- Что такое гендер?
- Андрогинность — новая ступень?
- Врожденные и приобретенные особенности
- Гендер и общество
- Гендерная медицина
- Гендерные идентичности
- Гендерные исследования
- История понятия
- Как формируются гендерные роли?
- Консервативный поворот
- Консервативный поворот (продолжение)
- Литература
- Люди равны!
- Неразличение гендера и пола
- Определение гендера как «социального пола»
- Патриархат
- Перестать быть женщиной: нужен ли гендер обществу будущего
- Примечания
- Различие гендера и пола
- Сознание общества определяет разность
- Социальное конструирование биологического пола
- Ссылки
- Стандарты
- Существует ли равноправие?
Что такое гендер?
K списку
Гендер — это иностранное слово, оно имеет латинские корни. И оно пришло в русский язык из английского языка. По-английски это звучит «дженде». Это слово вводится в науки, и первый человек, который это делает, — психиатр, психолог и психоаналитик Столлер.
Он в 1968 году пишет книжку, которая называется «Gender and sex». Он предлагает точно разделять биологические характеристики человека, его половые характеристики (то, что по-английски будет называться sex) и gender — то, что социально организовано и социально сконструировано.
Он это делает в 68-м году. На самом деле исследователи еще раньше пользуются этим термином, но именно за Столлером закрепилась эта идея, он у нас первооткрыватель этого термина. Этот термин активно начинает использоваться феминистскими исследователями, исследователями женского опыта, в гендерных исследованиях.
Исследования стали называться гендерными, от слова «дженде». Потому что на самом деле их фокус заключается в изучении социально конструированных отношений, групп, определяемых по признаку пола. Вот что такое гендер. В России впервые появился термин «гендер» в самом конце 80-х годов.
Гендер по-английски — это грамматический род. В русском языке есть тоже грамматическая категория рода. И почему бы не использовать тогда категорию рода, объясняя социальную организацию отношений между полами? Очень важно было обозначить этот спектр исследовательских интересов через термин, который не ассоциируется с другими замыленными и ведущими не туда явлениями и дискурсивными формациями. Поэтому — «гендер».
Исследователи и просто люди, чувствительные к этой проблематике, стали обсуждать вопросы дискриминации по признаку пола. И вот тогда категория «гендер» оказалась очень емкой, важной и уместной. Потому что эта дискриминация, конечно, связана с социальными и политическими процессами.
И надо назвать людей, которые особенно сделали такой значимый шаг в этом направлении. Это созданный в 89-м году Московский центр гендерных исследований. Он создавался в Академии наук, в Институте народонаселения, в Институте демографии. И вот ядром человеческим было несколько исследователей, которые и раньше занимались феминизмом и гендерными исследованиями.
Но это был их личный как бы интерес, институционально это не было никак оформлено. Это Анастасия Посадская, Наталья Захарова, Наталья Михайловна Римашевская, которая была во главе этого. Вот эти исследователи поставили вопрос о реальных структурных барьерах гендерного равенства.
А тут возникли специальные политические возможности для того, чтобы гендерные исследования были достаточно автономной областью этого знания. А дело в чем? Дело в том, что Россия в конце 80-х — начале 90-х годов демонстрирует политическую волю, интеграцию в международные академические процессы.
После того как в Пекине ООН в 85-м году приняла декларацию, которую подписала Россия, о борьбе со всеми формами дискриминации против женщин, нужно было в соответствии с подписанной декларацией предпринять ряд шагов. Потому что эта декларация предполагала действия на политическом уровне. Один из этих шагов — это зеленый свет для исследователей дискриминации и неравенства по признаку пола.
Андрогинность — новая ступень?
Андрогин — это человек, ощущающий два в себе сразу два гендера. В этом случае мужская составляющая дополняет женскую. Это может касаться не только визуального облика, а и моральной составляющей, однако такой человек может быть как гомосексуалистом, так и гетеросексуалистом.
Чаще всего андрогинам приходится выбирать одну крайность, так как современный мир обязывает выбрать только одно проявление самого себя.
Врожденные и приобретенные особенности
На первый взгляд, такие понятия, как “гендер” и “пол” — одно и то же. На самом же деле, данные определения очень различны по своей смысловой нагрузке. Разберемся подробнее с данными понятиями.
При рождении определяется то, мужчиной вы родились, или женщиной. Факт различия двух полов опирается на физиологические особенности, и невозможно изменить пол зачатого ребенка.
Однако медицина сумела стать на ступень выше, и уже сейчас человек может изменить те самые физиологические определения “мужчины” и “женщины”. К слову, существуют ситуации, когда пол ребенка определить крайне сложно из-за определенного уровня гормонов и необычным строением половых органов.
Википедия гласит, что половая принадлежность опирается на особенности анатомического строения человеческого тела, а гендер “строится” на таких вопросах, как:
- воспитание;
- особенности социума;
- общественные “нормы”.
Подводя итоги, люди рождаются девочками и мальчиками. Однако самоосознание мужчины и женщины приходит намного позже в процессе жизнедеятельности. Его формирует массовая культура, социальные условия и личностное осознание себя.
Жизнь плывет по течению, и вместе с ее движением меняются устаревшие понятия. В девятнадцатом веке женщин определяли по длинным волосам и дамским платьям, а мужчин — по коротким волосам и брючному костюму. В наше время это разделение уже не актуально, а суть гендера намного глубже.
Столетия назад женщины не имели права занимать высокие положения в области политики и экономики, однако в современном мире женщина – политик или женщина – бизнесмен уже никого не удивит. Но общество все равно разделяет людей по гендерному признаку.
Гендер и общество
Гендерные суждения часто именуют стереотипами из-за того, что часто встречаются женщины, являющимися женщинами только внешне. Таким образом, под всеми дамскими атрибутами (макияж, платье) может скрываться биологический мужчина, считающий себя женщиной.
Следует упомянуть и метросексуалов: такие мужчины внимательно относятся к собственной внешности и не стесняются идти на различные косметические процедуры. Такие мужчины являются нормальными членами современного общества.
Гендерная медицина
Гендерная медицина определяет лечение одного и того же заболевания у обоих полов. Это опирается на особенности физиологии, например, наличия тестостерона у мужчин, и прогестерона — у женщин.
Например, гормоны регулируют функционирование всего женского организма, поэтому в случае каких-либо жалоб, у девушек сразу проверяют именно гормоны.
Психологи также руководствуются данным принципов: в стрессовых ситуациях женщины отдают предпочтение эмоциональному порыву, а мужчины — холодной логике.
Гендерные идентичности
Помимо бинарной женской и мужской идентичности, существует спектр небинарных гендеров (гендерквир)[34]. В последнюю категорию также входит агендерность — отсутствие гендерной идентичности[35].
В трансгуманизме существует направление постгендеризма, выступающее за полное устранение гендера у человечества.
Гендерные исследования
Гендерные исследования — междисциплинарная научная область, сформировавшаяся под влиянием феминистских движений и в тесном сотрудничестве с ними. Эта область изучает гендер и сексуальность в литературе, языке, географии, истории, политологии, социологии, антропологии, теории кино, медиа[30], психологии, праве и медицине[31].
Она также изучает пересечения категорий расы, этничности, класса, национальности и инвалидности с категориями гендера и сексуальности[32][33]. Гендерные исследования близки к теории конфликта, поскольку рассматривают социальные взаимодействия в перспективе власти — как борьбу между различными группами за власть, ресурсы и статус[14][15].
В постсоветской науке гендерные исследования начали развиваться во время Перестройки вместе с независимым женским движением[11][12].
Постсоветские гендерные исследования изначально опирались на западные феминистские теории и разделяли их политическую ориентацию на изменение социального порядка. Параллельно на постсоветском пространстве возникла область знания, которая частично заимствовала из гендерных исследований терминологию и постановку проблем, но при этом опиралась на традиционные научные теории, не предполагающие критики существующих властных отношений.
История понятия
В английском языке слово gender изначально означало грамматический род. Американский сексологДжон Мани в 1955 году в своих работах, посвящённых изучению транссексуальных и интерсекс-людей, впервые использовал это слово для терминологического различения биологического пола и социальной роли.
Но широкое распространение понятие «гендер» получило только в начале 1970-х годов благодаря развитию феминистского движения и феминистской теории. Феминистские теоретики использовали понятие «гендер» как аналитическую категорию для того, чтобы отделить половые различия, обусловленные биологией, от форм поведения и качеств, которые считаются в обществе «мужскими» или «женскими»[8].
Разграничение понятий «гендер» и «пол» позволило поставить под сомнение обыденные представления о «биологии как судьбе»[9] и благодаря этому существенно расширить горизонты социальных и гуманитарных наук, изучая тематические области, которые ранее не были предметом научного интереса[10].
В постсоветскую науку понятие «гендер» вошло на рубеже 1980-х и 1990-х годов со складыванием научной области гендерных исследований[11][12].
Сегодня понятие «гендер» как противопоставленное понятию «пол» как в постсоветских странах, так и во всём мире широко используется во многих контекстах, в частности, в социальных науках[13][14] и документах Всемирной организации здравоохранения[1]. При этом во многих других контекстах, в том числе в некоторых отраслях социальных наук, термины «гендер» и «пол» продолжают использоваться как взаимозаменяемые[2][3].
Как формируются гендерные роли?
K списку
Государственные механизмы, правовые, политические и идеологические, работают на то, чтобы использовать социально организованные различия между полами в свою пользу. И продвигают определенные идеологии о том, какие роли у мужчин, какие роли у женщин должны быть.
Гендерные паттерны, то, как мы будем жить как мужчины и женщины, интересуют, конечно, каждого. Но люди не всегда их знают. И они, конечно, связаны с конкретным контекстом, в котором вы находитесь. Люди не всегда чувствительны к гендерной несправедливости.
Или к гендерному неравенству. Потому что они усваивают определенные представления о мужских и женских ролях. Они усваивают представления старые, архаичные, которые морализируются. Приведем пример. Есть представление, что женщина по своей природе гораздо лучше может ухаживать за слабыми и больными, нежели мужчина.
От природы она способна к заботе. Она эмпатичная, мягкая, теплая, женственная. Вот в этом и суть женственности. Если так конструируется модель правильной женственности, то она противопоставляется представлениям о правильной мужественности. Мужчина рассматривается как неспособный к этому вчувствованию, неспособный к этой эмпатии и заботе.
Только, наверное, вынужденно может заниматься этим. Такие жесткие представления о мужественности и женственности, о мужских и женских ролях, на самом деле, ограничивают возможности выбора и степень человеческой свободы. Действуют верования в правильную мужественность и в правильную женственность, они действуют как барьеры для гендерного равенства.
В нашем гендерном порядке очевидна длинная история общественного участия женщины в сфере оплачиваемого труда. У нас профессиональные женщины. И в этом смысле мы в принципе по индексу гендерного равенства довольно высоко, по тому, как женщины работают, Россия очень близка к Европе.
В России довольно длительная традиция, укорененные практики, воспроизводящиеся многие поколения, совмещения оплачиваемого труда с семейными заботами. Женщина у нас в этом смысле стратегически очень активный субъект, она знает, как совмещать домашние роли и роли работающего человека.
У нас нехватка социальной поддержки вот этого баланса ролей. И поддержки со стороны государства. Хотя последние годы государство делает усилия для того, чтобы поддержать совмещение ролей женщиной. Но у нас явный гендерный дисбаланс в том, что мужчина недостаточно эмансипирован и недостаточно включен в домашние заботы.
И это сильно отличает нас от стран Западной Европы, где гендерное равенство в домашней сфере в гораздо большей степени нашло свое практическое выражение. Мужчина берет отпуск по уходу за ребенком, никто не считает это каким-то особым подвигом или странностью.
Общество чувствительно к тому, что у нас проблемы с мужским гендером в большей степени, чем женским, если мы говорим в категории гендерного равенства. Потому что для того, чтобы обеспечить гендерное равенство, надо, чтобы и мужчины могли пересекать границу ролей, которые им предписаны.
Второе существенное различие — это наша гетеросексуальная матрица. Это совершенно очевидно. Если в Западной Европе работает политика инклюзивности (включенности) по отношению к людям с однополой сексуальной ориентацией, то Россия в этом отношении занимает совершенно другую позицию.
Проблемы гендерные чувствительны к разным возрастным группам. Скажем так, к разным этапам жизненного пути человека. Общество и государство чрезвычайно активно обсуждают гендерные дисбалансы репродуктивного возраста. И там говорится все время о том, не нужно ли больше яслей, не построить ли перинатальный центр.
Или распространить декретные на мужчин. Конечно, есть сопротивление этим трендам. Но, во всяком случае, это проблематизировано. Однако если мы поговорим о людях, которые находятся на другом этапе жизненного пути, например, в предпенсионном или пенсионном возрасте, мы увидим, что они сталкиваются совсем с другой, но гендерно маркированной проблемой.
Мы можем называть ее проблемой или синдромом «поколения сэндвич». Что это означает? Вы знаете, что такое сэндвич, — это бутерброд. Человек, оказывающийся в положении «сэндвич», находится в состоянии давления между двумя типами обязательств. По крайней мере, двумя, а то и больше.
Сдавлен между двумя этими обязательствами. Вот только что дети подросли, и ты вроде достиг всего на рабочем месте, а тут у тебя начали болеть родители или бабушки и дедушки. И вот этот новый вызов совершенно застает человека врасплох. Потому что государство гораздо меньше помогает в уходе за пожилыми, чем в уходе за детьми.
Это уже завершение жизни, это не продуктивный класс или социальная категория. Поэтому надо обеспечить им дожитие. Как семья будет справляться с уходом и заботой о немощных старших родственниках — это ее семейное дело. И в этом опять гендерный вопрос: чье это дело?
Консервативный поворот
K списку
Я бы хотела начать с того, что вообще гендерная проблематика в российском обществе довольно долго привлекала внимание только очень узкого круга активистов и исследователей. Массового интереса к этой проблематике, в общем, не было. И вдруг произошли перемены, гендерные вопросы стали политизироваться, и очень сильно.
Начинается это примерно с середины 2000-х годов. То есть это второй срок президента Путина. Он объявляет, что перед Россией стоит демографическая проблема. Намечает три стратегии ее решения. И утверждает, что одним из путей решения демографического кризиса в России является рост деторождения. И необходимо поощрять женщин для того, чтобы они рожали детей.
Продвигается и очень быстро принимается закон о материнском капитале. Когда оказывается: роди второго ребенка, помоги гражданам России решить очень важный демографический вопрос, этому ребенку будет три года, и женщина получит так называемый материнский капитал.
Начались общественные обсуждения: может ли действительно некоторая сумма служить стимулом для репродуктивного решения, как формулировать, какие есть действительно последствия этого закона. Феминистская критика прозвучала, потому что речь шла о материнском капитале.
Довольно скоро он стал называться семейным капиталом. Но в реальной практике деньги эти может реально получать женщина. Обсуждались также цели, на которые может быть истрачен материнский капитал. Как мы знаем, по закону таких целей первоначально было только три.
Это решение жилищного вопроса, пенсионные накопления матери и образование детей. Это прокрустово ложе трех целей использования этих денег оказалось чрезвычайно узким. Отношение государства к гражданам — такое, с одной стороны, патерналистское, а с другой стороны, жестко контролирующее — «Мы знаем, на что вам надо потратить деньги.
И вы со своими потребностями уж приспособьтесь сами» — воспроизводило советские модели. Хотя сумма достаточно большая, тем более она индексировалась. С 2007 по 2021 год работает программа материнского капитала. И ясно, что она, может, и не решает проблему демографического кризиса, но улучшает в определенной степени положение семей. Семьи на нее рассчитывают. И, в общем, эта мера впервые проблематизирует гендер.
Второй момент связан с введением некоторых поправок в закон о репродуктивных правах. Дело в том, что у нас возникают массовые инициативы, которые призывают коренным образом пересмотреть очень либеральный закон об абортах. Или полностью его запретить.
Происходит мобилизация консерваторов, которые вообще-то называются пролайферы. Это те, кто, обсуждая проблематику репродуктивных прав, категорически против того, чтобы у женщины вообще были репродуктивные права. Эти консерваторы, которые радикально хотят запретить аборт, не добиваются своей цели.
Но изменения в законодательстве об абортах происходят, и частично эти поправки приводят к его ужесточению. Это второй, так скажем, пунктик политизации гендера. Потому что там возникает вопрос, имеет ли женщина право распоряжаться своим телом или ей надо вообще запретить это делать. Или она должна это делать только с согласия своего мужчины, партнера и так далее.
Третий момент, связанный с консервативной мобилизацией, касается закона о ювенальной юстиции. Довольно сложная дискуссия. Дело в том, что Россия должна была подписать закон о ювенальной юстиции. Консерваторы категорически против этого закона.
По двум основаниям. С одной стороны, они говорят, что у них есть либеральный аргумент. Он заключается в том, что если государство вмешивается в частную жизнь, то это пространство коррупции, интервенции и давления. И ограничивает родительские права. С другой стороны, под эту же сурдинку совершенно не проводится никаких мер по облегчению положения детей, которые оказываются в местах заключения и которые преследуются по закону.
Они говорят о том, что семья все должна решать. «В семье должны быть роли четко расписаны. Какие могут быть права ребенка?!» Ведь закон о ювенальной юстиции базируется на правах ребенка. «Никаких прав ребенка! Только права отца и права матери!» Вот эта модель традиционной семьи выступает. И это тоже консервативное такое наступление, чтобы не использовать слово «наезд».
Дальше мы говорим о законе о гендерном равенстве. Чтобы действительно реально бороться с дискриминацией, нужно было провести через парламент закон о гендерном равенстве с определенными формулировками. Это международное право. Этот закон блокируется, его не принимают. Почему?
Потому что консерваторы выступают против категории «гендер». И вот это для нас довольно любопытный момент. Они говорят, что «гендер» — это чуждый термин, заимствованный. Мало того, сторонники гендерного подхода утверждают, что модели и роли мужественности и женственности, мужского и женского поведения социально сконструированы.
А если они социально сконструированы, их можно изменить. Их можно выбрать. Они не предписаны ни государством, ни биологией, ни религиозными догматами. А раз так, то, используя категорию «гендер» в законодательных актах, мы тем самым проводим политику выбора сексуальной ориентации и половых ролей.
Консервативный поворот (продолжение)
K списку
Кто же эти консерваторы?
Прежде всего, существуют общественные инициативы. Эти общественные инициативы — различные организации, которые как будто бы созданы независимо от поддержки государственных структур. Действительно, есть люди, активно верящие и в богоданность, и в натуральность сложившихся ролей по признаку пола.
Они имеют мощную поддержку у РПЦ, Русской православной церкви. Они имеют мощную поддержку в одном из сегментов политических элит. Именно поэтому, собственно говоря, они оказываются довольно серьезной силой в обществе и в общественном дискурсе.
Я не назвала еще одну законодательную инициативу, связанную с законом, запрещающим пропаганду гомосексуализма. Этот закон, который вызвал дискуссию, все-таки был принят на федеральном уровне. Он, конечно же, является исключающим, является репрессивным.
Он является мощным утверждением гетеросексуальной матрицы. Таким образом, мы видим это вот проявление консервативных позиций в правовом поле, в дискурсивном поле. А в одной из речей президента консервативная идеология была названа идеологией российского политического истеблишмента.
То есть вот этот консерватизм, проявляющий себя в продвижении ценностей патриархальной семьи, жесткой гетеросексуальной матрицы, представления о гендерных ролях, является той идеологией, которая претендует на гегемонию, то есть на господство. Потому что все, кто будет говорить против этого, будут расценены как диссиденты.
И, конечно, есть сопротивление этой консервативной волне. Но на уровне повседневной жизни, когда люди просто игнорируют все это и находят возможности решать проблемы, с которыми они сталкиваются, самостоятельно. Игнорируя идеологическое наступление консерваторов.
С другой стороны, существует феминистская мобилизация. Она пока небольшая. Может быть, даже не феминистская, а в сторону гендерного равенства. Когда люди выделяют, и проблематизируют, и обсуждают, и так далее. Поэтому мне кажется, что мы живем в том обществе, где полное господство консерваторов просто не может осуществиться технологически.
Ни границы нельзя закрыть, ни дискурс нельзя полностью цензурировать. Поэтому я склонна рассматривать консервативный поворот как один из циклов политического развития, политической динамики, на смену которому рано или поздно придет другая волна. Но консерваторы довольно сильны в нашем обществе, что еще раз нас отсылает к тому, что наш гендерный порядок во многом сохраняется в качестве традиционного и патриархатного.
Литература
- Гендер / Барчунова Т. В. // Восьмеричный путь — Германцы [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 532. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2021, т. 6). — ISBN 5-85270-335-4.
- Бёрн Шон.Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — ISBN 978-5-9387-8019-4.
- Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Ирина Жеребкина (ред.). — Харьков, СПб: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — ISBN 5-89329-397-5.
- Фонд имени Генриха Бёлля.Гендер для «чайников». — М.: Звенья, 2006. — ISBN 5-7870-0097-8.
- Кон И. С.Мужчина в меняющемся мире. — М.: Litres, 2021. — ISBN 97-8-54250-7404-1.
- Тартаковская И. (науч. ред.).Гендер для «чайников» — 2. — М.: Звенья, 2009. — ISBN 978-5-7870-0110-5.
- Kathy Davis, Mary Evans, Judith Lorber (eds.).Handbook of Gender and Women’s Studies (англ.). — Sage, 2006. — ISBN 978-1-4462-0684-3.
Люди равны!
В Италии мужчина, который отлично готовит, считается настоящим “мачо”, в то время как в славянских странах кулинария считается женским занятием. Из-за этого, а также предпочтения отдавать руководящие места мужчинам, возникают конфликты, регулирующиеся гендерной политикой:
- имеется в виду ответственность государства за равенство полов;
- создание правовых норм;
- создание равноправия.
Гендер определяет поведение, которое должно приписываться человеку, исходя из его биологического полового признака. Это понятие возникло как следствие развития осознания самого себя, а также из-за изучения феминистического движения.
Неразличение гендера и пола
Причиной неразличения понятий «гендер» и «пол», в том числе в научных источниках, может быть незнакомство автора с теориями социального конструирования гендера и гендерных отношений как отношений власти[15][29].
В то же время смешение этих понятий имеет не только аналитическое, но и политическое значение. Если разграничение этих понятий служит опровержению биологического детерминизма и продвижению гендерного равенства, то использование термина «гендер» как синонима слова «пол» лишает понятие «гендер» его критического политического содержания и тем самым способствует оправданию гендерного неравенства[15].
Определение гендера как «социального пола»
Во многих ранних феминистских теориях гендер понимался как культурный коррелят биологического пола[16]: утверждалось, что пол, то есть биологические различия, делает людей мужчинами и женщинами, а гендер, то есть социальные и культурные различия — мужественными и женственными.
Похожие представления лежат в основе распространённых в русскоязычных источниках определения гендера как «социального пола» или «социокультурного аспекта половой принадлежности»[19][20][21]: такие определения ставят гендер в прямую зависимость от пола, подразумевают бинарность обеих категорий и однозначное соответствие между ними.
Определение гендера через пол основано на представлении о биологическом поле и половых различиях как основополагающих и неоспоримых — то есть, по сути, противоречит социально-конструктивистскому назначению понятия «гендер», возвращая его в рамки биологического детерминизма[22].
Современные феминистские и гендерные исследования рассматривают гендер не как производную биологического пола, а как одну из базовых категорий социального деления и неравенства, находящуюся в сложном и многоуровневом взаимодействии с биологическим полом[22].
Ключевой вклад в эти современные представления внесли исследования социального конструирования биологического пола[22][23][24].
Патриархат
K списку
Патриархат — это социальная система, это общественное устройство, при котором женщины являются объектом угнетения, эксплуатации и оказываются в подчиненном положении. Такая исследовательница, как Сильвия Волби — я о ней говорю, потому что я разделяю эту точку зрения, — разделяет патриархат на публичный и приватный.
Вот приватный патриархат, он в основном реализует себя как система подчинения женщин в сфере семейной жизни, в сфере частной жизни. И носителем воли, субъектом этого подчинения является отдельный конкретный мужчина. Отец, супруг. И можно всегда сказать: кто угнетатель супруги? Ее муж. Патриархат становится персонализированным.
Но в публичном патриархате — нет. В публичном патриархате очень трудно назвать вот этого индивидуального носителя угнетения, эксплуатации и доминирования. Это сама структура, это само общественное устройство. На самом деле угнетается патриархатом не только женщина, но и мужчина.
Тем самым фактом, что существует жесткое представление об их ролях. И вот этот публичный патриархат, то есть патриархат в общественной сфере: в сфере занятости, в сфере политики, в культурной репрезентации — то есть в тех картинках, которые нам сообщают представления о мужественности и женственности, — вот этот патриархат действует по-другому.
Он не исключает женщин полностью. Он их включает — пожалуйста, занимайте свои позиции на работе, в политике — но включает на определенных условиях. Сегрегируя. Мы тебя сделаем заместителем премьер-министра, но ты будешь отвечать за вопросы здравоохранения.
Патриархат может, конечно, определяться как механизм угнетения женщин. Но если мы оптику сдвинем, мы увидим, что это также механизм угнетения мужчин. Потому что он давит и разделяет. Предписывает и сегрегирует. Если мужчина не вписывается в матрицу доминирования, которая ему предписана обществом, — «Будь охотником! Будь насильником! Будь кормильцем!» — то он будет слыть негодным, неудачником, ненастоящим мужчиной.
Когда обсуждаются гендерные отношения в России, то очень часто звучит тезис о женской власти. Эта дискуссия о женской власти, обсуждение ее, конечно, каким-то образом затемняет вопрос о гендерном неравенстве. Или по-другому его формулирует. На самом деле, о каком патриархате мы можем говорить?
О каком феминизме мы можем говорить? Женщины действительно обладают ресурсами, потому что они работают. И не только поэтому, а потому, что у них есть своя особая женская власть. И такие обсуждения характерны не только для нашего общества. В последнее время даже в литературе появился такой жанр, который исследователи называют «стервологией».
Это разнообразные сборники, наставления, домострои определенные, руководства к действию, написанные психологами, которые обсуждают, как женщины могут манипулировать мужчинами. И вот в эту категорию «стервы», где почти обсценная (ненормативная) лексика (во всяком случае, этот термин явно не поощрительного характера), как бы едино встроены два образа женщины.
С одной стороны, женщина, которая нечестным путем добивается своих целей, нелегитимно власть использует. А с другой стороны, она все-таки субъект, имеет свои цели, умеет их защищать и продвигать. Но делает она это нечестными путями. Использует так называемую женскую власть.
Мы предлагаем, вместе с моей коллегой Анной Темкиной и другими исследователями, говорить, что вот такая женская власть — это власть слабых. Эта власть манипуляторов, она, конечно, связана с предписанными ролями. И что такое вот эта женская власть? Это власть соблазнения, это власть интриги.
Это власть, которая не признается как реальная борьба за свои права. Это просто использование своего положения для того, чтобы управлять этим бедным мужчиной. Мужчина голова, а женщина шея. Эта власть находит себе применение только потому, что патриархат работает.
Что у женщин нехватка нормальных ресурсов. Тогда, будучи реальными субъектами, они прибегают вот к этим самым малолегитимным способам. Вот в этом заключается власть слабых. И постольку, поскольку женщина не допущена на равных с мужчиной соревноваться за какие-то значимые блага, она начинает пользоваться этими подковерными тактиками для того, чтобы добиться своих целей. Вывод такой: власть слабых существует.
Перестать быть женщиной: нужен ли гендер обществу будущего
В первую очередь небинарность — это идентичность, самоопределение человека. «Небинарность — это переживание принадлежности к определённой группе (даже если вы единственный на данный момент воплощённый её представитель), поэтому определить небинарность внешний наблюдатель не сможет. О ней заявляет сама небинарная персона, если это входит в её планы», — подчёркивает Инга Грин, психолог, специалистка в области гендера и сексуальности.
Разницу между небинарностью и несоответствием бинарным стереотипам определить довольно трудно, как признаёт Инга, не существует какой-то эталонной небинарности, с которой можно было бы всех сравнивать. Сколько небинарных людей, столько и небинарностей, и эта позиция помогает избегать замкнутости бинарной системы. «Если бы мы могли чётко идентифицировать небинарность, то можно было бы выстроить новую гендерную систему, опирающуюся на конкретные критерии, и мы оказались бы в старой истории на новый лад. Небинарность — это попытка выхода за её пределы. Но для меня есть небольшая разница между „я женщина, но мне не подходят имеющиеся гендерные стереотипы и предписания“ и „мне не подходят имеющиеся гендерные стереотипы и предписания, связанные с гендером в моих документах, но и предписания другим гендерам мне тоже не совсем подходят. Я хочу определять себя самостоятельно, миксуя разные черты так, как мне сегодня подходит“».
Инга Грин рассказывает, что в её практике психолога ситуации, когда человек долго считал, что не вписывается в гендерные рамки, а потом идентифицировал себя как небинарного человека, не так уж редки. Осознанию себя как небинарного человека нередко предшествует период сильного дискомфорта: сталкиваясь с гендерными нормами, человек чувствует себя не соответствующим, «не таким». Обычно либо ему не подходят нормы, либо он — им. В какой-то момент он сталкивается с существованием небинарных людей или небинарности как явления и обнаруживает, что на этой территории ему комфортнее.
«Небинарность — это идентичность, — говорит Кристина (Крис) Покрытан, небинарный человек, подростковый гуманистический психолог и инклюзивный секс-педагог. — Для меня это и выбор, и, наверное, некий манифест, так же как неконформность и уход от стереотипов. Но помимо выбора и манифеста это ещё и глубокое комплексное понимание себя — как персоны, которая не вписывается». Кристина отмечает, что про свою гендерную идентичность стал задумываться ближе к тридцати, просто не находила для себя достаточной опоры, чтобы в это погрузиться. «Для меня небинарность — ощущение себя вне всех рамок, предлагаемых обществом, ощущение себя абсолютно чуждым. Это как в песне Radiohead „What the Hell am I doing here?!“»
Небинарный человек, руководитель «Центра Т» Ян Дворкин говорит, что для него небинарность — когда нельзя произнести внутри однозначно «я мужчина» или «я женщина». Произнести так, чтобы при этом было комфортно и спокойно. «Я пробую на вкус эти фразы и смотрю, как они мне. Нет, они мне не подходят, нет с ними согласия. Я определяю себя иначе, и тогда я небинарная персона. А гендерная неконформность — это когда я внутри, например, идентифицирую себя как женщину и мне хорошо с этим, но то, какая я женщина, не укладывается в привычные стереотипы социума. Я могу быть, например, лысой женщиной или иметь бороду, но я не перестаю от этого ощущать себя женщиной», — резюмирует Ян.
Примечания
- ↑ 12What do we mean by »sex» and »gender»? (англ.) (недоступная ссылка). World Health Organization. Дата обращения: 26 ноября 2021.Архивировано 9 января 2021 года.
- ↑ 12Haig, David.The Inexorable Rise of Gender and the Decline of Sex: Social Change in Academic Titles, 1945–2001 (англ.) // Archives of Sexual Behavior. — 2004. — Vol. 33, no. 2. — P. 87—96. Архивировано 25 мая 2021 года.
- ↑ 12Udry, J. Richard.The Nature of Gender (англ.) // Demography. — 1994. — Vol. 31, no. 4. — P. 561—573. Архивировано 3 апреля 2021 года.
- ↑Gender — Совет Европы (рус.). www.coe.int. Дата обращения: 18 июля 2020.
- ↑ 123Костикова И. В. и др. Введение в гендерные исследования. — 2-е изд.. — М.: Аспект Пресс, 2005. — С. 8—10. — 255 с. — (Серия «Классический университетский учебник»). — ISBN 5-7567-0331-4.
- ↑Lee Harrington. Traversing gender: understanding transgender realities. — 2021. — С. 3, 41. — ISBN 978-1-942733-84-3.
- ↑Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования. Здравомыслова Елена, Темкина Анна
- ↑Jane Pilcher, Imelda Whelehan.Gender // 50 Key Concepts in Gender Studies (англ.). — Sage, 2004. — ISBN 978-1-4129-3207-3.
- ↑Iris Marion Young.Lived Body versus Gender // A Companion to Gender Studies (англ.) / Philomena Essed, David Theo Goldberg, Audrey Kobayashi. — John Wiley & Sons, 2009. — ISBN 978-1-4051-8808-1.
- ↑Ярская-Смирнова Е.Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Ирина Жеребкина (ред.). — Харьков, СПб.: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — С. 17—48. — ISBN 5-89329-397-5.
- ↑ 12Гапова Е.Классовый вопрос постсоветского феминизма или об отвлечении угнетенных от революционной борьбы // Гендерные исследования. — 2006. — № 15. — С. 144—164. Архивировано 1 июня 2021 года.
- ↑ 12Здравомыслова О.Гендерные исследования как опыт публичной социологии в России (рус.). Полит.Ру (24 сентября 2009). Дата обращения: 9 марта 2021.
- ↑ 12Lindsey, Linda L.Ch. 1. The Sociology of gender // Gender Roles: A Sociological Perspective (англ.). — Pearson, 2021. — ISBN 0-13244-830-0.Архивная копия от 5 апреля 2021 на Wayback Machine
- ↑ 12345Гапова Е.Итоги съезда: еще раз о классовом проекте постсоветского феминизма // Журнал исследований социальной политики. — 2009. — Т. 7, № 4. — С. 465—484.
- ↑ 12345Здравомыслова Е., Тёмкина А.Социальное конструирование гендера:феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Ирина Жеребкина (ред.). — Харьков, СПб.: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — С. 147—173. — ISBN 5-89329-397-5.
- ↑Julia Serano.Whipping Girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press, 2007. — ISBN 978-1-58005-154-5.Архивная копия от 13 марта 2021 на Wayback Machine
- ↑Lorber, Judith.The Social construction of gender. — Sage, 1990. — ISBN 978-0-8039-3956-1.
- ↑Гендер // Новейший философский словарь / Грицанов А. А.. — Мн.: Книжный дом, 2001. — ISBN 985-6656-06-0 isbn2=985-428-431-X.
- ↑Воронина О.Гендер // Словарь гендерных терминов / Денисова А. (ред.). — М.: Информация XXI век, 2002.
- ↑И. Р. Чикалова, Е. И. Янчук.Гендер // Социология: энциклопедия / А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.. — Мн.: Книжный дом, 2003.
- ↑ 1234Wendy Cealey Harrison.The Shadow and the substance. The sex/gender debate // Handbook of Gender and Women’s Studies (англ.) / Kathy Davis, Mary Evans, Judith Lorber. — Sage, 2006. — ISBN 978-1-4462-0684-3.
- ↑Fausto-Sterling, Anne.Myths of Gender: Biological Theories about Women and Men, Revised Edition (англ.). — Basic Books, 2008. — ISBN 978-0-7867-2390-4.
- ↑Fausto-Sterling, Anne.Sexing the Body: Gender Politics and the Construct (англ.). — Basic Books, 2008. — ISBN 978-0-7867-2433-8.
- ↑ 12M’charek, Amade.Genetic Sex // A Companion to Gender Studies / Philomena Essed, David Theo Goldberg, Audrey Kobayashi. — John Wiley & Sons, 2009. — ISBN 9781405188081.
- ↑Fausto-Sterling, A.The Five Sexes: Why Male and Female Are Not Enough (англ.) // The Sciences. — 1993. — Vol. 33. — P. 20—24. — ISSN0036861X. — doi:10.1002/j.2326-1951.1993.tb03081.x. Архивировано 21 декабря 2021 года.
- ↑Fausto-Sterling, A.Is Gender Essential? // Sissies and Tomboys: Gender Nonconformity and Homosexual Childhood (англ.) / Matthew Rottnek (ed.). — NYU Press, 1999. — P. 53. — ISBN 978-0-8147-7484-7.
- ↑ 12Hawkesworth, Mary, and Lisa Disch.Feminist theory: Transforming the known world // The Oxford Handbook of Feminist Theory (англ.) / Hawkesworth, Mary (ed.). — Oxford University Press, 2021. — 1068 p. — ISBN 978-0-1993-2858-1.
- ↑Першай А.Колонизация наоборот: гендерная лингвистика в бывшем СССР // Гендерные исследования. — 2002. — № 7—8. — С. 236—249.
- ↑Krijnen, Tonny; van Bauwel, Sofie. Gender And Media: Representing, Producing, Consuming (англ.). — New York: Routledge, 2021. — ISBN 978-0-415-69540-4.
- ↑About — Center for the Study of Gender and Sexuality (CSGS) (англ.). The University of Chicago. Дата обращения: 1 мая 2021.
- ↑Joseph F. Healey, Andi Stepnick, Eileen O’Brien.Race, Ethnicity, Gender, and Class: The Sociology of Group Conflict and Change (англ.). — SAGE Publications, 2021. — ISBN 978-1-5063-9975-1.
- ↑Department of Gender Studies (англ.). Indiana University (IU Bloomington). Дата обращения: 1 мая 2021.
- ↑Genderqueer and Non-Binary Genders (англ.) / Christina Richards, Walter Pierre Bouman, Meg-John Barker (eds.). — London: Palgrave Macmillan, 2021. — 306 p. — (Critical and Applied Approaches in Sexuality, Gender and Identity). — ISBN 978-1-137-51052-5. — ISBN 978-1-137-51053-2. — doi:10.1057/978-1-137-51053-2.
- ↑Otis, Hailey.Genderqueer: What It Means (англ.) // Ursidae: The Undergraduate Research Journal at the University of Northern Colorado : журнал. — 2021. — Vol. 4, no. 3.
Различие гендера и пола
Разграничение понятий «гендер» и «пол» опирается на теорию социального конструктивизма, которая объясняет кажущиеся природными и естественными различия социальными процессами. Использование понятия «гендер» в противопоставлении понятию «пол» опирается на тезис о том, что положение женщин и мужчин в обществе и различия между «мужским» и «женским» не имеют биологического происхождения, а являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе[16].
Тем самым сторонники социального конструктивизма критикуют «здравый смысл», то есть господствующие в современных обществах обыденные представления, согласно которым в основе социального разделения на мужчин и женщин и вытекающих из него различий в формах поведения, возможностях, правах и пр. лежит «природная сущность».
В то же время сторонники социального конструктивизма критикуют и традиционные социологические теории, опирающиеся на тот же «здравый смысл» и присущий ему биологический детерминизм[16].
В отличие от биологического детерминизма, социальный конструктивизм утверждает, что гендерные роли конструируются обществом, что женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся. Мужское и женское, как и другие социальные категории (например, молодое и старое) создаётся в различных социальных контекстах, принимает разные формы и наполняется разным содержанием[16].
В гендерных исследованиях и лежащих в их основе феминистских теориях гендер понимается как социальная категория, организующая социальные отношения власти и неравенства. В классических версиях феминистских теорий речь шла о доминировании мужчин как социальной группы над женщинами: исполнение предписанных и усвоенных гендерных ролей подразумевает неравенство возможностей, преимущества мужчины в публичной сфере, вытеснение женщины в приватную.
При этом сама приватная сфера оказывается менее значимой, менее престижной и даже репрессированной[16]. В современных феминистских теориях понимание гендера как структурирующего отношения власти усложняется и уточняется, с одной стороны, за счёт рассмотрения гендера в контексте других иерархических социальных категорий (расы, класса и др.), а с другой стороны — за счёт понимания принудительной гендерной бинарности как одного из базовых компонентов гендерного угнетения[17].
Таким образом, понятие «гендер» является не только аналитическим, но и политическим: оно включает в себя критику существующих гендерных отношений неравенства и предназначено для изменения социального порядка и построения нового социального порядка, основанного на гендерном равенстве[18].
Сознание общества определяет разность
Большая доля самоосознания человека опирается на уровень культуры социума и правила, которые в нем царят.
Некоторые личности “пропитаны” социальным поведением, которое характеризуется слишком резкими суждениями по поводу обязанности человека, исходя из его пола. Например, такие люди уверены в том, что мужчины имеют такие обязанности:
- быть главным в семье;
- зарабатывать много денег;
- быть агрессивным и мужественным;
- работать только на “мужских” работах;
- быть фанатом спорта и рыбалки;
- стремиться к максимальному карьерному росту.
Аналогичный перечень “обязанностей” есть и у женщин. Например, многие думают, что женщина обязана быть мягкой и уступчивой, работать только на “дамской” работе, выйти замуж, родить детей и посвящать им все оставшееся время.
Конечно же, в обществе появилось множество “бунтарей”, которые смешали данные понятия. Сейчас многие молодые пары отказываются от брака, детей, а жизнь посвящают исключительно удовлетворению собственных желаний.
Такое мышление приводит к конфликтам, опирающихся на гендер. Таким образом, кормящие женщины могут содержать всю семью, в то время как мужчина уходит в декрет. А мужчинам, чувствующим себя женщинами, приходится делать жертвы ради карьеры. Следовательно, оба случая приводят к тому, что у людей произошло несходство гендера.
Социальное конструирование биологического пола
Ранние феминистские теории рассматривали гендер как конструируемую категорию, зависящую от социального контекста, а биологический пол понимали как нечто единое и универсальное[25].
Как утверждает биолог и феминистка Энн Фаусто-Стерлинг, наблюдаемая биологическая реальность свидетельствует о половом разнообразии, которое плохо вписывается в господствующий научный нарратив о «двух полах»[26].
В своей статье об интерсекс-людях она выдвинула провокационный тезис о необходимости выделять пять полов — как сама исследовательница признавалась позднее, целью этого шутливого утверждения было наглядно показать абсурдность дискретной классификации, так как в действительности половое разнообразие человеческих организмов следует понимать как непрерывный спектр[27].
Как показывает феминистский анализ производства научного знания, в действительности ни один из предлагаемых «традиционной биологией» половых признаков: хромосомы (XX и XY), гормоны (андрогены и эстрогены), гонады (яичники и яички), внутренняя морфология (простата, влагалище, матка и фаллопиевы трубы), внешние половые органы (половой член, мошонка, клитор и половые губы), вторичные половые признаки (волосы на лице и теле, форма груди) — не удовлетворяет требованиям бинарной классификации.
Ни один из них не позволяет ни отделить всех мужчин от всех женщин, ни выделить какое-либо общее базовое свойство одного пола[28]. Таким образом, половой диморфизм оказывается не природной данностью, а изобретённым людьми способом осмыслять биологическую реальность[28].
Если в обыденных представлениях «природа» понимается как нечто раз и навсегда данное и неизменное, то исследования в рамках истории и социологии науки показывают, что конкретное содержание даже таких, казалось бы, предельно конкретных понятий, как «генетический пол», меняется в зависимости от используемых учёными технологий[25], а неосознанные допущения о гендере влияют на то, какие данные исследователи учитывают, а какие исключают из рассмотрения, несмотря на их объективную значимость для изучаемых явлений[22].
Ссылки
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Стандарты
Двойные стандарты также приводят к возникновению конфликтов. Например, для мужчин обилие сексуальных партнерш считается нормой, так как они приносят определенный опыт, который понадобится в будущих отношениях.
А женщина, в свой очередь, должна вступать в брак нетронутой. В наше время из-за наличия гражданского брака эти “углы” немного сгладились, однако отголоски остались до сих пор.
Гендерное равенство не вносит существенный вклад в историю человечества, а помогает индивидууму найти собственный жизненный путь и разобраться в себе.
Существует ли равноправие?
Равенство подразумевает наличие одинаковых возможностей у обоих полов. Точнее оно определяет такие возможности, как:
- доступ к любой сфере деятельности;
- воспитание детей;
- создание семьи;
- доступ к политической деятельности.
Неравенство опирается на традиционное распределение обязанностей обоих полов в обществе. Однако в наше время женщинам открыт доступ к государственной деятельности, а мужчины могут занять нишу в сфере дизайна и культуре.
В наше время люди начинают понимать, что данные распределения не совсем верные и строят личную жизнь, исходя из собственных нужд.