Амедео модильяни — 369 картин | экспрессионизм |
Амеде́о (Иеди́дия) Клеме́нте Модилья́ни (итал. Amedeo Clemente Modigliani [ameˈdɛːo modiʎˈʎaːni]; 12 июля 1884, Ливорно, Королевство Италия — 24 января 1920, Париж, Третья французская республика) — итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX — начала XX века, представитель экспрессионизма.
Модильяни вырос в Италии, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения, пока в 1906 году не переехал в Париж. В Париже он познакомился с такими художниками, как Пабло Пикассо и Константин Брынкуши, оказавшими большое влияние на его творчество. Модильяни имел слабое здоровье — он часто страдал от заболеваний лёгких и в возрасте 35 лет умер от туберкулёзного менингита. О жизни художника известно лишь из немногих достоверных источников.
Наследие Модильяни составляют главным образом картины и эскизы, однако с 1909 по 1914 годы он занимался в основном скульптурами. Как на полотнах, так и в скульптуре, основным мотивом Модильяни являлся человек. Помимо этого, сохранились несколько пейзажей; натюрморты и картины жанрового характера не интересовали художника. Часто Модильяни обращался к произведениям представителей Ренессанса, а также к популярному в то время африканскому искусству. В то же время творчество Модильяни нельзя отнести ни к одному из современных направлений того времени, как например, кубизм или фовизм. Из-за этого искусствоведы рассматривают творчество Модильяни отдельно от основных течений того времени. При жизни работы Модильяни не имели успеха и стали популярными лишь после смерти художника: на двух аукционах «Сотбис» в 2021 году две картины Модильяни были проданы за 60,6 и 68,9 млн долларов США, а в 2021 году «Лежащая обнажённая» была продана на аукционе «Кристис» за 170,4 млн долларов США. В мае 2021 года картину художника «Лежащая обнаженная (на левом боку)» выставят на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке за рекордную стартовую цену в 150 миллионов долларов. Нынешний владелец картины приобрел ее на аукционе в 2003 году за 26,9 миллиона долларов.
Портрет брата художника Микели 1899 | Тосканская дорога 1899 | Бородатый мужчина 1905 | Танцовщица 1905 | Голова женщины с мушкой 1906 | Голова женщины в шляпе 1907 | Портрет женщины 1907 | Портрет Модэ Абрантес 1907 | Голова женщины в профиль 1907 |
Обнаженная в шляпе 1908 | Бюст молодой девушки 1908 | Сидящая обнаженная 1908 | Еврейская женщина 1908 | Страдающая обнаженная 1909 | Нищенка 1909 | Жан Александр 1909 | Морис Друар 1909 | Портрет Поля Александера, с левой рукой в кармане 1909 |
Портрет Жана Александра 1909 | Портрет Поля Александера на зеленом фоне 1909 | Портрет Поля Александера 1909 | Сидящая обнаженная 1909 | Этюд для картины Виолончелист 1909 | Амазонка 1909 | Нищий из Ливорно 1909 | Виолончелист 1909 | Печатник. Педро 1909 |
Жозеф Леви 1910 | Портрет девушки 1910 | Молодая женщина 1910 | Бюст Мануэля Гумберта 1910-1912 | Анна Ахматова 1911 | Анна Ахматова 1911 | Кариатида 1911 | Стоящая обнаженная 1911 | Стоящая обнаженная 1911 |
Голова 1911-1912 | Кариатида 1912 | Кариатида 1912 | Портрет Поля Александера 1912 | Стоящая обнаженная 1912 | Красный бюст 1913 | Большой красный бюст. Леопольд II 1913 | Кариатида 1913 | Кариатида 1913 |
Кариатида 1913 | Обнаженная кариатида 1913 | Портрет Поля Александера 1913 | Стоящая кариатида 1913 | Стоящая обнаженная на фоне сада 1913 | Этюд головы 1913 | Роза Кариатид 1914 | Беатрис Хастингс, опираясь на локти 1914 | Беатрис Хастингс 1914 |
Мадам Помпадур 1914 | Портрет Диего Риверы 1914 | Портрет Диего Риверы 1914 | Портрет Диего Риверы 1914 | Портрет Фрэнка Берти Хавиланда 1914 | Портрет Фрэнка Берти Хавиланда 1914 | Жорж Шерон 1915 | Голова 1915 | Женщина с бархатной лентой 1915 |
Алиса 1915 | Анре Рувейре 1915 | Антония 1915 | Беатрис Хастингс, сидя 1915 | Беатрис Хастингс 1915 | Беатрис Хастингс 1915 | Жених и невеста. Пара 1915 | Толстое дитя 1915 | Голова рыжеволосой женщины 1915 |
Леон Инденбаум 1915 | Маленькая девочка с волосами 1915 | Маленькая Луиза 1915 | Мадам Отон Фриш из Марселя 1915 | Мужская голова. Портрет поэта 1915 | Женская голова 1912 | Поль Гийом 1915 | Пьер Реверди 1915 | Пьеро. Автопортрет 1915 |
Портрет мужчины в шляпе. Хосе Пачеко 1915 | Портрет женщины 1915 | Портрет женщины 1915 | Портрет девушки. Луиза 1915 | Портрет молодой женщины, сидя 1915 | Итальянская женщина 1917 | Портрет Беатрис Хастингс у двери 1915 | Портрет Беатрис Хастингс 1915 | Портрет Сельсо Лагара 1915 |
Портрет Хаима Сутина 1915 | Портрет Анри Лорана 1915 | Портрет Анри Лорана 1915 | Портрет Хуана Гриса 1915 | Портрет Моиса Кислинга 1915 | Портрет Моиса Кислинга 1915 | Портрет Пикассо 1915 | Портрет Пикассо 1915 | Портрет Раймона 1915 |
Раймондо 1915 | Лежащая обнаженная, голова опирается на правую руку. Обнаженная на диване 1915 | Рыжеволосая девушка 1915 | Роза Порприна 1915 | Сидящая обнаженная 1915 | Служанка. Ла Франтеска 1915 | Тереза 1915 | Толстое дитя 1915 | Хорошенькая домохозяйка 1915 |
Красная голова 1915 | Женщина, сидящая у камина 1915 | Женщина с бархатной лентой 1915 | Голова женщины. Розалия 1915 | Голова женщины 1915 | Голова женщины 1915 | Голова женщины 1915 | Молодая женщина с маленьким воротничком 1915 | Портрет мальчика 1917 |
Бюст молодой женщины. Мадемуазель Марте 1915-1920 | Блондинка с серьгами 1916 | Женщина с белым воротничком 1916 | Молодая девушка 1916 | Альмеса 1916 | Анна. Ханка Зборовская 1916 | Бюст Мануэля Гумберта 1916 | Хаим Сутин 1916 | Обнаженная 1916 |
Голова девушки 1916 | Большая, сидящая обнаженная 1916 | Леопольд Зборовски 1916 | Лолотт. Голова женщины в шляпе 1916 | Лолотт 1916 | Мадам Дориваль 1916 | Мануель Хумберг Эстеве 1916 | Маргарита, сидя 1916 | Макс Якоб 1916 |
Макс Якоб 1916 | Портрет Моиса Кислинга 1916 | Месье Делио 1916 | Месье Лепутр 1916 | Обнаженная на софе. Альмеза 1916 | Поль Гийом 1916 | Портрет Беатрис Хастингс 1916 | Портрет Беатрис Хастингс 1916 | Портрет Беатрис Хастингс 1916 |
Гастон Модот 1918 | Портрет Леопольда Зборовски 1916 | Портрет мадам Рейнуар 1916 | Портрет Маргариты 1916 | Портрет Моиса Кислинга 1916 | Девушка в белом халате 1915 | Портрет Оскара Мещанинова 1916 | Портрет Поля Гийома 1916 | Портрет Пинчуса Кременжа 1916 |
Портрет художника Мануеля Хумберта 1916 | Портрет фотографа Дилевского 1916 | Лежащая обнаженная с руками, сложенными под головой 1916 | Алжирка Алмазия, сидя 1916 | Сидящая обнаженная 1916 | Красивая булочница 1916 | Голубоглазый мальчик 1916 | Слуга 1916 | Мальчик в полосатом свитере 1918 |
Викинг Эггелинг 1916 | Женщина в шотландском платье 1916 | Молодая девушка с розой 1916 | Девушка в желтом платье 1917 | Анна. Ханка Зборовская 1917 | Адриана. Женщина с челкой 1917 | Светлая обнаженная 1917 | Певица Кафе 1917 | Хаим Сутин 1917 |
Шакоска 1917 | Граф Вейлорски 1917 | Доктор Деварен 1917 | Елена Пикар 1917 | Девушка в зеленой блузе 1917 | Женщина в шляпе 1917 | Жак и Берта Липшицы 1917 | Жанна Эбютерн в красной шали 1917 | Жанна Эбютерн в шляпе и с ожерельем 1917 |
Жанна Эбютерн с ожерельем 1917 | Хозяйка 1917 | Большая обнаженная 1917 | Леопольд Зборовский с прогулочной тростью 1917 | Луиза 1917 | Луния Чеховская 1917 | Лола из Валенсии 1915 | Мадам Жорж ван Мюден 1917 | Мадам Зборовская со сложенными руками 1917 |
Марселла 1917 | Минучча 1917 | Мадам Амеде. Женщина с сигаретой 1918 | Обнаженная смотрит через правое плечо 1917 | Обнаженная на голубой подушке 1917 | Обнаженная, сидя на софе 1917 | Обнаженная с кораловым ожерельем 1917 | Обнаженная с ожерельем 1917 | Оскар Мещанинов 1917 |
Портрет мадам Л 1917 | Портрет девушки. Виктория 1917 | Портрет девушки 1917 | Портрет женщины в черном галстуке 1917 | Портрет Анны Зборовской 1917 | Портрет Блеза Сендрара 1917 | Портрет Хаима Сутина 1917 | Портрет доктора Деварена 1917 | Портрет Елены Павловски 1917 |
Портрет Жоржа Отиса 1917 | Портрет Жана Кокто 1917 | Портрет Жанны Хебутерн 1917 | Портрет Леона Бакста 1917 | Портрет Леопольда Зборовски 1917 | Портрет Леопольда Зборовски 1917 | Портрет Лунии Чеховской в белой блузе 1917 | Портрет мадам Кислинг 1917 | Портрет мадам Зборовской 1917 |
Портрет Парди 1917 | Портрет Оскара Мещанинова 1917 | Лежащая обнаженная 1917 | Лежащая обнаженная 1917 | Лежащая обнаженная 1917 | Лежащая обнаженная 1917 | Лежащая обнаженная со спины 1917 | Лежащая обнаженная с голубой подушкой 1917 | Лежащая обнаженная с руками, сложенными под головой 1917 |
Лежащая обнаженная с левой рукой у лба 1917 | Лежащая обнаженная 1917 | Сидящая обнаженная 1917 | Сидящая обнаженная 1917 | Сидящая обнаженная с рубашкой 1917 | Сидящая обнаженная с ожерельем 1917 | Лежащая обнаженная с раскинутыми руками. Красная обнаженная 1917 | Голубая блуза 1917 | Хозяйка 1917 |
Венера. Стоящая обнаженная 1917 | Алжирка Алмазия 1917 | Женщина в черном галстуке 1917 | Женщина с ожерельем 1917 | Женщина с серьгами 1917 | Рыжеволосая женщина 1917 | Женщина в белом пальто 1917 | Г-жа Ханка Зборовски Опираясь на стул 1917 | Молодая девушка в полосатой рубашке 1917 |
Женщина, сидящая в синем платье 1917-1919 | Портрет Жанны Хебутерн 1918 | Молодая девушка 1918 | Девушка в черном платье 1918 | Мальчик в шортах 1918 | Бургундка 1918 | Темноволосая женщина, сидя на кровати 1918 | Д-р Франсуа Брабандер 1918 | Элвира с белым воротничком 1918 |
Жермена Суваж с серьгами 1918 | Девушка в матроске 1918 | Девушка в рубашке. Рыжеволосая 1918 | Девушка с голубыми глазами 1918 | Девочка с косичками 1918 | Цыганка с младенцем 1918 | Голова девушки 1918 | Жанна Эбютерн 1918 | Жанна Эбютерн 1918 |
Леопольд Зборовский 1918 | Девочка в черном фартуке 1918 | Девочка в синем 1918 | Луния Чеховская 1918 | Луния Чеховская с левой рукой у щеки 1918 | Г-жа Ханка Зборовска 1918 | Мадам Ханка Зборовскаa 1918 | Мужчина со стаканом вина 1918 | Мужчина с трубкой. Нотариус из Ниццы 1918 |
Мария, дочь народа 1918 | Обнаженная на софе 1918 | Полетт Журден 1918 | Пьер Эдуард Барановский 1918 | Пьер Эдуард Барановский 1918 | Портрет женщины 1918 | Портрет молодой женщины 1918 | Портрет молодой женщины 1918 | Портрет Жанны Эбютерн 1918 |
Портрет Жанны Эбютерн 1918 | Портрет Жанны Эбютерн в синем кресле 1918 | Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе 1918 | Портрет Жанны Эбютерн 1918 | Портрет Лунии Чеховской 1918 | Портрет мадам Сурваж 1918 | Портрет Моргана Рассела 1918 | Рыжеволосая девушка в вечернем платье 1918 | Рыжеволосая женщина 1918 |
Мальчик в шляпе, сидя 1918 | Сидящая Жанна Эбютерн 1918 | Сидящая обнаженная 1918 | Сидящая молодая женщина 1918 | Сидящая молодая женщина 1918 | Служанка 1918 | Сидящий мужчина на оранжевом фоне 1918 | Стоящая обнаженная. Эльвира 1918 | Жена художника 1918 |
Черное плятье 1918 | Мальчик 1918 | Сын консьержа 1918 | Маленький крестьянин 1918 | Мужчина с моноклем 1918 | Хорошенькая бакалейщица 1918 | Служанка 1918 | Юный ученик 1918 | Зуав 1918 |
Две девочки 1918 | Женщина с зеленым ожерельем. Мадам Меньер 1918 | Женщина с красным ожерельем 1918 | Женщина с голубыми глазами 1918 | Молодой фермер 1918 | Молодая девушка в берете 1918 | Молодая девушка, сидя 1918 | Молодая девушка с голубыми глазами 1918 | Молодая женщина 1918 |
Молодая женщина в желтом платье. Мадам Модо 1918 | Молодая женщина из народа 1918 | Энни Бьярне 1919 | Мальчик в голубой рубашке 1919 | Деревья и дом на Кипре 1919 | Цветочница 1919 | Франц Хелленс 1919 | Девушка в синем 1919 | Девушка в блузев горошек 1919 |
Венера. Лежащая 1919 | Цыганка с ребенком 1919 | Ханка Зборовская 1919 | Жанна Эбютерн с шарфом 1919 | Жанна Эбютерн 1919 | Жанна Эбютерн 1919 | Жанна Эбютерн в шляпе 1919 | Жанна Эбютерн в желтом джемпере 1919 | Жанна Эбютерн с белым воротничком 1919 |
Пейзаж, Южная Франция 1919 | Пейзаж, Южная Франция 1919 | Маленькая служанка 1919 | Луния Чеховская 1919 | Луния Чеховская 1919 | Розовая блуза 1919 | Портрет польской женщины 1919 | Портрет женщины 1919 | Портрет женщины с белым воротником 1919 |
Портрет молодой женщины 1919 | Портрет Анны Зборовской 1919 | Портрет Жанны Эбютерн 1919 | Портрет Жанны Эбютерн с левой рукой за головой 1919 | Портрет Жанны Эбютерн 1919 | Портрет Леопольда Зборовски 1919 | Портрет мадам Рашель Остерлинд 1919 | Портрет Маревны 1919 | Портрет Марио Варфольи 1919 |
Голубые глаза. Портрет мадам Жанн Эбутерн 1917 | Лежащая обнаженная с головой на правой руке 1919 | Рыжеволосый юноша 1919 | Роже Дютье 1919 | Сидящая женщина в белой блузе 1919 | Сидящая женщина с ребенком. Материнство 1919 | Сидящая женщина 1919 | Автопортрет 1919 | Певица из Ниццы 1919 |
Тора Клинковсторм 1919 | Дерево и дом 1919 | Женщина с веером. Луния Чеховская 1919 | Юноша. Студент 1919 | Юноша в кепке 1919 | Молодая женщина с рубашкой. Маленькая доярка 1919 | Молодая женщина в синем 1919 | Бюст молодой женщины 1920 | Мариос Варвоглис 1920 |
Галерея работ модильяни
Гений с трагической судьбой. художник амедео модильяни / amedeo modigliani (италия-франция, 1884-192
Столько о нем уже написано, кажется, и добавить нечего. Но попалась на глаза книга Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь» с воспоминаниями об этом гениальном непризнанном при жизни художнике с трагической судьбой, и захотелось собственный пост посвятить его неподажаемому творчеству.
Предлагаю вашему вниманию отрывки из книги и отобранные на свой вкус из огромного количества женские портреты Модильяни. Конечно же, открывают подборку несколько очаровательных образов Жанны Эбютер (а всего их — 25), которая стала последней настоящей любовью мастера, его музой и женой, что не смогла пережить своего обожаемого Амедео даже на два дня.
_______________
Человеческое лицо — наивысшее создание природы.
Для меня это неисчерпаемый источник.
Амедео Модильяни
Сидящая Жанна Эбютерн. 1918
Carlos Santana — I love you too much
Из него сделали героя ходкого фильма, написали о нем несколько пошлых романов. Герой фильма и романов — это Модильяни в минуту отчаяния, безумия. Но ведь Модильяни не только пил в «Ротонде», не только рисовал на бумаге, залитой кофе, он проводил дни, месяцы, годы перед мольбертом, писал маслом ню и портреты.
Так создалась легенда о голодном, беспутном, вечно пьяном художнике, о последнем представителе богемы, который в редкие часы между двумя попойками писал своеобразные портреты, умер в нищете, а после смерти стал знаменитым. Все здесь правда, и все ложь.
Портрет Жанны Эбютерн. 1918
Правда, что Модильяни голодал, пил, глотал зернышки гашиша; но объяснялось это не любовью к распутству или к «искусственному раю». Ему вовсе не хотелось голодать, он ел всегда с аппетитом, он и не искал мученичества. Может быть, больше других он был создан для счастья. Он не начал с гашиша…
Конечно, он мог бы писать портреты, которые нравились бы и критикам и заказчикам; у него были бы деньги, хорошая мастерская, признание. Но Модильяни не умел ни лгать, ни приспосабливаться; все встречавшиеся с ним знают, что он был очень прямым и гордым.
Жанна Эбютерн в шляпе. 1919
Я видел его в тяжелые дни и в дни просветов; видел спокойным, чрезвычайно вежливым, гладко выбритым, с бледным, чуть голубоватым лицом, с мягкими, ласковыми глазами; видел и неистового, обросшего черной щетиной — этот Модильяни пронзительно вскрикивал, как птица; может быть, как альбатрос…
Жанна Эбютерн в шляпе и с ожерельем. 1917
Он был красив; женщины на него заглядывались; красота его мне всегда казалась итальянской. Он был, однако, сефардом — так называют потомков евреев, которые после изгнания из Испании поселились в Провансе, в Италии, на Балканах.
Он мне рассказывал, что его дедушка был римлянином, хотел разводить лозу и купил маленький участок; но по закону евреям было запрещено владеть землей; рассердившись, дед перекочевал в Ливорно, где с давних пор проживало много еврейских семейств.
Портет Жанны Эбютерн. 1919
Познакомился я с Модильяни в 1912 году; он уже был старым парижанином. При одной из первых встреч он нарисовал мой портрет; все нашли его очень похожим. Потом он часто меня рисовал; у меня была папка с его рисунками.
(Летом 1917 года я с группой политических эмигрантов возвращался в Россию. В Англии нам объявили, что нельзя вывозить ни рукописей, ни рисунков, ни картин, ни даже книг. Я отобрал то ценное, что у меня было,- натюрморт Пикассо, «Эду» Баратынского с его надписью, рисунки Модильяни — и оставил чемоданчик на временное хранение в посольстве Временного правительства. Правительство действительно оказалось временным, а чемодан пропал навсегда.)
Портрет Жанны Эбютерн в широкополой шляпе, 1918-19
Комната, где живет Анна Андреевна Ахматова, в старом доме Ленинграда, маленькая, строгая, голая; только на одной стене висит портрет молодой Ахматовой — рисунок Модильяни. Анна Андреевна рассказывала мне, как она в Париже познакомилась с молодым чрезвычайно скромным итальянским юношей, который попросил разрешения ее нарисовать. Это было в 1911 году. Ахматова еще не была Ахматовой, да и Модильяни еще не был Модильяни. Но в рисунке (хотя по манере он отличается от более поздних рисунков Модильяни) уже видны точность линий, их легкость, поэтическая убедительность.
Голубоглазая женщина (Жанна Эбютерн), 1919
Меня всегда удивляла его начитанность. Кажется, я не встречал другого художника, который так любил бы поэзию. Он читал на память и Данте, и Вийона, и Леопарди, и Бодлера, и Рембо. Его холсты не случайные видения — это мир, осознанный художником, обладавшим необычайным сочетанием детскости и мудрости. Когда я говорю «детскость», я, конечно, не думаю об инфантильности, о естественном неумении или нарочитом примитивизме; под детскостью я понимаю свежесть восприятия, непосредственность, внутреннюю чистоту.
Удивительно, что различные модели Модильяни схожи между собой; их объединяет не затверженная манера, не внешние приемы письма, а мироощущение художника- все они похожи на обиженных детей, хотя у некоторых бороды или седые волосы. Мне думается, что жизнь представлялась Модильяни огромным детским садом, устроенным очень злыми взрослыми.
Портрет Жанны Эбютерн в синем кресле. 1918
Недавно я прочитал в газете, что небольшой портрет работы Модильяни был продан на аукционе в Америке за сто тысяч долларов. За всю свою жизнь Модильяни не израсходовал и четверти этой суммы. Сколько раз я видел, как старая Розали, владелица крохотной итальянской харчевни на улице Кампань-Премьер, получала от Модильяни рисунок за кусок мяса или за порцию макарон; она не хотела брать, но он настаивал — он не нищий; и Розали, глядя на листочки бумаги, испещренные тонкими разорванными линиями, горестно вздыхала: «Бог ты мой…»
Кристина. 1916
Биографы отмечают, что 1914 год был для Модильяни удачным: он нашел торговца картинами Зборовского, который сразу понял и полюбил его работы. Но Зборовский сам был неудачником: молодой польский поэт приехал в Париж, мечтал о рейсе на волшебную Цитеру и оказался на мели — перед чашкой кофе в «Ротонде». Денег у него не было; он жил с женой в маленькой квартире; Модильяни там часто работал. А Зборовский брал под мышку его холсты и с утра до ночи рыскал по Парижу, тщетно пытаясь соблазнить работами итальянского художника настоящих торговцев картинами.
Портрет мадам Рейнуар. 1916
Модильяни порой овладевали беспокойство, ужас, гнев. Помню ночь в захламленной мастерской; было много народу — и Диего Ривера, и Волошин, и натурщицы. Модильяни был очень возбужден. Его подруга Беатрис Хестингс говорила с резко выраженным английским акцентом: «Модильяни, не забывайте, что вы джентльмен, ваша мать — дама высшего общества…» Эти слова действовали на Моди, как заклинание; он долго сидел молча; потом не выдержал и начал ломать стену; расковырял штукатурку, пробовал вытащить кирпичи. Его пальцы были в крови, а в глазах было такое отчаяние, что я не выдержал и вышел на грязный двор, заваленный обломками скульптуры, битой посудой, пустыми ящиками.
Луния Чеховская, левая рука на щеке. 1918
В годы войны он часто приходил вечером в столовку, где ужинали художники; сидел на ступеньке внутренней лестницы; иногда декламировал Данте, иногда говорил о бойне, о гибели цивилизации, о поэзии, обо всем, кроме живописи.
Когда пришли первые известия о революции в России, Моди прибежал ко мне, обнял меня и начал восторженно клекотать (порой я не мог понять, что именно он говорит).
Портрет женщины с черным галстуком. 1917
В «Ротонду» стала приходить молоденькая девушка Жанна, похожая на школьницу; у нее были светлые глаза, светлые волосы, она робко поглядывала на художников. Говорили, что она учится живописи. Незадолго до моего отъезда в Россию я увидел на бульваре Вожирар Модильяни с Жанной. Они шли, взявшись за руки, и улыбались. Я подумал: наконец-то Моди нашел свое счастье…
Жермен Сюрваж с серьгами. 1918
Я приехал снова в Париж в мае 1921 года. Мне стали поспешно рассказывать все новости. «Как, ты не знаешь, что Модильяни умер?..» Я ничего не знал о друзьях по «Ротонде». Моди всегда кашлял, мерз; открылся процесс в легких; организм был истощен. Он умер в госпитале в начале 1920 года. Жанны на кладбище не было; когда друзья после похорон вернулись в «Ротонду», они узнали, что час назад Жанна выбросилась из окна. Осталась маленькая дочь Моди — тоже Жанна.
Мадам Рени Кислинг, ок.1916
Вот и все. Похоронили Модильяни в складчину. Год спустя в Париже открылась выставка его работ. О нем писали книги; на его картинах наживались. Впрочем, это настолько обычная история, что о ней не стоит много говорить…
Ritratto di Dèdie, 1918
В различных музеях мира — в Нью-Йорке и в Стокгольме, в Париже и в Лондоне — я встречался с Модильяни. Он писал иногда ню, но большинство его работ — портреты. Он создал множество людей; их печаль, оцепенение, их затравленная нежность и обреченность потрясают посетителей музея.
Лолотт (Голова женщины в шляпе). 1916
Может быть, иной ревнитель «реализма» скажет, что Модильяни пренебрегал природой, что у женщин на его портретах чересчур длинные шеи или чересчур длинные руки. Как будто картина — это анатомический атлас! Разве мысли, чувства, страсти не меняют пропорций? Модильяни не был холодным наблюдателем; он не разглядывал людей со стороны, он с ними жил.
Это портреты людей, которые любили, томились, страдали; и даты — не только вехи пути художника, это вехи века: 1910 — 1920. Смешно говорить, что Модильяни не знал, сколько позвонков приходится на шею,- он этому учился много лет в художественных училищах Ливорно, Флоренции, Венеции.
Женщина с ожерельем
Холсты Модильяни о многом расскажут последующим поколениям. А я гляжу, и передо мной друг моей далекой молодости. Сколько в нем было любви к людям, тревоги за них! Пишут, пишут — «пил, буянил, умер»… Не в этом дело. Дело даже не в его судьбе, назидательной, как древняя притча.
Его судьба была тесно связана с судьбами других; и если кто-нибудь захочет понять драму Модильяни, пусть он вспомнит не гашиш, а удушающие газы, пусть подумает о растерянной, оцепеневшей Европе, об извилистых путях века, о судьбе любой модели Модильяни, вокруг которой уже сжималось железное кольцо.
Портрет Лунии Чеховской. 1918
Лолотт. 1916
Рыжеволосая девушка в вечернем платье, 1918
Рыжеволосая девушка с кулоном
Анна Зборовская. 1917
Портрет мадам Л. 1917
Молодая девушка с розой, 1916
Анна Зборовская. 1917
Женщина в белом пальто. 1917
Портрет Лунии Чеховской. 1919
Портрет Торы Дардель (Клинковстром). 1919
Красивая булочница. 1916
Молодая женщина в желтом платье (Мадам Модо). 1918
Портрет госпожи ван Мейден. 1916-17
Цыганка с ребенком. 1919
Эльвира с белым воротничком. 1918
Бюст обнаженной. 1915
Обнаженная, сидящая на диване. 1918
Обнаженная блондинка. 1917
Сидящая обнаженная, 1917
Молодая женщина в рубашке (Маленькая доярка)
Лежащая обнаженная с голубой подушкой. 1917
Лежащая обнаженная. 1917
Обнаженная с согнутой правой рукой. 1919
Обнаженная, смотрящая за свое правое плечо. 1917
Обнаженная на кушетке (Аламоса). 1916
Женщина, лежащая на кровати (Анна Ахматова). 1911
_______________
Ты сидел на низенькой лестнице, Модильяни. Крики твои — буревестника, Улыбки — обезьяньи. А масляный свет приспущенной лампы, А жарких волос синева!.. И вдруг я услышал страшного Данта — Загудели, расплескались темные слова. Ты бросил книгу, Ты падал и прыгал, Ты прыгал по зале, И летящие свечи тебя пеленали. О безумец без имени! Ты кричал: «Я могу! Я могу!» И четкие черные пинии Вырастали в горящем мозгу. Великая тварь — Ты вышел, заплакал и лег под фонарь. И. Эренбург, 1915 | Автопортрет. 1919 |
«Люди, годы, жизнь»
Сайт о Модильяни
Картины и биография амедео модильяни — искусство — 15 апреля — 43343387976 — медиаплатформа миртесен
Амадео Модильяни
Амедео Модильяни (Modigliani, Amedeo) (1884–1920), выдающийся итальянский живописец и скульптор. Родился 12 июля 1884 в Ливорно. После обучения в школе живописи в Ливорно у Г.Микели, в 1902 Модильяни поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже – в Академию в Венеции.
В начале 1906 он приехал в Париж, где занялся поисками современного художественного языка. Испытал влияние П.Сезанна, Тулуз-Лотрека, П.Пикассо, фовизма и кубизма, но в итоге выработал собственный стиль, для которого характерен богатый и плотный цвет.
В ноябре 1907 Модильяни познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ. Художник стал членом группы Независимых и в 1908 и 1910 выставлял свои работы в их салоне.
Знакомство со скульптором Константином Бранкузи в 1909 сыграло основополагающую роль в развитии скульптурного творчества Модильяни. У Бранкузи Модильяни получил поддержку и ценные советы. В эти годы Модильяни в основном занимался ваянием и изучением произведений классической древности, индийской и африканской пластики. В 1912 он выставил семь скульптурных произведений на Осеннем Салоне.
С началом Первой мировой войны многие друзья Модильяни покинули Париж. Художника угнетали перемены в жизни, безработица, нищета. В это время он встретил английскую поэтессу Беатрис Гастингс, с которой прожил два года. Модильяни был дружен с такими разными художниками, как Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с коллекционерами и деловыми людьми – Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским. Последний стал покровителем художника и поддерживал его творчество.
В эти годы Модильяни вернулся к живописи и создал, возможно, свои самые значительные произведения. Присущая его произведениям отвлеченность явилась следствием изучения искусства древних цивилизаций и итальянского примитива, а также влияния его друзей кубистов; в то же время его работы отличаются поразительной тонкостью психологической характеристики. Позже формальная сторона его творчества становится все более простой и классичной, сводится к сочетанию графического и цветового ритмов.
В 1917 Модильяни, в то время уже очень больной и склонный к алкоголизму, познакомился с Жанной Эбютерн, ставшей его спутницей в последние годы жизни. В следующем году Зборовский организовал персональную выставку художника в галерее Берты Вейль. Она не имела успеха, но вызвала скандал несколькими изображениями обнаженной натуры: их сочли неприличными, и по требованию полиции полотна были сняты. Тем не менее некоторые французские и иностранные коллекционеры проявили интерес к работам Модильяни. В 1918 художник поехал на Лазурный берег для отдыха и лечения и пробыл там некоторое время, продолжая упорно работать. Модильяни умер вскоре после возвращения в Париж, 24 января 1920. Утром следующего дня Жанна Эбютерн покончила с собой.
В работах Модильяни сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и гуманизм, языческое чувство полноты и безудержной радости жизни и патетическое переживание мук всегда неспокойной совести.
Супруги.1917
Женщина с черной лентой. 1917
Желтый свитер. 1918
Портрет Луни Чековской. 1917
Эльвира в белом воротнике. 1918
Виолончелист. 1909
Алиса. 1915
Средиземноморский пейзаж. 1918
Сидящая Альмаиза.1916
Жоан Эбютерн. 1918
Портрет Хаима Сутина. 1916
Девочка в голубом. 1918
Двое. 1918
Портрет Полетты Журден. 1919
Кипарисы и дома. 1918
Молодая рыжая женщина. 1918
Юная девушка в блузе. 1917
Портрет госпожи ван Мейден. 1917
Материялы взяты с сайтов Библиотекарь.ру и Планета Small Bay