Что такое стереотипы простыми словами: зачем они нужны и как

Что такое стереотипы простыми словами: зачем они нужны и как Женщине

Определение, что это такое

Понятие «стереотип» разрабатывали многие исследователи на протяжении истории человечества.

Определение развивалось из близких по смыслу характеристик:

  • архетип (К.Г.Юнг);
  • заблуждение (Платон);
  • неверные умозаключения, идолы разума (Р. Декарт, Ф. Бэкон);
  • предрассудки (Ф.Ницше).

В зарубежной психологии исследованием стереотипизации занимались М. Хоркхаймер, Т.В. Адорно, В. Дуаз. В отечественной науке понятие ввел П.А. Сорокин, который рассматривал стереотип как шаблонное поведение человека. В.А.Ядов описывал определение как эмоционально окрашенные социальные образы.

Ю.А. Сорокин называл стереотипом процесс общения по принятым в обществе языковым моделям. По П.Н. Шихиреву – это примитивный, чувственно окрашенный набор качеств, необъективно отражающий реальность. Т.Е. Васильева, В.С. Агеев, И.С. Кон определили стереотип как способ обработки информации и модель действий в разных жизненных ситуациях.

В. Дуаз выделил 4 вида стереотипов:

  • индивидуальные представления людей о среде своего обитания;
  • шаблоны, которые возникают в процессе общения между людьми;
  • коллективные модели, которые формируются в межгрупповом общении;
  • идеологические представления, которые появляются под влиянием исторических событий.

Стереотипизация в психологии. Что это, примеры семейных отношений
Ю.Е. Прохоров рассматривал стереотип, с одной стороны, как элемент, хранящий и транслирующий культуру данного общества, а с другой, как устоявшееся средство опознания «своих» в данной культуре.

В чем состоит опасность стереотипизации

Привычные шаблоны далеко не всегда оказываются универсальными. Больше того, порой они даже не оказываются верными. Человек, привыкший не тратить лишний раз силы и действовать стереотипно, рано или поздно окажется в растерянности: старые схемы не работают, а новые мозг генерировать не привык.

Он вообще давно отучился решать задачи. Чтобы такая экономия энергии стала действительно полезной, нужны тренировки. Непривычные маршруты, интересные книги и фильмы, знакомство с новыми людьми – все это поможет справиться со стереотипностью мышления.

Как ни парадоксально, это подсознательное стремление к безопасности представляет большую опасность. Во-первых, потому что разные ситуации требуют разных решений. А во-вторых, первый вариант действий мог оказаться ошибочным и сработать случайно.

Стереотипы ограничивают мышление и поведение, ставят личности жесткие рамки, выйти за которые может быть страшно. За счет искажения восприятия картины мира такие шаблоны могут стать причиной иллюзий, крушение которых приводит к чувству растерянности, потере ориентиров.

Если возникает нетипичная проблема, которую невозможно решить по стандартной схеме, человек чувствует тревогу, не может принять решение. Иногда это становится причиной агрессивного, раздражительного поведения, толчком к формированию зависимостей (алкогольной, наркотической). Некоторые люди становятся сектантами или замыкаются в себе.

Слепое следование шаблонам приводит к ограничению возможностей, ошибкам при оценивании людей или поиске выхода из определенной ситуации. Это хорошо заметно на примере логических, математических задач, которые предлагают ученикам младших классов. Многие из них (причем не обязательно отличники!) находят оригинальные, необычные решения, поскольку еще не ограничены рамками шаблонного мышления.

Кстати, подобный прием – привлечение к решению различных задач людей, которые не являются специалистами, не работают в определенной области – используют и в бизнесе. Отсутствие рамок, незнание профессиональных стереотипов позволяет взглянуть на проблему шире, увидеть оригинальные выходы из нее.

Виды и примеры

Какие бывают стереотипы? Исследователи, психологи

Какие бывают стереотипы? Исследователи, психологи и социологи выделяют различные виды стереотипов:

  • социальный стереотип;
  • этнические стереотипы;
  • стереотипы восприятия;
  • стереотипы в общении;
  • гендерные стереотипы в современном обществе;
  • гетеростереотипы;
  • возрастные стереотипы;
  • поло-ролевые стереотипы;
  • современные стереотипы;
  • распространенные стереотипы;
  • общественные стереотипы.

Стереотипы бывают поверхностные, сформированные внешней оценкой. Например, чопорность англичан, яркий нрав южных народов, лень русских людей.

Поверхностные стереотипы меняются в зависимости от международной ситуации, развития общества и других факторов.

Глубинные более устойчивы, передаются из поколения в поколение. Несколько веков обязательным спутником русских традиций считаются самовары, меха, матрешки.

Подобные стереотипы сложно разрушить.

Подобные стереотипы сложно разрушить.

Атрибуты, которые уже не являются частью социальной жизни, все равно могут использоваться в качестве примеров культурного наследия или коммерческих целях.

Глубинные стереотипы могут формироваться под действием исторических событий.

Особые условия происхождения Великобритании привели к созданию стереотипов, что народ этой страны обладает развитым логическим мышлением, расчетливостью, прагматизмом.

Примеры стереотипов:

  • бабы — зло;
  • успешная карьера возможна при наличии «блата»;
  • евреи — хитрый народ;
  • мужчина пообещал — обязан делать;
  • мальчикам плакать нельзя;
  • нельзя брать женщину на корабль — к беде;
  • высокая цена означает высокое качество;
  • по улицам России ходят медведи;
  • французы — отличные любовники.

Таких примеров в нашей жизни много, и часто мы даже не замечаем, что мыслим стереотипами, они становятся частью нашего восприятия окружающей действительности.

Виды стереотипов в психологии

  1. Шаблоны восприятия.
  2. Этнические.
  3. Гендерные.
  4. Возрастные.
  5. Социальные.
  6. Установки в общении.
  7. Гетеростереотипы.

Стереотипизация может быть поверхностной или глубинной. В первом случае речь идет об убеждениях, сформированных безосновательной оценкой разных внешних характеристик: эмоциональность итальянцев, перфекционизм немцев, лень русских. Как правило, они меняются вследствие развития человечества.

Более глубокий вариант шаблонизации предполагает модели поведения и мышления, передающиеся между людьми годами или даже веками. Например, многие считают обязательными элементами русской традиции балалайку, матрешку, водку и медведей.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Они формируются под влиянием определенных исторических событий.

Примеры популярных стереотипов в обществе:

  • добиться успеха в карьере без «блата» невозможно;
  • мужчина никогда не плачет;
  • дети – несамостоятельные, беспомощные;
  • евреи – меркантильный народ;
  • женщина на корабле – плохая примета;
  • чем выше цена, тем качественнее товар;
  • без высшего образования нельзя прожить достойно.
Как быть Леди:  Что делать, если напал насильник? Рекомендации психолога

Считается, что девушка слаба, пассивна и легкомысленна. Часто ее воспринимают, как «придаток» мужчины. Чтобы компенсировать свою природную неполноценность, она должна стремиться выглядеть красивее всех и хитростью завладеть богатым и привлекательным мужем.

Своими стереотипами обросли и представители мужского пола. Есть расхожее мнение, что априори являются главными в отношениях. Другая иллюзия – каждый парень любит футбол, помешан на сексе, а еще они страшные бабники. «Все мужики изменяют!» – наверняка вы не раз слышали такое утверждение.

Родители убеждены, что дети должны оправдывать их ожидания. Все подростки считаются трудными, а их мечты и планы не воспринимают всерьез, списывая порывы и идеи на «юношеский максимализм». Люди среднего возраста находятся в кризисном состоянии. Старики – больные и несчастные.

Молодежь думает только о развлечениях и не уважает старших. Безработные – неудачники, а счастье невозможно без огромного счета в банке. Не верить в бога – безумие. Общество пестрит шаблонами о том, что такое «хорошо», а что – «плохо», какой должна быть «нормальная» личность, как и где можно получить «правильные» знания. Однако большинство из них связано со страхами, комплексами, ослаблением аналитического мышления и не подкреплены логикой.

Выход за пределы стереотипа

Отличается от предыдущих способов тем, что здесь не используется прямое воздействие на структуры стереотипа.

Метод состоит из 3 этапов:

  1. Осознание одной из составляющих частей стереотипа.
  2. Осознание всех структур шаблона.
  3. Осознание цельности частей стереотипа в момент проявления.

Здесь реакция на раздражитель в виде почесывания затылка переживается до двигательного проявления шаблона. Человек осознает проигрывание стереотипа, но не показывает его физически, вследствие чего происходит затухание действия.

Выделяют также следующие способы работы со стереотипами во взаимодействии с другими людьми:

  • осознание – называние паттерна поведения;
  • выяснение причин поведения – проговаривание объективных и субъективных причин использования шаблона;
  • обсуждение – доказательство непродуктивности использования шаблона и проблем в общении из-за этого;
  • анализ – обсуждение прошлого опыта, на базе которого появился стереотип;
  • переоценка – разбор причин использования модели и оценка ее значения;
  • информирование – сообщение полной информации о суждении;
  • экран проекций – игнорирование стереотипа;
  • переключение внимания – переведение внимания на другие раздражители;
  • конгруэнция – подыгрывание, пока не закончится влияние стереотипа;
  • копирование – повторение поведение партнера (иногда необходимо, чтобы он это заметил, а иногда – нет);
  • внешняя диссоциация – отделение человека от его суждения, общение только с той частью, которая интересует собеседника.

Стереотипизация – это важный процесс, который экономит усилия мозга и разгружает психику. Стереотипы дают возможность ориентироваться в мире, понимать ценности конкретного общества. В то же время, представления в психологии иногда несут негативный посыл и воспринимаются как оскорбления.

Гендерные стереотипы: женщины и мужчины

Гендерные стереотипы – одни из самых ярких в современном обществе

Ниже приведен список распространенных гендерных стереотипов с примерами – поверьте, вы видите в нем много знакомого и устоявшегося в общественном представлении:

  1. Женщина – глупенькое, слабое и никчемное создание. Она предназначена для того, чтобы рожать, стирать, готовить, убирать и всячески обхаживать своего «повелителя» (мужчину). Она рождена на свет, чтобы научиться правильно наносить макияж, одеваться и хихикать, только тогда у нее есть возможность «охомутать» хорошего самца, который обеспечит ей и ее потомству достойную жизнь. Пока женщина живет за счет мужчины и слушается его во всем, она имеет право «питаться с его стола».
  2. Как только дама из первого пункта проявляет характер, она становится одинокой разведенкой. Можно привести пару примеров стереотипа одинокой женщины: 1) разведенная мать-одиночка – несчастна, одинока, забыта всеми;
    2) вдова – убитая горем и тоже несчастная женщина.
  3. Дама не должна быть сильной и бороться за собственное благосостояние без помощи мужчины. Иначе она карьеристка, у которой нет времени на семью, детей и мужа. Опять-таки – несчастна!
  4. Мужчина – «центр мироздания». Сильный, умный, красивый (даже с пузом и лысиной). Он обязан зарабатывать деньги для того, чтобы удовлетворять желания женщин.

На самом деле, мужчинам от женщин нужен только секс, но они придерживаются правил игры в «любовь», чтобы добиться того самого секса

  1. Мужчина не должен:
  • Говорить о своих чувствах;
  • Плакать;
  • Помогать женщине по дому.

Иначе, он не считает себя мужчиной.

  1. Мужчина должен:
  • Работать. И неважно, что там мало платят, и он не в состоянии содержать семью, он все равно устает на работе! А отсюда истоки следующей позиции;
  • Лежать на диване. Ведь он устал, он отдыхает;
  • Водить машину. Женщина на это, по мнению мужчин, права не имеет. Ведь она глупая!

В остальных случаях считается, что это – не мужчина, а никчемное существо, которое «позорит» мужской род. Приведенные примеры известных стереотипов при восприятии партнеров по общению подтверждают тот факт, что многие из нас за реальным человеком не видят сути: нашпигованные с самого детства штампами и клише, мы не готовы прислушаться к словам близкого человека и понять его ожидания.

Какими бывают профессиональные стереотипы: примеры

К профессиональным стереотипам относятся обобщенные образы профессионала конкретной профессии. Наиболее часто в связи с этим упоминаются следующие категории:

    1. Полицейские. Эти стереотипы особенно рьяно подогреваются американскими фильмами и российскими сериалами. Редкое, признаться, взаимодействие рядовых граждан с сотрудниками полиции в реальной жизни рождает кучу домыслов, которые успешно направляются в нужном направлении с телеэкранов. Большинство поклонников подобных фильмов убеждены: даже самый обычный полицейский отважен, самоотвержен, способен в одиночку победить целую банду головорезов.
    2.  Врачи. И в реальности есть способные вернуть к жизни буквально с того света профессионалы, но не стоит в случае проблем со здоровьем ожидать эффектного появления в больнице на каталке, с криками «Дорогу, дорогу! Мы его теряем» сопровождаемой всей бригадой скорой помощи – в жизни, поверьте, все намного банальнее, а умный и проницательный, способный принять мгновенное решение при критической для жизни пациента ситуации врач – увы, скорее, профессиональный стереотип.
    3. Стереотип умеющего разрешить от мелких бытовых до глобальных правительственных проблем адвоката – еще один пришедший из американских сериалов образ. Судопроизводство в этом представлении больше похоже на театр с судорожным заламыванием рук, слезами на глазах и срывающимся от волнения и трагизма происходящего голоса юристов.
    4. Яркий пример профессионального стереотипа известен нам еще с советских времен: рабочий и колхозница. Да-да, сельские труженики и простые работяги, пышущие здоровьем, с горящими от энтузиазма и жажды трудовой деятельности глазами, готовы на любые жертвы ради процветания промышленности, аграрных технологий, советского общества и государства в целом.
    5.  Современные студенты: не сильно стремящиеся к знаниям, но зато преуспевающие в распитии спиртных напитков и сексе, употреблению наркотиков и организации буйных вечеринок. Возможно, навязанный образ все же ближе к американскому обществу, но и российские студенты с восхищением поглядывают в ту сторону – эх, нам бы так…
Как быть Леди:  АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ПРОБЛЕМЫ ПОЛА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ, Определение понятия «гендер»: социальный и биологический пол человека - Гендерные особенности управленческой деятельности

Мужчина должен!

С детства матери пытаются воспитать настоящих (в их понимании) мужчин, стараясь выбить из мальчика все признаки слабости, ведь, в конце концов, «мужчина должен быть сильным!».

По своей сути это правильно, но иногда, когда таких стереотипов слишком много, это может привести к заниженной самооценке из-за того, что человек не вписывается в придуманные нормы. И после этого это приведет к множеству проблем в построении отношений с противоположным полом.

Как часто можно услышать фразу матери маленького мальчика на улице: «Перестань плакать, мужчины не плачут! С детства мальчиков учат держать все эмоции в себе, что может привести к серьезным проблемам в будущем (подробнее об этом читайте в статье о психосоматике). Слезы — это естественный процесс, поэтому плачут все, независимо от пола и возраста.

И у мужчин, и у женщин есть слезные железы и протоки, которые позволяют нам очищать глаза от влаги. Под воздействием определенных факторов выделяются слезы. Разница в том, что мальчиков воспитывают несколько строже, чем девочек. С детства им внушают, что они должны скрывать свои чувства и эмоции, что они не имеют права быть слабыми и так далее и тому подобное.

Почему мужчины раньше умирают от язв, инсультов, инфарктов? Потому что женщинам позволено плакать и давать выход своим негативным эмоциям, в то время как мужчинам это сделать сложнее из-за социальных стереотипов.

Негативные эмоции никуда не уходят из тела. Они накапливаются, как снежный ком, и однажды дадут о себе знать. Поэтому необходимо найти способы избавления от негативных эмоций. Сублимация помогает бороться с негативными эмоциями и внутренним напряжением.

Плюсы и минусы стереотипизации

Стереотипы значительно облегчают жизнь человека, помогают сориентироваться в определённых ситуациях, не допустить ошибок. Благодаря им мы знаем, что вода мокрая, а огонь горячий, если бросить камень в реку, от него разойдутся круги.

Но с другой стороны, подобное мышление часто ограничено, в установках присутствует много устаревших и неточных представлений о людях, явлениях, событиях.

Положительные и отрицательные стороны

ПреимуществаНедостатки
Содействуют ориентировке в многообразии проявлений жизни. Способствуют адаптации в обществе.

Значительно облегчают жизнь, поскольку снимают некоторый груз повседневных проблем. Позволяют выжить в трудных ситуациях, когда нет времени на долгий анализ ситуации.

Помогают проанализировать, сделать выводы из нескольких схожих ситуаций.

В негативных ситуациях оказывают парализующее действие – сложно поверить в происходящее, поскольку в голове заложено, что этого не может быть.

Если у человека очень много ложных стереотипов, это значительно ограничивает мировоззрение, препятствует саморазвитию и самосовершенствованию. Чрезмерное обобщение не позволяет мыслить гибко.

Стереотипизация внешности, личностных качеств и черт характера нередко способствует развитию комплекса неполноценности, заниженной самооценки.

Категоризация не позволяет видеть индивидуальность и уникальность индивида.

Стереотипы пытаются втиснуть всё происходящее в строгие рамки – хорошо и плохо, чёрное и белое. Но в жизни не всегда всё так однозначно.

Человек не видит все грани происходящего. В результате развивается эгоцентризм, упрямство, фанатизм.

Стрессы, разочарования, другие болезненные переживания – следствие завышенных ожиданий, которые внушают социальные стереотипы.

Без стереотипного упрощенного мышления человеку приходилось бы каждый раз до всего доходить собственным умом, вся жизнь превратилась в процесс бесконечного познания.

Примеры стереотипов

Если вам не до конца понятно, что такое стереотипы, рассмотрите множество примеров:

  • Мужчины руководствуются логикой, а женщины – эмоциями.
  • Мужчина обязан содержать свою женщину.
  • Блондинки глупые.
  • Женщина может думать над несколькими темами одновременно, а мужчина – нет.
  • Женщина ждет от отношений любви, а мужчина — секса.
  • Все женщины мечтают выйти замуж.
  • Все женщины мечтают о детях.
  • Мужчины умнее женщин.
  • Мальчикам нельзя носить розовые вещи.
  • Ненормально, если мальчик проявляет интерес к куклам.
  • Гомосексуалисты не могут достойно воспитать ребенка.
  • Все женщины манипулируют мужчинами.
  • Женщины склонны к моногамии, а мужчины – к полигамии.
  • Мужчине постыдно заниматься домашними делами, это удел женщины.
  • Женщине стыдно содержать семью, это удел мужчины.
  • Нормальный мужчина не может быть застенчивым.
  • Младенцами должны заниматься матери.
  • Каждый китаец может смастерить телефон.
  • Женщины, красиво одевающиеся, рассчитывают «привлечь самца».
  • Все цыгане – аферисты.
  • Женщины сами провоцируют насильников.
  • Женщина не должна спорить с мужем.
  • Муж должен принимать решения, а женщина аккуратно направлять его.
  • У мужчин должна быть зарплата больше.
  • Мужчина не плачет.
  • Старики ворчливые и надоедливые.
  • В России одни алкаши.
  • Все мужики изменяют.
  • Все подростки проходят «трудный возраст».
  • Каждая хозяйка должна уметь сварить борщ.
  • Женщине не место на серьезных постах.
  • Индусы любят петь и танцевать.
  • Все лесбиянки мужеподобные.
  • Американцы в основном едят фастфуд.
  • Женщины должны стремиться стать хорошими женами и матерями.
  • Избил муж? Женщина спровоцировала.
  • Ушла жена? От хороших мужей не уходят.
  • Все нормальные женщины любят деток.
  • Женщины, не родившие детей, в старости сожалеют, все они несчастны и никому не нужны.
  • Родила – будет кому подать стакан воды в старости.
  • Все политики – воры.
  • В Сибири всегда снег.
  • Честно разбогатеть невозможно.
  • Не служил – не мужик.
  • Женщина может быть либо умная, либо красивая.
  • Женщины за рулем опасны для общества.
  • Для женщины естественно уметь готовить.
  • Англичане не могут прожить и дня без чая и овсянки.
  • Все итальянцы любвеобильны.
  • Все азиаты похожи.
  • В Индии полно всякой заразы и грязи.
  • В России всегда холодно.
  • Для мужчины естественно разбираться в технике.
  • Жена берет фамилию мужа, а не наоборот.
  • Женщины склонны к меркантильности.
Как быть Леди:  Альфрид Лэнгле: Что спасает нас от безысходности и отчаяния

Причины и процессы формирования

Стереотипизация – это в психологии формирование суждений через взаимодействие элементов психики. Стереотипы появляются при отсылке к индивидуальному или групповому жизненному опыту. Образование стереотипов происходит во второй сигнальной системе и включает в себя 3 фазы.

ФазаОписание
НачальнаяОтдельные зрительные и речевые раздражители действуют на сигнальную систему и входят во взаимодействие со словесными и зрительными образами в высших отделах мозга. Как следствие возникает целостное представление, которое состоит из сформированных форм сознания и ассоциаций.
Фаза поисковой реакцииПоступающие образы соотносятся с уже имеющимися представлениями и распознаются как исходные. При этом сохраненная модель перестает быть размытой, а приобретает конкретный характер, наполняется деталями.
УзнаваниеСохраненная информация для стереотипа содержится в виде ассоциации. Части восприятия при контакте с раздражителем возбуждаются и генерируют различные образы, чувства, символы, из которых создается стереотип.

Стереотипизация в психологии. Что это, примеры семейных отношений
У. Квастхофф отмечал, что функции стереотипов необходимы для нормальной работы психики и сознания – социального существования, внутренно-психологической стабилизации, переработки информации. В процессе образования стереотипа участвуют такие психические действия как атрибуция, категоризация, избирательное внимание, формирование понятий, оценка.
Стереотип основывается на 3 компонентах:

  • когнитивный – человек осознает информацию об объектах;
  • аффективный – выражает оценочные переживания по поводу объектов;
  • социальный – показывает программу действий по отношению к объектам.

Возникают стереотипы по разным причинам. Главная из них – защита мозга от перегрузки объемом информации. Механизм стереотипизации основывается на упрощении мыслительного процесса. Психика не каждый раз реагирует на раздражители со всей полнотой переживаний, а переносит их на уже усвоенные модели.

Так процесс познания не превышает обыденный уровень, опираясь на житейский опыт, сформированный через обобщение представлений. Одновременно с этим сам окружающий мир содержит схожие, однообразные, повторяющиеся элементы, на которые человек реагирует стереотипными действиями.

Усваиваются стереотипы через инкультурацию и социализацию. Сами шаблоны – это часть культуры. Многие группы стереотипов человек запоминает с детства, выносит их из семьи и окружения. Закрепление образов происходит в возрасте 12-30 лет, после чего они практически не изменяются. В итоге готовые модели отражают понимание не только своей группы, но и представление других групп о собственной.

Формирование образов происходит в общении с близкими людьми, которые чаще всего присутствуют в жизни. Это семья, друзья, учителя, коллеги. Но иногда шаблонное мышление проявляется и в частных контактах. Например, если на рынке человека обсчитал продавец определенной национальности, то в итоге покупатель перенесет свое суждение на всех лиц этой национальности.

Также в усвоении стереотипов участвуют средства массовой информации, так как для многих людей они являются авторитетом. Мнения, транслируемые в СМИ, часто вытесняют личные убеждения.

Это происходит по нескольким причинам:

  1. Если человек не обладает достаточными знаниями о предмете обсуждения, то полагается на информацию из новостей или газет, не подвергая ее критической оценке.
  2. Статус источника играет важную роль в процессе стереотипизации. Суждение известного общественного деятеля или политика считаются более весомыми.
  3. Опора на мнение СМИ косвенно снимает ответственность за принятые решения. Человек принимает точку зрения авторитетного источника, считает ее правильной и справедливой.

Чем отличается стереотип от предрассудков и клише?

Предрассудки — это гибкая концепция, способная меняться в зависимости от конкретных обстоятельств. Предрассудки можно выявить, их можно учесть и исправить, и они меняются в течение всей жизни. Предрассудки возникают как на основе устойчивого восприятия чего-либо, так и в результате сиюминутных эмоций. Таким образом, предубеждение может возникнуть из стереотипа.

Главное отличие заключается в том, что стереотип практически необратим, тогда как предубеждение легко формируется в сознании и может быть так же легко отменено или изменено. Кроме того, слово «предрассудок» имеет более узкое применение по сравнению со стереотипом.

Клише — это еще один термин из науки о человеческом поведении и типографике. Это ближе к стереотипу, чем к предрассудку. В целом, термин «клише» означает стандарт, шаблон, фиксированную, неизменную форму чего-либо. Это относится к различным областям — человеческая речь, расположение печатных текстов, способ нанесения макияжа, искусство и так далее.

Даже в образе политиков есть определенное клише. В этом и заключается разница между термином и понятием клише. Клише — это неизменная форма чего-либо, способная стать шаблоном для действий. Например, шаблоны для заполнения форм также являются клише.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий