- ✔ гедонизм в современном обществе – это хорошо или плохо?
- ✔ гедонизм и эпикурейство: какая между ними связь?
- ✔ как распознать деструктивного гедониста?
- Гедонизм и современность
- Гедонизм и футурология
- Гедонизм как чистая философия
- Елена гуськова: ассертивность. не роскошь, а абсолютная необходимость.
- Здоровый (взрослый, зрелый, универсальный) гедонизм
- Кто такие гедонисты
- Научная дискуссия вокруг гедонизма
- Нездоровый (инфантильный, эгоистический) гедонизм
- Отличие гедонизма от эпикурейства и других подобных учений
- Плюсы и минусы гедонизма
- Примеры гедонизма
- Примечания
- Психологический
- Соцсети пропагандируют гедонизм. но хорошо ли это? | tiledi.ru
- Ссылки
- Эвдемонизм
- Этический
✔ гедонизм в современном обществе – это хорошо или плохо?
Быть гедонистом в условиях нашей реальности – это хорошо или плохо? Все зависит от того, какой именно вид гедонизма человек практикует. Доведенный до максимума гедонизм может лишить индивида, для которого погоня за наслаждениями является смыслом и целью всей жизни, самого главного – его души.
⚑ Существует два вида гедонизма: хороший (конструктивный, здоровый, разумный) и плохой (деструктивный, нездоровый, неразумный). Хорошим и конструктивным гедонизм можно назвать тогда, когда человек, искренне заботясь о себе и своем комфорте, ищет для себя самого лучшего: покупает качественные продукты питания и одежду, приобретает бытовую технику, которая помогает ему сэкономить время и потратить его на какие-то приятные и полезные занятия, регулярно сдает все необходимые анализы и проверяет состояние своего здоровья, умеет качественно отдыхать и т.д.
Если в поведении гедониста присутствует необходимая и обусловленная завтрашним днем и базовыми потребностями забота о себе, то он исповедует конструктивный гедонизм. Комфортные условия, здоровый образ жизни, вкусная и полезная еда, полноценный отдых положительно влияют на людей, продлевают их жизнь, повышают уровень работоспособности, помогают найти время на творчество и креатив.
В своем здоровом проявлении гедонизм – это прекрасное явление, благодаря которому человек может легко отказаться от назойливых советов и рекомендаций окружающих людей, заниматься любимым делом, общаться с интересными и вдохновляющими его личностями, чувствовать себя счастливым и самодостаточным.
Плохим и деструктивным гедонизм является тогда, когда ориентированный только на удовольствия индивид, не беря на себя ответственности за собственные действия, не думая о здоровье, накоплениях, социальных связях и будущем, тратит свое драгоценное время впустую и не развивается как личность.
Хотя материальный мир и предлагает бесчисленное множество развлечений, но у всего в этом мире есть начало и конец. На каком-то этапе жаждущий наслаждения прожигатель жизни вдруг понимает, что его больше ничего не радует: все этапы какой-то части привлекающих его наслаждений уже успешно пройдены, а новых объектов на горизонте не наблюдается.
✔ гедонизм и эпикурейство: какая между ними связь?
С тем, что такое гедонизм простыми словами, мы уже разобрались. Но какая же связь существует между гедонизмом и эпикурейством? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно понять, что такое эпикурейство.
✔ как распознать деструктивного гедониста?
Стать деструктивным гедонистом может каждый из нас, но чаще всего к нему склонны люди с набором определенных характеристик. Если индивид стал поклонником деструктивного гедонизма в подростковом возрасте, то своевременный контроль со стороны родителей и учителей еще может спасти его от морального разложения.
На заметку людям, которые хотят переделать такого человека и заставить его смотреть на мир сквозь призму совершенно противоположных жизненных ценностей: чем раньше вы снимете розовые очки, посмотрите правде в глаза и перестанете тратить энергию на это бессмысленное занятие, тем лучше!
Взрослые люди меняются и добровольно вносят коррективы в свой внутренний набор жизненных принципов, стереотипов и шаблонов только тогда, когда у них внутри формируется такой запрос. Пока же у человека такой внутренней необходимости нет, то у него не будет и возможностей для реализации этой необходимости.
Деструктивными гедонистами чаще всего становятся люди инфантильные, со слабой силой воли, нестабильной и скачущей самооценкой (сегодня на голове роскошная корона, а завтра – дырявое ведро), стремлением к получению благ без каких-либо усилий. Они ленивые, не умеют контролировать себя и презирают дисциплину, а их эмоции и необузданные желания часто берут верх над здравым смыслом.
Деструктивный гедонист все время гонится за наслаждениями, поэтому никогда не ощущает себя в текущем моменте и не умеет получать от него удовольствие. В отличие от конструктивного гедониста, который сначала накапливает ресурсы, а потом тратит их на то, чтобы насладиться полноценным отдыхом и заработанными честным трудом благами, деструктивный гедонист действует по-другому.
Сторонники нездорового гедонизма не стремятся к саморазвитию. Они думают лишь о том, как получить кайф именно здесь и именно сейчас. На чувства и желания окружающих людей им глубоко плевать. Некоторые из них настолько привыкли получать удовольствия за счет других, что готовы пойти на преступление, лишь бы удовлетворить свои физические потребности.
Деструктивные гедонисты-эстеты всегда судят по внешнему виду. Внутренний мир людей их мало волнует, лишь бы те были модно одеты и держали в руках новую модель айфона. Погоня за удовольствиями у таких индивидов часто заканчивается потерей возможностей для реализации внутреннего потенциала, фрустрацией и проблемами со здоровьем.
Гедонизм и современность
В традиционных обществах имелся недостаток ресурсов, и гедонизм не получил широкого распространения. Даже в Древней Греции, где была изобретена эта концепция, она подвергалась осмыслению и часто рассматривалась философски, а не как примитивный призыв к увеличению потребления удовольствий — см. различные ответвления в учении киренаиков.
В до- и индустриальном обществе удовольствия ограничивались этикой по принципу «делу — время, потехе — час». Затем сформировалась протестантская этика, которая провозглашала рациональное использование богатства как признака религиозной избранности, а не источника получения удовольствий.
Однако современный мир в развитых странах не испытывает недостатка ресурсов, а общественная либеральная этика положительно относится к росту потребления. Когда эта тенденция только намечалась, Герберт Маркузе счёл основной чертой современного ему общества утверждение нарциссизма, а Эрих Фромм — становление радикального гедонизма[19].
При этом нарциссизм и гедонизм тесно связаны между собой, являясь проявлениями единого процесса и усиливая друг друга на фоне массовой культуры, нивелирующей значение ценностей, отличных от материальных и от получения примитивных удовольствий животного уровня[20].
Некогда возникшие в античности теории этического релятивизма и гедонистического аморализма в современности ведут к обесцениванию в социуме общих ценностей как таковых. Индивидуализм ложно понимается как безусловное самооправдание «свободы самовыражения», в чём бы она не заключалась, лишь бы не попадала под юридический запрет.
В античности подобный кризис не возник, так как этика получила дальнейшее развитие параллельно со становлением наук и логики как таковой. В современности это может соответствовать культуре, которая основана на почитании науки, развития и т.д. Однако в современности потакание примитивному гедонизму является бизнесом, от фастфуда и до порнографии, причём ситуация постоянно ухудшается[21].
Более того: если в современном социуме Запада можно увидеть признаки пресыщения потребительством и идеалами либерализма, то большинство менее развитых стран, подключённые к общему глобальному рынку, только начинают «входить во вкус». При этом рекламно-развлекательная машина действует на всём информационном пространстве, что в современности облегчено наличием интернета.
Таким образом, даже если население стран Запада пресытится потреблением ради потребления, это будет компенсировано разрастающимся внедрением общества удовольствия как самоцели во всем остальном мире: «маховик индустрии развлечений, гедонизма и потребительства начинает раскручиваться все сильнее и остановить его импульсами из обществ, которые уже устали от этого процесса, теперь невозможно»[22] (при сохранении либерализма).
Гедонизм и футурология
Современная футурология (главным образом, трансгуманисты) считает, что в будущем человек сможет менять структуру своего тела и искусственно изменять психику.[13][14][15]
Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей и считает, что одним из магистральных направлений дальнейшей автоэволюции биосферы будет повышение счастья человека и, возможно, остальных чувствующих существ. Происходить этот процесс будет с помощью новейших технологий, включая прямое воздействие на мозг.
Гедонизм как чистая философия
Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души.
При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.
Однако наслаждение у Аристиппа и киренаиков в целом — философский принцип, а не просто желание удовольствия[1]. Они не максимизируют удовольствия, а наслаждаются ими; через наслаждение проявляется свобода. А.Ф. Лосев писал по теме[2]:
«Таким образом, принцип киренаиков заключался не просто в наслаждении, но в свободе духа, который всегда наполнен наслаждениями, что бы на него ни действовало, независимо от внутреннего самонаслаждения духа от каких бы то ни было внешних влияний».
Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья.
Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократовXVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV.
Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама.
Елена гуськова: ассертивность. не роскошь, а абсолютная необходимость.
Ассертивность — способность человека самостоятельно управлять собственным поведением, не завися от оценки окружения и различных не слишком разумных и не слишком осознанных моделей поведения в обществе.
В обществе сложились две модели поведения в ходе общения, которые уводят далеко от ассертивности.
Первая модель — это своеобразное «прибеднение», принижение себя, дабы выглядеть человеком, которого нужно пожалеть и все для него сделать.
Вторая модель — это агрессивное поведение, сразу задающее тон «чтобы боялись».
К примеру, мама с ребенком идет к врачу. Она может общаться с врачом слегка заискивающе, чтобы тот «смилостивился» и сделал все, как надо.
Либо мама изначально и на повышенных тонах демонстрирует врачу свою осведомленность во всяких медицинских делах, чтобы врач понял, что ее не проведешь неграмотным назначением.
Ассертивное поведение предполагает партнерство, общение на равных. Без «прибеднения» и без агрессивности.
В последнее время мы с клиентами много занимаемся развитием ассертивности. Берем модель ассертивного поведения Мануэля Смита с его ассертивными правами и негативными убеждениями, не позволяющими реализовать ассертивность — и трансформируем эти убеждения, параллельно вырабатывая новые модели поведения.
Я считаю работу по ассертивности очень важным пунктом в ходе долгосрочной терапии. Дело в том, что не-ассертивное поведение предполагает расходование большого количества энергии, а ассертивное поведение — это баланс, это истинное удовольствие от общения в любом его виде (с родственниками, с начальством, с друзьями, со всеми службами и т.д.)
Давайте рассмотрим ассертивные права Мануэля Смита и подумаем, насколько важно их сделать частью своей картины мира.
1) Я имею право самостоятельно оценивать свои мысли, эмоции и поведение и отвечать за то, что за ними последует.
Казалось бы, большинство подумают, что так оно и есть. Тогда давайте посмотрим, так ли это, выяснив, есть ли параллельно с вышеуказанным следующее убеждение (Смит называл их манипулятивными, блокирующими ассертивные права). Потому что если оно есть, то надо определиться все же, какое из них действительно имеет место:
Я не должен независимо от других оценивать свое поведение. Существуют люди, которые в определенных вопросах имеют больший авторитет, вот они и могут оценивать меня.
Люди, у которых превалирует это убеждение, очень ярко демонстрируют это на всяких интернет-площадках. Например, я пишу какую-нибудь статью по психосоматике, а мне задают вопросы: «А кто это доказал в научных трудах, а кто сказал, что это так и есть, а почему вы так уверены в своих словах?» Вот действительно. Если кто-то сказал, то это мудро, а если я сказал, то здесь нужно ссылочку на авторитет. Ассертивный человек не испугается подобных манипуляций. «Я сказал, я подумал, я сделал — и этого достаточно». И здесь речь не о выпячивающейся глупости, а о простом уважении к себе, к своим проявлениям. Да, я ценен, да я умею оценивать себя. Делаю это правильно и мудро. Точка.
2) Я имею право не извиняться, не отчитываться за свое поведение, не объяснять его мотивы кому бы то ни было.
Убеждение, мешающее данному ассертивному праву:
Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, хорошо было бы объяснять им, почему я сделал так или иначе и желательно продемонстрировать извинение (тоном или словами) за свои поступки.
Представьте себе ситуацию: в одном классе учится мальчик, который немножко походя побивает всех учеников. Многочисленные обращения к родителям мальчика со стороны учителя и родителей не дают эффекта. После чего родительский комитет решает не иметь дел с мамой мальчика, и на совместные поездки, например, на экскурсии, мальчика не приглашают.
Мама искренне обижается и пытается выразить претензии через общую группу в мессенджере, а также выразить свое «фе» главе родительского комитета. Мама из родительского комитета знакома с ассертивным поведением, она отвечает коротко: «Мы так решили». Без объяснений, без извинений. Возможно, кому-то покажется это жестким. Но мама из родительского комитета следит за гармонией в своей душе, и ей ее собственное душевное спокойствие важнее любых выяснений отношений.
3) Я имею право решить, отвечаю ли я за решение проблем других людей (полностью или частично).
Мои обязательства по отношению к другим выше, нежели обязательства по отношению к себе. Желательно приспособиться к потребностям общества, пусть и пожертвовав своим достоинством.
Я думаю, что многие поймут, куда клонит манипулятивное убеждение: «я должен обществу, партии, маме, мужу, детям и т.д.» А если вдруг будешь жить, как удобно (не мешая, кстати, другим!), то ты эгоист, отщепенец, лентяй и т.п.
Типичное требование поставить интересы другого выше своих — это требование матери у одного ребенка заботиться об интересах другого ребенка, хотя тот, о котором требуют заботиться уже давно должен заботиться о себе сам хотя бы в силу возраста .
4) Я имею право изменить свое мнение.
Да, я имею право. И тысячу раз. И право продемонстрировать это изменение мнения тысячу раз.
В случае, если я хоть раз высказал свое мнение, то я должен придерживаться его. Если я хочу его поменять, то я должен извиниться за то, что в прошлый раз я ошибался и признать свою некомпетентность в данном вопросе в прошлый раз.
Ну что тут можно добавить. Век живи — век учись. Я меняюсь, и это норма жизни. Так что все нормально. Я изменил свое мнение, и всё.
5) Я имею право ошибаться, признавать свои ошибки и отвечать за свои ошибки.
Мне не положено ошибаться, а если я ошибся, то я должен испытывать вину за свою ошибку.
Когда я слышу, что человек сильно переживает за допущенную им ошибку, то мы делаем обычно две основные вещи:
а) смотрим, в каких случаях он испытывал подобное чувство вины в детстве, трансформируем это чувство вины в прошлом во что-то адекватное (в противовес ужасной подавленности от ошибки или, к примеру, паники, ведь мама накажет!), и в настоящем человек испытывает уже новые ощущения чувства вины, которые, скорее, созидательны (как это и должно быть!), нежели травмирующие.
б) создаем убеждение (параллельно убирая негативное) о том, что любая ошибка — это возможность роста и возрастающего благополучия (а не наоборот).
6) Я имею право сказать «я не знаю» при ответе на любой вопрос.
Я обязан дать ответ на любой вопрос.
Это все от программы перфекционизма, заданной в детстве. Я точно знаю, что она трансформируется. Особенно если убрать страх за ошибку, как мы делали выше. Либо если дело не столько в страхе, а в не совсем комфортном стремлении сделать мир лучше, то мы работаем с тем, чтобы появилось убеждение, что мир уже достаточно хорош.
7) Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне.
Это важно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили.
Интересно, что человек, который демонстрирует ассертивность, ощущает, что ему сполна дали любви в детстве. Это намного, намного более уверенный в себе человек, нежели те, кто такой любви получил недостаточно. Это, кстати, не приговор. Наполнить себя безусловной любовью и принятием вполне возможно, используя определенные психотехнологии.
8) Я имею право принимать нелогичные решения.
Я должен быть логичен, потому что разумно лишь то, что логично.
Может, и так. Но честное слово, какое это блаженство — не бояться принимать нелогичные решения.
9) Я имею право сказать, что я тебя не понимаю (совсем не понимаю, не совсем понимаю и т.д.)
Я должен понимать других людей, желательно с полуслова, я должен быть к ним внимательным, лучше я вообще не буду говорить, что мне что-то непонятно или странно в поведении и словах других людей, а иначе меня сочтут невоспитанным грубым человеком, и со мной не будут общаться и не будут меня любить.
И снова страх, что ошибусь и меня не будут любить. На самом деле будут, и как раз тогда, когда вы будете спокойно, без внутренней истерии, с чувством собственного достоинства и уважением к себе (а значит, все вышеперечисленное вы будете видеть в других людях) доносить любую точку зрения собеседнику, в том числе и факт, что вы его не понимаете.
10) Я имею право сказать «меня это не интересует».
Я должен эмоционально относиться ко всему, что случается вокруг меня. Если мне это плохо удается, то я безразличный человек.
Помню, я вела речь с одним человеком насчет того, какие события происходят в мире. Он очень сильно переживал по этому поводу, и было видно, что это негативно влияет на его здоровье. Тогда я не выдержала и включила психотерапевта, сказав: «А какую проблему лично для вас составляют эти события?» Он замолчал, слегка, казалось, ошарашенный таким подходом. Но потом вдруг резко ответил: «Вы безответственная».
Пожалуй. Мне хватает ответственности в других сферах жизни. А есть вещи, которые меня просто не интересуют. Это мой осознанный выбор. Правда, мне пришлось его сделать не от хорошей жизни, а потому, что меня сильно впечатляли любые негативные события, о которых я просто слышала или читала, не говоря уже о тех, которые происходили в непосредственной близости от меня.
Ассертивность — это не роскошь, это абсолютная необходимость для человека творческого, для человека, любящего жизнь. Как можно было заметить, приведенные выше манипулятивные убеждения, характерные для нашего общества — это источники постоянного напряжения, источники больших психических, а то и физических, и при этом абсолютно бесполезных затрат. Если хочется жить свободно и тратить время и силы на свое развитие, а также на развитие тех, за кого ты ответственен по-настоящему, например своих детей — ассертивность — необходимое для этого условие.
Уау! Вы дошли до конца!) Блог автора автора статьи Елены Гуськовой https://elenaguskova.ru/blog/
Комментарии можно оставить здесь https://elenaguskova.ru/assertivnost/
Здоровый (взрослый, зрелый, универсальный) гедонизм
Представители этой ветви учения предпочитают получать наслаждение от простых вещей. К примеру, таких как красивые рассветы и закаты. Им приносит удовлетворение общение с родными, друзьями, интересная книга, помощь нуждающемуся, увлекательное путешествие и др.
Они не ставят для себя самоцелью только получение физического удовольствия любой ценой. Этим людям может приносить наслаждение решение профессиональных задач и совершение обычных бытовых действий. Им в равной степени нравится сам процесс и результат их труда, достижение конкретной цели.
К примеру, архитектор, наслаждающийся процессом разработки проекта красивого, уютного и полезного здания. Не меньше его радует благодарность людей, с удовольствием использующих уже готовый, построенный по его проекту дом. Ему приносит наслаждение и слава талантливого архитектора.
Или домохозяйка, с большим удовольствием пекущая праздничный торт на день рождения сына. С таким же наслаждением она пробует его в кругу своей семьи, собравшейся за праздничным столом. Она искренне радуется также тому, что вкус и вид торта понравились всем, кто пришел на праздник.
Кто такие гедонисты
Это те, кто придерживается постулатов теории гедонизма. Обычно они ставят целью наслаждение каждой секундой своей жизни. При этом разные люди понимают это учение по-разному. Чаще всего это зависит от уровня развития человека, от тех целей, которые он перед собой ставит, и его восприятия жизни в целом. Источниками наслаждения для разных людей могут быть абсолютно разные вещи:
- употребление вкусной изысканной еды;
- друзья, веселые компании, организация веселых вечеринок;
- разнообразные хобби;
- чтение книг;
- секс;
- власть;
- семья;
- признание и слава;
- алкоголь, наркотики, азартные игры;
- процесс и результаты получения высокого уровня развития.
Часто гедонист описывается как человек, пренебрегающий всем, что может помешать ему получать удовольствие каждую секунду, живущий «одним днем». Для этого он может пожертвовать моралью, законами, честью, этикой, социальными нормами и др. Но все ли гедонисты одинаковы?
Научная дискуссия вокруг гедонизма
Генри Сиджвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости.
Чисто физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. В свою очередь, этический гедонизм является нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм), или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). Бентам разделял обе формы гедонизма. В частности, как психологический гедонист он писал:
Природа поставила человека под управление двух верховных властителей, страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать. К их престолу привязаны, с одной стороны, образчик хорошего и дурного и, с другой, цель причин и действий. [4]
Таким образом, Сиджвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма (психологический гедонизм) имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода.
Первый подход научной проверки психологического гедонизма состоит в том, чтобы использовать его как постулат для некоторой более широкой теории поведения людей и проверить, действительно ли они ведут себя так. Наиболее известный пример здесь — работы участников Австрийской экономической школы и других экономистов-маржиналистов:
Карла Менгера, Вильфредо Парето, Людвига фон Мизеса и т. д. Эти авторы постулировали, что любой гражданин в своём экономическом поведении стремится к максимизации удовольствия, и именно исходя из этого принимает решения о покупке товара или вступлении в иные товарно-денежные отношения.
Австрийская школа совершила революцию в мировой экономической мысли, некоторые её участники (в частности, Мизес) получили Нобелевские премии. Тем не менее до сих пор сохраняются споры, можно ли считать успехи теорий перечисленных авторов доказательством гедонизма, или же они лишь опровергают ограниченный круг альтернативных учений.[источник не указан 555 дней]
Второй подход научной проверки психологического гедонизма состоит в исследовании нейромеханизмов мотивации человека и животных с целью выявления единого стимула любого сознательного поведения. Психологический гедонизм верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит один и тот же конечный критерий принятия решения.
Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой так называемых центров удовольствия. В 1954 году американские физиологи Олдс и Милнер показали, что электростимуляция некоторых центров мозга крыс и мышей может по сути напрямую управлять их поведением.
Было показано, что животным нравится стимуляция этих центров, и даже если им самим предоставляется возможность замыкать электроды, они это делают безостановочно, отказываясь от еды и других необходимых действий.[5]
Дальнейшие исследования показали, что найденные учёными центры связаны с выделением таких нейромедиаторов как дофамин, серотонин и норадреналин, но они ответственны скорее за стимуляцию, нежели собственно за удовольствие. Аналогичные опыты на людях показали, что хотя у них и присутствует сильная мотивация стимулировать центры, они испытывают при этом не столько удовольствие, сколько азарт и предвкушение.[6] Однако в мозге были обнаружены другие центры (на этот раз, связанные с работой не катехоламинов (норадреналин и др), а опиоидов).
В частности, Берриджем и Смитом было показано, что удовольствие можно надёжно вызывать, воздействуя на опиоидные мю-рецепторы в бледном шаре и прилежащем ядре.[7] Тем не менее, как признают сами авторы, само наличие этих центров тоже мало что доказывает, так как неясен дальнейший каскад событий после раздражения рецепторов.
В 2021 году Виктор Аргонов предложил набор постулатов, подтверждение которых могло бы строго означать научную проверку психологического гедонизма.[8] Он утверждает о необходимости поиска нейрокоррелята удовольствия — нейрофизиологического параметра, максимизация которого однозначно связана с любым волевым поведением.
На сегодняшний день такой параметр неизвестен. Ни уровень катехоламинов, ни уровень опиоидов не могут претендовать на роль нейрокоррелята удовольствия. Скорее всего, работа этих нейромедиаторов является лишь промежуточным звеном в механизме появления удовольствия.
Помимо нейромедиаторных, существуют и более фундаментальные гипотезы о нейрокорреляте удовольствия. Так, Карл Фристон считает, что поведение может быть сведено к минимизации информационной свободной энергии.[9] Согласно теории Владимира Швыркова, фундаментальной целью работы мозга является снабжение нейронов определёнными метаболитами.[10] Наконец, Сергей Мурик предполагает, что непосредственным нейрокоррелятом удовольствия является уровень поляризации мембран отдельных нейронов.[11][12] Такое обилие гипотез указывает, что наука пока далека от строгого определения нейрокоррелята удовольствия, если он вообще есть.
Тем не менее, работы в этом направлении продолжаются. В итоге, по мнению Аргонова, наука должна найти фундаментальную мотивацию, которую невозможно перепрограммировать никакой модификацией мыслящей структуры. Если такая фундаментальная мотивация существует, то это, вероятно, и стоит считать доказательством психологического гедонизма.
Нездоровый (инфантильный, эгоистический) гедонизм
Эту разновидность гедонизма выбирают для себя эгоцентричные люди, не желающие замечать кого-либо кроме себя и чего-либо кроме своих сиюминутных примитивных желаний. В тяге к порой эфемерным наслаждениям они становятся рабами вредных привычек. Употребление наркотиков, пьянство, азартные игры быстро превращаются из весьма сомнительного удовольствия.
Сначала кажется, что его «можно с легкостью бросить». Но это превращается в большую неразрешимую проблему, жесткую болезнь, порой угрожающую не только здоровью, но и жизни такого человека. Даже те, кто выбрал в качестве наслаждения беспорядочный секс и лень, в конечном итоге скатываются в депрессию, вызванную бесцельностью и бессмысленностью такого существования.
В психологии выделяют еще две разновидности гедонизма: психологический и этический.
Отличие гедонизма от эпикурейства и других подобных учений
Люди часто путают понятия «гедонист», «сибарит», «эгоист», «эпикуреец», наделяя эти термины одинаково негативным смыслом. Но так ли это на самом деле? Существует ли разница? Закоренелому эгоизму обычно не рад никто, кроме самого эгоиста. Ведь он ищет свое счастье, не замечая никого вокруг, нисколько не задумываясь о чувствах и благах окружающих его людей.
Гедонисту вовсе не обязательно быть эгоистом. Есть немало последователей гедонистических теорий, получающих искреннее удовольствие от добродетели и созидания, создания прекрасного, помощи людям и животным, других добрых дел. Каждое из гедонистических философских течений и учений при общем стремлении к счастью или удовольствию имеет отличительные черты и своих последователей.
Плюсы и минусы гедонизма
Каждый человек в большей или меньшей мере является гедонистом. В физическом смысле он неизбежно становится последователем этой теории как существо, наделенное способностью получать удовольствие от вкусной еды, приятных ароматов, красивой музыки и др.
Выращивание ароматных и красивых цветов, сочинение восхитительной музыки, стихов или увлекательной повести, приготовление изысканных блюд способны принести не сравнимое ни с чем наслаждение. Поэтому разговор о недостатках и достоинствах гедонизма зачастую основывается на качествах личности самого человека.
Все зависит от того, что именно для него является высшим счастьем, насколько высоко его духовное развитие. Низкий уровень развития, нежелание его повышать часто приводят к поискам разрушительных, губительных «удовольствий» (наркотики, пьянство, азартные игры и др.).
Они приносят больше страданий, чем счастья самому горе-гедонисту и его близким. Гедонизм может приносить большую радость и пользу самому человеку и окружающим его людям или наносить заметный вред обществу и тому, кто стремится к наслаждениям любой ценой.
Примеры гедонизма
Можно привести множество разнообразных примеров чрезмерного, губительного или, наоборот, «хорошего», приносящего пользу обществу и человеку гедонизма. Вот лишь некоторые из них:
- Нездоровый гедонизм может породить гедонистический голод, который представляет собой стремление употреблять пищу, даже если дефицит энергии отсутствует. Такие гедонисты едят в погоне за щекочущим рецепторы удовольствием от вкуса и запаха пищи, не обращая внимания на свое здоровье.
- Определение «гедонистическая функция» рассказывает о наслаждении и радости, которые привносит в жизнь человека искусство. Представляя собой гармонию красок, звуков, форм, образов, оно необходимо для формирования и развития в человеке вкуса. Оно же пробуждает в нем творческий потенциал. Неудивительно, что большинство творческих людей и ценителей искусства в той или иной мере гедонисты.
- Знаменитый «сухой закон» в Америке был призван избавить общество от злоупотребления алкоголем. Но развитие подпольных клубов, торговавших запретными напитками, привело к обратному эффекту. Чтобы попробовать «запретный плод», туда стали приходить даже те, кто до того не имел пристрастия к спиртному.
Примечания
- ↑Кучковский П. В. Парадоксы чувств у киренаиков и их связь с софистами // Молодой ученый. — 2021. — №2. — С. 973-980.
- ↑Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон — М.: ООО «ИздательствоACT»; Харьков: Фолио, 2000. — С. 128.
- ↑Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation (англ.). — London: T. Payne, 1789.
- ↑Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998. С. 3.
- ↑Olds J., Milner P. Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain (англ.) // Journal of Comparative and Physiological Psychology : journal. — 1954. — Vol. 47. — P. 419—427.
- ↑Berridge K. C., Robinson T. E. What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience? (англ.) // Brain Research Reviews : journal. — 1998. — Vol. 28. — P. 309—369.
- ↑Smith K. S., Berridge K. C. Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum (англ.) // Journal of Neuroscience : journal. — 2007. — Vol. 27. — P. 1594—1605.
- ↑Argonov V. Yu.The Pleasure Principle as a Tool for Scientific Forecasting of Human Self-Evolution (англ.) // Journal of Evolution and thechnology : journal. — 2021. — Vol. 24. — P. 63—78.
- ↑Friston K. The free-energy principle: A unified brain theory? (англ.) // Nature Reviews Neuroscience : journal. — 2021. — Vol. 11. — P. 127—138.
- ↑Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики (рус.). — Москва: Издательство Института психологии РАН, 1995.
- ↑Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций (рус.). — Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
- ↑О природе эмоций, или Что чувствует амёба в горячей воде
- ↑Bostrom N.A history of transhumanist thought (неопр.) // Journal of Evolution and Technology. — 2005. — Т. 14. — С. 1—25.
- ↑Косарёв В. В.Кто будет жить на земле в 21 веке? (неопр.) // Нева. — 1997. — С. 135—149.
- ↑Аргонов В. Ю.Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития? (рус.) // Вопросы философии : журнал. — 2008. — Т. 12. — С. 22—37.
- ↑Pearce, David.The Hedonistic Imperative (англ.) (1995—2007). Дата обращения: 16 июля 2021.Архивировано 19 июля 2021 года.
- ↑The Abolitionist Society (англ.). Дата обращения: 16 июля 2021.Архивировано 2 декабря 2008 года.
- ↑Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 808 С.
- ↑Красникова В.П. Гуманистическая философия Эриха Фромма // Философские исследования и современность. Вып. 4. — М., 2021. — С. 103-110.
- ↑Аль-Хуссаини Р.Х. Гедонистические начала личности // Теория и практика общественного развития. — 2021. — №2. — С. 34-37.
- ↑Неганов В.В., Щёлоков К.С. К вопросу об античных истоках западного индивидуализма // Вестник Московского университета МВД России. —2021. — № 5. — С. 193-195.
- ↑Неганов В.В., Стрелкова Н.В., Щёлоков К.С. К вопросу об истоках и развитии современного гедонизма // Вестник Московского университета МВД России. — 2021. — №2. — С. 35-38.
Психологический
Этот подвид подразумевает получение наслаждения не только по достижении того факта, который должен «осчастливить», но и в процессе достижения цели или ожидания результата. К примеру, ребенок копит деньги на новый модный смартфон. За это время он успевает испытать гамму чувств, предвкушение и ожидание.
Соцсети пропагандируют гедонизм. но хорошо ли это? | tiledi.ru
Человек получает удовольствие, отдавая частичку своей энергии другим. Это доказывает пример благотворительности. Мы кайфуем от того, что делимся знаниями, информацией, результатами работы.
Кроме развития сферы удовольствий, куда мы относим хобби, путешествия и отдых, человек должен что-то создавать. То есть не только брать, подобно паразиту, но и отдавать.
У зрелого гедониста, кроме локальных удовольствий, есть отношения, работа и реализация. Именно туда он вкладывает свою энергию и силы. Он заботится о своем здоровье, в отличие от инфантильного гедониста. Он ставит себе цели и пытается их достигать. Как следствие — получает удовольствие от этого.
Поэтому секрет наслаждения таков: только те люди, у которых развиты все сферы жизни, будут по-настоящему от нее кайфовать.
Ссылки
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Эвдемонизм
Продолжение этого учения получило название «эвдемонизм». В переводе это слово означает «блаженство», «счастье». Это направление в этике ставит основной целью жизни человека достижение счастья и гармонии с окружающим миром. Последователи этой философии видели достижение удовлетворенности в разных явлениях.
Аристотель считал, что счастье может быть достигнуто только через добродетель, мудрость и блаженство от созерцания окружающего мира. Демокрит и Эпикур видели счастье в высшем духовном спокойствии. Богатство в их понимании было губительным для счастья.
Философ-материалист Людвиг Фейербах в 1869 году представил миру свой труд «Эвдемонизм». В нем он пояснял, что человек не может быть полностью удовлетворен, если при этом не достигнуто счастье близких ему людей. Он называет заботу об окружающих важным эгоистическим побуждением, вызывающим необходимую для человека ответную заботу.
В наше время на земле живет огромное количество поклонников этой философии. К эвдемоническим учениям современности относят одну из важнейших мировых религий – буддизм. Основной постулат в ней – достижение нирваны, избавление от всех страданий. Об этом слова Далай-ламы XIY, утверждающего, что все люди на земле хотят и ищут счастья, независимо от исповедуемой религии или полного неверия в бога.
Интересно! Сибарит – избалованный, изнеженный человек, живущий в роскоши и праздности, обожающий удовольствия. Легенды рассказывают, что это наименование пошло от названия города Сибарис, в котором люди жили особенно богато. В нашем веке при общественном порицании сибаритства своеобразный призыв к нему предлагают глянцевые журналы, рассказывающие о роскошной жизни богатых и знаменитых.
Чтобы действительно получать от своей жизни максимум удовольствия, не стоит делать теорию гедонизма (как, впрочем, и его диаметральную противоположность – аскетизм) единственной целью собственного существования. Фанатичное следование даже такому, стремящемуся к постоянному наслаждению учению не сможет принести настоящего счастья без стремления к собственному развитию, познанию себя и окружающего мира.
Этический
Это идея о том, что нужно наслаждаться жизнью в каждом ее моменте, здесь и сейчас. Видеть радость в любой приятной мелочи каждый день. Например, порадоваться хорошей погоде, красивому цветку, интересному фильму, чашке вкусного кофе и др. Последователи этого учения понимают, что для настоящего счастья вовсе не нужны супердорогие сверхмодные вещи, безостановочный секс или дорогая экзотическая еда. Зачастую обладание всем этим не приносит по-настоящему долгого, непреходящего счастья.