Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления Женщине

20 лучших инструментов для менеджмента проектов — tiledi.ru

Еще совсем недавно любой сотрудник организации, предлагающий что-то записать, структурировать или применить какой-нибудь модный инструмент, быстро именовался сектантом, ботаником или планктоном, который стремится превратить расслабленную атмосферу в рабочие офисные будни. Сегодня все поменялось, и проект-менеджер без красивого и эффективного инструментария уже не котируется. Это объяснимо — объем и скорость поступления информации в наше время настолько увеличились, что держать все в голове под силу только уникумам, которые обычно не посвящают свою жизнь НКО. Для всех остальных мы представляем подробный обзор инструментов для успешного проектного менеджмента.

НА КОЙ МНЕ ЭТО ВСЕ?

У нас есть мозг. Стоит ли рассказывать, что этот орган буквально напичкан разного рода изъянами и несовершенствами, которые любят проявляться в самый ответственный момент. Вы удивитесь, но проект-менеджерам мозг тоже нужен, причем в полном объеме. Предполагается что проект-менеджер держит в голове все дедлайны, ответственных за каждый этап, контролирует риски, дает задания и вообще держит руку на пульсе. Разумеется, что-то забыть, не успеть или не понять — это прогнозируемый исход для проекта, менеджер которого пытается все уместить в голове. Именно в этот момент на помощь приходят разнообразные инструменты. Для пользования этими инструментами нужны средства — кто-то обходится большим желтым блокнотом, кто-то одной таблицей Excel, кто-то использует разноцветные стикеры, а кто-то грузные мобильные приложения. Формат выбирать вам.

Стоит помнить, что у применения инструментов для менеджмента есть свои «но» и «если». Все это можно объединить в три главных проблемы:

Проблема недостаточности

Вы применили один/два классных во всех отношениях инструмента, но возникли сложности с другими аспектами проекта, к которым выбранный вами инструментарий уже неприменим, а вводить что-то новое уже поздно.

Проблема избыточности

Сегодня мы рассмотрим 20 отличных инструментов. Но не надо разом претворять их в жизнь, ведь это лишь усложнит отчетность, добавит пару нулей к смете, а ваши коллеги будут думать, что вы помешаны на структуризации, а не на сути вашего проекта.

Проблема неправильности

С этим пунктом все понятно и так. Можно вспомнить старые поговорки вроде «пятого колеса в телеге», «сбоку припека», «ни к селу, ни к городу» и «не пришей кобыле хвост».

«ЧТОБЫ УЖЕ ЗАВТРА МИР ВО ВСЕМ МИРЕ»

Итак, начнем мы с инструментов, которые помогают определиться с финальной целью, ожиданиями, целевой аудиторией и всеми сопутствующими качествами вашего проекта.

Бостонская матрица

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и УправленияЭтот инструмент помогает понять, какого эффекта вы собираетесь достичь по окончании проекта, на какой стадии находится проект в данный момент и каков будет финальный результат. В любой момент вы можете остановиться, нарисовать эту схему, честно на нее взглянуть и понять, чем является ваше детище на сегодняшний день. Давайте быстро разберем каждую из четырех стадий:

Дикая кошка — также известная в узких кругах, как «трудный ребенок». Вы взяли себе домой дикую кошку и пытаетесь окружить ее своей любовью, которая выливается в эмоциональные и финансовые затраты. При этом, как бы вы не пытались, вы не знаете, как поведет себя эта кошка, несмотря на всю вашу привязанность. Может быть она станет вашим самым ласковым и нежным зверьком, принеся в дом покой и уют, а может быть это пушистое нечто начнет гадить вам в тапки, драть любимый диван, грызть провода и царапать удивленные физиономии гостей. Все это может коррелировать с вашим проектом. Вам не ясно, куда вы вкладываете свои усилия и деньги, и во что все это в результате выльется.

Звезда — ура! Вы ярко сияете на небосводе, освещая путь заблудшим морякам. Вас все видят, знают, любят и чтут. Еще совсем недавно вы были облезлой дикой кошкой, а теперь всем нужно с вами считаться. Точно так же проводим параллель с вашим проектом, который снискал определенную популярность, вам начали поступать пожертвования, о вас говорят в СМИ, но вам все еще приходится вкалывать, чтобы как-то все это оправдать.

Дойная корова — самые яркие времена прошли, вы заняли определенное место в сердцах и умах людей, и возникает такое чувство, что вы отсюда уже никуда не денетесь. Ваш проект стал дойной коровой — затраты на его содержание и рекламу снижаются, потому что в этом пропадает нужда, поддержка проекта становится минимальной, а положительная динамика все равно сохраняется. Дойных коров нужно поддерживать и любить, а если на данный момент у вас несколько проектов, то направлять доход от «коровы» стоит на «звезд» и «диких кошек».

Собака — бостонская консалтинговая группа подразумевала, простите, дохлую собаку. Мы в kislorod’е слишком любим животных, поэтому приведем пример с потерявшим голос певцом. Еще совсем недавно весь мир обожал этого исполнителя, а мы, как его продюсеры, лелеяли его, ведь он был нашей «дойной коровой». А теперь он стал бледной копией самого себя, но все так же требует к себе повышенного внимания и ждет своего возвращения на сцену, хоть он и потерял свой красивый голос. Как бы мы ни были к нему привязаны, нам нужно избавиться от него! Послать работать на завод, а самим сконцентрироваться на новых сладкоголосых «диких кошках».

Mindmap

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и УправленияЭтот инструмент помогает понять, какого эффекта вы собираетесь достичь по окончании проекта, на какой стадии находится проект в данный момент и каков будет финальный результат. В любой момент вы можете остановиться, нарисовать эту схему, честно на нее взглянуть и понять, чем является ваше детище на сегодняшний день. Давайте быстро разберем каждую из четырех стадий:

Дикая кошка — также известная в узких кругах, как «трудный ребенок». Вы взяли себе домой дикую кошку и пытаетесь окружить ее своей любовью, которая выливается в эмоциональные и финансовые затраты. При этом, как бы вы не пытались, вы не знаете, как поведет себя эта кошка, несмотря на всю вашу привязанность. Может быть она станет вашим самым ласковым и нежным зверьком, принеся в дом покой и уют, а может быть это пушистое нечто начнет гадить вам в тапки, драть любимый диван, грызть провода и царапать удивленные физиономии гостей. Все это может коррелировать с вашим проектом. Вам не ясно, куда вы вкладываете свои усилия и деньги, и во что все это в результате выльется.

Звезда — ура! Вы ярко сияете на небосводе, освещая путь заблудшим морякам. Вас все видят, знают, любят и чтут. Еще совсем недавно вы были облезлой дикой кошкой, а теперь всем нужно с вами считаться. Точно так же проводим параллель с вашим проектом, который снискал определенную популярность, вам начали поступать пожертвования, о вас говорят в СМИ, но вам все еще приходится вкалывать, чтобы как-то все это оправдать.

Дойная корова — самые яркие времена прошли, вы заняли определенное место в сердцах и умах людей, и возникает такое чувство, что вы отсюда уже никуда не денетесь. Ваш проект стал дойной коровой — затраты на его содержание и рекламу снижаются, потому что в этом пропадает нужда, поддержка проекта становится минимальной, а положительная динамика все равно сохраняется. Дойных коров нужно поддерживать и любить, а если на данный момент у вас несколько проектов, то направлять доход от «коровы» стоит на «звезд» и «диких кошек».

Собака — бостонская консалтинговая группа подразумевала, простите, дохлую собаку. Мы в kislorod’е слишком любим животных, поэтому приведем пример с потерявшим голос певцом. Еще совсем недавно весь мир обожал этого исполнителя, а мы, как его продюсеры, лелеяли его, ведь он был нашей «дойной коровой». А теперь он стал бледной копией самого себя, но все так же требует к себе повышенного внимания и ждет своего возвращения на сцену, хоть он и потерял свой красивый голос. Как бы мы ни были к нему привязаны, нам нужно избавиться от него! Послать работать на завод, а самим сконцентрироваться на новых сладкоголосых «диких кошках».

Mindmap

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и УправленияДиаграмма связей, или карта мыслей. Нашему мышлению проще оперировать облачными и ветвистыми структурами, а не списками и таблицами. Именно поэтому, когда от одной идеи исходит другая, а от другой – еще три, нам легко запутаться. На помощь приходит старинная техника MindMap, когда вам предлагается создать ветвистую схему вашего проекта или ваших. Материалов по майндмэппингу в самых разных его ипостасях в интернете, в том числе и на нашем сайте так много, что расписывать его подробно еще раз не имеет смысла, поэтому просто ловите картинку и двинемся дальше.


Логико-структурная схема (ЛСС)

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и УправленияОдин из самых сложных инструментов в исполнении, однако его применение не приносит ничего, кроме пользы. Это логичный план действий, который позволяет проект-менеджеру принимать те или иные решения, основываясь на причинах и следствиях поставленных задач. Среди столбцов ЛСС мы видим общую цель, конкретные задачи, а самое главное — индикаторы успешности. То есть лучше всего этот инструмент позволяет измерить результаты и найти объективные показатели того, что получилось, а что не получилось в вашем проекте. Визуально логико-структурная схема выглядит так (таблица слева).

Дизайн мышление

Знаете ли вы, что такое «боль клиента»? На всякий случай, держите определение — это состояние дискомфорта, которое испытывают представители вашей целевой аудитории, в связи с неудовлетворённой потребностью. Дизайн-мышление позволяет четко визуализировать и понять целевую аудиторию вашего проекта и то, какие потребности вы собираетесь утолить.

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и УправленияРазумеется, дизайн-мышление — это гораздо более масштабный инструмент, который мог бы встать в один ряд со SCRUM или ЛСС, но в среде НКО его лучше всего использовать именно для поиска эмпатии целевой аудитории. Во всех остальных случаях дизайн-мышление будет избыточным.

Обратное планирование

Вы уже точно знаете финальную цель проекта — покраска забора в северном Чертаново. Вот только с чего начинать и как двигаться к исполнению этой заветной цели, пока непонятно. Тут и приходит на помощь инструмент — обратное планирование. Вы рисуете «График Ганта», речь о котором пойдет позже, и двигаетесь в обратном направлении:

Забор стоит — его принял глава района — забор покрашен маляром Васей — вы купили Васе краску — вы договорились с Васей — вы нашли Васю — вы объявили поиск маляра — вы поняли, что вам нужен маляр — вы хотите покрасить забор в северном Чертаново.

«У МЕНЯ НЕТ НА ЭТО ВРЕМЕНИ!»

А теперь мы перечислим инструменты, которые позволят успевать все и еще немного. В этой части вы найдете ваши любимые страшные слова, вроде «тайм-менеджмент», «дедлайн», «с понедельника приступаем» и прочее.

График Ганта (Гантта)

Если по-простому, то «График Ганта» — это визуализация временного хода проекта. Простой список или календарь не дают справедливого представления о том, в какие сроки умещается ваш проект. Вспомните, как часто вы забывали тот краткий сборник дат, который вы наметили всей своей организацией, что постоянно приходилось друг другу напоминать — 27 мая сдача, а 20 мая Игорь уже должен был прислать готовый баннер. Когда же временная линия выделена цветом, а на ней стоят удобные ячейки с этапами вашего проекта — одного взгляда достаточно, чтобы целиком освежить память. Вот так «График Ганта» выглядит на практике: Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и УправленияКстати, очень удобно выделять другим цветом (особенно кроваво-красным) дедлайны. Взгляните еще раз на картинку и представьте, что 14 августа окрасилось в пугающий алый цвет, что будет означать, что 14 августа проект должен быть завершен!

Биллинг рабочего времени

Обычно под этим словосочетанием подразумевается слежка за сотрудниками при помощи разных программ захвата экрана, которые подсчитывают, сколько времени потратил ваш коллега на ту или иную задачу. Мы же предлагаем инструмент биллинга только для того, чтобы вы спланировали свое время и предложили это сделать вашим сотрудникам. Для этого можно использовать разнообразные приложения, которые часто встроены в ваш телефон, чтобы вы поняли — сколько у вас уходит на утренний кофе, дорогу в офис, заполнение документации, общение с директором и так далее. Забив всю эту информацию в приложение, вы поймете, где вы можете экономить время, что повысить вашу продуктивность и одновременно больше отдыхать. Примеры программ: Simple Time Track, TimeEdition, Toggl. Можете даже у Siri или ОкейГугла попросить замерять вашу активность в тот или иной период — вполне себе рабочий биллинг.

«В ПРОЦЕССЕ РАЗБЕРЕМСЯ»

Теперь речь пойдет об инструментах, которые позволяют лучше структурировать процесс работы. Все о выполнении задач и ходе проекта.

Канбан

«Канбан» — это таблица задач со стикерами, разделенная на несколько частей, отображающих этапы проекта. Обычно столбцы именуются так: «Что сделать» «Процесс» Сделано. Можно добавлять новые столбцы, вроде «тестирование» или «суперсрочно!». Лучше всего внедрение «канбана» в рабочий процесс представлено в сериале «Кремниевая долина». Единственная проблема в том, что создатели сериала перепутали Scrum, речь о котором пойдет ниже, с «канбаном», поэтому помните, что то, что они называют scrum — это полноценный «канбан». В видео присутствует нецензурная лексика!

Как быть Леди:  Социальные статусы и роли. Социальный статус человека

Scrum

Скрам — это инструмент, пришедший в НКО из IT-сферы. Он действительно имеет много общего с «канбаном» и даже имеет похожую доску со стикерами. Отличие состоит в так называемых спринтах и в постоянной обратной связи, которая идет от вашей аудитории. Взгляните на любое из приложений на вашем телефоне. Оно постоянно обновляется и имеет какую-нибудь версию 1.2.15. Благодаря этой системе проект постоянно улучшается и видоизменяется, тогда как раньше, после долгой и трудоемкой подготовки, на суд общественности выставлялся далеко не идеальный продукт или услуга.

Визуально внедрение системы Scrum выглядит так:

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления
А чтобы полноценно пользоваться всеми ее благами и понять, как она работает, стоит прочитать книгу создатели этой системы Джеффа Сазерленда — «Scrum. Революционный метод управлений проектами.»

Анализ стейкхолдеров

Стейкхолдер — человек, группа лиц или организация, которые напрямую влияют на успех вашего проекта. И, как следует из названия этого инструмента, вам жизненно необходимо проанализировать стейкхолдеров вашей НКО и вашего проекта.

В анализе и определении стейкхолдеров поможет таблица ниже. Несмотря на ее миниатюрность, к ней невозможно ничего прибавить и нельзя ничего убавить:Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления
Матрица ответственностей

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и УправленияПростой и понятный инструмент для понимания зоны ответственности каждого участника проекта. Он помогает не отвлекать от текущих заданий тех, кто не отвечает за что-то другое. Мы уверены, что вы многократно попадали в ситуацию, когда ни один человек не в курсе, кто отвечает, допустим, за фейерверк на вашем благотворительном концерте, и вам приходится отвлекать сначала какого-нибудь звукооператора, потом помощника организатора, а затем самого организатора. Когда же есть распечатанная матрица ответственностей, такие вопросы отпадают сами собой. Особенно этот инструмент полезен для работы с волонтерами.

Устав проекта

Этот документ создается в основном в крупных НКО, на больших проектах и в лучшем случае остается практически бесполезным. Заполненный устав проекта помогает контролировать зону ответственности, полномочия и внутренний распорядок организации. И в дальнейшем на устав проекта можно ссылаться. Допустим, вы подлетаете к главному дизайнеру и возмущаетесь, что он не сделал видеомонтаж информационного ролика. Дизайнер же демонстрирует вам устав проекта, где указаны прямые обязанности дизайнера, в которые не входит монтаж видео, а после указывает вам на пункт, запрещающий вам громко возмущаться. Удобно!

Делегирование полномочий

Еще один простой и понятный инструмент, у которого есть свой алгоритм. В одном из наших вебинаров известный руководитель проектов Егор Кудаков представил свой алгоритм делегирования полномочий, который мы и представляем на ваш суд:

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и УправленияВстречи/собрания/совещания

В наше время сформировалась стойкая нелюбовь к разного рода рабочим встречам. Им на смену предлагаются чаты, электронная почта, скайп и другие помощники фрилансеров. Мы ни в коем случае не хотим сказать, что чаты — это зло, тем более, что они являются одним из наших инструментов, однако пользу от личных встреч они, к сожалению, не заменят.

Например, только при личной встрече можно понять, насколько ваш коллега заинтересован, насколько он устал и что он действительно думает по поводу вашего проекта. По электронной почте вы никогда не сможете отследить истинную мотивацию. Другим плюсом личных собраний является ценность принятых на нем решений, ведь полноценное обсуждение и приход к логичному выводу откладывается в голове лучше, нежели фиксация в электронном письме. Но самое главное — не перестарайтесь с назначением встреч. Их избыток никогда не приведет к взаимопониманию и плохо отразится на отношениях в коллективе.

ЧТО-НИБУДЬ ЕЩЕ?

Как вы понимаете, многие из вышеперечисленных инструментов помогают и в тайм-менеджменте и в формировании целевой аудитории. Структурировать все инструменты очень сложно, и эта статья была бы в два раза больше. Именно поэтому мы решили поместить все оставшиеся инструменты для эффективного менеджмента проектов во вкладку «другое», но это не значит, что они менее важны. Взять хотя бы…

Матрица рисков

Полезнейший инструмент для определения всех возможных рисков вашего проекта. От крупных — «никому ничего не понравится!» до незначительных — «в вас три раза подряд ударит молния». Матрица рисков как раз позволяет понять, насколько все будет плохо, если тот или иной риск сбудется, и какова его вероятность.

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления  
Индивидуальный план развития

Этот инструмент относится к обучению и развитию навыков у ваших сотрудников. ИПР — очень сложная и обширная тема, по которой защищают докторские диссертации. Если вашему НКО хватает бюджета, наймите специалиста по ИПР. Если нет, то ознакомьтесь с тематической литературой, благо она в полном объеме представлена в интернете.

GTD

Getting Things Done — это известнейшая книга Дэвида Аллена о методике повышения личной эффективности. Если очень вкратце, то она рассказывает о том, что не стоит ничего запоминать, а стоит перенести все задачи и напоминания на внешние носители.

А в остальном, это настольная книга любого специалиста по менеджменту проектов. Обязательно ознакомьтесь с ней или с большим количеством удобных и понятных видеороликов об этой системе на YouTube.

Смета

Если вы занимаетесь менеджментом и ни разу не встречали страшного слова «смета», то мы одновременно вам завидуем и невероятно удивляемся. Смета нужна везде и всегда — составьте ее максимально подробно.

Общий диск

Google Drive, Dropbox, личный FTP — все должно быть в одном месте и с равноценным доступом. Скидывайте туда все документы, сметы, нарисованные «канбаны», «скрамы» и так далее.

Общая переписка

Общий чат в Slack, WhatsApp, Telegram, Viber, Facebook-messenger, Skype, VK. Даже если вы видитесь в ежедневном режиме, вам нужна общая переписка в одном из удобных мессенджеров.

Если задач слишком много или чат слишком велик для нужной информации — создавайте еще. Но главный совет — создавайте чаты по мере их нужности, а не сразу много под каждую задачу, ведь это только запутывает ваших сотрудников.

ВСЕ БЫВАЕТ В ПЕРВЫЙ РАЗ

Не бойтесь пробовать и набивать шишки. Не бросайте на полпути. Мы понимаем, что это скучные прописные истины, но многократное тестирование и опыт показывают, что вышеописанные инструменты приносят пользу. Это создано только для того, чтобы облегчить вам жизнь, а не загрузить многостраничными схемами, взвалив на ваши плечи дополнительную работу. Начните хотя бы с «канбана» и графика ганта и вы не заметите, как сделаете намного больше, потратив на это значительно меньше времени и сил.

Если вас интересует тема проектного менеджемента, вы также можете посмотреть запись вебинара «Как управлять проектами? Инструментарий менеджера» с Егором Кудаковым.

PROOFHUB: ИНСТРУМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ОДНОМ МЕСТЕ

Теперь поговорим про сервис, в котором многие из вышеописанных инструментов гармонично уживаются.

На главной странице сервиса ProofHub утверждается, что платформа любима Нетфликсом, Диснеем, Гуглом, Найком и даже НАСА! Проверить эту информацию никак нельзя, поэтому верим на слово. ProofHub – это модная система «всё в одном», которая пытается избавиться от ошибок и неудобств «Битрикса», «Мегапалана» и других «коллег», и в которую вшиты несколько инструментов по менеджменту проектов. Рассмотрим, как ею пользоваться.

У платформы есть trial-версия (бесплатная «проба» на 14 дней), которая вроде бы даже не совсем урезанная. Вот только через блок регистрации нам удалось прорваться с десятой попытки – сайт периодически виснет.

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления

И тут выясняется, что программа успешно переведена на язык Пушкина и Чехова, который можно выбрать в настройках. Но вот все обучение по-прежнему на английском. Но мы все равно советуем его пройти, ведь интерфейс ProofHub интуитивно понятен.

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления

Главный экран сайта тоже предлагает поупражняться назначать главных, выбирать участников, создавать проекты, формировать задачи и выписывать подзатыльники премии.

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления

Мы решили добавить проект нашему Сильвестру Сталлоне. Пускай это будет распоследняя часть похождений Рокки Бальбоа. Добавили участников, сроки выполнения и даже цвет.

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления

Далее внутри проекта и появляются настоящие инструменты для менеджмента. Для того, чтобы снять фильм про Рокки, нам точно понадобится много боксерских груш. Так что создаем задачу, ставим галочку на трехступенчатом канбане, на диаграмме Гантта и ждем, когда все будет выполнено.

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления

Отправляемся в задачи и видим наглядную иллюстрацию канбана в электронном виде. Можно перетаскивать все из столбца в столбец, назначать виновных и хвататься за голову от количества несделанного.

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления

А вот и График Гантта, который в нашем случае страдает от одиночества. Надеемся, что в вашем случае полосочек и отметочек будет хотя бы в десять раз больше.

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления

Возвращаемся на главную страницу проекта и видим все, что мы успели сделать за столь короткий срок. Вся история доступна нам с самого начала в виде удобных графиков и статистики, которая еще и успешно экспортируется для того, чтобы трясти цифрами перед акционерами… ну или в случае НКО – перед донорами.

И это лишь небольшая выжимка того, что умеет ProofHub на основе наших инструментов. Осталось лишь узнать, сколько он стоит и есть какие-нибудь скидки для НКО.

  • Неполная версия платформы стоит $45 в месяц при условии оплаты сразу за год.
  • Полная версия сегодня продается за $89 в месяц, также при условии оплаты сразу за год. На сайте написано, что это огромная скидка и обычно доступ стоит $150, но мы практически уверены, что это тот самый «вечный» дискаунт, который действует всегда под разными предлогами («первым трем позвонившим» и прочее).

Скидки для НКО тоже предусмотрены. Обещают отрезать 20% от общей суммы, если вы напишете им на почту [email protected] и докажете, что вы некоммерческая организация. Писать нужно точно на английском.

ProofHub пока еще совершенно не известен в России, но нам кажется, что его популярность – это вопрос времени. Потому что эта платформа отличается удобством, доступностью и тем, что совмещает сразу несколько инструментов управления проектами в одном месте.

Инструменты педагогической деятельности в электронной среде

ИНСТРУМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ

НОСКОВА Татьяна Николаевна — д-р пед. наук, проф. E-mail: noskovatn@gmail.com ПАВЛОВА Татьяна Борисовна — канд. пед. наук, доцент. E-mail: pavtatbor@gmail.com ЯКОВЛЕВА Ольга Валерьевна — канд. пед. наук, доцент. E-mail: o.yakovleva.home@gmail.com Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург Адрес: 191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48

Аннотация. В статье вводится понятие «педагогические ИКТ-инструменты», позволяющее выявить необходимые преобразования профессиональной деятельности в электронной среде обучения. Введение понятия позволяет раскрыть спектр возможностей и преобразований деятельности преподавателей вуза в электронной среде. Обоснована типология инструментов, раскрыты их особенности. Приводятся экспериментальные данные об использовании преподавателями европейских вузов педагогических ИКТ-инструментов, полученные в ходе реализации европейского проекта IRNet.

Ключевые слова.: электронная образовательная среда вуза, педагогические ИКТ-инструменты, электронные образовательные ресурсы, педагогические ИКТ-компетенции, проект IRNet

Для цитирования:Носкова Т.Н., Павлова Т.Б, Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2021. № 8/9 (215). С. 121-130.

Введение

В информационном обществе изменяется образовательная среда вуза, в ней появляется новая область, основанная на применении информационных и коммуникационных технологий, — электронная образовательная среда. Основным её предназначением становится организация самостоятельной работы студентов, расширение их образовательной активности и инициативы. При этом создаются уникальные возможности для удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей молодёжи, что необходимо для подготовки студента к профессиональной деятельности. Какие новые инструменты необходимо освоить преподавателю, чтобы в полной мере использовать высокий потенциал электронной среды взаимодействия?

Аналитический обзор отечественных и зарубежных подходов

В отечественных педагогических исследованиях распространён подход, в соот-

ветствии с которым выделены пять групп педагогических инструментов, которые используются при создании электронных образовательных ресурсов: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и производительность [1; 2]. По сути, они характеризуют различные свойства контента электронных образовательных ресурсов, которые определяют возможности их использования в учебном процессе.

В зарубежной педагогической практике ИКТ-инструменты трактуются через призму решения конкретных образовательных задач. В частности, приобрёл популярность ежегодный рейтинг наиболее востребованных в образовании ИКТ-инструментов [3]. Он формируется путём открытого голосования через заполнение онлайн-анкет. Здесь инструменты сортируются по категориям: для предоставления новых знаний (instructional tools), для разработки учебного контента (content development tools), социально ориентированные инструменты (social tools), инструмен-

ты для личных и профессиональных целей (personal and professional tools). Однако упомянутый рейтинг не даёт чёткого определения, что понимается под ИКТ-инструментами в образовательном контексте.

В российских и зарубежных публикациях также встречаются подходы, в которых авторы характеризуют ИКТ-инструменты с позиций реализации конкретных педагогических приёмов: для геймификации [4], для повышения эффективности массовых открытых онлайн-курсов [5]. В ряде публикаций под термином «ИКТ-инструменты» понимаются информационные и коммуникационные технологии, используемые в образовательных целях. Рассматривается полезность, целесообразность и эффективность этих инструментов, выбираются и рекомендуются для использования в педагогической деятельности определенные средства информационных и коммуникационных технологий [6]. В то же время в них не анализируются существенные изменения деятельности педагога при использовании этих инструментов, не выделены основания для разделения их на группы. Поскольку определённое средство ИКТ может по-разному применяться в различных образовательных ситуациях, необходимо определить теоретические основания для использования понятия «педагогические ИКТ-инструменты».

Технические средства обучения и педагогические ИКТ-инструменты

Проведём аналогию с широко практикуемым ранее понятием «технические средства обучения». К техническим средствам обучения относилась совокупность технических устройств (технических средств) и дидактического обеспечения, применяемых в учебно-

Как быть Леди:  Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

воспитательном процессе с целью его оптимизации (рис. 1). Под дидактическим обеспечением учебного процесса понимался комплекс разнообразных видов содержательной учебной информации, представленной на различных носителях и соответствующих дидактическим целям и задачам образования и воспитания [7]. Результаты применения технических средств обучения определялись не только выбором технического устройства и его возможностями, но и, главным образом, качеством дидактического обеспечения. Технические средства обучения преимущественно рассматривались как средства, используемые педагогом в аудитории.

Со временем техническими устройствами, интегрирующими в себе возможности различных технических средств, стала компьютерная техника с соответствующим программным обеспечением или средства информационных и коммуникационных технологий. Динамичный прогресс компьютерной техники, развитие сетевых, мобильных технологий привели к появлению принципиально новых информационных и коммуникационных возможностей пользователей, многие из которых эффективны и в решении задач обучения. Использование информационных и коммуникационных технологий позволило учебному процессу выйти за пределы аудитории, устранив пространственно-временные границы образовательного взаимодействия.

Средства ИКТ в современном вузе превратились из средства обучения в многофункциональный инструмент создания вариативных образовательных возможностей для самостоятельной работы обучающихся, в инструмент формирования электронной образовательной среды. Электронная образовательная среда — это комплекс информационных

Техническое средство обучения

„ Дидактическое

Техническое устройство Г

обеспечение

Рис. 1. Схема понятия «техническое средство обучения»

Педагогический ИКТ инструмент

Электронный

Средство ИКТ

образовательный ресурс

Рис. 2. Схема понятия «педагогический ИКТ-инструмент»

и коммуникационных условии, дополняющих традиционную образовательную среду принципиально новыми видами образовательных взаимодействий, которые педагог реализует посредством применения ИКТ [8].

Для обозначения электронного дидактического обеспечения, предназначенного для средств ИКТ, используется понятие «электронные образовательные ресурсы», или «цифровые образовательные ресурсы». Итак, по аналогии с понятием «технические средства обучения», содержание понятия «педагогический ИКТ-инструмент» может быть представлено следующей схемой (рис. 2). Основным назначением педагогических ИКТ-инструментов является организация и обеспечение деятельности обучающихся в электронной образовательной среде (как в аудитории, так и за её пределами). Особую роль играют педагогические ИКТ-инструменты в организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Электронные образовательные ресурсы

Существует ряд определений понятия «электронный образовательный ресурс» (ЭОР). Преимущественно оно обозначает образовательный контент, представленный в цифровой форме. Однако для организации в электронной среде самостоятельной деятельности обучающихся недостаточно только предметно-содержательных ресурсов. Для ответа на вопрос, какие ещё необходимы ресурсы, обратимся к концепции построения электронной образовательной среды (ЭОС) [9]. Особенность построения ЭОС заключена в том, что она основывается на пересечении знаний из трёх областей: педагогики, психологии и информатики. Поэтому для её грамотного проектирования выделены науч-

ные концепты, являющиеся общими для этих трёх областей знаний: «информация», «коммуникация» и «управление». Соответствующая этому подходу типология электронных образовательных ресурсов и особенности их построения раскрыты в работе «Сетевая образовательная среда: электронные ресурсы» [10]. К основным типам ЭОР относятся:

• электронные предметно-содержательные ресурсы — информационные ресурсы (и-ЭОР);

• электронные ресурсы для организации образовательной коммуникации — коммуникационные ресурсы (к-ЭОР);

• электронные ресурсы управления учебно-познавательной деятельностью (у-ЭОР).

Что объединяет выделенные типы электронных образовательных ресурсов? С помощью этих типов ЭОР, функционирующих на базе ИКТ, учебно-познавательная деятельность субъекта определённым образом алгоритмизируется. Это значит, что ЭОР включают не только предметное содержание, но и задают определённые алгоритмы информационных и коммуникативных действий пользователей. Передачу предметного содержания с использованием совокупности приемов, отражающих возможности интерактивных мультимедийных компьютерных средств, повышающих эффективность освоения содержания, стимулирующих активность познавательной деятельности обучающихся, обеспечивают и-ЭОР. Удалённые образовательные взаимодействия субъектов, реализуемые на базе коммуникационных сервисов, в процессе которых формируются навыки использования знаний и соответствующие компетенции, обеспечивают к-ЭОР. С помощью у-ЭОР задаются алгоритмы управления учебно-по-

Рис. 3. Схема функционирования разных типов ЭОР электронной образовательной среды

знавательнои деятельностью в электронной среде. Алгоритмизация индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности в электронной среде позволяет создавать новые возможности для обучающегося в аспекте построения его индивидуального образовательного пути.

Можно сделать вывод, что современному педагогу недостаточно освоить отдельные средства ИКТ, ему необходимо научиться целенаправленно формировать электронную ресурсную базу образовательного процесса, в которой взаимосвязанно функционируют электронные образовательные ресурсы разных типов, обеспечивающие сбалансированное решение поставленных задач обучения. На рисунке 3 представлена схема функционирования трех выделенных типов ЭОР, составляющих ресурсную базу электронной образовательной среды.

Классификация педагогических ИКТ-инструментов

Приведённая выше типология ЭОР даёт основание для классификации педагогических ИКТ-инструментов, в основу которой положена их направленность на организацию разных видов действий обучающихся в электронной образовательной среде. Мы выделяем:

— инструменты, предназначенные для организации освоения предметного содер-

жания, — информационные педагогические ИКТ инструменты;

— инструменты для организации сетевой образовательной коммуникации -коммуникационные педагогические ИКТ-инструменты;

— инструменты для управления образовательными взаимодействиями в электронной среде — педагогические ИКТ-инструменты управления.

Информационные педагогические ИКТ-инструменты. Это тип педагогических ИКТ-инструментов, позволяющий производить разработку и применение и-ЭОР в образовательном процессе. Разработка включает также подбор доступных информационных ресурсов открытой образовательной среды, их организацию в соответствии с решаемыми учебными задачами. Владение информационными ИКТ-инструментами предполагает, что педагог целостно обеспечивает процесс функционирования и-ЭОР в электронной образовательной среде в соответствии с поставленными целями и с учётом потребностей и возможностей обучающихся.

В состав информационных педагогических ИКТ-инструментов входят прежде всего средства ИКТ, а именно:

• разнообразные современные устройства для предъявления образовательной информации (компьютеры, мобильные устройства, мультимедийные проекторы,

документ-камеры, интерфейсы виртуальной реальности, сетевое оборудование и пр.);

• компьютерные программы для разработки и доставки мультимедийного и интерактивного образовательного электронного контента, системы управления базами данных, электронные репозитории, системы виртуальной реальности и пр.

Наряду с гипертекстовыми мультимедийными учебниками и учебными пособиями в их состав также входят такие ресурсы, как:

— видеозаписи лекций;

— интерактивные цифровые модели;

— фотопанорамы/видеопанорамы, интерактивные анимации, презентации;

— серии опытов в виртуальных лабораториях;

— виртуальные экскурсии;

— занятия, подготовленные в виртуальных мирах образовательного назначения, и пр.

Целевое назначение — не только передать необходимый образовательный контент, но также индивидуализировать и активизировать познавательные действия обучающихся. Это достигается через интерактивные взаимодействия с содержанием ресурса, мультимедийное представление контента и его преобразование. Выделяют условно-пассивные, активные, деятельностные и исследовательские формы интерактивного диалога с электронным образовательным ресурсом [11].

Таким образом, на основе ЭОР осуществляется организация продуктивной информационной деятельности обучающегося с предметным содержанием ресурса. Интерактивное мультимедийное представление учебной информации способствует обогащению содержания социальными контекстами, усиливает его практическую направленность, способствует повышению учебной мотивации и вовлечённости обучающегося в процесс конструирования знаний. Применяя информационные ИКТ-инструменты, педагог имеет возможность значительно усилить и обогатить деятельностную основу процесса формирования знаний обучаю-

щихся, что необходимо для становления их компетенций. Основное назначение этого типа педагогических ИКТ-инструментов -стимулировать продвижение субъекта от усвоения знаний из специально подготовленных, дидактически преобразованных информационных источников к активному взаимодействию с образовательной информацией в открытой информационной среде в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями.

Коммуникационные педагогические ИКТ-инструменты. Эта группа педагогических ИКТ-инструментов используется для более полной реализации коммуникативного потенциала электронной образовательной среды, которая предоставляет разнообразные возможности для организации синхронного и асинхронного взаимодействия субъектов с использованием различных средств: устной и письменной речи, графической коммуникации и пр.

Сетевые сервисы электронной среды позволяют задавать особые алгоритмы коммуникативных образовательных действий. С их помощью образовательное взаимодействие организуется в разных коммуникационных схемах (один-к-одному, один-ко-многим, многие-ко-многим), что подразумевает использование в образовательном процессе различных форм и способов полисубъектного взаимодействия [12]. Специфика такого взаимодействия заключается в постоянном присутствии субъектов в образовательной среде, в быстром распространении информации, «сетевой логике» отношений [13], в использовании гибких множественных связей, не предполагающих обязательного наличия единого центра (преподавателя). Ведущими инновационными чертами сетевой образовательной коммуникации являются её много-канальность, интерактивность, возможность взаимодействовать отсроченно или в режиме реального времени, а также сохранять результаты коммуникативных актов.

Это значит, что умения, связанные с использованием данного вида педагогических

Рис. 4. Схема коммуникационного педагогического ИКТ-инструмента

ИКТ-инструментов, подразумевают способность педагога «видеть» обучающегося как субъекта удалённых образовательных взаимодействий, анализировать дискурс сетевой образовательной коммуникации, делать выводы и осуществлять гибкое индивидуализированное сопровождение.

По аналогии с информационными педагогическими ИКТ-инструментами в состав коммуникационных педагогических ИКТ-инструментов входят коммуникационные средства и сервисы информационных технологий, а также целенаправленно подготовленные коммуникационные образовательные ресурсы.

К коммуникационным ИКТ-средствам относятся: сетевые службы обмена сообщениями, чаты, форумы, блоги, социальные сети, вики, другие многопользовательские среды (например, виртуальные лаборатории, виртуальные миры). На рисунке 4 представлена схема коммуникационного педагогического ИКТ-инструмента.

Коммуникационные педагогические ИКТ-инструменты обладают высоким потенциалом для решения задач индивидуализированного педагогического сопровождения (консультирование, коррекция); для организации совместной распределенной образовательной деятельности (дискуссии, конференции, сетевые проекты, мероприятия, различные формы парной работы); для поддержки учебной мотивации, рефлексивной позиции и творческой самореализации субъектов образовательного процесса. В сетевой образовательной коммуникации формируются и отражаются профессиональные

позиции и ценности субъектов взаимодействия, что является важным условием становления компетенций обучающихся.

Таким образом, применение педагогических коммуникационных ИКТ-инструментов базируется на подходе к сетевой коммуникации как к важному виду активной образовательной деятельности, которая способствует не только становлению необходимых компетенций обучающихся, но также расширяет возможности учебной самореализации, личностного развития, профессионального становления.

Педагогические ИКТ-инструменты управления. С помощью этой группы ИКТ-инструментов педагог имеет возможность решать задачи, связанные с управлением учебно-познавательной деятельностью в электронной среде. Уточним, что под педагогическим управлением мы понимаем систематичный, планомерно организуемый и прогнозируемый процесс воздействия на учебно-познавательную деятельность субъекта в электронной среде (организация, контроль, выработка решений, регулирование деятельности обучающихся в соответствии с заданными целями, анализ результатов деятельности на основе достоверной информации).

Педагогическое управление в электронной среде — преимущественно опосредованное; роль прямых педагогических воздействий значима только в ситуациях синхронной коммуникации, которая во многом повторяет алгоритмы аудиторного взаимодействия. Эффективные управляющие воздействия и алгоритмы управления в сетевой

Рис. 5. Схема педагогического ИКТ-инструмента управления

электронной среде в значительной степени отличаются от традиционного педагогического управления в аудитории. Они нацелены на поддержку самостоятельности, самоорганизации, саморазвития обучающихся.

Следуя обозначенной в статье схеме, обозначим педагогические ИКТ-инструменты управления как комплекс применяемых в целях осуществления управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся средств ИКТ и специально разработанных электронных образовательных ресурсов, необходимых для реализации алгоритмов управления.

К специализированным ИКТ-средствам управления отнесём следующие: электронные календари и органайзеры; редакторы рубрик; тестовые программы; средства сетевого анкетирования; средства анализа данных о протекании учебного процесса в электронной среде (learning analytics) и пр. На рисунке 5 представлена схема педагогического ИКТ-инструмента управления.

Основное назначение педагогических ИКТ-инструментов управления — предоставление субъектам образовательного процесса вариативных способов индивидуализации образовательного пути в электронной образовательной среде. Это особенно важно для тех обучающихся, которые проявляют активность, рефлексию, инициативность и ответственность, готовы к самостоятельной образовательной деятельности в новых информационных условиях, к реализации стратегии «обучение через жизнь».

Практическое применение педагогических ИКТ-инструментов

В 2021 г. в рамках международного научно-исследовательского проекта IRNet1 было проведено исследование, направленное на изучение использования преподавателями возможностей электронной образовательной среды в своей профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие преподаватели нескольких университетов Европы: университета Силезии (Польша), университета Константина Философа в г. Нитре (Словакия), а также Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В опросах участвовали наиболее активные в электронной образовательной среде преподаватели [14; 15]. Приведём данные, которые иллюстрируют особенности использования преподавателями педагогических ИКТ-инструментов.

Первая группа вопросов анкеты была направлена на выявление видов электронных ресурсов, используемых преподавателями. Наиболее популярными оказались следующие: электронные библиотеки (43% преподавателей); тематические интернет-сайты (76%). Самостоятельно разрабатывают цифровые материалы информационного характера для проведения учебных занятий 86% преподавателей, создают ресурсы (задания, тесты, способствующие освоению содержания) для ор-

1 International Research Network for study and development of new tools and methods for advanced pedagogical science in the field of ICT instruments, e-learning and intercultural competences (http:// www.irnet.us.edu.pl)

ганизации индивидуальной самостоятельной работы студентов 81% преподавателей.

Вторая группа вопросов была направлена на выявление степени применения коммуникационных педагогических ИКТ-инструментов в электронной образовательной среде. 67% респондентов ответили, что не учитывают предпочтения студентов по способам электронной коммуникации. Наиболее популярными сервисами для коммуникации в электронной среде взаимодействия являются следующие: обмен сообщениями через электронную почту, мгновенные сообщения LMS и т.п. (их используют все преподаватели); социальные сети, которые интегрируют разные способы коммуникации (57%); сервисы для совместного создания контента — коллективные документы, вики, интеллектуальные карты и т.д. (18%). Преподаватели используют сетевую коммуникацию для консультирования студентов (90%), для оценивания и комментирования выполненных заданий (81%), для обсуждения учебных проблем, организации сетевых дискуссий (33%).

Третья группа вопросов выявляла использование преподавателями инструментов управления в электронной среде. Оказалось, что лишь 23% респондентов придают важное значение организации сетевого взаимодействия студентов, в частности, взаимному оцениванию и взаимному управлению в деятельности. Очень мало преподавателей организуют сетевую проектную деятельность (4%) и уделяют внимание организации сетевого сообщества (4,8%).

Можно сделать общий вывод о том, что в использовании педагогических ИКТ-инструментов приоритет сохраняется за информационными инструментами, базирующимися на использовании предметно-содержательных, информационных электронных образовательных ресурсов. Проблемы организации целенаправленной, педагогически обоснованной сетевой коммуникации и реализации педагогического управления образовательными взаимодействиями в электронной среде всё ещё нуждаются в серьёзном осмыслении.

Заключение

Современные средства ИКТ позволяют преподавателю вуза преодолеть рамки аудиторных взаимодействий, технологически оснастить и усилить внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Новые инструменты деятельности позволяют преподавателям создавать электронные среды, в которых студенты не только осваивают необходимые компетенции, но и получают возможность учебной самореализации, личностного развития, профессионального становления.

Как быть Леди:  Тяжёлый характер | Что такое Тяжёлый характер

Современные преподаватели сегодня должны не только владеть средствами ИКТ, но и с их помощью создавать электронные ресурсы разных типов. Наряду с предметно-содержательными (информационными) электронными ресурсами необходимо целенаправленно создавать разнообразные ресурсы для организации и активизации электронных коммуникаций, в которых формируются важные компетенции студентов. Для организации и управления учебно-познавательной деятельностью в электронной среде необходимо, используя современные сетевые сервисы среды, создавать электронные ресурсы управления.

Особенностью средств ИКТ является их быстрое обновление. В связи с этим постоянно расширяются возможности педагогических ИКТ-инструментов. Актуальными трендами являются переход к мобильным форматам, расширение арсенала средств дополненной и виртуальной реальности и др. Таким образом, компетенции владения педагогическими ИКТ-инструментами необходимо постоянно совершенствовать, осваивая новые средства и технологии, проявляя профессиональное творчество в поиске эффективных приемов их применения.

Литература

1. Бороненко Т.А., Кайсина А.В, Федотова В.С. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения // Научный диалог. 2021. №. 1. С. 227-243.

2. Чекалина Т. А. Создание электронных образовательных ресурсов в профессиональных образовательных организациях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. №3 (15) С. 66-69.

3. Top tools for learning 2021. URL: http://c4lpt. co.uk/top100tools/

4. De-Marcos L, Garcia-Lopez E, Garcia-Cabot A. On the effectiveness of game-like and social approaches in learning: Comparing educational gaming, gamification & social networking // Computers & Education. 2021. Vol. 95. P. 99-113.

5. Yamada T. New component technologies and development strategies of e-learning in MOOC and post-MOOC eras. 2021. URL: https://www. researchgate.net/publication/284887522_New_ Component_Technologies_and_Development_ Strategies_of_e-Learning_in_MOOC_and_Post-MOOC_Eras. Doi:10.1007/978-3-319-23207-2_39

6. Lucke T, Dunn P.K, Christie M. Activating learning in engineering education using ICT and the concept of’Flipping the classroom’ // European Journal of Engineering Education. Vol. 42 (1). 2021. P. 45-57.

7. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / Сост.: Г.С. Итпекова, Р.А. Козлитин, А.Н. Таскин. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2021. 110 с.

8. ЛаптевВ.В, Носкова Т.Н. Педагогическая деятельность в электронной среде: перспективы нового качества // Педагогика. 2021. № 10. С 3-13.

9. Носкова Т.Н. Психодидактика информационно-образовательной среды: Учебное посо-

бие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 171 с.

10. Сетевая образовательная среда: электронные ресурсы (учебно-методическое пособие) / Под ред. Т.Н. Носковой. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 114 с.

11. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. М.: Социальный проект, 2007. 32 с.

12. The Psychology of Social Networking. Identity and Relationships in Online Communities. Riva G., Wiederhold B.K., Cipresso P. (Eds). De Gruyter Open Ltd: Warsaw/Berlin, 2021. Vol. 2. 248 р.

13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 606 с.

14. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б, Яковлева О.В, Смирнова-Трибульска Е. Информатизация образовательной среды современного факультета. Проблемы и перспективы // Информатика и образование. 2021. № 9 (278). С. 11-18.

15. Noskova T., Pavlova T., Yakovleva O, Smyrno-va-Trybulska E, Morze N. Modern education quality requirements and information technologies in academic teachers’ activities // Int. J. Cont. Engineering Education and Life-Long Learning. 2021. Vol. 26 (4). P. 434-459.

Статья поступила в редакцию 16.05.17.

Принята к публикации 27.06.17.

PEDAGOGICAL ACTIVITY TOOLS IN ELECTRONIC ENVIRONMENT

Tatiana N. NOSKOVA — Dr. Sci. (Education), Prof., e-mail: noskovatn@gmail.com Tatiana B. PAVLOVA — Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., e-mail: pavtatbor@gmail.com Olga V. YAKOVLEVA — Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., e-mail: o.yakovleva.home@gmail.com

Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia

Address: 6, Kazanskaya (Plekhanova) str., St. Petersburg, 191186, Russian Federation

Abstract. The paper introduces the concept of «pedagogical ICT tools», which makes it possible to identify the necessary professional teacher activity transformations in electronic educational environment. The paper presents the typology of tools and describes their features. The introduction of the concept allows revealing the range of opportunities and transformations of the university teachers’ activity in electronic environment. Experimental data on the use of pedagogical ICT tools by teachers of European universities was obtained during the implementation ofthe European IRNet project.

130

Bbicrnee oöpasoeame e Poccuu • № 8/9, 2021

Keywords: electronic educational environment, pedagogical ICT tools, electronic educational

resources, pedagogical ICT competences, IRNet project

Cite as: Noskova, T.N., Pavlova, T.B., Yakovleva, O.V. (2021). [Pedagogical Activity Tools

in the Electronic Environment]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 8/9 (215), pp. 121-130. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Boronenko, T.A., Kaisina, A.V., Fedotova, V.S. (2021). [Active and Interactive Methods of Pedagogical Interaction in System of Distance Learning]. Nauchnyi dialog [Scientific Dialogue]. No. 1, pp. 227-243. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Chekalina, T.A. (2021). [Creation of Electronic Educational Resources in Professional Educational Organizations]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad]. No. 3 (15), pp. 66-69. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Top Tools for Learning 2021. Available at: http://c4lpt.co.uk/top100tools/

4. De-Marcos, L., Garcia-Lopez, E., Garcia-Cabot, A. (2021). On the Effectiveness of Game-Like and Social Approaches in Learning: Comparing Educational Gaming, Gamification & Social Networking. Computers & Education.. Vol. 95, pp. 99-113.

5. Yamada, T. (2021). New Component Technologies and Development Strategies of E-Learning in MOOC and post-MOOC Eras. Available at: https://www.researchgate.net/publication/284887522_New_Com-ponent_Technologies_and_Development_Strategies_of_e-Learning_in_MOOC_and_Post-MOOC_ Eras. Doi:10.1007/978-3-319-23207-2_39

6. Lucke, T., Dunn, P.K., Christie, M. (2021). Activating Learning in Engineering Education Using ICT and the Concept of’Flipping the Classroom’. European Journal of Engineering Education. Vol. 42 (1), pp. 45-57.

7. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information and Communication Technologies in Education]. (2021). Eds.: G.S. Itpekova, R.A Kozlitin, A.N. Taskin. Abakan: Khakas. State University Publishing House. 110 p. (In Russ.)

8. Laptev, V.V., Noskova, T.N. (2021). [Pedagogical Activities in the Electronic Environment]. Pedagogika [Pedagogy]. No. 10, pp. 3-13. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Noskova, T.N. (2007). Psikhodidaktika informatsionno-obrazovatel’noi sredy [Psychodactics of the Information Educational Environment]. St. Petersburg: Publishing House of the State Pedagogical University ofRussia. 171 p. (In Russ.)

10. Setevaya obrazovatel’naya sreda: elektronnye resursy (nchebno-metodicheskoe posobie) [Networking Educational Environment: Electronic Resources (Educational-Methodical Manual)]. (2021). Ed. T. Noskova. St. Petersburg: Publishing House of the State Pedagogical University ofRussia. 114 p. (In Russ.)

11. Osin, A.V. (2007). Elektronnye obrazovatel’nye resursy novogo pokoleniya v voprrosakh i otvetakh [Electronic Educational Resources of the New Generation in Questions and Answers]. Moscow: Social Project Publ., 32 p. (In Russ.)

12. The Psychology ofSocial Networking. Identity and Relationships in Online Communities. (2021). Riva, G., Wiederhold, B.K., Cipresso P. (Eds). De Gruyter Open Ltd, Warsaw/Berlin. Vol. 2. 248 p.

13. Castells, M. (2000). The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I: The Rise of the Network Society. Malden: Blackwell, 2nd ed. 594 p.

14. Noskova, T.N., Pavlova, T.B, Yakovleva, O.V, Smirnova-Trybulska, E. (2021). [Informatization of Department Educational Environment. Problems and Prospects]. Informatika i obrazavanie [Informatics and Education]. No. 9 (278), pp. 11-18. (In Russ., abstract in Eng.)

15. Noskova, T., Pavlova, T., Yakovleva, O., Smyrnova-Trybulska, E., Morze, N. (2021). Modern Education Quality Requirements and Information Technologies in Academic Teachers’ Activities. Int. J. Cont. Engineering Education and Life-Long Learning. Vol. 26 (4), pp. 434-459.

The paper was submitted 16.05.17. Accepted for publication 27.06.17.

Понятия «средства обучения» и «инструменты обучения»: современный взгляд

Обратимся сначала к определениям понятий «средства» и «инструменты». В толковых словарях приводятся следующие определения рассматриваемых понятий.

Средство – это: 1) прием, способ действий для достижения чего-нибудь; 2) предмет, приспособление (или совокупность их), необходимое для осуществления какой-нибудь деятельности [4].

Средство – это: 1) прием, способ действия для достижения чего-нибудь; 2) орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности [5].

Инструмент – это: 1) ручное орудие для производства каких-нибудь работ; 2) совокупность ручных орудий в какой-нибудь специальности [4].

Помимо основного определения, которое созвучно определению, данному в словаре Д.Н Ушакова, в словаре С.И. Ожегова предлагается еще такое значение: инструмент – это [в переносном смысле] средство, способ, применяемый для достижения чего-нибудь и познания [5].

Рассмотрим подходы к определению понятия «средства обучения» в педагогических словарях. Так, например, в «Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова [2] предлагается определение такого понятия, как «средства педагогические», к которым относятся средства педагогические программные и технические средства обучения (ТСО).

Средства педагогические – это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание. Средства педагогические программные – пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения по различным предметам. Технические средства обучения – устройства и приборы, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышения эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств [2, с. 142].

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» дается такое определение: средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства». Группа технических средств обучения составляет особую группу средств обучения, к которой относят также средства новых информационных технологий – компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др. [3, с. 278-279].

 Стоит отметить, что с появлением такой формы обучения как онлайн, наряду с традиционной (офлайн) формой обучения, средства обучения для разных форм (онлайн и офлайн) обучения применяются разные. Понятно, что термин «инструменты» [обучения] используется в переносном смысле и рассматривается как синоним понятия «средства обучения». В педагогических словарях вообще отсутствует такое понятие, как «инструменты обучения».

Но в связи со стремительным развитием (особенно в современной ситуации) такой формы обучения как дистанционная (или онлайн-обучение) в обиход все больше входит понятие «инструменты обучения».

Часть авторов, указывает на равнозначность категорий «средства», «инструменты» и «ресурсы» в условиях реализации цифрового обучения. При этом предлагается пользоваться таким понятием, как «цифровые инструменты», под которыми понимаются организационные, технические, программные и информационные продукты, используемые в процессе цифрового обучения [1, с. 36]. 

Итак, в основном с появлением электронного обучения стало использоваться понятие «инструменты обучения». Под такими инструментами обучения обычно понимается использование программного обеспечения в учебных целях.

Некоторые авторы увлекаются заменой слов, «красивым» звучанием и понятие «инструменты» не всегда может использоваться корректно.

На взгляд авторов статьи примером не совсем удачного использования понятия «инструменты» может быть название дисциплины «Бухгалтерский учет и оценка финансовых инструментов».

С целью изучения мнения педагогов относительно рассматриваемых понятий был проведен мини-опрос, в котором приняли участие 25 респондентов. Из 25 опрошенных 7 человек – мужчины, 18 человек – женщины в возрастной категории от 21 года и старше 80 лет. Больше всего человек оказалось в возрастной категории от 46 до 80 лет (10 респондентов). По «сфере» реализации своей педагогической деятельности участники опроса распределились следующим образом: учитель в школе – 6 человек, преподаватель СПО – 3 человека и преподаватель ВУЗа – 16 человек.

На вопрос «Как Вы считаете: «средства обучения» и «инструменты обучения» – это синонимичные понятия?» большинство опрошенных (14 человек) ответили положительно (рисунок).

На второй вопрос: «Что вы относите к средствам обучения?» были получены разнообразные ответы: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные и словесные средства, учебные приборы, тренажёры и спортивное оборудование, учебная техника, наглядный материал и т.д.

Педагогами была указана также такая группа средств, как средства, автоматизирующие процесс обучения, к которым можно отнести лингвистические кабинеты, компьютеры и компьютерные классы, информационные системы, телекоммуникационные сети.

Инструменты управленца. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления

Рис. Распределение ответов на вопрос о тождественности понятий «средства обучения» и «инструменты обучения»

То есть в основном участники опроса согласились с таким существующим определением средств обучения как всех объектов, созданных человеком, а также предметов естественной природы, используемых в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

На вопрос: «Что, на ваш взгляд, является инструментом обучения?» также получился широкий разброс мнений: указывали практически то же самое, что и в средствах обучения, но с добавлением ответа «сами инструменты, т.е. доска, техника и т.д.».

Таким образом, можно сделать вывод, что для современных педагогов при использовании понятий «средства обучения» и «инструменты обучения» как взаимозаменяемых (синонимичных), произошло, так называемое, условное разделение средств и инструментов обучения в соответствии с используемой формой обучения: для офлайн-обучения больше подходит такой термин, как «средства обучения», для онлайн-обучения – «инструменты обучения» («цифровые инструменты обучения»).

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий