Иеронимус Босх (Hieronymus Bosch) краткая биография художника

Иеронимус Босх (Hieronymus Bosch) краткая биография художника Женщине

«сад земных наслаждений» (1505-1510 гг.)

Это наиболее известный из фантастических триптихов Иеронима Босха. Сегодня ни одна из имеющихся трактовок образов произведения не признана единственно правильной.

Сад земных наслаждений

Пространство полотна заполняют картины грехопадений, райские видения, кошмарные чудовища и порождения ада. Левая панель представляет третий день сотворения мира. После того как Адам и Ева отведали запретного плода, Бог изгнал их. Они оказались в Саду земных наслаждений.

В центральной части картины буйствует похоть и вакханалия. Грешники предаются плотским утехам. Панель населена огромным количеством обнаженной натуры, странных предметов и приспособлений, огромных птиц и т. д., символизирующих апофеоз человеческого грехопадения.

Триптих словно бы рассыпается на множество сюжетов, выглядящих случайными, но в конце концов представляющих некую законченность картины мира.

Каждое новое поколение вкладывает в его трактовку свой смысл. Исследователи соглашаются в одном: триптих символизирует своеобразный рай, в котором нарушен естественный ход вещей и полновластно господствуют сладострастие и хаос, все дальше уводя людей от праведного пути. Картина выглядит жутко и омерзительно.

Люди выбрали греховность, поэтому им суждено жить в аду. В правой части триптиха перед зрителями открывается темный и пугающий мир, где жестоко наказывается каждое прегрешение и на спасение нет надежды. Горящие вдали отсветы адских костров зловеще озаряют хрупкие человеческие фигурки. Триптих воспринимался верующими как суровое назидание.

«святые отшельники» (1505 г.)

В центре триптиха изображен св. Иероним, устремивший взгляд на распятие. Святой ищет в нем спасения от зла, которое воплощают руины языческого храма и 2 монстра, вцепившиеся друг в друга на переднем плане картины.

Святые отшельники Босха

Левая створка содержит изображение св. Антония, противостоящего соблазну дьяволицы. Правая панель изображает св. Эгидия, молящегося у алтаря, с грудью, пронзенной стрелой. Так традиционно изображается святой, спасший своим телом любимую олениху.

«художник, рисующий ад…»

Многие исследователи считают творчество художника предтечей сюрреализма. По их убеждению, все его чудовища – порождение глубин подсознания. Другие усматривают в символике живописца связь с алхимией, магией, астрологией. Встречаются мнения, что Иероним Босх был провидцем, контактером с внеземными цивилизациями или инопланетянином.

Помимо людей, животных и растений на полотнах Иеронима Босха можно увидеть огромное количество:

  • всевозможных предметов, инструментов, приспособлений;
  • фантастических существ, уродцев, хаотических сочетаний частей человеческого тела;
  • нераскрытых символов, разрушающих реальность изображения.

Основная масса образов представлена калеками, нищими, разного рода уродцами, страшными, отвратительными демоническими тварями. Как реальные, так и библейские сюжеты силой пера Босха изменены путем добавления совершенно жутких, необъяснимых деталей.

В полной мере объяснить созданную Иеронимом Босхом фантасмагорию исследователям не под силу. По некоторым предположениям художник столь глубоко разочаровался в людях, что в картинах стал выражать свою неприязнь к человечеству. Его полотна являются демонстрацией ущербности природы человека, способного на жестокость, предательство и издевательство над себе подобными.

По мнению многих исследователей, Иероним Босх считал земную жизнь не чем иным, как дорогой в ад. На его картинах ад изображен во всех проявлениях. На ранних полотнах художника ада ограничивают пределы преисподней. В более позднем творчестве он постепенно проникает в земную повседневность, становится ее частью, полноценной и неотделимой.

Несение креста 1515—1516 гг

Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu

Неожиданная для Босха работа. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей — очень сильное приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.

Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.

Обратите внимание, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаявшийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем.

Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org

Библиография

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А.Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д.Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И.Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
  • Х. Х. Зорилья. Босх. Aldeasa, 2001
  • Блинова О. В.Алхимия и её символика в творчестве Иеронима Босха // Науковедение. 2000. № 1. С. 82-127.
Как быть Леди:  Агностик или атеист – в чём разница? | Мир вокруг нас | ШколаЖизни.ру

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, nearyou.

Босх иероним xv — xvi век — биография — нидерланды | искуству.ру — краткая история искусств

Иеронимус Босх (Hieronymus Bosch) краткая биография художника

Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Его дед Ян и отец Антониус ван Якены были живописцами, которые занимались росписью картин для монастырей и храмов, чему можно найти множество доказательств в городском архиве. Главными учителями Босха считаются его отец и периодически приезжавший жить в их город художник из Голландии Д. Боутс. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. В 1489 году Иерониму доверили роспись двух створок алтаря для капеллы братства, находящейся в соборе Святого Иоанна. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Приблизительно в то же время Босхом были выполнены эскизы для витража-капеллы, также он принимал участие в оформлении танцев и шествий, что стало одной из самых значимых страниц его жизни — благодаря этому он стал известен еще при жизни.

Сразу после своей женитьбы Босх проживал в пригородной деревушке Оерошорт, так как именно здесь он получил приданое за женой — большой участок земли с домом. Несмотря на свою любознательность и общительность, Босх никогда не выезжал дальше ближайших окрестностей своего селения. На протяжении многих лет художник был знаком и даже дружил с Эразмом Роттердамскким, мотивы книг которого можно часто встретить в работах Босха. Современные историки могут с уверенностью утверждать, что у Босха было всего сорок произведений, при этом их истинное содержание в большинстве своем остается настоящей загадкой для знатоков искусства, так как прямых источников, которые могли бы прояснить данные моменты, не существует.

Свои работы Босх не только никогда не датировал — он их не подписывал. Это создает некоторые сложности в изучении его творчества традиционными методами, и только по церковным приходным книгам и договорным грамотам исследователям удалось довольно точно датировать основные работы мастера. Доподлинно известно, что практически сразу после своей женитьбы Босх начал писать картину, в которой он запечатлел жизнь, которая его окружала — «Семь смертных грехов».

Обычной для Босха являлась такая техника работы, как «алла прима» — художник пишет картину сразу, не делая предварительных эскизов и зарисовок. Помимо художественного таланта, Босх имел талант к кузнечному делу, именно он создал для главного городского собора большую картину, написанную на стекле, которая была обрамлена в металлическую раму, собственноручно им изготовленную.

Подобно остальным образованным людям своего времени, Босх много времени уделял алхимии и интересовался демонологией. Среди его друзей называют знаменитого голландского богослова Дионисия ванн Рейкеля, основавшего монастырь недалеко от Хертогенбоса, который позже был наказан инквизицией по обвинению в колдовстве, но даже несмотря на это, Босх от своего друга не отрекся, продолжая с ним общаться.

На многих картинах Босха можно наблюдать образы, которые навеяла ему демоническая литература. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией, изображающей св. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Сюжет религиозный. Но разве тут дело в св. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями? Что-то хитрое, ироническое неслышно посмеивается в этой картине, и кажется вам — это посмеивается сам Иероним Босх, глядя, как вы не можете оторваться от мира склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудовищ, в которых мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной. Эта мерзость, эти исчадия зловонных болот, темных гниющих недр кажутся просто забавными, чуть ли не уютными — такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись! Этот бурый цвет, сочные пейзажи, эта переливающаяся теплыми тонами палитра уже предвещают искусство мастеров века последующего, эпохи расцвета, и кажется порой, что даже единство тона почти найдено художником» — писал Л. Д. Любимов.

Главными же шедеврами Босха, благодаря которым он заслужил уже посмертную славу, стали большие алтарные триптихи. В самых значимых работах Босха — «Воз сена» и «Сады земных наслаждений» — главное место занимают чудовищные существа.

Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Это и «Иоанн Креститель», и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». «Вписанная в круг композиция построена на пересечении сухих, узких форм и на преувеличенно пространственных паузах. Герой картины — тощий, в разорванном платье и разных башмаках, иссохший и словно расплюснутый по плоскости — представлен в странном остановившемся и все же продолжающемся движении…

Она почти списана с натуры — во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, — но в сухой истонченности ее форм есть что-то от насекомого. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Но на худом лице горят завороженные глаза — они прикованы к чему-то невидимому нами. А сзади него жизнь, покидаемая им. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. За углом мочится человек, рыцарь обнимает женщину, старуха выглядывает из окна, едят из корытца свиньи. И собачка — маленькая, с сумасшедшими глазами, — приспустив голову, смотрит вслед уходящему. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Только природа остается чистой, бесконечной. И цвет картины выражает мысль Босха — серые, почти гризайльные тона объединяют и людей и природу. Это единство закономерно и естественно. А розоватые или сиреневатые оттенки лишь пронизывают это единство ощущением печальным, нервным, вечно изменчивым и все же постоянным». — так писал о ней Р. Б. Климов.

Как быть Леди:  Гомофобия: что это такое простыми словами, почему человек становится гомофобом, общие сведения о расстройстве.

Помимо живописи, Босх также занимался изготовлением гравюр, оттиски которых распространялись в разных городах. Картины Босха присутствовали во многих европейских королевских дворах, даже несмотря на то, что многими его современниками такие работы воспринимались не более, чем курьез.

Иероним Босх умер в родном городе Хертогенбосе 9 августа 1516 года.

Братство богоматери

Обретя новое имя, Босх сохранил все свои старые связи. Самой крепкой из них, прошедшей через всю его жизнь, стало сотрудничество с Братством Богоматери, чьим активным членом он являлся с 1486 года.

Ещё дед Босха выполнял для Братства работы по росписи, затем эти обязанности принял на себя отец художника, который умер в 1478 году. С этого момента мастерская Акенов стала принадлежать Босху, а вместе с ней и все заказы Братства.

Известно, что художник неоднократно занимался оформлением обрядовых таинств и многочисленных праздничных шествий, ему же была поручена роспись створок алтаря для капеллы собора св. Иоанна.

Именно благодаря этому тесному сотрудничеству исследователям удалось обнаружить все те скупые факты биографии художника, которые считаются подлинными и неоспоримыми. Дело в том, что сохранились приходно-расходные книги Братства того периода, в которых имя Босха встречается очень часто. Сами же работы художника для Братства были безвозвратно утеряны.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Биография Иеронима Босха, перечень картин

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.

Биография Иеронима Босха, перечень картин

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери — религиозное общество, посвященное культу Девы Марии. Он выполняет творческую работу — оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Доктор кто. кем на самом деле был иероним босх

О том

,

что работы Босха тронуты

«

тленом ереси» начали говорить еще в XVI веке

,

и сегодня эта гипотеза ничуть не утратила актуальности. В основном

,

ее сторонники делятся на два лагеря. Первые считают

,

что Босх состоял в секте адамитов — обществе Свободного Духа

,

члены которого совершали свои обряды нагишом

,

проповедовали свободу сексуальных отношений

,

не признавали частной собственности и рассчитывали построить на земле новый Эдем

,

где все были бы равны

,

невинны и беспечальны

,

словно Адам и Ева. В качестве

«

доказательства» некоторые исследователи приводят центральную часть триптиха

«

Сад земных наслаждений», считая

,

что Босх изобразил ритуалы

«

клуба

,

за который играет»

(

в частности эту гипотезу активно лоббировал немецкий историк искусства Вильгельм Френгер).

Другие уверены,что изобильная обнаженная натура нужна художнику,чтобы показать свое презрение к плотским утехам. К примеру,биограф Линда Харрис считает,что ересь Босха восходит к катаро-манихейской традиции с ее четким дуализмом(отсюда очевидное«деление» образов на Свет и Тьму,рай и ад,духовное и материальное).

И те,и другие упорно игнорируют тот факт,что во времена Босха инквизиция свирепствовала с особым тщанием. И пробежаться нагишом по улицам Хертогенбоса,проповедуя свободную любовь или двойственность мироздания(пусть даже в живописной иносказательной манере) можно было разве что до ближайшей дыбы.

Дьявол внутри


Поскольку фактов о Босхе известно немного, судить о личности этого удивительного художника приходится по его картинам. Существует немало чуднЫх, часто противоположных

. Ревностным католиком. Тайным еретиком. Визионером. Практикующим алхимиком, антихристом, мессией, инопланетянином, шизофреником, провидцем. В самом деле, человек, в чьей голове роились столь чудовищные образы, должен был быть хотя бы немного безумцем.

кажется слишком размеренной и даже скучной. Если он был богохульником, то чрезвычайно удачливым – самые ревностные инквизиторы тех лет ему покровительствовали. О «тайной ереси» Босха заговорили только в XVI веке. И до эпохи реформации Иероним Босх благополучно не дожил.

Он умер в 1516 году и был торжественно отпет как «выдающийся мастер» в соборе св. Иоанна.

Сейчас в доме, где жил Иероним, — магазин мужской одежды. На улицах Хертогенбоса вы не встретите ни птицеголовых монстров, ни гигантских жаб, ни распятых мучениц. Ничто в этой тихой «спальной» провинции не намекнет вам, откуда Босх черпал вдохновение.

Как быть Леди:  Как общаться с подругой, у которой всегда проблемы |

Впрочем, эту загадку еще в XVII веке разгадал испанский монах Хосе де Сигуэнса, который писал: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри».

* Хертогенбос и 500 лет назад и сейчас в разговорной речи сокращают до Ден Босх (Den Bosch).

Иероним босх — краткая биография, сюжеты творчества

Босх краткая биографияБосх Иероним (настоящая фамилия ван Акен) (около 1460—1516), нидерландский живописец.

Родился в городе Хертогенбос (провинция Северный Брабант в Нидерландах).

В 1481 г. Босх женился на богатой бюргерше из своего города.

Возможно, здесь художник провёл большую часть жизни. Босх писал полотна на религиозные сюжеты, а также аллегорические и жанровые полотна («Искушение святого Антония», 1505— 1506 гг.; триптихи «Воз сена», 1500—1502 гг., «Сад наслаждений», 1503—1504 гг., и «Поклонение волхвов», около 1510 г.; «Корабль дураков», 1490— 1500 гг.; «Блудный сын», 1510 г.).

Дошедшие до нас документы сообщают о том, что Босх создавал картины для городского собора Святого Иоанна и был членом религиозного Братства Девы Марии.

В конце жизни художник выполнял придворные заказы, что говорит о его признании современниками.

Главные темы его работ — Рай и Ад, святые, отшельники, грех и наказание за него. Демоны на картинах Босха — это чудовищные гибриды насекомых, рептилий, человеческих тел и механизмов; ничего подобного раньше не встречалось в искусстве.

Представляя всё реальное и человечное осквернённым этим дьявольским выводком, Босх намекает, что расплата за грех — в земных страданиях. Несмотря на свой уникальный стиль и воображение, художник не оставил после себя ни учеников, ни записей и был вскоре забыт.

Только XX век открыл его имя заново. Оказалось, что самые смелые фантазии сюрреалистов меркнут перед безумными видениями Босха.

Умер в Хертоген-босе.

Сегодня популярно:

Комментарии:

Личная жизнь

В 1480-м Иероним Босх вступил в брак с девушкой из богатого и знатного рода, принесшей хорошее приданое. Семья жила в Арсхоте, откуда родом была супруга художника.

По предоставленному ему праву, Босх мог безгранично распоряжаться состоянием супруги. Благодаря женитьбе он обрел достаток и независимость, а также упрочил свое общественное положение. Детей в семье не было.

В 1486-м художник стал членом Братства Богоматери (религиозного общества). Организация, посвященная служению Деве Марии, была основана в 1318-м и занималась вопросами милосердия. Предполагаемым мотивом Босха исследователи называют коммерческие интересы: он стал получать хорошие заказы. Известность живописца неизмеримо выросла.

Творчество

Творчество Босха не знает аналогов, если не говорить о многочисленных последователях и подражателях. Это уникальное явление, которое имело колоссальное влияние на дальнейшее развитие художественной культуры.

Несмотря на то, что жизнь самого Босха была спокойной и размеренной, в обществе рубежа XV-XVI веков кипение и брожение умов вылилось в перелом сознания и пересмотр ценностей. Это не могло не сказаться на творчестве молодого и талантливого художника.

Идеалы Средневековья постепенно сдавали свои позиции, на место восхвалению смирения и благочестия пришло превознесение красоты, ярких чувств, земной любви, что было характерно для эпохи Античности. Жажда жизни и её благ постепенно захватили умы прогрессивной молодёжи.

На фоне всего этого Церковь начала терять свой безусловный авторитет. Повсеместно стали распространяться книги, влияние множества из которых явно ощущается в произведениях Босха («Корабль дураков» Бранта, творения Петрарки, Франсуа Вийона), глубоко свои корни запустила астрология.

Так постепенно мирское брало верх над священным.

Изменилась и сама роль художника, который из безликого инструмента, призванного восхвалять Бога, превратился в индивидуальность.

Многие произведения Босха посвящены событиям из жизни Иисуса и святых и говорят о борьбе со злом.

Однако наибольший интерес представляют сцены, основанные на пословицах о человеческих грехах и причудливых аллегориях, которые ожили под кистью гениального творца.

Неправильные пропорции тел, абсолютное равнодушие к перспективе, обилие чертей и иных фантастических существ – это то, что делает произведения Босха самобытными и завораживающими.

Учеба и творчество

О периоде ученичества Иеронима Босха никакой информации не сохранилось. Исследователи предполагают, что он обучался профессии живописца дома, в отцовской мастерской.

Иероним Босх творил в период заката культуры Средневековья и зарождения Ренессанса. Этим частично объясняется наличие в его работах удивительного сочетания фантастических элементов, присущих средневековой живописи, фольклорных мотивов, а также зачатков жанровой и пейзажной живописи.

Подобно многим мастерам Возрождения Иероним Босх прибегал к сюжетам из реальной жизни. Для их изображения он использовал язык иносказаний, вводя в повествование традиционные средневековые символы и образы.

Многие свои полотна Иероним Босх писал на заказ по легендарным библейским сюжетам. Так, предполагается, что его триптих «Страшный Суд» написан для Филиппа I, правителя Нидерландов.

Заказчицей «Искушения Св. Антония», как предполагают, была принцесса Маргарита Австрийская. Трактовка сюжетов из Библии на картинах Босха разрушает все общепринятые церковные каноны.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий