Эгоцентричный человек, кто это такой в психологии?

Эгоцентричный человек, кто это такой в психологии? Женщине

Что такое эгоцентризм

Эгоцентризм – это своеобразная философия жизни, отличительной особенностью которой является полное игнорирование интересов и потребностей окружающих людей. У человека возникает стойкое убеждение, что мир крутится вокруг него. Фиксирование на собственной личности способствует тому, что человек утрачивает связи с реальностью.

Важно! Эгоцентризм не является синонимом эгоизма.

Что это такое

Эгоцентрист полагает, что является центром всего в мире, он только свои взгляды считает самыми верными, поэтому до такого человека тяжело «достучаться». Чужые принципы для эгоцентриста не значат вообще ничего, он просто убежден, что это остальные не знают ничего, не владеют всей правдой и фактами.

Эгоцентризм это в психологии понятие, которое считают негативной характеристикой человека, но сами эгоцентрики полагают, что делают абсолютно все правильно. Эгоцентрист может часто быть собой недовольным, однако это совсем не препятствует ему быть личностью, и уважать себя.

Также уважает единомышленников, поэтому лишь они имеют честь быть в круге его знакомых. На самом деле, эгоцентристу тяжело находиться в длительных гармоничных отношениях. Он часто ссорится с приятелями, коллегами, с любимыми. В основном перепалки случаются из-за разногласий во мнениях и принципах, что является весомой причиной, чтобы спасаться от эгоцентризма.

Самым ярким признаком эгоцентризма является неумение и нежелание эгоцентриста представить себе чувства другого человека, понять его мотивы. Он часто мог бы избегнуть некоторых конфликтов, если бы иногда соображал, что в отдельных случаях нужно просто замолчать.

Причины эгоцентризма могут скрываться в разных факторах воспитания. Некоторые родители сами провоцируют развитие эгоцентризма, хотя делают это вполне неосознанно. Это случается, потому что сами родители стремительно стараются угодить своему чаду, пытаясь удовлетворить все его запросы, и соглашаются со всеми его запросами.

Таким образом, происходит формирование потребительской позиции. Ребенок, какой никогда не ощущал сопротивление, не понимает границ личного мнения, продолжает считать, что все должны с ним соглашаться, поэтому искренне может недоумевать, как получается, что не все с ним соглашаются, если его самые родные люди всегда принимали любое его мнение.

Причины эгоцентризма могут заключаться и в индивидуальной предрасположенности личности к данному качеству.

Эгоцентризм человека делает его жизнь сориентированной на удовлетворение исключительно личных нужд. Человек воспринимает все лишь через призму своей личности. Он искренне полагает, что все совершающееся в мире относится непосредственно к нему. Постоянные разговоры эгоцентриста, что его роль в мире определяющая, что жизнь наполнена смыслом, делает его философом, притом еще, что его практически все не понимают.

Тот, кому пришлось пообщаться с личностью, которой присущ эгоцентризм, осознал, что это общение довольно тяжелое и решил не связываться больше с ней никогда.

Эгоцентризм взрослых – не патология, конечно, однако, стоит его искоренить.

Почему эгоцентризм опасен

Психологами доказано, что эгоцентризм – это такое опасное явление, которое затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. В трудных жизненных ситуациях он не может проявить гибкость, пойти на компромисс.

Кроме того, эгоцентричность оказывает на психику человека такое же влияние, как и различного рода зависимости. Часто эта черта характера становится причиной развития игромании, алкоголизма, наркомании. Эгоцентричный человек понимает, что в жизни у него не все гладко, однако самомнение и заносчивость не позволяют ему предпринять решительные действия для перемен к лучшему. Он видит, что его ближайшее окружение от него отворачивается, но не может поменять модель своего поведения.

Главными негативными последствиями эгоцентризма являются:

  • Утрата дружеских связей;
  • Трудности с продвижением по карьерной лестнице (отсутствие гибкости, человечности, эмпатии делает человека в глазах начальства мелочным, ограниченным, недостойным повышения в должности);
  • Зависимость от чужого мнения. Эгоцентрист – это такой человек, кто испытывает потребность в постоянном одобрении со стороны коллег и близких. Если он не получает психологическое поглаживание, он становится раздраженным, агрессивным;
  • Эгоцентризм означает, что это качество усиливает все негативные черты характера, приглушая положительные личностные характеристики.

Виды эгоцентризма

В психологии виды эгоцентричности это:

  • Познавательный (затрагивает когнитивные процессы личности, базируется на восприятии);
  • Моральный (проявляется в отсутствии у человека способности понимать морально-нравственные мотивы поступков окружающих);
  • Коммуникативный (проявляется в пренебрежении человеком проверки информации на достоверность).

Детский эгоцентризм

Ребенок в возрасте приблизительно 2 -5 лет учится контактировать с окружающими. Чтобы научиться договариваться, он первоначально должен понимать, что вокруг есть разные личности с индивидуальным видением мира. Помехой этому становится детский эгоцентризм, который часто провоцирует конфликты. Так, ребенок не желает делиться игрушками со сверстниками, но считает нормальным забрать их у другого.

Эгоцентризм ребенка будет даже тогда проявляться, как его будут осуждать, или ругать.

Многие ошибочно начинают приписывать ребенку эгоизм, что очень неверно. В данном возрасте эгоизм не может присутствовать, поскольку ребенок не способен манипулировать другими. Просто ему сейчас тяжело осознать, что есть отличие между желаниями индивида и реалиями его жизни.

Детский эгоцентризм это в психологии проявление, которое описывает неспособность ребенка увидеть объекты вокруг глазами других.

Причины эгоцентризма ребенка заключаются в познании, которое сосредотачивается только на личной позиции и собственных целях, переживаниях и стремлениях. Принять возможность наличия у других собственных целей ему очень тяжело.

Все родители обязаны быть уведомлены, что всем детям раннего возраста свойствен эгоцентризм, что является нормальным аспектом развития, и они должны обладать знаниями, как правильно строить отношения с ребенком, чтобы этот эгоцентризм не остался на всю жизнь.

Как быть Леди:  Брезгливость - ПСИХОЛОГ

Пиаже сделал большое открытие, когда посредством клинического метода определил, что детям свойственен эгоцентризм в характере речи, особенности эгоцентрической логики, которые своеобразны по содержанию детских соображений о мире. Уникальность детской логики, речи и представлений являются результатами умственной эгоцентрической позиции.

Ж. Пиаже исследовав детские представления, установил, что ребенок, пребывая на определенной степени развития, чаще всего видит вещи, какими те непосредственно предстают перед ним. Ребенку трудно понять, что вещи имеют внутренний смысл, что влияет на его непонимание, как одни те же вещи другие могут понимать иначе, нежели он.

Например, ребенку кажется, что его преследует тень – следует сразу за ним, как тот убегает и останавливается с ним. Иногда дети этого боятся, им тяжело осознать, что это обыкновенное явление. Это мешает рассматривать предметы во внутренней взаимосвязи.

Это явление Пиаже называет реализмом детских представлений. Ребенок считает свое внутреннее минутное восприятие истинным, ведь он не может пока отделить «Я» от всего внешнего мира. В реализме выявляется парадокс детского мышления, ребенок находится близко к прямому наблюдению и одновременно далеко от реальности, он близок к объективному миру, но все равно он дальше, чем взрослые.

Детям тяжело отличать окружающий мир от субъективного, пока они не достигли определенного возраста. Сначала ребенок пытается отождествлять собственные представления с предметами, находящимися в объективном мире, постепенно начинает различать их, эгоцентризм немного ослабевает.

Описываемое качество, как возрастное новообразование проявляется в подростковом периоде. Ребенок преодолевает детский возрастной эгоцентризм, затем становится чутким и отзывчивым, но может вновь стать эгоцентричной личностью в силу, опять-таки, возрастных факторов. Это случается, тогда, как ребенок достигает подросткового возраста.

Эгоцентризм подростков имеет некоторые особенности. Он представляется, как личностно-аффективный элемент, связанный с развитием индивидуального мышления, также считается личностным свойством, обусловленным воздействием социальных факторов (круг общения, стиль воспитания, социальный статус), является личностной детерминантой мыслительной деятельности, которая обусловлена особенностями возраста и качествами индивида.

Эгоцентризм подростков является самым ярким из всех возрастных эгоцентризмов, только в данном периоде он выражен больше всего. Он проявляется в полной сосредоточенности на себе, отсутствии понимания отличия социальной реальности и субъективных представлений, конфликтности восприятия «Я» образа, вере в уникальность собственного существования.

Описываемая характеристика одна из детерминант развития личности подростка, как стабильная черта характера она стаёт основой эгоцентрической направленности человека. Обычно, эгоцентризм подростков проходит сам, когда гормоны находят баланс, прекращаются скачки настроения, акцентуации характера сглаживаются.

Как избавиться от эгоцентризма

У детей данное качество обычно полностью пропадает в подростковом возрастном периоде. Если близкие люди (родители и педагоги) ведут себя надлежащим образом, то ребенок быстро осознает, что на одном нем целый мир не сходится, что существует масса разных принципов, убеждений, и каждая личность имеет свои интересы, жизненные позиции, цели, и не обязана подстраиваться под кого-то.

Если взрослые растят ребенка в условиях вседозволенности, делая его центром всего, то такие дети в итоге могут, либо вовсе не осознать все перечисленные вещи, либо для этого будет поздно. Но когда эгоцентризм становится частью характера взрослого человека, с ним довольно тяжело бороться.

Любые манипуляции с психикой человека не могут никаким образом проводиться без его личной воли. Никому не удастся доказать человеку, что он эгоцентрик, как и заставить его избавиться от эгоцентризма. Поэтому только когда человек сам поймёт, что его поведение затрудняет ему процесс общения с окружающими, он сможет преодолеть эгоцентризм.

Когда индивид хочет измениться, поменять образ мышления, способ поведения, он может попробовать самостоятельно проработать свои проблемы, или отправиться в поисках помощи к специалисту, что поспособствует тому, чтобы быстрее это сделать.

Чтобы человек ясно понял, что ему стоит качественно измениться, его окружающие должны включиться в процесс трансформации. Они должны будут не потакать ему, не поощрять его эгоцентризм, не признавать его образ поведения нормальным, а стоит напоминать, что он не ребенок и мир больше не вертится вокруг одного него.

Чтобы высвободить человека от эгоцентризма, близкие люди должны задавать эгоцентрику такие вопросы, например: «По-твоему, что я чувствовал сейчас или тогда, как мне было?». Эгоцентриста эти вопросы могут поставить в ступор, он подумает, как возможно то, что другие способны думать иначе, в его голове поселятся мысли о его отличии от остальных, уникальности.

Если индивид не будет преодолевать свой эгоцентризм, не будет трудиться над коррекцией своего поведения, тогда жизнь со временем сама преподаст урок, после которого эгоцентрист задумается над возможностью измениться.

Полезным методом преодоления есть способ, согласно которому человек заставляет себя во всякой ситуации думать, предполагать, что могут сейчас почувствовать другие, какая реакция может быть, что ощущают, о чем могут думать. Это нужно делать постоянно, чтобы оно вошло в привычку.

Так, человек привыкает к пониманию, что у остальных, тоже может быть разное настроение, мысли, убеждения. Он ведь желает, чтобы его взгляды уважали, и если этого не происходит, ему становится больно. Именно осознанное понимание, что аналогичное ощущают другие, поможет преодолеть эгоцентризм.

Люди, которым он присущ, очень любят раздавать всем рекомендации, даже если их и не просят. Так, допустим, если человеку получилось похудеть, то не нужно сразу учить всех вокруг, как надо питаться, сколько упражняться, сколько воды в день каждому человеку выпивать и т. д.

Может другим людям, совсем нет необходимости худеть и данная информация им не несет пользы, не интересна. Может им не подходит данный способ похудения, или они знают уже, что им необходимо делать. Поэтому не нужно «мучить» людей назойливыми советами, которые они и слушать не станут.

Как быть Леди:  Луков Вл. А. Загадка Гамлета

Приём, которым можно преодолеть эгоцентризм – «ставить себя на место другого» поможет человеку стать внимательным семьянином, успешным работником и хорошим собеседником. Избавляясь от эгоцентризма посредством данного метода, человек приобретает навыки конструктивного выяснения отношений, активного слушания и эффективных бесед.

Эгоцентристы привыкли, что могут звонить или являться к людям в любое (удобное им) время, потому что имеют срочную потребность. Поэтому, относительно этого, стоит воспитывать новую привычку.

До того, как пойти к кому-то по потребности, нужно подумать, когда для этого выпадает подходящее время, чтобы человек сумел свободно выполнить просьбу. Если человек дома растит малыша, значит, не стоит звонить очень рано, также и не в слишком позднее время, чтобы не разбудить их.

Также до того, как высказать свою просьбу, стоит спросить, как у человека дела, как жизнь. Так, человек привыкнет считаться с тем, что другие люди имеют свой режим, и находить соответствующее время для разговоров, в ответ он получит доброжелательное отношение других. Главное, чтобы индивид реально был расположенным к изменению и избавлению от эгоцентризма.

Если семейная пара хочет сделать свои отношения более тесными и искренними, нужно каждому из супругов мысленно ставить себя на место своего партнера, пытаться смотреть на разные бытовые разногласия и конфликты и ссоры его глазами. Это поможет стать менее эгоцентричным, поспособствует улучшению взаимопонимания.

Также нужно свои убеждения высказывать не навязчиво, а просто и конкретно и принимать убеждения партнера, не возражать, и не пробовать изменить их. И поскольку каждый индивид уникальный и прожить всю жизнь с копией себя не так интересно, то стоит беречь собственную индивидуальность и уважать уникальность другого человека.

Как помочь эгоцентристу

Помощь эгоцентрику заключается в осторожном общении с ним. Нужно мягко подталкивать эгоцентриста к необходимости изменения модели поведения. Указание на недостатки должно быть кратким, без обвинительных фраз. При этом нужно выражать участливое отношение и готовность помочь.

Значительно ускорит процесс выяснение причин эгоцентричности. Эта черта характера может появиться в результате ошибок воспитания, внутренних комплексов, личностной уязвимости, неопределенности жизненной ситуации. Установить причины негативных проявлений характера можно в доверительной беседе. Можно предложить человеку обратиться к психологу.

Все люди разные, именно поэтому общение привлекает их. Чтобы искоренить эгоцентричность, человек должен сам захотеть измениться. Для исправления неудачной социализации эгоцентрику нужно научиться в своем поведении ориентироваться на других людей, уважать их мнение. Борьба с эгоцентризмом – тяжелый труд, но его результатом станет расположение окружающих.

Как распознать в себе эгоцентрика

Первым тревожным сигналом для человека становится факт сужения круга его близких друзей. Эгоцентричность – это такая черта, что общение с таким человеком становится неприятным для окружающих, поэтому они стараются избегать его.

Критика пиаже

Мартин Хьюз исследовал эгоцентрическое восприятие дошкольников, описанное Пиаже. Пиаже подтвердил эгоцентрическое восприятие в экспериментах с горками, где ребенку предлагалось «посмотреть» на макет с точки зрения куклы, в этих экспериментах Пиаже установил, что дошкольники не способны «посмотреть чужими глазами», что свидетельствует об эгоцентризме восприятия.

В эксперименте Хьюза делался упор на понимание ребенком сути задания, что достигалось разными предъявлениями задания; ребенок должен был ответить на вопрос «где» разместить куклу, а не «как» кукла должна видеть, что повышало осмысленность задания для ребенка; осмысленность так же достигалось из-за того, что намерения и цели «персонажей» понятны ребенку.

Описание эксперимента: Дошкольникам предъявляется две пересекающиеся «стены», образующие крест, и две маленькие куклы, представляющие полисмена и мальчика. Кукла-полисмен помещалась так, что он мог «видеть» только два сектора из четырех, испытуемый должен был сказать, куда поместить куклу-мальчика, чтобы спрятаться от полисмена.

Далее полисмена помещали в другое место и задавали испытуемому тот же вопрос. После того, как в предыдущей серии ребенок давал правильные ответы, задание усложнялось: в макете присутствовало 2 полисмена таким образом, что только один сектор оставался для них «слепой» зоной.

Испытуемых вновь просили спрятать куклу-мальчика от полисменов. Из 30 детей в возрасте от 3,5 до 5 лет 90% справились с заданием. И даже самые маленькие из них, 10 детей, чей средний возраст составлял только 3 года 9 мес, в 88% успешно справлялись с заданием.

Л.С. Выготский критиковал Пиаже за то, что в теории Жана Пиаже эгоцентрическая речь «отмирала» вместе с детским эгоцентризмом. По Выготскому эгоцентрическая речь является промежуточным этапом между речью внешней и речью внутренней, таким образом, по Выготскому эгоцентрическая речь не отмирает, а переходит во внутренний план и становится интериоризированной.

Однако стоит отметить, что Пиаже рассматривал эгоцентрическую речь как проявление особой эгоцентрической познавательной позиции ребенка, в этом смысле эгоцентрическая речь и эгоцентризм действительно «отмирают», эгоцентрическую речь по Выготскому же можно назвать речью для себя (РДС).

РДС участвует в регуляции и планировании действий ребенка, она не «отмирает», а переходит во внутренний план и продолжает выполнять свои функции. Также Выготский оспаривал первичность аутистического мышления в оногенезе[3].

Литература

  • Пиаже, Жан.Речь и мышление ребенка. — Римис, 2008. — 448 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-9650-0045-6.
  • Выготский, Лев Семёнович.Мышление и речь. — Москва: Лабиринт, 2005. — 352 с. — ISBN 5876040371.
  • Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. Введение в общую психологию. Курс лекций. — Москва: АСТ, 2008. — 352 с. — ISBN 978-5-17-049383-8.
  • Маргарет Доналдсон. Мыслительная деятельность детей / Под ред. В. И. Лубовского. — Москва: Педагогика, 1985. — 192 с.
  • О.А. Карабанова. Возрастная психология (конспект лекций) / Под ред. Л.Л. Штерн, Н.П. Колобова. — Москва: Айрес-Пресс, 2005.</ref>
  • С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка.

Общение с таким человеком

Нет ничего плохого в том, чтобы человек любил себя самого, но когда это переходит в патологический процесс, он зачастую остается в одиночестве. Эгоцентрист считает, что его потребности самые важные, его проблемы должны решаться в первую очередь. Как же быть родным и близким, возлюбленным, которые оказались рядом с эгоцентристом?

  1. Важно определить, какие причины повлияли на возникновение такой черты характера.
  2. Не нужно слишком явно протестовать против уникальности эгоцентриста, но и не стоит превозносить его.
  3. Можно напрямую сказать о том, какие неприятные ощущения у Вас вызывает его поведение. Предложите осознать свои действия и начать меняться.
  4. Побеседуйте с ним, научитесь находить компромиссы, точки соприкосновения.
  5. Не нужно стараться его переделать. Со временем человек сам придет к этому пониманию.
Как быть Леди:  Сумасшествие - это... Что такое сумасшествие?

Последствия эгоцентризма

Человеку с эгоцентризмом сложно наладить взаимоотношения с окружающими. А если ему и удается с кем-то начать общаться, надолго оппонента не хватит. У таких людей часто возникают конфликты на работе, дома и в личных отношениях. Кроме того, эгоцентризм плохо влияет и на другие сферы:

  • доверие;
  • интимность;
  • эмоциональное здоровье;
  • способность принимать решения;
  • работа в коллективе.

Эгоцентризм индивида плохо влияет и на тех, кто находится рядом с ним. Продолжительное общение имеет такие последствия:

  1. Низкая самооценка. Появляется ощущение своей никчемности, бесполезности, неактуальности.
  2. Неуверенность в себе. Развивается из-за того, что эгоцентрик ставит под сомнение ваши слова и рассуждения.
  3. Обида, печаль. Тут все просто. Когда человек ведет себя оскорбительно, не удивительно, что вам становится обидно.
  4. Гнев. Низкая самооценка, отсутствие уверенности в себе и неспособность донести свою точку зрения вызывают разочарование.
Чаще всего общение с эгоцентричной личностью заканчивается отчуждением. Кому понравится постоянно терпеть оскорбления, немотивированную критику и обидные замечания? Исключением являются ситуации, когда ограничить взаимодействие никак нельзя, например, если приходится работать в одном коллективе.

Различия эгоизма и эгоцентризма

Многие путают эгоизм и эгоцентризм. Но между ними есть ряд явных различий.

Связь с другими понятиями

Как следует из определения, вопреки распространенному мнению[4], эгоцентризм не является формой или степенью эгоизма.
Однако эгоцентризм мешает понять, что у окружающих могут быть свои собственные чувства, желания и потребности, и может приводить эгоцентриста к проблемам во взаимодействии с окружающими.

Ссылки

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Сходство и различия эгоцентризма и эгоизма

Эгоист и эгоцентрик кто это такой? Эгоцентризм иногда отождествляют с эгоизмом, так как оба эти качества связаны с гордыней. Но это неправильно. У этих личностных черт есть как сходства, так и различия. К сходствам этих качеств можно отнести:

  • Приоритет собственных интересов, потребностей и желаний;
  • Пренебрежение интересами и потребностями других людей;
  • Как эгоисты, так и эгоцентристы привыкли во всем полагаться только на себя;
  • Отсутствие способности к сопереживанию и заботе.

Отличия этих личностных качеств усматриваются в следующем:

  • Эгоцентризм присущ в основном детям и подросткам. Как правило, с возрастом он проходит. У эгоизма нет зависимости от возраста;
  • Эгоизм имеет положительную составляющую – заботу о себе. У эгоцентризма положительных составляющих нет;
  • Эгоцентрист – это человек, не замечающий окружающих. Эгоист осознает наличие личных границ, потребностей и интересов у других людей, но не считает нужным принимать их во внимание;
  • Коммуникативные навыки эгоиста выше, чем развитие этих способностей у эгоцентриста;
  • Эгоцентрик – это самодостаточный человек, он прекрасно чувствует себя в одиночестве. Эгоисты долго находиться в одиночестве не могут;
  • Эгоцентризм оказывает на личность более разрушительное воздействие, чем эгоизм.

Эгоцентризм по пиаже

Жан Пиаже выделял 3 этапа развития мышления: аутистическое (0-3 года), эгоцентрическое (3-12 лет), социализированное (от 12 лет). Эгоцентрическое мышление является переходным между ненаправленным на действительность аутистическим мышлением и направленным на действительность социализированным мышлением.

Эгоцентрическое мышление Пиаже разделял на две фазы: в первой фазе (3 — 7-8 лет) принцип удовольствия (принцип аутистического мышления) и принцип реальности (принцип социализированного мышления) соположены, но не иерархизированы, на данной фазе фактором развития мышления является принуждение со стороны взрослого, эгоцентризм присутствует в действиях, мышлении и речи ребенка; во вторую фазу (7-8 — 12 лет) эгоцентризм начинает вытесняться под действием кооперации со сверстниками.

Таким образом, к 11-12 годам эгоцентризм и эгоцентрическая речь «отмирают», эгоцентрическое мышление заменяется социализированным[1].

Эксперименты пиаже

Наиболее ярко проявляется в раннем детском возрасте и в старости.

Жан Пиаже в своих книгах описывает несколько проведённых им экспериментов, демонстрирующих детский эгоцентризм. Например:

  • Эксперимент с игрушкой и горой. Ребёнку тщательно, со всех сторон показывают ландшафт в миниатюре, изображающий гору с домиками, деревьями и пр. После этого его сажают на стул перед этим ландшафтом и просят описать, что он видит. Ребёнок описывает ту часть «горы», которая ему видна. После этого с противоположной стороны «горы» сажают на стул игрушку, и ребёнка теперь просят описать, что видит игрушка. Несмотря на очевидное взрослому различие между тем, что видно со стула ребёнка, и тем, что видно со стула игрушке, ребёнок повторяет описание, данное в первый раз. Результат был интерпретирован Пиаже как неспособность ребёнка представить себя на месте игрушки.
  • Другой эксперимент заключался в том, что ребёнку последовательно задавалось два вопроса: первый — сколько у него братьев и сестёр, второй — сколько сестёр и братьев у его брата или сестры. Ответ на второй вопрос был на одного человека меньше, чем на первый. Это было интерпретировано как то, что ребёнок не считает себя «братом или сестрой», то есть не осознаёт, что может не быть центральным объектом[2].
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий