Астено-невротический синдром у детей | Дефектология Проф

Астено-невротический синдром у детей | Дефектология Проф Женщине
Содержание
  1. Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, в первую очередь, в ее недостаточной морфологической зрелости.
  2. Что означает астенический синдром? в чем его опасность?
  3. R53 недомогание и утомляемость: описание болезни в справочнике мкб-10 рлс.
  4. Астенический синдром
  5. Диагностика астенического синдрома
  6. Как и чем лечить астенический синдром?
  7. Как развивается астения?
  8. Лечение астении изоляцией
  9. Медикаментозное лечение астении
  10. Немедикаментозные методы
  11. Одно из ведущих мест для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей принадлежит физиологически полноценному сну, соответствующему возрастным и индивидуальным потребностям организма ребенка.
  12. Своим поведением, тоном разговора взрослый не только влияет на настроение детей, но и одновременно служит им примером в общении друг с другом.
  13. Течение астении
  14. У детей астено-невротический синдром имеет свои специфические особенности:

Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, в первую очередь, в ее недостаточной морфологической зрелости.

Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию различных неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток.

Еще одной важной особенностью нервной системы дошкольников является недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе, что создает условия для повышенной возбудимости нервных центров и сказывается не только на уровне физиологических возможностей организма, но и на поведении и двигательной активности.

Это касается даже абсолютно здоровых дошкольников, которые просто не могут в этом возрасте (в отличие от здоровых подростков и взрослых) преодолевать трудности посредством включения волевых усилий, управлять своим поведением в зависимости от ситуации.

Детей с астеническими расстройствами все это касается в гораздо большей степени. У таких детей любые неблагоприятные факторы, как дома, так и в детской дошкольной организации, гораздо быстрее приведут к перенапряжению нервной системы, а в силу возрастных особенностей — и к различным нервно-психическим расстройствам.

Что означает астенический синдром? в чем его опасность?

Астения – это состояние человека, при котором ему тревожно, он всегда ощущает усталость, даже тогда, когда на это нет причин. Данное заболевание сопровождается сильной сонливостью, повышенной раздражительность, потерей аппетита и другими симптомами. Причем статистика свидетельствует о том, что такое заболевание наблюдаются у взрослых и детей, но симптомы при этом могут быть разными.

астения

Опасность астении для человеческого организма очевидна. Неоказание необходимой помощи при заболевании способно вызвать различные патологические изменения в организме. К примеру, может развиться неврастения, депрессия и другие опасные для нормального функционирования человеческого организма заболевания. Астенический синдром опасен следующими нарушениями в организме человека:

  • постоянное чувство бессонницы, способно вызвать снижение работоспособности, нарушение внимания и концентрации;
  • снижение аппетита часто заканчивается полным отказом от еды;
  • у взрослого нередко появляется желание совершить суицид.

R53 недомогание и утомляемость: описание болезни в справочнике мкб-10 рлс.

Синдром хронической усталости также называют синдромом послевирусной слабости, миалгическим энцефаломиелитом, хронической усталостью или синдромом иммунной дисфункции. Это — заболевание, которое приводит к сильной постоянной слабости в течение продолжительного периода времени и сопровождается широким спектром других симптомов.

Причины возникновения

Причина заболевания остается неизвестной, хотя есть мнение, что в его развитие вовлечено несколько различных факторов. В некоторых случаях синдром хронической усталости появляется после перенесенной вирусной инфекции или тяжелой эмоциональной трамы, например развода. В других — не было отмечено каких-либо предшествующих болезней или значительных событий.

Факторы риска

Чаще всего заболевание наблюдается у женщин в возрастной группе от 25 до 45 лет.

Симптомы

Из-за широкой вариабельности симптомов заболевание часто даже не распознают или неправильно диагностируют.

Осложнения

У большинства людей с синдромом хронической усталости развивается депрессия, которая проявляется в отсутствии интереса к работе, хобби или постоянном беспокойстве. При синдроме хронической усталости обостряются такие аллергические заболевания, как экзема и астма.

Диагностика

Врач может диагностировать синдром хронической усталости, если слабость сохраняется более 6 мес без очевидных причин и сопровождается минимум 4 симптомами из приведенных выше. Это — диагностические критерии данного состояния. Однако постоянная слабость является распространенным симптомом многих болезней, включая гипофункцию щитовидной железы и анемию, и врач в первую очередь должен исключить именно эти нарушения. Если при обследовании не найдено причин слабости, то диагноз синдрома хронической усталости ставят только при соблюдении диагностических критериев. На врачебном приеме будет выполнен общий осмотр, заданы вопросы о том, нет ли у пациента психологических проблем, таких как депрессия. Также могут быть проведены анализы крови. Поскольку нет специфических диагностических тестов, то на диагностику требуется значительное время.

Mеры самопомощи

Несмотря на то что не разработано специфического лечения синдрома хронической усталости, существует ряд мер самопомощи, которые помогают справиться с этим состоянием. Рекомендуется предпринять следующие действия:

Лечение

Врач может назначить лекарства для снятия некоторых симптомов. Например для облегчения головной, суставной и мышечной боли назначают анальгетики, такие как аспирин и НПВС. Улучшить состояние пациента могут и антидепрессанты (даже при отсутствии симптомов депрессии). Врач назначит пациенту консультацию психолога, чтобы справиться с болезнью и получить поддержку, также будут полезны когнитивная и поведенческая терапия.

Прогноз

Синдром хронической усталости является очень продолжительным заболеванием. У некоторых пациентов в первые 1–2 года происходит ухудшение симптомов, а иногда симптомы появляются исчезают в течение многих лет. Примерно в половине случаев болезнь проходит полностью через несколько лет.

Астенический синдром

Характерны упадок сил, ощущение переутомления, чрезмерная истощаемость, повышение, а затем снижение нервно-психической возбудимости, ослабление внимания, неустойчивое настроение, общее снижение психической активности.

Астения, в отличие от физиологической усталости, носит витальный характер. Она постоянна, непосредственно не связана с перенапряжением, не исчезает даже после продолжительного отдыха. Значительно, порой до полного бессилия выражена общая слабость. Астенические состояния могут возникать и в виде приступов, когда пациенты, по их словам, не в состоянии «двигаться», «открыть рот», «раскусить таблетку» или «поднять руку». Чувство усталости нарастает во второй половине дня, но оно может быть выражено с утра или в другое, иногда определенное время суток. Многие астеничные пациенты отмечают рост усталости к концу рабочей недели, перед отпуском, обычно в весенние месяцы.

Снижение порога нервно-психической возбудимости выражается симптомами сенсорной гиперестезии (обостренного восприятия оптических, акустических, других внешних раздражителей), повышенной чувствительности к проприои интероцептивным раздражителям (головные боли, тяжесть в голове, ломота, давление в различных частях тела   и др.). Обостренно воспринимается чувство голода — субъективно повышенный аппетит пропадает после приема малых количеств пищи, быстро наступает насыщение. Возрастает половая возбудимость.

Сексуальное влечение нередко возникает в самых неподходящих ситуациях, например в автобусе, в толпе, при случайных касаниях с неизвестными людьми, под влиянием воспоминаний. Половая функция между тем нарушается — особенно часто у мужчин наблюдается преждевременная эякуляция. Аналогичным образом нарушается работоспособность — пациенты работают неровно, «скачками», быстро загораются и вскоре остывают. Острый поначалу интерес к какому-либо делу скоро притупляется, работа, чтение, общение надоедают, хочется смены впечатлений, других занятий.

Больные неспособны к длительному эмоциональному, умственному и физическому напряжению. Самочувствие значительно ухудшается после волнения, даже приятного, в шумной обстановке, в незнакомых, требующих напряжения внимания обстоятельствах, при обилии внешних впечатлений. Иногда усталость резко усиливается после еды. Плохо воспринимаются ситуации ожидания.

Например, пациенты не выносят очередей, предпочитают идти пешком, только бы не ждать автобуса, не могут откладывать дела «на потом», нервничают на рыбалке и вообще крайне нетерпеливы. Предвосхищая волнующие события, теряют к ним интерес, когда они наступают, так как бывают изнурены ожиданием. Характерно усиление симптоматики в связи с перепадами атмосферного давления, «на погоду»: появляются либо нарастают головные боли, усугубляются нарушения сна, вегетативной регуляции, увеличивается слабость, разбитость, ухудшается аппетит, больные становятся более нервными, раздражительными — симптом Пирогова, метеопатия.

Как быть Леди:  Даниил Хармс: «Меня интересует только чушь»: matveychev_oleg — LiveJournal

Настроение неустойчиво, не в меру повышается от незначительного успеха и резко падает при малейшей неудаче. Свойственное большинству астенизированных пациентов понижение настроения имеет оттенок неудовольствия, капризности, тревожности, неуверенности, нередко сопровождается слезливостью. Обостряется впечатлительность, больные раздражительны, вспыльчивы, однако вспышки аффекта поверхностны, непродолжительны. После этого они чувствуют себя значительно хуже.

Способность к концентрации внимания снижена. Внимание истощаемо, быстро нарастает отвлекаемость. Плохо усваивается прочитанное. Память субъективно снижена, больные часто жалуются на трудности в запоминании и воспроизведении впечатлений. Объективного снижения памяти большей частью не определяется. Из нарушений мышления типичными являются быстрая истощаемость способности к абстрагированию и переход   к излишней конкретизации. Отвлекаясь на мелочи, больные упускают нить рассуждений, отклоняются от темы, что ошибочно можно принять за обрыв мысли или расплывчатость мышления. Во время волнения забывают продолжение мысли, путаются, не могут быстро вспомнить хорошо известные им вещи.

Снижается способность к выполнению сложной интеллектуальной работы. Страдает точность формулирования мыслей, высказываниям недостает простоты, краткости и логичности. Пациенты сетуют на обеднение воображения, однообразие мыслей, стандартность решений, осознают, что не могут мобилизовать весь свой интеллектуальный потенциал. Иногда испытывают неодолимое отвращение   к умственной деятельности, пресыщенность впечатлениями, отмечают стремление избегать новых впечатлений. Если работа в привычном или интересуемом плане еще как-то удается, то значительно труднее становится делать что-то по необходимости и принуждению. Иногда встречается «человеческая» или «моральная» усталость. «Я устала быть хорошей. Иногда хочется уподобиться окружающим, быть как и все: плевать куда попало, наступать на ноги, хамить, гадить, вести себя по-свински… Хочу и в то же время боюсь — а вдруг на самом деле стану такой».

Среди нарушений сна наиболее часто встречаются затрудненное, позднее засыпание, ночные пробуждения, тревожное ожидание бессонницы, иногда сонливость днем, к вечеру, недостаточный отдых после сна, учащение сновидений.

Степень выраженности астенической симптоматики может быть различной. В самом начале ее развития наблюдаются повышенная утомляемость, раздражительность, бессонница в сочетании с нетерпеливостью, непоседливостью, постоянным, каким-то принудительным стремлением к деятельности, не покидающим даже в благоприятной для отдыха обстановке, — «усталость, не ищущая покоя». Многие пациенты отмечают, что не могут «расслабиться», «вовремя удержаться» от необдуманных действий и высказываний, ругают себя за болтливость, суетливость, неуместную откровенность.

В более выраженных случаях астении повышенная возбудимость дополняется истощаемостью: в равной степени представлены раздражительность, вспыльчивость, порывистость, с одной стороны, и утомляемость, слабость, особенно нарастающая во второй половине дня, — с другой. Усиливается эмоциональная неустойчивость. Это состояние определяется как раздражительная слабость. При тяжелой астении наблюдаются угнетенное настроение, сонливость, вялость, аспонтанность, медлительность, ощущается полное бессилие. Глубокую астению обозначают терминами «гипестенический вариант астенического синдрома», «астеноадинамическое состояние».

Клиническая картина астенического синдрома зависит от причин, его вызывающих. Астения после соматических заболеваний проявляется состоянием эмоционально-гиперестенической слабости, при которой повышенная утомляемость и неустойчивость настроения сочетаются с непереносимостью аффективного напряжения, волнения, признаками сенсорной гиперестезии. Астеническое состояние травматического генеза выражается раздражительной слабостью, эмоциональной лабильностью, вспыльчивостью, гипнагогическим ментизмом, резкими головными болями, значительными вегетативными нарушениями — астеновегетативный синдром. Астения в начале гипертонической болезни имеет вид «усталости, не ищущей покоя». При церебральном атеросклерозе она проявляется раздражительной слабостью, резкой утомляемостью, подавленным, со слезливостью настроением, большим размахом в колебаниях интенсивности — бывают «хорошие» и «дурные» дни, резко отличающиеся по тому, как в это время пациенты чувствуют себя.

При шизофрении преобладает истощаемость, связанная с интеллектуальным напряжением: физический компонент астении может быть выражен нерезко. Выявляется диссоциация между жалобами на высокую утомляемость и отсутствием признаков истощаемости в объективном статусе. Астения появляется без достаточных поводов и со временем все менее зависит от внешних условий, напряжения в деятельности, резистентна к обычному лечению.

Выявляются эмоциональная монотонность, неадекватность реакций, плохая доступность контакту, нарастающая вялость, необычный характер физических ощущений. Особенностями невротической астении являются непосредственная причинная связь с длительным психоэмоциональным напряжением, психическими травмами, несколько подавленный, иногда с оттенком агрессии фон настроения, отчетливые нарушения сна  и вегетативной регуляции. Астеническим состояниям в рамках депрессии (астенодепрессивный синдром) свойственны типичная суточная динамика (наибольшая интенсивность в первой половине дня), выраженная адинамия, сонливость, тягостное общее самочувствие, явления ангедонии, а также склонность пациентов винить себя за то, что они «обленились», «распустились», «разболтались», «раскисли», «не могут взять себя в руки». Ощущение немощности ассоциируется иногда с представлением об «одряхлении», «постарении». Это изменение самовосприятия напоминает деперсонализацию.

В клинической структуре астении процессуального генеза могут быть выявлены отрывочные психопатологические феномены более глубоких уровней поражения: мимолетные беспредметные страхи, чувство «постороннего присутствия», оклики, состояния уже виденного, переживание нереальности происходящего. Подобные явления могут быть прелюдией к любым неожиданностям в последующем.

Астенические состояния возникают вследствие длительного эмоционального и умственного перенапряжения, гиперстимуляции («фатигационная астения»), связанных иногда с  особенностями профессиональной деятельности (например, болезнь менеджеров). Последняя, выраженная в тяжелой степени, обозначается как синдром выгорания. Состояния астении наблюдаются и часто доминируют в начальной стадии шизофрении, в клинической структуре органических заболеваний головного мозга, наступают в связи с соматическими инфекционными и неинфекционными заболеваниями, типичны при неврозах, интоксикациях. Рассматриваются как приспособительная реакция ограничения процессов  жизнедеятельности.

Стоит отметить такое важное обстоятельство: некоторые пациенты связывают свое заболевание с тем, что они «перетрудились». Анализ показывает, что они действительно много работали, но делали это в состоянии гипомании, за которой последовала легкая депрессия.

К содержанию

Диагностика астенического синдрома

Диагностика астенического синдрома не вызывает трудностей у врачей любой специальности. Если синдром является следствием полученной травмы, либо развивается на фоне стрессовой ситуации или после болезни, то клиническая картина достаточно выражена.

Если причиной астенического синдрома является какое-либо заболевание, то его признаки могут быть завуалированы симптоматикой основной патологии. Поэтому важен опрос пациента и уточнение его жалоб.

Важно уделить максимум внимания настроениям пришедшего на прием человека, выяснить особенности его ночного отдыха, уточнить отношение к трудовым обязанностям и пр. Это следует сделать, так как не каждый больной самостоятельно может описать все свои проблемы и сформулировать имеющиеся у него жалобы.

При опросе важно учитывать, что многие больные склонны к преувеличению своих интеллектуальных и иных нарушений. Поэтому очень важен не только неврологический осмотр, но и исследование интеллектуально-мнестической сферы человека, для чего имеются специальные тесты-опросники. Не менее важна оценка эмоционального фона пациента и его реакция на некоторые внешние раздражители.

Астенический синдром имеет схожую клиническую картину с неврозом депрессивного типа и ипохондрического типа, а с гиперсомнией. Поэтому важно провести дифференциальную диагностику с данными видами расстройств.

Следует выявить основную патологию, которая могла бы спровоцировать астенический синдром, для чего пациента необходимо направить на консультации к специалистам различного профиля. Решение принимается на основе жалоб больного и после его осмотра неврологом.

Как быть Леди:  Что такое дауншифтинг и чем он не является - Лайфхакер

Как и чем лечить астенический синдром?

Хроническая усталость требует обязательного медицинского обследования. От того, почему развилось заболевание, будут зависеть принципы лечения. Для того чтобы диагностировать заболевание, нужно пройти ряд обследований и сдать анализы. В случае необходимости могут быть назначены и индивидуальные обследования, в зависимости от совокупности симптомов и общего состояния организма.

Лечат астению не только лекарственными средствами, прописанными врачом. Необходимо нормализовать график сна и бодрствования, изменить образ жизни, отказавшись от вредных привычек и введя в рацион питательные вещества, которые содержат минералы и витамины.

Врачи рекомендуют занятия физической активностью, смену обстановки, в некоторых случаях и смену профессиональной деятельности. Достаточно эффективным оказывается и консультирование с психотерапевтом. Кроме того, поддержка близких может стать отличным толчком к нормализации состояния.

Быстрее избавиться от астенического синдрома можно, если заняться чем-то интересным и полезным для развития мозга. Известно, что справиться со многими проблемами эмоционального характера, можно самостоятельно. А астения часто связана именно с эмоциями.

Что делать в случае обнаружения симптомов астении? Негативные эмоции, с которыми человек неизбежно сталкивается в жизни, загрязняют мышление, приводят к плохому самочувствию и усталости, развитию различных заболеваний, в том числе и астении. Поэтому от негатива нужно избавляться.

Как развивается астения?

Во время постановки диагноза астении главное не перепутать заболевание с другими, так как порой симптомы очень похожи. Астенический синдром напоминает эмоциональное либо физическое истощение. Что это значит? Как правило, уставший человек не обращает внимание на постоянные синдромы.

Обычная усталость быстро возникает и легко устраняется. Так как у симптомов астении нет четких границ, из-за этого нельзя сразу поставить диагноз. Диагноз ставится специалистами методом исключения, в момент, когда опровергаются другие патологии, такие как неврастения и ВСД.

Астения может развиться из-за следующих биологических причин:

  • слабая нервная система из-за врождённых особенностей;
  • наследственная предрасположенность к заболеванию;
  • различные патологии в эндокринной системе;
  • злокачественные опухоли;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • последствия инфекционных заболеваний;
  • социальная нестабильность;
  • нахождение без работы в течение длительного времени;
  • длительная эмоциональная или умственная перегрузка;
  • наличие зависимости как алкогольной, так наркотической.

Лечение астении изоляцией

Универсальный механизм развития сочетанных астенических и невротических состояний – снижение устойчивости нейронов коры головного мозга к раздражителям. И уже давно замечено, что если оградить человека, находящегося в астеническом состоянии, от любых, внешних и внутренних, положительных и отрицательных раздражителей, то, как минимум, становится заметно легче (уменьшаются астенические явления), либо астения полностью проходит.

Раздражителем является не только неприятное и травмирующее событие, но общение с приятными людьми, получение хороших новостей. Даже яркий свет, громкий звук, сильный запах, выраженный вкус у еды является раздражителем, который требуется минимизировать для того, чтобы помочь выйти из астенического состояния.

Ранее считалось, что изоляция от внешних раздражителей – важный метод лечения астении и астено-невротического синдрома. Так считалось до недавнего времени, но с введением стационар замещающих методик, лечение астенических состояний рекомендуется проводить амбулаторно, без отрыва от социальной среды, что даёт более стойкий эффект. И только при более глубоких нарушениях нервной системы врач может рекомендовать стационар.

Медикаментозное лечение астении

Наибольшее значение в лечении астении или астено невротического синдрома имеет медикаментозная терапия. Истощение требует дополнительной сторонней поддержки, ввода недостающих питательных веществ нервной ткани. Перечень медикаментов возможных для терапии астении достаточно большой и требует особого внимания при их назначении.

К универсальным фармакологическим методикам относится нейрометаболическая терапия (сочетание витаминов группы В, ноотропных, сосудистых, дегидратационных и аминокислотных средств). Нейрометаболическая терапия помимо выраженного лечебного эффекта является и эффективным средством профилактики формирования астении.

Курсы нейрометаболической терапии применяются перед перегрузками, перед предстоящими планируемыми стрессами. Лицам, которых доктора относят в группу риска по развитию астенических состояний, курсы нейрометаболической терапии проводятся два раза в год (чаще весной и осенью).

Для лечения астено невротического синдрома могут применяться препараты из группы нейролептиков, антидепрессантов и нормотимиков. К ним прибегают в тех случаях, когда доктор видит биологические изменения (нарушения в нейромедиаторных системах головного мозга).

Медикаментозное лечение астении, так же как и физиотерапия, не является обязательным способом терапии астенических расстройств. Только после очного осмотра доктором принимается решение о необходимости применения фармтерапии астенических состояний. Медикаментозная терапия обязательна при лечении астении, но она должна быть умеренно разумной.

Немедикаментозные методы

При терапии астении могут использоваться следующие немедикаментозные методы лечения:

  • психотерапия,
  • физиотерапия,
  • прием отваров успокоительных трав.

Психотерапия пациентов с астеническим синдромом может быть направлена на борьбу с невротическими синдромами, повышение мотивации и снижение тревожности. Это может быть как групповая, так и индивидуальная терапия. Могут использоваться следующие техники: гипноз, самовнушение, аутотренинги.

Также при необходимости могут применяться методы нейро-лингвестического программирования, когнитивно-поведенческая терапия. Гельштальт-терапия, психодинамическая терапия помогут пациенту найти взаимосвязь между внутри личностными конфликтами и астеническим синдромом.

Физиотерапия при астении может включать в себя следующие процедуры:

  • ЛФК,
  • водолечение,
  • иглорефлексотерапия,
  • различные виды массажей.

При астении могут облегчить симптоматику настои ромашки, пустырника, мяты или мелисы.

Астенический синдром довольно распространенное заболевание, существенно снижающее качество жизни. Астения, оставленная без внимания, может привести к серьезным расстройствам психики, таким как неврастения или депрессия. Именно поэтому важно, вовремя обратиться к специалисту и начать бороться с синдромом.

Одно из ведущих мест для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей принадлежит физиологически полноценному сну, соответствующему возрастным и индивидуальным потребностям организма ребенка.

В детском саду все это давно и успешно организовано, однако родители дошкольников часто совершаютраспространенную ошибку: в выходные дни и летом ребенку позволяется не спать, что нарушает сформированный правильный динамический стереотип и дискредитирует обоснованные требования воспитателя.

Современным родителям объяснить эти и другие медико-психологические аспекты бывает, увы, очень трудно, по-рой они на фоне своих семейных и социальных проблем просто не видят или не хотят видеть очевидные проблемысвоего ребенка; но воспитатель детского сада, где ребенок проводит значительную часть времени, является профессионалом, а значит, может и должен в своей практической деятельности осуществлять профилактику (в томчисле психопрофилактику) переутомления, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Так, в дошкольной организации воспитатель, ежедневно проводя разнообразные формы работы с детьми, может и должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы естественное утомление детей, возникшее в результате их деятельности, быстро и своевременно устранялось отдыхом, чередованием дозированной умственной и физической нагрузки, переменой действий и позы.

Если воспитатель будет придерживаться гигиенических и педагогических рекомендаций к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников, то все виды занятий, которые дети осуществляют в течение дня, не только не приведут к развитию переутомления, но и будут служить основой совершенствования физиологических возможностей организма ребенка.

Не стоит упускать из виду, что дети дошкольного возраста склонны подражать взрослым. А значит, воспитатель должен уметь как бы посмотреть на себя со стороны, глазами детей. Приходя в группу, он должен постоянно контролировать свои поступки, речь и тон разговора, тщательно следить за своим внешним видом.

К примеру, если воспитатель приходит в группу спокойным, в общении с детьми не повышает голоса, умеет занять их интересной игрой, может направить их энергию в нужное русло, своевременно и быстро «разрулить» возникающий конфликт, большинство ребят всегда будут уравновешенны, доброжелательны.

Как быть Леди:  Мальчики: секреты воспитания

Своим поведением, тоном разговора взрослый не только влияет на настроение детей, но и одновременно служит им примером в общении друг с другом.

С воспитателем же, который недостаточно внимателен к детям, не умеет их заинтересовать, часто делает замечания, ругает детей, порой срываясь на крик, ребенок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию психических и поведенческих расстройств.

Мы сознательно опускаем здесь социально-экономические вопросы, считая, что государство должно сделать все, чтобы люди, от которых зависит здоровье и будущее детей, были не только хорошо подготовленными ответственными профессионалами своего дела, но и были успешными, уважаемыми в обществе людьми, максимально застрахованными от формирования синдрома профессионального выгорания. В противном случае мы потеряем как профессионалов, так и детей, а в конечном варианте и страну.

Пока же получается так, что, когда грамотные воспитатели или педагоги пытаются сообщить родителям детей, которые своим поведением выходят за рамки нормального возрастного реагирования на обычные ситуативные раздражители, о необходимости проконсультировать такого ребенка у специалиста (невролога, не говоря уже о враче-психотерапевте или психиатре), они сталкиваются с негативизмом, необоснованными жалобами, а порой и с откровенным хамством.

У взрослых выделяют два типа астенических расстройств:

  • гиперстеническая астения, характеризующаяся сверхвозбудимостью сенсорного восприятия (непереносимость звуков, света и так далее), возбудимостью, повышенной разражительностью, нарушениями сна и пр.;
  • и гипостеническая астения, основным элементом которой является снижение порога возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам с вялостью, повышенной слабостью, дневной сонливостью.

Не напоминает ли это вам те же проявления, которые отмечались у детей? Для специалиста, да и просто заинтересованного читателя ответ очевиден, однако, как показывает практика, он далеко не очевиден родителям, считающим, что все пройдет само собой.

1. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

2. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Кузовенкова М.П. Астенические расстройства у детей // Неврология и психиатрия. — 2021. — № 11.

3. Шишков В.В. Психотерапия функциональных расстройств: Карманный справочник врача и психолога. — СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2021.

4. Шишков В.В. Если нет сил? Астенические и депрессивные состояния. — СПб.: Речь, 2021.

Течение астении

Течение астено-невротического синдрома или астении часто сопряжено с возможными осложнениями которые накапливаются и формируются в связи с длительностью протекания этого патологического процесса. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют не затягивать лечение астении или лечение астено-невротического синдрома.Истощенная нервная система легко подвержена формированию самых различных патологий психического спектра заболеваний.

Не смотря на то, что прогноз по лечению астении или лечению астено-невротического синдрома в подавляющем большинстве случаев имеет благоприятный прогноз, длительность терапии может быть достаточно продолжителен и зависит как от глубины нарушений, так и от длительности его протекания.

Астения может протекать в виде приступов, с полным восстановлением в периоды затишья. Однако, чаще астеническое состояние характеризуется постоянным (нередко с усилением в вечернее время), «как фон» и длительным течением.

У детей астено-невротический синдром имеет свои специфические особенности:

1. Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчивы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агрессии по отношению к окружающим. 

При малейших неудачах мгновенно «закипают», раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазовая структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.

2. У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью.

Такие дети имеют дефицит внимания, проявляющийся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспитателейили преподавателей.

3. При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя.

Они могут биться головой о стену, падать на землю, кричать. Встречаются и аффективно-респираторные припадки, когда на фоне таких приступов ребенок обмякает, а иногда и синеет. Ругать и наказывать их за это бесполезно, кричать на них нельзя, равно как применять и физическое насилие. Такие попытки воспитания только осложняют их состояние.

4. Тяжелые проявления этого синдрома дают боли в шее, особенно после занятий физкультурой и спортом, при резких поворотах головы и кувырках.

Часто таких детей мучают головные боли, им тяжело ездить на транспорте, их укачивает, тошнит или рвет, у них кружится голова, могут быть обмороки, они метеозависимы.

5. В условиях детского дошкольного учреждения таким детям особенно тяжело.

Они устают не только от выполнения обязательных заданий, требующих концентрации внимания (собранности), но и просто от длительного пребывания в большом коллективе, где они испытывают большие эмоциональные нагрузки.

Для углубленной диагностики при таких симптомах, возможно, понадобится и комплексное тестирование, направленное на изучение памяти, психоинтеллектуальных особенностей ребенка и на выявление его преобладающих черт характера, психологических защит, особенностей семьи и воспитания и т. п.

В зависимости от преобладающей причины нарушений внимания и/или памяти показано преимущественномедикаментозное лечение (препараты, улучшающие функцию головного мозга, и т. п.), мануальная терапия илипсихологические методы коррекции поведения, эмоций, развития внимания и памяти, которые проводит клинический психолог, методы биологической обратной связи (БОС). Возможно, потребуется и психотерапия, причем конкретные ее методы сможет порекомендовать врач-психотерапевт.

Ряд психологов считают, что, несмотря на наличие заболевания преимущественно церебрально-органического генеза, пластичность детской психики позволяет скомпенсировать имеющиеся нарушения посредством грамотного подхода к ребенку со стороны родителей и педагогов.

В противном же случае именно социальная среда становится пусковым механизмом в развитии у таких детей поведенческих и невротических расстройств. Не отрицая значимость психокоррекционной работы с такими детьми, мы все же считаем, что данные методы будут эффективны только в составе сочетанной терапии.

Диагностика астенического синдрома требует тщательного соматического, неврологического, параклинического и психологического обследований, поскольку лечение напрямую зависит от факторов, приводящих к его возникновению.

Соответственно, и лечение должно быть в первую очередь направлено на устранение расстройств, обусловленных лежащим в основе астении патологическим состоянием; во вторую — на устранение самих астенических симптомов; в третью — на устранение расстройств, обусловленных реакцией личности на болезнь.

При астенических состояниях лечение должно включать и комплекс психогигиенических мероприятий, таких как оптимизация режима труда и отдыха, дозированные физические нагрузки. Таким детям очень важно соблюдать режим дня, полноценно отдыхать и обязательно спать днем, много гулять на воздухе, купаться, заниматься физкультурой. Полезны массаж, водные процедуры, ЛФК, рефлексотерапия.

Нужна оптимизация пищевого рациона:

  • увеличение удельного веса продуктов — источников белка (мясо, соя, бобовые), продуктов, богатых углеводами, витаминами группы В (яйца, печень) и триптофаном (хлеб грубого помола, сыр, бананы, мясо индейки);
  • детям нужно пить молоко, есть творог, богатый кальцием;
  • употреблять продукты питания с выраженными витаминными свойствами (плоды шиповника, черная смородина, цитрусовые, яблоки, киви, облепиха, черноплодная рябина, земляника, разнообразные овощные салаты, фруктовые соки).

Фармакотерапия астенического синдрома допускает назначение адаптогенов (женьшень, аралия, лимонник, элеутерококк, заманиха, пантокрин). Однако эти препараты противопоказаны лицам с предрасположенностью к новообразованиям, а также девочкам до пубертатного возраста, ввиду возможного преждевременного полового созревания.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий