Индивидуальное и семейное психологическое консультирование — Стандарт Эксперт

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование - Стандарт Эксперт Женщине

1. Определение и цели психологического консультирования

Психологическое консультирование является одним из самых распространенных видов работы психолога в разных сферах жизни и деятельности людей. Совокупность проблем, где психологическая помощь является востребованной, многообразна и многогранна. Проблемная зона захватывает область межличностных отношений, эмоциональные и внутриличностные конфликты и переживания, ситуации социализации [128].

Основное содержание консультирования связано с различными средствами реорганизации межличностных взаимодействий клиента, умениями подвести клиента к готовности рассматривать себя самого как источника проблем, к пониманию необходимости самоизменения.

Среди общих стратегий психологического консультирования преобладают такие, как помощь в принятии собственных чувств, передача клиенту ответственности за события своей жизни и т.д. При этом профессиональное консультирование различает типы стратегий, ориентированных на работу с взрослыми людьми, и совершенно специфические стратегии работы с детьми и подростками.

Обратимся к основным понятиям рассматриваемой нами проблемы – «консультация» и «психологическое консультирование».

Слово «консультация» имеет несколько значений. Это и совещание специалистов по какому-нибудь делу, и совет, даваемый специалистом, и учреждения, дающие такие советы (например, юридическая консультация) [80]. Слово “консультант” обычно ассоциируется со словами “советник”, “помощник”, “наставник”. Этимологически слово “консультирование” происходит от латинского consultatio, что означает “совещание”.

Психологическое консультирование как профессиональная специализация в международной практике утвердилось с 50-х годов XX века. В России психологическое консультирование как сфера деятельности получило интенсивное развитие в начале 1980-х годов, с появлением первых служб социально-психологической помощи и телефонов психологической помощи.

До этого выпускники психологических факультетов университетов в основном занимались тестированием клиентов и научно-исследовательской деятельностью. Официально психотерапией они заниматься не могли (как, впрочем, не могут и сейчас), поскольку по законам Российской Федерации психотерапевтом может быть только специалист с высшим медицинским образованием.

В «Большом толковом психологическом словаре», переведенном с английского языка, читаем: «Консультирование – общий термин, который используется для обозначения различных процессов интервьюирования, тестирования, руководства, советования и т.д., разработанных для того, чтобы помочь индивиду решать проблемы, планировать будущее и т.д.

Часто термин консультирующий психолог используется для обозначения клиницистов, которые специализируются в консультировании по проблемам брака, злоупотребления лекарственными средствами, профориентации, по работе с сообществом и т.д. [18, с. 370].

Хотя термины «психологическое консультирование» и «психокоррекционная работа» не совсем четко определены, тем не менее, их появление имело революционное значение. Они несли в себе больше «политическую», чем смысловую нагрузку: не посягая на территорию, по традиции занятую врачами, они вводили психологов в пространство самостоятельной индивидуальной и групповой психотерапевтической работы.

По мнению Д. Коттлера и Р. Брауна, консультирование — очень неопределенное занятие: «Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики и как лучше работать — с чувствами, мыслями или поведением, что лучше — поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить свое внимание на прошлом или настоящем».

За рубежом, в частности в США, термины «психологическое консультирование», «консультирование», «терапия» или «психотерапия» зачастую обозначают одно и то же. В связи с необходимостью все же определить предмет психологического консультирования, Ассоциация служащих и менеджеров США – лицензионная комиссия, выдающая разрешения на частную практику – определяет консультирование как совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и международных отношений.

Р. Кочюнас полагает, что распределение таких двух сфер психологической помощи как психологическое консультирование и психотерапия – сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией.

Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии тоже подобны. Наконец, в первом и втором случае помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом.

Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта- психолога [51, с.14].

Bramer и Shostrom (1982), говоря о соотношении консультирования и психотерапии, прибегают к представлению о двух полюсах континуума. На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов.

Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе – большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена область психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно называть как консультированием, так и психотерапией [см. 51].

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии [см. 51, с.14-15]:

— консультирование ориентировано на клинически здоровую личность – на человека, имеющего в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также человека, чувствующего себя хорошо, однако ставящего перед собой цель дальнейшего развития личности;

— консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения. Эта ориентация основана на вере, что «человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста»;

Как быть Леди:  Гордость общества, 5 букв, 5 буква «А», сканворд

— консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

— консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

— консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

— в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

— консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Что касается России, то в нашей стране проблема различения психологического консультирования с другими «родственными» понятиями, стоит не менее остро. В.В. Макаров в предисловии к книге Р. Кочюнаса «Психологическое консультирование и групповая психотерапия» отмечает, что аргументировано разделить психологическое консультирование и психотерапию можно только в крайних случаях.

Зачастую же такая дифференциация или явно искусственна, или неубедительна. Поэтому важно хотя бы условно разделять их. «Консультирование – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек.

Анализ, проведенный В.Ю. Меновщиковым [72, с.7] показал, что в России существуют по крайней мере четыре близких по содержанию понятия: «психотерапия», «психокоррекция», «неврачебная психотерапия» и «психологическое консультирование». Их сходство и различие представлено в таблице 1.

Консультироваться, утверждает В.Ю. Меновщиков, значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу. А совет – всего лишь мнение, высказанное кому-нибудь по поводу того, как ему поступить, что сделать и т.п. В этом и заключается отличие психологического консультирования от психотерапии, по крайней мере, психотерапии глубинной.

Консультирование центрировано на более поверхностной работе, связанной чаще с межличностными отношениями. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются (Алешина, 1994).

Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мягкое. Отличает консультирование и его краткосрочность (от одной до шести встреч), хотя в последнее время появляются почти «мгновенные» психотерапевтические техники (Гриндер, Бэндлер, 1992). Некоторые авторы считают консультирование начальным этапом психотерапевтической помощи [72, с.8].

Таблица 1

Сходство и различие понятий «психотерапия», «психокоррекция», «неврачебная психотерапия», «консультирование»

Направление

Субъект

Объект

Цель

Психотерапия

А. Клинически ориентированная

Врач (психиатр, психотерапевт)

Больной, пациент

Ликвидация симптомов

В. Личностно-ориентированная

Врач, психолог, социальный работник

Больной, клиент

Личностные и межличностные изменения

Психокоррекция

Врач, психолог

Больной, клиент

Исправление тех или иных расстройств, нормализация психической деятельности

Неврачебная психотерапия

Психолог

Клиент

Оптимизация взаимоотношений (например, в проблемных семьях)

Консультирование

Консультирующий психолог, социальный работник

Клиент, семья, группа

Адаптация к жизни за счет активизации личностных ресурсов (выход из трудной жизненной ситуации)

В основе психологического консультирования лежат две гипотезы. Первая состоит в том, что у человека всегда есть внутренний ресурс, к которому у него, однако, не всегда есть доступ. Задача консультанта — помочь клиенту встретиться с этим внутренним ресурсом, чтобы тот сумел им воспользоваться.

Отношения, устанавливаемые между психологом и клиентом, являются важнейшей особенностью психологического консультирования. Поскольку, как отмечалось выше, нет четких разграничений между деятельностью психолога и психотерапевта, в ситуации консультирования данные отношения могут рассматриваться и как терапевтические.

Отличие терапевтических отношений от любых других состоит также в наличии относительно специфических целей и строгих временных ограничений: отношения существуют для поиска решений, и сессия заканчивается, как только минутная стрелка часов достигает заранее оговоренной цифры.

Основываясь на обзоре литературы не только по консультированию, но и по психологии, социальной работе, медицине, Коттлер, Браун (2000) делают следующие выводы [см. 71].

1. Отношения — это своего рода база для изменения. Независимо от предпочитаемой теоретической направленности, от того, какие используются техники, терапевтические отношения — это всегда связь между клиентом и терапевтом, основа для дальнейшей работы.

2. Отношения имеют определенную цель — они заканчиваются, как только это становится возможным с терапевтической точки зрения.

3. Подразумевается, что один человек (консультант) лучше контролирует ситуацию, имеет больший опыт и несет большую ответственность за то, чтобы психотерапия шла гладко и приносила пользу, в то время как другой человек (клиент) является более важным.

4. Отношения — это часть процесса межличностного влияния, в ходе которого консультант стремится стимулировать изменения в клиенте, используя свои навыки, способности и силы, возникающие в результате взаимодействия двух личностей.

5. Терапевтические отношения существуют в культурном контексте. Вероятно, они окажутся более эффективными, если будут построены на уважении ценностей, ожиданий и потребностей клиентов, с учетом культурного контекста, включая национальный, социально-экономический, религиозный, гендерный и другие факторы.

6. Взаимодействия строятся таким образом, чтобы время использовалось наиболее целесообразно. Бессмысленная и пустая болтовня, которая является частью личных отношений, неприемлема в консультировании, где время считается ценным товаром.

7. Консультант может работать с различными вариантами поведения, мыслями, установками и действиями, но чаще всего фокусировка происходит на выражении и исследовании чувств, которые редко обнаруживаются вне терапевтического контекста.

8. Терапия лучше работает, когда клиент действительно находится «здесь и теперь». Абстрактное обсуждение проблем или истории клиента дает меньший эффект.

9. Чтобы отношения были эффективными, консультант и клиент должны прийти к согласию в вопросах о причинах и этиологии предъявляемых проблем и о том, что должно быть сделано, чтобы их разрешить. Самые эффективные отношения характеризуются согласием относительно целей и используемых методов, открытой коммуникацией и взаимодействием, направленным на сотрудничество.

Как быть Леди:  Несколько слов о Шерлоке Холмсе (к 130-летию выхода в свет первой повести о нём) ~ Проза (Очерк)

10. Отношения содержат в себе множество аспектов. Большинство факторов, описанных различными теоретиками, играют важную роль в процессе консультирования. Таким образом, отношения, с одной стороны, — это аутентичные взаимодействия, а с другой — проецируемые переживания, содержание которых и клиент и терапевт искажают в силу собственных нерешенных проблем.

11. Отношения динамичны и со временем претерпевают изменения. То, что является наиболее подходящим на начальных стадиях консультирования, на последующих стадиях теряет свое первоначальное значение, поскольку паттерн взаимодействия, необходимый для решения терапевтических задач, уже сформировался.

Все эти положения говорят о том, что консультант должен использовать сведения, полученные при изучении наиболее эффективных стратегий, накладывая их на собственный опыт и оценивая, какой именно вид отношений будет оптимальным для достижения желаемых целей в работе с каждым конкретным клиентом.

Некоторым клиентам, переживающим кризис в жизни, очень необходимы поддерживающие отношения, в которых они могут выразить пугающие их чувства, не опасаясь при этом осуждения и критики. Другим людям нужны более конфронтирующие отношения, чтобы они смогли перевести полученное знание в конкретные действия [50].

По мнению Ролло Мэя [76] суть современной практики консультирования состоит в помощи человеку советом, консультацией, руководством, симпатией и ободрением, причем неформально и профессионально. Эту помощь необходимо сделать эффективной, основываясь на знаниях о человеческом характере, его формировании и коррекции, что можно сделать только при помощи знания различных отраслей современной психологии.

Основные области и направления психологического консультирования, престиж и значение которого в общественном мнении заметно выросли, весьма обширны и многоаспектны и продолжают обогащаться новыми социальными технологиями. Все это говорит о том, что процесс становления отечественной практической психологии обретает черты стабилизации и адаптации к новым социокультурным условиям и реалиям сегодняшнего дня.

При определении области и направления психологического консультирования в практической психологии, как правило, выделяют те из них, которые уже можно назвать приоритетными, и те, которые только начинают испытывать потребность в профессиональном взаимодействии с прикладной психологией.

Теоретически выделяют три основных направления психологического консультирования. Это индивидуальное консультирование, профессиональное консультирование и организационное (его еще называют промышленное) консультирование. В каждом из этих направлений можно выделить специфические области, или сферы, психологического воздействия.

Индивидуальное консультирование включает возрастно-психологическое консультирование, консультирование детско-родительских отношений, добрачное консультирование, семейное консультирование, психологическую помощь разводящимся супругам, послеразводное консультирование, собственно индивидуальное консультирование.

Профессиональное консультирование включает профориентационное консультирование и профессиональный отбор, проблемы профессиональной пригодности и профессиональной адаптации личности, диагностику и обучение персонала новым технологиям, разрешение индивидуальных и групповых профессиональных конфликтов, консультирование по поводу планирования карьеры, консультирование в целях повышения самооценки и личностного роста, консультирование в ситуации поиска и потери работы, проблему самопрезентации и профессионального резюме в консультировании временно неработающих специалистов.

Организационное консультирование включает консультирование организаций, персонала организаций, консультирование по проблемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обучение и развитие), формирование и поддержку организационной культуры, кадровое консультирование, консультирование руководителей, групповое консультирование по методам принятия решений, по решению конкретных проблем организации (конфликты, инновации и т.п.), консультирование по профессионально-кадровому отбору и потенциалу организаций, консультирование по созданию компьютерных банков кадровой информации, маркетинговое консультирование и консультирование по поводу организации рекламы и рекламных услуг организации или предприятия.

Все вышеперечисленные направления и области психологического консультирования не означают, однако, что психолог-консультант может успешно работать в любой из этих областей прикладной психологии. Прежде всего речь может идти об узкопрофессиональной направленности деятельности практического психолога, где учитываются специализация по базовому образовательному диплому, наличие опыта работы в данной сфере практической психологии, свидетельства о профессиональной аттестации или наличие соответствующих образовательных сертификатов, дипломов государственного образца о дополнительном профессиональном образовании с правом ведения профессиональной деятельности по данной специальности.

Это означает, что специалист в области детско-родительских отношений и семейного консультирования не может одновременно работать консультантом по управлению персоналом. Каждая область и сфера психологического консультирования имеет свою специфику и предъявляет определенные профессиональные требования к специалисту-психологу, регламентирующие его деятельность в профессиональном, правовом и этическом пространстве.

Поле деятельности консультанта лежит между профессией врача и преподавателя и применяет часть методов каждой их них. Преподаватель имеет дело с «нормальными» индивидами и концентрируется на процессе роста и развития — индивидуального, морального или религиозного.

Консультирующий психолог работает главным образом над проблемами коррекции, или перевоспитания индивида, имеющего серьезные трудности в приспособлении к окружающей среде и нуждающегося в продолжительном лечении. Консультант имеет дело с проблемами, которые слишком сложны, которые трудно решить в обычном образовательном процессе, но недостаточно серьезны, чтобы требовалась индивидуальная специализированная помощь консультирующего психолога.

Психолог в отличие от врача использует исключительно диалогические методы, он воздействует на психику, а не на мозг. Психологическое консультирование — это решение психологических проблем человека при опоре на его собственные силы и возможности в ходе специально организованного общения. Клиент при этом всегда является активным субъектом своего исцеления [61].

Критерии успешности для психолога — это достижение клиентом тех изменений в его личности, поведении, убеждениях или эмоциональном состоянии, к которым он сам стремился, его субъективное удовлетворение результатом. Позитивный характер изменения определяется просто: они расширяют, а не сужают возможности жизнедеятельности личности, увеличивают его удовлетворенность своей жизнью.

Это наглядно проявляется в поведении клиента в момент решения проблемы (в момент инсайта), клиент ощущает, что горизонты его жизни расширились, что «камень с души свалился», что страдания куда-то исчезли, что «жизнь — отличная штука» и т.д. Решение психологической проблемы влечет за собой не только исчезновение симптома, но и качественное улучшение жизни в широком контексте [65].

Как быть Леди:  23 признака того, что она тайно влюблена в тебя |

Как утверждает Р. Мэй, консультирование — это скорее не профессия, а техника или искусство, которое должно применяться как часть более широких обязанностей в профессиях, предполагающих длительное общение с людьми, например в работе врачей, учителей, директоров школ, деканов, священнослужителей, пасторов и социальных работников [76].

По мнению Т.Ю.Колошиной и Г.В.Тимошенко психологическое консультирование находится на стыке науки и магии. Наука исследует только те явления, которые, по её мнению, находятся вне влияния непознаваемых сил, либо этим влияниям при изучении можно пренебречь, либо это влияние наука сама может для изучения воспроизвести.

Магия, в свою очередь, вполне согласна с наличием таких непознаваемых сил, хотя природу их влияния постичь даже и не пытается, оставив за собой лишь возможность использовать это влияние с помощью каких-то технологически повторяемых механизмов. Психотерапия, таким образом, оказывается сидящей на этих двух стульях: она наличие принципиально непостижимого в психике человека принимает, но в то же время пытается это непостижимое изучить, к нему обращаться и его использовать [44].

Изложенные выше положения свидетельствуют, что отличие психологического консультирования во многом зависит от целей этого вида работы. Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта.

  1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
  2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
  3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.
  4. Развивать умения завязывать и поддерживать межличностные отношения.
  5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

И все же, несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-таки значительно расходятся в их понимании (см. табл. 2) [51, с.12].

При таком разнообразии подходов имеет ли смысл говорить об универсальных целях консультирования, когда мы можем помочь клиенту и в стремлении к свободе, и в преодолении эмоциональных стрессов, и в обучении адаптивному поведению, и в поиске полноценного самовыражения? По мнению Р.

Кочюнаса, возможен такой ответ на вопрос: цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого – общие, глобальные, перспективные цели, на другом – специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии – просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям [51].

Таблица 2

Современные представления о целях консультирования

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия

(C. Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

В качестве вывода по вышесказанному, отметим, что психологическое консультирование мы рассматриваем как внелечебную психологическую помощь, оказываемую специалистами-психологами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни.

Дошкольников

Психоконсультативная помощь важна не только для взрослых и подростков, она необходима и в дошкольном возрасте. В это время, когда дитя постепенно вливается в новый для себя коллектив людей, отходит от привычной жизни, активно развивает новые навыки, ему может понадобиться консультация психолога.

Психологи, в своей работе с дошкольниками, работают на таких принципах:

  • принятие ребенка в том виде, какой он есть;
  • формирование у подопечного безопасной среды и эмоционального комфорта;
  • проявление интереса к ребенку, его чувствам, желаниям, внутреннему миру;
  • предоставление дошкольнику возможностей для познания самого себя;
  • овладение навыками проявления своих чувств.

Психологи работают с дошкольниками аккуратно и бережно, поступательно двигаясь в том темпе, который комфортен для подопечного. В это время консультант демонстрирует дошкольнику, что он понимает и принимает его в неизменном виде. Именно такой подход избавляет дитя от внутренних конфликтов, помогает преодолевать психологические барьеры, избавляться от невротических состояний, получать новые возможности, ускоряющие личностный рост.

Важные особенности дошкольного консультирования:

  • в силу возраста, дети не могут сами принять решение о необходимости обращения к психологу, эту потребность должны выявлять родители и сотрудники дошкольных учреждений;
  • непосредственная беседа с психологом поможет выявить имеющиеся нарушения, дискомфорт.

Дети дошкольного возраста ограничены в коммуникативных возможностях для выстраивания полноценного диалога с психологом. Поэтому консультант во время таких занятий должен применять специальные техники, чтобы максимально возможным образом организовать эффективный коммуникативный процесс.

psihologicheskoe-konsultirovaniye
психологическое консультирование

История возникновения

Несмотря на сравнительную молодость психологического консультирования, этот вид помощи корнями уходит в глубокое прошлое. Первым основоположником консультативного вида психологии принято считать Гиппократа, который жил в 460 году до нашей эры. Он отмечал необходимость выстраивания особых, доверительных отношений с пациентом.

psihologicheskoe-konsultirovaniye
Психологическое консультирование

Гиппократ подчеркивал важность анализа всей истории жизни индивидуума, для понимания специфики его состояния, нахождения путей решении проблемы. Именно Гиппократ первым разработал классификацию расстройств психологического характера. Те обозначения темперамента людей, которые дал этот великий человек, мы используем до настоящего времени.

Следующим этапом в развитии консультативной психологии принято считать время с 1879 года, когда психолог из Германии – Вундт основал лабораторию экспериментальной психологии. На зарождающуюся науку оказывали свое влияние Гегель и Ницше.

В конце 19 века наступило следующее значимое событие в развитии этого вида психологии: открытие Фрейдом и Брейером особенностей лечения истерии. Именно тогда и были заложены первые основы истинного психологического консультирования.

С ростом научно-технического прогресса в 20 веке возникла необходимость в квалифицированных кадрах. В это время наблюдался рост профессионального психологического консультирования. Специалисты, получающие такую специальность, активно работали в студгородках, школах, разных организациях.

Со временем, развитие медицинского консультирования набирало темпы. Сначала людей, которые нуждались в получении психологической помощи, считали психически не здоровыми. По этой причине их лечили с помощью сильнейших медикаментов. Поэтому до середины 40-х годов двадцатого века психологи консультанты работали только над диагностикой конкретных особенностей людей.

С выходом в свет книги «Консультирование и психотерапия», под авторством К. Роджерса, в 1942 году, началась новая эпоха развития этой области знаний. Консультирование было отделено от смежных отраслей. Роджерс отмечал, что люди, которые имеют некоторые трудности в общении, социальном взаимодействии, сфере эмоций, вовсе не являются психически нездоровыми.

Терапия, предложенная Роджерсом, к 60-м годам двадцатого века была положена в основу многих программ, по которым готовили психологов консультантов.

Другой ученый, Р. Каркуфф с подвижниками выделили ряд навыков, без которых не сможет обойтись профессиональный психолог-консультант. Эта группа ученых разработала методики оценки эффективности их работу. Они делали упор на необходимости развития навыков и умений, что позволят выстраивать психологу и клиенту эффективные отношения.

На сегодняшний день специалисты психологического консультирования встречаются повсеместно. Они работают в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, медицинских центрах, домах престарелых. на предприятиях и в высших учебных заведениях.

Какие проблемы помогает решать психологическое консультирование?

Самые разные, их можно разделить на несколько групп.

Трудности, возникающие в отношениях с другими индивидами:

  • конфликты с сотрудниками на работе, членами семьи, соседями – те, что возникают постоянно, часто, сильно и изматывают, выбивают из сил;
  • отсутствие удовлетворенности в отношениях с другими личностями, когда человек считает, что его не ценят, не любят, что в человеке никто не нуждаются;
  • отсутствие удовлетворенности в жизни с супругом, наличие измен в супружеской жизни;
  • наличие болезненной, патологической зависимости от других людей.

Психологические состояния личности, которые ставят ее в некомфортное положение:

  • конфликты, возникающие внутри личности;
  • проблемы с осуществлением жизненного выбора;
  • постоянно возрастающая тревожность;
  • чувство полного одиночества в мире;
  • апатичные состояния;
  • нарастание депрессии;
  • появление и укрепление ощущения, что жизнь не имеет смысла, исхода;
  • развитие и увеличение количества беспричинных страхов;
  • появление сильной подавленности;
  • развитие пессимистичных взглядов на жизнь;
  • укрепление чувства неуверенности в себе и собственных силах;
  • недовольство собственной жизнью и происходящими в ней событиями;
  • внутренние колебания;
  • отсутствие решительности в принятии важных решений;
  • постоянное чувство смятения и другое.

Разрешение кризисных ситуаций:

  • возникновение в жизни человека статуса безработного;
  • разочарование в собственном пути, понимание, что жизнь идет не по плану, все самое важное проходит мимо;
  • переживание измены любимого человека;
  • утрата близких людей;
  • исчезновение жизненного смысла;
  • развитие возрастных кризисов;
  • трудности, связанные с переездом на новое место жительства, сменой рабочего места, болезнью и другими жизненными обстоятельствами.

Иногда люди прибегают к психологическому консультированию, чтобы улучшить собственную жизнь. В частности:

  • обрести душевное равновесие;
  • увеличить уровень своего психологического благополучия;
  • уметь справляться со стрессом;
  • научиться самостоятельно выходить из депрессивного состояния;
  • увеличить уровень контроля над собственной жизнью, своим поведением;
  • повысить уровень уверенности в собственных силах;
  • увеличить самооценку;
  • стать на путь творчества;
  • увеличить личную эффективность;
  • полностью изменить стиль общения с окружающими людьми, свой жизненный образ, мысли, привычки, поведение;
  • понять и получать удовлетворение от своих действий, работы, жизни в целом;
  • принимать жизнь в неизменном виде, не пытаясь её изменить, переделать;
  • принимать максимально эффективные решения, не только касающиеся трудовой деятельности, но и затрагивающие частную жизнь человека;
  • научиться раскрытию своей личности;
  • правильно реализовывать имеющийся потенциал;
  • раскрывать свои таланты и развивать их.

Основной целью психологического консультирования принято считать оказание помощи человеку, которая направлена на поиск оптимальных решений имеющихся у него проблем. Это получение клиентом навыков гармоничной жизни с собой и своим окружением. Это личностный рост, самостоятельное развитие клиента, возвращение индивидуума на позицию психологического здоровья, духовной зрелости, полной самостоятельности.

Методы психологического консультирования

Психологическое консультирование может включать в себя разные методики. Это и беседа, и слушания – активное и эмпатическое, наблюдение. Помимо всего прочего, отдельные специалисты используют собственные, наработанные богатым опытом, методики.

Что представляет собой беседа психолога и клиента? Это не просто разговор двух людей, а особый прием, выстраиваемый с помощью техники и приемов, целью которого является достижение конкретных результатов.

Основной целью беседы во время консультирования выступает сбор максимального количества информации о состоянии клиента, его психоэмоциональных аспектах. В этом процессе происходит установление доверительных отношений между двумя субъектами консультации.

Беседа позволяет понизить уровень тревожности пациента, сместить акценты. Она может быть активной или спонтанной.

Отдельным видом беседы, которая идет не самостоятельно, а заранее планируется – является интервью. Это еще одна методика психологического консультирования.

Выделяют такие виды интервью:

  • стандартизированное – оно основывается на четкой стратегии, практике психолога;
  • частично стандартизированное – в его основе лежит гибкая тактическая стратегия;
  • свободное – работает по стратегии, которая разработана заранее, но отличается свободным ритмом, может изменяться на ходу из-за индивидуальных клиентских особенностей.

Следующей методикой ведения консультирования выступает активное слушание. Оно используется для того чтобы аутентично выразить информацию говорящего. Такой метод позволяет достигнуть понимания между субъектами слушания, создать приятную обстановку. Для специалиста такая методика – реальная возможность полностью понять суть проблемы клиента.

priyomi
Приемы

Приемы активного слушания:

  • демонстрация заинтересованности через позу, взгляд;
  • использование наводящих и уточняющих вопросов;
  • повтор последней фразы клиента;
  • изменение фразы клиента с сохранением ее смысла;
  • стимуляция к разговору с помощью кивков, согласий;
  • подведение итогов беседы.

Активное слушание – важнейшая методика, которой владеют все профессионалы. Недооценить этот прием может только дилетант в психологии. Активное слушание невероятно важно для клиента, оно не только устанавливает доверительное отношение, но позволяет человеку увидеть себя и свои поступки со стороны, разобраться с той ролью, что он в них играет.

Ещё одним методом консультирования выступает эмпатическое слушание. В нем психолог должен отразить свои чувства к человеку. Эмпатическое слушание не оценивает, а отражает переживания и эмоции собеседника, резонирует их, помогает ему избавиться от наболевшего.

Подростков

Подростки – это особая категория, работать с которой не просто. Иногда они самостоятельно приходят на сеанс психологического консультирования, в других случаях – сюда их приводят родители. Подростки идут к специалисту – консультанту, когда чувствуют, что общение с родителями или сверстниками идет неправильно, но самостоятельно не знают, как наладить этот процесс, а обращаться за помощью к родителям не хотят.

Подростковое консультирование в психологии тоже ориентировано на семью, но не в полной мере. Иногда, для разрешения конфликта будет достаточно поговорить с родителями подростка, в других случаях, не обойтись без длительной проработки ситуации непосредственно с ребенком.

Подростковый возраст – это особый этап в становлении человека. Именно с этим периодом связаны быстрый рост, перестройка гормонального фона, начало полового созревания, формирование внутреннего мира.

В этот период подросток ищут внутри себя ответы на многие вопросы:

  • кто я такой;
  • что могу сделать в этом мире;
  • как я выгляжу;
  • что мне нравится, а что не нравится;
  • каков я для посторонних людей.

Все эти вопросы нужны для того, чтобы подросток понял самого себя, нашел собственное место в жизни. На этом этапе взросления начинает развиваться интерес к себе, возникает желание сопоставлять себя с другими людьми.

Именно под влиянием других субъектов общества и происходит становление подростковой самооценки. Подросток жестко противится критике, но всецело дорожит мнение своей компании сверстников. Если такой компании у него нет (вне зависимости от причин), то подросток становится потерянным, чувствует собственное одиночество, что может вызывать возникновение сопутствующих проблем.

В подростковом возрасте особенно трудно справиться с эмоциями, определиться с собственным местом в жизни, понять, чего ты хочешь.

Психологическое консультирование в подростковом возрасте – это реальная помощь, внимание, поддержка. Специалист поможет найти ответы на все нужные вопросы, понять себя, выделить свои желания. Консультант научит справляться разными ситуациями, переживаниями, расти, как личность.

podrostki
Подростки

Принципы

Для того чтобы психоконсультирование достигало своих целей, оно должно основываться на ряде важных принципов.

  1. Доброжелательность по отношению к клиенту, отказ от оценки его суждений. Психолог должен заниматься с клиентом согласно специального комплекса профессионального поведения. Это необходимо для создания комфортной и спокойной обстановки для клиента во время беседы. Психолог должен внимательно слушать то, что ему рассказывает человек, психологически поддерживать его. Он не должен осуждать клиента. Основной задачей специалиста является оказание помощи всем нуждающимся в ней.
  2. Внимание к тем нормам и ценностям, которые присущи клиенту, почитаются им. Во время своей работы психологический консультант должен брать во внимание не те нормы поведения, что считаются общепринятыми. Он должен следовать жизненным идеалам, принципам, по которым живет пришедший к нему на консультацию человек. Только в этом случае отклик на работу психолога будет положительным. В противном случае, индивид может окончательно замкнуться в себе, поэтому любые методики психологического воздействия окажутся попросту неэффективными. Если обращать внимание на присущие клиенту ценности, уважительно к ним относиться, можно оказывать воздействие на индивида. Это касается тех ситуаций, когда индивидуальные ценности не мешают нормально жизнедеятельности человека.
  3. Отказ от советов. Психолог не должен идти путем раздачи ценных советов своим подопечным. Поему так делать нельзя? Дело в том, что жизнь каждого человека, его путь – всегда индивидуальны, их трудно предсказать. Если психолог будет давать советы, он автоматически приобретет ответственность за них. Это только снизит адекватное отношение клиента к развивающейся ситуации. Если консультант начинает преподносить себя с позиции всезнающего и многоопытного человека, то клиент может потерять активное стремление к тому, чтобы решить свои проблемы, отыскать корни их возникновения. Он станет поверхностно и пассивно относится к консультированию. Если же клиент прислушается к совету психологу, а ситуация останется прежней, либо усугубится, то отношение к психологу будет соответствующим.
  4. Сохранение полной анонимности: это важнейшей условие психоконсультирования. Вся информация, которую клиент передаст психологу во время беседы, должна остаться в тайне. Её нельзя передавать третьим лицам, родственникам или сторонним организациям. Есть некоторые исключения из этого правила, они установлены законом – об их наличии клиента психолог предупреждает заблаговременно. Речь идет об угрозе чьей-либо жизни.
  5. Умение разделять личные и рабочие отношения. Переход с клиентом к дружеским отношениям, работа с собственными друзьями и родственниками – неприемлемы. Почему так? На этом пути есть много опасностей. Те советы, которые психолог даст родственникам, могут ими не цениться, не реализоваться на практике, а потому, считаться бесполезными.
  6. Вовлечение клиента в ход консультирования. Процесс психоконсультирования будет эффективным, если обе стороны в него вовлечены и заинтересованы в достижении результата. Если клиент эмоционально переживает ход обсуждений, если темы для него понятны и приемлемы, интересны, то процесс будет идти в нужном направлении.

Семейное

Семейное консультирование намного шире, ниже индивидуальное. Психологи отмечают наличие семей функциональных – здоровых и дисфункциональных – проблемных.

Человек, создавая семью, преследует желание удовлетворить свои потребности. Если он достигает своей цели, то становится счастливым. Если же достижение удовлетворения происходит с трудом, с прикладыванием усилий, значит, существует проблема, требующая решения.

semeynoye
Семейное

В здоровой семье у каждого члена в полной мере удовлетворяются потребности в росте. Такое становится возможным, если в семье царит взаимопонимание, уважение, люди имеют общие интересы, терпимо относятся к существованию личных границы, проявляют гибкость в общении.

В проблемной семье такого нет, здесь один из членов семьи может не иметь возможностей для личностного роста.

Семейные трудности могут быть разными:

  • внезапными: возникающими резко, спонтанно (потеря близких, измены, перемены в социальном статусе);
  • хроническими: постоянно имеющими место в семье (конфликты, стесненные жилищные условия);
  • кризисными: возникают на определенном этапе жизни семьи. Чаще всего, после трех и семи лет совместной жизни, между семнадцатым и двадцать пятым годами брака. Такие кризисы возникают из-за так называемой «притирки» друг к другу, рождением детей, выходом их из семейного гнезда.

Наличие подобных трудностей кратковременного или долговременного характера, приводят к низкой адаптивности таких семей. Люди, которые живут в проблемной семье, теряют способность к нормальному развитию, постоянно живут с ощущением рассогласованности.

В теории, каждая семья может быть счастливой. Но, для достижения этой цели, нельзя обойтись без длительно работы каждого ее члена.

Этапы

Психологическое консультирование – это процесс сложный и многогранный. В идеале, он идет последовательно, этап за этапом.

Сначала консультант устанавливает контакт с человеком, который обратился к нему за помощью. Этот процесс требует особой тактичности, чтобы индивид избавился от своих страхов, напряжения, получил возможность открыться специалисту для помощи.

etapi
Этапы

Запрос клиента к психологу, первое обращение – это основа всей работы. От того, насколько быстро психолог и его клиент найдут точки соприкосновения, понравятся друг другу, зависит успех консультирования. Если такие точки не находятся, велика вероятность, что человек отправится на поиски помощи в другое место.

На следующем этапе происходит определение проблемы, с которой человек пришел к психологу. Клиент расскажет психологу о том, что его беспокоит, в чем он просит помощи. Консультант задаст уточняющие вопросы. Этот этап длительный, он редко проходит за одну встречу, чаще растягивается на несколько дней.

Такая продолжительность связана с тем, что всякая проблема имеет длинные корни, которые нужно найти и отследить до момента их зарождения. Только полное определение исходной точки проблемы приведет к ее быстрому и. самое главное, эффективному решению.

На следующем этапе уточняются цели обращения к психологу, специалист определяет дополнительные, важные для себя, моменты. Как только проблема полностью обнажена, наступает время определения целей. Очень часто на этом этапе вскрываются не только основная, но и дополнительная цели. Они делятся на цели с разными сроками – короткими, средними и длинными.

Следующим этапом называют «заключение контракта». Это своего рода договор, в котором определяются желания и цели клиента, закрепляются его права и обязанности.

Если человек обращается к психологу за помощью, он должен понять несколько важных моментов:

  1. Каждый пришедший на сеанс консультирования имеет какую-то цель.
  2. Чтобы достигнуть поставленной цели не избежать двусторонней работа. Психолог будет слушать человека, разбираться в существующей проблеме, давать свои рекомендации. Клиент должен приходить на занятия, выполнять то, что задано психологом на дом.
  3. Обе стороны должны быть ознакомлены с правилами поведения на консультациях, они должны знать, что от них требуется, каких действий они должны избегать. В этой части обговариваются условия прекращения консультаций, привлечения дополнительных специалистов, изменения форматов встреч.

Далее наступает этап непосредственной консультационной работы.

В ее процессе могут использоваться самые разные техники и приемы:

Последним этапом консультирования выступает завершение. После всех проведенных занятий клиент должен иметь решенные проблемы, понимать, куда ему двигаться дальше. Это идеальный вариант, не всегда возможный. Однако для приближения к нему, специалист может формулировать результат на промежуточных этапах.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий