ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ — это 📕 что такое ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ - это 📕 что такое ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ Женщине

Основоположник

Философы экзистенциализма многим обязаны феноменологии, основоположником которой был Эдмунд Гуссерль.

Эдмунд Гуссерль — немецкий логик.
А это значит дважды немец и дважды логик (А. В. Павлов)

Феноменология — теория о феноменах, а феномен — это проявление чего-то в чем-то. Например, Дух Божий проявляется в иконах, богословской литературе. «Назад, к самим вещам» — тезис Гуссерля. Человеческое сознание — реальность, находящаяся у нас в голове.

https://www.youtube.com/watch?v=DH_q9T7GxjY

Сами по себе фрагменты реальности ничего не значат, только мы можем наполнить их своими собственными смыслами, ценностями и значениями. Ценностно-смысловая интерпретация знаков реальности может быть произведена только человеческим сознанием, а не наоборот.

Экзистенциальный — это 📕 что такое экзистенциальный

1) Орфографическая запись слова: экзистенциальный
2) Ударение в слове: экзистенци`альный
3) Деление слова на слоги (перенос слова): экзистенциальный
4) Фонетическая транскрипция слова экзистенциальный : [гз’ст’ин`ал’н]
5) Характеристика всех звуков:
ээ — гласный, безударный
к[г] — согласный, твердый, звонкий, парный
з[з’] — согласный, мягкий, звонкий, парный
ии — гласный, безударный
с[с] — согласный, твердый, глухой, парный
т[т’] — согласный, мягкий, глухой, парный
е[и] — гласный, безударный
н[н] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
цц — согласный, твердый, глухой, непарный
иы — гласный, безударный
а[`а] — гласный, ударный
л[л’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
ь []
н[н] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
ыы — гласный, безударный
йй — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный


16 букв, 8 звук

Основные представители

Сёрена Кьеркегора принято считать отцом-основателем экзистенциализма, однако этого термина он даже не употреблял. В основу его теории ложится идея первородного греха. Адам и Ева, ослушавшись Бога, попробовали яблоко с древа познания. Отвернувшись от Веры, они встали на путь разума, но стало ли лучше?

У экзистенциалистов личный опыт особенно влияет на характер его мышления, поэтому среди религиозных философов, например, можно встретить множество русских фамилий.

  1. Религиозные экзистенциалисты: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов и даже Федор Достоевский.
  2. Атеистические экзистенциалисты: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.

Представители экзистенциализма полагали, что еще одним важным теоретиком новой философии является Мартин Хайддегер. Его принято считать старшим из экзистенциалистов и называть философом, вынужденным стать поэтом. У него был такой пытливый ум и философское строение мозга, что ему приходилось облекать свои мысли в доступную для читателей форму. Он уделил большое внимание понятию экзистенция и бытия.

Его интересует сам человек, точнее,
как всякого немца, его интересует все.

Коротко о понимании идеи

Экзистенциализм рассматривает суть бытия с онтологической точки зрения и считает, что жизнь — это что-то, что не должно быть постигнуто ни путем опыта, ни путем рационалистических и логических размышлений и выводов, а быть чем-то трансцендентным. Иными словами, философия экзистенциализма предполагает наличие иррационального взгляда на вещи, где человек и его жизнь будут рассматриваться как нечто выходящее за рамки логического объяснения. Рационализм рассматривает человека и все существующее как объект. Экзистенциализм же считает правильным рассматривать реальность как единство субъекта и объекта. Еще одно философское течение, называемое “философией жизни”, имеет иррационалистическую идею. Но экзистенциализм, в отличие от философии жизни, стремится к познанию мира не через “переживания”, а через нечто выходящее за его рамки и среднее между “чувственным” и “рациональным”.

Рис. 2. Мартин Хайдеггер

Причины возникновения

Экзистенциализм как философское течение возникает в эпоху глубочайшего человеческого кризиса. 20 век — 2 мировые войны, повсеместные кровавые революции, тоталитарные и фашистские режимы, экономические кризисы. Наружу выплескивается все плохое, антихристианское, что есть в человеке — стремление к превосходству и уничтожению, жестокость, агрессия.

Когда традиционная цивилизация распадается, общество все еще остается, но связано оно теперь очень слабо — потеряна вера в человека, прогресс, науку. В этот момент происходит освобождение индивидуальности, наступает тотальное одиночество, люди осознают обособленность друг от друга.

Важно отметить, что социальные катаклизмы подорвали основы религий, и теперь уже представителей новых поколений ничего не связывало, но они страстно желали обрести иную веру, чтобы их принципы имели морально обоснование, чтобы сложилась новая система взглядов.

Сущность экзистенциализма заключается в том, чтобы объяснить человечеству его вековые заблуждения. Так, развеялись мифы о судьбе, аде и рае, всемогущем законе наследственности и т.д., ведь основной принцип новой системы взглядов гласил: человек никем не рождается, зато стать может всем, чем угодно, под влиянием среды, окружения и эпохи. Так, экзистенциализм является философией людей, которые делают себя сами и несут полную ответственность за результат.

Причины и проблемы

Причины появления экзистенциализма:

  • Обесценивание личности и жестокое обращение с человеком (рабство, концлагеря, массовая гибель на войнах);
  • Страх уничтожения человечества (экологические катастрофы, создание оружия массового поражения);
  • Стремительное развитие науки и техники и их использование против человечества (военная техника, отравляющие вещества);
  • Жесткий тоталитарный режим, обесценивающий человека как личность;
  • Беспомощность человека перед силами природы (стихийные бедствия, катаклизмы);
  • Экономические, политические, нравственные, социальные кризисы (войны, революции, резкая смена времен и власти, быстрый рост технического прогресса).
Как быть Леди:  Что значит экзистенциализм, понятие экзистенциальности и экзистенциальность в философии

Основные проблемы экзистенциализма:

  • Человеческие чувства, надежды, тревоги, страхи, переживания (А. Камю “Миф о Сизифе”, А. Грин “Алые паруса”, А. И. Куприн “Гранатовый браслет”);
  • Поиск смысла жизни (Жан-Поль Сартр “Тошнота”, А. С. Грибоедов “Горе от ума”, Л. Н. Толстой “Война и мир”);
  • Поиск человеком самого себя и своего места в жизни (Сартр “Тошнота”, Л. Н. Толстой “Война и мир”, Р. Бредбери “И по-прежнему лучами серебрит простор луна”);
  • Проблема выбора (Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, М. Е. Салтыков-Щедрин “Премудрый пескарь”);
  • Одиночество человека в обществе, отрешенность от мира (Альбер Камю “Посторонний”, Г. Г. Маркес “Сто лет одиночества”, М. Шолохов “Судьба человека”, Ф. Кафка “Охотник Гракх”);
  • Существенные несоответствия между ожиданиями и реальностью (А. С. Пушкин “Евгений Онегин”, А. П. Чехов “Ионыч”, А. Н. Островский “Гроза”);
  • Проблема личностной свободы человека (Ф. М. Достоевский “Братья Карамазовы”, Сартр “Мухи”, М. Булгаков “Мастер и и Маргарита”).

Современные экзистенциалисты

Экзистенциализм – это относительно новая философия, пережившая расцвет в середине 20 века. Нашу эпоху принято называть ренессансом экзистенциализма. Проблемы у нас не изменились, технологии все так же развиваются, человек становится нужен все меньше (разве только чтобы танцевать в костюме робота Алеши на фестивале новых технологий).

  1. Умберто Эко
  2. Жак Деррида
  3. Мишель Фуко
  4. Ролан Барт
  5. Андре Глюксманн
  6. Виктор Пелевин

Сущность философии

Характерная черта экзистенциализма – разделение человеческого бытия на сущность и существование. Чтобы разобраться в нем, необходимо вникнуть в перевод и суть самого понятия, которым окрестили новое учение.

Тест для закрепления материала

  1. 1Кто считается основоположником идеи об экзистенциализме?

  2. 2Какие 3 стадии проходит человек на пути к подлинному существованию по Ясперсу?

  3. 3Какой философ более других склонялся к мысли, что жизнь — это абсурд?

  4. 4Что послужило существенным толчком для появления экзистенциализма?

  5. 5Самыми яркими представителями атеистического экзистенциализма являлись:

Философия ж-п сартра

Философ из Франции Жан-Поль Сартр является ярким представителем атеистического экзистенциализма. В своих работах он выделял проблему выбора как основную проблему экзистенциальной философии.Основной тематикой во всей философии Сартра является тема свободы выбора человека. Философ считал, что, делая какой-либо важный выбор в своей жизни, человек создает свою судьбу. Такой выбор мыслитель называет экзистенциальным. Исходя из учений Сартра, можно сделать вывод, что свобода человека абсолютна и зависит лишь от его желаний. Иными словами, человек свободен до тех пор, пока у него есть желания, которые станут причиной сделанного им выбора и принятых им решений. Но свобода означает ответственность: за себя, свою жизнь, свои решения и действия. Основной идеей философии Сартра является приоритетность внутреннего мира для человека. Но полное осознание себя возможно лишь через общение и взаимоотношения с другими людьми. В своем основном труде под названием “Тошнота” писатель указывает на то, что человек изначально не имеет цели, а жизнь его пуста и бессмысленна, но лишь через осознание и выбор он приходит к осмыслению, придавая жизни значимость и ценность.

Философия кьеркегора

Основоположником данной идеи принято считать датского философа Серена Кьеркегора, жившего в XIX веке. Он заметил, что в философии обращают слишком большое внимание на проблему сущности (эссенции) и бытия в целом, но не рассматривают саму проблему существования отдельно взятого человека. Он ввел понятие “экзистенции” и считал, что философия должна направить силы на то, чтобы помочь человеку разобраться в самом себе, в своем предназначении и в смысле своего существования. В своих работах Кьеркегор выделяет понятия:

  • Неподлинное существование – бездумная жизнь, когда человек не задумывается зачем он рожден и живет по инерции, так же как все, беря за пример жизнь других людей.
  • Подлинное существование – экзистенция, когда человек ищет свой собственный путь в жизни, не подчиняясь обществу, становясь хозяином своей судьбы.
Рис. 1. Карл Теодор Ясперс
По пути к экзистенции человек проходит через 3 стадии развития:
  1. Эстетическая. Когда человек живет ради получения сиюминутных удовольствий, основывая свою жизнь на несущественном, и просто “плывет по течению” вместе со всеми. Вследствие пресыщения, итогом этой стадии всегда являются разочарование, тоска и отчаяние.
  2. Этическая. Человек делает обдуманный выбор и ставит в основу своей жизни выполнение долга. Нравственность и добродетель становятся основными спутниками личности на данной стадии развития, а чувство устойчивости и уверенности сопровождают человека на протяжении жизни.
  3. Религиозная. Внешний мир с его страстями перестает управлять человеком. Он сделал осознанный выбор, нашел смысл жизни и живет, согласно своим убеждениям и принципам.

Переход от одной стадии к другой возможен лишь при сознательном выборе человека и его волеизъявлении. Идя по дороге отчаяния, переживаний, забот и страхов, человек, в конечном итоге приходит к вере и находит в ней успокоение. Вера дает осознание подлинного существования, надежду и смысл жизни.Кьеркегор считал, что основная задача человека — обрести самого себя, ибо человек не рождается с осознанием своего предназначения. Сам философ пришел к выводу, что он достиг той самой экзистенции, которой надо добиться каждому человеку. Поэтому, на его надгробном камне высечены слова: “Этот единичный”, дающие понять, что главное в человеке – его индивидуальность и отделенность от общества. Важно! Сторонники экзистенциализма считают, что настоящая свобода человека – это свобода от общества.

Как быть Леди:  Главное правило реальности....не запутаться в своих иллюзиях.... — Обсуждай

Философия хайдеггера

Мартин Хайдеггер — немецкий философ, основатель учения о Бытии, посвятил свою жизнь углубленному изучению проблем экзистенциализма. В основе его философии лежит анализ экзистенции. В результате размышлений о феноменологии, мыслитель создал “фундаментальную онтологию” (учение о жизни человека в мире). Важнейший труд Хайдеггера “Бытие и время”, опубликованный в 1927 г., признан одной из монументальных работ XX века. Философ предполагал, что экзистенция – это и есть бытие человека, которое происходит в окружающем его мире, называется “бытие в мире” и состоит из:

  • “Бытия с другими” — обезличивает человека, делает его таким же, как все.
  • “Бытия самого себя” — возможно лишь при осознании собственного я. Человеку, чтобы не потерять себя среди “бытия с другими”, нужно противопоставлять себя другим, отстаивая свою идентичность. Это и есть истинная свобода человека.

Хайдеггер считал, что основной заботой человека должно быть отстаивание своей уникальности и идентичности в затягивающем человека мире. Философия Хайдеггера явилась сильнейшим толчком для развития современной мысли.

Рис. 4. Альбер Камю в 1957 году

Философия ясперса

Немецкий философ впервые ввел понятие “пограничной ситуации”. С экзистенциалистской точки зрения, человек может понять и “найти” себя только в “пограничной ситуации”.

Экзистенциализм • большая российская энциклопедия — электронная версия

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИ́ЗМ (от позд­не­ла­тин­ско­го existentia – су­ще­ст­во­ва­ние) (фи­ло­со­фия су­ще­ст­во­ва­ния), фи­лос. на­прав­ле­ние, воз­ник­шее на­ка­ну­не 1-й ми­ро­вой вой­ны в Рос­сии (Л. Шес­тов, Н. А. Бер­дя­ев), по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны в Гер­ма­нии (М. Хай­дег­гер, К. Яс­перс, М. Бу­бер) и в пе­ри­од 2-й ми­ро­вой вой­ны во Фран­ции (Ж. П. Сартр, Г. Мар­сель, вы­сту­пив­ший с идея­ми Э. ещё во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны, М. Мер­ло-Пон­ти, А. Ка­мю, С. де Бо­ву­ар). В 1940–50-х гг. Э. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в др. ев­роп. стра­нах, в 1960-х гг. так­же и в США. Пред­ста­ви­те­ли это­го на­прав­ле­ния в Ита­лии – Н. Аб­бань­я­но, Э. Па­чи, в Ис­пании влия­ние Э. ис­пы­тал Х. Ор­те­га-и-Гас­сет. К Э. близ­ки та­кие ре­лиг.-фи­лос. на­прав­ле­ния, как франц. пер­со­на­лизм (Э. Му­нье, М. Не­дон­сель, Ж. Лак­руа) и нем. диа­лек­ти­че­ская тео­ло­гия (К. Барт, П. Тил­лих, Р. Бульт­ман). Э. как фи­лос. на­прав­ле­ние но­сит не­од­но­род­ный ха­рак­тер. Раз­ли­ча­ют Э. ре­ли­ги­оз­ный (Яс­перс, Мар­сель, Бер­дя­ев, Шес­тов, Бу­бер) и атеи­сти­че­ский (Сартр, Ка­мю, Мер­ло-Пон­ти, Хай­дег­гер). Од­на­ко оп­ре­де­ле­ние «ате­ис­ти­че­ский» по от­но­ше­нию к Э. нес­коль­ко ус­лов­но, т. к. при­зна­ние то­го, что Бог умер, со­про­во­ж­да­ет­ся (в ча­ст­но­сти, у Хай­дег­ге­ра и Ка­мю) ут­вер­жде­ни­ем не­воз­мож­но­сти и аб­сурд­но­сти жиз­ни без Бо­га. Свои­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми эк­зи­стен­циа­ли­сты счи­та­ют Б. Пас­ка­ля, С. Кьер­ке­го­ра, М. де Уна­му­но, Ф. М. Дос­то­ев­ско­го и Ф. Ниц­ше. На Э. ока­за­ли влия­ние фи­ло­со­фия жиз­ни и фе­но­ме­но­ло­гия Э. Гус­сер­ля.

Э. пы­тал­ся воз­ро­дить он­то­ло­гию в про­ти­во­по­лож­ность ме­то­до­ло­гиз­му и гно­сео­ло­гиз­му, рас­про­стра­нён­ным в фи­ло­со­фии нач. 20 в. Как и фи­ло­со­фия жиз­ни, Э. хо­чет по­нять бы­тие как не­что не­по­сред­ст­вен­ное и пре­одо­леть ин­тел­лек­туа­лизм как тра­диц. ра­цио­на­ли­стич. фи­ло­со­фии, так и нау­ки. Бы­тие, со­глас­но Э., не есть ни эм­пи­рич. ре­аль­ность, дан­ная нам во внеш­нем вос­при­ятии, ни ра­циональ­ная кон­ст­рук­ция, пред­ла­гае­мая науч. мыш­ле­ни­ем, ни «умо­по­сти­гае­мая сущ­ность» идеа­ли­стич. фи­ло­со­фии. Бы­тие долж­но быть по­стиг­ну­то ин­туи­тив­но. Но, в от­ли­чие от фи­ло­со­фии жиз­ни, вы­де­лив­шей в ка­че­ст­ве ис­ход­ной ре­аль­но­сти пе­ре­жи­ва­ние, Э. стре­мит­ся пре­одо­леть пси­хо­ло­гизм и рас­крыть он­то­ло­гич. смысл пе­ре­жи­ва­ния, ко­то­рый вы­сту­па­ет как на­прав­лен­ность на не­что транс­цен­дент­ное са­мо­му пе­ре­жи­ва­нию (см. Ин­тен­цио­наль­ность). Гл. оп­ре­де­ле­ние бы­тия, как оно от­кры­то нам, т. е. на­ше­го соб­ст­вен­но­го бы­тия, име­нуе­мо­го эк­зи­стен­ци­ей, есть его не­замк­ну­тость, от­кры­тость транс­цен­ден­ции.

Он­то­ло­гич. пред­по­сыл­кой транс­цен­ди­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся ко­неч­ность эк­зи­стен­ции, её смерт­ность. В си­лу сво­ей ко­неч­но­сти эк­зи­стен­ция яв­ля­ет­ся вре­мен­но́й, и её вре­мен­ность су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ет­ся от объ­ек­тив­но­го вре­ме­ни как чис­то­го ко­ли­че­ст­ва, без­раз­лич­но­го по от­но­ше­нию к за­пол­няю­ще­му его со­дер­жа­нию. Э. от­ли­ча­ет под­лин­ную, т. е. эк­зи­стен­ци­аль­ную, вре­мен­ность (она же ис­то­рич­ность) от фи­зич. вре­ме­ни, ко­то­рое про­из­вод­но от пер­вой. Эк­зи­стен­циа­ли­сты под­чёр­ки­ва­ют в фе­но­ме­не вре­ме­ни оп­ре­де­ляю­щее зна­че­ние бу­ду­ще­го и рас­смат­ри­ва­ют его в свя­зи с та­ки­ми «эк­зи­стен­циа­ла­ми», как «ре­ши­мость», «про­ект», «на­де­ж­да», от­ме­чая тем са­мым лич­но­ст­но-ис­то­ри­че­ский (а не без­лич­но-кос­ми­че­ский) ха­рак­тер вре­ме­ни и ут­вер­ждая его связь с че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­стью, ис­ка­ни­ем, на­пря­же­ни­ем, ожи­да­ни­ем. Ис­то­рич­ность че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния вы­ра­жа­ет­ся, со­глас­но Э., в том, что оно все­гда на­хо­дит се­бя в оп­ре­де­лён­ной си­туа­ции, в ко­то­рую оно «за­бро­ше­но» и с ко­то­рой вы­ну­ж­де­но счи­тать­ся. При­над­леж­ность к оп­ре­де­лён­но­му на­ро­ду, со­сло­вию, на­ли­чие у ин­ди­ви­да тех или иных био­ло­гич., пси­хо­ло­гич. и др. ка­честв – всё это эм­пи­рич. вы­ра­же­ние из­на­чаль­но-си­туа­ци­он­но­го ха­рак­те­ра эк­зи­стен­ции, то­го, что она есть «бы­тие-в-ми­ре». Вре­мен­ность, ис­то­рич­ность и «си­туа­ци­он­ность» эк­зи­стен­ции – мо­ду­сы её ко­неч­но­сти.

Др. важ­ней­шим оп­ре­де­ле­ни­ем эк­зи­стен­ции яв­ля­ет­ся транс­цен­ди­ро­ва­ние, т. е. вы­ход за свои пре­де­лы. Транс­цен­дент­ное и сам акт транс­цен­ди­ро­ва­ния по­ни­ма­ют­ся разл. пред­ста­ви­те­ля­ми Э. не­оди­на­ко­во. С точ­ки зре­ния ре­лиг. Э. транс­цен­дент­ное – это Бог. Со­глас­но Ж. П. Сар­тру и А. Ка­мю, транс­цен­ден­ция есть ни­что, вы­сту­паю­щее как глу­бо­чай­шая тай­на эк­зи­стен­ции. Ес­ли у К. Яс­пер­са, Г. Мар­се­ля, позд­не­го М. Хай­дег­ге­ра, при­знаю­щих ре­аль­ность транс­цен­дент­но­го, пре­об­ла­да­ет мо­мент сим­во­ли­че­ский и да­же ми­фо­по­эти­че­ский (у Хай­дег­ге­ра), по­сколь­ку транс­цен­дент­ное не­воз­мож­но ра­цио­наль­но по­знать, а мож­но лишь «на­мек­нуть» на не­го, то уче­ние Сар­тра и Ка­мю, ста­вя­щих сво­ей за­да­чей рас­крыть ил­лю­зор­ность транс­цен­ден­ции, но­сит кри­ти­че­ский и да­же ни­ги­ли­стич. ха­рак­тер.

Во франц. и рус­ском Э., а так­же у Яс­пер­са в цен­тре вни­ма­ния сто­ит про­бле­ма че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды. Э. от­вер­га­ет как ра­цио­на­ли­стич.-про­све­ти­тель­скую тра­ди­цию, сво­дя­щую сво­бо­ду к по­зна­нию не­об­хо­ди­мо­сти, так и гу­ма­ни­сти­чески-на­ту­ра­ли­сти­че­скую, для ко­то­рой сво­бо­да со­сто­ит в рас­кры­тии при­род­ных за­дат­ков че­ло­ве­ка, рас­кре­по­ще­нии его «сущ­но­ст­ных» сил. Сво­бо­да, со­глас­но Э., долж­на быть по­ня­та ис­хо­дя из эк­зистен­ции. По­сколь­ку же струк­ту­ра экзи­стен­ции вы­ра­жа­ет­ся в «на­прав­лен­но­сти-на», в транс­цен­ди­ро­ва­нии, то по­ни­ма­ние сво­бо­ды разл. пред­ста­ви­те­ля­ми Э. оп­ре­де­ля­ет­ся их трак­тов­кой транс­цен­ден­ции. Со­глас­но Мар­се­лю и Яс­пер­су, сво­бо­ду мож­но об­рес­ти лишь в Бо­ге. Со­глас­но Сар­тру, у ко­то­ро­го транс­цен­ден­ция – это ни­что, по­ня­тое ни­ги­ли­сти­че­ски, сво­бо­да есть от­ри­ца­тель­ность по от­но­ше­нию к бы­тию, ко­то­рое он трак­ту­ет как эм­пи­ри­че­ски су­щее. Че­ло­век сво­бо­ден в том смыс­ле, что он сам «про­ек­ти­ру­ет», соз­да­ёт се­бя, вы­би­ра­ет се­бя, не оп­ре­де­ля­ясь ни­чем, кро­ме соб­ст­вен­ной субъ­ек­тив­но­сти, сущ­ность ко­то­рой – в пол­ной не­за­ви­си­мо­сти от че­го бы то ни бы­ло. Че­ло­век оди­нок и ли­шён вся­ко­го он­то­ло­гич. ос­но­ва­ния. Уче­ние Сар­тра о сво­бо­де слу­жит вы­ра­же­ни­ем по­зи­ции край­не­го ин­ди­ви­дуа­лиз­ма. Сво­бо­да пред­ста­ёт в Э. как тя­жё­лое бре­мя, ко­то­рое дол­жен не­сти че­ло­век, по­сколь­ку он лич­ность. Он мо­жет от­ка­зать­ся от сво­ей сво­бо­ды, пе­ре­стать быть са­мим со­бой, стать «как все», но толь­ко це­ной от­ка­за от се­бя как лич­но­сти. Мир, в ко­то­рый при этом по­гру­жа­ет­ся че­ло­век, но­сит у Хай­дег­ге­ра на­зва­ние «man»: это без­лич­ный мир, в ко­то­ром всё ано­ним­но, в ко­то­ром нет субъ­ек­тов дей­ст­вия, в ко­то­ром все – «дру­гие» и че­ло­век да­же по от­но­ше­нию к са­мо­му се­бе яв­ля­ет­ся «дру­гим»; это мир, в ко­то­ром ни­кто ни­че­го не ре­ша­ет, а по­то­му и не не­сёт ни за что от­вет­ст­вен­но­сти. У Н. А. Бер­дяе­ва этот мир но­сит назв. «мир объ­ек­ти­ва­ции», при­зна­ки ко­то­ро­го – по­гло­ще­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го, лич­но­го об­щим, без­лич­ным, гос­под­ство не­об­хо­ди­мо­сти.

Как быть Леди:  Импульсивность :: Симптомы, причины, лечение.

Об­ще­ние ин­ди­ви­дов, осу­ще­ст­в­ляе­мое в сфе­ре объ­ек­ти­ва­ции, не яв­ля­ет­ся по­длин­ным, оно лишь под­чёр­ки­ва­ет оди­но­че­ст­во ка­ж­до­го. Со­глас­но А. Ка­мю, пе­ред ли­цом ни­что, ко­то­рое де­ла­ет че­ло­ве­че­скую жизнь бес­смыс­лен­ной, про­рыв одно­го ин­ди­ви­да к дру­го­му, под­лин­ное об­ще­ние ме­ж­ду ни­ми не­воз­мож­но. И Ж. П. Сартр, и Ка­мю ви­дят фальшь и хан­же­ст­во во всех фор­мах об­ще­ния ин­диви­дов, ос­вя­щён­ных тра­диц. ре­ли­ги­ей и нрав­ст­вен­но­стью: в люб­ви, друж­бе и др. Ха­рак­тер­ное для Сар­тра стрем­ле­ние ра­зо­бла­чить ис­ка­жён­ные, пре­вра­щён­ные фор­мы соз­на­ния обо­ра­чи­ва­ет­ся тре­бо­ва­ни­ем при­нять ре­аль­ность соз­на­ния, ра­зоб­щён­но­го с дру­ги­ми и с са­мим со­бой. Един­ст­вен­ный спо­соб под­лин­но­го об­ще­ния, ко­то­рый при­зна­ёт Ка­мю, – это еди­не­ние ин­ди­ви­дов в бун­те про­тив «аб­сурд­но­го» ми­ра, про­тив ко­неч­но­сти, смерт­но­сти, не­со­вер­шен­ст­ва, бес­смыс­лен­но­сти че­ло­ве­че­ско­го бы­тия. Экс­таз мо­жет объ­е­ди­нить че­ло­ве­ка с дру­ги­ми, но это в сущ­но­сти экс­таз раз­ру­ше­ния, мя­те­жа, ро­ж­дён­но­го от­чая­ни­ем «аб­сурд­но­го» че­ло­ве­ка.

Иное ре­ше­ние про­бле­мы об­ще­ния да­ёт Г. Мар­сель. Со­глас­но ему, ра­зоб­щён­ность ин­ди­ви­дов по­ро­ж­да­ет­ся тем, что пред­мет­ное бы­тие при­ни­ма­ет­ся за един­ст­вен­но воз­мож­ное. Но под­лин­ное бы­тие – транс­цен­ден­ция – яв­ля­ет­ся не пред­мет­ным, а лич­но­ст­ным, по­то­му ис­тин­ное от­но­ше­ние к бы­тию – это диа­лог. Бы­тие, по Мар­се­лю, не «Оно», а «Ты». По­это­му про­об­ра­зом от­но­ше­ния че­ло­века к бы­тию яв­ля­ет­ся лич­ное от­но­ше­ние к дру­го­му че­ло­ве­ку, осу­ще­ст­в­ляе­мое пе­ред ли­цом Бо­га. Лю­бовь, со­глас­но Мар­се­лю, есть транс­цен­ди­ро­ва­ние, про­рыв к дру­го­му, будь то лич­ность че­ло­ве­че­ская или бо­же­ст­вен­ная. По­сколь­ку та­кой про­рыв с по­мо­щью рас­суд­ка по­нять нель­зя, Мар­сель от­но­сит его к сфе­ре «та­ин­ст­ва». Про­ры­вом объ­ек­ти­ви­рован­но­го ми­ра яв­ля­ет­ся, со­глас­но Э., не толь­ко под­лин­ное че­ло­ве­че­ское об­ще­ние, но и сфе­ра ху­дож., фи­лос., ре­лиг. твор­че­ст­ва. Од­на­ко ис­тин­ная ком­му­ни­ка­ция, как и твор­че­ст­во, не­сёт в се­бе тра­гич. над­лом: мир объ­ек­тив­но­сти не­пре­стан­но гро­зит раз­ру­шить эк­зи­стен­ци­аль­ную ком­му­ни­ка­цию. Соз­на­ние это­го при­во­дит К. Яс­пер­са к ут­вер­жде­нию, что всё в ми­ре в кон­це кон­цов тер­пит кру­ше­ние в си­лу са­мой ко­неч­но­сти эк­зи­стен­ции и по­то­му че­ло­век дол­жен нау­чить­ся жить и лю­бить с по­сто­ян­ным соз­на­ни­ем хруп­ко­сти все­го, что он лю­бит, не­за­щи­щён­но­сти са­мой люб­ви. Но глу­бо­ко скры­тая боль, при­чи­няе­мая этим соз­на­ни­ем, при­да­ёт его при­вя­зан­но­сти осо­бую чис­то­ту и оду­хо­тво­рён­ность. У Н. А. Бер­дяе­ва соз­на­ние хруп­ко­сти вся­ко­го под­лин­но­го бы­тия оформ­ля­ет­ся в эс­ха­то­ло­гич. уче­ние.

Со­ци­аль­но-по­ли­тич. по­зи­ции раз­ных пред­ста­ви­те­лей Э. не­оди­на­ко­вы. Так, Сартр и Ка­мю уча­ст­во­ва­ли в Дви­же­нии Со­про­тив­ле­ния; с кон. 1960-х гт. по­зи­ция Сар­тра от­ли­ча­лась край­ним ле­вым ра­ди­ка­лиз­мом и экс­тре­миз­мом. Кон­цеп­ции Сар­тра и Ка­мю ока­за­ли из­вест­ное влия­ние на со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­грам­му дви­же­ния «но­вых ле­вых». По­ли­тич. ори­ен­та­ция Яс­пер­са и Мар­се­ля но­си­ла ли­бе­раль­ный ха­рак­тер, а со­ци­аль­но-по­ли­тич. воз­зре­ни­ям М. Хай­дег­ге­ра бы­ла при­су­ща кон­сер­ва­тив­ная тен­ден­ция.

Лит.: Müller M. Existenzphilosophie im geistigen Leben der Gegenwart. Hdlb., 1949; Lenz J. Der moderne deutsche und französische Existenzialismus. Trier, 1951; Heinemann Fr. Jenseits des Existentialismus. Stuttg., 1957; Wahl J. Les philosophies de l’existence. P., 1959; Гай­ден­ко П. П. Эк­зи­стен­циа­лизм и про­бле­ма куль­ту­ры. М., 1963; Со­вре­мен­ный эк­зи­стен­циа­лизм. М., 1966; Abbagnano N. Intro­duzione all’esistenzialismo. Mil., 1967; Orr L. Existentialism and phenomenology: A guide for research. Troy, 1978; Hanly Ch. Existen­tialism and psychoanalysis. N. Y., 1979; Janke W. Existenzphilosophie. B., 1982; Boll­now O. F. Existenzphilosophie. Stuttg. [u. a.], 1984; Рут­ке­вич А. М. От Фрей­да к Хай­дег­ге­ру. М., 1985; Seibert Th. Existenzphi­lo­sophie. Stuttg., 1997; Thurnher R., Röd W., Schmidinger H. Lebensphilosophie und Exis­tenzphilosophie. Münch., 2002; Existentia­lism / Ed. R. C. Solomon. 2nd ed. N. Y., 2005; Lexikon Existentialismus und Existenzphilo­sophie / Hrsg. U. Thurnherr, A. Hügli. Darm­stadt, 2007.

Экзистенциализм в литературе

  • Жан-Поль Сартр, «Тошнота». Культовое произведение, показывающее нам экзистенциальную «тошноту» через дневник молодого Антуана Рокантена. Все абсурдистко-экзистенциальные темы там подняты — свобода, поиск смысла, судьба, хаос и все прочие экзистенциальные приемчики. А термин «тошнота» даже стал одним из основных понятий философии экзистенциализма наряду с экзистенцией и абсурдом.
  • Альбер Камю, «Посторонний». Это манифест о свободе героя Мерсо. Там и смертная казнь, и призывы священника прийти к Богу и иллюзии загробной жизни. Экзистенциализм во всей красе.
  • Федор Михайлович Достоевский. «Если Бога нет, то все дозволено» — фраза из «Братьев Карамазовых», которая нравится всем экзистенциалистам. Творчеству Достоевского свойственен мотив «переступания», трансцендентальности. Сонечка Мармеладова переступает через себя, Раскольников через гуманность, Свидригайлов через всех.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий