Гедонизм: суть понятия, философская трактовка, описание гедонистического образа мыслей

Гедонизм: суть понятия, философская трактовка, описание гедонистического образа мыслей Женщине

Гедонизм — идеология общества потребления

Философия. У каждого свои ассоциации с этим словом. Кто-то видит Диогена, вещающего из своей легендарной бочки о принципах мироустройства. Кому-то представляется образ Христа, который принёс в западный мир базовые человеческие ценности и понятия о нравственности. Кто-то при упоминании философии вспоминает Учение Будды и его гениальные «Четыре Благородные Истины» о страданиях и причинах страданий. Кто-то видит пейзажи древнего Иерусалима и убелённого сединами легендарного царя Соломона. Кто-то вспоминает о нетленной мудрости наши предков, которые учили тому, что жить надо по совести и в ладу с природой.

Кто-то вспомнит бесценные жемчужины мудрости, блистающие в творчестве Льва Толстого, который ещё в XIX веке проповедовал этическое питание и сострадательное, а не потребительское отношение к окружающему миру. Таким образом, философия бывает разной. Слово «философия» в переводе означает ‘любовь к мудрости’. Но и мудрость — для каждого своя. Истина «умеренно пьющих» в том, что «градус не понижают», — это тоже своего рода мудрость, и, что самое интересное, основана она исключительно на жизненном опыте. На этом простом примере можно понять, что не всякая мудрость и не всякая философия ведёт человека к развитию.

Одной из таких деструктивных философских концепций является такая концепция, как «гедонизм». Что такое «гедонизм»? Это философское понятие, которое во главу угла ставит наслаждение. То есть наслаждение объявляется высшим благом, высшей ценностью и, в общем-то, ни много ни мало смыслом жизни. Как ни странно это прозвучит, но гедонизм вовсе не является производной нашего века. Основоположником гедонизма принято считать некоего Аристиппа. Какое там на него просветление снизошло и какими аргументами он руководствовался — история умалчивает, однако сей мыслитель настойчиво продвигал в массы идею о том, что вся человеческая деятельность так или иначе направлена на получение наслаждения и все остальные цели в жизни — это всего лишь промежуточные цели, то есть инструменты для получения наслаждения в дальнейшем.

То есть всё, что человек делает: получает образование, работает, познаёт мир и так далее — всё это направлено на то, чтобы в конечном счёте получить удовольствие. Те же люди, которые не понимают, что единственной достойной целью является наслаждение, по мнению Аристиппа, просто временно пребывают в невежестве и действуют по каким-то навязанным шаблонам — одним словом, подобны слепым неразумным котятам. А вот те, кто уже познали истинный смысл жизни, — те, естественно, разумные люди, которые знают, чего хотят.

Здесь стоит несколько углубиться в полумрак ушедших веков и вспомнить об устройстве ведического общества. Ведическое общество делилось на четыре варны: шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы. Наиболее интересной варной, с точки зрения гедонизма, являются шудры. Получение удовольствия как раз является главной мотивацией представителей этой прослойки общества. Всё, что они делают, сводится исключительно к получению удовольствия. Как правило, эти люди тяжело работают, чаще всего на низкоквалифицированной работе, а затем «прожигают» все плоды своего труда, стремясь получить максимальное наслаждение. Затем снова тяжёлый труд. И так по замкнутому кругу. И что интересно, представители этой варны в ведическом обществе занимали, мягко говоря, незавидное положение и считались начальной ступенью эволюции разумного существа.

Теперь вернёмся к философу Аристиппу. Аналогия между шудрами и философией Аристиппа очевидна. Но стоит заметить, что в ведическом обществе шудры вовсе не являлись элитой общества, а, скорее, наоборот. Таким образом, мы можем видеть, что в более благостные времена поклонники подобного взгляда на жизнь были в не самом завидном положении. Отсюда можно сделать вывод, что философия Аристиппа — полностью ущербна. Почему так? Попробуем разобраться более подробно.

Рассматривать получение наслаждения как высшую цель жизни — это изначально проигрышная позиция. Потому что достижение счастья путём получения наслаждения невозможно по той простой причине, что вожделение человека просто не имеет конца. Вспомните в своей жизни ситуацию, когда вы сильно желали приобрести какую-либо вещь. Вы считали, что она вам очень нужна и прямо-таки счастья в жизни не будет, если эту вещь не приобрести. А теперь постарайтесь вспомнить, что вы испытали, когда приобрели её. Сначала — кратковременный восторг, а затем… опустошение. Полное душевное опустошение — вот что наступает, когда человек получает долгожданный объект своего вожделения. И если проанализировать то, как человек стремится к своей цели, и то, какие чувства он затем испытывает, то получается, что любое достижение в материальном мире приносит гораздо меньше удовольствия, чем было потрачено на это усилий.

Опыт показывает, что ни одно удовлетворённое желание не позволяет испытывать наслаждение от него дольше недели, максимум двух. Очень яркий пример — это отпуск, который в наше время весьма популярно проводить где-нибудь на дорогостоящем курорте. И это очень показательная ситуация: человек полгода (в лучшем случае) усердно работает, чтобы на недельку-другую поехать в отпуск. Совершенно очевидно, что усилия и количество полученного наслаждения просто неравносильны. И так, на самом деле, во всём.

Ещё Будда Шакьямуни говорил о том, что причина страданий — желания. Нет желаний — нет страданий. Речь, разумеется, не идёт о том, чтобы отказаться вообще от всех желаний, обернуться простынёй, сесть под ближайшим деревом и дышать носом, «созерцая внутренний мир». Во всем следует придерживаться принципа здравомыслия. Будда Шакьямуни говорил о желаниях как о жажде чувственных наслаждений, но вовсе не призывал отказываться от всех желаний. У него и у самого были желания: учиться, постигать истину, практиковать медитацию, достичь Освобождения. Надо сказать, что Будда в своё время тоже прошёл путь крайних аскез и понял, что это немногим лучше, чем погоня за наслаждениями. Поэтому и проповедовал — Срединный Путь.

Таким образом, в повседневной жизни можно наблюдать истинность слов Будды о том, что желания приносят страдания. Получая желаемое, человек испытывает кратковременное наслаждение, а затем понимает, что объект его вожделения несовершенен и нужно искать что-то ещё более совершенное — и снова начинается бег за миражами. Так устроена человеческая психика, что к любому даже самому умопомрачительному уровню наслаждения человек привыкает и начинает снова «задирать планку» и искать то, что сможет впечатлить его ещё больше.

Как быть Леди:  Какой должна быть аристократическая внешность

Яркий пример — это люди, которые употребляют наркотики. Толерантность организма — это вполне медицинское понятие, и оно даёт полное понимание о том, что такое «наслаждение» и в чём его ущербность. К примеру, если человек употребляет наркотик, повышается толерантность его организма к этому наркотику, проще говоря, организм к наркотику привыкает и перестаёт выбрасывать тот самый гормон «дофамин», который и даёт нам чувство наслаждения. И чтобы снова спровоцировать выброс дофамина, человеку нужно уже большее количество наркотика. И на этом простом примере можно убедиться, что получая наслаждение, человек быстро к нему привыкает и начинает желать ещё большего наслаждения.

Не стоит, однако, впадать в депрессию по причине иллюзорности смысла получения наслаждения. Так или иначе, удовольствие — это важная составляющая нашей жизни. Тут с Аристиппом сложно поспорить. Но хитрый старик умолчал об одной важной детали: уровни-то удовольствия бывают разные. Он делал упор на физическом удовольствии, то есть получении сугубо чувственного наслаждения. А может быть (вовсе не исключено), что учение его было искажено последователями, как это часто мы можем видеть в различных религиозных движениях.

Итак, какие же бывают уровни наслаждения? Вспомните, быть может, в вашем детстве был эпизод, когда вы подобрали котёнка, накормили его, обогрели и спасли от печальной участи быть разорванным дворовыми собаками. Получили ли вы при этом удовольствие? И можно ли сказать, что это то же самое удовольствие, которое человек получает от употребления алкоголя? Вопрос риторический.

Вот это и есть та вещь, которую очень важно понять. Да, отчасти Аристипп была прав: удовольствие является важной мотивацией на пути развития человека. Но ради удовольствия можно употреблять алкоголь, а можно помогать окружающим и получать удовольствие от наблюдения за тем, как их жизнь меняется к лучшему. Можете ли вы себе представить, какое удовольствие получает, к примеру, преподаватель йоги, когда видит, как меняется жизнь тех, кому он преподаёт йогу? А жизнь меняется неизбежно. Практика йоги — кардинально меняет жизнь к лучшему. И, видя этот процесс, преподаватель йоги неизбежно получает моральное удовлетворение от того, что его деятельность приносит кому-то благо.

И главный секрет в том, что удовольствие такого высшего уровня не идёт ни в какое сравнение с удовольствием от алкоголя, никотина, кофе, вкусного тортика, отдыха на Кипре и так далее. Потому что эгоистичное наслаждение заканчивается очень быстро. Удовольствие от интоксикантов — самое непродолжительное. Как только уровень наркотика снижается в плазме крови, всё удовольствие заканчивается. Как только заканчивается отпуск на Кипре, приходится возвращаться к ненавистной (чаще всего) работе. Чего нельзя сказать об удовольствии, которое получает человек от деятельности на благо окружающих. Тому, кто хоть раз испытал этот высокий уровень удовольствия, уже чаще всего просто не интересны те уровни, которые находятся ниже.

Что же касается гедонизма, то, помимо Аристиппа, философию гедонизма проповедовал ещё и некий Эпикур, и вот его взгляд является уже более приближенным к истине. Целью человеческой деятельности он объявлял не само получение наслаждения, а устранение боли, страданий, беспокойства, несчастья и так далее. И вот эта позиция уже более близка к Учению Будды, который также учил своих последователей, что нужно устранить страдание. Но тут важен тот способ, которым это страдание устраняется. Широко распространено мнение, что страдание, опять-таки, нивелируется получением наслаждения. То есть, чтобы устранить страдание, надо просто получить максимум наслаждения. Однако, как мы уже разобрали выше, это приведёт только к новым страданиям. Поэтому очевидно, что нужен иной способ избавления от страданий. И именно об этом говорил Будда.

Итак, Учение Будды также в какой-то мере учит тому, что цель жизни человека — избежать страданий. Только достигается это — путём успокоения своего ума. И главным инструментом для этого является практика йоги и медитации. Это и есть самый эффективный способ избавления от страданий и гармонизации своей жизни и пространства вокруг себя.

Гедонизм аристиппа: истоки

Гедонизм начинается с Аристиппа, современника Сократа. По описаниям очевидцев, он был не самым приятным персонажем: приспособленцем и филистером, который первым понял, что любовь к мудрости – это любовь к отсутствию мудрости у того, кто тебе платит.

Не будем подолгу ходить вокруг да около. Аристипп выстроил свой гедонизм на следующих принципах:

1. Жить нужно ради удовольствий, ведь это и есть благо, которое ищут философы, потому что в природе человека ничего иного годного на эту роль не находится.

2. Удовольствия бывают только телесными, так как в таком случае не приходится плодить сущностей и искать благо где-то еще.

3. Не бывает высоких и низких удовольствий, просто одни приятнее/доступнее других.

4. Довольствоваться надо тем, что имеешь, а то, глядишь, и по шапке дадут.

Позиция Аристиппа элегантна в том плане, что у него не возникает проблемы в познании блага. Также она больше всего походит на эдакий архетипичный гедонизм, образ которого, правда, исходит не из философии, а культуры – прежде всего из комедии. В ней гедонист появился и существует уже 2 тысячи лет как типаж легкомысленного бонвивана, неистово наслаждающегося и чествующего свою телесность.

«Пир Ахелоя» (Питер Пауль Рубенс, 1615)

Гедонизм против аскетизма

Аскетизм является своего рода противоположностью гедонизма. Там, где гедонизм — это стремление к удовольствию, аскетизм — к тому, чтобы обходиться без удовольствия. Для аскета потворство удовольствиям является своего рода слабостью и отвлечением, которые мешали бы им соответствовать своим духовным ценностям и достигать своих духовных целей — обычно быть бескорыстными, без желаний, достигать высших уровней медитации и чисто служить другим.

Они избегают этих ловушек на своем духовном пути, отказывая себе даже в обычных удовольствиях тела, таких как хорошая еда, одежда, а иногда даже укрытие. Вместо этого они живут как можно меньше и простой пищей, одеваются в любую одежду, в которую они попадают (обычно в тряпки), и живут простой жизнью с суровой дисциплиной.

Аскетизм встречается почти во всех религиозных традициях, где монахи, паломники или садху учат себя жить без лишних физических удобств. Однако следует сказать, что те, кто следует аскетическому пути, часто утверждают, что в конечном итоге он приносит им некое блаженство, которое никогда не может испытать тот, кто занимается физическими удовольствиями.

Один из самых известных и интересных романов о духовности, который нравится большинству молодых людей, — «Сиддхарта» Германа Гессе, рассказывает историю индусского мальчика по образцу Будды, который часть своей жизни проводит как аскет, а часть как гедонист и в конце концов достигает своего рода просветления.

Как быть Леди:  Сон наяву: что такое гипнагогические галлюцинации у детей и взрослых

Гедонистический образ жизни

Но кого же все-таки можно назвать гедонистом, и как живет такой человек? Конечно же, в первую очередь это человек, который в течение всей своей жизни следует принципам гедонизма. Главной целью для такого человека становится получение разнообразных наслаждений и удовольствий. Гедонист — это человек, который всяческими способами старается уменьшить собственные страдания.

Все действия гедониста, как правило, направлены на то, чтобы по-настоящему наслаждаться жизнью именно в этот момент, при этом не обращая внимания на вполне вероятные негативные последствия его поступков в дальнейшем.

Полноценная жизнь, как думает гедонист, представляет собой совокупность приятных ощущений.

Если в данный момент что-либо доставляет истинное удовольствие гедонисту, он будет уделять этому занятию все свое время и внимание до тех пор, пока в его жизни не появится новое увлечение. Это тот человек, который не боится заводить новые увлекательные знакомства с целью любви и дружбы.

Но как только возникшие отношенияисчерпают себя и новизна из них исчезнет, гедонист моментально сменит их на новое увлечение. Учитывая то, что гедонист ценит исключительно свое настоящее, он даже ради минутного наслаждения способен совершать поступки, которые могут повлечь за собой весьма неприятные последствия.

Несомненно, еще одной особенностью гедониста является злоупотребление демонстративностью своего поведения и желание постоянно находиться в центре не только происходящих событий, но и всеобщего внимания. И некоторые факты лишь доказывают эту теорию:

  • в жизни любого гедониста чрезвычайно важную роль играет его внешний вид, без их внимания не обойдется ни одна тенденция в мире моды и красоты;
  • безусловно, именно гедонистам можно смело отдать роль законодателей моды;
  • зачастую как раз гедонисты становятся первооткрывателями новых, эпатажных, малоизвестных марок;
  • эти люди всегда готовы на смелые эксперименты — гедонисты совершенно не боятся экстравагантно одеваться, ярко краситься и совершать опрометчивые поступки.

Гедонистам свойственно импульсивное поведение, за счет чего они, обычно, чрезвычайно быстро делают покупки: такой человек буквально хватает с витрины первую понравившуюся ему вещь, которая отличается яркостью и непривычным стилем. Ведь внешний вид, ровно как и общий облик гедониста должен быть демонстрацией его главного жизненного девиза:

Известные цитаты о гедонизме

Цитата 1

«Это ошибка … предполагать, что общественность хочет, чтобы окружающая среда была защищена или их жизнь была спасена, и что они будут благодарны любому идеалисту, который будет бороться за такие цели. То, что хочет общественность, — это их собственный индивидуальный комфорт». (Исаак Азимов, Сами Боги)

Великий писатель-фантаст Азимов вложил эту строчку в уста одного из своих персонажей. Это не совсем аргумент в пользу гедонизма; он утверждает, что гедонизм — это все, что мотивирует большинство людей. Персонаж говорит, что большинство людей руководствуется своим собственным удовольствием, и их нельзя убедить пожертвовать этим удовольствием ради каких-либо более высоких целей. Это психологический гедонизм.

Цитата 2

«Многие из нас стремятся к удовольствию с такой бездыханной поспешностью, что спешим пройти мимо нее». (Сорен Киркегор)

Христианский датский философ Сорен Киркегор выдвинул несколько замечательных аргументов в пользу веры в то время (в конце 1800-х годов), когда философия была очень немодным способом мыслить! Но на версию христианства Киркегора повлияли многие другие философии и религии, в частности буддизм (хотя ученые расходятся во мнениях о том, насколько это повлияло на него и насколько сходство является совпадением).

История развития гедонизма

Основал данное учение древнегреческий философ Аристипп (V – IV вв. до н. э.). Он считал, что у человеческой души есть два основных состояния: удовольствие и страдание. По его мнению, между разными видами этих двух чувств нет особой разницы, и меняется только их интенсивность. Аристипп заложил основной принцип гедонизма: получать максимум удовольствий от жизни, избегая страданий.

Эпикур (IV — III вв. до н. э.) считал, что человек должен прожить «удавшуюся» жизнь, а важнейшим показателем удавшейся жизни он считал отсутствие страданий и несчастий. В понимании Эпикура, счастливый человек – это тот, кому не приходится заниматься неприятными делами.

Английский философ Генри Сиджвик (1838-1900) по-своему определял, что такое гедонизм. Он разделил это понятие на два: «этический гедонизм» и «психологический гедонизм» (мы рассматривали их выше). Первый термин используется для обозначения классического философского гедонизма, каким его описывал Аристипп. Второй подразумевает заложенное в нашей психике стремление к удовольствиям и избегание страданий.

Как проявляется гедонизм?

В гедонизме рассматриваются все виды удовольствий, доступные человеку: вкусная еда, секс, хобби, приятное общение, употребление алкоголя и прочее. У большинства людей удовольствие ассоциируется с различными физическими наслаждениями, но гедонизм подразумевает также получение эстетического и морального наслаждения.

Гедонизм подразумевает не только выбор занятий, доставляющих удовольствие, но и отказ от всего, что причиняет дискомфорт. И вторую часть большинству людей понять гораздо сложнее. Многие из нас постоянно занимаются не приносящими радости делами, от которых можно было бы полностью отказаться.

Наверняка и у вас бывали ситуации, когда вы соглашались поучаствовать в каком-то «развлекательном» мероприятии, несмотря на отсутствие желания. Например, друзья пригласили в клуб, и вы не смогли отказать, поэтому весь вечер провели в дискомфортной для себя обстановке. Формально такое времяпровождение считается отдыхом, но на практике оно может утомить сильнее, чем самая сложная работа. Поэтому умение говорить «Нет!» – один из важнейших навыков гедониста.

Сложно найти двух человек с одинаковыми интересами и желаниями, поэтому гедонизм у всех проявляется по-разному. Главное – уметь выделять для себя дела, которые доставляют истинное удовольствие и не причиняют неудобств. Гедонистом можно назвать человека, который «прожигает» жизнь, всячески развлекается, выпивает с друзьями, живёт сегодняшним днём и не думает о завтрашнем.

Плюсы и минусы гедонизма

Гедонизм – это система принципов, направленная на то, чтобы повысить уровень счастья каждого человека в отдельности и человечества в целом. С этой точки зрения его пользу можно считать неоспоримой. Так же, плюсы гедонизма проявляются в следующем:

  1. Получение удовольствия снижает уровень стресса, способствует расслаблению и хорошему отдыху. Это позволяет продуктивнее работать, избегая эмоционального выгорания, и быть эффективнее во всех делах.
  2. Стороннику гедонизма свойственно думать не только о своих интересах, но и о чужих. Поэтому рядом с таким человеком всегда комфортно.
  3. Гедонисты не накапливают негатив. Благодаря этому они не склонны к токсичности и практически никогда не ссорятся с близкими.
  4. Экспериментально установлено, что регулярное получение удовольствия повышает креативность и другие когнитивные способности. Улучшается даже физическое здоровье, поэтому жизнь гедониста становится более приятной во всех отношениях.
Как быть Леди:  Гедонизм: Что Это Простыми Словами? (Основные Принципы)

Имеются у гедонизма и некоторые недостатки:

  1. Ослабление вкуса к наслаждениям. Если в жизни человека много удовольствий, ему становится сложнее радоваться повседневным мелочам.
  2. Праздность. Иногда возникают ситуации, когда действительно стоит поработать несколько дней по вечерам, чтобы «сделать рывок» и привлечь в свою жизнь позитивные перемены. Гедонизм же учит всегда заниматься тем, чем хочется, а не тем, чем нужно.
  3. Вред здоровью. Данное учение никак не ограничивает человека и поощряет все действия, приносящие удовольствие. В их числе могут оказаться и вредные привычки.

Принципы гедонизма

Для полного понимания того, что такое гедонизм, достаточно знать один основополагающий принцип данного учения – нужно жить в своё удовольствие, избегая страданий. Всё остальное – индивидуально, ведь каждый человек находит удовольствие в разных вещах.

При этом существуют определенные факторы, влияющие на количество и качество эмоций, которые нам доставляют любимые занятия. Если хотите получать больше удовольствия от жизни, запомните эти принципы и учитывайте их, когда строите планы.

  1. Завышенные ожидания приводят к разочарованию даже при положительном результате. А приятные сюрпризы на фоне заниженных ожиданий радуют вдвойне. Поэтому, планируя любые приятные занятия, не следует переоценивать перспективы. Лучше продумать более скромный сценарий, а потом получить больше удовольствия за счёт неожиданных радостных событий.
  2. Гарантированные маленькие радости могут сгладить разочарование. Поэтому их всегда желательно включать в свои планы на случай, если не сбудутся какие-то важные ожидания.
  3. Нельзя перебарщивать с любимыми удовольствиями. Предположим, вы попробовали новые конфеты с необычной начинкой и решили, что отныне это ваше любимое лакомство. Так и будет, если вы будете изредка баловать себя ими. Но если вы начнёте покупать эти конфеты каждый день, то вскоре потеряете к ним интерес и лишитесь данного удовольствия.
  4. Наслаждение от определенного занятия сильно зависит от подхода к нему. В пример можно привести вино. Кто-то пьёт его маленькими глотками, стараясь прочувствовать каждую нотку его вкуса и рассматривая узоры, которые оно оставляет на стекле бокала. А кто-то выпивает практически залпом в качестве аперитива. Нельзя сказать, что второй человек делает это совсем уж без удовольствия, но уровень наслаждения совсем другой.
  5. Сила удовольствия зависит от обстановки и совмещения с другими приятными обстоятельствами. К примеру, шашлык приятнее есть на природе, даже если в вашем любимом кафе его готовят намного вкуснее. И даже секс может быть гораздо приятнее, если ему предшествует романтический ужин или другие «особенные» события.

Разумеется, следование принципам гедонизма подразумевает не только поиск удовольствий, но и избегание дискомфорта. Поэтому всегда заранее думайте о том, действительно ли вы хотите заниматься тем, что планируете. Желательно также спрашивать об этом у окружающих, ведь гедонизм подразумевает, что хорошо всем, а не только вам. И не забывайте, что нет ничего плохого в том, чтобы отказаться от неинтересного времяпровождения, предложенного друзьями.

Эвдемонизм: не удовольствие, но счастье

Параллельно гедонизму развивался эвдемонизм – схожее и пересекающееся течение, вплоть до того, что Эпикура относят сразу к двум направлениям так же, как и некоторых других последующих мыслителей. От гедонизма эвдемонизм отличается тем, что целью человеческой жизни считает достижение счастья, а не удовольствия.

«Римляне времен упадка» (Тома Кутюр, 1847)

В дальнейшем еще заметнее проявится тот факт, что многое в гедонистическом дискурсе зависит от того, используются ли определенные понятия как синонимы или нужны для того, чтобы разделять феномены. Для гедонистов в целом счастье и удовольствия тождественны. Несмотря на все различия, в этом воззрения Аристиппа и Эпикура схожи.

Хороший пример эвдемонизма – Аристотель. Он разделял понятия счастья и удовольствия во много из той предпосылки, что достижение счастья сопровождается неудовольствием. Дело скорее именно в достижении, которое предполагает прохождение пути чуть более сложного, нежели поход до магазина за вином.

Забегая вперед, аналогично и с понятием пользы, которая в утилитаризме отлично и от счастья, и от удовольствия. Отметим, что в этом и есть сущностная черта гедонизма. Обычно для него и благо, и польза, и счастье суть одно, ведь оно сводится или выражается через удовольствие, да еще желательно только телесное.

Греческое εὐδαιμονία – это слово, которое стоило бы перевести не только как «счастье», но и как «блаженство». И это не просто попытка сделать акцент на какой-то общей характеристике состояния, независящей от деталей жизненных переживаний.

Аристотель выбирает это слово в качестве философского ориентира, потому что оно отсылает к высшему божественному уровню. Эвдемонию «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого», – говорит он, тем самым пытаясь избавиться от неразрешимой двойственности удовольствия-страдания (то ли от одного бегут к другому, то ли наоборот).

В какой-то очень извращенной мере в современном мире эвдемонистами являются любители позитивного мышления и не-думания о плохом. Сейчас стремление к счастью и думание о счастье преимущественно сводится к чисто механическому игнорированию несчастья. Как подметила Эдит Холл, настоящий эвдемонизм похож на стоицизм с позитивным взглядом на мир.

«Вакханалия» (Тициан, 1524)

Безусловно, практически все этические мыслители после Аристотеля говорят про счастье, но в общем взгляде на мир и самого себя, пожалуй, наиболее близок к образу эвдемониста Готфрид Вильгельм Лейбниц (кстати, тоже один из предтеч позитивного мышления – в форме принципа предустановленной гармонии).

В ХХ веке целая плеяда англоязычных этиков попытается вернуться к аристотелевскому взгляду на счастье и добродетель. Одной из первых была Элизабет Энском, отмечавшая, что человек, задавленный универсальными требованиями долга, не может быть счастлив (и поэтому нужно больше обращать внимание не на долг, а на качества, ведущие к правильным поступкам и довольству собой).

Подытоживая, максима эвдемонизма может звучать следующим образом: человек хочет счастья, которое является благом, не тождественным удовольствию, которое в свою очередь является чем-то вроде побочного эффекта счастья. Проблема остается, правда, в том, что удовольствие реально, а вот счастье – это всего лишь мысль, оценочное понятие, которым можно манипулировать.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий