Фантазия — что это такое, как развить фантазию и воображение?

Фантазия - что это такое, как развить фантазию и воображение? Женщине

Увеличение — уменьшение.

Этот самый про­стой прием, он широко исполь­зу­ется в сказ­ках, были­нах, в фан­та­стике. Напри­мер, Дюй­мо­вочка, Маль­чик-с-паль­чик, Гул­ли­вер, лили­путы, Гар­ган­тюа и Пан­тагрю­эль. Уве­ли­чи­вать и умень­шать можно прак­ти­че­ски все: гео­мет­ри­че­ские раз­меры, вес, рост, гром­кость, богат­ство, рас­сто­я­ния, скорости.

Уве­ли­чи­вать можно неогра­ни­ченно от дей­стви­тель­ных раз­ме­ров до бес­ко­нечно боль­ших и умень­шать можно от дей­стви­тель­ных до нуле­вых, то есть до пол­ного уничтожения.

https://www.youtube.com/watch?v=wOCSJqKKl_M

При­ве­дем игры-беседы для осво­е­ния при­ема “уве­ли­че­ние — уменьшение”.

1.1. Ребенку гово­рят: “Вот тебе вол­шеб­ная палочка, она может уве­ли­чи­вать или умень­шать все, что ты захо­чешь. Что бы ты хотел уве­ли­чить, а что уменьшить?”

— Хотел бы умень­шить уроки по вокалу, а уве­ли­чить мое сво­бод­ное время.— Хотела бы умень­шить домаш­ние задания.— Хочу уве­ли­чить кон­фету до раз­мера холо­диль­ника, чтобы можно было отре­зать куски ножом.— Хочу уве­ли­чить капли дождя до раз­ме­ров арбуза.

1.2. Услож­ните эту игру допол­ни­тель­ными вопро­сами: “И что из этого полу­чится? К чему это при­ве­дет? Зачем ты хочешь уве­ли­чи­вать или уменьшать?”

— Пусть руки на время ста­нут такими длин­ными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздо­ро­ваться через фор­точку, или достать с крыши мячик, или, не вста­вая из-за стола, выклю­чить телевизор.— Если дере­вья в лесу умень­шатся до раз­ме­ров травы, а трава до раз­ме­ров спички, тогда легко будет искать грибы.

1.3.Что будет, если у нас удли­нится на время нос?

— Можно будет поню­хать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет опре­де­лить, что вкус­нень­кого гото­вят соседи;— Это хорошо, а что в этом плохого?— Некуда будет такой длин­ный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транс­порте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерз­нуть. Нет, не надо мне такого носа.

Пред­ло­жите ребенку ска­зать, что про­изой­дет хоро­шего, а что пло­хого, если мы что-то будем уве­ли­чи­вать или умень­шать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нрав­ствен­ный ана­лиз ситуации.

1.4. Скажи, что будет хоро­шего и что пло­хого тебе лично и дру­гим, если вол­шеб­ник уве­ли­чит тебя в 10 раз? Если ребенку будет трудно дога­даться, помо­гите ему допол­ни­тель­ными вопросами.

— Какого тогда ты будешь размера?— А сколько кило­грамм ты будешь весить?

И так далее. Обя­за­тельно сде­лайте рас­четы, хоть самые простые.

— А что будет, если твой рост умень­шится в 10 раз?— Согла­сись, было бы здо­рово, если можно было менять свой рост по сво­ему жела­нию. Напри­мер, ты опаз­ды­ва­ешь в школу: уве­ли­чил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до школы, а потом сде­лал ноги нор­маль­ной длины.

Отно­си­тельно веса — это каверз­ный вопрос. Обычно отве­чают: в 10 раз больше. На самом деле, если сохра­нить все про­пор­ции орга­низма, то вес воз­рас­тет в 1000 раз! Если чело­век весил 50 кг, то будет весить 50 тонн! Я буду бегать быст­рее авто­мо­биля.

Я буду силь­ным, и никто не посмеет меня оби­деть, и я смогу защи­тить любого. Я смогу пере­но­сить огром­ные тяже­сти. Инте­ресно, какие? Обычно чело­век может под­нять поло­вину сво­его веса. Тогда я смогу под­нять 25 тонн! Это хорошо. А что будет плохого?

Я не поме­щусь в классе. При­дется шить огром­ную одежду и обувь. Будет очень трудно меня про­кор­мить. Если счи­тать, что чело­век в день съе­дает 2 % от сво­его веса, то мне потре­бу­ется еды весом в 1 тонну. Я не поме­щусь ни в какой авто­бус. Даже по улице мне при­дется ходить, при­ги­ба­ясь под про­во­дами. Мне негде будет жить.

Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).

Мето­дика этого вида фан­та­зи­ро­ва­ния похожа на метод фокаль­ных объектов:

а) выби­рают несколько про­из­воль­ных объ­ек­тов живой и/или нежи­вой природы;б) фор­му­ли­руют их свой­ства, каче­ства, осо­бен­но­сти или черты харак­тера. Можно при­ду­мы­вать и новые свой­ства “из головы”;в) сфор­му­ли­ро­ван­ными свой­ствами и каче­ствами наде­ляют человека.

Напри­мер, в каче­стве объ­екта (“донора свойств”) выбрали орла. Каче­ства орла: летает, пре­крас­ное зре­ние, пита­ется гры­зу­нами, живет в горах.

— Чело­век может летать, как орел. Можно допол­нить: может летать в стра­то­сфере, в ближ­нем и в даль­нем космосе.— Чело­век имеет свер­хо­строе орли­ное зре­ние, напри­мер видит без мик­ро­скопа клетки живых тка­ней, кри­стал­ли­че­ские решетки метал­лов, даже атомы, видит без теле­скопа и лучше, чем в теле­скоп, поверх­ность звезд и пла­нет.

Про­дол­жите фан­та­зи­ро­ва­ние этим мето­дом, взяв в каче­стве исход­ного объ­екта: элек­три­че­скую лам­почку, рыбу (вспом­ните чело­века-амфи­бию), часы, очки, спичку, ана­биоз (рез­кое замед­ле­ние жиз­нен­ных про­цес­сов очень удобно: денег на еду нет или жить негде — впа­да­ешь в ана­биоз) или обрат­ное ана­би­озу (рез­кое уси­ле­ние жиз­нен­ных про­цес­сов, чело­век не ведает уста­ло­сти, с неве­ро­ят­ной ско­ро­стью дви­га­ется, из такого чело­века полу­чится заме­ча­тель­ный иллю­зи­о­нист, или бегун, или непо­бе­ди­мый борец).

Зада­ния.

2.1. При­ду­майте органы чувств, кото­рых нет у чело­века, но могли бы быть.Напри­мер, не плохо бы чув­ство­вать нали­чие ради­а­ции, чтобы от нее убе­речься. Вообще-то говоря, мы ее чув­ствуем, коли болеем луче­вой болезнью.Не плохо бы чув­ство­вать нит­риды и нит­раты и дру­гие загряз­не­ния.

2.2. При­дет время и можно будет менять внут­рен­ние органы. Как бы это могло выглядеть?

2.3. Сде­лайте “раз­метку” людей цве­том по их нрав­ствен­ным каче­ствам. Напри­мер, все чест­ные люди стали розо­выми, все бес­чест­ные фио­ле­то­выми, а злые синими. Чем больше чело­век сде­лал под­ло­стей, тем тем­нее цвет. Опи­шите, что будет с миром? Мно­гие, наверно, из дома бы не вышли.

. Метод “РВС”.

РВС — это аббре­ви­а­тура трех слов: раз­мер, вес, стоимость.

Надо отме­тить, что метод “РВС” — это част­ный слу­чай более общего метода “умень­ше­ние — уве­ли­че­ние”, когда изме­нять можно от нуля до бес­ко­неч­но­сти любые харак­те­ри­стики системы, а не только раз­меры, вес или сто­и­мость. Напри­мер, ско­рость, коли­че­ство, каче­ство, силу тре­ния, силу мыш­ле­ния, силу памяти, при­быль фирмы, чис­лен­ность, оклады.

Метод РВС осно­ван на диа­лек­ти­че­ском прин­ципе пере­хода коли­че­ствен­ных изме­не­ний в каче­ствен­ные. Еще этот метод назы­вают “мето­дом про­верки на мон­стра”, или “мето­дом пре­дель­ного пере­хода”, или “мето­дом уси­ле­ния противоречий”.

Метод РВС очень хорошо раз­ви­вает фан­та­зию и вооб­ра­же­ние, а также поз­во­ляет пре­одо­леть пси­хи­че­скую инер­цию мыш­ле­ния. Надо пом­нить, что мы про­во­дим мыс­лен­ный экс­пе­ри­мент, где все можно, а не прак­ти­че­ский, когда дей­ствуют неумо­ли­мые законы природы.

Есть еще метод “супер-РВС”, когда про­смат­ри­ва­ются пре­дель­ные пере­ходы одно­вре­менно несколь­ких харак­те­ри­стик. Такие “удары по под­корке” могут высечь кое-что нестан­дарт­ное. Напри­мер, что будет с систе­мой, если система будет иметь мини­маль­ную сто­и­мость, но мак­си­маль­ный раз­мер и вес и т. д. Разу­ме­ется, исполь­зо­ва­нию метода РВС надо учиться.

. Метод переноса свойств.

Рас­смот­рим очень весе­лый, озор­ной и очень про­стой (для уме­ю­щего фан­та­зи­ро­вать) метод наде­ле­ния обыч­ных пред­ме­тов совер­шенно необыч­ными для них свой­ствами, взя­тыми, однако, у обыч­ных пред­ме­тов. В науке этот метод назы­ва­ется мето­дом фокаль­ных объектов.

Алго­ритм очень прост.

Пер­вый шаг: выби­ра­ется какой-нибудь пред­мет, кото­рый хотят усо­вер­шен­ство­вать или при­дать ему совер­шенно необыч­ные свой­ства. Для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тет­радь, учеб­ник, класс­ный жур­нал, живот­ное, рас­те­ние или чело­век.

Вто­рой шаг: выби­рают несколько слу­чай­ных объ­ек­тов. Напри­мер: элек­три­че­ская лам­почка, воз­душ­ный шарик, телевизор.

Тре­тий шаг: для этих слу­чай­ных объ­ек­тов состав­ля­ется пере­чень их харак­тер­ных свойств, функ­ций и признаков.

Элек­три­че­ская лам­почка — све­тится, теп­лая, про­зрач­ная, пере­го­рает, вклю­ча­ется в электросеть.Воз­душ­ный шарик — летает, наду­ва­ется, не тонет, отскакивает.Теле­ви­зор — пока­зы­вает, гово­рит, поет, имеет ручки управления.

Чет­вер­тый шаг: сфор­му­ли­ро­ван­ные свой­ства пере­но­сятся на фокаль­ный объект.Итак, что же полу­чится? Давайте фан­та­зи­ро­вать и осо­бенно не забо­титься о реаль­ной воз­мож­но­сти реа­ли­зо­вать при­ду­ман­ное. Поехали:

Как быть Леди:  Ксероз кожи: причины, симптомы и лечение заболевания

Кукла све­тится изнутри мато­вым розово-молоч­ным све­том. В ком­нате темно, а она све­тится. Это хорошо: не поте­ря­ешь и даже читать можно!

Кукла все­гда при­ятно теп­лая, как живая. Ее можно брать на улицу и греть руки. Можно рядом с теп­лой кук­лой поло­жить пти­чьи яйца и из них вылу­пятся птенцы или цып­лята. Можно при­сло­нить к аква­ри­уму — и кукла будет подо­гре­вать воду для рыбок.

Она про­зрач­ная. Видно, как у нее бьется сердце, по сосу­дам течет кровь, можно изу­чать анатомию.

Пере­го­рает. Понятно, надо, чтобы у нее были запас­ные части: набор рук, ног, голов, пла­тьев. Кукла-конструктор.

Теперь посмот­рим, какие идеи пода­рит нам воз­душ­ный шарик.

Лета­ю­щая кукла. Кукла-ангел, с кры­лыш­ками. Кукла-лебедь, стре­коза, пара­шю­тистка, белка-летун или лету­чая мышь, у нее есть кра­си­вые про­зрач­ные пере­понки от кон­чи­ков паль­цев на руках до кон­чи­ков паль­цев на ногах.

Надув­ная кукла. Можно сде­лать строй­ную или тол­стую Барби, можно сде­лать плос­кую для пере­носки. При наду­ва­нии отдельно головы меня­ется выра­же­ние лица. С наду­той кук­лой можно играть в ванне, учиться плавать.

Что дает срав­не­ние с телевизором.

Пусть кукла каж­дое утро пока­зы­вает упраж­не­ния утрен­ней зарядки, аэро­бики, асаны йоги.Пусть воз­му­щенно кри­чит, когда ее начи­нают ломать или при ней ссорятся.

Можно исполь­зо­вать ком­би­на­цию свойств. Как пра­вило, среди неле­пиц попа­да­ются ори­ги­наль­ные идеи, кото­рые не пода­рит метод проб и ошибок.

Метод фокаль­ных объ­ек­тов явля­ется пре­крас­ным мето­дом раз­ви­тия вооб­ра­же­ния, ассо­ци­а­тив­ного мыш­ле­ния и серьез­ного изобретательства.

Пред­ло­же­ния, раз­ви­ва­ю­щие метод.

Детям очень нра­вится, когда “в фокус” поме­щают их самих. Очень весело про­хо­дит совер­шен­ство­ва­ние одежды, напри­мер чулок, кол­го­ток, сапог.Можно зара­нее опре­де­лить класс объ­ек­тов на вто­ром шаге.Метод можно исполь­зо­вать для при­ду­мы­ва­ния оформ­ле­ния мага­зи­нов, выста­вок, подарков.

До начала про­ве­де­ния сеанса гене­ри­ро­ва­ния идей можно поду­мать с детьми, что у выбран­ного фокаль­ного объ­екта хорошо и что плохо, кому хорошо, а кому плохо, почему хорошо, а почему плохо и т. д. А потом при­сту­пать к фантазированию.

Луч­шие выдумки надо похвалить.

. Красивые древние фантазии с превращениями.

В каче­стве при­ме­ров вели­ко­леп­ной фан­та­зии вспом­ним мифы древ­них гре­ков и рим­лян, в кото­рых люди пре­вра­ща­ются в растения.

Пре­крас­ный юноша Кипа­рис неча­янно убил сво­его любимца оленя. Он упро­сил сереб­ро­лу­кого Апол­лона поз­во­лить ему гру­стить вечно, и Апол­лон пре­вра­тил его в строй­ное дерево кипа­рис. С тех пор кипа­рис счи­та­ется груст­ным могиль­ным деревом.

У дру­гого пре­крас­ного юноши Нар­цисса сло­жи­лась дру­гая судьба. По одной вер­сии, Нар­цисс уви­дел свое отра­же­ние в реке, влю­бился в него и умер от любви к себе. Боги пре­вра­тили его в аро­мат­ный цве­ток. По дру­гой вер­сии, Нар­цисс посмел не отве­тить на любовь жен­щины, и, по тре­бо­ва­нию дру­гих отверг­ну­тых муж­чи­нами жен­щин, он был пре­вра­щен в цве­ток.

Еще по одной вер­сии этого мифа у Нар­цисса была нежно им люби­мая сестра-близ­нец. Сестра неожи­данно умерла. Тос­ку­ю­щий Нар­цисс уви­дел свое отра­же­ние в ручье, поду­мал, что это его сестра, долго смот­рел на свое отра­же­ние и умер от горя. По чет­вер­той вер­сии, уви­дев свое отра­же­ние в реке и влю­бив­шись в него, Нар­цисс понял без­на­деж­ность этой любви и зако­лолся. Из капель крови Нар­цисса выросли цветы, назван­ные его именем.

Пре­крас­ные при­меры фан­та­зии. Одна вер­сия кра­си­вее дру­гой. Попро­буйте и вы пред­ло­жить свои не менее дра­ма­тич­ные или тро­га­тель­ные вер­сии о Нарциссе.

Легенда о Дафне. Пре­сле­ду­е­мая влюб­лен­ным в нее Апол­ло­ном, юная нимфа Дафна взмо­ли­лась о помощи к богам и была пре­вра­щена в лавр, став­ший свя­щен­ным дере­вом Апол­лона. С тех пор побе­ди­те­лей на муси­че­ских (музы­каль­ных) сорев­но­ва­ниях в честь Апол­лона награж­дали лав­ро­вым вен­ком.

Дополнительные советы

Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.

Советы:

  • Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
  • Заниматься саморазвитием;
  • Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
  • Искать новое вдохновение;
  • Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
  • Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
  • Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
  • Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
  • Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
  • Иногда использовать одну руку вместо другой;
  • Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
  • Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
  • Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
  • Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
  • Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
  • Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.

Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.

Большое значение имеет отказ от вредных привычек и перестроение на правильное питание.

Как развить воображение

Важным аспектом творческого мышления является способность к воображению. По сути воображение является источником всех форм человеческих достижений и кардинально меняет мир. Без воображения наша способность генерировать идеи, видеть вещи не такими, как они есть, а такими, какими они могут быть, сильно ограничена. Наше воображение питают наши знания. По своей природе мы сравниваем новый опыт с тем, который у нас уже есть.

Поэтому развить свое воображение можно при накоплении знаний. Чтение книг или публикаций, но не тех, которые вам кажутся интересными, а с которыми вы изначально не согласны или которые кажутся скучными, — один из способов накопить знания. Чтение, особенно художественной литературы, является лучшей тренировкой воображения, так как мозг должен представлять образы и концентрироваться на них. Хорошей, но менее доступной, особенно в текущей ситуации, возможностью развить свое воображение являются путешествия. Знакомство с незнакомой культурой, людьми, кухней стимулируют воображение. Вот еще несколько проверенных способов развить воображение.

Жажда знаний на протяжении всей жизни способствует креативности. Постоянно учась и развиваясь, вы наполняете свой ум идеями и расширяете свое мышление. Стремитесь быть открытым для новых концепций и подходов. Это включает в себя готовность попробовать разные идеи, а не просто отклонять что-то, с чем вы не согласны. Это также означает готовность подвергать сомнению все концепции, сохранять мотивацию и интерес к окружающему вас миру. Работайте над развитием знаний как вертикально, глубоко погружаясь в конкретную тему, так и горизонтально, накапливая информацию в самых разных областях. Обладая широким спектром знаний, вы сможете генерировать более интересные новые идеи.

Для развития воображения любопытство необходимо, однако все из нас устают от непрерывного информационного потока. Медитация в течение 15–20 минут после и перед сном помогает успокоить мозг и устраняет информационный шум, которым мы наполняем наши головы каждый день. Хорошо отдохнувший ум обладает более высоким потенциалом, чтобы изучать новые вещи и выдвигать креативные идеи.

Существуют различные методы медитации, которые вы можете использовать, чтобы улучшить воображение. Если вы не готовы медитировать, то можете использовать любое медитативное занятие: вязание, рисование, вышивка. В частности, рисование уменьшает стресс и помогает найти решения текущих проблем. Возьмите с собой блокнот или загрузите приложение для рисования и просто дайте волю своему воображению. Вам не обязательно быть хорошим художником, просто рисуйте то, что появляется в вашей голове.

Хорошим медитативным процессом может стать и ведение дневника. Когда вы описываете события из своей жизни, воспоминания или просто делитесь своими мыслями, то реконструируете и заново анализируете свой день и даже целую жизнь. Это исследование приводит к интересным выводам и вы подмечаете то, что никогда не заметили бы ранее и просто прошли бы мимо. Кроме того, вы начинаете понимать, почему отреагировали или поступили определенным образом и, возможно, представить, как вы будете действовать по-другому в будущем.

Как быть Леди:  Сочувствие, что это такое и нужно ли ему учиться

Физическая активность также стимулирует наш разум. Неважно, какие упражнения вы делаете или какой спорт предпочитаете, любая нагрузка снижает стресс и дает выход новым идеям.

Не поддавайтесь мифу о том, что люди с развитым правым полушарием более креативны. Истинное творчество приходит от использования двух полушарий мозга. Самые творческие идеи должны быть логичными и рациональными, чтобы работать. А наиболее научные и аналитические подходы должны быть уникальными, продуманными и изобретательными. Поэтому попробуйте делать вещи нестандартно: писать свое имя или чистить зубы не доминирующей рукой, надеть часы на другую руку или писать задом наперед (как Леонардо да Винчи). Когда вы едите на работу, то старайтесь менять маршрут. Смена декораций, даже простая, может помочь запустить вашу творческую сторону. И чтобы ваш разум мог отдохнуть, попробуйте хотя бы иногда ездить на работу без музыки.

Нестандартное поведение тесно согласуется с поиском новых впечатлений. Не бойтесь делать что-то новое и будьте открыты для нового опыта. Найдите для себя хобби, запишитесь на курсы, посетите новое кафе или место в городе, в котором вы никогда ранее не были. Впечатления дают пищу для размышлений, способствуют знакомствам и общению с людьми. Коммуникация и наблюдение за людьми также развивают воображение.

Еще один эффективный способ улучшить воображение — упражнение с визуализацией. Мы приведем один вариант такого упражнения ниже.

1) Начните с того, что закройте глаза и сделайте несколько успокаивающих вдохов, чтобы заглушить волнующие вас мысли.

2) Представьте, что вы входите в новую комнату дома. Вы открываете дверь и начинаете осматривать комнату стена за стеной. Не торопитесь, визуализируйте первую стену, мебель, окна, декор и т. п. Это должно занять минуту или две. Позвольте себе увидеть цвета этой комнаты, формы, общий контур и так далее.

3) Теперь перейдите к следующей стене и повторите процесс для каждой стены комнаты.

4) Как только вы осмотрите каждую сторону, позвольте себе заполнить детали. Остались ли какие-то предметы? Что-нибудь неуместно? Свет включен или выключен?

5) Откройте глаза и попытайтесь вспомнить смоделированную вами комнату. Вам будет сложнее, потому что информация, которая поступает к вам через зрение, мешает ментальной картине. Чем больше вы будете выполнять это упражнение, тем более ясно и творчески вы будете мыслить в повседневной жизни.

Заключение

Хорошее воображение — это источник творчества и инноваций, который может найти свое выражение во всех сферах деятельности: от технологий и науки до искусства и литературы. Работа над воображением поможет вам мыслить нестандартно, что точно пригодится как на работе, так и в личной жизни.

Как развить фантазию и воображение?

Как развить фантазию и воображение у взрослых? Мы все активно мечтали в детстве, однако с возрастом многие теряют значительную часть способности к созданию вымышленных образов, замещая ее логическим мышлением, общественными штампами. Многие люди начали осознавать это и жаловаться на отсутствие у себя фантазии.

Сегодня к развитию этого полезного навыка появился большой интерес на основе понимания его практической значимости. Психологи, задаваясь вопросом, как развить фантазию и воображение у взрослых, создают специальные тренинги и описывают даже небольшие приемы для самостоятельного использования.

Воображение, однако, не может отсутствовать, оно просто дремлет, спрятанное под диктатурой рациональности нашей жизни. Чтобы разбудить фантазию, вы можете прибегнуть к специальным упражнениям, которые, так же, как и физические упражнения для тела, помогут вам восстановить форму.

Одно из упражнений – взять случайных два слова и попытаться соединить их. Например, «лампа» и «халат». Представьте наибольшее количество сочетаний для них, как бы не казались они абсурдны вашему критическому восприятию. Может, это будет светящийся халат?

Или махровая лампа? А возможно, ваше воображение родит сказочный образ волшебника в халате с лампой? Такая словесная игра, если получится отключить логический фильтр, позволит вам расшевелить ваше воображение и в будущем сможет дать уже практические результаты в реальной деятельности.

Другая техника, какую интересно использовать в работе группой – от лица любого неодушевленного предмета написать анонимную жалобу. Это может оказаться палец или кастрюля. Затем вы зачитываете эту жалобу от лица предмета, не называя его, а слушатели угадывают, что это за предмет.

Особо интересной будет игра, когда вы попробуете максимально красочно и необычно описать проблемы предмета, словно вжившись в его историю. Тогда эта игра будет иметь не только цель описать и угадать предмет, но и написать интересное повествование, которое и у слушателей создаст полноту представлений.

Как развить фантазию?

Мы выяснили, что фантазия помогает достигать своих целей и приходить к креативным решениям. Можно ли ее развить?

Всем знакомая нам с детства игра с облаками – не только приятный способ расслабиться, провести время на природе. Пытаясь разглядеть в очертаниях облаков силуэты животных, птиц, людей или даже целые картины, вы тренируете ваше визуальное воображение. К такому занятию можно привлечь и детей, даже создать специальную игру – фотографировать облака и позже по фотокарточкам пытаться представить, дорисовать в своей фантазии картину. Или даже нарисовать представленные вами недостающие элементы на фотографии, карандашами или в визуальном редакторе.

На том же принципе построена игра с кляксами, вы можете также предложить ее с целью развития фантазии, как детям, так и взрослым. Поставьте на бумаге, словно случайно, кляксу. Или же нарисуйте произвольный контур, закрыв глаза. Теперь попробуйте так же, как в игре с облаками, дополнить его так, чтобы оживить и создать образ какого-то предмета или существа.

Еще одно занятие для развития фантазии и креативного мышления – взять бумагу, желательно в клетку, и начертить на ней несколько одинаковых квадратов. А теперь разделите их разными способами на 4 равные части. Большинство людей сразу, не задумываясь, делят один из квадратов крестом.

Но это лишь один способ, которых на деле существует множество. Попробуйте, найдите как можно больше таких способов поделить квадрат на равные части. Такая простая и удобная для практики задача может скрасить ваше свободное время, а может и помочь расшевелить фантазию перед созданием креативного образа или с целью поиска новаторских решений.

Следующая практика – из нескольких случайных слов написать за 5 минут мистическую историю с обязательной завязкой, кульминацией и развязкой. Для начала вы можете использовать заданные слова: «окно», «колодец», «священник», «расческа», «лестница».

Еще одно очень сильное упражнение – за 7 минут написать 20 вещей, которые вы не сможете никогда сделать в реальности. Оно позволит вам не только развить фантазию, но и даст повод поразмышлять.

Приемы творческого воображения

Уже с давних времен люди, создавая новые образы, используют специальные приемы. В древности эти техники применяли неосознанно. Так сочинялись былины, мифы, сказки. И в настоящее время подобными приемами пользуются писатели, художники и прочие представители творческих профессий.

  1. Агглютинация. По-другому ее можно назвать склеиванием. Новый образ или персонаж создается из двух или более уже существующих. Например, кентавр – это наполовину человек, а наполовину лошадь. Это пример простой агглютинации. И встречается он не только в художественных произведениях. Создатели новых гаджетов тоже его применяют, соединяя в одном устройстве функции нескольких. Например, телефон с функцией фотоаппарата и т. п.
  2. Гипербола, литота. Простыми словами – преувеличение и преуменьшение. Это один из простейших приемов изменения реальных образов. С его помощью можно преобразить не только целый объект, но и отдельные его части. Пример литоты – Дюймовочка.
  3. Акцентуирование. Данный прием используется, чтобы особенно сильно выделить определенную черту персонажа. Например, в карикатурах и шаржах.
  4. Олицетворение. Заключается в том, чтобы придать неодушевленным объектам характеристики живых существ. Наиболее часто встречается в сказках, например, говорящая яблоня и печка из сказки “Гуси-лебеди”.
  5. Типизация. По этому принципу создается образ, собранный из типичных черт, свойственных определенной группе объектов. Часто используется в литературе и изобразительном искусстве. Например, Н. В. Гоголь применил метод для описания типажей помещиков в поэме “Мертвые души”.
Как быть Леди:  Полиамория: ответы на главные вопросы о немоногамной любви - Лайфхакер

Во время творческого процесса разные техники взаимодополняют друг друга, смешиваются. Благодаря этому удается создавать уникальные образы и находить нетривиальные решения проблем. И взрослым, и детям стоит освоить эти приемы. А как это сделать, я расскажу дальше.

Простые упражнения для тренировки фантазии

Психологи предлагают много простых, но эффективных упражнений для развития мышления и полета фантазии, которые подойдут людям всех возрастов. Главные их достоинства – простота и доступность. Каждому по силам отыскать в потоке информации то упражнение, которое понравится конкретному человеку. Например:

  • Считать в уме каждому, кто имеет школьные знания, доступно и интересно. Не нужно использовать никаких записей, считать только мысленно. Упражнение особенно полезно тем, кто дружит с математикой. Можно фантазировать на тему геометрических фигур, строя из них мысленно всевозможные комбинации.
  • Как ни парадоксально, но детские мультики можно смотреть вместе с ребенком и сделать из них тренировку для ума и фантазии. Полезно смотреть их без звука и потом придумать забавный диалог. Чем смешнее, тем лучше для воображения.
  • Самый простой способ относится к миру книг. Читать детективные истории или фэнтези становится модным, это пойдет на пользу и воображению, и фантазии.
  • «Вздорная копилка», куда можно складывать занимательные вещички: мысли, картинки, частушки, анекдоты – все, что считается вздором. При необходимости всегда можно достать оттуда идею для креативного решения.
  • Модным становятся коллективные игры, тогда время достать из копилки старинные забавы. Например, «Пантомиму», в которой игроки должны угадать, какое действие изображается. Развивается творческое воображение на основе памяти, так как нужно вспомнить, какую картину изображают участники.

Развитие воображения для творчества и рисования

Обычно, говоря о формировании воображения в области творчества, имеют в виду младших детей. Но многие взрослые тоже не прочь посвятить рисованию свободное время. Психологами доказано, что увлечение рисованием приостанавливает такое серьезное заболевание, как болезнь Альцгеймера, которое уже давно связывают с развитием интеллекта.

Краткий эффективный курс развития творческого воображения:

  • манипуляции с фотографиями – сделать фотографии природы и найти в них знакомые образы;
  • следуя формуле Леонардо да Винчи «даже в настенных трещинах видеть образы», можно использовать изображения камней, спилы дерева, тени предметов;
  • книги и пособия по рисованию – помогут вдохновиться идеями для творчества, изучить манеру рисования в разных направлениях, выбрать то, что радует душу;
  • тематические выставки и художественные галереи – подскажут темы для самостоятельного творчества;
  • коллажи, аппликации – относятся к действенному способу развития воображения;
  • рисунки с натуры, даже неудачные – по мнению профессионалов, помогут сформировать творческие способности и дадут простор для фантазии.

Развивать творческое воображение – самая лучшая инвестиция в свое психическое здоровье, иметь богатую фантазию – дар свыше, который не дает превратить жизнь в скучное серое существование.

Способы развития фантазии и воображения

Пере­чис­лим основ­ные спо­собы раз­ви­тия фан­та­зии и вооб­ра­же­ния, а потом рас­смот­рим при­емы раз­ви­тия твор­че­ского вооб­ра­же­ния . Иде­ально, если сам ребе­нок захо­чет и будет раз­ви­вать свою фан­та­зию и вооб­ра­же­ние. Как этого добиться?

1. Сфор­ми­ро­вать мотивацию!

2. Убе­дить, что фан­та­зи­ро­вать не стыдно, а очень пре­стижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не пони­мают. Нужна игра и яркие эмо­ции. Логика у детей еще не сильна.

3. Фан­та­зи­ро­вать должно быть инте­ресно. Тогда, полу­чая удо­воль­ствие, ребе­нок быст­рее овла­деет уме­нием фан­та­зи­ро­вать, а потом уме­нием вооб­ра­жать, а потом и раци­о­нально мыс­лить. У дошколь­ни­ков инте­рес не к рас­суж­де­ниям, а к событиям.

4. Влю­бить детей в себя (аттрак­ция). На этой “волне любви” они больше вам дове­ряют и охот­нее слушаются.

5. Соб­ствен­ным при­ме­ром. В ран­нем дет­стве малыши копи­руют пове­де­ние взрос­лых, этим грех не вос­поль­зо­ваться. Вы ведь авто­ри­тет для ребенка.

6. Читать, обсуж­дать и ана­ли­зи­ро­вать хоро­шую лите­ра­туру по фантастике:

  • в неж­ном воз­расте (2–6 лет) — сказки, фан­та­сти­че­ские рассказы;
  • в отро­че­стве (7–14) — при­клю­чен­че­ские фан­та­сти­че­ские романы (Жюля Верна, Беля­ева, Конан Дойля, Уэллса);
  • в юно­сти и в зре­лые годы — доб­рот­ная научно-фан­та­сти­че­ская лите­ра­тура (Ефре­мов, Стру­гац­кие, Ази­мов и др.).

Научите детей вос­хи­щаться хоро­шей фантазией.

7. Сти­му­ли­ро­вать фан­та­зию вопро­сами. Напри­мер: “А что про­изой­дет, если у тебя вырас­тут кры­лья. Куда бы ты полетел?”

8. Ста­вить детей в затруд­ни­тель­ные ситу­а­ции. Пусть сами думают и нахо­дят выход. Вот, напри­мер, клас­си­че­ская задача: дети попали на необи­та­е­мый ост­ров, как выжить?

9. “Под­бра­сы­вать” детям инте­рес­ные сюжеты и про­сить их состав­лять по ним рас­сказы, сказки, истории.

10. Обу­чить при­во­ди­мым ниже при­е­мам раз­ви­тия вооб­ра­же­ния и фантазировании.

Исполь­зо­ва­ние при­ве­ден­ных ниже при­е­мов не исклю­чает надоб­но­сти думать. При­емы “не вме­сто”, а “в помощь” фан­та­зии, при­емы ука­зы­вают направ­ле­ния дума­нья. Зна­ние при­е­мов фан­та­зи­ро­ва­ния под­во­дит детей к овла­де­нию “взрос­лыми” при­е­мами раз­ре­ше­ния про­ти­во­ре­чий и реше­ния изоб­ре­та­тель­ских задач.

Творчество

Отличных результатов сможет достичь человек творческий. Творчество очень сильно влияет на фантазию, развивая ее при каждом занятии любимым делом, поэтому ею могут похвастаться архитекторы, художники, дизайнеры, музыканты, писатели, сценаристы и люди других подобных профессий.

С помощью какого творчества получится развить фантазию дома:

  1. Рисование. Можно просто рисовать карандашом или приступить сразу к живописи. Любое изобразительное искусство позволяет добиться прекрасных результатов за короткое время. Особенно эффективными будет рисование необычных явлений. Например, утреннее время на другой планете. К минусам такого метода можно отнести важность присутствия вдохновения, без которого может ничего не выйти.
  2. Придумывание историй. Начинать лучше всего с сочинения небольших историй, которые не потребуют много времени. После можно приступить к написанию крупных рассказов. Во время создания истории придется активно фантазировать, придумывая необычные ситуации.

Если повышать качество фантазии с воображением нужно у ребенка, то стоит обратиться к помощи пластилина. Создание различных скульптур также может задействовать навыки фантазии. А тем, кто умеет сочинять музыку, можно попробовать написать новую песню или создать необычную музыкальную композицию.

Творческие люди могут похвастаться особенно развитым чувством вкуса и широкими взглядами на окружающий мир.

Чем отличается фантазия от глупости?

Когда фан­та­зия при­но­сит вред, она ста­но­вится глу­по­стью. Глу­пость — это бес­тол­ко­вый, неле­пый, ненуж­ный, нера­зум­ный, невер­ный, вред­ный, неце­ле­со­об­раз­ный посту­пок или утвер­жде­ние, не дела­ю­щий чести тому, кто его совер­шил. Разу­ме­ется, надо учи­ты­вать воз­раст чело­века, усло­вия и цели поступка.

Вся­кая ли фан­та­зия — это хорошо? Есть гене­раль­ный кри­те­рий оценки каче­ства всех дел на Земле — это уве­ли­че­ние добра в мире.

Клас­си­че­ским носи­те­лем фан­та­зии явля­ется сказка.

Чем отли­ча­ется сказка от науч­ной фан­та­стики? В науч­ной фан­та­стике рас­смат­ри­ва­ются тех­ни­че­ски осу­ще­стви­мые ситу­а­ции, эле­менты или про­цессы, а в сказке любые. Надо отме­тить, что рез­кой гра­ницы между фан­та­сти­че­скими и реаль­ными реше­ни­ями тоже нет.

Напри­мер, то, что счи­та­лось во вре­мена Жюля Верна фан­та­зией, нынче обы­ден­ная реаль­ность. Г. А. Альт­шул­лер под­счи­тал, что из 108(!) идей-про­гно­зов Ж. Верна реа­ли­зо­вано 99 (90 %). У Гер­берта Уэллса из 86 — 77, у Алек­сандра Беля­ева из 50 — 47.

Когда ребе­нок само­заб­венно рас­ска­зы­вает небы­лицы со своим уча­стием, он не врет, в нашем обыч­ном пони­ма­нии, он сочи­няет. Ему неважно, реаль­ное это или не реаль­ное. И нам это не должно быть важно, важно дру­гое, что мозг ребенка рабо­тает, гене­ри­рует идеи.

Однако все же сле­дует обра­тить вни­ма­ние на то, о чем меч­тает ребе­нок. Если он все время рас­ска­зы­вает о своих несу­ще­ству­ю­щих дру­зьях, о неж­ных роди­те­лях или об игруш­ках, то, может быть, он стра­дает, меч­тает об этом и таким обра­зом изли­вает душу? Немед­ленно помо­гите ему.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий