- Увеличение — уменьшение.
- Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).
- . Метод “РВС”.
- . Метод переноса свойств.
- . Красивые древние фантазии с превращениями.
- Дополнительные советы
- Как развить воображение
- Как развить фантазию и воображение?
- Как развить фантазию?
- Приемы творческого воображения
- Простые упражнения для тренировки фантазии
- Развитие воображения для творчества и рисования
- Способы развития фантазии и воображения
- Творчество
- Чем отличается фантазия от глупости?
Увеличение — уменьшение.
Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.
Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.
https://www.youtube.com/watch?v=wOCSJqKKl_M
Приведем игры-беседы для освоения приема “увеличение — уменьшение”.
1.1. Ребенку говорят: “Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?”
— Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время.— Хотела бы уменьшить домашние задания.— Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.— Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
1.2. Усложните эту игру дополнительными вопросами: “И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?”
— Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.— Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
1.3.Что будет, если у нас удлинится на время нос?
— Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи;— Это хорошо, а что в этом плохого?— Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.
Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации.
1.4. Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз? Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами.
— Какого тогда ты будешь размера?— А сколько килограмм ты будешь весить?
И так далее. Обязательно сделайте расчеты, хоть самые простые.
— А что будет, если твой рост уменьшится в 10 раз?— Согласись, было бы здорово, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, ты опаздываешь в школу: увеличил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до школы, а потом сделал ноги нормальной длины.
Относительно веса — это каверзный вопрос. Обычно отвечают: в 10 раз больше. На самом деле, если сохранить все пропорции организма, то вес возрастет в 1000 раз! Если человек весил 50 кг, то будет весить 50 тонн! Я буду бегать быстрее автомобиля.
Я буду сильным, и никто не посмеет меня обидеть, и я смогу защитить любого. Я смогу переносить огромные тяжести. Интересно, какие? Обычно человек может поднять половину своего веса. Тогда я смогу поднять 25 тонн! Это хорошо. А что будет плохого?
Я не помещусь в классе. Придется шить огромную одежду и обувь. Будет очень трудно меня прокормить. Если считать, что человек в день съедает 2 % от своего веса, то мне потребуется еды весом в 1 тонну. Я не помещусь ни в какой автобус. Даже по улице мне придется ходить, пригибаясь под проводами. Мне негде будет жить.
Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).
Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов:
а) выбирают несколько произвольных объектов живой и/или неживой природы;б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства “из головы”;в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.
Например, в качестве объекта (“донора свойств”) выбрали орла. Качества орла: летает, прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах.
— Человек может летать, как орел. Можно дополнить: может летать в стратосфере, в ближнем и в дальнем космосе.— Человек имеет сверхострое орлиное зрение, например видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, видит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет.
Продолжите фантазирование этим методом, взяв в качестве исходного объекта: электрическую лампочку, рыбу (вспомните человека-амфибию), часы, очки, спичку, анабиоз (резкое замедление жизненных процессов очень удобно: денег на еду нет или жить негде — впадаешь в анабиоз) или обратное анабиозу (резкое усиление жизненных процессов, человек не ведает усталости, с невероятной скоростью двигается, из такого человека получится замечательный иллюзионист, или бегун, или непобедимый борец).
Задания.
2.1. Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть.Например, не плохо бы чувствовать наличие радиации, чтобы от нее уберечься. Вообще-то говоря, мы ее чувствуем, коли болеем лучевой болезнью.Не плохо бы чувствовать нитриды и нитраты и другие загрязнения.
2.2. Придет время и можно будет менять внутренние органы. Как бы это могло выглядеть?
2.3. Сделайте “разметку” людей цветом по их нравственным качествам. Например, все честные люди стали розовыми, все бесчестные фиолетовыми, а злые синими. Чем больше человек сделал подлостей, тем темнее цвет. Опишите, что будет с миром? Многие, наверно, из дома бы не вышли.
. Метод “РВС”.
РВС — это аббревиатура трех слов: размер, вес, стоимость.
Надо отметить, что метод “РВС” — это частный случай более общего метода “уменьшение — увеличение”, когда изменять можно от нуля до бесконечности любые характеристики системы, а не только размеры, вес или стоимость. Например, скорость, количество, качество, силу трения, силу мышления, силу памяти, прибыль фирмы, численность, оклады.
Метод РВС основан на диалектическом принципе перехода количественных изменений в качественные. Еще этот метод называют “методом проверки на монстра”, или “методом предельного перехода”, или “методом усиления противоречий”.
Метод РВС очень хорошо развивает фантазию и воображение, а также позволяет преодолеть психическую инерцию мышления. Надо помнить, что мы проводим мысленный эксперимент, где все можно, а не практический, когда действуют неумолимые законы природы.
Есть еще метод “супер-РВС”, когда просматриваются предельные переходы одновременно нескольких характеристик. Такие “удары по подкорке” могут высечь кое-что нестандартное. Например, что будет с системой, если система будет иметь минимальную стоимость, но максимальный размер и вес и т. д. Разумеется, использованию метода РВС надо учиться.
. Метод переноса свойств.
Рассмотрим очень веселый, озорной и очень простой (для умеющего фантазировать) метод наделения обычных предметов совершенно необычными для них свойствами, взятыми, однако, у обычных предметов. В науке этот метод называется методом фокальных объектов.
Алгоритм очень прост.
Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который хотят усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства. Для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек.
Второй шаг: выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор.
Третий шаг: для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.
Электрическая лампочка — светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть.Воздушный шарик — летает, надувается, не тонет, отскакивает.Телевизор — показывает, говорит, поет, имеет ручки управления.
Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.Итак, что же получится? Давайте фантазировать и особенно не заботиться о реальной возможности реализовать придуманное. Поехали:
Кукла светится изнутри матовым розово-молочным светом. В комнате темно, а она светится. Это хорошо: не потеряешь и даже читать можно!
Кукла всегда приятно теплая, как живая. Ее можно брать на улицу и греть руки. Можно рядом с теплой куклой положить птичьи яйца и из них вылупятся птенцы или цыплята. Можно прислонить к аквариуму — и кукла будет подогревать воду для рыбок.
Она прозрачная. Видно, как у нее бьется сердце, по сосудам течет кровь, можно изучать анатомию.
Перегорает. Понятно, надо, чтобы у нее были запасные части: набор рук, ног, голов, платьев. Кукла-конструктор.
Теперь посмотрим, какие идеи подарит нам воздушный шарик.
Летающая кукла. Кукла-ангел, с крылышками. Кукла-лебедь, стрекоза, парашютистка, белка-летун или летучая мышь, у нее есть красивые прозрачные перепонки от кончиков пальцев на руках до кончиков пальцев на ногах.
Надувная кукла. Можно сделать стройную или толстую Барби, можно сделать плоскую для переноски. При надувании отдельно головы меняется выражение лица. С надутой куклой можно играть в ванне, учиться плавать.
Что дает сравнение с телевизором.
Пусть кукла каждое утро показывает упражнения утренней зарядки, аэробики, асаны йоги.Пусть возмущенно кричит, когда ее начинают ломать или при ней ссорятся.
Можно использовать комбинацию свойств. Как правило, среди нелепиц попадаются оригинальные идеи, которые не подарит метод проб и ошибок.
Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения, ассоциативного мышления и серьезного изобретательства.
Предложения, развивающие метод.
Детям очень нравится, когда “в фокус” помещают их самих. Очень весело проходит совершенствование одежды, например чулок, колготок, сапог.Можно заранее определить класс объектов на втором шаге.Метод можно использовать для придумывания оформления магазинов, выставок, подарков.
До начала проведения сеанса генерирования идей можно подумать с детьми, что у выбранного фокального объекта хорошо и что плохо, кому хорошо, а кому плохо, почему хорошо, а почему плохо и т. д. А потом приступать к фантазированию.
Лучшие выдумки надо похвалить.
. Красивые древние фантазии с превращениями.
В качестве примеров великолепной фантазии вспомним мифы древних греков и римлян, в которых люди превращаются в растения.
Прекрасный юноша Кипарис нечаянно убил своего любимца оленя. Он упросил серебролукого Аполлона позволить ему грустить вечно, и Аполлон превратил его в стройное дерево кипарис. С тех пор кипарис считается грустным могильным деревом.
У другого прекрасного юноши Нарцисса сложилась другая судьба. По одной версии, Нарцисс увидел свое отражение в реке, влюбился в него и умер от любви к себе. Боги превратили его в ароматный цветок. По другой версии, Нарцисс посмел не ответить на любовь женщины, и, по требованию других отвергнутых мужчинами женщин, он был превращен в цветок.
Еще по одной версии этого мифа у Нарцисса была нежно им любимая сестра-близнец. Сестра неожиданно умерла. Тоскующий Нарцисс увидел свое отражение в ручье, подумал, что это его сестра, долго смотрел на свое отражение и умер от горя. По четвертой версии, увидев свое отражение в реке и влюбившись в него, Нарцисс понял безнадежность этой любви и закололся. Из капель крови Нарцисса выросли цветы, названные его именем.
Прекрасные примеры фантазии. Одна версия красивее другой. Попробуйте и вы предложить свои не менее драматичные или трогательные версии о Нарциссе.
Легенда о Дафне. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, юная нимфа Дафна взмолилась о помощи к богам и была превращена в лавр, ставший священным деревом Аполлона. С тех пор победителей на мусических (музыкальных) соревнованиях в честь Аполлона награждали лавровым венком.
Дополнительные советы
Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.
Советы:
- Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
- Заниматься саморазвитием;
- Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
- Искать новое вдохновение;
- Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
- Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
- Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
- Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
- Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
- Иногда использовать одну руку вместо другой;
- Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
- Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
- Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
- Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
- Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
- Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.
Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.
Большое значение имеет отказ от вредных привычек и перестроение на правильное питание.
Как развить воображение
Поэтому развить свое воображение можно при накоплении знаний. Чтение книг или публикаций, но не тех, которые вам кажутся интересными, а с которыми вы изначально не согласны или которые кажутся скучными, — один из способов накопить знания. Чтение, особенно художественной литературы, является лучшей тренировкой воображения, так как мозг должен представлять образы и концентрироваться на них. Хорошей, но менее доступной, особенно в текущей ситуации, возможностью развить свое воображение являются путешествия. Знакомство с незнакомой культурой, людьми, кухней стимулируют воображение. Вот еще несколько проверенных способов развить воображение.
Жажда знаний на протяжении всей жизни способствует креативности. Постоянно учась и развиваясь, вы наполняете свой ум идеями и расширяете свое мышление. Стремитесь быть открытым для новых концепций и подходов. Это включает в себя готовность попробовать разные идеи, а не просто отклонять что-то, с чем вы не согласны. Это также означает готовность подвергать сомнению все концепции, сохранять мотивацию и интерес к окружающему вас миру. Работайте над развитием знаний как вертикально, глубоко погружаясь в конкретную тему, так и горизонтально, накапливая информацию в самых разных областях. Обладая широким спектром знаний, вы сможете генерировать более интересные новые идеи.
Для развития воображения любопытство необходимо, однако все из нас устают от непрерывного информационного потока. Медитация в течение 15–20 минут после и перед сном помогает успокоить мозг и устраняет информационный шум, которым мы наполняем наши головы каждый день. Хорошо отдохнувший ум обладает более высоким потенциалом, чтобы изучать новые вещи и выдвигать креативные идеи.
Существуют различные методы медитации, которые вы можете использовать, чтобы улучшить воображение. Если вы не готовы медитировать, то можете использовать любое медитативное занятие: вязание, рисование, вышивка. В частности, рисование уменьшает стресс и помогает найти решения текущих проблем. Возьмите с собой блокнот или загрузите приложение для рисования и просто дайте волю своему воображению. Вам не обязательно быть хорошим художником, просто рисуйте то, что появляется в вашей голове.
Хорошим медитативным процессом может стать и ведение дневника. Когда вы описываете события из своей жизни, воспоминания или просто делитесь своими мыслями, то реконструируете и заново анализируете свой день и даже целую жизнь. Это исследование приводит к интересным выводам и вы подмечаете то, что никогда не заметили бы ранее и просто прошли бы мимо. Кроме того, вы начинаете понимать, почему отреагировали или поступили определенным образом и, возможно, представить, как вы будете действовать по-другому в будущем.
Физическая активность также стимулирует наш разум. Неважно, какие упражнения вы делаете или какой спорт предпочитаете, любая нагрузка снижает стресс и дает выход новым идеям.
Не поддавайтесь мифу о том, что люди с развитым правым полушарием более креативны. Истинное творчество приходит от использования двух полушарий мозга. Самые творческие идеи должны быть логичными и рациональными, чтобы работать. А наиболее научные и аналитические подходы должны быть уникальными, продуманными и изобретательными. Поэтому попробуйте делать вещи нестандартно: писать свое имя или чистить зубы не доминирующей рукой, надеть часы на другую руку или писать задом наперед (как Леонардо да Винчи). Когда вы едите на работу, то старайтесь менять маршрут. Смена декораций, даже простая, может помочь запустить вашу творческую сторону. И чтобы ваш разум мог отдохнуть, попробуйте хотя бы иногда ездить на работу без музыки.
Нестандартное поведение тесно согласуется с поиском новых впечатлений. Не бойтесь делать что-то новое и будьте открыты для нового опыта. Найдите для себя хобби, запишитесь на курсы, посетите новое кафе или место в городе, в котором вы никогда ранее не были. Впечатления дают пищу для размышлений, способствуют знакомствам и общению с людьми. Коммуникация и наблюдение за людьми также развивают воображение.
Еще один эффективный способ улучшить воображение — упражнение с визуализацией. Мы приведем один вариант такого упражнения ниже.
1) Начните с того, что закройте глаза и сделайте несколько успокаивающих вдохов, чтобы заглушить волнующие вас мысли.
2) Представьте, что вы входите в новую комнату дома. Вы открываете дверь и начинаете осматривать комнату стена за стеной. Не торопитесь, визуализируйте первую стену, мебель, окна, декор и т. п. Это должно занять минуту или две. Позвольте себе увидеть цвета этой комнаты, формы, общий контур и так далее.
3) Теперь перейдите к следующей стене и повторите процесс для каждой стены комнаты.
4) Как только вы осмотрите каждую сторону, позвольте себе заполнить детали. Остались ли какие-то предметы? Что-нибудь неуместно? Свет включен или выключен?
5) Откройте глаза и попытайтесь вспомнить смоделированную вами комнату. Вам будет сложнее, потому что информация, которая поступает к вам через зрение, мешает ментальной картине. Чем больше вы будете выполнять это упражнение, тем более ясно и творчески вы будете мыслить в повседневной жизни.
Заключение
Хорошее воображение — это источник творчества и инноваций, который может найти свое выражение во всех сферах деятельности: от технологий и науки до искусства и литературы. Работа над воображением поможет вам мыслить нестандартно, что точно пригодится как на работе, так и в личной жизни.
Как развить фантазию и воображение?
Как развить фантазию и воображение у взрослых? Мы все активно мечтали в детстве, однако с возрастом многие теряют значительную часть способности к созданию вымышленных образов, замещая ее логическим мышлением, общественными штампами. Многие люди начали осознавать это и жаловаться на отсутствие у себя фантазии.
Сегодня к развитию этого полезного навыка появился большой интерес на основе понимания его практической значимости. Психологи, задаваясь вопросом, как развить фантазию и воображение у взрослых, создают специальные тренинги и описывают даже небольшие приемы для самостоятельного использования.
Воображение, однако, не может отсутствовать, оно просто дремлет, спрятанное под диктатурой рациональности нашей жизни. Чтобы разбудить фантазию, вы можете прибегнуть к специальным упражнениям, которые, так же, как и физические упражнения для тела, помогут вам восстановить форму.
Одно из упражнений – взять случайных два слова и попытаться соединить их. Например, «лампа» и «халат». Представьте наибольшее количество сочетаний для них, как бы не казались они абсурдны вашему критическому восприятию. Может, это будет светящийся халат?
Или махровая лампа? А возможно, ваше воображение родит сказочный образ волшебника в халате с лампой? Такая словесная игра, если получится отключить логический фильтр, позволит вам расшевелить ваше воображение и в будущем сможет дать уже практические результаты в реальной деятельности.
Другая техника, какую интересно использовать в работе группой – от лица любого неодушевленного предмета написать анонимную жалобу. Это может оказаться палец или кастрюля. Затем вы зачитываете эту жалобу от лица предмета, не называя его, а слушатели угадывают, что это за предмет.
Особо интересной будет игра, когда вы попробуете максимально красочно и необычно описать проблемы предмета, словно вжившись в его историю. Тогда эта игра будет иметь не только цель описать и угадать предмет, но и написать интересное повествование, которое и у слушателей создаст полноту представлений.
Как развить фантазию?
Мы выяснили, что фантазия помогает достигать своих целей и приходить к креативным решениям. Можно ли ее развить?
Всем знакомая нам с детства игра с облаками – не только приятный способ расслабиться, провести время на природе. Пытаясь разглядеть в очертаниях облаков силуэты животных, птиц, людей или даже целые картины, вы тренируете ваше визуальное воображение. К такому занятию можно привлечь и детей, даже создать специальную игру – фотографировать облака и позже по фотокарточкам пытаться представить, дорисовать в своей фантазии картину. Или даже нарисовать представленные вами недостающие элементы на фотографии, карандашами или в визуальном редакторе.
На том же принципе построена игра с кляксами, вы можете также предложить ее с целью развития фантазии, как детям, так и взрослым. Поставьте на бумаге, словно случайно, кляксу. Или же нарисуйте произвольный контур, закрыв глаза. Теперь попробуйте так же, как в игре с облаками, дополнить его так, чтобы оживить и создать образ какого-то предмета или существа.
Еще одно занятие для развития фантазии и креативного мышления – взять бумагу, желательно в клетку, и начертить на ней несколько одинаковых квадратов. А теперь разделите их разными способами на 4 равные части. Большинство людей сразу, не задумываясь, делят один из квадратов крестом.
Но это лишь один способ, которых на деле существует множество. Попробуйте, найдите как можно больше таких способов поделить квадрат на равные части. Такая простая и удобная для практики задача может скрасить ваше свободное время, а может и помочь расшевелить фантазию перед созданием креативного образа или с целью поиска новаторских решений.
Следующая практика – из нескольких случайных слов написать за 5 минут мистическую историю с обязательной завязкой, кульминацией и развязкой. Для начала вы можете использовать заданные слова: «окно», «колодец», «священник», «расческа», «лестница».
Еще одно очень сильное упражнение – за 7 минут написать 20 вещей, которые вы не сможете никогда сделать в реальности. Оно позволит вам не только развить фантазию, но и даст повод поразмышлять.
Приемы творческого воображения
Уже с давних времен люди, создавая новые образы, используют специальные приемы. В древности эти техники применяли неосознанно. Так сочинялись былины, мифы, сказки. И в настоящее время подобными приемами пользуются писатели, художники и прочие представители творческих профессий.
- Агглютинация. По-другому ее можно назвать склеиванием. Новый образ или персонаж создается из двух или более уже существующих. Например, кентавр – это наполовину человек, а наполовину лошадь. Это пример простой агглютинации. И встречается он не только в художественных произведениях. Создатели новых гаджетов тоже его применяют, соединяя в одном устройстве функции нескольких. Например, телефон с функцией фотоаппарата и т. п.
- Гипербола, литота. Простыми словами – преувеличение и преуменьшение. Это один из простейших приемов изменения реальных образов. С его помощью можно преобразить не только целый объект, но и отдельные его части. Пример литоты – Дюймовочка.
- Акцентуирование. Данный прием используется, чтобы особенно сильно выделить определенную черту персонажа. Например, в карикатурах и шаржах.
- Олицетворение. Заключается в том, чтобы придать неодушевленным объектам характеристики живых существ. Наиболее часто встречается в сказках, например, говорящая яблоня и печка из сказки “Гуси-лебеди”.
- Типизация. По этому принципу создается образ, собранный из типичных черт, свойственных определенной группе объектов. Часто используется в литературе и изобразительном искусстве. Например, Н. В. Гоголь применил метод для описания типажей помещиков в поэме “Мертвые души”.
Во время творческого процесса разные техники взаимодополняют друг друга, смешиваются. Благодаря этому удается создавать уникальные образы и находить нетривиальные решения проблем. И взрослым, и детям стоит освоить эти приемы. А как это сделать, я расскажу дальше.
Простые упражнения для тренировки фантазии
Психологи предлагают много простых, но эффективных упражнений для развития мышления и полета фантазии, которые подойдут людям всех возрастов. Главные их достоинства – простота и доступность. Каждому по силам отыскать в потоке информации то упражнение, которое понравится конкретному человеку. Например:
- Считать в уме каждому, кто имеет школьные знания, доступно и интересно. Не нужно использовать никаких записей, считать только мысленно. Упражнение особенно полезно тем, кто дружит с математикой. Можно фантазировать на тему геометрических фигур, строя из них мысленно всевозможные комбинации.
- Как ни парадоксально, но детские мультики можно смотреть вместе с ребенком и сделать из них тренировку для ума и фантазии. Полезно смотреть их без звука и потом придумать забавный диалог. Чем смешнее, тем лучше для воображения.
- Самый простой способ относится к миру книг. Читать детективные истории или фэнтези становится модным, это пойдет на пользу и воображению, и фантазии.
- «Вздорная копилка», куда можно складывать занимательные вещички: мысли, картинки, частушки, анекдоты – все, что считается вздором. При необходимости всегда можно достать оттуда идею для креативного решения.
- Модным становятся коллективные игры, тогда время достать из копилки старинные забавы. Например, «Пантомиму», в которой игроки должны угадать, какое действие изображается. Развивается творческое воображение на основе памяти, так как нужно вспомнить, какую картину изображают участники.
Развитие воображения для творчества и рисования
Обычно, говоря о формировании воображения в области творчества, имеют в виду младших детей. Но многие взрослые тоже не прочь посвятить рисованию свободное время. Психологами доказано, что увлечение рисованием приостанавливает такое серьезное заболевание, как болезнь Альцгеймера, которое уже давно связывают с развитием интеллекта.
Краткий эффективный курс развития творческого воображения:
- манипуляции с фотографиями – сделать фотографии природы и найти в них знакомые образы;
- следуя формуле Леонардо да Винчи «даже в настенных трещинах видеть образы», можно использовать изображения камней, спилы дерева, тени предметов;
- книги и пособия по рисованию – помогут вдохновиться идеями для творчества, изучить манеру рисования в разных направлениях, выбрать то, что радует душу;
- тематические выставки и художественные галереи – подскажут темы для самостоятельного творчества;
- коллажи, аппликации – относятся к действенному способу развития воображения;
- рисунки с натуры, даже неудачные – по мнению профессионалов, помогут сформировать творческие способности и дадут простор для фантазии.
Развивать творческое воображение – самая лучшая инвестиция в свое психическое здоровье, иметь богатую фантазию – дар свыше, который не дает превратить жизнь в скучное серое существование.
Способы развития фантазии и воображения
Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения . Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.
3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой “волне любви” они больше вам доверяют и охотнее слушаются.
5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.
6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:
- в нежном возрасте (2–6 лет) — сказки, фантастические рассказы;
- в отрочестве (7–14) — приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева, Конан Дойля, Уэллса);
- в юности и в зрелые годы — добротная научно-фантастическая литература (Ефремов, Стругацкие, Азимов и др.).
Научите детей восхищаться хорошей фантазией.
7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: “А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?”
8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
9. “Подбрасывать” детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазировании.
Использование приведенных ниже приемов не исключает надобности думать. Приемы “не вместо”, а “в помощь” фантазии, приемы указывают направления думанья. Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению “взрослыми” приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.
Творчество
Отличных результатов сможет достичь человек творческий. Творчество очень сильно влияет на фантазию, развивая ее при каждом занятии любимым делом, поэтому ею могут похвастаться архитекторы, художники, дизайнеры, музыканты, писатели, сценаристы и люди других подобных профессий.
С помощью какого творчества получится развить фантазию дома:
- Рисование. Можно просто рисовать карандашом или приступить сразу к живописи. Любое изобразительное искусство позволяет добиться прекрасных результатов за короткое время. Особенно эффективными будет рисование необычных явлений. Например, утреннее время на другой планете. К минусам такого метода можно отнести важность присутствия вдохновения, без которого может ничего не выйти.
- Придумывание историй. Начинать лучше всего с сочинения небольших историй, которые не потребуют много времени. После можно приступить к написанию крупных рассказов. Во время создания истории придется активно фантазировать, придумывая необычные ситуации.
Если повышать качество фантазии с воображением нужно у ребенка, то стоит обратиться к помощи пластилина. Создание различных скульптур также может задействовать навыки фантазии. А тем, кто умеет сочинять музыку, можно попробовать написать новую песню или создать необычную музыкальную композицию.
Творческие люди могут похвастаться особенно развитым чувством вкуса и широкими взглядами на окружающий мир.
Чем отличается фантазия от глупости?
Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.
Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.
Классическим носителем фантазии является сказка.
Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет.
Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г. А. Альтшуллер подсчитал, что из 108(!) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 — 77, у Александра Беляева из 50 — 47.
Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи.
Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.