Что такое инсайт простыми словами в психологии и кто автор термина

Что такое инсайт простыми словами в психологии и кто автор термина Женщине

Инсайт. пациент и психоаналитик [основы психоаналитического процесса]

ИНСАЙТ

Понятие «инсайта» – одно из тех, что широко используются в психоанализе, в системах психотерапии, на нем основывающихся, и в динамической психиатрии в целом. Хотя это понятие используется так, как будто его значение вполне очевидно, более внимательное рассмотрение показывает, что смысл этого термина отнюдь не ясен. Как пишет Зильбург (Zilboorg, 1952): «Среди неясностей, связанных с весьма важными в клинической работе понятиями, и вызывающих большую путаницу, присутствует и понятие инсайта. Никто не знает, откуда оно появилось, кто использовал его впервые и в каком значении». Поланд (Poland, 1988) также замечает: «Инсайт так и не нашел себе удобного места в аналитических концептуализациях». С этим перекликается и высказывание Барнетта (Barnett, 1978), который жалуется на то, что «наши понятия об инсайте так расширились и стали столь размытыми, что все усилия включить наши знания в технологию эффективной инсайт-терапии часто кажутся бессмысленными и напрасными».

По-видимому, налицо сложное взаимоотношение между психоаналитическим и психиатрическим значениями этого термина. В общей психиатрии термин «инсайт» был введен для обозначения «знания пациентом того, что симптомы его болезни указывают на патологические отклонения в психике» (Hinsie & Campbell, 1970). Именно, в этом значении термин используется в психиатрии с начала нашего столетия по настоящее время. Юнг, исследовавший больных психозом с сильными умственными и эмоциональными отклонениями, отмечает, что такие пациенты могут проявлять «признаки более или менее интенсивного осознания своей болезни» (Jung, 1907). Согласно Крепелину (Kraepelin, 1906), Блейлеру (Bleuler, 1911) и Ясперсу (Jaspers, 1913), «отсутствие возможности инсайта» отмечается авторами в случаях, принципиально связанных с психотическими ментальными состояниями. Однако, хотя само слово «инсайт» за последние двадцать лет распространилось из психиатрии в психоанализ, его психиатрическое значение здесь оказалось утраченным. Необходимо отметить, что раннее использование данного термина в психоанализе не содержало специализированной технической нагрузки. На это указывает и отсутствие слова в индексе стандартного издания Полного собрания психологических работ Фрейда, хотя в самом тексте оно неоднократно встречается. По всей видимости, это достаточно распространенное как в английском, так и в немецком языке (нем. Einsicht) слово в какой-то момент психоаналитической истории оказалось поднятым до статуса технического термина. Оксфордский словарь английского языка указывает, что «первоначально это понятие, по-видимому, существовало в форме „внутреннего взгляда“, т. е., умственного взора или понимания». Среди определений, даваемых «внутреннему взгляду», есть и «ментальное зрение или восприятие, различение…, и сам факт проникновения глазами понимания во внутренний характер или природу вещей; проблеск или взгляд под поверхность…». Интересно отметить, что на современное употребление этого понятия, более или менее разговорное, по-видимому, оказало влияние соответствующее психоаналитическое его использование, так что значение «инсайта» временами приближается, как это ни парадоксально, к тому смыслу, который Оксфордский словарь называет устаревшим, т. е., «понимание, ум, мудрость». В более техническом смысле, в котором это понятие теперь используется в психоанализе, оно, по-видимому, укоренилось в формулировках Фрейда, отображавших процессы изменений, приводивших к «излечению».

В «Исследовании истерии» Фрейд и Брейер (Freud, 1895d) писали:

«К своему большому удивлению, мы обнаружили, что все индивидуальные истерические симптомы немедленно и напрочь исчезали, когда нам удавалось вызвать в памяти больного четкое воспоминание о том событии, которое спровоцировало эти симптомы, и вызвать сопровождающие это событие переживания, когда пациент описывал это событие в мельчайших подробностях, облекая свои переживания в слова. Воспоминание же без соответствующего переживания никаких результатов не дает».

Сходная точка зрения высказывалась Фрейдом (Freud, 1895d) когда он описывал состояния одного из своих пациентов:

«Если нам удастся пробудить в нем живые воспоминания, если он будет видеть при этом пережитую когда-то ситуацию в се подлинном виде, мы сможем наблюдать, что он попадает под воздействие каких-то определенных переживаний. И если мы затем заставим его облечь эти переживания в слова, мы обнаружим, что в тот самый момент, когда он вновь воспроизводит этот острый аффект, возвращается и острое чувство боли, но после этого болезненный симптом в своем хроническом виде исчезает».

Элемент «когнитивного знания» – «память о событии» – подчеркивался Фрейдом в первой фазе психоанализа в контексте эмоционального высвобождения. Идея выздоровления через разрядку переживания в форме абреакции связывалась с предположением о том, что в таких состояниях как истерия в роли патогенного агента выступает какое-то специфическое событие травматического характера. Необходимость эмоционального аккомпанемента при восстановлении подавленных воспоминаний очень близко приближается к тому, что многие психоаналитики называют сегодня «эмоциональным инсайтом».

С изменением взглядов Фрейда на патогенез (Freud, 1897), связанным с переключением внимания от внешнего травматического события на перипетии инстинктивных влечений и усилением его интереса к интерпретации снов (Freud, 1900a), эмоциональный элемент, похоже, пошел на убыль. Инсайт психоаналитика стал теперь в большей или меньшей степени приравниваться к пониманию смысла материалов, получаемых от пациента и передаваемых ему; при таком разъяснении часто использовались и интеллектуальные аргументы. Постепенное осознание необходимости анализировать перенос и трансферентные сопротивления привело к пониманию важности эмоционального контекста, на фоне которого и происходит понимание своих проблем пациентом. Фрейд (Freud, 1913с) пишет: «В ранний период психоанализа мы действительно придерживались взгляда, что ситуацию следует рассматривать с интеллектуальной точки зрения. Мы придавали большое значение знанию пациента о том, что было им забыто, и при этом мы почти не проводили различения между нашим знанием ситуации и его… То, что в результате такого подхода не последовало успеха, явилось жестоким разочарованием».

В названиях работ по психоанализу термин «инсайт» впервые появился в 1939 году в заголовке статьи Френча «Инсайт и искажение в сновидениях». Френч явным образом заимствовал этот термин у гештальт-психолога Кёлера (Koehler, 1925). Кёлер описал появление у экспериментальных животных внезапного понимания того, как решить ту или иную проблему, в виде «инсайта». Френч рассматривал инсайт в психоанализе как сходное явление, то есть как «практическое осознание – буквально „схватывание“ – конфликтной ситуации». Френч не видел в таком инсайте терапевтический фактор как таковой, но усматривал в самом явлении предварительное условие дальнейшего решения задачи, решения, ведущего к выздоровлению.

Основная проблема в психоаналитической литературе после Фрейда заключается в необходимости определить качества, которые отличают «истинный» или «эмоциональный» инсайт, с одной стороны, и чисто интеллектуальный инсайт, с другой. Большинство психоаналитиков уверено, что такое различие существует, и что оно играет огромную роль с точки зрения психоаналитического метода. Чисто интеллектуальное знание психоаналитического взгляда на источники нарушения психики, очевидно, не является эффективным (в противном случае пациента можно было бы излечить, предоставив ему учебник по психоанализу). С точки зрения психоаналитической литературы необходимо известное эмоциональное переживание в качестве аккомпанемента тому, что считается эффективным инсайтом. Однако определение «истинного», «эмоционального» или «эффективного» инсайта поставило проблемы, которые пытались разрешить многие авторы (например, Barnet, 1978; Blacker, 1981; Bush, 1978; А. Freud, 1981; Hatcher, 1973; Horowitz, 1987; Kerz-Ruehling, 1986; Kris, 1956a; Kubie, 1950; Michels, 1986; Myerson, 1960, 1963, 1965; Martin, 1952; Poland, 1988; Pressman, 1969a, 1969; Rangell, 1981; Reid & Finesinger, 1952; Richfield, 1954; Segal, 1962; Silverberg, 1955; Valenstein, 1962; Zilboorg, 1952).

Одной из трудностей, связанных с проблемой нахождения подходящего определения эффективного психоаналитического инсайта, является искушение впасть в тавтологию, то есть считать, что инсайт не является «истинным», если он не производит желаемого эффекта. Следовательно, инсайт, который производит желаемые перемены, является эффективным. Если мы хотим избежать этих трудностей, вероятно, необходимо разграничить понятие эмоционального инсайта и понятие «излечения», ибо положительный терапевтический эффект не является необходимым последствием первого. Рейд и Файнзингер (Reid & Finesinger, 1952) и Ричфилд (Richfield, 1954) пытались прояснить эту проблему применением философского анализа. Рейд и Файнзингер использовали термин «динамический инсайт» в качестве эффективной разновидности, цитируя высказывание Кьюби (Kubie, 1950) о том, что «инсайт начинает оказывать терапевтический эффект только когда он приводит к правильному пониманию соотношения между различными пережитыми событиями и бессознательными конфликтами, из которых возникают как невротические компоненты личности, так и сами невротические симптомы». Рейд и Файнзингер пытаются сами провести различие между «нейтральным» и «эмоциональным» инсайтом. Первый из них подразумевает, что «ни один из терминов, значение которых связано с актом инсайта, не имеет отношения к эмоциям, точно так же, как лицо, реализующее этот акт, ни в коей мере не осуществляет эмоциональную реакцию в момент инсайта». При «эмоциональном» инсайте «сама эмоция составляет часть субъектного материала, относительно которого пациент получает инсайт, или, выражаясь точнее, этот термин связан с отношениями, суть которых улавливается через инсайт». И, наоборот, инсайт может рассматриваться как «эмоциональный» или «динамически эффективный», если «заставляет пациента осознать некий факт, который сам по себе может представлять, а может и не представлять какую-то эмоцию, высвобождающую или запускающую эмоциональную реакцию (response)». Вышесказанное, по-видимому, и есть наиболее точное определение инсайта с психоаналитической точки зрения, определение, не обязательно связанное с «правильностью» или терапевтическим эффектом в качестве критерия.

Как быть Леди:  Функциональная астения у пациентов молодого возраста: современные способы коррекции | Шутеева Т.В. | «РМЖ» №4(II) от 27.04.2018

Несмотря на признание того, что «интеллектуальные» элементы в инсайте сами по себе не эффективны, роль когнитивных процессов в порождении инсайта все больше признается (Barnett, 1978; Bush, 1978). Барнетт замечает, что «знание действительно становится инсайтом только тогда, когда сопровождается значительными изменениями в психической деятельности пациента и способах организации опыта. Наш интерес к инсайту должен сдвинуться в направлении перестройки и переструктурирования познавательной деятельности пациента как моста между инсайтом и терапевтическими изменениями».

Одновременно с возобновлением интереса к когнитивным аспектам инсайта происходил рост внимания, уделяемого специалистами по детскому психоанализу развитию способности к инсайту. Кеннеди (Kennedy, 1979) говорит о развитии способностей к инсайту, описывая изменения в этих способностях, происходящие на протяжении жизни, начиная от ребенка дошкольного возраста к отрочеству и взрослому возрасту. Эти способности развиваются «от случайных осознаний ребенком состояния удовольствия и боли к сознательному и объективному самонаблюдению взрослого с интрапсихическим фокусом, который, вместе с интегративными функциями эго, включает инсайт в полезные психические контексты». Кеннеди добавляет, что

«мы не ставим целью в детском психоанализе реконструировать для ребенка правдивую и „объективную“ картину его прошлого, но сосредоточиваем свои усилия на анализе его адаптации к ощущаемым им давлениям, воздействующим на него сейчас… Вмешательства аналитика организуют и артикулируют то, что переживает ребенок. Всякий раз, когда аналитик интерпретирует и выражает инсайты в терминах, которые способен понять ребенок, происходит новая интеграция… Мы должны понимать, что их „аналитическое понимание“ поглощается общей „переживательной“ матрицей».

Еще один специалист по детскому психоанализу Нейбауэр (Neubauer, 1979) подчеркивает, что

«детский анализ должен обратиться к фазам когнитивной организации… Это выдвигает на первый план роль самонаблюдения как одного из главных компонентов инсайта. Еще одно требование инсайта – это способность различать объект и само-представления в контексте стабильной организации времени и пространства. Все эти различные компоненты инсайта важны для понимания его роли в психоанализе».

Анна Фрейд (A. Freud, 1981) пишет о развитии способности к инсайту в детстве и обсуждает вопрос о наличии и отсутствии этой способности как факторов нормального развития. Она считает, что для ребенка, не развившего адекватного инсайта, «второй шанс» в этом отношении дает юность.

Достижение инсайта – нормальное явление, связанное с развитием. Майкелз (Michels, 1986) отмечает признание психоаналитической теорией инсайта того, что

«психологическое развитие есть не только история устремлений организма, страхов, связей, моделей умственной деятельности, восприятий самого себя и других, понимания мира, но также и сдвигов, изменений, развития, важных открытий и осознаний самости. Психологическое развитие проходит через весь жизненный цикл, и для организации нашего понимания различных стадий развития могут быть важны самые разные перспективы. С точки зрения инсайта критическое значение здесь может иметь период, являющийся относительно „латентным“ с точки зрения влечений».

Грей (Gray, 1990) придерживается взгляда, что каждая новая ступень инсайта, достигаемая пациентом, «сопровождается важным, приобретаемым на опыте инсайтом, что эго взрослого действительно способно сознательно, силой воли справляться с ограничениями и разрядкой инстинктивных проявлений жизни… Этот аспект терапевтического действия есть форма познания своей способности управлять силами эго с помощью опыта постепенного автономного контроля над импульсами, подлежащими коррекции». Грей замечает, что «в соответствующие моменты, используя необходимые слова, я приглашаю пациента принять участие в наблюдении за тем, что происходит».

Роль повторного восстановления ранней аффективной связи с матерью и повторного обретения чувства инфантильного всемогущества при достижении инсайта подчеркивается в работе Мангхам (Mangham, 1981). При этом он развивает замечание Криса (Kris, 1956b), который в своей классической статье на данную тему заявляет, что в «инсайте „когнитивные элементы“ сливаются с особым видом точной уверенности». Статья Криса в свете более поздних открытий обсуждается в работе Абенда (Abend, 1988).

Значение образования у анализуемого «идеала инсайта» подчеркивается Блюмом (1981). Он пишет: «Психоаналитический инсайт в бессознательные процессы и содержания включает в себя постепенную трансформацию внутренних запретов и идеалов путем терпимого отношения к ранее запрещенным любопытству и знанию. Аналитический процесс зависит от послабления цензуры и анализа мотивов и способов самокритики и самонаказания».

В ряде работ освещается роль инсайта во взаимодействии пациента и психоаналитика в аналитической ситуации (например, Joseph, 1987; Mangham, 1981; Neubauer, 1979; Segal & Britton, 1981). Так, Шенголд (в сообщении Blacker, 1981) высказывает мысль о том, что процесс инсайта стимулируется аналитической ситуацией и тем, как взаимодействуют пациент и психоаналитик. Точно также Энтони (в сообщении Blacker, 1981) подчеркивает связь между инсайтом аналитика в свои собственные контрреакции на пациента и увеличением объема его знаний о внутренней жизни пациента. Вследствие этого можно считать, что анализ протекает в атмосфере взаимодействий между инсайтом психоаналитика и инсайтом пациента. Энтони (также, как и Blacker, 1981; Hatcher, 1973; Horowitz, 1987; Poland, 1988; Rangell, 1981) придерживается той точки зрения, что аналитический инсайт должен рассматриваться как процесс.

Хоровиц (Horowitz, 1987) указывает на то, что этот процесс открытия и инсайта может продолжаться и развиваться и после того, как курс лечения закончен. Он пишет: «Из ряда успешно проведенных психоанализов по всей видимости можно сделать вывод о том, что ответные реакции на интерпретацию, ведущие к полезному инсайту, подвергаются постоянному пересмотру как в ходе психоанализа, так и после его завершения. Эта постоянная ревизия позволяет учитывать собственные открытия пациента и связана с его памятью, реконструкцией или его биографией».

В дискуссии «О психическом изменении» (Naiman, 1976) Сандлер указывает на то, что «достижение инсайта с помощью вмешательства аналитика вызывает ре-интеграцию с созданием новых аспектов психической организации. Как следствие проработки, этот инсайт может стать „автоматическим“, то есть может привести к подсознательному запрещению предшествующих способов деятельности и утилизации способов более адекватных». В таком контексте достижение инсайта ведет к «структурам инсайта», то есть наборам внутренних соотношений, которые могут использоваться для того, чтобы модифицировать и контролировать ранее усвоенные способы деятельности. Это должно включать в себя изменение во внутренних объект-отношениях.

И, наконец, Поланд (Poland, 1988) делает ценное замечание по поводу аналитического инсайта, говоря, что

«инсайт связывает прошлое и настоящее, содержание и процесс в ментальное единство, недостаточно представленное логическим разумом и теорией. Клинический анализ вызывает к жизни внутренние силы в рамках уникального диадического контекста, в котором имплицитные смыслы приобретают непосредственное значение и, таким образом, позволяет историческим фактам вырасти и стать личными истинами… аналитик не может „дать“ инсайт. Его интерпретации могут предложить новые знания, его взаимодействия могут представить иной эмоциональный опыт, но пациент должен сам переварить эти знания или переживания с тем, чтобы превратить их в инсайты».

Представляется, что понятие «правильного» инсайта приводит к многочисленным сложностям (см. обсуждение исторической и повествовательной истин в предшествующей главе). С другой стороны, понятие «эффективного» инсайта может легко привести к тавтологии. Возможно, наиболее разумный подход к этой проблеме состоит в том, чтобы отличать «интеллектуальный» инсайт от тех его форм, которые либо высвобождают эмоции, либо связаны с каким-то «эмоциональным состоянием», являющимся частью содержания самого инсайта. Такой подход согласовывался бы с точкой зрения, обсуждавшейся в данной главе, когда мы отмечали, что «по-видимому, можно утверждать, что терапевтические изменения, являющиеся следствием действия психоанализа, зависят в большой степени от создания стройной и организованной концептуальной и эмоциональной системы, в которых пациент может эффективно поместить себя и свое субъективное переживание себя и других». Такой взгляд позволил бы нам понять, как различные психоаналитические и психотерапевтические точки зрения, отраженные в интерпретациях, даваемых пациенту, могут иногда оказаться одинаково эффективными с точки зрения терапевтических результатов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Процедурный тупик

Если в языковом тупике мы сковываем себя однозначным пониманием языковой структуры, то тупик процедурный связан с однозначной трактовкой функции вещей, способа их применения.

Слева — известная задача гештальт-психолога Карла Дункера. В коробке лежат острые кнопки. Как прикрепить свечу к стене и зажечь ее?

Сознание, опираясь на картинку, выделает только одну функцию коробки — быть местом для хранения кнопок. И это мешает нам найти ответ: чтобы прикрепить свечу к стене, нужно вытряхнуть кнопки и прикрепить ими коробку к стене, а затем уже поставить на получившуюся подставку свечу.

Такое же ограничение работает и в примерах справа, где нужно переставить всего одну спичку так, чтобы получилось верное выражение. Как только мы понимаем, что перемещать можно не только спички из чисел, но и из математических операторов ( , =), решение найти гораздо проще.

«Мы часто видим только одно применение предмета. Опыт работает против нас», — говорит Никита.

С таким ограничением мы тоже можем сталкиваться на работе: когда в новой ситуации требуется креативное решение, но мозг по накатанной использует те решения, которые применялись в прошлом, а сейчас оказываются неэффективными.

Перцептивный тупик

В этом случае против нас работает наше восприятие, органы чувств. Формы и очертания предметов, то, что кажется «очевидным», довлеют над сознанием.

Как быть Леди:  Исследования показали, что ностальгию вызывают печаль, грусть и сожаление

Известные примеры головоломок:

В левом примере фермеру нужно завещать участок четырем сыновьям так, чтобы каждому достался надел одинаковой площади и, что важно, формы. Зрение подсказывает нам, что участок делится только на три равных квадрата. Преодолеть это ощущение не так-то просто. (Решение задачи довольно сложное — оно есть внизу статьи.)

Справа — известная задача, в которой требуется соединить все девять точек посредством четырех прямых линий, не отрывая карандаш. Опять же, наше восприятие говорит, что перед нами — квадрат, и все попытки решить задачу сводятся к действиям внутри этого квадрата.

В психоанализе

В более точном и широком смысле слова, психоанализ под инсайтом понимает способность личности менять мотивы собственного поведения, оперативно осознавать собственную психодинамику и понимать смыслы символического поведения.[3]:55

Аналитики традиционно различают два типа инсайта.

—Интеллектуальный инсайт, понимаемый как способность субъекта в целом верно оценивать собственное поведение и понимать свою психопатологию с точки зрения генезиса и динамики развития состояния. Чаще всего интеллектуальный инсайт относят к области обсессивной защиты личности, поскольку он позволяет субъекту понимать и эффективно держать под контролем те, беспокоящие его стороны собственной личности, по отношению к которым он чувствует отчуждение.

—Эмоциональный инсайт, понимаемый как способность ощутить и адекватно осознать значение собственного бессознательного и его символических проявлений. В отличие от интеллектуального инсайта, эмоциональный — является скорее свидетельством свободы от отчуждения и нахождения субъекта в свободном контакте с собственным бессознательным.

Инсайт является весьма важной способностью личности, необходимой не только для практики, но и для теории психоанализа. Нередко даже сама по себе цель психоаналитического лечения определяется как «получение необходимого инсайта», хотя сам Фрейд не использовал в точности подобной формулировки, предпочитая другую: что целью психоаналитического лечения является превратить бессознательное в сознательное.[3]:

В концепции аналитической психологии Карла Юнга, инсайт может рассматриваться как проявление интуиции, одной из четырёх основных психологических функций, определяющей отношение человека к самому себе и окружающему миру и, как следствие, к способу принятия им жизненно важных решений.

Достаточно интересный и даже, отчасти, курьёзный пример толкования понятия инсайта Карл Юнг дал в 1909 году применительно к самому себе. В течение предыдущих двух лет, со всё возрастающим напряжением его заботила проблема собственной супружеской неверности, когда молодой психоаналитик никак не мог совместить собственную строгую протестантскую мораль и острое желание иметь несколько сексуальных партнёров.

«Он хотел показать мне, что мы друг для друга совершенно чужие люди, и что снова искать встречи с ним будет для меня унизительно. Однако я решила снова пойти в следующую пятницу, но держаться сугубо профессионально. Дьявол шептал мне другое, но я больше не слушала его. Я сидела там в глубокой депрессии. Тут появился он, сияя от удовольствия, и начал очень эмоционально рассказывать мне о Гроссе, об инсайте, которого он недавно достиг (то есть, о полигамии); он больше не желает подавлять своё чувство ко мне, он признаёт, что я для него первая и самая дорогая женщина, за исключением, конечно, жены, и т. д. и т. д., и что он хочет всё рассказать о себе».[5]

Из дневника Сабины Шпильрейн, 1909 год

.

Впоследствии следы именно этого инсайта будет нетрудно обнаружить как в истории жизни Юнга и его запутанных отношений с Фрейдом, так и в многочисленных попытках Карла Юнга соединить «чистый» психоанализ с дионисийскими ритуалами в духе позднего ницшеанства.

Инсайт в маркетинге

Инсайт в маркетинге имеет два значения. Первое – близкое к классическому. Так называют этап мозгового штурма при разработке рекламной кампании, во время которого создателю приходит в голову нечто внезапное, неожиданное, спонтанно возникшее.

Простой пример… Человек хочет купить новый айфон и утверждает, что основным побудительным мотивом является улучшенный интерфейс или расширенный функционал. Но на самом деле, модный девайс приобретается ради повышения самооценки, для удовлетворения потребности почувствовать себя успешным и получить подтверждение этой успешности в виде зависти и восхищения друзей и знакомых.

Потребительский инсайт не случайно считается мощным двигателем рекламной кампании. Маркетолог, которому удастся определить истинные мотивы покупки рекламируемого предмета, получает возможность воздействовать сразу на два канала восприятия – сознательный и бессознательный.

Инсайт в психологии

Слово «инсайт», как термин в психологии, впервые было употреблено Вольфганом Келлером, в 1925 году. Келлер был немецким психологом, американского происхождения и одним из основателей Гештальтпсихологии. Собственно сам инсайт он обозначил как важнейшую часть этого психологического направления.

Келлер считал, что обучение может происходить в виде внезапного озарения, что и подтвердил позднее, благодаря своим опытам с человекообразными обезьянами. В помещении, где находился примат, подвешивали на недосягаемую высоту пищу. Так же, вне поля зрения клали палку.

Вначале обезьяна пыталась достать еду дотянувшись до нее, но после нескольких неудачных попыток затихала, и начинала оглядываться по сторонам. В конечном итоге она догадывалась достать еду при помощи палки. Келлер назвал этот эффект «ага-реакцией». По сути это резкое изменение поведения, обдумывание и, как итог, внезапно найденное решение задачи.

  1. Хаотичная реакция на происходящее
  2. Внезапная остановка, пауза
  3. Адекватная реакция

Инсайт психозов

Инсайт понимается не только как умственное распознавание проблем, ошибок и решений, но также – помимо мышления – как признание и понимание (включая эмоциональные компоненты и ценности).

В психиатрии проницательность также означает способность распознавать патологическое состояние или расстройство личности.

Отсутствие инсайтов патологического состояния может быть обнаружено – в дополнение к другим критериям, таким как потеря контакта с реальностью, – например, при психозах.

Здесь структурное изменение опыта приводит к тому, что человек не может объективно классифицировать свои действия самостоятельно, а скорее приписывает связи или расстройства другим и, следовательно, не может распознать собственное расстройство. Довольно часто наблюдается мнимое или вызывающее поведение заболевшего человека.

Что такое инсайт простыми словами в психологии и кто автор термина
Giphy

Как достичь озарения?

Этот вопрос интересует многих людей. Вряд ли есть те, кому не хотелось бы испытать то самое ощущение, которое настигло Ньютона, Менделеева и Архимеда. Но как это сделать?

Никак, поскольку инсайт – явление, приходящее к человеку из сферы бессознательного. Но зато можно поспособствовать его образованию.

Во-первых, нужно научиться отпускать мысли и как можно чаще отвлекаться. Это сложно. Поскольку озарения человек ждёт именно тогда, когда он находится в критической ситуации, при которой решение должно было быть «ещё вчера». Но, если ему нужен инсайт, а не «ложная эврика», придётся научиться не думать о проблемах и переключать внимание на какие-то посторонние, отвлечённые вещи.

И это поможет. В прогулках, книгах, фильмах и разговорах по душам, езде на велосипеде и многом другом нередко проскальзывают метафоры, способные дать ответы на волнующие вопросы. Почему в одной и той же киноленте каждый человек находит индивидуальный смысл? Потому что подсознание ищет ответы лишь на те вопросы, которые волнуют именно его.

Из этого следует вывод. Чтобы подсознанию работалось легче, необходимо предоставить ему как можно больше отвлечённых ситуаций. Чем выше будет этот максимум – тем быстрее найдётся «та самая» метафора.

Как мышлению помогает тело?

Еще одна сфера интересов Никиты — воплощенное познание (embodied cognition). Это направление в когнитивных науках, которое изучает участие тела в процессе мышления. Как выясняется, тело тоже может помогать приближению инсайтов.

По всей видимости, некоторые формы нашего мышления изначально были простыми движениями тела и только потом в ходе эволюции перешли во внутренний план и автоматизировались.

🔄

Известный пример: закройте глаза и представьте, что вы мысленно крутите в пространстве какой-то объект, например, куб или чашку. Если при этом вам дать что-то покрутить в руках — хотя бы смартфон, — то нетрудно заметить, что, когда вы крутите его в том же направлении, что и воображаемый объект, скорость вращения последнего увеличивается, и наоборот.

Казалось бы, нет никакой связи между реальным объектом и тем, что воображает ваше сознание, но, однако, связи между моторикой и мышлением позволяют ускорять или замедлять мыслительную деятельность.

Ученые исследуют примеры, в которых движения отдельными частями тела помогают принять решение. Известный эксперимент — «Две веревки». В нем испытуемым нужно связать узлом две веревки, привязанные к потолку. При этом, схватив одну веревку за ее конец, человек не может дотянуться до конца второй веревки.

Как появляется инсайт

Озарение настолько неуловимо и непредсказуемо, что кажется, как будто его невозможно изучить и проанализировать. Однако специалистам давно удалось это сделать. На основании наблюдений за поведением обезьян Келлер выделил три этапа инсайта:

  1. Хаотичное поведение.
  2. Пауза, отвлечение.
  3. Адекватное поведение.

Еще раньше французский математик Анри Пуанкаре писал про инсайты, рассматривая озарение при занятиях точными науками, вне привязки к психологии. Ученому удалось выделить 4 этапа озарения.

  1. Подготовка. Поиск информации, изучение материала, формулирование вопроса, попытка найти решение уже известным способом. При безуспешности этой попытки сознание переадресует вопрос бессознательному.
  2. Отвлечение (созревание). Не найдя ответа, человек переключается на что-то другое либо отдыхает и расслабляется. В это время бессознательное продолжает трудиться над поиском решения.
  3. Собственно инсайт. Бессознательное находит решение и переадресует его сознанию. Зачастую это происходит совершенно неожиданно для человека, занятого другими делами.
  4. Проверка. Человек анализирует полученный результат, оценивает его правильность и достоверность с точки зрения осознанного знания и имеющегося опыта.
Как быть Леди:  Что делать когда все против тебя? - практические советы и техники

Можно ли стимулировать инсайт

Ни один исследователь не даст гарантию наступления озарения при соблюдении определенных правил, потому что инсайт – сродни творчеству. Тем не менее, прозрение рождается по законам, хорошо известным не только психологам, но и людям, которым по призванию или роду занятий приходится постоянно стимулировать собственное бессознательное для поиска нестандартных решений. Вот эти законы:

  • Инсайт рождается не из пустоты, а из уже имеющейся информации. Причем, должным образом усвоенной и переработанной, а не механически затверженной. Чтобы озарения приходили чаще, необходимо учиться, находить круг общения по интересам, приобретать новый опыт.
  • Для рождения инсайта важны паузы. Непрерывная стимуляция сознания не приближает, а отдаляет наступление озарения. Чтобы найти решение, нужно отвлечься, расслабиться или заняться чем-то другим, не имеющим отношения к решаемой проблеме, тогда сознание передаст информацию бессознательному для обработки.
  • Инсайты часто приходят во время монотонной деятельности, не перегружающей мозг: ходьбы, вождения автомобиля, раскладывания пасьянсов, рисования, занятий спортом или танцами. У каждого человека свои способы, важно, чтобы они доставляли удовольствие и позволяли мозгу отдохнуть. Хорошим способом стимуляции инсайтов считаются медитативные практики, однако этот метод требует изучения, его нельзя постичь «с наскока».

Человеческая психика полна парадоксов, инсайт – не исключение. Порой мы чего-то не получаем именно потому, что слишком сильно этого хотим. Чрезмерное желание обрести инсайт может привести к появлению так называемого ложного озарения – варианта, который выглядит, но не является настоящим решением.

Так что не стоит зацикливаться на поиске ответа и истощать себя. Все приходит вовремя, в том числе – инсайты.

Обратный инсайт или «разворот»

Вместо инсайта, особенно в случае психических расстройств, инвертируется ошибка, проблема, диагноз или поведенческая атрибуция. Обратное означает, что они проецируются именно на человека или группу людей, которые обращаются к наблюдению, предположению или факту, или которые диагностируют возможно существующее расстройство/болезнь.

Что такое инсайт простыми словами в психологии и кто автор термина
Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

И наоборот, такие ответные реакции одновременно являются признаком возможного психотического расстройства, по крайней мере, если их можно наблюдать неоднократно, и заметно, что человек не понимает, что включает в себя готовность сотрудничать в этом отношении. Среди прочего, переворот фактов или переворот реальности происходит при тяжелых психозах.

Бредовые мысли, идеи и предположения настолько сильно защищаются теми, на кого воздействует внешний мир, что приписывания или обвинения любого рода приводят к так называемым «переворотам». Собственная мысленная конструкция тех, на кого действует бред, может быть настолько сильной, что то, что приписывают им посторонние (само заблуждение или определенное поведение), превращается в противоположность и приписывается другим.

Интересно, что те, кто заблуждается, меняют все приписывания почти в соотношении 1: 1. Соглашения, обязательства и правовые отношения часто переворачиваются таким образом, что они прямо противоположны друг другу. Почему?

Обращаясь к гештальтпсихологии

Специалистами данной области уже давно дан ответ на вопрос касательно того, что такое инсайт, в соответствии с учениями. Как всем известно, гештальт – нечто, отличающее сумму от целого. Простым примером можно считать мелодию. Она состоит из отдельных звуков.

Итак, стоит вернуться к теме. Инсайт – это в психологии долгожданный ответ, найденный неожиданно и внезапно. Это усмотрение сути проблемной ситуации, которое способно помочь завершить гештальт. И данный феномен не случаен.

Дело в том, что человек, не нашедший ответа на волновавший его вопрос, будет продолжать его поиски даже на бессознательном уровне. И в один момент, под воздействием тех или иных обстоятельств, его «озарит» решением. Инсайт возникает на основе слуховых и зрительных образов, событий прошлого и переживаний. Иначе говоря, к его появлению приводит соединение ассоциаций и информации.

Причины

  • Обычно это происходит из-за того, что «Я» уходит из сознания (например, неприятные истины), что оно не может справиться с собой. Стрессовое содержание, включая собственные ошибки или ошибки единомышленников, близких или групп людей, остается в сознании, но отделяется от собственной личности (отделение реальности от принятия желаемого за действительное). В результате кажется, что мысли и чувства не возникают сами по себе.
Что такое инсайт простыми словами в психологии и кто автор термина
Фото автора fauxels: Pexels
  • Также из-за ненависти к другому человеку, поскольку эту ненависть не может терпеть собственное «Я», как в случае с так называемым «стокгольмским синдромом». Ситуации, в которых жертвы объявляют преступников друзьями, строят позитивные эмоциональные отношения со своими насильниками и похитителями, сочувствуют негодяям и сотрудничают с ними.

Но это, в свою очередь, представляет собой особую форму обращения, которая имеет как психологические, так и психиатрические компоненты, при которых естественное распознавание друга-врага полностью меняется. Такие люди ищут близости к опасностям и потенциальным врагам, которым они себя предлагают. Но это отдельная тема. Поэтому вернемся к обычной форме разворота.

«Я без любви» становится «другой без любви». «Я ненавижу другого» становится «другой ненавидит меня». «Может быть, я болен» превращается в «другой человек может быть болен». Этот разворот уменьшает собственное чувство вины, поскольку эмоции, которые человек не может принять в себе, теперь кажутся исходящими извне, и, таким образом, с ними можно бороться.

В крайней форме покаяния преступники становятся жертвами, а жертвы становятся преступниками в духовном преображении. Это может показаться жутким для обывателя, но это очевидный факт во многих тяжелых психозах.

Вот так настолько простая вещь как понимание (инсайт) может быть искажено в другом своём варианте и превратиться в разворот. Но в нормальном варианте это ежедневные озарения, которые человек испытывает, когда ищет решение своих проблем.

Психологическая защита

О ней также хотелось бы вкратце рассказать. Защитные механизмы психики представляют особый интерес. Поскольку они задействуются в тех случаях, когда минимизация отрицательных переживаний крайне необходима. И затяжные ситуации, в которых человек думает только о решении той или иной проблемы, относятся именно к ним.

Защитные механизмы в один момент срабатывают и ослабляют внутриличностный конфликт, уменьшая беспокойство и снимая напряжение. Таким образом, поведение человека регулируется, психика уравновешивается, а приспособляемость повышается.

Существует множество видов защиты, каждый из которых по-своему интересен. Это вытеснение, отрицание, проекция, сублимация, реактивное образование, рационализация, обесценивание, перенесённая агрессия, изоляция, регрессия и фантазирование. Отношение к рассматриваемой теме имеет только последний вид защиты.

Фантазирование проявляется в создании человеком вокруг себя искажённой реальности. Он стал настолько одержим волнующей его проблемой, что принялся искать варианты её решения там, где их нет. Но он находит. Точнее, ему так кажется. На деле решение оказывается придумкой – чем-то вроде ложного озарение. Но человек настолько устал, что готов поверить даже в фантазии.

Случаи из жизни

Есть довольно известные и занимательные примеры инсайтов. Взять, к примеру, закон Архимеда статики жидкостей. Его образование – результат инсайта. Древнегреческий физик просто отправился принимать ванну, но вдруг заметил, что вода из неё вытесняется в том объёме, который занимает его тело. Ассоциации сопоставились со знаниями – и вот, учёный уже бежит по улицам Сиракузы, крича известное «Эврика!».

Не менее ярким примером является Дмитрий Иванович Менделеев. Над периодической таблицей химических элементов русский учёный-энциклопедист думал на протяжении долгих лет. И однажды во сне она ему привиделась. Элементы были расположены по мере необходимости! Дмитрий Иванович тотчас проснулся, записал увиденное на бумаге и заснул.

Конечно же, нельзя не вспомнить инсайт Исаака Ньютона. Британский физик отдыхал после обеда в саду под тенью яблонь и пил чай. Внезапно с дерева упал плод. Ньютон задумался: «Почему яблоки падают всегда лишь перпендикулярно земле?» Картина произошедшего подтолкнула учёного на мысль о том, что та же сила, которая заставляет плод упасть, удерживает Землю от приближения к Солнцу, а Луну – от падения на нашу планету. Так и был открыт закон о силе гравитации.

Умение предвидеть

Способность к инсайту может использоваться в психологии как синоним проницательности, когда речь идет о характеристике личности. Вообще, проницательность – это способность угадывать, что из себя представляет незнакомый человек, какие им движут мотивы, чего от него ждать. По большому счету, это предвидение ситуации.

Проницательного человека трудно обмануть или «подставить». Такие люди не склонны к ошибкам, и они успешны в выбранной сфере деятельности. Вот почему среди них встречается немало лидеров, способных влиять на окружающих, собирать вокруг себя команды единомышленников и творческие коллективы.

Но проницательность – это еще и способность делать точные наблюдения, замечать в окружающем самое существенное, то, что не бросается в глаза, но дает ключ к ситуации. И в этом плане ее можно развивать, постоянно тренируя свою наблюдательность. Для этого в психологии разработаны специальные методы, с которыми при желании можно ознакомиться.

Различными направлениями психологии используется термин инсайт, значение которого трактуется как озарение, интуитивный подход к решению трудной задачи, осознавание в широком смысле или проницательность. В психологии рекламы существует даже понятие «потребительский инсайт».

Оцените статью
Ты Леди!