Интегрированный урок (обществознание психология) по теме «Стереотипы и «эффекты восприятия»

Интегрированный урок (обществознание   психология) по теме "Стереотипы и "эффекты восприятия" Женщине

Ii. психологический блок.

Обратимся к жизненным примерам, посмотрим на людей, которые нас окружают.

Итак, какое впечатление они производят на вас, что вы о них думаете? (рис. 2-5)

Так мы воспринимаем людей с позиции внешности. А если это человек строгий, в очках? Какой профессией он может обладать? А что вы думаете об этнических характеристиках людей? Прокомментируйте возрастные стереотипы. Как воспринимает старшее поколение сегодняшнюю молодёжь? А что говорит молодёжь о пожилых людях?

Таким образом, мы с вами увидели следующие стереотипы:

  • когда анализировали людей в очках, в спортивных костюмах, с бородой – это стереотип во внешности
  • когда подбирали под описание профессию- это был стереотип профессиональный
  • когда говорили об особенностях разных народов – это этнический стереотип
  • когда обсуждали различные поколения людей – это имелся ввиду возрастной стереотип

Подобные стереотипы имеют место быть в нашей жизни, но очень часто стереотипы мы сами

создаем. И сейчас мы попробуем это сделать.

Работа в группах.

Послушайте историю с описанием жизни жителей двух фантастических стран, а затем нарисуйте типичного цеймана(1 группа) и типичного фоймана (2 группа).

Упражнение «Фойманы и цейманы»

Фойманы живут в стране, которая называется Фойманией. Эта страна расположена на острове. Жители Фоймании – замечательные люди. Дети там редко ссорятся и дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в основном рисом, и тарелки фойманов никогда не бывают пустыми. Погода в Фоймании не меняется круглый год – там тепло и солнечно, дует лёгкий ветер.

Цейманы живут в другой стране, которая называется Цейманией. Это тоже островное государство. Жители Цеймании – очень плохие люди. Дети там ссорятся и дерутся, а взрослые кричат друг на друга. На работе взрослые только делают вид, что работают, а сами сплетничают друг о друге. Погода в Цеймании всегда ветренная, дождливая, холодная.

Задание. Нарисовать типичного цеймана и типичного фоймана.

Затем группы представляют свои работы. В обсуждении оказывается, что рисунки у всех примерно одинаковы: фойманы – приятные и симпатичные, улыбаются, а цейманы – злобные и некрасивые. Кроме того, фойманы выглядят, как правило, «цивилизованнее». Почему? Ведь в тексте об этом не говорилось!

Выясняется, что при работе над рисунками ученики ориентировались на те сведения, которые были в тексте, а уж внешность выдумали сами, на основе полученной информации.

Задание. «Жизнь, не совпадающая со стереотипом»

Необходимо вспомнить такой случай, когда друзья заочно представляли человека стереотипно, а при встрече он оказался совсем другим.

– Итак, в нашем сознании живут стереотипы – устойчивые представления о разных людях, о разных профессиях.

Учитель. Но мы сегодня говорим еще и о других особенностях в общении, эффектах.

Посмотрим, как работают эффекты в реальной жизни. Обратившись к материалам, попробуйте дополнить каждый эффект примером из окружающей вас жизни.

Работа в группах. Задание. Рассмотрите один из видов эффектов восприятия, дайте ему объяснение, приведите примеры.

I группа – эффект ореола

II группа – эффект первичности

III группа – эффект образа

IV группа – эффект последней информации

Для работы в группах ученики получают дополнительный материал: карточки- характеристики того или иного эффекта, фотоматериалы, демонстрируются слайды презентации. Затем, каждая группа представляет результаты своей работы.

Материал для I группы.

Эффект ореола заключается в том, что любая информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. При формировании первого впечатления ореол может выступать в форме как положительной, так и отрицательной предварительной установки. Поэтому говорят о «положительном» или об «отрицательном» ореоле.

Эффект ореола может принести большую пользу, если применять его умело. Эти эффекты создавают хорошую репутацию людям, которые тесно между собой связаны: коллегам по работе, друзьям в своей компании. Таким образом, мы через некоторое время с удивлением обнаружим, что нас окружают только хорошие люди, которые прекрасно ладят между собой и великолепно относятся к нам.

Материал для II группы.

Эффект первичности проявляется в том, что любая первая услышанная или увиденная информация о человеке затмевает всю последующую. Даже если потом вы получите опровергающую информацию, всё равно будете больше помнить и учитывать первичное восприятие.

Материал для III группы.

Очень часто мы воспринимаем другого человека в виде образа, который мы придумали для него, а если какое-то качество или поступок «не вписываются» в образ, то мы на них закрываем глаза, считая, что так не может быть. Это эффект образа.

Материал для IV группы.

Эффект последней информации. Так происходит, если последние положительные или отрицательные сведения очень сильно на вас повлияли. Заключительная неприятная сцена может перечеркнуть всё доброе и светлое, что было у вас с этим человеком.

В ходе обсуждения выстраивается на доске схема Процесс общения

Психологический практикум.

– Попробуем на практике отработать приёмы восприятия партнёров.

– Выполним упражнение «Понял – не понял»

Упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает. Партнёр должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен подойти и продолжить действие с того же движения. Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие. В данное упражнение попарно включаются все члены группы, затем организуется анализ работ.

Заключение. Учитель: Какова роль стереотипов в процессе восприятия?

Стереотипы – помогают или мешают в процессе восприятия?

Задание. Напишите « » и «-» стереотипов.

/В законченном виде запись выглядит следующим образом:

Стереотипы и их роль в процессе восприятия

« » «-»
Упрощают процесс восприятияНе всегда дают точную информацию
Ускоряют процесс познанияСпособствуют возникновению предубеждений
Помогают ориентироваться в социальной средеЖивучесть стереотипов

Таким образом, можно сделать вывод, что стереотипы – это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь. Однако при восприятии людей необходимо помнить об эффектах, которые могут вызвать ошибки процесса восприятия.

Виды стереотипов в психологии

  1. Шаблоны восприятия.
  2. Этнические.
  3. Гендерные.
  4. Возрастные.
  5. Социальные.
  6. Установки в общении.
  7. Гетеростереотипы.

Стереотипизация может быть поверхностной или глубинной. В первом случае речь идет об убеждениях, сформированных безосновательной оценкой разных внешних характеристик: эмоциональность итальянцев, перфекционизм немцев, лень русских. Как правило, они меняются вследствие развития человечества.

Более глубокий вариант шаблонизации предполагает модели поведения и мышления, передающиеся между людьми годами или даже веками. Например, многие считают обязательными элементами русской традиции балалайку, матрешку, водку и медведей.

Они формируются под влиянием определенных исторических событий.

Примеры популярных стереотипов в обществе:

  • добиться успеха в карьере без «блата» невозможно;
  • мужчина никогда не плачет;
  • дети – несамостоятельные, беспомощные;
  • евреи – меркантильный народ;
  • женщина на корабле – плохая примета;
  • чем выше цена, тем качественнее товар;
  • без высшего образования нельзя прожить достойно.

Считается, что девушка слаба, пассивна и легкомысленна. Часто ее воспринимают, как «придаток» мужчины. Чтобы компенсировать свою природную неполноценность, она должна стремиться выглядеть красивее всех и хитростью завладеть богатым и привлекательным мужем.

Своими стереотипами обросли и представители мужского пола. Есть расхожее мнение, что априори являются главными в отношениях. Другая иллюзия – каждый парень любит футбол, помешан на сексе, а еще они страшные бабники. «Все мужики изменяют!» –  наверняка вы не раз слышали такое утверждение.

Родители убеждены, что дети должны оправдывать их ожидания. Все подростки считаются трудными, а их мечты и планы не воспринимают всерьез, списывая порывы и идеи на «юношеский максимализм». Люди среднего возраста находятся в кризисном состоянии. Старики – больные и несчастные.

Как быть Леди:  Безответная любовь: понятие, что делать при не взаимной любви, советы психолога как пережить состояние.

Молодежь думает только о развлечениях и не уважает старших. Безработные – неудачники, а счастье невозможно без огромного счета в банке. Не верить в бога – безумие. Общество пестрит шаблонами о том, что такое «хорошо», а что – «плохо», какой должна быть «нормальная» личность, как и где можно получить «правильные» знания. Однако большинство из них связано со страхами, комплексами, ослаблением аналитического мышления и не подкреплены логикой.

Как возникают

Стереотипами именуется привычное отношение индивида к определённому явлению, сформировавшееся из-за влияния социальных обстоятельств и предыдущего опыта.

Они относятся к мыслительным процессам и поведенческому паттерну человека. Рассматриваемое понятие подразумевает собой закреплённую мыслительную конструкцию, машинальное интеллектуальное реагирование на что-либо. Оценки и суждения порождаются именно стереотипами, которые обусловлены тем, что человек воспринимает.

Шаблоны поведения в большинстве случаев определяют человеческие суждения, оценивание происходящего и отношение к окружающей реальности. Именно благодаря таким стандартам человек знает, что нужно делать в той либо иной ситуации, кто прав, какие поступки причисляются к категории хороших, а какие к плохим. Однако знание ещё не означает, что так оно будет в реальности.

Стереотипы поведения личности считаются продуктом естественных психологических процессов, неизбежно приводящих к их выработке и сохранению.

Формирование стереотипов поведения основывается, прежде всего, на личном опыте индивидов и установленных определённым социумом нормах. Разные общности, такие как нация или профессиональная группа производят шаблоны, устойчивые трактовки определённых явлений, привычные объяснения вещей.

Стереотипизация представляет собой значимый и необходимый механизм социального познания мироздания. Он способствует быстрой и до определённой степени достаточно надёжной классификации, упрощению понимания социального окружения субъекта. Стереотипизация позволяет делать людей и ситуации более понятными и предсказуемыми.

Установки и стереотипы поведения также выполняют некоторые когнитивные функции, например, функцию упрощения, схематизации, выработки и сохранения группового мировоззрения.

Таким образом, шаблонность поведенческого реагирования представляет собой стандартную поведенческую модель, возникающую в определённых обстоятельствах. Основывается такая модель на опыте, порождённом прошлыми схожими обстоятельствами или обстановкой.

Стереотипы поведения также можно назвать привычками, возникающими в условиях, когда человек не пытается проанализировать ситуацию для принятия какого-либо решения, а действует автоматически, руководствуясь прошлом опытом. Это свидетельствует о тесной связи шаблонов с рефлексами. Можно даже заключить, что поведенческие стереотипы являются вариациями условного рефлекса.

Проще говоря, социальные установки и стереотипы поведения являются желанием всё классифицировать, категоризировать, схематизировать и обобщить собственный и сторонний опыт, а также представления. Важный элемент стереотипного поведения – это оценочная составляющая.

Таким образом, шаблонами называется то, что делает человеческую жизнь проще и более предсказуемой.

На стадии раннего созревания социальные установки и стандарты полезны, поскольку упрощают мыслительную деятельность – нужно меньше временного ресурса и энергии для раздумий над чем-либо.

Однако в дальнейшем они несут вред, так как превращают мышление индивидов в шаблонное, лишённое креативности. Это препятствует дальнейшему развитию человека и достижению им успешности.

Стереотип в процессах социального восприятия

Волкова Виктория Борисовна, Кривошлыкова Марина Владимировна, Малеко Елена Валерьевна СТЕРЕОТИП В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Исследование посвящено проблеме функционирования стереотипов в процессах межкультурного взаимодействия. В статье впервые комплексно использованы разработки в области социальной психологии, этнологии и лингвистики для анализа феномена стереотипа, его функций и значения в процессах социальной перцепции; сформулировано актуальное для исследования определение стереотипа. Авторы предлагают использовать данный подход для выявления и изучения стереотипов, бытующих в условиях культурных отношений между народами и культурами. Адрес статьи: м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2021/1 /17.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2021. № 1(75) C. 67-70. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2021/1 /

© Издательство «Грамота»

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

9. Лесникова О. Кому не «светит» переселение // Известия. 2009. 27 марта.

10. Невинная И. Дорого и аварийно // Российская газета. 2007. 4 мая.

11. Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ № 1743-р от 26.09.2021 г. URL: http://files.stroyinf.ru/Index2/1/4293778/4293778422.htm (дата обращения: 8.08.2021).

12. Першина Т. А., Калентьева Н. А. Особенности управления воспроизводством аварийного и ветхого жилищного фонда с позиций системного и процессного подходов в целях повышения комфортности проживания населения города // Фундаментальные исследования. 2021. № 5. С. 611-615.

13. Почти 4,5 тысячи человек уже расселены из аварийного жилья в Приморье [Электронный ресурс]. URL: http://www.primorsky.ru/news/120807/ (дата обращения: 24.11.2021).

14. Приморский край представил заявку в Фонд ЖКХ [Электронный ресурс]. URL: http://gkhprim.ru/news/interview/ primorskiy_kray_predstavil_v_fond_gkh/ (дата обращения: 20.11.2021).

15. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 23.11.2021).

16. Салков А. Капитальному ремонту недостает капитала // Золотой Рог. Дальневосточная деловая газета. Владивосток, 2021. 17 ноября.

LIQUIDATION OF DANGEROUS AND OLD HOUSING AS AN IMPORTANT FACTOR OF IMPROVING QUALITY OF LIFE OF POPULATION OF PRIMORSKY KRAI

Vlasov Sergei Aleksandrovich, Ph. D. in History Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences vlasov54@bk. ru

The article discusses implementation of the program on liquidation of dangerous and old housing in Primorsky Krai. The author proves connection of this problem solution with increase in quality of life of the population of the region. It is stated that initially the program was implemented with financial support of the Housing Services and Utilities Reform Fund, using means from the federal and regional budgets, from 2021 the means of the owners of housing have been involved. It is found out that the problem was solved everywhere throughout the region including average, small towns and workers’ settlements.

Key words and phrases: quality of life; dangerous and old housing; relocation; communal services reform; heavy repair; small towns.

УДК 008:316.75 Культурология

Исследование посвящено проблеме функционирования стереотипов в процессах межкультурного взаимодействия. В статье впервые комплексно использованы разработки в области социальной психологии, этнологии и лингвистики для анализа феномена стереотипа, его функций и значения в процессах социальной перцепции; сформулировано актуальное для исследования определение стереотипа. Авторы предлагают использовать данный подход для выявления и изучения стереотипов, бытующих в условиях культурных отношений между народами и культурами.

Ключевые слова и фразы: стереотип; социальные аспекты восприятия; взаимодействие культур; культурные контакты; идентичность.

Волкова Виктория Борисовна, д. филол. н. Кривошлыкова Марина Владимировна, к. культурологии Малеко Елена Валерьевна, к. филол. н.

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова kmv_01@mаil. т

СТЕРЕОТИП В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

В современном мире, отличительной особенностью которого выступают многообразие форм, видов, проявлений культуры и их перманентная трансформация, человек стремится свести сложное персонифицированное содержание к узнаваемым маркерам, схемам и знакам, которые, в свою очередь, соотносятся со стереотипными суждениями. Задачей исследования является выявление сущности, места и роли стереотипа в коммуникативных процессах. Очевидно, что стереотипные суждения во многом определяют поведенческие модели и установки, задают степень продуктивности межкультурной коммуникации, это и обусловливает актуальность их исследования, которая заключается в том, что в последние два десятилетия перед культурологами и социологами остро стоит задача повышения уровня эффективности межкультурного общения, толерантности и снижения конфликтности межкультурного общения.

Как быть Леди:  Что такое ригидность в психологии: 7 главных признаков

Объектом исследования общественных и гуманитарных наук стереотип становится ещё в 20-е годы XX столетия на волне возросшего интереса к проблемам массового сознания. Термин «социальный стереотип» был введен в научный оборот У. Липпманом; под ним ученый понимал упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» окружающей реальности «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценностные позиции и права [12].

Поскольку стереотип как феномен сознания оказывается в центре внимания представителей разных отраслей гуманитарного знания, то для его комплексного анализа необходимы междисциплинарные методы исследования. Междисциплинарный подход позволит проанализировать положения частных областей знания и раскрыть интегративную, комплексную природу этнокультурного стереотипа. Для этого рассмотрим основные концептуальные разработки проблемы стереотипов, сформировавшиеся в русле социально-психологического, этнологического и лингвистического направлений научной мысли.

Исследования приемов стереотипизации как феномена психологии индивида сводятся к изучению процессов отбора, восприятия и обработки информации об объектах окружающей человека действительности. Данные процессы основаны на определенных представлениях, или предзнании. В исследованиях социальных психологов стереотип выступает как явление, характеризующее индивидуально-личностный уровень психологических особенностей человеческого сознания. Данную позицию занимает Д. Мацумото, который утверждал, что стереотипы основываются на «таких психологических процессах, как избирательное внимание, оценка, формирование понятий и категорий, атрибуция, эмоции и память» [4, с. 82].

Рассмотрение феномена стереотипа исключительно в психологическом ключе, без привязки его к групповому сознанию, на наш взгляд, не способно раскрыть социальную сущность данного феномена и обнаружить важнейшие функциональные особенности стереотипа. Доказательством правомерности позиции о детерминированности процессов формирования и бытования стереотипов психологическим и социальным уровнями познания окружающего мира являются исследования ученого Т. Шибутани. Он утверждал, что не существует индивидуальных стереотипов, что все они так или иначе функционируют в малых и больших социальных общностях. И в таком контексте стереотип можно определить как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей с точки зрения какого-либо различимого признака; поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей» [11, с. 101].

Корреляция психологических и социальных особенностей перцептивных процессов изучена исследователем В. Дуазом. В своих работах ученый объединил стереотип с рядом других явлений группового и общественного порядка в концептуальный комплекс. В. Дуаз выделил четыре уровня стереотипов — личностный, межличностный, социальный и идеологический [1].

Таким образом, синопсический анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что процесс стерео-типизации — это обязательный компонент рецептивных и перцептивных процессов психики человека, проявляющийся в процессах социального взаимодействия. В связи с этим важной является задача определения функциональных особенностей стереотипов в процессах межкультурного взаимодействия.

Важную роль стереотипы восприятия играют в осуществлении когнитивной и межгрупповой социальной дифференциации. Так, например, попадая в ситуацию, требующую незамедлительной первичной оценки явления или объекта, представитель конкретной этнической общности делит их на «знакомые» («свои», «положительные») и «незнакомые» («чужие», «враждебные»). В данной ситуации собственная этническая атрибутика характеризуется позитивно, со знаком «плюс», а та, что не вписывается с имеющуюся систему представлений, — со знаком «минус». Этим объясняется жизнеспособность стереотипов восприятия, призванных оценивать представителей других социальных общностей по определенным схемам.

Таким образом, противопоставление «мы» — «они» основывается на процессах максимизации межгрупповых различий и минимизации межгруппового сходства [8, с. 247], тем самым способствует гомогенизации собственной референтной группы и большему обособлению гетерогенных сообществ.

В силу своих динамических характеристик — устойчивости, ригидности, консерватизма — стереотип выступает как один из способов трансляции культурно-исторического опыта. Стереотип способствует фиксации социально значимых элементов культуры народа, обеспечивая стабильность социальных практик, защищает групповые интересы и оправдывает межэтнические отношения. Стереотипы, сформированные какой-либо этнической группой, зачастую наполнены враждебностью и предрассудками, поскольку лежат в сфере эмоциональных переживаний и базируются на «этническом отталкивании» [9, с. 228].

Таким образом, формирование стереотипов осуществляется на основе атрибутивных процессов, когда объекту присваиваются характеристики, исходя из его группового членства, при этом становится более зримой граница между «своими» и «чужими». В этом смысле усвоение стереотипов выступает как способ социализации личности.

Итак, рассмотрев ряд теоретических концепций в области социальной психологии, можно сделать вывод о том, что стереотип есть механизм восприятия, некий специфический способ познания мира; устойчивое представление о предметах, объектах, явлениях, бытующее на уровне обыденного сознания людей как членов конкретной социальной общности.

В качестве такой социальной группы может выступать этнос. Исследования стереотипа в этнокультурном срезе сводятся к производной от дефиниции «социальный стереотип» к понятию «этнический стереотип» либо «этнокультурный стереотип». Следует отметить, что не существует особых, присущих исключительно этнокультурным стереотипам черт, свойств и функций. Все они в равной степени характерны и для социальных стереотипов как таковых.

Стереотип восприятия в исследовании этнологов определяется как устойчивое, упрощенное и обобщенное представление о той или иной этнической общности. Являясь фрагментом концептуальной картины мира, неким ментальным образом, стереотип есть культурно детерминированное отображение окружающей действительности. Процесс стереотипизации протекает на бессознательном уровне, при этом индивидуальные представления и образы выступают индикаторами массовых, принятых в данной конкретной этнокультурной группе.

В исследованиях, посвященных функционированию стереотипов различного уровня, обнаруживается взаимосвязь стереотипов с процессами самоопределения. Стремление к уподоблению, готовность отождествлять себя с неким признанным образцом, по мнению Э. Фромма, являются важнейшими экзистенциональными потребностями человека [10]. В хаосе социального бытия человек нуждается в системе ориентаций, которые позволили бы ему дать автохарактеристику, убедиться в тождественности тех, кого он маркирует понятием «свои», и безошибочно определять «чужих». Таким образом, идентичность можно определить как «процесс выделения себя из среды других, чуждых, многих, отчетливое разделение «своего» и «чужого»» [7, с. 7].

Исследователь В. М. Капицын подчеркивает, что сознание человека, будучи включенным в область исторической памяти и информационных потоков, погружаясь в процессы самоопределения, создает социально-когнитивные системы, «из которых люди получают социальное «знание», где идет постоянная циркуляция (воспроизводство, хранение, обработка, интерпретация и обмен) знаний, отложение этих знаний в коллективном и индивидуальном бессознательном» [2, с. 31].

Процесс отождествления индивида с референтной группой происходит не только и не столько с совокупностью определенных людей, но и с идеальными образами или системой взаимосвязанных образов и стереотипов, репрезентирующих данную группу людей.

Неосознаваемая в обычной жизни проблема идентичности, самоотождествления личности с конкретным коллективом проявляется по мере возникновения контактов с представителями инокультур. Это приводит к осознанию своей принадлежности к определенной культурной общности, самобытные черты которой становятся более четкими и рельефными при сопоставлении с другой. Процессы самоопределения, самоорганизации носят нормативно-оценочный характер, в ходе которых формируется определенная «сетка координат» в пространстве сознания и культуры. Немаловажное значение в данных процессах выполняют стереотипы. В силу резистентности и кумулятивной природы стереотипы способствуют консервации культурно значимой информации и ее трансляции из поколения в поколение.

Подобные наблюдения позволяют утверждать, что этнокультурные стереотипы являются структурообразующей основой этнической идентичности, поскольку играют определяющую роль в ее конструировании и функционировании.

Исследование стереотипа в контексте коммуникативного (вербального) поведения нашло отражение в работах лингвистов. В когнитивной лингвистике понятие «стереотип» связано с содержательной стороной языка и культуры, т.е. рассматривается как ментальная картинка, которая связана с картиной мира. Так, В. В. Красных рассматривает стереотип как «некое «представление» фрагмента окружающей действительности, как фиксированную ментальную «картинку», являющуюся результатом отражения в сознании личности «типового» фрагмента реального мира, некий инвариант определенного участка картины мира» [3, с. 231].

Исследователь В. А. Рыжков отмечает, что «стереотипом является единица языка, вызывающая на психовербальном уровне в сознании представителей определенной национально-культурной общности некоторый минимум сходных ассоциативных реакций по ряду семантических признаков оценочного характера» [6, с. 13].

Как быть Леди:  2 ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ У ЛИЦ С ДЕВИАНТНЫМ СЕКСУАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Изучению стереотипа в процессах речевого общения посвящены исследования Ю. Е. Прохорова. В них автор характеризует стереотип как социокультурно маркированную единицу «ментально-лингвального комплекса представителя определенной этнокультуры», комплекса, реализуемого в вербальном общении «в виде нормативной локальной ассоциации к стандартной для данной культуры ситуации общения» [5, с. 98]. Таким образом, стереотип выступает как ментальный образ, который коррелирует с «наивной картиной мира». При этом лингвисты полагают, что в основе формирования и функционирования стереотипов лежат когнитивные процессы, неразрывно связанные с механизмами, с помощью которых разум человека постигает и ка-тегоризирует окружающую действительность. В процессе речевого общения человек склонен опираться на обобщения, упрощения и оценку, именно поэтому стереотипы по своей природе нейтральны.

Анализ данных концепций, разрабатывающих проблему функционирования стереотипов в языковом пространстве, позволяет сделать вывод о том, что стереотипы — это представления, имеющие национально-культурную маркированность, ассоциативную природу и языковую форму выражения. Материалом для исследования в данном случае могут выступать произведения литературы и публицистики, где суждения о себе (автостереотипы) и других (гетеростереотипы) обнаруживают себя наиболее зримо и ярко.

Таким образом, проанализировав теоретические разработки в области социальной психологии, этнологии и лингвистики, можно дать определение актуальному для данного исследования понятию стереотипа. Стереотип — это схематичный, упрощенный ментальный образ этнической общности, сформированный на основе сравнения «чужого» с внутренними идеалами и образцами в процессе межкультурного взаимодействия.

Стереотипы в ситуациях объективного существования различий между культурами и этносами выполняют важные задачи, связанные с регуляцией процессов межгрупповой дифференциации. Они способствуют повышению эффективности когнитивных процессов, аккумуляции и трансляции социально значимого опыта, защите групповых интересов, а также оправданию существующих межэтнических отношений. Особое значение при этом имеет социально-культурная обстановка, в которой осуществляются межкультурные контакты.

В ситуации негативного развития взаимодействия стереотипы имеют тенденцию к схематичности и утрированию. В случае позитивного развития сценария коммуникативного акта оценочное суждение или образ при сохранении своей стереотипной природы характеризуется большей сложностью и многогранностью.

Значимость подхода, предложенного и апробированного авторами, заключается в развитии теоретического уровня исследований процессов стереотипизации в концептуальном поле проблем социального и культурного взаимодействия. Практическое значение работы заключается в возможности использования ее результатов в компаративных исследованиях межкультурного (в т.ч. межэтнического) взаимодействия.

Список литературы

1. Дуаз В. Явление анкеровки в исследованиях социальных представлений // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 19-27.

2. Капицын В. М. Социальная идентификация (жизнь, политика, право) // Проблема идентичности российского социума в условиях глобализации: коллективная монография / под ред. Н. Р. Балынской; Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. Магнитогорск, 2021. С. 30-44.

3. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность. М.: Гнозис, 2003. 375 с.

4. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 414 с.

5. Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 224 с.

6. Рыжков В. А. Национально-культурные аспекты ассоциативного значения интернациональных стереотипов: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1983. 22 с.

7. «Своё» и «чужое»: межкультурная коммуникация в полипарадигмальном аспекте: коллективная монография / под ред. Л. А. Шкатовой. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2003. 185 с.

8. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Московского университета, 1987. С. 242-250.

9. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура / отв. ред. Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1983. С. 227-284.

10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 446 с.

11. Шибутани Т. Социальная психология / пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 544 с.

12. Lippmаn W. Public Opinion. N. Y., 1922. 427 p.

STEREOTYPE IN SOCIAL PERCEPTION PROCESSES

Volkova Viktoriya Borisovna, Doctor in Philology Krivoshlykova Marina Vladimirovna, Ph. D. in Culturology Maleko Elena Valer’evna, Ph. D. in Philology Nosov Magnitogorsk State Technical University kmv_01@mаil. ru

The study is devoted to the problem of the stereotype functioning in cross-cultural interaction. The article for the first time uses modern achievements in the sphere of social psychology, ethnology and linguistics to analyze the stereotype phenomenon, its functions and importance in social perception; a relevant stereotype definition is introduced. The authors propose this approach to identify and study cultural stereotypes.

Key words and phrases: stereotype; social aspects of perception; interaction of cultures; cultural contacts; identity.

УДК 930.23

Исторические науки и археология

В статье дана характеристика познавательной ситуации в среде профессионального сообщества советских историков в свете высказываний И. В. Сталина о «революции рабов», сокрушившей Рим. Обозначены факторы, определившие положение и функции советских историков древности того периода, обеспечивших столь непротиворечивое вхождение сталинской концепции в научную среду. Дана характеристика исследовательских задач советских историков, поставленных перед необходимостью вскрыть механику исторических переходов от древности к Средневековью в русле идей, озвученных И. В. Сталиным в 1933-1934 гг.

Ключевые слова и фразы: сталинизм в исторической науке; Римская империя; рабы; варвары; «теория революции рабов»; историография; познавательная ситуация.

Волошин Дмитрий Алексеевич, к.и.н.

Армавирский государственный педагогический университет voloschindim@mail. т

СТАЛИНСКИЙ КОНЦЕПТ «РЕВОЛЮЦИИ РАБОВ» И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ В 1933-1934 ГГ.

Познавательная ситуация в отечественной исторической науке, пожалуй, как никакая другая, с неизменным постоянством и в разные периоды характеризуется как кризисная, либо посткризисная и переходная. При этом

Стереотипы поведения в общении

Человека на протяжении всего его существования окружают другие индивиды. Он постоянно пребывает в коммуникативном взаимодействии с социумом. Стандарты характеризуются устойчивостью, передаваясь от поколения к поколению. Поэтому часто они воспринимаются в качестве данности, реальности, биологического факта.

Стереотипы поведения в коммуникациях подразделяются на две группы: поверхностные шаблоны и глубинные.

Под поверхностными предрассудками подразумеваются представления о народе, что определяется международной или исторической ситуацией, а также внутриполитическими условиями. Такие шаблоны исчезают или изменяются в зависимости от происходящих событий, условий, влияющих на формирование мировоззрения у большинства граждан и стабильности социума.

Глубинные стандарты характеризуются устойчивостью, они неизменны в течение определённого временного интервала.

Социальные стереотипы поведения порой выступают в роли негативных факторов, препятствующих, адекватному, неискажённому взаимопониманию. При этом они препятствуют общению двояко. Поскольку смысл передающейся информации может быть искажён отправителем вследствие воздействия его стереотипа или получателем послания.

Таким образом, стереотипы представляют собой константное, зачастую упрощённое суждение относительно окружения или обстоятельств. Нередко он позволяет оценивать людей в соответствии с ассоциациями.

Причин возникновения стереотипов поведения во взаимодействии много. Но, как правило, результатом срабатывания защитной реакции, вырабатываемой мозгом для предохранения от переизбытка информации, объём которой постоянно увеличивается, становится сложившийся стереотип поведения в коммуникациях. При отсутствии такого механизма защиты, подсознание бы запуталось от бесконечного вытеснения оценочных представлений.

Стереотипы поведения людей являются составляющей частью общественной культуры. Они вырабатываются на основе:

– возраста, например, стереотипы поведения пожилых, выражаемые в отношении к ним и негативных суждениях (все пожилые лица одинокие, немощные, бедные, страдают слабоумием);

– гендера (все мужчины хотят от противоположного пола только интим, все блондинки дуры, красивые женщины легкомысленны, женщинам от мужчин нужны только деньги);

– расы (корейцы, китайцы, японцы между собой внешностью не отличаются);

– религии (все последователи ислама террористы);

– национальности (евреи все скупердяи).

Следует отметить, что шаблон всегда предоставляет информацию в максимально упрощённой и понятной форме, что нередко приводит к дезориентации людей, если информация расходится с действительностью.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий