нравственной и правовой культуре, сознательной социально-активной деятельности.

Выделяют три способа правовой социализации личности: научение, приобретение личного опыта, символическая социолизация. Научение основывается на приобретении знаний. Приобретение личного опыта – продукт собственного социального, в том числе правового поведения и деятельности. Он проверяет на практике усвоенные нормы и ценности. В зависимости от степени разрыва между этими нормами и личным опытом первоначальные представления личности о праве, ее установки на правомерное поведение могут быть подвержены усилению или деформации. Символическая социолизация – вырабатывание личностью своей системы понятий не на основе прямого включения в социальную и юридическую практику, а на основе представлений, возникающих из оценок и реакций на них микро- и макросреды.

Процесс присвоения личностью социальных норм называется интериоризацией. Этот процесс включает несколько аспектов: познавательный (знание и понимание действующих в обществе социальных норм); аксиологический (оценка норм как справедливых); деонтологический (признание норм обязывающими) и поведенческий (способность личности следовать нормативным предписаниям).

Процесс социализации личности делится на три этапа:

1) Становление и формирование индивида как личности, усвоение ею системы ценностей, определяющих в дальнейшем его нравственную и социальную позицию;

2) Осознание личностью норм права в форме закона и обретение качества гражданина;

3) Признание гражданином права нравственной ценностью и органически полное включение в общественные процессы.

Только на третьем этапе происходит окончательная правовая социализация личности.

Правовая социализация может изменяться в зависимости от изменившихся условий: из успешной в неудачную и в дальнейшем, в случае хороших адаптационных способностей личности, вновь достичь успеха. Именно поэтому правовой психологией используется термин «ресоциализация» — изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социально-правовыми предписаниями. Задача правовой психологии – учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития личности, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе правового воспитания.

Дефекты в правовой социализации личности могут возникать еще на ранней стадии ее развития из-за конфликтов с родителями, трудностей в школе, сближения с асоциальными группами сверстников и т.д. Следствием этого может стать совершение как незначительных правонарушений, так и серьезных преступлений.

Важной предпосылкой противоправного поведения является особая ментальность российского общества, которая приводит к недооценке значения права (правовой нигилизм), или легкомысленному, безответственному отношению к требованиям закона (правовой инфантилизм), или к активному неприятию норм права (правовой негативизм).

Широкое распространение получили примиренческое отношение к преступлениям и гражданская пассивность, которая в определенной степени обусловлена тем, что все большее число граждан контактирует с лицами, совершающими преступления; готовы учинить расправу лично или обратиться к наемным исполнителям.

Во время социально-экономических кризисов социальные нормы разрушаются, люди испытывают состояние дезориентации, все в совокупности способствует коллективной девиации.

Особенности девиантного (отклоняющегося) поведения. К основным видам девиантного поведения относятся как нарушающее нормы права, так и непротивоправное (юридически ненаказуемое) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, социальная распущенность, бродяжничество, суицид.

Девиантное поведение личности – это поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, неправомерное или аморальное; результат асоциального развития личности, воздействия на нее неблагоприятных социальных ситуаций, наложения негативных социальных факторов на «слабые места» личности.

Аддикция и социальное неравенство выступают главными условиями девиации в поведении личности.

Так, аддикция, как пагубное пристрастие к чему-либо, свойственна тем, кто стремится изменить некомфортное психическое состояние не цивилизованным способом, а приемом некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах (видах деятельности). Это обусловлено стремлением как можно быстрее и проще достигнуть психофизиологического комфорта посредством бегства от реальностей жизни (употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ).

Социальное неравенство – комплекс противоречий между растущими потребностями и неравными возможностями их удовлетворения. Главным выступает не уровень удовлетворения, а именно степень различий, «разрыва» в возможностях их удовлетворения, что проявляется в политическом экстремизме или иных его формах.

Цель правовой социализации – обеспечение правомерного и снижение девиантного поведения личности, а также формирование у нее такого интегрального психолого-правового образования, как правосознание.

Правосознание – сфера общественного, группового и индивидуального отражения правовой действительности в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву, практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.

Функциональная структура правосознания и ее компоненты.

Функции: отражательная, оценочная, регулятивная.

Отражательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний и умений, или правовая готовность.

Оценочная функция отвечает за систему оценок и мнений по юридическим вопросам, или оценочные отношения к праву и практике его исполнения и применения.

Регулятивная функция осуществляется за счет социально-правовых установок, умений, ценностных ориентаций.

Установка – сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствии с этой оценкой.

Ценностные ориентации – устойчивая система установок, определенным образом ориентированная на социальные ценности и направляющая поведение людей по отношению к этим ценностям.

Правовая ориентация – интегрированная совокупность правовых установок индивида или общности, непосредственно формирующая внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

Основные требования правомерного поведения к гражданину:

— должен знать законы и их требования;

— быть убежденным в необходимости правомерного поведения;

— обладать желанием и уметь вести себя правомерно;

— быть способным постоянно и везде соблюдать правовые требования;

— обладать непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам.

Правовое воспитание предполагает создание специальных условий для усвоения каждым человеком правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренние поведенческие ориентиры. Оно включает в себя целенаправленную деятельность государственных органов, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и применение юридических норм.

Общие и специальные методы правового воспитания. Общие методы осуществляют специально подготовленные методисты по правовой пропаганде и воспитанию (конкретные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых). Процессу распространения правовых знаний, росту общей юридической культуры способствует правовое просвещение. Специальные методы правового воспитания применяются сотрудниками правоохранительных органов. Это указанные в законе контрольно-воспитательные и надзорные меры, применяемые к определенной категории граждан, склонной к совершению правонарушений и преступлений.

Правовая культура является частью общей культуры. Правовая культура личности – результат ее правовой социализации. Свидетельствует об уважительном отношении к праву, о достаточном уровне ее правовой информированности, правомерном характере действий во всех жизненных ситуациях.

Как быть Леди:  Скачать игру Paranoia: The Game Edition для PC через торрент - GamesTracker.org

В качестве основных групп условий, которые могут обеспечить эффективность функционирования правовых норм, выступают:

1) макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права и т.д.);

2) микросоциальные условия (субкультуральные правовые ориентации в различных формальных и неформальных социальных группах, трудовых и иных коллективах);

3) личностные условия (субъективная правовая активность в правотворчестве и правоисполнительном поведении).

План семинарского занятия:

1. Предмет, задачи, структура юридической психологии. Теоретико-методологические основы и методы юридической психологии.

2. История становления и развития зарубежной ЮП. История становления и развития ЮП в России.

3. Психологические сферы личности. Типическое и индивидуальное в личности.

4. Правовая психология и правовая социализация личности. Девиантное поведение. Правосознание и правовое воспитание.

Сообщение на тему: «История становления и развития зарубежной ЮП. История становления и развития ЮП в России» (5-7 мин.).

Быть готовыми отвечать на вопросы по плану семинара, к тестированию, знать термины.

Задание для самоподготовки:

Подготовиться по вопросам плана семинарского занятия.

Самостоятельно изучить:

1) Содержание и структура ЮП.

2) История становления и развития зарубежной ЮП.

3) История становления и развития ЮП в России.

Доработать:

4) Взаимосвязь ЮП с другими науками.

5) Методы юридической психологии.

При подготовке использовать конспект лекции, литературу из электронной библиотеки НИБ и иную литературу.

Характеристика интеллектуальной сферы

Нижеследующие характеристики интеллектуальной и эмоциональной сфер объединяет то, что они больше связаны с формальными, нежели динамическими, характеристиками личности. ТАТ — не самый лучший метод для измерения высоты интеллекта. Приведенные в нашем руководстве признаки интеллекта носят качественный, а не количественный характер и иллюстрируют скорее сам клинический подход к проблеме.

Характеристики эмоциональной сферы могут быть полезны для определения темпераментных особенностей испытуемого (пороги эмоциональных реакций, их интенсивность, глубина, нюансирован-ность,), как и определения общего фона настроения, что ценно для диагностики депрессивных тенденций.

Интеллектуальная сфера анализируется по следующим показателям: уровень интеллекта (высокий, выше среднего, средний и ниже среднего); качества контроля над интеллектуальной сферой; творческие возможности.

Уровень интеллекта. Интеллект оценивается как высокий, если при составлении рассказов в большинстве случаев (не менее 70 %):

  • • используется чисто литературный стиль;
  • • распространенные предложения преобладают над простыми;
  • • испытуемому доступен высокий уровень обобщений (он правильно и грамотно употребляет абстрактные понятия);
  • • присутствует минимальное количество штампов, канцеляризмов, заезженных фраз или, еще лучше, их нет совсем;
  • • отмечается некоторое преобладание мыслей над чувствами и эмоциями;
  • • свободное обращение с инструкцией (испытуемый свободно варьирует инструкцию в порядке появления элементов инструкции, следуя своему замыслу, при этом упущений пунктов инструкции нет);
  • • большой активный словарный запас;
  • • правильное, грамотное использование слов;
  • • эрудированность;
  • • хорошая нюансированность эмоции, т. е. переживания характеризуются не столько полюсными характеристики, но и эмоциональными переходами, полутонами;
  • • сюжет хорошо разработан, без признаков нарушения логики;

• хороший контроль нал вербальной продукцией (отсутствие сора, жаргона, вульгаризмов).

Уровень интеллекта оценивается как выше среднего, если в рассказах:

  • • в основном преобладает литературный стиль, но при этом используются и другие стили речи;
  • • испытуемому доступен высокий уровень обобщений (он правильно и грамотно употребляет абстрактные понятия);
  • • проработка сюжета не всегда четкая;
  • • используется некоторое количество штампов, канцеляризмов и т. п.;
  • • мысли и эмоции присутствуют в равной мере, но их много и они глубоко и полно раскрыты (примерно в 70 % случаев);
  • • незначительное отклонение от инструкции, изредка упущены некоторые ее элементы;
  • • активный словарный запас достаточно богат и разнообразен;
  • • хороший контроль вербальной продукции;
  • • нюансировка эмоциональной сферы средняя;
  • • особая эрудированность не обязательна.

О среднем уровне интеллекта свидетельствует следующее:

  • • стиль речи — разговорный;
  • • проработка сюжета в рассказе нечеткая, отмечается недостаток связи между развитием сюжета в настоящем и исходом или прогнозом;
  • • присутствует большое количество штампов;
  • • эмоции преобладают над мыслями;
  • • словарный запас средний;
  • • встречается нарушение слов по согласованию;
  • • нюансированность, эмоциональной сферы средняя или грубая;
  • • контроль за вербальной продукцией снижен (много сорных слов, жаргона, слов-паразитов и т. д.).

Для испытуемых с уровнем интеллекта ниже среднего характерно просто описание предложенных картинок, а не составление рассказов по ним. ТАТ не рассчитан на людей с низким уровнем интеллекта, и поэтому он им не предлагается.

Качество контроля над вербальной и интеллектуальной сферой. В начале необходимо определить, есть ли сознательный контроль содержания, эмоциональных реакций и т. д., что укажет на настороженное и формальное отношение к обследованию. Но это не характеристика испытуемого, а лишь его отношения к процедуре обследования. Анализируя же качество контроля за вербальной и интеллектуальной сферами, мы рассматриваем его как устойчивую характеристику личности.

Вербальная продукция — это качество словесного оформления рассказа, т. е. как, в какой форме излагается сюжет. Интеллектуальная продукция — это само содержание рассказов, качество сюжета, логика и обоснованность поворотов сюжетной линии и поступков персонажей.

Контроль над вербальной продукцией считается сниженным, если в речи присутствуют:

  • • штампы, жаргон;
  • • неправильное словоупотребление, нарушение правил согласования окончаний;
  • • неграмотное построение предложений;
  • • при составлении рассказов отмечается разностильность лексики, причем последняя имеет «преходящий» характер, то проявляясь, то исчезая в разных рассказах.

Контроль над интеллектуальной продукцией снижен, если:

  • • в построении сюжета имеются «несостыковки», противоречия, нарушения логики;
  • • действия персонажей слабо обосновываются либо нелогичны;
  • • рассказы бедны содержанием.

Отслеживать качество контроля необходимо для каждого рассказа в отдельности с тем, чтобы иметь возможность сравнить его уровень в разных сферах, при наличии либо отсутствии эмоций и конфликтов и т. п.

Творческие возможности. О наличии творческих возможностей свидетельствуют следующие признаки:

  • • «сила замысла» — трудноопределимый термин, введенный Г. Мюрреем, характеризующий общее впечатление от рассказа;
  • • оригинальность мышления;
  • • частое создание собственного сюжета, а не клише;
  • • хороший контроль над интеллектуальной продукцией;
  • • хороший контроль над вербальной продукцией;
  • • наличие особого колорита, эмоциональной атмосферы рассказов;
  • • упоминание цвета, звука, запахов, кинестезии;
  • • эмоциональная образность, создающая, помимо описания чувств персонажей, субъективное ощущение наполненности рассказов эмоциями и провоцирующая у слушателя яркие образы;
  • • интеллект высокий или выше среднего;
  • • живость, жизненность восприятия мира.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий