2 Виды одаренности и их характеристика
Зарубежные и отечественные исследователи выделяют различные виды одаренности. Однако прежде чем перейти к их характеристике обратимся к анализу понятия «одаренность». Анализ энциклопедической литературы показывает, что одаренность рассматривается как: — «качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других» [32, с. 289]; — «талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности» [33, с. 267]; — «показатель уровня развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь значительных успехов» [34, с. 290].
В исследованиях одаренность обычно анализируется в нескольких направлениях: Рассматриваяодаренность как психическое явление, учеными отмечается, что с педагогическом точки зрения важно: одаренность, как и всякая другая психическая реальность, может присутствовать в психике конкретного человека в форме действительности или в форме возможности своего осуществления [35].
Как психологическое явление одаренность нашла отражение в концепции одаренности Б.Д. Богоявленской: одаренность- это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [36, с.47]. Н.С.
Лейтесом подчеркивается социальный аспект одаренности. Как социальное явлениеона представляет собой особую формупроявления творческой природы психики в явной и возрастной форме, для реализации которой необходимо наличие не только природных задатков, но и средовых условий [14]. В.С.
Юркевич отмечается, что существуют «разные виды одаренности, и некоторые из них одаренностью пока не считаются. И не только в школе» [37, с.98]. К основным видам деятельности школьников относятся: практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно- Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.
В одаренности можно выделить каккачественный, так и количественный аспект. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют степень их выраженности.
Рисунок 1. Критерии выделения видов одаренности ценностнаядеятельность. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Соответственно можно выделить следующие виды одаренности: — в практической деятельности- одаренность в ремеслах, спортивную и организационную; — в познавательной деятельности — интеллектуальную и академическую одаренность; — в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность; — в художественно-эстетической деятельности — музыкальную, хореографическую, изобразительную, сценическую и литературно-поэтическую одаренность; — в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых ценностей и служении людям. Наглядно данные виды одаренности представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Классификация видов одаренности по критерию «виды деятельности и обеспечивающие их сферы психики»
Классификация видов одаренности по критерию «виды деятельности и обеспечивающие их сферы психики» является наиболее важнойв плане понимания качественного своеобразия природыодаренности. Остановимся более подробно на характеристике видов одаренности по данному критерию.
Психомоторная (спортивная) одаренность -это врожденные особенности человека, обусловливающие высокий уровень спортивных достижений. Однако, осознание того, что высокие достижения в спортивной деятельности возможны только при наличии спортивной одаренности, пришло не сразу.
Долгое время среди ученых имела место дискуссия, что является решающим в достижении спортивных успехов: природная талантливость или труд, воспитание, тренировка. В этой дискуссии часто звучали крайние точки зрения. Одни придерживались мнения о том, что чемпионом может стать любой целеустремленный человек.
Другие считали: спортивная одаренность предполагает комплекс природных качеств, дающих возможность достичь спортивных вершин в процессе многолетней тренировки. Таким образом, современную точку зрения на спортивную одаренность отражает высказывание С.Ю. Соколик:
«Спортивный талант подразумевает комплекс способностей как реализуемых в специфической деятельности морфофункциональных и психофизиологических задатков, являющихся биологическим потенциалом развития»[38, с.26]. Детей, относящихся к группе с психомоторной (спортивной) одаренностью, отличают такие признаки, как энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность .Общая интеллектуальная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для чего требуются определённые умственные качества. В исследованиях Э.А. Голубевой в качестве показателей общих способностей использовались успешность мнемической, интеллектуальной и учебной деятельностей [12].
Они сопоставлялись с показателями трех свойств нервной системы: силы, лабильности, активированности. Была установлена связь высоких показателей интеллекта по тесту А. Векслера со слабой и лабильной нервной системой [21]. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.
Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье.
Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Социальная одаренность — это исключительная способность устанавливатьзрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, и экспрессия, просоциальное поведение, высокий уровень развития социального интеллекта и контроля [19]. Под социальным интеллектом понимается интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социально-психологической адаптации, способность прогнозировать как своё собственное, так и поведение других людей в различных областях человеческой жизнедеятельности, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии.
В личностной структуре социально одарённого индивида особое место занимает эмпатия — способность сопереживать другому человеку, гибко реагировать на изменения его эмоционального состояния. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений.
Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности наряду с аттрактивнойодарённостью. Аттрактивнаяодарённость — это способность на взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Лидерская одаренность — это совокупность природных, социальных и духовных способностей и возможностей человека, позволяющих ему оказывать влияние на других людей, иметь власть над ними и осуществлять управление их деятельностью при достижении общих и индивидуальныхцелей.
Исследователи (Е.И. Власова, А.Н. Ильин, Е.А. Панько, Д.В. Ушаков) указывают следующие черты личности, обладающей лидерской одаренностью: — интеллект выше среднего; — умение принимать решение; — способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; — ощущение цели, направления движения; — гибкость; приспосабливаемость; — чувство ответственности; — уверенность в себе и знание себя; — настойчивость; — энтузиазм; — умение ясно выражать мысли.
В художественно-эстетической деятельности выделяют пять видов одаренности: музыкальную, хореографическую, изобразительную, сценическую, литературно-поэтическую. Музыкальная одаренность — высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей.
Показателями музыкальной одаренности являются блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость («схватывание на лету») и титаническая работоспособность.Признаки одаренности в области музыки очевидны, часто проявляются еще в раннем детстве.
Изобразительнаяодаренность — способность к созданию художественного творчества и исполнительскогомастерства в живописи, скульптуре. А. Ф. Лазурский выделял такие характеристики художников, как наблюдательность, живая восприимчивость по отношению к внешним впечатлениям, соединенная с ясной отчетливой памятью; сильно развитое воображение, богатое и яркое; значительное развитие чувствований, постоянно влияющих на суждения и на всю общую умственную деятельность; склонность к эстетическим переживаниям, заставляющие предпочитать эстетические наслаждения всему остальному.
Литературно-поэтическаяодаренность -это способность к созданию художественных текстов. Развитие одаренности происходит, если человек или родители ребенка выделяют время на занятия литературным творчеством. Такие люди часто являются генераторами идей, но обратная сторона медали это состояние нервозности и непостоянности.
Как следствие, для них важна поддержка окружающих, правильная мотивация и умение позитивно реагировать на критику. В основе сценической одаренности лежат актерские способности. Одаренностьв художественно-эстетической деятельности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях.
Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
Как о, каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.)[39].
Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Так, например, деятельность музыканта-исполнителя, являясь художественно-эстетической, в то же время формируется и проявляется впрактическом, познавательном,коммуникативном идуховно-ценностном плане.
В практическом плане она проявляется на уровне моторных навыков и исполнительской техники. В познавательном плане — на уровне интерпретации музыкального произведения. В коммуникативном плане охватывает уровень коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями.
В духовно-ценностном плане проявляется на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта. Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности.
По критерию «степень сформированностиодаренности» выделяют два вида одаренности: актуальную и потенциальную. Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет наличный уровень развития, превышающий возрастную и социальную норму при выполнении деятельности.
В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в определенном виде деятельности.
Развитие потенциальной одаренности может сдерживаться неблагоприятными условиями, к которым можно отнести трудные семейные обстоятельства, недостаточную мотивацию, низкую саморегуляцию, отсутствие необходимой образовательной среды и т.д. По критерию «формы проявления» дифференцируют: — явную одаренность; — скрытую одаренность.
Явная одаренность проявляет себя ярко и отчетливо в деятельности ребенка даже в неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнений. Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими.
В результате возникает опасность ошибочных заключений об отсутствии у такого школьника одаренности. Таких детей достаточно часто относят к числу «бесперспективных», вследствие чего их могут лишить необходимой помощи и психологической поддержки. По критерию «широту проявленийв различных видах деятельности» можно выделить: — общуюодаренность; — специальную одаренность.
Этой точки зрения придерживаютсяФ.Гальтон, С. Марлэнд.В психологиитакже закрепилось представление о двух видахобщей одаренности: интеллектуальной одаренности и творческой одаренности (креативности) (Д.Гилфорд, П.Торренс, Д.Б.Богоявленская и др.) [33].
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которого выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности.
Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Специальная одаренность — это одаренность в отдельных видах деятельности, в основе которой лежат способности. Например, музыкальная, артистическая, математическая, лингвистическая, спортивная, техническая и т.д.
По критерию «особенности возрастного развития» выделяют раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями в данном случае выступают темп психического развития и те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Однако необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и раннее обнаружение дарований далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте.
В свою очередь отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательных выводов относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Причем, существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности.
Наиболее рано проявляется одаренность в сфере искусства, особенно в музыке. В науке достижение значимых результатов проявляется позднее, чем в искусстве, что обусловлено необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия.
Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (в переводе с немецкого — «чудесный ребенок»).Вундеркинд- это ребенокдошкольного или младшего школьного возраста, который достиг чрезвычайных, блестящих успехов в определенном виде деятельности (математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.).
Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию.
Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельныхпознавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.). Творческая одаренность.Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности.
Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A.M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая, так как, если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности.
Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: — отсутствие внимания условностям и авторитетам; — большая независимость в суждениях; — тонкое чувство юмора; — отсутствие внимания к порядку и организации работы; — яркий темперамент Таким образом, творческая одаренность — порождение необычных идей, отклонение от традиционных схем мышления, способность к быстрому разрешению проблемных ситуаций.
В нашемучебном пособии рассматривается, в первую очередь, интеллектуальная одаренность школьников. Необходимо отметить, что в психолого-педагогической литературе даются разные определения интеллектуальной одаренности. Д.Б. Богоявленская трактует интеллектуальную одаренность как «проявление необычно высокого уровня умственного развития (при прочих равных условиях) и качественного своеобразия умственной деятельности» [40, с. 56].
В структуреинтеллектуальной одаренности она выделяет следующие составляющие: интеллект, креативность, обучаемость, познавательная мотивация, интеллектуальная активность. В когнитивной концепции М.А.Холодной интеллектуальная одаренностьрассматривается как «уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, которые обеспечивают возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием инновационных подходов к решению проблем, открытостью противоречивым аспектам ситуации» [13, с. 143].
Признаки интеллектуальной одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут бытьоценены путем наблюдения за характером его действий. К ним относятся: — повышенная исключительная сообразительность; — динамичность и оперативность мыслительных процессов; — полное погружение в предпочитаемую сферу деятельности; — успешное применение знаний и умений в практических ситуациях; — острота аналитического ума; — стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; — развитые навыки планирования; — настойчивость в достижении цели.
Изучение психологических механизмов интеллектуальной одаренности необходимо для разработки валидных средств диагностирования ее проявлений, содействие развитию потенциала личностей. Интеллектуальная одаренность — состояние индивидуальных психологических ресурсов (прежде всего умственных), которыйобеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности.
Эта деятельность связана с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективных способов поиска решения в определенной предметной области, открытостью любым инновациям.
В психологии понятие «интеллектуальная одаренность» многозначно, что обусловлено наличием различных критериев, на основе которых человека идентифицируют как интеллектуально одаренного. С проявлением интеллектуальной одаренности, по мнению М Холодной, соотносятся такие типы интеллектуального поведения: 1) лица с высоким уровнем развития общего интеллекта, имеющих показатели 135-140 единиц, их обнаруживают с помощью психометрических тестов интеллекта (сообразительные); 2) лица с высоким уровнем академической успеваемости — показателей учебных достижений; выявляют с использованием критериально — ориентированных тестов (блестящие ученики); 3) лица с высоким уровнем развития дивергентного способностей — показателей беглости и оригинальности идей; обнаруживают на основе тестов креативности (креативы); 4) лица с высокой успеваемостью в выполнении конкретных видов деятельности, имеющих большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей предметной области (компетентные); 5) лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, воплощенными в реальных, объективно новых, общепризнанных формах (талантливые); 6) лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и прогнозированием событий повседневной жизни (мудрые)[13].
Интеллектуальная одаренность, на первый взгляд, всегда проявляется в сверхвысоких показателях интеллектуальной деятельности. В западной психологии доминирует тенденция оценивать интеллектуальную одаренность на основе стандартных психометрических тестов, максимально высокие оценки по которым получают примерно 2% испытуемых — их и считают интеллектуально одаренными.
Противоречие заключается в том, что стандартные тесты интеллекта фиксируют только один аспект индивидуального интеллекта — конвергентные способности, а интеллектуальная одаренность — явление более широкое. Одним из оснований отождествлять интеллектуальную одаренность с высоким уровнем были результаты лонгитюдного исследования Л Термена, которое проводили в течение 20 — 70-х годов XX века.
Было отобрано 1500 учеников, которые в получили по интеллектуальной шкале Стэнфорд-Бине 140 и более баллов. Через 40 лет достижения лиц, признанных в детстве одаренными, исследовали снова и выявили следующие результаты: 60% из респондентов окончили университет;
14% мужчин и 4% женщин имели высшие научные звания; мужчины имели 2000 научных статей, 60 монографий, три романа; зарплата большинства из них была выше среднего уровня. Следовательно, значительная часть детей с высокимуровнем IQ стали высокопродуктивными в интеллектуальном смысле взрослыми.
Однако никто из них не стал выдающейся творческой личностью, а 15% популяции не преуспели по стандартам американского общества (имели относительно низкую зарплату, часто нуждались психиатрической помощи). На этом основании был сделан вывод, что сверхвысокие показатели ^в детстве не соотносятся непосредственно с проявлениями интеллектуальной одаренности в зрелом возрасте.
Вопрос о том, насколько успешно складывалась интеллектуальная и профессиональная судьба детей со средними и низкими значениями Доставался открытым [41]. Это привело к тому, что некоторые исследователи, в частности, Л.И. Ларионова, дополняют содержание интеллектуальной одаренности таким компонентом, как духовность.
«Интеллектуальная одаренность — динамическое интегральное личностное образование, включающее интеллектуальный компонент, креативность и духовность как высший уровень развития личности, которое формируется в процессе взаимодействия и социокультурной средой и проявляется в высоких творческих достижениях» [42, с. 158].
Это позволяет нам рассматривать понятие интеллектуальной одаренности как динамического интегрального личностного образования, которое формируется в процессе взаимодействия с социокультурным пространством и проявляется в высоких творческих достижениях.
В связи с этим в структуре одаренности мы выделяем три компонента: интеллектуальный, креативный и духовный. Эти компоненты, являясь в определенной степени самостоятельными, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Духовность является системообразующим фактором одаренности, она связана с высшим уровнем развития личности и определяет направление, в котором происходит творческий процесс.
Иначе говоря, интеллект, креативность, духовность представляют собой не просто отдельные качества одаренной личности. Одаренность обнаруживается у личности тогда, когда все ее психологические качества охвачены и трансформированы духовностью, то есть, по существу, стали ее проявлениями.
Высокий духовный уровень личности является необходимым условием того, что, с одной стороны, одаренный учащийся реализует свой дар на пользу человечеству, а, с другой стороны, является необходимым условием для развития одаренных учащихся. Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
Ваш психолог. работа психолога в школе.
Модели одаренности |
Психологические особенности интеллектуально одаренных обучающихся |
Все страницы |
Страница 2 из 4
2 Виды одаренности и их характеристика
Зарубежные и отечественные исследователи выделяют различные виды одаренности. Однако прежде чем перейти к их характеристике обратимся к анализу понятия «одаренность». Анализ энциклопедической литературы показывает, что одаренность рассматривается как: — «качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других» [32, с. 289]; — «талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности» [33, с. 267]; — «показатель уровня развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь значительных успехов» [34, с. 290]. В исследованиях одаренность обычно анализируется в нескольких направлениях: Рассматриваяодаренность как психическое явление, учеными отмечается, что с педагогическом точки зрения важно: одаренность, как и всякая другая психическая реальность, может присутствовать в психике конкретного человека в форме действительности или в форме возможности своего осуществления [35]. Как психологическое явление одаренность нашла отражение в концепции одаренности Б.Д. Богоявленской: одаренность- это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [36, с.47]. Н.С. Лейтесом подчеркивается социальный аспект одаренности. Как социальное явлениеона представляет собой особую формупроявления творческой природы психики в явной и возрастной форме, для реализации которой необходимо наличие не только природных задатков, но и средовых условий [14]. В.С. Юркевич отмечается, что существуют «разные виды одаренности, и некоторые из них одаренностью пока не считаются. И не только в школе» [37, с.98]. К основным видам деятельности школьников относятся: практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно- Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить каккачественный, так и количественный аспект. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют степень их выраженности.
Рисунок 1. Критерии выделения видов одаренности ценностнаядеятельность. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Соответственно можно выделить следующие виды одаренности: — в практической деятельности- одаренность в ремеслах, спортивную и организационную; — в познавательной деятельности — интеллектуальную и академическую одаренность; — в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность; — в художественно-эстетической деятельности — музыкальную, хореографическую, изобразительную, сценическую и литературно-поэтическую одаренность; — в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых ценностей и служении людям. Наглядно данные виды одаренности представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Классификация видов одаренности по критерию «виды деятельности и обеспечивающие их сферы психики»
Классификация видов одаренности по критерию «виды деятельности и обеспечивающие их сферы психики» является наиболее важнойв плане понимания качественного своеобразия природыодаренности. Остановимся более подробно на характеристике видов одаренности по данному критерию. Психомоторная (спортивная) одаренность -это врожденные особенности человека, обусловливающие высокий уровень спортивных достижений. Однако, осознание того, что высокие достижения в спортивной деятельности возможны только при наличии спортивной одаренности, пришло не сразу. Долгое время среди ученых имела место дискуссия, что является решающим в достижении спортивных успехов: природная талантливость или труд, воспитание, тренировка. В этой дискуссии часто звучали крайние точки зрения. Одни придерживались мнения о том, что чемпионом может стать любой целеустремленный человек. Другие считали: спортивная одаренность предполагает комплекс природных качеств, дающих возможность достичь спортивных вершин в процессе многолетней тренировки. Таким образом, современную точку зрения на спортивную одаренность отражает высказывание С.Ю. Соколик: «Спортивный талант подразумевает комплекс способностей как реализуемых в специфической деятельности морфофункциональных и психофизиологических задатков, являющихся биологическим потенциалом развития»[38, с.26]. Детей, относящихся к группе с психомоторной (спортивной) одаренностью, отличают такие признаки, как энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость. Общая интеллектуальная и академическая одаренность .Общая интеллектуальная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для чего требуются определённые умственные качества. В исследованиях Э.А. Голубевой в качестве показателей общих способностей использовались успешность мнемической, интеллектуальной и учебной деятельностей [12]. Они сопоставлялись с показателями трех свойств нервной системы: силы, лабильности, активированности. Была установлена связь высоких показателей интеллекта по тесту А. Векслера со слабой и лабильной нервной системой [21]. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Социальная одаренность — это исключительная способность устанавливатьзрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, и экспрессия, просоциальное поведение, высокий уровень развития социального интеллекта и контроля [19]. Под социальным интеллектом понимается интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социально-психологической адаптации, способность прогнозировать как своё собственное, так и поведение других людей в различных областях человеческой жизнедеятельности, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии.В личностной структуре социально одарённого индивида особое место занимает эмпатия — способность сопереживать другому человеку, гибко реагировать на изменения его эмоционального состояния. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности наряду с аттрактивнойодарённостью. Аттрактивнаяодарённость — это способность на взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Лидерская одаренность — это совокупность природных, социальных и духовных способностей и возможностей человека, позволяющих ему оказывать влияние на других людей, иметь власть над ними и осуществлять управление их деятельностью при достижении общих и индивидуальныхцелей. Исследователи (Е.И. Власова, А.Н. Ильин, Е.А. Панько, Д.В. Ушаков) указывают следующие черты личности, обладающей лидерской одаренностью: — интеллект выше среднего; — умение принимать решение; — способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; — ощущение цели, направления движения; — гибкость; приспосабливаемость; — чувство ответственности; — уверенность в себе и знание себя; — настойчивость; — энтузиазм; — умение ясно выражать мысли. В художественно-эстетической деятельности выделяют пять видов одаренности: музыкальную, хореографическую, изобразительную, сценическую, литературно-поэтическую. Музыкальная одаренность — высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Показателями музыкальной одаренности являются блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость («схватывание на лету») и титаническая работоспособность.Признаки одаренности в области музыки очевидны, часто проявляются еще в раннем детстве. Изобразительнаяодаренность — способность к созданию художественного творчества и исполнительскогомастерства в живописи, скульптуре. А. Ф. Лазурский выделял такие характеристики художников, как наблюдательность, живая восприимчивость по отношению к внешним впечатлениям, соединенная с ясной отчетливой памятью; сильно развитое воображение, богатое и яркое; значительное развитие чувствований, постоянно влияющих на суждения и на всю общую умственную деятельность; склонность к эстетическим переживаниям, заставляющие предпочитать эстетические наслаждения всему остальному. Литературно-поэтическаяодаренность -это способность к созданию художественных текстов. Развитие одаренности происходит, если человек или родители ребенка выделяют время на занятия литературным творчеством. Такие люди часто являются генераторами идей, но обратная сторона медали это состояние нервозности и непостоянности. Как следствие, для них важна поддержка окружающих, правильная мотивация и умение позитивно реагировать на критику. В основе сценической одаренности лежат актерские способности. Одаренностьв художественно-эстетической деятельности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. Как о, каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.)[39]. Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Так, например, деятельность музыканта-исполнителя, являясь художественно-эстетической, в то же время формируется и проявляется впрактическом, познавательном,коммуникативном идуховно-ценностном плане. В практическом плане она проявляется на уровне моторных навыков и исполнительской техники. В познавательном плане — на уровне интерпретации музыкального произведения. В коммуникативном плане охватывает уровень коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями. В духовно-ценностном плане проявляется на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта. Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. По критерию «степень сформированностиодаренности» выделяют два вида одаренности: актуальную и потенциальную. Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет наличный уровень развития, превышающий возрастную и социальную норму при выполнении деятельности. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в определенном виде деятельности. Развитие потенциальной одаренности может сдерживаться неблагоприятными условиями, к которым можно отнести трудные семейные обстоятельства, недостаточную мотивацию, низкую саморегуляцию, отсутствие необходимой образовательной среды и т.д. По критерию «формы проявления» дифференцируют: — явную одаренность; — скрытую одаренность. Явная одаренность проявляет себя ярко и отчетливо в деятельности ребенка даже в неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнений. Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возникает опасность ошибочных заключений об отсутствии у такого школьника одаренности. Таких детей достаточно часто относят к числу «бесперспективных», вследствие чего их могут лишить необходимой помощи и психологической поддержки. По критерию «широту проявленийв различных видах деятельности» можно выделить: — общуюодаренность; — специальную одаренность. Этой точки зрения придерживаютсяФ.Гальтон, С. Марлэнд.В психологиитакже закрепилось представление о двух видахобщей одаренности: интеллектуальной одаренности и творческой одаренности (креативности) (Д.Гилфорд, П.Торренс, Д.Б.Богоявленская и др.) [33]. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которого выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Специальная одаренность — это одаренность в отдельных видах деятельности, в основе которой лежат способности. Например, музыкальная, артистическая, математическая, лингвистическая, спортивная, техническая и т.д. По критерию «особенности возрастного развития» выделяют раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями в данном случае выступают темп психического развития и те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Однако необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и раннее обнаружение дарований далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательных выводов относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Причем, существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано проявляется одаренность в сфере искусства, особенно в музыке. В науке достижение значимых результатов проявляется позднее, чем в искусстве, что обусловлено необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (в переводе с немецкого — «чудесный ребенок»).Вундеркинд- это ребенокдошкольного или младшего школьного возраста, который достиг чрезвычайных, блестящих успехов в определенном виде деятельности (математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.). Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельныхпознавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.). Творческая одаренность.Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A.M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая, так как, если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: — отсутствие внимания условностям и авторитетам; — большая независимость в суждениях; — тонкое чувство юмора; — отсутствие внимания к порядку и организации работы; — яркий темперамент Таким образом, творческая одаренность — порождение необычных идей, отклонение от традиционных схем мышления, способность к быстрому разрешению проблемных ситуаций. В нашемучебном пособии рассматривается, в первую очередь, интеллектуальная одаренность школьников. Необходимо отметить, что в психолого-педагогической литературе даются разные определения интеллектуальной одаренности. Д.Б. Богоявленская трактует интеллектуальную одаренность как «проявление необычно высокого уровня умственного развития (при прочих равных условиях) и качественного своеобразия умственной деятельности» [40, с. 56]. В структуреинтеллектуальной одаренности она выделяет следующие составляющие: интеллект, креативность, обучаемость, познавательная мотивация, интеллектуальная активность. В когнитивной концепции М.А.Холодной интеллектуальная одаренностьрассматривается как «уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, которые обеспечивают возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием инновационных подходов к решению проблем, открытостью противоречивым аспектам ситуации» [13, с. 143]. Признаки интеллектуальной одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут бытьоценены путем наблюдения за характером его действий. К ним относятся: — повышенная исключительная сообразительность; — динамичность и оперативность мыслительных процессов; — полное погружение в предпочитаемую сферу деятельности; — успешное применение знаний и умений в практических ситуациях; — острота аналитического ума; — стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; — развитые навыки планирования; — настойчивость в достижении цели. Изучение психологических механизмов интеллектуальной одаренности необходимо для разработки валидных средств диагностирования ее проявлений, содействие развитию потенциала личностей. Интеллектуальная одаренность — состояние индивидуальных психологических ресурсов (прежде всего умственных), которыйобеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности. Эта деятельность связана с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективных способов поиска решения в определенной предметной области, открытостью любым инновациям. В психологии понятие «интеллектуальная одаренность» многозначно, что обусловлено наличием различных критериев, на основе которых человека идентифицируют как интеллектуально одаренного. С проявлением интеллектуальной одаренности, по мнению М Холодной, соотносятся такие типы интеллектуального поведения: 1) лица с высоким уровнем развития общего интеллекта, имеющих показатели 135-140 единиц, их обнаруживают с помощью психометрических тестов интеллекта (сообразительные); 2) лица с высоким уровнем академической успеваемости — показателей учебных достижений; выявляют с использованием критериально — ориентированных тестов (блестящие ученики); 3) лица с высоким уровнем развития дивергентного способностей — показателей беглости и оригинальности идей; обнаруживают на основе тестов креативности (креативы); 4) лица с высокой успеваемостью в выполнении конкретных видов деятельности, имеющих большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей предметной области (компетентные); 5) лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, воплощенными в реальных, объективно новых, общепризнанных формах (талантливые); 6) лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и прогнозированием событий повседневной жизни (мудрые)[13]. Интеллектуальная одаренность, на первый взгляд, всегда проявляется в сверхвысоких показателях интеллектуальной деятельности. В западной психологии доминирует тенденция оценивать интеллектуальную одаренность на основе стандартных психометрических тестов, максимально высокие оценки по которым получают примерно 2% испытуемых — их и считают интеллектуально одаренными. Противоречие заключается в том, что стандартные тесты интеллекта фиксируют только один аспект индивидуального интеллекта — конвергентные способности, а интеллектуальная одаренность — явление более широкое. Одним из оснований отождествлять интеллектуальную одаренность с высоким уровнем были результаты лонгитюдного исследования Л Термена, которое проводили в течение 20 — 70-х годов XX века. Было отобрано 1500 учеников, которые в получили по интеллектуальной шкале Стэнфорд-Бине 140 и более баллов. Через 40 лет достижения лиц, признанных в детстве одаренными, исследовали снова и выявили следующие результаты: 60% из респондентов окончили университет; 14% мужчин и 4% женщин имели высшие научные звания; мужчины имели 2000 научных статей, 60 монографий, три романа; зарплата большинства из них была выше среднего уровня. Следовательно, значительная часть детей с высокимуровнем IQ стали высокопродуктивными в интеллектуальном смысле взрослыми. Однако никто из них не стал выдающейся творческой личностью, а 15% популяции не преуспели по стандартам американского общества (имели относительно низкую зарплату, часто нуждались психиатрической помощи). На этом основании был сделан вывод, что сверхвысокие показатели ^в детстве не соотносятся непосредственно с проявлениями интеллектуальной одаренности в зрелом возрасте. Вопрос о том, насколько успешно складывалась интеллектуальная и профессиональная судьба детей со средними и низкими значениями Доставался открытым [41]. Это привело к тому, что некоторые исследователи, в частности, Л.И. Ларионова, дополняют содержание интеллектуальной одаренности таким компонентом, как духовность. «Интеллектуальная одаренность — динамическое интегральное личностное образование, включающее интеллектуальный компонент, креативность и духовность как высший уровень развития личности, которое формируется в процессе взаимодействия и социокультурной средой и проявляется в высоких творческих достижениях» [42, с. 158]. Это позволяет нам рассматривать понятие интеллектуальной одаренности как динамического интегрального личностного образования, которое формируется в процессе взаимодействия с социокультурным пространством и проявляется в высоких творческих достижениях. В связи с этим в структуре одаренности мы выделяем три компонента: интеллектуальный, креативный и духовный. Эти компоненты, являясь в определенной степени самостоятельными, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Духовность является системообразующим фактором одаренности, она связана с высшим уровнем развития личности и определяет направление, в котором происходит творческий процесс. Иначе говоря, интеллект, креативность, духовность представляют собой не просто отдельные качества одаренной личности. Одаренность обнаруживается у личности тогда, когда все ее психологические качества охвачены и трансформированы духовностью, то есть, по существу, стали ее проявлениями.Высокий духовный уровень личности является необходимым условием того, что, с одной стороны, одаренный учащийся реализует свой дар на пользу человечеству, а, с другой стороны, является необходимым условием для развития одаренных учащихся. Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
<< Предыдущая — Следующая >>