Два в одном. Почему гендерной идентичности в будущем нет места | Forbes Woman

Два в одном. Почему гендерной идентичности в будущем нет места | Forbes Woman Женщине

Гендер как самоидентификация – интерпретация и измерение

Журнал “Социальные исследования”

Гендер как самоидентификация — интерпретация и измерение

Ильясов Фархад Назипович a *

a Независимый исследователь, кандидат философских наук по специальности «прикладная социология»

О СТАТЬЕ

АННОТАЦИЯ

Прохождение статьи: Поступила: 29.07.2021 Принята: 15.08.2021 Опубликована онлайн: 30.08.2021___________

Ключевые слова: гендер;

социология пола, социология гендера; измерение гендера

В статье описываются различные подходы к пониманию и измерению гендера. Сопоставляются такие отрасли социологии как социология пола и социология гендера. Описываются два возможных подхода к пониманию гендера — как тип ресурсного поведения и как самоидентификации. Предлагается методика измерения гендера по таким индикаторам как самооценка свойственности мужского и женского типов: а) мышления, б) проявления эмоций, в) поведения. Описываются результаты экспериментального опроса, проведенного для апробации предложенного понимания и измерения гендера.

1. Введение

Шон Берн (1996), анализируя понятие гендера, отмечает: «Вопрос

терминологии еще не разрешен учеными, поэтому у авторов принято с самого начала определять свой выбор» [Берн, 2001: 9]. Можно сказать, что в самом общем истолковании того, что есть гендер и чем он отличается от пола, есть некоторое единство. Приведем несколько пониманий:

— «Если пол человека (sex) определяется биологически, то гендер (gender) представляет собой культурную и социальную конструкцию. Таким образом,

* E-mail: iliassov.farkhad@yahoo.com

© 2021 Автор

ISSN 2500-0020

Journal of Social Research

существует два биологических пола (мужской и женский) и два гендера (маскулинный и феминный)» [Социологический словарь…, 2004: 70].

— «Гендер означает не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности» [Гидденс, 2005: 603].

— Пол — биологические различия между мужчинами и женщинами, гендер -социально обусловленные различия между женственностью и мужественностью [Holmes, 2007: 2].

Различные истолкования понятия гендера см., также, например: [Берн, 2001; Хрестоматия феминистских., 2000; Барчунова, 2002; Лавриненко, 2006] и др. Гендер понимается как группы, выделяемые на основании отличий, заданных культурой, социальными нормами, социализацией, формирующих гендерные роли, гендерные стереотипы, специфику социальных функций.

На первый взгляд концептуальные различия между полом и гендером могут представляться понятными. Однако на этапе эмпирической интерпретации понятия гендера возникают проблемы. Биологический, антропологический пол измеряется в анкете вопросом: «Ваш пол?» Но в анкете сложно представить вопрос: «Ваш гендер?», — на этот вопрос затруднятся ответить даже социологи. Понятие гендера настолько широко и расплывчато, что ему сложно дать операциональное определение. Слово «гендер» используют для описания социальных характеристик пола, но какие-то общепринятые специфические «индикаторы гендера» отсутствуют. Приведенные обстоятельства является большой проблемой, сдерживающей развитие исследований в сфере социологии гендера.

Целью статьи является попытка предложить операциональное понимание гендера, концепт и систему эмпирических индикаторов для его измерения, описать результаты экспериментального опроса, проведенного для апробации предлагаемой методики.

2. Объект исследования в социологии гендера

Социология гендера появилась в результате «ребрэндинга» социологии пола в связи с актуализаций так называемого «женского вопроса», в результате усиления феминистских настроений, борьбы с сексизмом, дискриминацией по половому

признаку. Социология пола определяется как: «область социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, полового разделения труда, культурные символы и социально-психологические стереотипы «мужественности» (маскулинности) и «женственности» (феминности) и их влияние на различные аспекты социального поведения и общественной жизни» [Краткий словарь…, 1989: 363]. Приведенное определение социологии пола соответствует современному пониманию социологии гендера. Например, словарь Penguin приводит следующее определение: «Гендерная социология (sociology of gender) изучает, каким образом физические различия между мужчинами и женщинами опосредуются культурой и социальной структурой» [Социологический словарь., 2004: 71]. Нередко в научной литературе слово «гендер» используется просто как «эвфемизм» слова «пол».

Если социологию понимать как науку, изучающее поведение больших групп, то объектом исследования выступают группы. Соответственно социологию гендера правильнее называть социологией гендерного поведения, где объектом исследования выступают гендерные группы. В эмпирическом социологическом исследовании всегда анализируются те или иные группы. Однако гендер, как специфическая группа, не определяется и не выделяется. Как указывалась выше, в анкетах нет вопросов типа: «Ваш гендер?» или «Ваш социальный пол?». Эти обстоятельства придают определенной части публикаций по теме гендера избыточную публицистичность или «философичность».

Для пояснения рассмотрим группы, выделяемые в качестве объекта исследования в отраслях социологии, близких к социологии гендера — в социологии коитально-репродуктивного поведения (социологии сексуальности и половой жизни) и социологии брачно-семейного поведения.

Социология коитально-репродуктивного поведения исследует соответствующее поведение и взаимодействие половых групп. Здесь виды коитального-репродуктивного поведения и типы выделяемых групп хорошо поддаются операционализации. Объектом исследования выступают группы лиц,

реализующих коитально-репродуктивное поведение1. Дифференциация коитально-репродуктивных групп происходит по социально-демографическим и иным понятным критериям. Предметом исследования являются те или иные особенности коитально-репродуктивного поведения исследуемых групп.

Социология брачно-семейного поведения пересекается с социологией пола, так же как коитально-репродуктивное поведение являются частью брачносемейного. Исследования в указанной сфере имеют ясно очерченную специфику. Объектом исследования выступают группы лиц, реализующих брачно-семейное поведение, эти группы также разделяются по социально-демографическим и иным критериям.

По аналогии с репродуктивным и брачным поведением, в социологии гендера, гендерного поведения, объектом исследования должны выступать группы, реализующие гендерное поведение, либо являющиеся представителями определенной гендерной группы. Соответственно, предметом изучения должны выступать особенности поведения и взаимодействия гендерных групп. Однако определение того, что есть гендерное поведение, или что есть гендерная группа, еще не в полной мере решенная задача. Соответственно возникают сложности при попытке выделения специфических групп, либо являющихся гендерами, либо реализующих именно гендерное поведение. Отсутствует признанная система индикаторов, эмпирически фиксируемых признаков, по которым можно выделить гендерные группы (как, например, тип гениталий и особенности коитального поведения в социологии коитально-репродуктивного поведения).

3. Предмет исследования социологии гендера

Социология гендера, как было отмечено выше, во многом представляет собой социологию пола и традиционно продолжает анализ связи между полом и реализуемыми социальными функциями, ролями (трудовыми, семейными и т.д.), социальным статусом, величиной получаемых ресурсов (власть, доход, престиж),

«Репродуктивное поведение — это поведение субъекта, направленное на биологическое (физиологическое), психологическое и социальное воспроизводство популяции. „состоит из следующих видов: поло-видовая идентификация партнера, предкоитальные и коитальные действия, зачатие, беременность, роды, лактация, постнатальная репродуктивная деятельность, включая постнатальную репродуктивную коммуникацию (уход за ребенком и его социализация)» [Ильясов, 2021: 168].

отличие женской морали от мужской и т.п. Один из усиленных акцентов -исследование того, что больше влияет на исполняемые социальные функции, биологический пол или влияние социума.

Психологическое измерение гендера, то есть описание и выделение групп по признакам маскулинности-феминности, может считаться в большей мере разработанной проблемой, нежели социологическое измерение. Сюда, при всей его дискуссионности2, можно отнести поло-ролевой опросник Сандры Бем — Bem Sex-Role Inventory (BSRI) [Bem, 1974]. Однако, он основан на представлениях самих респондентов об индикаторах, характеристиках мужественности и женственности, существовавших на момент опроса в данном социуме. Гендер здесь определяется как то, что измеряют шкалы опросника3. Но ему не дается содержательного, концептуального определения.

Основания для выделения признаков гендера продолжают быть предметом дискуссии. «Многие психологи, — пишет Шон Берн, — предлагают совсем отказаться от терминов “мужественность” и “женственность”, которые только укрепляют гендерные различия и стереотипы. Спенс и Хельмрих предложили вместо этих терминов использовать следующие: инструментальность, что отражает

способность к самоутверждению и компетентность (ключевые аспекты традиционной мужественности), и экспрессивность, представляющая качества, традиционно связываемые с женственностью, например, забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность» [Берн, 2001: 27]. Кроме того, сама актуализация гендерного подхода влечет за собой определенные сложности. «Трудноразрешимая проблема, — указывает Берн, — кроется в возможной утрате позитивной социальной идентичности, которую повлечет за собой сглаживание дихотомии мужского-женского». Сильная идентификация со своим полом и подчеркивание его отличий от противоположного пола приносит пользу для нашей самооценки [Берн, 2001: 27].

Продолжая логику гендерного подхода можно сказать — гендер это группы, обладающие большей частью признаками женственности (феминный гендер) или мужественности (маскулинный гендер), либо обладающие этими признаками в

2 См., например: [Берн, 2001: 27].

3 Например, индикаторами маскулинности выступают: агрессивность, амбициозность, аналитичность, настырность, а индикаторами женственности: веселость, искренность, милосердность, нежность.

Как быть Леди:  Плагиат - что это такое и как с ним бороться? Уголовный юрист

равной мере (андрогинный гендер). Отсюда следует, например, что субъект, биологический пол которого определяется как мужской, обладающий при этом феминными психологическими свойствами и характеристиками поведения, исполняющий феминные социальные функции, роли, относится к феминному гендеру. Однако, понятно, при таком понимании получится не два, а неизвестно сколько гендеров, так как помимо «чистых типов» выделится неопределенное число промежуточных гендеров. «Гендерных групп (иначе говоря, гендеров) может быть несколько и состав их различен в разных обществах», отмечает Татьяна Барчунова [Барчунова, 2002: 181].

Кроме того, выделение нескольких критериев (психологические особенности, специфика поведение, реализуемые социальные функции) для отнесения индивида к тому или иному гендеру, усложняет, или даже делает невозможной надежную интегральную оценку гендера.

Как представляется, рассуждения о гендере, сводимы к рассмотрению вопроса о детерминации поведения, связанного с ресурсным поведением в рамках определенных культур. Исследователи постулируют существование двух разных социальных типов — маскулинный и феминный. Можно полагать, что речь идет о различных типах ресурсного поведения. Маскулинный тип ориентирован на приобретение ресурсов (власть, деньги, престиж), соответственно, основные усилия направлены на иерархическое поведение в сферах, где можно увеличить ресурсы (работа, бизнес т.д.). Феминный тип ориентирован на справедливое распределение ресурсов. Возможно, измерение гендера осуществимо в рамках подобного ресурсного подхода.

Гендер также можно понимать как процесс и результат самоидентификации, точнее как самооценку выраженности типов полового поведения.

4. Гендер как самоидентификация — методика измерения

Вероятно, гендер в значительной мере задается гендерной сущностью индивида, то есть его гендерной самоидентификацией и выраженностью гендерных установок. На основе понимания гендера как самоидентификации, задающей определенные особенности социального поведения, гендер допустимо понимать как

совокупность присущих субъекту специфических типов: 1. мышления, 2. эмоций, переживаний, 3. поведения.

В упомянутой выше методике Сандры Бем, представления одних респондентов о гендере (участвовавших в создании методики), приписывались другим респондентам — гендер которых измерялся. В предлагаемой методике респондент сам определяет, в какой мере ему присущи измеряемые свойства.

Для измерения гендерной самоидентификации использовалось 6 индикаторов:

1. женский тип мышления;

2. мужской тип мышления;

3. женский тип проявления эмоций;

4. мужской тип проявления эмоций;

5. женский тип поведения;

6. мужской тип поведения.

Конструкция вопроса, как она была представлена в анкете, приведена в

табл. 1.

Табл. 1. Конструкция вопроса, использованного для измерений гендерной

самоидентификации

Как вы считаете, в какой мере вам свойствен (женский тип мышления)?

Не свойственен совсем 0 1 2 3 4 5 6 7 В максимальной степени

Вопросы предварялись следующим обращением:

«Одному и тому же человеку, как мужчине, так и женщине, могут быть в какой-то мере свойственны одновременно как женские, так и мужские черты характера. Ответьте, пожалуйста, на вопросы о том, в какой мере, как вы полагаете, вам свойственны или не свойственны мужские или женские характеристики».

Для апробации предлагаемой модели был проведен4 экспериментальный, пилотажный опрос. Сбор эмпирического материала проводился методом формализованного онлайн опроса. Просьба принять участие в опросе, со ссылкой на онлайн-анкету, размещалась на ресурсах, связанных с социальными науками и

Опрос проведен в апреле-мае 2021 г. N = 274.

интеллектуальными развлечениями. Результаты опроса принимались в том случае, если респондент ответил на все вопросы анкеты.

5. Сходство и различие между мужчинами и женщинами

Перед описанием результатов опроса, следует отметить, что они носят предварительный характер, так как опрос был проведен в интернете без возможности контроля выборки.

В качестве меры сходства ответов двух групп, мужчин и женщин, использовался коэффициент совпадения ответов (coefficient of coincidence — C.o.c.), который в данном случае представляет собой простую сумму процентов мужчин и женщин, давших одинаковые ответы на все градации шкалы. Например, если определенную позицию шкалы отметили 20% мужчин, и 10% женщин, то доля совпавших ответов составит 10%. Сумма процентов совпавших ответов по всем градациям шкалы и есть коэффициент совпадения ответов. Указанный коэффициент представляет собой своего рода коэффициент корреляции, но отражающий не меру зависимости или связи переменных, а меру сходства исследуемого качества в анализируемых группах.

Табл. 2. Величины коэффициентов совпадения ответов мужчин и женщин при ответе на вопросы: В какой мере вам свойственны мужские и женские типы мышления,

эмоций, поведения?

Тип мышления Тип эмоций Тип поведения Среднее

Показатель Женский Мужской Женский Мужской Женский Мужской значение

Коэффициент совпадения ответов 48,5% 47,8% 41,6% 47,6% 28% 32,6% 41%

Величина коэффициента совпадения ответов на вопрос: «Как вы считаете, в какой мере вам свойствен женский тип мышления?», составила 48,5%. То есть, распределение ответов 48,5% женщин и 48,5% мужчин по позициям данной шкалы оказалось одинаковым (см. табл. 2). Распределение ответов женщин и мужчин на

этот вопрос приведено в табл. 3 и на рис. 1. 48,5% на этом рис. соответствует пространству, находящемуся под обеими кривыми. Ответы про свойственность женского и мужского типа мышления совпадают почти у половины опрошенных мужчин и женщин.

Табл. 3. Распределение ответов женщин и мужчин на вопросы о том, в какой мере им свойственны мужские и женские: а) тип мышления, б) тип проявления эмоций,

в) тип поведения. (%)

Шкала «В какой мере вам свойственны…

тип мышления тип эмоций тип поведения

женский? мужской? женский? мужской? женский? мужской?

Муж Жен Муж Жен Муж Жен Муж Жен Муж Жен Муж Жен

0 26,6 2,4 0 4,8 29,7 1,4 0 10,0 45,3 1,0 0 12,4

1 23,4 2,4 0 9,5 15,6 3,8 1,6 15,7 21,9 5,2 0 19,5

2 10,9 11,0 1,6 13,3 21,9 7,6 6,3 20,5 15,6 6,7 0 18,6

3 18,8 12,4 7,8 29,0 14,1 10,0 12,5 19,0 14,1 11,9 4,7 21,4

4 14,1 22, 10,9 15,7 9,4 12,9 6,3 13,8 1,6 15,7 14,1 14,3

5 4,7 23, 25,0 17,1 6,3 14,8 34,4 11,4 0 20,0 23,4 9,5

6 0 8,6 21,9 5,2 3,1 21,4 17,2 5,7 0 14,3 23,4 2,4

7 1,6 17,1 32,8 5,2 0 28,1 21,9 3,8 1,6 25,2 34,4 1,9

Кривая распределения мужчин по шкале свойственности женского мышления (см. рис. 1) имеет тенденцию к снижению, а женщин — к росту. Средний балл свойственности женского мышления у мужчин равен 1,92 балла (или 27,4% по отношению к максимальным 7-ми балам шкалы), у женщин 4,41 балла (или 63%). Женщины в большей мере полагают, что им свойственно женского мышление, нежели мужчины.

Рис. 1. Распределение ответов женщин и мужчин на вопрос: «Как вы считаете, в какой мере вам свойствен женский тип мышления?»

Мужчины —«—Женщины

Распределение ответов мужчин и женщин на вопрос: «Как вы считаете, в какой мере вам свойствен мужской тип мышления?» приведено на рис. 2 (и в табл. 3).

Ответы о свойственности женского и мужского типа проявления эмоций отличаются на 6%. 41,6% мужчин полагают, что им в той или иной мере свойственен женский тип, а 47,6% женщин считают, что им в той или иной мере свойственен мужской тип. То есть в среднем женщинам больше свойственен мужской тип проявления эмоций, нежели мужчинам — женский (см. табл. 2).

Рис. 2. Распределение ответов женщин и мужчин на вопрос: «Как вы считаете, в какой мере вам свойствен мужской тип мышления?»

—а—Мужчины —«—Женщины

Деления шкалы

Рис. 3. Распределение ответов женщин и мужчин на вопрос: «Как вы считаете, в какой мере вам свойствен женский тип поведения?»

—а—Мужчины —«—Женщины 50

45

40

35

30

% 25

20 15 10 5 0

0 1 2 3 4 5 6 7

Деления шкалы

Наименьшая величина коэффициента совпадения ответов оказалась в самооценках свойственности женского и мужского поведения. 28% мужчин полагают, что им в той или иной мере свойственен женский тип поведения, 32,6% женщин считают, что им свойственен мужской тип поведения. То есть в среднем женщинам больше свойственен мужской тип поведения, нежели мужчинам — женский. На рис. 3. приведено распределение ответов женщин и мужчин на вопрос: «Как вы считаете, в какой мере вам свойствен женский тип поведения?»

6. Индекс однородности ответов

В качестве меры рассеяния ответов использовался индекс однородности (вариативности) ответов (1о), отражающий степень отклонения распределения ответов по делениям одной шкалы от равномерного распределения5. Этот индекс близок к группе показателей, называемых «коэффициент качественной вариации». Об указанном коэффициенте см., например: [Толстова, 2000: 153-156; Энциклопедия статистических…, 2021: 109-111].

Индекс однородности ответов может колебаться в пределах 0н100%. Максимальное значение однородности равно 100%, когда разброс в ответах полностью отсутствует, все ответы относятся только к одному делению шкалы. Минимальное значение однородности равно 0%, когда разброс ответов максимален, т.е. все ответы распределены равномерно по всем делениям шкалы. Значения данного индекса в его абсолютных величинах сопоставимы для разных распределений и шкал.

Индекс однородности ответов при ответе на вопрос: «Как вы считаете, в какой мере вам свойствен женский тип мышления?», у мужчин составил 37,5%, а у женщин 28,7%, т.е. ответы мужчин более однородны, чем ответы женщин. Это можно истолковать в том смысле, что мужчины в данном отношении воспринимают себя более однозначно, нежели женщины.

Данный индекс рассчитывался по формуле:

*i — Xul Х2 — Хи — 1*и — Хч

Как быть Леди:  Доброта: Что Это Такое | 5 Признаков, Истинный Смысл?

I о =

хи х (X — 1) х 2

X 100%;

где: Xj — процент ответов, приходящихся на данную градацию шкалы. K — количество градаций шкалы. Xu процент ответов, приходящихся на одну градацию шкалы при равномерном распределении, равен:

Xu = 100% н K.

5

Литература

Барчунова Т. В. «Эгоистичный гендер», или воспроизводство гендерной асимметрии в гендерных исследованиях // Общественные науки и современность. 2002. №5. С. 180-192.

Берн, Меган Шон. Гендерная психология. СПб.: Прайм — Еврознак, 2001. — 320 с.

Гидденс Э. При участии К. Бердсолл. Социология. М.: Эдиториал, 2005. — 632 с.

Ильясов Ф. Н. Потребность в детях и репродуктивное поведение // Мониторинг общественного мнения. 2021. №1. С. 168-177.

Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1989. С. 363-364.

Лавриненко Н. О новых методологических подходах к исследованию института гендера // Социология: теория, методы, маркетинг. 2006. № 2. С. 103-115.

Социологический словарь (Penguin) / Сост.: Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. 2-е изд. М.: Экономика. 2004. — 620 с.

Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М.: Научный мир, 2000.- 352 с.

Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Здравомысловой Е., Темкиной А. СПб.: изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. — 303 с.

Энциклопедия статистических терминов. Т. 1. Методологические основы статистики. М.: Росстат, 2021. — 183 с. [Онлайн ресурс]

http://www.gks.ru/free doc/new site/rosstat/stbook11/book.html (на дату: 11.05.2021)

Bem S. L. The measurement of psychological androgyny. Journal of Counseling & Clinical Psychology. 1974, vol. 42, no.2, pp. 155-162. Доступно онлайн:

https://www.researchgate.net/publication/18344204 The Measurement of Psychological Androg yny (на 19.08.2021)

Holmes M. What is Gender? Sociological Approaches. London, SAGE Publications Ltd., 2007. -209 p. Online available 22.03.2021.

Gender as Identity — the Interpretation and measurement

Iliassov Farkhad Nazipovich *

* An independent researcher. PhD in «Applied Sociology»

Email: i liassov. farkhad@yahoo. com

Abstract

This article describes the different approaches to the understanding and measurement of gender. Compares such branches of sociology as the

sociology of sex and sociology of gender. It describes two possible approaches to the understanding of gender — as a type of resource behavior and as self-identification. Proposed the technique of measuring the gender as the self-identification the male and female types on such indicators as: a) thinking, b) displays of emotion, c) behavior. It describes the results of a pilot survey conducted for testing the proposed understanding and measurement of gender.

Keywords: gender; sociology of sex, sociology of gender; measurement of gender

References

Barchunova T. V. «Egoistichnyi gender», ill vosproizvodstvo gendernoi asimmetrii v gendernykh issledovaniyakh. Obshchestvennye nauki i sovremennost’. 2002. No 5. P. 180-192. (In Russ.)

Shawn M. Burn. The Social Psychology of Gender. Saint Petersburg: Praim — Evroznak. 2001. -320 p. (Russ ed.)

Giddens Anthony, with the assistance of Karen Birdsall. Sociology. Moscow: Editorial. 2005. -632 p. (Russ ed.)

Iliassov, F.N. Need for children and reproductive behavior. Monitoring obshchestvennogo mneniya [Monitoring of public opinion]. 2021, no. 1, pp. 168-177. (In Russ.)

Kratkii slovar’ po sotsiologii [Concise Dictionary of Sociology] Moscow: Politizdat. 1989. (In Russ.)

Lavrinenko N. O novykh metodologicheskikh podkhodakh k issledovaniyu instituta gendera. Sotsiologiya: teoriya, metody, marketing. 2006. No 2. P. 103-115. (In Russ.)

The Penguin Dictionary of Sociology. Ads Nicholas Abercrombie, Stephen Hill, Bryan S. Turner. Moscow, , 2004. — 620 p. (Russ ed.)

Tolstova Yu.N. Analiz sotsiologicheskikh dannykh. Metodologiya, deskriptivnaya statistika, izuchenie svyazei mezhdu nominal’nymi priznakami. Moscow: Nauchnyi mir. 2000.- 352 p. (In Russ.)

Khrestomatiya feministskikh tekstov. Perevody. Pod red. Zdravomyslovoi E., Temkinoi A. Saint Petersburg: izd-vo «Dmitrii Bulanin», 2000. — 303 p. (In Russ.)

Entsiklopediya statisticheskikh terminov. Vol. 1. Metodologicheskie osnovy statistiki. Moscow: Rosstat, 2021. — 183 p. (In Russ.) [Online resource]

http://www.gks.ru/free doc/new site/rosstat/stbook11/book.html (Date of access: 11.05.2021)

Bem S. L. The measurement of psychological androgyny. Journal of Counseling & Clinical Psychology. 1974, vol. 42, no.2, pp. 155-162. Доступно онлайн:

https://www.researchgate.net/publication/18344204 The Measurement of Psychological Androg yny (Date of access: 19.08.2021)

Holmes M. What is Gender? Sociological Approaches. London, SAGE Publications Ltd., 2007. -209 p. Online available 22.03.2021.

Обесполевающие средства

Следующее детище феминизма — постгендеризм, декларирующий в обозримом будущем полный отказ от понятия пола. Для этого, по мнению приверженцев движения, необходима целенаправленная перестройка общественного сознания. Плюс развитие биотехнологической отрасли, призванное полностью освободить женщину от репродуктивной функции: именно ее постгендеристы считают источником всех зол.

Не менее популярен в неолиберальных кругах кибертрансгендеризм. Он, если абстрагироваться от интимных деталей, призывает к созданию технологий и устройств, которые позволят человеку будущего произвольно и, главное, многократно изменять половую принадлежность.

Предпосылки налицо уже сегодня: обобщив общемировые статистические данные, исследовательская группа университета Манитобы в ноябре прошлого года предложила мировому сообществу выделить в особый вид сексуально-половой ориентации цифросексуалов (digisexuals) — тех, кто не мыслит акт близости без технологий.

Прогнозов в этой области хоть отбавляй. От полного ухода сексуальных отношений в виртуальный мир, когда все необходимые телодвижения исполняют 3D-реплики, а пользователи, развалившись в VR-креслах, снимают сенсорные сливки. До хайтек-решений, которые обеспечат возможность дистанционного сексуального акта человеческих особей, полностью имитирующего реальную близость.

Адепты digisex-подхода убеждены: апгрейд человеческих взаимоотношений в этой области неотвратим, как когда-то трансформация конвейера с ручным трудом в автоматизированную сборочную линию. Результат будет более точно соответствовать ожиданиям, достигаться значительно быстрее и с меньшими трудозатратами.

Помимо системного влияния на судьбы цивилизации, гендерно-половая мультипликация будет иметь крайне любопытный побочный эффект. Сегодня в общественных заведениях предусмотрено две комнаты с общепринятой буквенной маркировкой. Судя по всему, скоро придется добавить третью. Для посетителей, которые не ассоциируют себя ни с «М», ни с «Ж».

Вопрос: попробуйте угадать новую букву.

Половая и гендерная идентичность — adolesmed — портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины

Гендерная идентичность

В то время, как пол человека определяется при рождении, гендерная идентичность формируется в процессе воспитания и социализации. Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать определенным анатомическим строением, но и иметь внешность, манеры, поведение, привычки, соответствующие ожиданиям. Эти ожидания задают определенные образцы поведения (гендерные роли) для мужчин и женщин в зависимости от гендерных стереотипов – того, что в обществе считается «типично мужским» или «типично женским».

Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, которая позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с ее/его воспринимаемым полом и гендером. Гендерная идентичность определяет то, как индивид переживает свой гендер, и способствует чувству индивидуальной тождественности, уникальности и принадлежности.

Источник: сайт http://sexology.narod.ru/publ037.html(дата обращения 30.09.2021)

Гендерная идентичность относится к глубокому внутреннему самоощущению своего пола и личному опыту человека, которые могут совпадать или не совпадать с полом, определенным при рождении, включая личное восприятие своего тела (что может включать в случае свободного выбора изменения внешнего вида или функции органов с помощью медицинского, хирургического или иного вмешательства), а также другое выражение своей гендерной принадлежности через одежду, речь и манеры поведения.

Источник: Совет Европы (2021), Доклад о дискриминации на почве сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Европе, 2-е издание, Париж, Совет Европы.

Возникновение гендерной идентичности тесно связано и с биологическим развитием, и с развитием самосознания. Первоначально принятие своей гендерной идентичности не зависит от индивидуального выбора, оно носит социально принудительный характер. Важную роль в становлении гендерной идентичности играет нормативная гендерная идеология данного общества. Конструирование человеком своей гендерной идентичности протекает через принятие и усвоение предлагаемых семьей, сверстниками, школой, СМИ и другими агентами социализации гендерных норм поведения, внешнего вида, манер, мимики, жестов, ценностей, ролей и много другого. В два года девочки и мальчики знают свой пол, но не до конца понимают, что это значит. Становясь старше, ребенок учится различать пол окружающих по одежде, прическе, чертам лица. К семи годам ребенок осознает неизменность своего биологического пола и под влиянием примера и ожиданий взрослых начинает формировать свои гендерные установки. В подростковом возрасте бурное половое созревание, изменения тела, романтические переживания, эротические желания стимулируют формирование гендерной идентичности. Происходит активное освоение форм поведения и становление характера в соответствии с представлениями родителей, ближайшего окружения, общества в целом о фемининности (от лат. femininus – женский) и маскулинности (от лат. masculinus – мужской). Мальчик-подросток, стремясь показать свою мужественность, не только занимается спортом, проявляет решительность, силу, но и активно демонстрирует интерес к девочкам и вопросам секса. Если же он избегает этого и у него замечают «девчачьи» свойства, то он неизбежно становится мишенью для насмешек. Девочки в этот период беспокоятся о том, насколько они привлекательны для противоположного пола. При этом под влиянием традиционных представлений о женственности они замечают, что их «слабость» и «беспомощность» привлекает мальчиков, которым хочется проявить свои умения и силу, выступить в роли защитника и покровителя.

Как быть Леди:  Обман ожиданий — как пережить? — Блог Викиум

Процесс построения гендерной идентичности не заканчивается в юности, фактически он продолжается всю жизнь человека. Вместе с изменением общественных представлений о должном гендерном поведении или с изменением культурной среды человек подстраивается под новые «гендерные правила». В то же время исследования показывают, что в современных обществах индивиды могут выбирать различные типы идентичностей (в том числе и гендерных) и менять усвоенные ранее модели.

Термины

Гендерная неконформность. Этим термином обозначается несоответствие поведения человека социально принятым характеристикам полоролевого поведения представителей его пола.

Трансгендер – человек, гендерная идентичность которого не соответствует его полу при рождении. Трансгендеры встречаются и среди мужчин, которые идентифицируют себя как женщины (похожи на женщин), и среди женщин, которые идентифицируют себя как мужчины (похожи на мужчин). Трансгендер может быть гетеросексуален, гомосексуален или бисексуален.

Транссексуал – трансгендер, который прошел или проходит курс лечения (гормональную терапию или хирургическое вмешательство) для того, чтобы привести свое тело в соответствие с предпочитаемым полом.

Трансвестит – человек, который регулярно, но не постоянно носит одежду, приписываемую общественными нормами противоположному полу.

Наряду с формированием гендерной идентичности — осознанием «я-женщина», «я-мужчина» или «я — трансгендер» — у человека происходит осознание своей сексуальной ориентации.

Сексуальная ориентация

Сексуальная ориентация – это более или менее постоянное эмоциональное, романтическое и сексуальное (чувственное) влечение человека к другим людям определённого пола. С точки зрения воспроизводства человеческого рода, единственно правильной сексуальной ориентацией является присущая подавляющему большинству людей гетеросексуальность – влечение к представителям противоположного пола. Но во все времена существовали те, которых притягивало к лицам своего пола. Сексуальные контакты между особями одного пола нередко наблюдаются и среди животных. Сексуальная ориентация может не проявляться в реальном сексуальном поведении человека. Опасаясь общественного осуждения, а иногда и наказания, как это было в прошлом и сохраняется в некоторых обществах до сих пор, многие вынуждены скрывать свою сексуальную ориентацию или поддерживать сексуальное поведение, не соответствующее их реальной склонности. Нередко мужчины и женщины, замечая за собой влечение к представителям своего пола и даже вступая в однополые отношения, не считают себя гомосексуальными. Они могут состоять в браке или находиться в долговременных отношениях с представителем другого пола и воспринимать себя «нормальными» гетеросексуалами или признавать свою бисексуальную ориентацию. Последняя не означает одинакового и одновременного влечения к своему и противоположному полу: желания, фантазии и сексуальные предпочтения могут меняться с течением времени и в зависимости от разных обстоятельств.

Термины

Гей — человек, который испытывает сексуальное влечение к лицам своего пола, является носителем сексуального поведения этой группы и членом соответствующей субкультуры в целом. Термин «гей» применяется преимущественно к мужчинам, испытывающим влечение к другим мужчинам и обладающим способностью вступать с ними в отношения интимного характера.

Гомосексуал/гомосексуальность. Гомосексуал — человек, который испытывает сексуальное влечение к лицам своего пола. Под гомосексуальностью понимается сексуальное влечение к лицам своего пола.

Лесбиянка. Женщины-лесбиянки испытывают сексуальное влечение и обладают способностью вступать в интимные отношения с другими женщинами.

Большинство людей относит себя к «абсолютным» гетеросексуалам и сравнительно небольшой процент признается в «исключительной» гомосексуальной ориентации. Однако эти группы представляют собой всего лишь противоположные концы широкого спектра. Те же, кто попадает в диапазон между крайними границами этого спектра, могут одновременно проявлять различные ориентации и/или иметь разнообразный сексуальный опыт. И все это может проявляться у таких людей в разной степени и со временем меняться. Известный американский биолог, «отец» современной сексологии А. Кинси рассматривал сексуальное поведение людей в континууме от исключительной гетеросексуальности до исключительной гомосексуальности, в котором, наряду с этими двумя экстремумами выделял еще пять типов: эпизодическую и преобладающую гетеросексуальность/гомосексуальность и бисексуальность.

В 1993 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) исключила гомосексуальность из Международной классификации болезней и заключила, что «сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство». Этому заключению предшествовали годы исследований, которые показали, что среди гомосексуалов эмоциональные отклонения и психические заболевания встречаются не чаще, чем среди людей с обычной ориентацией. Гендерная дискриминация и дискриминация по причине сексуальной ориентации недопустим.

Приложение

Образцы карточек для «Терминологической разминки»

Карточка 1

Дайте определения следующим понятиям:

• гендерные предпочтения;

• пол;

• маскулинность;

• сексуальность;

• социальная идентичность.

Карточка 2

Дайте определения следующим понятиям:

• гендер;

• гендерные стереотипы;

• фемининность;

• гендерная идентичность;

• гендерная роль.

Определения понятий, используемых в «Терминологической разминке»

Гендер – деятельность по организации ситуативного поведения в свете нормативных представлений об аттитюдах и действиях, соответствующих категории принадлежности по полу [9].

Гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [3].

Гендерная роль – разделение труда, прав и обязанностей в соответствии с полом [8].

Гендерные предпочтения – отражение желаемой половой идентичности [3].

Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [2].

Маскулинность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин [3].

Пол – биологическая категория, описывающая анатомические, гормональные и физиологические особенности мужчин и женщин.

Сексуальность — биологически укорененный внутренний инстинкт или импульс, сексуальная ориентация индивида (гомосексуальность, гетеросексуальность) или сексуальная идентичность [11].

Социальная идентичность – те компоненты Я человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой–либо группе [14].

Фемининность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин [3].

Список литертуры

1. Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности. – М.: Институт социологии РАН, 1993. С. 35–46.

2. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). – М., 1992. С. 10–22.

3. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.

4. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004. – 408 с.

5. Кон И. С. Введение в сексологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва: Олимп; ИНФРА–М, 1999. – 288 с.

6. Ожигова Л. Н. Психология гендерной идентичности личности. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006. – 290 с.

7. Павленко В. Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. 1998. № 1. Т. 19. С. 75–88.

8. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 668 с.

9. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Выпуск первый. – СПб.: филиал Института социологии РАН, 1997. С. 94–124.

10. Ядов В. А. Социальные и социально–психологические механизмы формирования социальной идентичности // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «Бахрах–М», 2000. С. 589–601.

11. Ярская–Смирнова Е. Р. Социокультурная репрезентация гендерных отношений // Социокультурный анализ гендерных отношений: Сб. науч. трудов / Под ред. Е. Р. Ярской–Смирновой. – Саратов: СГУ, 1998. – 208 с.

12. Cohen Y. Gender identity conflicts in adolescents as motivation for suicide //Adolescence. 1991. Spring. 26 (101). P. 19–29.

13. Dashefsky A, Shapiro H. Ethnicity and Identity // Ethnic Identity in Society / Ed. by A. Dashefsky. – Chicago: College Publishing Company, 1976. P. 5–11.

https://www.youtube.com/watch?v=5V9AG1g2BP0

14. Hunter J. A. Inter–Group Evaluative Bias and Self–Esteem among Christians // Current Research in Social Psychology. 1998. Vol. 3 (7). P. 74–87.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий