- Как фанатик спорит
- Какие виды фанатизма бывают и как его распознать?
- Классификация
- Критика религиозного фанатизма
- Литература
- Определение фанатизма и его черты
- Политический фанатизм
- Понятие
- Примеры известных фанатиков
- Примечания
- Религиозный фанатизм
- Религиозный фанатизм
- Современные христианские фанатики
- Терминология
- Черты личности, способствующие развитию фанатизма
- Заключение
Как фанатик спорит
Одним из главных проявлений фанатичного поведения является необходимость насаждать свою идеологию окружающим. При этом убеждение не строится по принципу диалога или спора. В споре важно критическое оценивание суждений, возможность донести и воспринять чужую точку зрения. Спор с фанатиком проходит по принципу игры в одни ворота: он может донести собеседнику свою мысль, а собеседник ему — нет.
В арсенале фанатика отсутствуют логические аргументации, он будет доказывать свои догматы через другие догматы и ссылаться на источники, которые невозможно проверить. Часто они не избегают применения запугиваний, силы и перехода на личности. Фанатик не упустит возможности очернить противоречащую его вере точку зрения.
Какие виды фанатизма бывают и как его распознать?
«Ради нашего гуру я на всё пойду, самого себя в жертву принесу, ничего не пожалею, а если кто слово против него скажет — жестоко покараю!», — кричит, колотя себя в грудь, на собрании секты один из её последователей, а остальные сектанты вторят ему, как загипнотизированные.
«Наша семья должна питаться только овощами и хлебом, никаких животных продуктов, ибо мясо, яйца и молоко — яд, не приносящий организму ничего, кроме вреда. Если кто из вас осмелится меня ослушаться, тот мне больше не семья! Из дома выгоню!», — возмущённо говорит женщина своим домочадцам.
Какие разные эти три примера, и, казалось бы, между ними ничего общего. Но ведь и сектант, и девочка- подросток, и женщина одержимы одной идеей, всецело служат ей и не признают отступлений. Так, девочка одержима идеей быть рядом с любимым актёром, лидер секты и её члены — идеей «служения» Богу, а женщина — идеей «здорового» питания.
Всё это — проявления фанатизма. В первом случае можно говорить об идейном фанатизме, или фанатизме искусства. Уж не знаю, почему его так называют, но к этому виду относится и футбольный фанатизм, и фанатизм от артистов эстрады и кино. Во втором случае мы видим проявления религиозного фанатизма, ну, а в третьем — фанатизма здоровья. Хотя, в принципе, третий пример тоже можно отнести к идейному фанатизму, ибо женщина поклоняется идее вегетарианства.
Что же такое фанатизм? Это неотступное следование какой-либо идее, безрассудное, страстное поклонение чему-либо (кому-либо), обожествление, идеализация объекта поклонения, слепая вера во что-либо, в кого-либо.
В международной классификации болезней (психических расстройств) выделяется семь видов фанатизма:
религиозный, политический, идейный, фанатизм здоровья, научный фанатизм, спортивный выделяется в отдельную группу, фанатизм в сфере искусств.
Причём здесь международная классификация болезней? Дело в том, что, например, в США фанатизм считается отклонением от нормы, психическим расстройством, которое нужно лечить психологическими методами. Три вида из названных являются наиболее распространёнными: религиозный фанатизм (культы, секты, психически больные люди, не входящие в какие-либо группы), спортивный (чаще всего футбольный — болельщики) и фанатизм искусства (когда объектами поклонения являются артисты, актёры и иные служители искусства).
Вот признаки, характерные для людей, страдающих последними двумя формами фанатизма.
1. Фанатик слишком остро переживает всё, что происходит в жизни объекта его поклонения (впадает в депрессию после проигранного им матча, девушка теряет покой, если любимый артист женился и т. д.). Крайняя форма — самоубийство, особенно если объект поклонения погибает или уходит со сцены.
2. Большая часть финансовых затрат уходит на преследование объекта поклонения: фанатик ездит за ним на выступления, всюду сопровождает, скупает всю атрибутику: диски, кассеты, плакаты, одежду, символику, участвует в аукционах, чтобы купить как можно больше вещей, принадлежавших объекту поклонения.
3. Объект поклонения становится для фанатика «идеей фикс». Человек не может ни на чём другом сосредоточиться, ни о чём ином, кроме него, думать, говорить, забрасывает письмами, надоедает звонками, ждёт у подъезда, в гримёрках и т. д.
4. Круг интересов заметно сужается: учёба, общение, иные увлечения, ранее доставлявшие радость, отходят на второй план или вовсе исчезают. Этот признак чаще всего проявляется у подростков.
5. Если кто-либо плохо отзовётся об объекте поклонения, сделает едкое замечание в его адрес, фанатик либо перестаёт общаться с этим человеком, либо реагирует агрессивно (драки болельщиков разных футбольных команд).
6. Объект поклонения возводится фанатиком чуть ли не в ранг святых, обожествляется, идеализируется им. Негативная информация о поведении, поступках «объекта» отвергается фанатичным человеком. Такой человек считает, что его любимый актёр просто не способен скандалить, грубить, злоупотреблять спиртными напитками и т. д.
Крайние проявления фанатизма встречаются в чистом виде довольно редко. В большинстве случаев фанатизм — явление преходящее, характерное для подросткового возраста и юности. Со временем оно бесследно исчезает, оставляя яркие приятные воспоминания, либо переходит в устойчивую не патологическую привязанность человека к объекту прошлых пристрастий, то есть человеку всю жизнь может очень нравиться музыка, от исполнителя которой он раньше «фанател».
Классификация
Единая классификация фанатизма отсутствует. В существующих классификациях же используется различный принцип систематизации и каждая из них применяется в зависимости от цели исследования. Фанатизм классифицируется по следующим признакам:
Критика религиозного фанатизма
Религиозный фанатизм подвергался критике, в том числе и со стороны православных философов и публицистов. Так, Н. А. Бердяев в своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» высказывает мнение, что хотя фанатики и ортодоксы, обличающие инакомыслие, и думают, что защищают истину, но на самом деле, они «истину ставят выше свободы».
Философ называет такое состояние сознания «заблуждением» и «самообольщением». Н. А. Бердяев считает, что «человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличённый и осуждённый Христом, хотя он этого не замечает».[6]
Основной причиной религиозного фанатизма и нетерпимости Бердяев называет страх.
Н. А. Бердяев считает явление нетерпимости и фанатизма крайне отрицательным и совершенно одинаково присущим, как религиозным конфессиям, так и марксизму.
Анализируя причины религиозной нетерпимости, пресвитер Георгий Чистяков[8] считает, что издавна на Руси религиозность выражалась, прежде всего, в «диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от неё», что приводило к поиску и созданию образа врага.[источник не указан 1813 дней]
Источником религиозной нетерпимости Георгий Чистяков считает в частности «оторванность от Евангелия и Иисуса».
Ссылаясь на мнение Александра Шмемана, пресвитер Георгий Чистяков полагает, что в подобных религиозных представлениях центральное место занимает не Бог, а Сатана. Такой тип религиозного сознания о. Г. Чистяков называет инимикоцентрическим (от лат. inimicus — враг).
Литература
- Беляев И. А. Религиозный фанатизм как иллюзорная компенсация недостаточности духовно-душевных составляющих целостного мироотношения / И. А. Беляев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2021. — № 4 (28).— С. 68-71.
- Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине/ «Человек», № 9, 1997 г.
- В. Ким. Некоторые аспекты формирования фанатизма: на примере религий // Международный сборник научных трудов. Вып 10 / ВолгГТУ. — Волгоград, 2006, с. 29-35
- Священник Георгий (Чистяков). Философские и психологические основы фанатизма
- Хоффер Э. Истинно верующий: Мысли о природе массовых движений
- Фанатизм // Советская военная энциклопедия. — М.: Воениздат, 1980. — Т. 8. — С. 248—249. — 687 с.
- Ким В.В. // Критерии фанатизма, 2021.
- Кузнецова Марина Николаевна // Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления, 2003. С. 80
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Определение фанатизма и его черты
Представим древнее общество, в котором религия только устанавливается как механизм регуляции общественных отношений. В ту пору среди священнослужителей в латинском языке рождается понятие fanaticus, которое можно объяснить через такие синонимы, как “ханжа”, “сумасбродный”, “вдохновленный”. Оно и дало современную форму слову “фанатизм”.
Со временем фанатиками стали называть людей, демонстрирующих те же определенные черты характера, что древние религиозные фанатики, но проявляющие себя уже в других сферах.
В зависимости от сферы психологи различают следующие виды фанатизма:
- религиозный;
- политико-идеологический;
- этнический;
- национальный;
- расовый;
- фанатизм в искусстве;
- субкультурный (например, футбольный фанатизм);
- научный;
- фанатизм в сфере здоровья.
То есть практически любая сфера жизни общества может стать благодатной почвой для возникновения в ней фанатических течений. Заметьте, что каждый фанатик — фанат, но не каждый фанат — фанатик. Различие лежит в мере интенсивности проявлений преданности идее.
Политический фанатизм
Другая область, в которой с большой силой способен проявляться фанатизм, это политика. Наиболее ярким примером политических фанатиков могут служить якобинцы времён Французской революции, которые были скорее политической сектой, нежели политической партией, — по упорному признанию истинности лишь своих мнений, по неуважению к чужим убеждениям, якобы заведомо ложным и преступным.[3]
Понятие
Фанатизм как эмоциональное проявление характеризуется чрезмерным рвением, энтузиазмом, одержимостью, слепой верой в правоту своих (чаще всего, экстремальных религиозных или политических) убеждений, в превосходство и исключительность предмета своего обожания и его последователей в «собственном лице».
Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны, «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель»[4]; согласно Уинстону Черчиллю, «фанатик — тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему». Оба эти определения предполагают предъявление крайне строгих требований и нетерпимость к каким-либо отклонениям.
Различие между фанатиком и поклонником видится в том, что поведение фанатика рассматривается как нарушение преобладающих социальных норм, тогда как поклонник эти нормы не нарушает (хотя его поведение и может казаться странным)[5].
Так называемые чудаки отличаются от фанатиков тем, что идеи, которые они исповедуют, и занятия, которыми они занимаются, обычно безобидны, но очень сильно отличаются от общепринятых представлений или привычного поведения, образа жизни окружающих людей.
Примеры известных фанатиков
В силу своих особенностей фанатичные личности часто становятся известными всему миру. Самый яркий пример — Адольф Гитлер, расовый фанатик 20 века. Остановимся подробнее на других примерах.
Фанатиком был Генрих Крамер — средневековый немецкий активист инквизиции, автор трактата “Молот ведьм”. В его личности прослеживаются явные фанатические черты. Своей приверженностью католической церкви и желание очистить ее от ереси он оправдывал жестокие пытки и убийства.
Методы судов над ведьмами хоть и были законными, но логически доказать причастность людей к колдовству невозможно. Поэтому Крамер решает написать работу о еретиках, на основе которой можно будет осуждать как можно большее число людей. Его проповеди больше напоминали речь помешанного.
Пример массового фанатизма — событие во Франции середины 16 века, получившее название Варфоломеевской ночи. Тогда на религиозной почве было убито около 30 тысяч протестантов, агрессорами выступили католики. Событие не планировалось как массовое, но ситуация вышла из-под контроля.
Виной тому — страстная ненависть одной группы населения к другой. Им нужен был только повод, чтобы позволить себе нечеловеческое поведение, оправдываемое благой целью — доказательством превосходства своей религии. Это говорит о легкости распространения фанатических идей, их “заразности”.
Один из примеров полезного фанатизма — поведение Греты Тунберг. О фанатизме в полной мере здесь говорить не приходится, однако некоторые черты фанатичного поведения у девушки все-таки есть. Например, синдром Аспергера, которым больна Тунберг, позволяет ей усиленно сосредотачиваться на важных для нее проблемах, отсекая все смежные интересы. Преданность своим идеям позволила ей стать одним из ведущих популяризаторов экологии.
Настоящим фанатиком своего дела был Стив Джобс. Он был озабочен созданием идеального продукта, его гений граничил с безрассудством. За ненадлежащее выполнение сотрудниками обязательств Джобс мог, не стесняясь в выражениях, объяснять кто тут дурак. Вот уж для кого действительно не существовало реальности помимо сферы его профессиональных увлечений.
Как видно, фанатики бывают разными. Даже слова “религиозный фанатик” и “фанатик своего дела” имеют различную эмоциональную окраску. Фанатик своего дела — мастер, профессионал, ставящий свой труд на первое место. Религиозный фанатик — неадекватный последователь веры, изувер.
Примечания
- ↑Советская военная энциклопедия, 1980.
- ↑Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М: Русский язык, 1989. — С. 531. ISBN 5-200-00408-8(ошибоч.)
- ↑ 123Фанатизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑Santayana, George. Life of Reason: Reason in Common Sense. (New York: Charles Scribner’s Sons)
- ↑Thorne, Scott; Bruner, Gordon C.An exploratory investigation of the characteristics of consumer fanaticism (англ.) // Qualitative Market Research: An International Journal : journal. — 2006. — Vol. 9, no. 1. — P. 51—72. — ISSN1352-2752. — doi:10.1108/13522750610640558.
- ↑ 12Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине / «Человек», № 9, 1997.
- ↑Бердяев Н. А. Судьба России: Самопознание / Ростов-на-Дону; Феникс, 1997. С. 263.
- ↑Г. П. Чистяков — филолог, историк, богослов. Был священником Храма Св. Космы и Дамиана в Москве и настоятелем храма Покрова Богородицы в Детской республиканской клинической больнице, членом Правления Российского Библейского Общества и Международной Ассоциации по изучению отцов церкви, ректором Общедоступного Православного Университета, основанного протоиреем А. Менем, заведующим кафедрой истории культуры МФТИ. Лекции в МФТИ по истории христианства и богословской мысли читал с 1985 г.
- ↑Чистяков Г.Откуда эта злоба?
- ↑ 12Религиозный экстремизм
- ↑Современный терроризм: мифы и реальность
- ↑Мексиканские террористы захватили самолёт
- ↑В США судят группу христианских террористов, готовившихся развязать войну с правительством
- ↑Оптические прицелы для Пентагона «закодированы» Новым Заветом
- ↑Морпехи США стреляют из винтовок с библейскими кодами (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 августа 2021.Архивировано 24 сентября 2021 года.
Религиозный фанатизм
игумен Игнатий (Душеин)
Религиозный фанатизм. Еще недавно это понятие ассоциировалось лишь со школьным курсом истории времен СССР. Но что-то изменилось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь словами “экстремизм”, “фанатизм”, “фундаментализм” пестрят все газеты, а каждый второй политик говорит о “терпимости” и “толерантности”.
Однако очень часто одни и те же понятия для разных людей могут означать совсем разные вещи. Что же такое религиозный фанатизм?
Для нерелигиозного человека проявлением религиозного фанатизма может казаться любое проявление религиозности вообще. Пошел в Церковь и стал соблюдать посты – фанатик; говорит о том, что аборты – грех – экстремист; ну а если помянул добрым словом Царскую Россию – то просто великодержавный шовинист.
Таким образом, для людей нецерковных понятия “верующий” и “фанатик” практически тождественны. Напротив, для православного человека обвинение в фанатизме звучит по меньшей мере оскорбительно.
Что означает само слово “фанатизм”? “Фанатикос” – с латинского переводится как “исступленный”. Воспитанные на западных фильмах современные россияне именно такими и представляют верующих – нетерпимыми, исступленными, запостившимися, с горящими от нездорового экстаза глазами.
Однако подобное состояние с точки зрения православной аскетики может оцениваться только отрицательно. Православие – вообще религия трезвости. Трезвости духовной. Оно не зовет человека к возвышенным духовным состояниям, не приглашает взлетать с помощью воображения или эмоций в заоблачные дали для общения с ангельскими чинами и ликами святых угодников. Напротив, от таких “полетов” оно категорически предостерегает.
Православие всего лишь предлагает человеку трезво, без розовых очков взглянуть на себя. Присмотреться внимательно к тому, что внутри, в сердце. Увидеть то, что там реально происходит.
Фанатизм совершенно чужд, противоестественен нормальной православной духовности. В Православии есть понятие о “ревности по Боге”. Пример людей, проливших свою кровь за веру – мучеников – всегда был и остается славой и похвалой Церкви. Не есть ли это проявления фанатизма?
Ведь во всех народах и во все времена прославлялись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближнего. Да и вообще, если у человека в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это означает лишь то, что он еще не возвысился над уровнем только животного состояния.
Вопрос в другом: человек сам готов умереть за свою веру, или он готов за это убить других людей, пусть даже ценой своей жизни? И вот здесь христианин и видит границу между готовностью к самопожертвованию и фанатизмом.
Для христианина неприемлема сама мысль о насилии над чужой свободой. Это органически вытекает из христианского учения о Боге: Бог Сам по отношению к людям не допускает со Своей стороны никакого насилия. Христианин будет защищать свою свободу, в том числе и с оружием, но он никогда не будет посягать на свободу другого. Фанатизм же как раз и стремится путем насилия утвердить во всем мире свои “истины” 1.
Фанатизм равнодушен к духовному совершенствованию человека, его цели находятся в этом, “земном” измерении. Совсем не то в Православии. Духовная жизнь православного человека вся направлена внутрь себя. Христианин все свои проблемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” 2, и там, в глубине сердечной, под завалами грехов и страстей скрыто то сокровище – Царство Божие – ценнее которого нет ничего в мире. В этом главное отличие “религиозного рвения”, “духовной ревности” от фанатизма.
Это не означает, что все происходящее вокруг абсолютно не беспокоит православных. Просто главный фронт борьбы за спасение души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апостол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” 3.
Там, где теряется правильный вектор духовной брани, и начинается борьба не с духами злобы, не с собственными страстями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и возможно возникновение религиозного фанатизма.
Возможны ли такие явления в Христианстве? При нормальной духовной жизни – нет. При ее искажении – да. Именно поэтому исторические примеры религиозного фанатизма мы находим не только в иных религиях, но и во многих христианских сообществах, отпавших от полноты Православной Церкви.
Ислам, зародившись в Аравии, огнем и мечем покорил пол мира. Католицизм пытался утвердить свое господство с помощью крестовых походов. Протестанты, колонизируя Америку, осуществляли геноцид туземного населения. Различные секты часто устраивали кровавые расправы над теми, кто не спешил искать спасения души у их лидеров 4.
Для Православия же наоборот характерно терпимое отношение к людям другой веры. Твердо настаивая на том, что именно Православная Церковь обладает полнотой Истины, Православие не призывает уничтожать тех, кто так не считает. Православная Россия за тысячу лет освоила огромные территории, но нигде не пылали костры с язычниками, буддистами или мусульманами 5.
Многие народы обратились в Православную веру, но всегда силой проповеди, а не силой оружия. Те же народы, которые вошли в состав Российской империи со своими верованиями, никогда не притеснялись по религиозному признаку. Более того, из казны Православной Империи строились мечети, содержались ламы и муллы.
Когда хотят обвинить православных в фанатизме, то обычно вспоминают старообрядческий раскол XVII-го века. Действительно, трагические события, связанные с расколом, произошли не без вины высших иерархов. Но можно ли рассматривать старообрядческий раскол как явление органически характерное для Православия?
Скорее наоборот. Отсутствие элементарного духовного образования у народа, излишнее обрядоверие, пристрастие к мертвой букве и к преданиям человеческим – все это искажения, а не нормальное состояние Церкви. А ведь именно это послужило причиной раскола.
Репрессии против старообрядцев осуществляло правительство, а не Церковь. Достаточно вспомнить, что протопопа Аввакума казнили тогда, когда сам патриарх Никон уже был низложен и сослан. Преследование старообрядчества было вопросом актуальным для государства, и именно под его давлением церковная иерархия их оправдывала. Церковные же прещения на раскольников были наложены не Российскими епископами, а Восточными Патриархами.
Как уже было сказано, фанатизм для Православия не характерен вообще. Он возникает в результате неправильной духовной жизни. В сектах же, где о правильной духовной жизни не может быть и речи, для фанатизма самая питательная среда. Не ушли еще из памяти газовые атаки адептов “АУМ Синрике”, воинственные призывы “Белых братьев”, регулярно появляются в прессе сообщения о преступлениях сатанистов.
Только правильные духовные ориентиры, правильная духовная жизнь, могут уберечь человека от фанатизма. И Православная Церковь предлагает средства, способные уберечь общество от опасности эскалации религиозного экстремизма.
“Вы – соль земли 6”, – сказал Господь апостолам, первоначально составлявшим Церковь. Церковь – соль земли. Что такое соль? Первый из известных людям консервантов. То, что препятствует гниению. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явственнее запах тления.
Религиозный фанатизм
Самая жестокая форма фанатизма в истории человечества — религиозный фанатизм. Из-за невозможности логического объяснения всей религиозной сферы в ней чаще, чем в других возникали жестокие прецеденты. Эти случаи объяснялись активистами-фанатиками своей приверженностью Богу и убежденностью, что Бог хочет именно этого.
Религиозный фанатик не способен обвинить себя в бесчинствах, ведь он уверен, что действует на благо высшей цели. Невозможность доказать обратное привело к таким историческим событиям, как крестовые походы, святая инквизиция, антирелигиозная политика СССР, к современным исламским войнам. И это только религиозный фанатизм, но есть еще холокост, Ку-клус-клан, футбольные фанатики и многие другие.
По мнению Бердяева, фанатическая вера есть безверие. Вера фанатика имеет отрицательную направленность, она слабее, чем у любого терпимого к вере человека.
Современные христианские фанатики
- На территории Северной Ирландии действует Ирландская республиканская армия (ИРА), состоящая из католиков. Цель католической ИРА — заставить протестантов и правительство Великобритании ликвидировать особый статус Северной Ирландии для её воссоединения с Ирландской республикой. Ирландской республиканской армии противостоят протестантские фундаменталисты из «Ассоциации обороны Ольстера», которые устраивают кровавые погромы в католических районах, нередко поджигая храмы. Так 2 июля 1998 года 8 католических храмов были повреждены вследствие прокатившейся волны поджогов.[10]
- В США существуют большое число христианских ультраправых фундаменталистов, пропагандирующих радикальный антисемитизм. Наиболее яркий пример — Церковь арийской христианской нации (ЦАХН), или «Aryan nations[en]» («Арийская нация»). Это крупнейшая организация белых расистов, крайне негативно относящихся к чернокожим американцам и последователям иудаизма, которых они обвиняют в служении дьяволу. Политическая цель «Арийской нации» — это создание на территории пяти северо-западных штатов «арийского государства» белых христиан. Организация имеет свои вооружённые отряды по всей Америке.[10][11]
- Ассоциация обороны Ольстера
- Ольстерские добровольческие силы
- Господня армия сопротивления
- 10 сентября 2009 религиозные фанатики захватили самолёт, угрожая взорвать его.[12]
- С 2008-го по 2021 год на территории США действовала христианская террористическая группировка, которая ставила своей целью развязывание войны с правительством США. Террористы практиковались в стрельбе из огнестрельного оружия, изготовлении и подрыве бомб. Один из преступников действовал под именем «Хутари», что означает «Христианский воин». Бандиты были пойманы и арестованы в марте 2021 года.[13]
- Мичиганская компания, поставляющая вооружённым силам США оптические прицелы для винтовок, снабжает свои изделия ссылками на цитаты из Библии. Прицелы стоят на вооружении у американских военнослужащих в Ираке и Афганистане, что вызывает у некоторых людей представления о связи между радикальным христианством и убийством мусульман в Ираке и Афганистане. Факт вызвал довольно сильный общественный резонанс.[14][15]
Терминология
Слово fanaticus (в связи с fanum — священное место, храм) имело в латинском языке значение, сходное с терминами «святоша», «ханжа», а затем означало «исступлённый», «изуверский», «сумасбродный», «яростный», иногда «вдохновенный» (carmen fanaticum).
Произведённым от прилагательного существительным вначале стали называть такое подчинение какой-либо религиозной идее, которое сопровождалось готовностью ради неё жертвовать собой и одновременно требовать от других безусловного ей подчинения.[3]
Черты личности, способствующие развитию фанатизма
Есть несколько предпосылок для формирования фанатичной личности. Наличие их совсем не означает, что человек обязательно станет фанатиком. Этому способствует целый комплекс причин, как внутренних (характер, тип нервной системы, идеология), так и внешних (социо-культурный и исторический аспект).
Итак, в зону риска входят люди, которым свойственны следующие черты характера:
- Аффективность. То есть эмоциональная импульсивность, привычка принимать решения сгоряча.
- Потребность найти идейную опору в жизни, неуверенность в себе. Отсутствие внутренних личных убеждений и достаточных знаний не позволяет фанатику критично мыслить и убеждает его в верности любых, даже самых мифических идей.
- Склонность к зависимостям.
- Принадлежность к одной из акцентуаций характера по К. Леонгарду: демонстративной, дистимной, возбудимой и застревающей.
Помимо этого окружающий будущего фанатика мир представляется ему враждебным, а сам фанатик верит в личную ответственность перед миром за изменение его в лучшую сторону.
Заключение
Ресурсов фанатика достаточно, чтобы повести за собой народ и вдохновить окружающих на великие свершения.
Созидательным будет результат или разрушительным, зависит только от тех смыслов, которыми фанатик наполняет свою деятельность. Логичным будет вывод, что разрушения будут нести люди крайней формы фанатизма. Тогда это настоящее проклятье для его современников.
Если же фанатизм проявляется как черта личности, то есть не имеет основополагающего характера, то он может привести к благоприятным последствиям.