Эгоист или альтруист — кого выбрать? — психология, мужская психология, альтруизм, эгоизм

Эгоист или альтруист - кого выбрать? - психология, мужская психология, альтруизм, эгоизм Женщине

Введение

Как бы не был прекрасен альтруистическийбескорысный нравственныйпринцип, но человек не может жить исключительно для других. Лучше когдаинтересыобществаииндивидасовпадают, когда счастье (эвдемони́зм) достигается через удовлетворениепотребностиобеих сторон, путем о служения. друг другу. Разумный балансэгоизмаиальтруизманеизбежен.

Продумывая и осмысливая личную миссию, т.е. смысл своего существования, стоит задуматься над этими жизненными реалиями, иначе в случае перевеса эгоизма будут происходить конфликтыиндивидуумас обществом, окружением и назреватькризисы личностиа в случае перевеса альтруизма происходить постепенное выматывание иэмоциональное выгорание личности.

Актуальность темы исследования состоит в том, что изучение проблемы альтруизма сплетает фундаментальные теоретические и актуальные практические задачи. Конкретные исследования истоков и психологических механизмов альтруизма в перспективе открывают возможность влиять на такие трудно управляемые социально-психологические процессы, как морально-нравственное развитие, воспитание, общественная поддержка и взаимопомощь в экстремальных ситуациях.

Цель — исследование проблемы соотношения альтруизма и эгоизма в личности.

Задачи: 1) рассмотреть альтруизм в системе характеристик личности; 2) исследовать соотношение альтруизма и агрессии в межличностных взаимодействиях; 3) рассмотреть культуру социального альтруизма.

11 стр., 5396 слов

Какая разница между альтруистами и эгоистами?

Таким образом, альтруист живет ради других, эгоист – ради себя. Первый не думает о выгоде и совершает поступки ради блага людей, второй концентрирует внимание на своем «эго» и не считается с желаниями остальных.

Вместе с тем, безмерная ценность человеческой жизни не позволяет назвать эгоизм злом, а альтруизм добром, ведь если от человеческого эгоизма не страдают другие люди, то стремление к личной выгоде вполне возможно и оправданно. К тому же на протяжении жизни, под влиянием воспитания и социума, человек может меняться и легко превращаться из альтруиста в эгоиста и наоборот.

Кого называют эгоистами?

Понятие эгоизма заложено в греческом слове еγώ, переводимом как «я».Человек с эгоистическими наклонностями заботится только о себе, думает только о собственной пользе и ставит свою выгоду превыше других.

Термин «эгоизм» возник в XVIII столетии и подразумевал под собой принципиальные приоритеты человека над интересами других людей. Со временем исследователи стали различать рациональный эгоизм, когда человек оценивает возможные последствия от своих действий, и иррациональный, при котором поступки совершаются под влиянием импульса или недальновидности.

Существует теория, что каждый из нас подвержен эгоизму на генетическом уровне. Мы рождаемся с инстинктом самосохранения и стараемся удовлетворять прежде всего свои интересы на протяжении жизни.

Такая теория объясняется продолжительной борьбой человечества за выживание и естественным отбором, в рамках которого людям приходилось существовать в первобытном обществе. Некоторые исследователи полагают, что даже самые бескорыстные, на первый взгляд, поступки мы совершаем из эгоизма, поскольку подспудно надеемся получить высокую оценку своим действиям и одобрение окружающих.

Согласно выводам ученых, эгоистом обычно становится единственный ребенок в семье или тот, кого в детстве часто баловали, кто рос в атмосфере вседозволенности и излишней опеки. Ребенок-эгоист никогда не позволит другому пользоваться своими игрушками, а взрослый не отдаст свои рабочие принадлежности, которые могут облегчить труд коллеге и сделают его более заметным в глазах начальства.

Если все будут изнывать от жары, эгоист не позволит открыть окно, мотивируя это тем, что ему холодно. Эгоисту плевать на интересы и потребности других людей, ведь его приоритеты – это собственный телесный и душевный комфорт.

Кто такие альтруисты?

Слово «альтруизм» происходит от латинского «alter» и переводится как «другие, другой». Под этим термином понимается бескорыстное отношение к другим людям, забота об их благосостоянии и благополучии.

Альтруисты склонны приносить себя в жертву и отказываться от своей выгоды ради общего блага. Ценности и интересы общества для таких людей превыше всего. Они не ищут повода для своих поступков и совершают их только потому, что считают свои действия правильными, добрыми и полезными людям.

Альтруистическое поведение женщин и мужчин может несколько различаться. Представительницы прекрасного пола обычно демонстрируют длительное социальное поведение, например на протяжении всей своей жизни заботятся о родных.

Мужчины больше склонны к разовым поступкам: спасти утопающего или пострадавшего при пожаре – свои решения они принимают под действием сиюминутных порывов.

В целом же альтруистам свойственны добросердечные поступки, которые не рассчитаны на получение прибыли или каких-нибудь бонусов. Они всегда готовы заняться лечением умирающего животного, отдать все свои деньги нуждающемуся или помочь человеку, даже если эта помощь несет в себе риски для их жизни.

Как быть Леди:  Как преодолеть застенчивость (с иллюстрациями)

Такое поведение обычно объясняется нежеланием наблюдать за чужими страданиями и нравственными установками, привитыми с самого детства.

Культура социального альтруизма

За всю историю человечества мало кто задумывался о том, как должно выглядеть справедливое общество, на каких социальных механизмах оно должно быть построено, чтобы, с одной стороны, обеспечивать безусловное преимущество его над любыми другими общественными конструкциями с точки зрения деловой эффективности, а с другой — обеспечивать его надлежащее очеловечивание.

Мета Концепция уверенно отвечает на этот вопрос: в основе общества социальной справедливости должны лежать механизмы социального инвестиционного альтруизма, являющиеся системообразующими для интеграции человечества и отдельного человека в ХартоСферу

При этом в рамках МетаКонцепции справедливость понимается отнюдь не как чисто морализаторская категория, позволяющая бездельникам бездельничать за счет тех, кто трудится день и ночь. Справедливость здесь понимается как мера эффективности распределения общественных ресурсов в целях обеспечения полного самоосуществления каждого члена общества в интересах полного самоосуществления всего общества.

Космическую эффективность справедливости как инструмента экономического преуспеяния, закрытую от зажмурившихся как бы либеральных как бы экономистов на практике продемонстрировал гениальный русский ученый и народный предприниматель Магомед Абакарович Чартаев, сумевший на ее основе в самые смутные годы, с середины 80-х до середины 90-х годов прошлого столетия увеличить производство сельскохозяйственной продукции в 64 раза.

Поэтому социальная культура будущего будет опираться на отношения стратегического инвестиционного альтруизма, приходящих на смену животного узколобого эгоизма, доминирующего как в социалистическом бюрократическом тоталитаризме, так и в капиталистическом рыночном фундаментализме. Эти отношения, отношения стратегического инвестиционного альтруизма, решают следующие проблемы:

Выравнивают стартовые условия для всех членов общества, поскольку единственным разумным объектом инвестирования в этих условиях становится самоосуществление (самопознание, саморазвитие и самореализация) человека, в том числе — самого маленького человека

Создают предпосылки для искоренения социальной преступности, имеющей свои корни в том, что человек, не имеющий возможности заняться своим делом и получать необходимые результаты, в том числе «кормящую» собственность, именно от него, и образует питательную среду для прорастания сорняков экономической и иной преступности, в том числе — в качестве ее жертвы обеспечивают гармонизацию всего спектра общественных институтов на базе технологизированных отношений развития своего ближнего как условия собственного развития, достижение на этой основе невиданных темпов управления сменой технологий, носителем которого является в этом случае каждый член общества [1, С.59].

Психологические особенности альтруизма личности

4 стр., 1852 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность .соотношен

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «БелГУ» Кафедра менеджмента организации Акиншина Татьяна Андреевна «Психология личности(соотношение понятий «человек» индивид» личность» индивидуальность).Соотношение биологических и социальных факторов в развитии личности.» Курсовая …

Список литературы

  1. Бондаренко В. М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени/ В. М. Бондаренко [Текст]// Социологические исследования.- 2009.- №7.- С.59.
  2. Гидлевский А.В. Философские и естественнонаучные основы современной теории нравственности [Текст]/ А.В.Гидлевский. – Омск, 2008. — 320 с.
  3. Гордеева Т.О. Психология мотивация достижения [Текст]/ Т.О.Гордеева. — М.: Академия, 2009. — 420 с.
  4. Горобец Т.Н. Любовь – духовная потребность в реализации жизненной стратегии [Текст]/Т.Н. Горобец// Мир психологии. -2006. — № 1. – С.230-241.
  5. Джонстон Б. В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени [Текст]/ Б. В. Джонстон // Социологические исследования.- 2009.- №6. – С.87.
  6. Рыжова Н.Ю. Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности. — Автореф. дис. канд. психол. Наук [Текст]/ Н.Ю.Рыжова. – М.: МосГУ, 2006. – 221 с.
  7. Сорокин П. О русской общественной мысли [Текст]/ П. Сорокин.- Санкт-Петербург, «Алетейя».-2008.- 125 с.
  8. Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви [Текст]/ Э.Фром. – М.: Педагогика, 2009. – 552 с.

Теоретическое исследование смыслозначимых характеристик человека и оказание практической (терапевтической) помощи человеку в поисках смысла жизни как цель

Виктор Франкл, австрийский психиатр, широкоизвестный как человек, создавший научно обоснованную концепцию «упрямства духа», всей своей жизнью показал ее практическую целесообразность и обоснованность. Эта концепция стала основой для утверждения особого вида мировоззрения, психотерапевтического воздействия и практики жизни. Логотерапия как направление психотерапии в духовных терминах на основе …

Успех как социально-психологический феномен является одной из ведущих жизненных ценностей человека. Потребность в успехе является одной из фундаментальных и жизненно важных. В ее основе лежит мотивация достижения, стремление личности к самосовершенствованию, потребность в самоактуализации, в желании достичь большего, преодолев ранее достигнутый уровень и др.

Как быть Леди:  Белая ворона или травма отвержения - Психолог Татьяна Панова | Москва

Ведущими факторами, определяющими успешность человека является степень его самосознания и самоприятия, а также осознание смысложизненной необходимости приложения определенных усилий для достижения личностной комфортности и социального признания.

Проблеме мотивации и достижения успеха посвящено большое число монографий, как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, П.М.Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хеккаузен и др.).

Обилие литературы по данной проблеме сопровождается и многообразием точек зрения на их природу.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успеха и избегания неудач. Основателями этой теории считаются Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен.

Изучение проблемы исследования психологических особенностей личности, мотивированной на успех, особенно становится актуальной в период проводимых реформ. В современных условиях развития нашего общества особенно востребованы специалисты нового типа: активные, инициативные, предприимчивые, коммуникабельные, обладающими профессиональными компетенциями и ориентированные на мотивацию достижения успеха во всех областях жизнедеятельности.

Особенно это становится важным для вузов, готовящих специалистов психолого-педагогических специальностей, т.к. от того, какие специалисты придут в современную, реформируемую средне-образовательную школу, во многом зависит не только качество подготовки выпускников школ, но и их личностное развитие.

Для личности, мотивированной на успех, характерны такие особенности, как: четкое осознание целей и задач, направленных на реализацию личных и профессиональных решений; стремление к приобретению знаний и навыков эмоциональную удовлетворенность процессом и результатом жизнедеятельности [6, С.125].

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

Человек в психоанализе Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.

Эгоизм и альтуизм

Рисунок: источник

В жизни заманчиво межличностные отношения выстраивать по схеме: я тебе — зло, ты же мне в ответ — добро. В данном случае поведение основывается на таком принципе жизненной стратегии как эгоизм (от лат. ego — я), состоящий в предпочтении своих личных интересов интересам других людей. Категории добра-зла не существуют сами по себе, они всегда взаимосвязаны: если на одном конце вектора поведения проявляется добро, то на другом — зло. Направив вектор добра внутрь, эгоист своё зло сориентировал наружу, на других людей.

В противоположность эгоизму существует другой принцип поведения — альтруизм (от лат. alter — другой), означающий способность приносить собственные интересы в жертву другим людям. Что означает жертва? Это добро в чистом виде, поскольку собственные интересы уступаются безвозмездно — жертвуются. Если вектор добра для альтруиста — наружу, то зло, поскольку человек в данном случае в чём-то себя обделяет, — внутрь.

Для того, чтобы добывать или добровольно отдавать материальные блага необходимо обладать определённой силой Духа, но Дух не существует обособленно, он действует во взаимодействии с противоположной категорией — Страх. Однако для эгоиста и альтруиста природа силы Духа различна. В отношении себя любимого эгоиста страх сильнее по сравнению с альтруистом, для которого страх за себя уменьшен на величину страха за ближних. Поскольку с уменьшением страха за себя увеличивается сила Духа, то по сравнению с эгоистами альтруисты сильнее Духом. Отсюда во всех религиях мира Добро всегда в конечном итоге побеждает Зло, именно поэтому Моисей на втором месте после любви к Богу начертал на скрижалях заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя».

Но кого следует отнести в круг «ближних»? Бывают жизненные ситуации, когда под сомнением в целесообразности этого морального шага могут находиться, к примеру, родители (в случае с Чикатило), братья (например, Каин), но нет оправдания тем, кто не считает ближними собственных детей. Именно эта точка зрения является для меня определяющей в отношении к близким.

Однако идеальные категории Добра и Зла существуют только на небе под объединяющим названием Бог, на земле же их быть не может. Рассмотрим две крайние модели поведения человека под названием: Эгоист и Альтруист.

Вначале необходимо отметить, что в своем движении по жизненному пути человек действует не всегда осознанно, идет как бы по накатанному пути. Создается впечатление, что есть какой-то поводырь, который называется по-разному: судьба, карма или набор генов какого-то предка. Как бы там ни было, карма в отношении Эгоиста действует жёстко, практически не давая ему возможности уйти в сторону от предназначенного ему пути. Альтруисту значительно легче: возможные жизненные пути от него расходятся веером, отсюда такое понятие как свобода выбора.

Как быть Леди:  Травля Корнея Чуковского: за что Крупская не любила автора «Мойдодыра»

Эти отличия судеб находят свое объяснение в биологии человеческой популяции: Эгоисты сохраняют популяцию по накопленному предками тысячелетнему опыту, а перед Альтруистами матушкой-Природой ставится задача поиска альтернативных путей выживания популяции. Среди ученых бытует мнение, что — в отличие от женщин — над нами, мужиками, природа ставит эксперименты по выживанию с тем, что бы при положительном опыте закреплять его в женщинах. Так вот, природа, предоставив Альтруистам свободу выбора, именно на них возложила разведку лучших путей выживания. Поэтому в Альтруистах по сравнению с Эгоистами не только больше сила Духа, но выше живость ума и меньше закомплексованность характера.

Жизненная стратегия Эгоиста позволяет без оглядки на мораль накаливать материальные блага, которые, — как он считает, — избавят его от зла этого мира. По одному из определений человек — общественное животное, поскольку он не может существовать в одиночестве. И со временем даже Эгоист начинает понимать, что существует вероятность появления еще более изощренного эгоиста, чем он сам, который сможет выбить из-под него материальный стержень. Более того, в жизненных баталиях Эгоист может потерять и кое-что поважнее, например здоровье, и он приходит к необходимости нахождения рядом союзника, помощника, а ещё лучше — раба, на кого можно в какой-то степени положится.

И кто таким союзником для Эгоиста может быть, причем с перспективой до старости? Идеально — женщина, которая от безвыходности согласится быть рабыней или которую можно было бы пристегнуть к себе её грешными помыслами: страстью к похоти и/или деньгам. Однако к старости даже Эгоиста вдруг осеняет, что у гроба нет карманов, а его тело в гробу уйдет в прах без следа на Земле. И в его голове набатом ударит вопрос: а для чего я жил, в чем смысл жизни, если каждый в итоге превращается в навозного червя? Постепенно до Эгоиста начинает доходить, что «не хлебом единым жив человек» и все его жизненные достижения — это не только накопленные блага, но и некая психическая субстанция: характер, образ мышления и действий, предпочтения, привычки и многое другое, — присущи только ему и никому более, что этот набор психических свойств уникален и определяет его Я, то есть его Душу. И кому передать свою Душу, кто воспримет его эгоистичное Я, чтобы оно продолжало жить? Глас вопиющего в пустыне…

В отличие от Эгоиста жизненная позиция Альтруиста значительно прочнее и устойчивее. Его союзник не один, их несколько — это его дети. Альпинисты знают: очень рискованно иметь одну точку опоры, лучше — две, оптимально — три. Так и в жизни: чем больше детей, тем лучше не только родителям, но и детям. Кто-то из них или все как один воспримут душу отца и он будет жить в потомках, предостерегая их от жизненных невзгод*.

Должен заметить, что в отношении меня это благое пожелание оказалось несбыточным: все трое детей не пожелали воспринять мою душу, а тем более позволять мне жить в потомках.

Именно посредством эгоизма в наш мир проникает зло, но редко в явном виде, зачастую — под личиной добра, и возникает проблема его распознавания. Наиглавнейший атрибут эгоиста — это гордыня. Можно, конечно, задать вопрос: а что в этой гордыне такого плохого? Ведь гордая личность, на первый взгляд, далеко не худший вариант становления человека в нашем мире зла, тем более, если сравнить её с антиподом: скромный. Какой смысл быть совестливым и скромным, а вот одеть костюм от Версаче и с ветерком прокатиться на крутой тачке — блеск, шик! Всё дело в приоритетах: скромность опирается на атрибуты любви к ближнему, а гордыня — на материальный мир и случится, к примеру, остаться без крутой тачки — всё, точки опоры нет, мир рушится, то есть на лицо уязвимость гордыни. Любая материальная точка опоры видима, а значит, может быть разрушена — всё зависит от силы воздействия и времени, а как можно разрушить неосязаемые атрибуты любви к ближнему, опирающейся не на материальные точки, а на близкие по духу личности?

Кроме жизненной стойкости у Альтруиста есть также возможность не кануть в лету, а продолжать жить в своих потомках или последователях. А что оставит после себя гордыня? Никому ненужные свои атрибуты: обветшалый, старомодный костюм и потрёпанная, чихающая сизым дымом когда-то крутая тачка….

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий