Фанатизм (религиозный)

Фанатизм (религиозный) Женщине

Как фанатик спорит

Одним из главных проявлений фанатичного поведения является необходимость насаждать свою идеологию окружающим. При этом убеждение не строится по принципу диалога или спора. В споре важно критическое оценивание суждений, возможность донести и воспринять чужую точку зрения. Спор с фанатиком проходит по принципу игры в одни ворота: он может донести собеседнику свою мысль, а собеседник ему — нет.

В арсенале фанатика отсутствуют логические аргументации, он будет доказывать свои догматы через другие догматы и ссылаться на источники, которые невозможно проверить. Часто они не избегают применения запугиваний, силы и перехода на личности. Фанатик не упустит возможности очернить противоречащую его вере точку зрения.

Какие виды фанатизма бывают и как его распознать?

«Ради нашего гуру я на всё пойду, самого себя в жертву принесу, ничего не пожалею, а если кто слово против него скажет — жестоко покараю!», — кричит, колотя себя в грудь, на собрании секты один из её последователей, а остальные сектанты вторят ему, как загипнотизированные.

«Наша семья должна питаться только овощами и хлебом, никаких животных продуктов, ибо мясо, яйца и молоко — яд, не приносящий организму ничего, кроме вреда. Если кто из вас осмелится меня ослушаться, тот мне больше не семья! Из дома выгоню!», — возмущённо говорит женщина своим домочадцам.

Какие разные эти три примера, и, казалось бы, между ними ничего общего. Но ведь и сектант, и девочка- подросток, и женщина одержимы одной идеей, всецело служат ей и не признают отступлений. Так, девочка одержима идеей быть рядом с любимым актёром, лидер секты и её члены — идеей «служения» Богу, а женщина — идеей «здорового» питания.

Всё это — проявления фанатизма. В первом случае можно говорить об идейном фанатизме, или фанатизме искусства. Уж не знаю, почему его так называют, но к этому виду относится и футбольный фанатизм, и фанатизм от артистов эстрады и кино. Во втором случае мы видим проявления религиозного фанатизма, ну, а в третьем — фанатизма здоровья. Хотя, в принципе, третий пример тоже можно отнести к идейному фанатизму, ибо женщина поклоняется идее вегетарианства.

Что же такое фанатизм? Это неотступное следование какой-либо идее, безрассудное, страстное поклонение чему-либо (кому-либо), обожествление, идеализация объекта поклонения, слепая вера во что-либо, в кого-либо.

В международной классификации болезней (психических расстройств) выделяется семь видов фанатизма:
религиозный, политический, идейный, фанатизм здоровья, научный фанатизм, спортивный выделяется в отдельную группу, фанатизм в сфере искусств.

Причём здесь международная классификация болезней? Дело в том, что, например, в США фанатизм считается отклонением от нормы, психическим расстройством, которое нужно лечить психологическими методами. Три вида из названных являются наиболее распространёнными: религиозный фанатизм (культы, секты, психически больные люди, не входящие в какие-либо группы), спортивный (чаще всего футбольный — болельщики) и фанатизм искусства (когда объектами поклонения являются артисты, актёры и иные служители искусства).

Вот признаки, характерные для людей, страдающих последними двумя формами фанатизма.

1. Фанатик слишком остро переживает всё, что происходит в жизни объекта его поклонения (впадает в депрессию после проигранного им матча, девушка теряет покой, если любимый артист женился и т. д.). Крайняя форма — самоубийство, особенно если объект поклонения погибает или уходит со сцены.

2. Большая часть финансовых затрат уходит на преследование объекта поклонения: фанатик ездит за ним на выступления, всюду сопровождает, скупает всю атрибутику: диски, кассеты, плакаты, одежду, символику, участвует в аукционах, чтобы купить как можно больше вещей, принадлежавших объекту поклонения.

3. Объект поклонения становится для фанатика «идеей фикс». Человек не может ни на чём другом сосредоточиться, ни о чём ином, кроме него, думать, говорить, забрасывает письмами, надоедает звонками, ждёт у подъезда, в гримёрках и т. д.

4. Круг интересов заметно сужается: учёба, общение, иные увлечения, ранее доставлявшие радость, отходят на второй план или вовсе исчезают. Этот признак чаще всего проявляется у подростков.

5. Если кто-либо плохо отзовётся об объекте поклонения, сделает едкое замечание в его адрес, фанатик либо перестаёт общаться с этим человеком, либо реагирует агрессивно (драки болельщиков разных футбольных команд).

6. Объект поклонения возводится фанатиком чуть ли не в ранг святых, обожествляется, идеализируется им. Негативная информация о поведении, поступках «объекта» отвергается фанатичным человеком. Такой человек считает, что его любимый актёр просто не способен скандалить, грубить, злоупотреблять спиртными напитками и т. д.

Крайние проявления фанатизма встречаются в чистом виде довольно редко. В большинстве случаев фанатизм — явление преходящее, характерное для подросткового возраста и юности. Со временем оно бесследно исчезает, оставляя яркие приятные воспоминания, либо переходит в устойчивую не патологическую привязанность человека к объекту прошлых пристрастий, то есть человеку всю жизнь может очень нравиться музыка, от исполнителя которой он раньше «фанател».

Классификация

Единая классификация фанатизма отсутствует. В существующих классификациях же используется различный принцип систематизации и каждая из них применяется в зависимости от цели исследования. Фанатизм классифицируется по следующим признакам:

Критика религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм подвергался критике, в том числе и со стороны православных философов и публицистов. Так, Н. А. Бердяев в своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» высказывает мнение, что хотя фанатики и ортодоксы, обличающие инакомыслие, и думают, что защищают истину, но на самом деле, они «истину ставят выше свободы».

Философ называет такое состояние сознания «заблуждением» и «самообольщением». Н. А. Бердяев считает, что «человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличённый и осуждённый Христом, хотя он этого не замечает».[6]

Основной причиной религиозного фанатизма и нетерпимости Бердяев называет страх.

Н. А. Бердяев считает явление нетерпимости и фанатизма крайне отрицательным и совершенно одинаково присущим, как религиозным конфессиям, так и марксизму.

Как быть Леди:  Что такое вандализм? Примеры вандализма. Ответственность за вандализм. Ст. 214 УК РФ ::

Анализируя причины религиозной нетерпимости, пресвитер Георгий Чистяков[8] считает, что издавна на Руси религиозность выражалась, прежде всего, в «диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от неё», что приводило к поиску и созданию образа врага.[источник не указан 1813 дней]

Источником религиозной нетерпимости Георгий Чистяков считает в частности «оторванность от Евангелия и Иисуса».

Ссылаясь на мнение Александра Шмемана, пресвитер Георгий Чистяков полагает, что в подобных религиозных представлениях центральное место занимает не Бог, а Сатана. Такой тип религиозного сознания о. Г. Чистяков называет инимикоцентрическим (от лат. inimicus — враг).

Литература

  • Беляев И. А. Религиозный фанатизм как иллюзорная компенсация недостаточности духовно-душевных составляющих целостного мироотношения / И. А. Беляев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2021. — № 4 (28).— С. 68-71.
  • Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине/ «Человек», № 9, 1997 г.
  • В. Ким. Некоторые аспекты формирования фанатизма: на примере религий // Международный сборник научных трудов. Вып 10 / ВолгГТУ. — Волгоград, 2006, с. 29-35
  • Священник Георгий (Чистяков). Философские и психологические основы фанатизма
  • Хоффер Э. Истинно верующий: Мысли о природе массовых движений
  • Фанатизм // Советская военная энциклопедия. — М.: Воениздат, 1980. — Т. 8. — С. 248—249. — 687 с.
  • Ким В.В. // Критерии фанатизма, 2021.
  • Кузнецова Марина Николаевна // Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления, 2003. С. 80

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Определение фанатизма и его черты

Представим древнее общество, в котором религия только устанавливается как механизм регуляции общественных отношений. В ту пору среди священнослужителей в латинском языке рождается понятие fanaticus, которое можно объяснить через такие синонимы, как “ханжа”, “сумасбродный”, “вдохновленный”. Оно и дало современную форму слову “фанатизм”.

Со временем фанатиками стали называть людей, демонстрирующих те же определенные черты характера, что древние религиозные фанатики, но проявляющие себя уже в других сферах.

В зависимости от сферы психологи различают следующие виды фанатизма:

  • религиозный;
  • политико-идеологический;
  • этнический;
  • национальный;
  • расовый;
  • фанатизм в искусстве;
  • субкультурный (например, футбольный фанатизм);
  • научный;
  • фанатизм в сфере здоровья.

То есть практически любая сфера жизни общества может стать благодатной почвой для возникновения в ней фанатических течений. Заметьте, что каждый фанатик — фанат, но не каждый фанат — фанатик. Различие лежит в мере интенсивности проявлений преданности идее.

Политический фанатизм

Другая область, в которой с большой силой способен проявляться фанатизм, это политика. Наиболее ярким примером политических фанатиков могут служить якобинцы времён Французской революции, которые были скорее политической сектой, нежели политической партией, — по упорному признанию истинности лишь своих мнений, по неуважению к чужим убеждениям, якобы заведомо ложным и преступным.[3]

Понятие

Фанатизм как эмоциональное проявление характеризуется чрезмерным рвением, энтузиазмом, одержимостью, слепой верой в правоту своих (чаще всего, экстремальных религиозных или политических) убеждений, в превосходство и исключительность предмета своего обожания и его последователей в «собственном лице».

Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны, «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель»[4]; согласно Уинстону Черчиллю, «фанатик — тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему». Оба эти определения предполагают предъявление крайне строгих требований и нетерпимость к каким-либо отклонениям.

Различие между фанатиком и поклонником видится в том, что поведение фанатика рассматривается как нарушение преобладающих социальных норм, тогда как поклонник эти нормы не нарушает (хотя его поведение и может казаться странным)[5].

Так называемые чудаки отличаются от фанатиков тем, что идеи, которые они исповедуют, и занятия, которыми они занимаются, обычно безобидны, но очень сильно отличаются от общепринятых представлений или привычного поведения, образа жизни окружающих людей.

Примеры известных фанатиков

В силу своих особенностей фанатичные личности часто становятся известными всему миру. Самый яркий пример — Адольф Гитлер, расовый фанатик 20 века. Остановимся подробнее на других примерах.

Фанатиком был Генрих Крамер — средневековый немецкий активист инквизиции, автор трактата “Молот ведьм”. В его личности прослеживаются явные фанатические черты. Своей приверженностью католической церкви и желание очистить ее от ереси он оправдывал жестокие пытки и убийства.

Методы судов над ведьмами хоть и были законными, но логически доказать причастность людей к колдовству невозможно. Поэтому Крамер решает написать работу о еретиках, на основе которой можно будет осуждать как можно большее число людей. Его проповеди больше напоминали речь помешанного.

Пример массового фанатизма — событие во Франции середины 16 века, получившее название Варфоломеевской ночи. Тогда на религиозной почве было убито около 30 тысяч протестантов, агрессорами выступили католики. Событие не планировалось как массовое, но ситуация вышла из-под контроля.

Виной тому — страстная ненависть одной группы населения к другой. Им нужен был только повод, чтобы позволить себе нечеловеческое поведение, оправдываемое благой целью — доказательством превосходства своей религии. Это говорит о легкости распространения фанатических идей, их “заразности”.

Один из примеров полезного фанатизма — поведение Греты Тунберг. О фанатизме в полной мере здесь говорить не приходится, однако некоторые черты фанатичного поведения у девушки все-таки есть. Например, синдром Аспергера, которым больна Тунберг, позволяет ей усиленно сосредотачиваться на важных для нее проблемах, отсекая все смежные интересы. Преданность своим идеям позволила ей стать одним из ведущих популяризаторов экологии.

Настоящим фанатиком своего дела был Стив Джобс. Он был озабочен созданием идеального продукта, его гений граничил с безрассудством. За ненадлежащее выполнение сотрудниками обязательств Джобс мог, не стесняясь в выражениях, объяснять кто тут дурак. Вот уж для кого действительно не существовало реальности помимо сферы его профессиональных увлечений.

Как видно, фанатики бывают разными. Даже слова “религиозный фанатик” и “фанатик своего дела” имеют различную эмоциональную окраску. Фанатик своего дела — мастер, профессионал, ставящий свой труд на первое место. Религиозный фанатик — неадекватный последователь веры, изувер.

Примечания

  1. Советская военная энциклопедия, 1980.
  2. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М: Русский язык, 1989. — С. 531. ISBN 5-200-00408-8(ошибоч.)
  3. 123Фанатизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Santayana, George. Life of Reason: Reason in Common Sense. (New York: Charles Scribner’s Sons)
  5. Thorne, Scott; Bruner, Gordon C.An exploratory investigation of the characteristics of consumer fanaticism (англ.) // Qualitative Market Research: An International Journal : journal. — 2006. — Vol. 9, no. 1. — P. 51—72. — ISSN1352-2752. — doi:10.1108/13522750610640558.
  6. 12Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине / «Человек», № 9, 1997.
  7. Бердяев Н. А. Судьба России: Самопознание / Ростов-на-Дону; Феникс, 1997. С. 263.
  8. Г. П. Чистяков — филолог, историк, богослов. Был священником Храма Св. Космы и Дамиана в Москве и настоятелем храма Покрова Богородицы в Детской республиканской клинической больнице, членом Правления Российского Библейского Общества и Международной Ассоциации по изучению отцов церкви, ректором Общедоступного Православного Университета, основанного протоиреем А. Менем, заведующим кафедрой истории культуры МФТИ. Лекции в МФТИ по истории христианства и богословской мысли читал с 1985 г.
  9. Чистяков Г.Откуда эта злоба?
  10. 12Религиозный экстремизм
  11. Современный терроризм: мифы и реальность
  12. Мексиканские террористы захватили самолёт
  13. В США судят группу христианских террористов, готовившихся развязать войну с правительством
  14. Оптические прицелы для Пентагона «закодированы» Новым Заветом
  15. Морпехи США стреляют из винтовок с библейскими кодами (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 августа 2021.Архивировано 24 сентября 2021 года.
Как быть Леди:  Цитаты об одиночестве, статусы про одиночество - Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы, статусы ВК

Рели­ги­оз­ный фана­тизм

игумен Игна­тий (Душеин)

Рели­ги­оз­ный фана­тизм. Еще недавно это поня­тие ассо­ци­и­ро­ва­лось лишь со школь­ным курсом исто­рии времен СССР. Но что-то изме­ни­лось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь сло­вами “экс­тре­мизм”, “фана­тизм”, “фун­да­мен­та­лизм” пест­рят все газеты, а каждый второй поли­тик гово­рит о “тер­пи­мо­сти” и “толе­рант­но­сти”.

Однако очень часто одни и те же поня­тия для разных людей могут озна­чать совсем разные вещи. Что же такое рели­ги­оз­ный фана­тизм?

Для нере­ли­ги­оз­ного чело­века про­яв­ле­нием рели­ги­оз­ного фана­тизма может казаться любое про­яв­ле­ние рели­ги­оз­но­сти вообще. Пошел в Цер­ковь и стал соблю­дать посты – фана­тик; гово­рит о том, что аборты – грех – экс­тре­мист; ну а если помя­нул добрым словом Цар­скую Россию – то просто вели­ко­дер­жав­ный шови­нист.

Таким обра­зом, для людей нецер­ков­ных поня­тия “веру­ю­щий” и “фана­тик” прак­ти­че­ски тож­де­ственны. Напро­тив, для пра­во­слав­ного чело­века обви­не­ние в фана­тизме звучит по мень­шей мере оскор­би­тельно.

Что озна­чает само слово “фана­тизм”? “Фана­ти­кос” – с латин­ского пере­во­дится как “исступ­лен­ный”. Вос­пи­тан­ные на запад­ных филь­мах совре­мен­ные рос­си­яне именно такими и пред­став­ляют веру­ю­щих – нетер­пи­мыми, исступ­лен­ными, запо­стив­ши­мися, с горя­щими от нездо­ро­вого экс­таза гла­зами.

Однако подоб­ное состо­я­ние с точки зрения пра­во­слав­ной аске­тики может оце­ни­ваться только отри­ца­тельно. Пра­во­сла­вие – вообще рели­гия трез­во­сти. Трез­во­сти духов­ной. Оно не зовет чело­века к воз­вы­шен­ным духов­ным состо­я­ниям, не при­гла­шает взле­тать с помо­щью вооб­ра­же­ния или эмоций в заоб­лач­ные дали для обще­ния с ангель­скими чинами и ликами святых угод­ни­ков. Напро­тив, от таких “поле­тов” оно кате­го­ри­че­ски предо­сте­ре­гает.

Пра­во­сла­вие всего лишь пред­ла­гает чело­веку трезво, без розо­вых очков взгля­нуть на себя. При­смот­реться вни­ма­тельно к тому, что внутри, в сердце. Уви­деть то, что там реально про­ис­хо­дит.

Фана­тизм совер­шенно чужд, про­ти­во­есте­стве­нен нор­маль­ной пра­во­слав­ной духов­но­сти. В Пра­во­сла­вии есть поня­тие о “рев­но­сти по Боге”. Пример людей, про­лив­ших свою кровь за веру – муче­ни­ков – всегда был и оста­ется славой и похва­лой Церкви. Не есть ли это про­яв­ле­ния фана­тизма?

Ведь во всех наро­дах и во все вре­мена про­слав­ля­лись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближ­него. Да и вообще, если у чело­века в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это озна­чает лишь то, что он еще не воз­вы­сился над уров­нем только живот­ного состо­я­ния.

Вопрос в другом: чело­век сам готов уме­реть за свою веру, или он готов за это убить других людей, пусть даже ценой своей жизни? И вот здесь хри­сти­а­нин и видит гра­ницу между готов­но­стью к само­по­жерт­во­ва­нию и фана­тиз­мом.

Для хри­сти­а­нина непри­ем­лема сама мысль о наси­лии над чужой сво­бо­дой. Это орга­ни­че­ски выте­кает из хри­сти­ан­ского учения о Боге: Бог Сам по отно­ше­нию к людям не допус­кает со Своей сто­роны ника­кого наси­лия. Хри­сти­а­нин будет защи­щать свою сво­боду, в том числе и с ору­жием, но он нико­гда не будет пося­гать на сво­боду дру­гого. Фана­тизм же как раз и стре­мится путем наси­лия утвер­дить во всем мире свои “истины” 1.

Фана­тизм рав­но­ду­шен к духов­ному совер­шен­ство­ва­нию чело­века, его цели нахо­дятся в этом, “земном” изме­ре­нии. Совсем не то в Пра­во­сла­вии. Духов­ная жизнь пра­во­слав­ного чело­века вся направ­лена внутрь себя. Хри­сти­а­нин все свои про­блемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” 2, и там, в глу­бине сер­деч­ной, под зава­лами грехов и стра­стей скрыто то сокро­вище – Цар­ство Божие – ценнее кото­рого нет ничего в мире. В этом глав­ное отли­чие “рели­ги­оз­ного рвения”, “духов­ной рев­но­сти” от фана­тизма.

Это не озна­чает, что все про­ис­хо­дя­щее вокруг абсо­лютно не бес­по­коит пра­во­слав­ных. Просто глав­ный фронт борьбы за спа­се­ние души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апо­стол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ной” 3.

Там, где теря­ется пра­виль­ный вектор духов­ной брани, и начи­на­ется борьба не с духами злобы, не с соб­ствен­ными стра­стями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и воз­можно воз­ник­но­ве­ние рели­ги­оз­ного фана­тизма.

Воз­можны ли такие явле­ния в Хри­сти­ан­стве? При нор­маль­ной духов­ной жизни – нет. При ее иска­же­нии – да. Именно поэтому исто­ри­че­ские при­меры рели­ги­оз­ного фана­тизма мы нахо­дим не только в иных рели­гиях, но и во многих хри­сти­ан­ских сооб­ще­ствах, отпав­ших от пол­ноты Пра­во­слав­ной Церкви.

Ислам, заро­див­шись в Аравии, огнем и мечем поко­рил пол мира. Като­ли­цизм пытался утвер­дить свое гос­под­ство с помо­щью кре­сто­вых похо­дов. Про­те­станты, коло­ни­зи­руя Аме­рику, осу­ществ­ляли гено­цид тузем­ного насе­ле­ния. Раз­лич­ные секты часто устра­и­вали кро­ва­вые рас­правы над теми, кто не спешил искать спа­се­ния души у их лиде­ров 4.

Для Пра­во­сла­вия же наобо­рот харак­терно тер­пи­мое отно­ше­ние к людям другой веры. Твердо наста­и­вая на том, что именно Пра­во­слав­ная Цер­ковь обла­дает пол­но­той Истины, Пра­во­сла­вие не при­зы­вает уни­что­жать тех, кто так не счи­тает. Пра­во­слав­ная Россия за тысячу лет осво­ила огром­ные тер­ри­то­рии, но нигде не пылали костры с языч­ни­ками, буд­ди­стами или мусуль­ма­нами 5.

Как быть Леди:  Деструктивные отношения: причины и что делать | NUR.KZ

Многие народы обра­ти­лись в Пра­во­слав­ную веру, но всегда силой про­по­веди, а не силой оружия. Те же народы, кото­рые вошли в состав Рос­сий­ской импе­рии со своими веро­ва­ни­ями, нико­гда не при­тес­ня­лись по рели­ги­оз­ному при­знаку. Более того, из казны Пра­во­слав­ной Импе­рии стро­и­лись мечети, содер­жа­лись ламы и муллы.

Когда хотят обви­нить пра­во­слав­ных в фана­тизме, то обычно вспо­ми­нают ста­ро­об­ряд­че­ский раскол XVII-го века. Дей­стви­тельно, тра­ги­че­ские собы­тия, свя­зан­ные с рас­ко­лом, про­изо­шли не без вины высших иерар­хов. Но можно ли рас­смат­ри­вать ста­ро­об­ряд­че­ский раскол как явле­ние орга­ни­че­ски харак­тер­ное для Пра­во­сла­вия?

Скорее наобо­рот. Отсут­ствие эле­мен­тар­ного духов­ного обра­зо­ва­ния у народа, излиш­нее обря­до­ве­рие, при­стра­стие к мерт­вой букве и к пре­да­ниям чело­ве­че­ским – все это иска­же­ния, а не нор­маль­ное состо­я­ние Церкви. А ведь именно это послу­жило при­чи­ной рас­кола.

Репрес­сии против ста­ро­об­ряд­цев осу­ществ­ляло пра­ви­тель­ство, а не Цер­ковь. Доста­точно вспом­нить, что про­то­попа Авва­кума каз­нили тогда, когда сам пат­ри­арх Никон уже был низ­ло­жен и сослан. Пре­сле­до­ва­ние ста­ро­об­ряд­че­ства было вопро­сом акту­аль­ным для госу­дар­ства, и именно под его дав­ле­нием цер­ков­ная иерар­хия их оправ­ды­вала. Цер­ков­ные же пре­ще­ния на рас­коль­ни­ков были нало­жены не Рос­сий­скими епи­ско­пами, а Восточ­ными Пат­ри­ар­хами.

Как уже было ска­зано, фана­тизм для Пра­во­сла­вия не харак­те­рен вообще. Он воз­ни­кает в резуль­тате непра­виль­ной духов­ной жизни. В сектах же, где о пра­виль­ной духов­ной жизни не может быть и речи, для фана­тизма самая пита­тель­ная среда. Не ушли еще из памяти газо­вые атаки адеп­тов “АУМ Син­рике”, воин­ствен­ные при­зывы “Белых бра­тьев”, регу­лярно появ­ля­ются в прессе сооб­ще­ния о пре­ступ­ле­ниях сата­ни­стов.

Только пра­виль­ные духов­ные ори­ен­тиры, пра­виль­ная духов­ная жизнь, могут убе­речь чело­века от фана­тизма. И Пра­во­слав­ная Цер­ковь пред­ла­гает сред­ства, спо­соб­ные убе­речь обще­ство от опас­но­сти эска­ла­ции рели­ги­оз­ного экс­тре­мизма.

“Вы – соль земли 6”, – сказал Гос­подь апо­сто­лам, пер­во­на­чально состав­ляв­шим Цер­ковь. Цер­ковь – соль земли. Что такое соль? Первый из извест­ных людям кон­сер­ван­тов. То, что пре­пят­ствует гни­е­нию. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явствен­нее запах тления.

Религиозный фанатизм

Самая жестокая форма фанатизма в истории человечества — религиозный фанатизм. Из-за невозможности логического объяснения всей религиозной сферы в ней чаще, чем в других возникали жестокие прецеденты. Эти случаи объяснялись активистами-фанатиками своей приверженностью Богу и убежденностью, что Бог хочет именно этого.

Религиозный фанатик не способен обвинить себя в бесчинствах, ведь он уверен, что действует на благо высшей цели. Невозможность доказать обратное привело к таким историческим событиям, как крестовые походы, святая инквизиция, антирелигиозная политика СССР, к современным исламским войнам. И это только религиозный фанатизм, но есть еще холокост, Ку-клус-клан, футбольные фанатики и многие другие.

По мнению Бердяева, фанатическая вера есть безверие. Вера фанатика имеет отрицательную направленность, она слабее, чем у любого терпимого к вере человека.

Современные христианские фанатики

  • На территории Северной Ирландии действует Ирландская республиканская армия (ИРА), состоящая из католиков. Цель католической ИРА — заставить протестантов и правительство Великобритании ликвидировать особый статус Северной Ирландии для её воссоединения с Ирландской республикой. Ирландской республиканской армии противостоят протестантские фундаменталисты из «Ассоциации обороны Ольстера», которые устраивают кровавые погромы в католических районах, нередко поджигая храмы. Так 2 июля 1998 года 8 католических храмов были повреждены вследствие прокатившейся волны поджогов.[10]
  • В США существуют большое число христианских ультраправых фундаменталистов, пропагандирующих радикальный антисемитизм. Наиболее яркий пример — Церковь арийской христианской нации (ЦАХН), или «Aryan nations[en]» («Арийская нация»). Это крупнейшая организация белых расистов, крайне негативно относящихся к чернокожим американцам и последователям иудаизма, которых они обвиняют в служении дьяволу. Политическая цель «Арийской нации» — это создание на территории пяти северо-западных штатов «арийского государства» белых христиан. Организация имеет свои вооружённые отряды по всей Америке.[10][11]
  • Ассоциация обороны Ольстера
  • Ольстерские добровольческие силы
  • Господня армия сопротивления
  • 10 сентября 2009 религиозные фанатики захватили самолёт, угрожая взорвать его.[12]
  • С 2008-го по 2021 год на территории США действовала христианская террористическая группировка, которая ставила своей целью развязывание войны с правительством США. Террористы практиковались в стрельбе из огнестрельного оружия, изготовлении и подрыве бомб. Один из преступников действовал под именем «Хутари», что означает «Христианский воин». Бандиты были пойманы и арестованы в марте 2021 года.[13]
  • Мичиганская компания, поставляющая вооружённым силам США оптические прицелы для винтовок, снабжает свои изделия ссылками на цитаты из Библии. Прицелы стоят на вооружении у американских военнослужащих в Ираке и Афганистане, что вызывает у некоторых людей представления о связи между радикальным христианством и убийством мусульман в Ираке и Афганистане. Факт вызвал довольно сильный общественный резонанс.[14][15]

Терминология

Слово fanaticus (в связи с fanum — священное место, храм) имело в латинском языке значение, сходное с терминами «святоша», «ханжа», а затем означало «исступлённый», «изуверский», «сумасбродный», «яростный», иногда «вдохновенный» (carmen fanaticum).

Произведённым от прилагательного существительным вначале стали называть такое подчинение какой-либо религиозной идее, которое сопровождалось готовностью ради неё жертвовать собой и одновременно требовать от других безусловного ей подчинения.[3]

Черты личности, способствующие развитию фанатизма

Есть несколько предпосылок для формирования фанатичной личности. Наличие их совсем не означает, что человек обязательно станет фанатиком. Этому способствует целый комплекс причин, как внутренних (характер, тип нервной системы, идеология), так и внешних (социо-культурный и исторический аспект).

Итак, в зону риска входят люди, которым свойственны следующие черты характера:

  1. Аффективность. То есть эмоциональная импульсивность, привычка принимать решения сгоряча.
  2. Потребность найти идейную опору в жизни, неуверенность в себе. Отсутствие внутренних личных убеждений и достаточных знаний не позволяет фанатику критично мыслить и убеждает его в верности любых, даже самых мифических идей.
  3. Склонность к зависимостям.
  4. Принадлежность к одной из акцентуаций характера по К. Леонгарду: демонстративной, дистимной, возбудимой и застревающей.

Помимо этого окружающий будущего фанатика мир представляется ему враждебным, а сам фанатик верит в личную ответственность перед миром за изменение его в лучшую сторону.

Заключение

Ресурсов фанатика достаточно, чтобы повести за собой народ и вдохновить окружающих на великие свершения.

Фанатик — это человек, который способен заразить своей идеей окружающих.

Созидательным будет результат или разрушительным, зависит только от тех смыслов, которыми фанатик наполняет свою деятельность. Логичным будет вывод, что разрушения будут нести люди крайней формы фанатизма. Тогда это настоящее проклятье для его современников.

Если же фанатизм проявляется как черта личности, то есть не имеет основополагающего характера, то он может привести к благоприятным последствиям.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий