Идиотия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Идиотия - причины, симптомы, диагностика и лечение Женщине

Градации тяжести деменции

Тяжесть деменции имеет три степени: лёгкую, умеренную и тяжелую. Клиническими критериями их разграничения являются следующие.

Лёгкая деменция характеризуется

  1. существенным снижением работоспособности
  2. значительным нарушением социальной деятельности.

Способность к самостоятельной жизни сохраняется, правила личной гигиены соблюдаются. Критическое отношение к снижению интеллекта сохраняется устойчиво, но представлено недостаточно полно. Тем не менее отчётливо выражены реакция на болезнь и стремление компенсировать когнитивный дефицит.

Согласно отечественной терминологии, в таких случаях может быть выставлен диагноз выраженного психоорганического синдрома, по Е.Блейлеру (1916). При этом могут преобладать как симптомы когнитивного дефицита — дементный или церебрально-органический психосиндром Е.

Блейлера, так и психопатоподобные изменения характера и личности — характеропатический органический психосиндром Е.Блейлера. Частота лёгкой деменции у лиц старше 65 лет составляет, по некоторым данным, 10%. Частота «незначительных проявлений деменции», то есть умеренных проявлений психоорганического синдрома, у пожилых людей составляет 6%. Значительна она и в других возрастных группах населения.

Умеренная деменция характеризуется

  1. утратой трудоспособности
  2. утратой социальной активности.

Пациенты не способны к самостоятельной жизни, требуют определённого надзора за собой, поскольку, выходя на улицу, могут не найти обратной дороги домой, не выключить после себя воду, газ, не в состоянии приготовить себе пищу, оплатить счета, распорядиться деньгами.

Критическое отношение к снижению интеллекта частично сохраняется, однако реакция на болезнь и стремление компенсировать когнитивный дефицит обычно отсутствуют. Частота умеренной деменции у пожилых людей составляет 5%. В соответствии с отечественной терминологией в таких случаях может быть выставлен диагноз парциальной деменции, а в тех случаях, когда сохраняется ядро личности, то есть её морально-этические качества, — как лакунарная (Stertz, 1928) или дисмнестическая деменция.

Тяжёлая деменция характеризуется

  1. нарушением повседневной деятельности,
  2. неспособностью выполнять правила личной гигиены,
  3. утратой способности говорить и понимать речь окружающих.

Пациенты нуждаются в постоянном надзоре и уходе. Критика к своему состоянию полностью отсутствует. Согласно отечественной терминологии, это глобарная (Stertz, 1928), диффузная или тотальная деменция.

Градации тяжести олигофрении

Тяжесть олигофрении (от греч. oligos — малый, phren — ум, разум) также имеет три степени: лёгкую, выраженную и глубокую. Э.Крепелин, различая дебильность, имбецильность и идиотию, предлагает считать идиотами олигофренов, которые вообще не способны усваивать что-либо в школе, имбецилами — тех умственно отсталых, которые остаются на стадии окончивших неполную школу, а дебилами — олигофренов, которые не развиваются дальше, чем того требуют от обучающихся после окончания школы. Е.

Блейлер указывает, что дебильный «ум даёт возможность в чрезвычайно простой обстановке существовать самостоятельно, но немедленно терпит крушение, как только к нему предъявляются даже средние требования». «Мы считаем, — говорит он, — идиотией низкий уровень интеллекта, обусловливающий полную социальную непригодность, и считаем имбецильностью состояние, которое позволяет, до известной степени, передвигаться в человеческом обществе и иногда даже совершать настоящую работу».

В МКБ-10 рассматриваются лёгкая, умеренная, выраженная и глубокая степени умственной отсталости. Термин «олигофрения» в настоящее время считается устаревшим, однако на русском языке он короче и удобнее сменившего его термина «умственная отсталость».

Дебильность (от лат. debilis — слабый, неспособный) — лёгкая степень умственного недоразвития. Клинические критерии дебильности таковы.

  1. Задержка формирования речевых навыков. Это проявляется обеднением словарного запаса, неспособностью понимать и самостоятельно использовать сложные грамматические конструкции. Тем не менее, речевые навыки достаточно развиты для обслуживания повседневных нужд, пациенты могут поддерживать беседу, участвовать в клиническом расспросе.

  2. Снижение познавательной активности. Пациенты не столь любопытны и любознательны, как их нормальные сверстники, задают значительно меньше вопросов, не проявляют живого интереса к тому, что взрослые им читают или рассказывают. Их не интересуют такие вещи, как буквы, цифры, рисование, письмо; подготовка к школе обычно бывает недостаточной. Пациентам явно не хватает выдумки, фантазии, это хорошо видно по их несколько однообразным и упрощённым играм. В более позднем возрасте обращает внимание ограниченность кругозора, объёма знаний, интереса к тому, что выходит за рамки обыденности.

  3. Задержка формирования школьных навыков. Особенными проблемами в начале школьного обучения пациентов являются чтение, письмо и счёт. В силу этого пациенты обычно неспособны осваивать общеобразовательную программу начальных классов, однако успешно обучаются по облегчённым программам вспомогательной школы, умеют свободно писать, читать, считать. Многие из них способны получить профессиональное образование по ряду специальностей, таких как плотник, тракторист, каменщик, токарь. Значительно лучше пациентам удаётся овладевать ручными навыками, где особенно велика роль подражания, но не требуется обширных познаний и богатого воображения.

  4. Нарушения операций мышления. Обычно подчёркивают снижение уровня обобщения и абстрагирования, преобладание конкретного мышления. В действительности в той же степени страдают другие операции мышления, в частности анализ, синтез и конкретизация. В силу этого представления пациентов о происходящем малодифференцированы, как бы синкретичны. Они также разрозненны, фрагментарны, не объединены в систему. Пациенты могут механически затвердить некоторые сведения, но самостоятельно использовать их на практике не могут. «Дебил, — отмечает W.V.Jaurreg (1913), — отличается от слабо одарённого здорового человека не размерами своего знания, а пределами своего умения, способностью самостоятельно применять свои знания». Неразвитость отвлечённого мышления является, видимо, важной или даже основной причиной недифференцированности эмоций пациентов. Не воспринимая отличий разных по существу ситуаций, пациенты могут реагировать на них одинаковым образом.

  5. Незрелость личности. Пациенты обычно несамостоятельны в принятии решений, безынициативны, со сниженным самоконтролем. Часто они подвержены влиянию со стороны в силу повышенной внушаемости, отчего некоторые из них становятся жертвами криминальных лиц.

  6. Интеллектуальный показатель при дебильности колеблется в пределах от 50–55 до 69%. Лёгкой степени дебильности соответствует IQ от 69 до 62%, умеренной дебильности — от 63 до 56%, выраженной дебильности — от 57 до 49%. Клинически указанные степени дебильности разграничиваются с трудом, особенно это касается лёгкой дебильности, которая вплотную примыкает к состояниям «социальной и педагогической запущенности» и «конституциональной глупости», с одной стороны. С другой стороны, дебильность в её выраженной степени граничит с имбецильностью. Считается, что дебильность составляет 85% всех случаев олигофрении, наиболее распространена лёгкая дебильность. На долю последней приходится приблизительно ѕ случаев дебильности.

  7. Пациенты с дебильностью в щадящих условиях способны овладеть «ручными профессиями» и под руководством извне удовлетворительно выполнять соответствующие профессиональные обязанности. Они способны также самостоятельно и в достаточном объёме обслуживать себя в быту. Многие из них имеют семьи, детей, знакомых, приятелей и «друзей», им свойственны свои развлечения, даже определённые увлечения (рыбалка, некоторые физические виды спорта, «мыльные оперы», ритмическая музыка, «попса», лубочные «народные песни», «музыка подворотен», другие проявления массовой культуры), они могут при благоприятных обстоятельствах сами обеспечивать свой материальный достаток на хорошем для себя уровне.

Имбецильность (от лат. imbecilius — слабый, немощный) — средняя степень умственной отсталости. IQ имбецилов составляет от 20–25% до 50–55%. Имбецилы составляют 14–15% общего числа пациентов с олигофренией.

1.Умеренная имбецильность (с IQ от 30–40% до 50–55%) проявляется такими признаками. Отмечается неравномерность в профилях тестирования способностей. Так, пациенты могут показывать высокий уровень по тестам на оценку зрительно-пространственных навыков и в то же время плохо выполнять задания, требующие участия речи.

  • Медленное развитие понимания, речи и в итоге невысокий уровень достижений в этом плане. Речь обычно дефектна, со скудным запасом слов, обозначающим повседневные ситуации и окружающие предметы. Беседа с пациентами затруднена во всём, что отклоняется от конкретных вещей. Обучение в общеобразовательной школе невозможно, пациентам доступно усвоение облегчённых программ с небольшим объёмом знаний во вспомогательной школе. Пациенты могут научиться писать, читать, считать, но их способности в этом сильно ограничены. Например, они не могут бегло читать и пересказать своими словами прочитанное, пишут медленно, плохим почерком и с большим числом грамматических ошибок, выполняют в уме лишь простейшие арифметические операции.

  • Отсталость в развитии навыков самообслуживания, отчего пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни.

  • Овладение какими-либо профессиональными навыками недоступно, но пациентов можно научить выполнять несложные трудовые операции: мести улицу, убирать снег, опавшие листья, переносить тяжести, пропалывать посадки в поле или огороде и т. п. Некоторые пациенты могут систематически работать под постоянным квалифицированным надзором. Самостоятельное проживание пациентам большей частью недоступно.

  • Социальные навыки ограничиваются элементарными вещами: пациенты могут здороваться, прощаться, знакомиться, поддерживать простую беседу, сами задавать вопросы и отвечать на несложные вопросы окружающих, формулировать некоторые просьбы, ругаться. За себя постоять они обычно не в состоянии.

  • Моторное недоразвитие. Пациенты неуклюжи, неловки, многие из них не могут, например, стоять или прыгать на одной ноге, быстро бегать, ходить спиной вперёд, кидать камни в цель, мало кому из них удаются тонкие движения руками или доступны более или менее сложные мануальные навыки.

Как быть Леди:  Родные стали для меня чужими |

2.Выраженная имбецильность, или тяжёлая умственная субнормальность (с IQ от 34% до 20%). Частота выраженной имбецильности составляет 3–4% общего числа олигофренов. По данным тестирования, расстройство во многом сходно с категорией умеренной имбецильности.

Пациенты произносят и понимают до одного-двух десятков слов, говорят односложными фразами, умеют лишь сидеть, вставать и ходить, не понимают смысла ситуаций, в которых оказываются, и большей части того, о чём разговаривают окружающие. Письмо, счёт, чтение, трудовые навыки не развиваются, не овладевают пациенты и навыками самообслуживания.

Тем не менее, отмечает К.Ясперс, «мы нередко сталкиваемся с имбецилами, выказывающими достаточно развитое умение делать отдельные вещи и даже обладающими определёнными умственными способностями — например, способностью осуществлять арифметические действия, односторонне развитой способностью воспринимать и запоминать музыку».

3.Идиотия (от греч. idioteia — невежество) — глубокая умственная отсталость (с IQ ниже 20%). Число идиотов в популяции олигофренов составляет 1–2%. При идиотии не развиваются простые двигательные акты, отчего многие пациенты не умеют даже ходить, они лежат в постели или передвигаются ползком.

Часто наблюдаются двигательные стереотипии. У многих пациентов отсутствует понимание речи, сами пациенты почти не владеют речью, которая ограничивается однообразными нечленораздельными звуками. В лучшем случае они способны понимать элементарные просьбы и исполнять основные команды.

Контакт со многими из пациентов возможен лишь посредством рудиментарных форм невербальной коммуникации. Не развит или развит недостаточно контроль физиологических функций. Некоторые пациенты не различают съедобных и несъедобных вещей, бывают чрезвычайно прожорливы.

У части пациентов могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки, таких больных удаётся привлечь к домашним и практическим делам. Обычно идиоты неспособны либо малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Дети с интеллектуальной инвалидностью

Общество должно быть толерантно людям с умственной отсталостью, необходимы специальный подход и педагоги, знающие специфику работы, способные дать интеллектуальным инвалидам образование и помочь реализоваться.

Дети с УО нуждаются в поддержке окружающих, особенно родителей, которые должны обеспечить таким чадам психологический комфорт, развитие, улучшить качество жизни.

У младенцев довольно тяжело выявить умственную отсталость, особенно ее легкую форму, так как они почти не отличаются от других. Но активность у них нарушена: они поздно начинают держать головку, лепетать, сидеть, ползать.

Но по мере взросления, когда ребенок начинает ходить в садик, становится заметно, что он испытывает трудности с соблюдением режима дня, общением со сверстниками, овладением новыми навыками. К примеру, трехлетний малыш не может сам собрать пирамидку, хотя много раз повторял это с воспитательницей. Одногруппникам это удалось после 1–2 занятий.

Дети-олигофрены не любознательны, они не могут долго усидеть на одном месте, но устают очень быстро. Речь их скудна, они путают буквы (особенно согласные). Так как фонематический слух и анализ у них развивается слабо, они неправильно произносят слова, а потом – неправильно и пишут. Отстает в развитии слуховое различение и артикуляционный речевой аппарат – отсюда невнятная речь.

Страдает общая и тонкая моторика, так как центральная нервная система развивается аномально. Движения малыша неуверенные и вялые, с предметами он манипулирует хаотично. Он долго не может определить «главную» руку, обеими двигает несогласованно.

Сложности со «щипковым» и «пинцетным» захватом не позволяют ребенку правильно держать карандаш и ручку, научиться писать. Недоразвитие мелкой моторики также мешает обслуживать себя.

Идиотия - причины, симптомы, диагностика и лечение

Учеба таким детям дается тяжело: они медленно усваивают материал, потому что не запоминают его и не могут воспроизвести полученную информацию. Усвоенный после многократных повторений навык или знания они не могут применить и быстро забывают.

Вербально (словесно) чувства ребенок выразить не в состоянии, потому что плохо владеет речью, но зато выражают эмоции мимикой, касаниями, жестами. Сопереживать он не способен. Воля у него слабая, потому он доверчив к любому человеку, легко внушаем, а это весьма опасно.

Без промедления обращайтесь к специалисту (неврологу), если ваш ребенок ведет себя необычно или вы не понимаете, что с ним происходит. Польза от этого двойная – в лучшем случае развеются все сомнения в адекватности вашего чада, а в худшем (что, впрочем, тоже неплохо) – ранняя диагностика позволит незамедлительно принять меры к решению проблемы. Это позволит лучше социализировать такого ребенка и адаптировать к жизни.

Врач осмотрит маленького пациента, расспросит родителей о симптомах, когда они появились, о практических и социальных навыках ребенка, адаптивном поведении и т.д. Обязательно проводится тест на интеллект, позволяющий выяснить, насколько малыш обучаем, может решать задачи и абстрактно мыслить. IQ ниже 70 может свидетельствовать о наличии интеллектуальной инвалидности и его уровне.

Классификация болезней суставов по месту локализации

Многие болезни имеют «любимую» локализацию, то есть затрагивают только определенные суставы. Это упрощает диагностику и позволяет иногда обходиться без рентгена или МРТ.

Плечевой сустав страдает у тех, кто занимается физическим трудом или часто посещает тренажерные залы. Он поражается при плечелопаточном периартрите или остеохондрозе шейного отдела позвоночника. Иногда диагностируют остеоартроз плечевого сустава или артрит.

Эпикондилит – проблема спортсменов, но не единственная причина боли в локте. Иногда к ней приводит расслаивающийся остеохондрит, воспаление мышц руки или опять-таки деформирующий остеоартроз локтя.

При ревматоидном артрите воспаляются суставы кисти. Это заболевание также проявляется «синдромом тугих перчаток», когда по утрам возникают сложности с разгибанием кистей. Болезнь поражает одновременно обе конечности. Пальцы также часто беспокоят музыкантов и людей, чья профессия связана с мелкой моторикой, например ювелиров или граверов.

Работаете на клавиатуре? Вы входите в группу риска по артрозу кисти

  • Если беспокоит тазобедренный сустав.

Коксартроз – заболевание пожилых людей, однако люди из категории «60 » страдают и от других болезней со схожей симптоматикой. Не редкость для них и остеопороз – размягчение тканей бедренной кости, которое часто приводит к переломам шейки бедра. У спортсменов и бегунов чаще остальных обнаруживают тендиниты и бурситы тазобедренного сустава.

Сегодня артроз коленного сустава встречается у представителей всех возрастных категорий, но «лидируют» люди старше пятидесяти. У детей причиной боли в колене бывает ревматоидный или инфекционный артрит, у спортсменов такие симптомы возможны при поражениях связочного аппарата и травмах мениска.

Боли в голеностопе возникают зачастую как следствие подвывиха или артрита – у спортсменов, танцоров и любительниц высоких каблуков. Остеоартроз голеностопного сустава – это проблема в основном людей с избыточным весом. Как и в случае с другими суставами, здесь справиться помогают внутрисуставные инъекции заменителя синовиальной жидкости «Нолтрекс» – жидкого протеза, безопасного и эффективного.

Подагра, артроз, артрит – заболевания, которые нуждаются в помощи официальной медицины. Но в качестве вспомогательных средств вполне можно использовать народные средства, например вишню:

Как быть Леди:  Свойства морали - реферат

Заболевания суставов очень разные: есть среди них как относительно безобидные, так и очень опасные, которые приводят к инвалидности. Если вы обнаружили у себя непривычные ощущения, например скованность движения, хруст, дискомфорт, отложите гадание и самодиагностику на будущее. А пока отправляйтесь к хорошему ортопеду и убедитесь, что ваши суставы – в порядке!

Классификация болезней суставов по характеру патологического процесса

1. Воспалительные и инфекционные.

В этом случае в организме развивается инфекционный, аллергический или аутоиммунный процесс, который и вызывает воспаление сустава. Появляются отеки и припухлости. Всего за несколько часов симптомы прогрессируют максимально, а затем отступают и переходят в хроническую фазу.

Чтобы определить степень воспаления, проводят рентгенологическое обследование. Так, при второй степени артрита на снимках заметны разрушения хрящевой и костной ткани, как и при остеоартрозе 2 степени, а на третьей – значительная деформация сустава.

В эту группу входят:

  • ревматоидный артрит;
  • инфекционно-аллергический артрит;
  • подагра;
  • болезнь Бехтерева;
  • псориатический артрит и др.

Причиной артрита может стать ангина, скарлатина, гонорея и любая другая инфекция

2. Дегенеративные заболевания суставов.

Чаще всего они вызваны изнашиванием хрящевых тканей, но также возникают на фоне остеопороза – сниженной плотности костной ткани. Артроз тазобедренного сустава, коленного, локтевого проявляется постепенно – начиная с небольшой боли после тяжелого дня.

Определить степень поражения сустава позволяет рентген, а также МРТ. На начальной стадии заметно незначительное сокращение высоты щели из-за истончения хрящевой ткани. На второй стадии полость уменьшается на треть от нормы, появляются костные наросты.

Йога – отличное профилактическое средство против артроза и остеохондроза

3. Врожденные патологии суставов.

Чаще всего диагностируют врожденный вывих бедра в сочетании с дисплазией тазобедренного сустава. Если заболевание не лечить, оно прогрессирует и вызовет проблемы с походкой и формированием осанки ребенка. Скорректировать врожденный вывих можно консервативно.

Несколько реже встречается синдром Марфана, который проявляется увеличенной подвижностью суставов, нарушением осанки и килевидной грудной клеткой. Люди с таким диагнозом чаще остальных попадают в больницу с переломом или вывихом, однако это состояние вполне можно держать под контролем.

Болезням суставов подвержены даже младенцы

4. Болезни околосуставных тканей.

Эти патологии хоть и не затрагивают сустав, но способны серьезно ухудшить его работу без адекватной терапии. К ним относят тендиниты, бурситы, лигаментиты, фиброзиты – воспаления сухожилий, суставных сумок, связок и фасций. Как правило, они развиваются после чрезмерных физических нагрузок, «застуживания» конечностей.

При таких болезнях дискомфорт ощущается только во время активных движений, при этом во время массажа или пальпации человек ни на что не жалуется. При поражениях околосуставных тканей всегда есть точка максимальной боли, в то время как при артрите, например, боль «разлита».

Болезни околосуставных тканей не менее опасны, чем патологии суставов

Лечение идиотии

Учитывая врожденность и наследственный характер развития патологии, вылечить идиотию не представляется возможным. В связи с этим назначается патогенетическая терапия: при энзимопатиях — восполнение недостатка ферментов, при эндокринопатиях — гормональная корректировка последних; специфическое лечение назначается при врожденном сифилисе и токсоплазмозе.

Симптоматическое лечение включает в себя дегидратационную (при повышенном внутричерепном давлении это магнезия, ацетазоламид и другие мочегонные средства), общеукрепляющую (витамины) и седативную терапию. Назначаются препараты метаболического действия, которые в некоторой степени способствуют восстановлению психических функций ( гамма-аминомасляная к-та, циннаризин, пирацетам, пиритинол и прочие).

При торпидной клинической форме применяют стимуляторы (мезокарб, женьшень, китайский лимонник, алоэ и пр.). При возбудимой форме нейролептики; при наличии эпи-припадков – противосудорожные препараты. Показано назначение лечебной физкультуры (ЛФК). За такими больными требуется постоянный уход и наблюдение.

Профилактика идиотии

Первичная профилактика включает в себя медико-генетическое консультирование, адекватное ведение беременности и раннюю диагностику неправильного развития плода, осторожное назначение медикаментов беременной женщине, освобождение ее от работы, связанной с производственной вредностью, полный отказ от алкоголя и курения, начиная с момента планирования беременности.

Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении идиотии и проведении своевременного лечения и необходимых реабилитационных мероприятий.

Особенности детского слабоумия

Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.

Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.

«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.

В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:

  • добрые и отзывчивые, готовы прийти на помощь в любую минуту, ранимые и сердечные;
  • озлобленные и агрессивные, которые, не имея собственных желаний и чувств, подвергаются чужому негативному влиянию.

Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.

Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.

Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.

Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.

Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.

Причины идиотии

Все многообразие этиологических факторов развития идиотии можно разделить на эндогенно-наследственные (встречающиеся наиболее часто) и экзогенные влияния (отмечаются реже) в момент зачатия и на плод во время беременности (эмбрио- и фетопатии).

Основными причинами являются генные аномалии, хромосомные мутации (болезнь Дауна, синдром «кошачьего крика», болезнь Шерешевского-Тернера и Клайфельтера), рецессивно-наследуемые метаболические формы врожденного слабоумия (фенилкетонурия, гаргоилизм, галактоземия и пр.). Также идиотию могут вызывать эндогенно-наследственные патологии, к которым можно отнести краниостеноз, врожденную аномалию головного мозга, микроцефалию.

Свою лепту в развитие идиотии вносят и экзогенные влияния. Наиболее часто встречающийся — инфекционный фактор. Патологическое влияние на плод таких инфекционных заболеваний, как краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, листериоз, возможно в связи с проникновением вирусов и бактерий через фето-плацентарный барьер. Меньшее значение имеет сифилис родителей.

Особую роль играют токсические влияния на эмбрион и плод, а именно алкоголизм родителей (особенно матери), прием некоторых лекарственных средств матерью во время беременности (антибиотики, барбитураты, сульфаниламидные препараты и прочие). Имеет значение также несовместимость плода и матери по ABO-системе и резус-фактору.

Патологические процессы и травмы в родах и раннем постнатальном развитие не могут стать причинами развития идиотии, но могут усугубить сложившуюся клиническую ситуацию (асфиксия в родах, повреждения самого мозга, внутричерепные гематомы, интракраниальные инфекции).

Симптомы идиотии

Проявления патологии начинают быть заметны уже на первом полугодии жизни ребенка. Наиболее ранними признаками идиотии оказываются отсутствие или слабость реакций на окружающее, отсутствие дифференциальной улыбки, комплекса оживления при приближении родных. Отмечается неспособность отличать близких от чужих людей; отсутствует реакция на мать, интерес к игрушкам, выразительная мимическая активность — все это является характерным клиническим проявлением врожденного слабоумия. У ребенка отмечается маловыразительный взгляд, поздно появляется улыбка, отсутствует предметно-манипуляторная деятельность и начальное понимание обращенной речи. Степень отставания моторного развития начинает проявляться с течением времени все ярче.

Как быть Леди:  «Инсайд» или «инсайт» — вот в чем вопрос: что это такое и как их различить

В более старшем возрасте главными клиническими проявлениями заболевания являются отсутствие речи и недоразвитие других психических функций. С больными трудно вступать в контакт, так как они не воспринимают обращенную к ним речь, реакция на окружающее либо вообще не возникает, либо имеет извращенный, неадекватный характер. Внимание неустойчиво или полностью отсутствует. У таких больных совершенно не развиты моторные и статические функции; они не в состоянии обслуживать сами себя и не владеют даже самыми простейшими навыками самообслуживания, в связи с чем нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

Больным доступны лишь самые элементарные умственные операции, а их психическая жизнь находится на уровне безусловно-рефлекторной (условной рефлекс может формироваться только на кормление). Основные психические функции либо полностью отсутствуют, либо недоразвиты. Эмоции не дифференцированы и представлены только двумя противоположными реакциями – удовольствия и недовольства. Больные прожорливы, тянут в рот абсолютно все – съедобное или несъедобное.

Существуют две основные клинические формы идиотии — торпидная и возбудимая. При торпидном варианте пациенты предоставлены сами себе и остаются неподвижными; при возбудимом же они находятся в состоянии постоянного нецеленаправленного и часто стереотипного психомоторного возбуждения (хлопают в ладоши, раскачиваются и совершают прочие движения).

Довольно часто тяжелая форма умственной отсталости сочетается с аномалиями и пороками физического развития. Они могут быть представлены различными дисплазиями: дефектами развития верхних и нижних конечностей, шестипалостью или сращением пальцев, врожденными контрактурами суставов, спинномозговыми и мозговыми грыжами; также довольно часто встречаются диастемы, недоразвитие или дефекты наружного уха. Нередки и пороки развития внутренних органов: врожденные пороки сердца, дисгенезии желудочно-кишечного тракта, пороки развития мочеполовой системы.

Синдромы, скомбинированные с разными степенями уо

Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту.

Синдром Мартина-Белл(ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные.

Синдром Уильямса («лица эльфа»). Возникает вследствие наследственной хромосомной перестройки, потерей генов в одной из них. У больных весьма интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы крупные. Обычно страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Словарный запас богатый, хорошая память, отличные музыкальные способности, имеют навыки социального взаимодействия. Но существуют проблемы с психомоторикой.Идиотия - причины, симптомы, диагностика и лечение

Синдром Ангельмана (счастливой куклы или Петрушки). Вызван изменением в 15 хромосоме. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке и волосы, голова небольшая, подбородок выдвинут вперед, рот крупный, зубы редкие и длинные. Сильное отставание в психомоторном развитии, значительное нарушение речи, движения (плохо держит равновесие, ходит на негнущихся ногах). Часто улыбается и даже смеется без повода.

Синдром Прадера–Вилли. Характеризуется отсутствием отцовской копии хромосомы 15 и рядом других нарушений. Низкий рост, руки и ноги маленькие, страдает компульсивным перееданием, и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, речью, обработкой информации.

Синдром Лежёна (кошачьего крика или 5p синдром). Очень редкое и тяжелое заболевание, причиной которого является отсутствие короткого плеча 5 хромосомы. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита переносица широкая, потому глаза расположены далеко друг от друга.

Ступни вывернуты, руки маленькие. Гортань недоразвита, имеются проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Часто плачет, при этом издает звук, похожий на мяуканье котенка. Моторное развитие происходит с задержкой, способность к вниманию ограничено.

Кроме упомянутых синдромов, интеллектуальная инвалидность может сосуществовать с ДЦП, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.

Советы родителям

Мамам и папам особенных детей можно дать такие рекомендации:

  1. Конечно же, услышать такой диагноз для своего ребенка – это ужасный удар, вызывающий негативные мысли. Возникает чувство вины, обиды на судьбу, злость, отчаяние, тоска. Но все же придется принять этот факт, смирится с ним, а хорошей поддержкой может стать общение с другими родителями, имеющим подобной проблемой. Неплохо и посетить психолога.
  2. Нужно четко разделить свои возможности с тем, что сделать невозможно и, не опуская рук, искать пути решения задач и средства.
  3. Консультируйтесь со специалистами. Целесообразно также собрать как можно больше информации из серьезных источников об умственной отсталости, чем и как можно помочь ребенку, что конкретно следует предпринять, куда обращаться. Опыт семей с ребенком-олигофреном бесценен, общайтесь с ними.
  4. Узнайте об услугах, которые оказываются на государственном и общественном уровне семьям с детьми с умственной отсталостью, и пользуйтесь ими.
  5. Думайте не об ограничениях, а о возможностях своего ребенка, что он может и что ему нужно, чем его порадовать. В ваших силах помочь ему стать самостоятельным и социализироваться, насколько это возможно.
  6. Ни в коем случае не изолируйте свое чадо от других людей, ни детей, ни взрослых.
  7. Несмотря на то, что уровень развития вашего ребенка на определенных этапах ниже, чем у сверстников, общаться с ним нужно не как с малышом, а в соответствии с возрастом.
  8. Необходимо регулярно проводить развивающие и обучающие занятия. Цель обучения – социальная адаптация, то есть ребенок должен овладеть речью, письмом, бытовой самостоятельности.

Не ждите чего-то особенного от всех ваших усилий, какого-то сверхрезультата, радуйтесь самому малому прогрессу. Но и останавливаться на достигнутом не следует. Даже если вы понимаете свое чадо по отдельным словам, для коммуникации с другими и социальной адаптации этого мало. Двигайтесь дальше, не опускайте руки  и не потакайте лени ребенка.

Для уменьшения вероятности рождения умственно отсталого ребенка беременной женщине следует:

  • НЕ пить, курить и принимать наркотики;
  • принимать фолиевую кислоту;
  • регулярно посещать врача;
  • придерживаться диеты, содержащей овощи и фрукты, цельные зерна, продукты с низким содержанием насыщенных жиров.

После рождения ребенка:

Степени умственной отсталости

Интеллектуальную инвалидность разделяют на 4 стадии. Такая классификация отталкивается от специальных тестов и базируется на коэффициенте уровня интеллекта IQ:

  • легкая (дебилизм) – IQ от 70 до 50. У такого индивида имеются нарушения абстрактного мышления и его гибкости, кратковременной памяти. Но он нормально, хоть и медленно, говорит и понимает, что ему говорят. Часто такого человека невозможно отличить от других. Но он не в состоянии использовать полученные академические навыки, к примеру, управления финансами и т.д. В социальных взаимодействиях он отстает от своих однолеток, поэтому может попасть под чужое негативное влияние. Повседневные простые задачи он может выполнять сам, а вот более сложные требуют посторонней помощи;
  • умеренная (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Человек нуждается в постоянном непрерывном патронаже, в том числе и для установления межличностных отношений. Устная речь очень простая, и он не всегда правильно интерпретирует то, что слышит;   
  • тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ от 34 до 20. Человек плохо понимает речь, числа, понятие времени ему не доступно – для него все происходит здесь и сейчас. Говорит односложно, лексика ограничена. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе в плане гигиены, одежды, питании;
  • глубокая (идиотия) – уровень IQ менее 20. Речь, ее понимание и языка жестов весьма ограничено, но простые слова и указания, а также свои желания и свои эмоции выражать с помощью невербальной коммуникации в состоянии. Присутствуют серьезные сенсорные и моторные проблемы. Полностью зависимы от других.

Следует отметить, что при длительном и настойчивом обучении людей с любой степенью малоумия можно достичь выполнения ими базовых навыков.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий