Эмоциональный интеллект и способы его развития – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Эмоциональный интеллект и способы его развития – статья  – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана) Женщине
Содержание
  1. Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
  2. Чтобы развить эмоциональный интеллект
  3. Виды психодинамических конфликтов
  4. Инструменты развития эмоционального интеллекта
  5. Как определить уровень развития эмоционального интеллекта?
  6. Как применять эмоционально-образную терапию?
  7. Как проходит терапия в эот
  8. Как работает эмоциональный интеллект
  9. Как развивать эмоциональный интеллект
  10. Краткая история
  11. Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта. | статья по литературе на тему: | образовательная социальная сеть
  12. Практика «немой телевизор»
  13. Практика «эмоциональный баланс»
  14. С какими проблемами справляется эот
  15. Теория базовых эмоций
  16. Шаг первый
  17. Шаг третий
  18. Эмоции характеризуются тремя компонентами:

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться.

Чтобы развить эмоциональный интеллект

  1. Учитесь осознавать свои эмоции и называть их. Произносите вслух что вы чувствуете.
  2. Принимайте эмоции и старайтесь проживать их без ущерба для себя и окружающих.
  3. Научитесь отделять эмоции от себя. Вы всегда больше, чем одна эмоция.
  4. Ищите и понимайте причину эмоции.
  5. Согласовывайте эмоции с актуальной жизненной целью. Подумайте, как они могут вам помочь и направьте себе на пользу.
  6. Попробуйте применить инструменты EQ к другим людям.
  7. Пройдите специальную диагностику, чтобы определить уровень развития эмоционального интеллекта. Выберите тренинги, курсы, книги, которые помогут лучше прокачать навык.

Виды психодинамических конфликтов

ЭОТ рассматривает 5 разновидностей психодинамических конфликтов:

1.Индивид не может получить желаемое, но и не может от него отказаться:

— невозможность реализовать цели из-за существования преграды или их неадекватности;

— «несчастная» любовь, горе, потеря;

— морально запретные желания, связанные с сексом и агрессией;

— желание изменить других людей в соответствии со своими представлениями;

— желание изменить прошлое и то, что изменить уже нельзя.

2. Индивид не может избавиться от нежелательного:

— чувство вины, стыд, переживание позора;

— навязчивые страхи и постоянная борьба с ними;

— переживания после ситуаций, несущих угрозу здоровью и жизни;

— борьба с разными типами зависимости.

3. Индивид испытывает амбивалентные чувства по отношению к объекту (одновременно и стремится, и избегает)

— желание достичь поставленную цель и одновременно страх перед успехом;

— радость и горе, благодарность и унижение, восхищение и зависть;

— желание сделать и не сделать;

— тяга к риску и понимание, что это нежелательно делать.

4. Индивид одновременно стремится к 2-м несовместимым целям и не хочет терять ни одну из них:

— выбор из 2-х равно привлекательных вариантов;

— метания от одного варианта к другому;

— неумение делать выбор и брать ответственность на себя.

5. Индивид испытывает давление сразу с 2-х сторон:

— выбор: если не сделаешь – будет плохо, и сделаешь – тоже будет плохо;

— человек живет с домашним тираном, но находится от него в зависимости.

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».

Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

  1. Я чувствую…

  2. Потому что…

  3. Я хотел бы…

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

  • Социальная компетентность

Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.

В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

  1. Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

  2. Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

  3. Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.

Как это работает. Например, вы не сделали презентацию для нового клиента и из-за этого переживаете. Уровень настроения оцените на 3 балла. При этом у вас еще много сил, поэтому уровень энергии будет 7 баллов. Так вы попадаете в красный квадрат «беспокоюсь».

В зеленом квадрате у вас хорошее настроение, но мало энергии. В таком случае, изучайте новое: погружайтесь в проект или задачу, собирайте информацию. Делайте то, что не требует физической нагрузки.

В желтом квадрате настроение и энергия на максимуме. Это хорошая возможность для мозгового штурма. Придумывайте новые идеи и проекты, смешивайте форматы и ищите другие решения обычных проблем.

В синем квадрате мало энергии и нет настроения. Здесь следует искать ошибки и недочеты. Разобрать, как можно улучшить повседневную рутину и придумать, над чем еще можно поработать.

Квадрант эмоций поможет направить свободные ресурсы на подходящие задачи. Вы сможете грамотно расставлять приоритеты и давать четкие распоряжения сотрудникам.

Как определить уровень развития эмоционального интеллекта?

Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ:

  1. Осознаете свои чувства и эмоции.

  2. Делаете паузу, прежде чем говорить или действовать.

  3. Стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на эмоции.

  4. Используете критику как возможность что-то улучшить.

  5. Придерживаетесь своих ценностей и принципов.

  6. Умеете сочувствовать.

  7. Хвалите и вдохновляете других.

  8. Даете полезную обратную связь.

  9. Извиняетесь и признаете ошибки.

  10. Прощаете и забываете.

  11. Выполняете свои обязательства.

  12. Помогаете другим.

  13. Защищаете себя от эмоционального саботажа.

Как быть Леди:  Что такое "патриотизм" в современном понимании, примеры

Виктория Шиманская добавляет один универсальный, но субъективный критерий — степень удовлетворения собственной жизнью. В EQ важнее собственное ощущение, чем показатель развития навыка. Если вы несколько лет не можете попросить прибавку к зарплате или страшно злитесь, когда убираете квартиру — присмотритесь к работе со своими эмоциями.

Как применять эмоционально-образную терапию?

Конечно, эмоционально-образная терапия не возникла из ниоткуда и, что называется, в одночасье. Напротив, она стала квинтэссенцией опыта и знаний великих исследователей — предшественников автора метода. Прародителями ЭОТ стали и Фрейд с его психоанализом, и Адлер с его индивидуальной психологией, и известный транзактный анализ Берна, и гештальттерапия Перлза, и символдрама Лернера. Благодаря Линде множество этих знаний слились в одну стройную, быструю и эффективную систему.

Я практикую этот метод регулярно, а также рекомендую его всем, кто приходит ко мне на консультации по Таро. И сегодня мне бы хотелось поговорить об особенностях его применения при взаимодействии с детьми.

Мои дети — два сына (пять лет и три года) часто преподносят мне важные жизненные уроки. Одним прекрасным летним днем мы сидели втроем на кухне, пили чай и смеялись. Старший сын, как это у него бывает, «разошелся» и никак не мог остановиться: он хохотал все громче, начал греметь стульями, дергать шторы на карнизе, стучать ложкой по тарелке, булькать чаем в чашке. Чай лился по его подбородку, по майке, по ногам, а сын все не унимался и хохотал как заведенный.

Присоединился к «веселухе» и младший, вместе они устроили на кухне настоящий бассейн. Конечно, на мои пшики и замечания в таком состоянии никто из них не реагировал. Когда пол был залит и в прихожей, младший стал бегать по нему и, разумеется, поскользнулся, да так, что с размаху ударился лбом об кафельную плитку. Тут я решила: вечеринку пора закрывать, — и попросила зачинщика пройтись по полу тряпкой.

Бунт — нормальная реакция моего сына, не отличился он и тут: «Я не должен ничего вытирать, ты мама, ты и вытирай», — и все в таком духе. А потом еще и начал меня по заднице шлепать, чтобы я не ворчала, а сделала «свое дело» побыстрее. Мое терпение лопнуло, когда старший взял-таки в руки тряпку, бросил ее в окно — в знак своего неумолимого протеста — и выкрикнул еще что-то типа «мама, сколько раз тебе говорить, я не буду ничего вытирать!».

Я-то знаю, что он в такие моменты, что называется, не в себе. Но в этот раз я не выдержала и на очередной его дерзкий выкрик ответила смачной пощечиной. Аж в ладошке зазвенело.

Со слезами от боли и обиды он убежал в другую комнату. А мне… что мне оставалось? Непонятное чувство вины за себя как родителя в общем и за этот удар в частности. И жалость к сыну, и понимание того, что так продолжать было тоже нельзя. И осознание того, что я повторяю ошибки своей матери, которая тоже частенько прикладывала руку к моему воспитанию в самом прямом смысле.

Немного отойдя от своих переживаний, я пришла к старшему сыну. На его лице зияло красное пятно и уже проступил небольшой синяк под глазом. Он сидел за столом и спокойно рисовал. В домашней аптечке нашлось средство от нашей напасти — крем против синяков и отеков.

«Я все понял, мама. В следующий раз я все сам уберу. Прости меня, пожалуйста. Смотри, я нарисовал раненую машинку, ее надо полечить».

Каково же было мое удивление: сын изобразил свою травму в виде автомобильчика красного цвета (цвет крови, сын потом мне пояснил) с большим швом на корпусе! Тем самым он нашел в своем подсознании образ своей раны и выместил его на бумагу. Вместе мы заботливо нанесли ранозаживляющий крем на шов и заклеили его пластырем.

Вечером сын порвал этот листок (чего он обычно не делает со своими рисунками). «Мама, он нам больше не нужен, машинка поправилась!» — воскликнул он, и для меня это тоже были исцеляющие слова. Я поняла, что мы закрыли этот гештальт и отпускаем этот случай, чтобы двигаться дальше без груза прошлых обид и обвинений.

С тех пор мы договорились, что будем рисовать разные неприятные ситуации, освобождая их, а не запирая их внутри. Теперь мы практикуем ЭОТ вместе с сыном, и нам стало действительно проще находить общий язык и радоваться жизни, когда мы «налегке» и не тащим за собой бесконечный шлейф проблем отцов и детей.

Идеальных родителей не бывает, как и идеальных детей. Часто после обыденного «прости» неприятный осадок все равно остается глубоко внутри и продолжает отравлять наши отношения и влиять на наше дальнейшее поведение. Конечно, совершенствование своих родительских навыков крайне важно, но так же важно и уметь закрывать ситуации, доводить их до логического завершения и нужного результата, пока они не «довели» нас — болезнями, психозами и т.д.

А как выглядят ваши эмоции?

От редакции

Как проходит терапия в эот

Процесс терапевтического воздействия разделен на 10 этапов:

1.Предварительная беседа.

В ходе беседы проясняется проблема, формируется запрос, выделяется значимое чувство или состояние, которое переживается клиентом как нежелательное.

2.Проявление симптома в воображаемой критической ситуации.

Клиенту предлагают прямо здесь и сейчас мысленно представить ситуацию, в которой он испытывает нежелательное чувство.

3.Психосоматическое проявление проблемы.

Все наши чувства существуют не где-то в пространстве, а хранятся в теле. Необходимо установить, каким образом чувство или состояние выражено телесно. Как только клиент моделирует нужную ситуацию, ему предлагают найти конкретные ощущения в теле, связанные с этим чувством.

4. Создание образа.

Терапевт предлагает клиенту отсоединить чувство (симптом) от себя и представить его в своем воображаемом внутреннем пространстве в виде образа.

5. Исследование образа и анализ проблемы.

Далее образ детально изучается терапевтом. Изучаются его характеристики: цвет, форма, размер, материал. Изучаются его функции: что он делает для клиента, с какой целью, что запрещает, как влияет и т.п.

Терапевт расшифровывает образы, формулирует терапевтическую гипотезу, в соответствии с которой будет разрешать внутренний конфликт клиента.

6. Трансформация состояния через работу с образами.

В ЭОТ существует более 30 приемов, направленных на позитивную трансформацию негативного образа через мысленное воздействие на образ. В зависимости от гипотезы, терапевт подбирает нужный прием и предлагает клиенту его выполнить.

Образы никогда не подвергаются механическому воздействию (выбросить, разрубить, закопать), так как в этом случае внутренний конфликт останется неразрешенным, и проблема не уйдет.

Прием служит определенной терапевтической цели. На внешнем плане это работа с образом, а на внутреннем плане – это работа с частями личности клиента или с его эмоциями. Поэтому так важно, чтобы клиент искренне включался в работу, хотел изменений и прилагал усилия, а не механически повторял за терапевтом. Без эмоциональной работы клиента ничего не получится.

Трансформация образа ведется до тех пор, пока негативный образ не исчезнет полностью или не преобразуется в нечто позитивное.

В этом случае клиент тут же ощущает приятные изменения в своем состоянии. Они происходят здесь и теперь. Сразу и навсегда.

7. Интеграция образа с личностью.

Как только образ трансформируется в позитивный, мы предлагаем клиенту принять его в свое тело вместо негативного образа. Именно тело сохраняет наши эмоциональные состояния. Когда клиент принимает образ, он ярче чувствует новое состояние и быстрее к нему привыкает.

8. Ситуационная проверка.

После принятия образа клиент снова представляет себе ту ситуацию, которая ранее вызывала негативное состояние. Если проблема решена, негативное состояние не возникает.

9. Экологическая проверка.

Применяется для усиления достигнутого результата.

10. Закрепление результата.

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2022 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

  1. Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
  2. Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
  3. Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
  4. Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Как быть Леди:  Уволилась Не могу жить, как жалею - Вопрос психологу - 03 Онлайн

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение.

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные.

Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ».

Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта. | статья по литературе на тему: | образовательная социальная сеть

Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.

                                                                     Емелюшина Валентина Николаевна,

                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                          МБОУ «СОШ №2» г. Меленки

   Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является развитие личности учащихся, формирование у них в процессе обучения универсальных учебных действий  (УУД).  Прежде всего – личностных УУД, направленных на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяющих сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего. От степени их развития зависит успешность жизни человека в социуме.

    Важность литературы в решении этой задачи неоспорима. Она призвана «научить ребенка … сопереживать, сорадоваться, сострадать» (К.И.Чуковский), предупредить появление нравственной глухоты, помочь овладеть способностями эмоционального интеллекта и развивать его.

   Впервые этот термин был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Сэловеем, которые  под эмоциональным интеллектом понимали «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций, способность понимания эмоций, способность управлять эмоциями, которые содействуют эмоциональному и интеллектуальному росту личности». Ученые-исследователи уверены: успех человека в социальной жизни зависит не столько от его умственных способностей, сколько от уровня развития эмоционального интеллекта.

   Литература – едва ли не единственный школьный предмет, который «задевает» чувства учеников. На этом уроке они не только знакомятся с жизнью, они ее переживают вместе с героями, обогащая свой эмоциональный багаж. Правда, в последнее время наметилась тенденция преподавания литературы в школе как точной науки, что, по-моему,  проявляется, в первую очередь, в проведении на этих уроках всевозможных тестов на проверку знания фактов, места действия, развития сюжета, на знание литературоведческих терминов…  Не отрицая важности вышеперечисленного, все же разделяю точку зрения Л.Г.Выготского: «Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». Так что  уроки литературы – важнейшее средство развития эмоционального интеллекта, своеобразная профилактика проявления агрессивности, окаменелости совести, дефицита любви и милосердия.

   Может быть, именно поэтому меня всегда привлекали технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, яркой гуманистической направленности содержания («Педагогика сотрудничества», гуманно-личностные технологии Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как человекоформирующего предмета Е.Н.Ильина), методы эмоционального погружения, эмоционального вовлечения учащихся в постижение идейно-художественного своеобразия произведения.

   В условиях раздутых учебных программ (плюс пресловутые 100 книг!), угасающего интереса к чтению когда-то одной из самых читающих наций (никакие электронные книги – увы!- не могут реанимировать этот интерес!)     и дефицита учебного времени   от учителя-словесника сейчас требуется особое мастерство.  Он должен так организовать работу с художественным текстом, чтобы быть действительно посредником между художником и учеником-читателем, суметь так организовать процесс чтения-переживания, чтобы вызвать у ученика желание (и умение!) «вчитаться» в текст, «вчувствоваться», эмоционально пережить его и осмыслить. И все во имя того, чтобы диалог с текстом как способ отношений перешел от стадии ученик – художественное произведение к стадиям ученик – внутреннее «я», ученик – культурные и социально значимые ценности. Ведь психологическое значение художественного произведения и выражается в способности художественных текстов влиять на человека и определенным образом структурировать внутренний мир субъекта чтения.

   Конечно, невозможно сразу «измерить» степень воздействия того или иного текста на личность учащихся, тем не менее в арсенале каждого учителя литературы есть действенные,  годами проверенные, но современные и сегодня способы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения.

   Это  приемы «С широко закрытыми глазами», «Раскрась свое впечатление от произведения», чаще всего применяющиеся при изучении лирики.  Дети слушают с закрытыми глазами стихи, рисуют в своем воображении картины, а затем или рассказывают о возникших во время чтения образах, или выбирают подходящие, как они полагают, для их выражения  цвета. Затем находят в стихотворении строки, которые вызвали эти образы.  Таким происходит постижение произведения от эмоций к слову.

   Рефлексивное чтение, основанное на эмпатии и сопереживании,  – один из самых действенных способов эмоционального погружения в текст, который помогает учащимся не только понимать душевное состояние персонажей текста, авторское обоснование происходящего, но и  подтекстовую (невыраженную прямо) информацию. В этой связи очень эффективно обсуждение названия, данного автором  произведению; имен и фамилий героев. (В каком значении  употребил Н.М.Карамзин слово бедная в названии своего известного произведения? Случайно ли хозяйская прислуга в романе Достоевского – которая заботится о Раскольникове, верит в его воскрешение, верит в то, что он избавится от своей страшной теории — названа Настасьей?) Рефлексивное чтение помогает осознать, что в произведении ничего не бывает случайного. Отсюда и магия цвета (За полтора месяца до «пробы» Раскольников решил отравиться к старухе, чтобы заложить «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками, подаренное ему при прощании сестрой на память». Не случайно камешки красные. Их цвет – предвестие неизбежного пролития крови). Отсюда и магия цифр (Производит впечатление на учащихся  история появления в этом же романе Достоевского неоднократно повторяемого  числа одиннадцать в сопоставлении с известной притчей).

      Внимание к слову в художественном произведении, сопоставление чернового материала с конечным вариантом дают определенный эмоциональный резонанс: вызывают  интерес не только к изучаемому произведению, но и к личности автора. Знакомя детей с историей создания А.С.Пушкиным стихотворения «Анчар» сообщаем, что поэт свое стихотворение  «Анчар» писал в тяжелое для него время (два года назад он получил страшную весть о казни декабристов), и анчар, как дерево, несущее смерть всему живому, соответствовало мыслям и настроениям поэта. Он долго и мучительно искал слова-образы, которые способны передать его мысли и чувства. Потому и  в строке  Растет – один во всей вселенной произвел замену глагола «растет» на глагол «стоит».  Дерево смерти не может символизировать жизнь! Столь же интересно для учащихся совместное размышление над заменой  Пушкиным эпитета «верный» на «бедный» в конечной строке этого же стихотворения. Научить детей быть внимательным, чутким к авторскому слову, находить все оттенки смысла, заключенного в нем,  очень важно, ибо путь постижения сокровенного смысла художественного произведения неизменен: Слово – Образ – Идея.

Как быть Леди:  Кибербуллинг. Что делать с травлей в интернете? – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

   Сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников           позволяет и сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства.  Включение смежных видов искусства в изучение литературы обостряет у учащихся эстетическую восприимчивость, развивает  ассоциативное и образное мышление. Неизменно эмоциональный взрыв на уроке происходит при использовании известного  всем приема обращения к живописи при изучении «Записок охотника» И.С.Тургенева. Ребятам предлагается рассмотреть портреты крестьян, созданные И.Репиным, В.Васнецовым, И.Крамским и другими  художниками  XIX века. Можно предложить дать им имена, придумать биографию и т.д.   А затем на экран вывести  объявление, взятое из  газеты «Санкт-Петербургские  ведомости» XVIII века: «На Четвертой Мещанской в доме № 111 продаются две молодые девки, собой видные, бельё шьют, и гладят, и крахмалят, и стряпать мастерицы. Последняя цена им 1000 рублей. Тут же продается жеребец, да бык, да стая гончих собак, числом пятьдесят по сходной цене» — и…  предложить по данному образцу написать объявление о продаже  одного из крестьян, изображенных на картинах. Это неизменно вызывает  у ребят возмущение: как можно, ведь они люди!.. После такого эмоционального погружения изучение рассказа «Бирюк» вызывает в учениках огромный интерес и горячий отклик. В процессе анализа можно вновь обратиться к живописи: предложить  выбрать из рассмотренных на уроке портретов портрет крестьянина, похожего, на их взгляд, на Бирюка, и обосновать выбор. (Обычно выбирают картину В.М. Васнецова «Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии», мотивируя выбор тем, что и герой рассказа, и герой картины — гордые, сильные люди).

   Мною названы и прокомментированы далеко не все приемы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения —  они педагогам хорошо известны. Хотелось бы только, чтобы в наш рациональный век, век повального увлечения всевозможными тестами и логическими схемами, удалось нам сохранить за собой право преподавать литературу так, как мы привыкли:  заставляя ребят проживать ситуацию изнутри, помогать  им прочувствовать произведение, и через  со-переживание, со-страдание  и, что немаловажно, совместную радость творить в себе Человека.

Литература.

  1. Антонова А.Г. , Вольнова И.Л. , Обернихина Г.А.   Литература: Практикум, М., Academia, 2022.
  2. М.Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского», М., Академия наук, 1963.
  3. В.Кожинов «Преступление и наказание Ф.М.Достоевского» М., «Просвещение», 1971.
  4. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И.: Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство, Изд. Институт психологии РАН, 2022.

Практика «немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах?

Практика «эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как « », правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашемупартнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период.

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

С какими проблемами справляется эот

ЭОТ доказала свою эффективность при работе с различными проблемами. Проблемы взаимоотношений, эмоциональных зависимостей, нарушение женственности, потеря смысла жизни, поиск своего предназначения, эмоциональные травмы, потери и т.п. ЭОТ успешно справляется с лечением панических атак, фобий, тревог, депрессии, психосоматических заболеваний, работает с чувством гнева, стыда и вины.

Постоянно расширяется арсенал техник, который позволяет быстро и бережно решать любые проблемы и получать удивительные результаты.

А я приглашаю и вас, дорогие читатели, записаться на консультацию и почувствовать на себе эффективность данного метода. Меняйте свою жизнь к лучшему!

Подробнее о консультациях и стоимости.

* В статье использована литература: Н.Д. Линде «Эмоционально-образная терапия».

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции 
— это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2022 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

 Факт   (ситуация,   человек)

 Мысли    

 Физические   ощущения

 Эмоции    

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух:

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

 Эмоции

 Чувства

 Эмоции кратковременны.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции  кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

 Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную  эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека.  Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость,  ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас  неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное  время.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий