Что такое эскапизм, или Как сбежать от проблем без проблем?

Что такое эскапизм, или Как сбежать от проблем без проблем? Женщине

Что такое эскапизм?

Эскапизм происходит от английского escape — «побег». Это слово означает избегание неприятных впечатлений, обстоятельств путем концентрации внимания на каком-то занятии. Впервые оно появилось в словаре Уэбстера в 1939 году, а в 60-х стало обширно использоваться среди психологов.

Побег — естественный сценарий защиты у людей и многих других животных. В древние времена человек бегством спасался от львов и враждебных соплеменников, но сейчас мир стал условно безопаснее, и многие угрозы на сегодняшний день представляют опасность не столько для физического здоровья, сколько для ментального.

У эскапизма есть множество форм:

  • Чтение

  • Учеба, в том числе изучение иностранных языков

  • Работа

  • Видеоигры

  • Просмотр сериалов

Любое занятие, которое дает достаточно глубокое погружение, чтобы человек забыл обо всем, может стать формой эскапизма.

Как смотреть на жизнь со светлой стороны и успешно противостоять стрессу? Научитесь этому на курсе «Антихрупкость».

Бегство от реальности

 Эскапизм (от англ. escape — убежать, спастись)

Это бегство от реальности в мир грез и фантазий. Так происходит, когда жизнь человека становится для него настолько невыносимой и сложной, что он просто предпочитает «убежать» от нее в свой вымышленный мир иллюзий и грез. В тот мир, в котором у него нет проблем, где он со всем справляется, где его любят и уважают, где ему все удается. Проведя некоторое время в своих грезах, эскапист получает, что-то вроде очередной «дозы» положительных эмоций, что положительно подкрепляет уход от реальности. При этом каждое возвращение в реальность из этого «идеального мира» становится болезненным. Реальность скучна и однообразна, в ней нужно бороться, принимать решения, взаимодействовать с другими людьми, оплачивать счета.. Реальность получает негативное подкрепление и стремление «уходить» становится все сильнее и сильнее, так, что со временем, триггером для бегства становится даже небольшая проблема. 

Эскапизм сам по себе не является психическим расстройством, т.к. человек осознает где реальность, а где нет, эскапизм это скорее средство избегания, чье воздействие схоже с наркотической зависимостью, пусть он и не носит такой антисоциальный характер и не так разрушителен, но не стоит недооценивать его влияние на жизнь человека, эскапизм способен значительно снизить качество жизни человека. И самое серьезное его воздействие — это своего  атрофия мышления, отсутствие способности думать, анализировать, познавать. Мышление становится автоматическим и поверхностным. Отсутствие осознанного мышления снижает производительность человека и негативно влияет на его успешность во все сферах  жизнедеятельности. Автоматизм и ригидность мышления проявляются в его взглядах и убеждениях о мире и людях, таким человеком легко манипулировать. Понимание собственной беззащитности и не способности справляться с жизненными трудностями приводит к проблемам с самооценкой, а автоматизм мышления приводит к когнитивным искажениям. Негативно сказывается и то, что человек сам не воспринимает эскапизм как проблему и причину своих страданий, он считает это чертой своего характера, этакой безвредной привычкой.

Хочу отметить, что я не призываю вовсе отказаться от фантазий и воображения, да это и невозможно в принципе. Многие писатели и творческие личности, например, такие как Клайв Льюис, создавали свои шедевры, от которых мы сегодня получаем удовольствие, именно благодаря своей богатой фантазии и воображению. Воображение это неотъемлемая часть нашей жизни. Очень важно различать здоровое воображение и фантазию, помогающие нам достигать своих целей, здесь в реальном мире, от бегства в выдуманный пустой мир грез и иллюзий.  

В противоположность эскапизму, осознанное мышление благотворно влияет на все сферы человеческой жизни. Вместе с привычкой осознанного мышления, в жизнь эскаписта приходит рациональность, способность справляться с жизненными трудностями, способность достигать свои цели и самое главное — способность получать удовольствие здесь, в реальном мире.

Литературный эскапизм

Литературный эскапизм – форма эскапизма, которая возникает благодаря использованию самых разнообразных образцов литературы: сказок, мифов, легенд, фантастики, фэнтези, романов и т.д.

Романтизм как литературный жанр занимает особое место в создании литературного эскапизма. Именно благодаря романтизму сказка, которая раньше воспринималась всего лишь как вид фольклора, превратилась в полноценный литературный жанр. Описанная в сказках реальность существенно отличается от окружающей нас реальности.

Автор цикла фантазийных романов «Властелин колец» Джон Толкиен, о котором мы уже вспоминали, рассказывая о своих произведениях, говорит, что одной из основных функций фэнтезийной сказки является именно побег от реальности.

Превращенная романтизмом в полноценный литературный жанр, сказка в современном обществе с каждым годом становится все популярнее. Многие сказочные сюжеты стали основой не только книг, но и фильмов, сериалов, компьютерных игр. Далекие от повседневной реальности литературные сюжеты доставляют подлинное удовольствие эскаписту любого возраста, ведь на протяжении всей жизни практически все люди стремятся попасть в волшебный мир.

Плохо ли сбегать от проблем?

Многие люди считают эскапизм инфантильным и несамостоятельным поведением, когда человек попросту сбегает от проблем. Однако психологи не считают эту практику позорным бегством, даже наоборот: Зигмунд Фрейд считал, что человеческая жизнь слишком трудна, чтобы прожить ее только в одной существующей реальности, поэтому эскапизм является важной практикой для сохранения баланса.

Иногда эскапизм может дойти до крайней меры, когда человек полностью отдаляется от реальности и живет в своем собственном мире, но здесь в основе уже может лежать психическое расстройство. В малых же дозах эскапизм полезен и нужен, например в ситуациях, когда человек буквально ничего не может сделать со сложившейся вокруг него ситуацией: пандемией, глобальным кризисом, потерей близких.

Во время глобальных кризисов эскапизм становится инструментом публичной политики. Так, во время Великой депрессии в США многие медиа сменили курс на развлечения и отвлечение населения от экономических проблем в стране. Алан Бринкли, автор книги «Культура и политика в период Великой депрессии», описывал, как бегство от реальности стало новой тенденцией в преодолении трудностей, вызванных обвалом фондового рынка в 1929 году: журналы, радио и фильмы — все было нацелено на то, чтобы помочь людям мысленно вырваться из тупика.

Журнал Life, ставший популярным в 1930-х годах, показывал фотографии, которые «не указывали на то, что была депрессия; большинство фотографий изображали купающихся красавиц, спуск на воду кораблей, строительные проекты и героев спорта — что угодно, только не бедность и безработицу».

Однако важно помнить, что рано или поздно человеку придется покинуть свое убежище и вернуться в реальность. Эскапизм может помочь найти источник вдохновения и ответов на вопрос, как это сделать и как пережить тревогу, вызванную событиями в реальности.

Спортивный эскапизм

Спортивный эскапизм – форма эскапизма, суть которой заключается в том, что человек начинает заниматься спортом, чтобы убежать от повседневных забот или определенных проблем в личной, социальной, профессиональной и любой другой сфере жизнедеятельности.

Многие люди не хотят или не имеют возможности решать свои проблемы, поэтому они начинают заниматься тем или иным видом спорта. Новое увлечение не только помогает эскапистам забыть о нерешенных проблемах и повседневной рутине, по и дарит возможность оказаться в совершенно другом мире и познакомиться с совершенно новыми людьми.

Некоторые психологи утверждают, что чем масштабнее у человека проблема, тем фанатичнее и интенсивнее он начинает плавать, бегать, заниматься фитнесом, выполнять силовые упражнения и т.д. Пытаясь убежать от неразрешенных проблем, индивид все больше погружается в спорт. Он совершенно не жалеет себя и постепенно доводит до физического и морального истощения.

Спортивные эскаписты четко осознают, что занятие спортом не поможет решить им их проблемы. Но им намного проще отправиться на очередную тренировку и забыть обо всем на свете, чем разбираться с неудачным браком, финансовыми долгами, вредными привычками, нелюбимой работой и т.д.

Спорт для спортивных эскапистов является навязчивой идеей. Они настолько становятся одержимыми спортом, что все остальные жизненные аспекты перестают вызывать у них хоть какой-то интерес.

Как быть Леди:  Холерики — Психология человека

Одним из самых доступных и распространенных видов спортивного эскапизма является бег. Зависимость от бега, как и любая другая зависимость, развивается постепенно. «Подсевшие» на бег люди сначала постепенно увеличивают дистанцию, а затем начинают добавлять дополнительную нагрузку до тех пор, пока у них не остается времени на семью, родных, друзей, работу, хобби и т.д.

Сначала новоиспеченный бегун принимает участие в первом серьезном полумарафоне и преодолевает дистанцию в 10 км. Затем, получив заряд уверенности в себе, своих силах и возможностях, он планирует принять участие уже в марафоне. Полумарафоны, марафоны и прочие подобные мероприятия отнимают много времени и много энергии, которых на решение тех или иных проблем уже просто не остается.

Если бегун упорно тренируется и достигает всех поставленных перед собой целей, то он не возвращается к повседневной реальности, а фокусирует свое внимание на новой спортивной дисциплине: триатлоне, плавании, велоспорте, кроссфите, горном беге и т.д.

Хотя спортивные эскаписты и не занимаются решением существующих проблем, в своем новом окружении они искренне чувствуют себя счастливыми и успешными людьми. Благодаря спортивному эскапизму они не только получают удовольствие от достижения поставленных целей, но и заводят новые полезные связи, находят подходящих партнеров и разделяющих их увлечение друзей.

Психологи соглашаются с тем, что спортивный эскапизм, в отличие от виртуального и многих других форм эскапизма, является не самым плохим уходом от реальности для человека, оказавшегося в эпицентре навалившихся на него проблем, решить которые далеко не всегда получается.

Эскапизм — это плохо или хорошо?

Нередко слово «эскапизм» употребляют с осуждением. Эскапистам называют людей, предпочитающих не решать проблемы, а убегать от них в выдуманный мир. В этом смысле эскапизм — синоним малодушия, отказа от принятия решений.

Действительно, во многих случаях эскапизм может быть вреден для человека и окружающих — объективные трудности редко исчезают сами собой, поэтому эскапист лишь усугубляет свое положение.

В то же время эскапизм спасает в ситуациях стресса, фрустрации, бессилия. Когда другие выходы невозможны, бегство от реальности позволяет сохранить душевное здоровье.

Так, выживший в нацистском концлагере психолог Виктор Франкл вспоминал, что его в заключении спасали воспоминания о прошлом, мысли о любимой жене. В дальнейшем Франкл ввел понятие «экзистенциальный эскапизм» — бегство от реальности, вызванное утратой смысла жизни.

В более мягкой форме эскапизм — способ отдохнуть, обрести покой, восстановить силы для новых свершений. Чтение книги или просмотр фильма могут зарядить человека положительными эмоциями, а мечты о будущем или воспоминания помогают разобраться в себе.

Эскапизму могут быть подвержены целые социальные группы. По мнению критиков современного общества, эскапизм сознательно взращивается массовой культурой: он делает людей пассивными, превращает в конформистов, которыми легко управлять политической элите. Это удобно для авторитарных и тоталитарных режимов.

Но можно смотреть на вопрос и с другой стороны: эскапизм свидетельствует, что человек критически относится к обществу и не принимает критериев «успешности», которые оно навязывает. Таким образом, эскапизм — это не бегство от выбора, а обретение внутренней свободы.

Многие философы прошлого выступали за уход от мира и его соблазнов (например, древние греки Гераклит, Диоген и Эпикур). В определенном смысле эскапизм проповедовал Иисус Христос: не зря в христианстве высшим духовным подвигом стал считаться монашеский отказ от мирской жизни.

Еще один аргумент в пользу эскапизма — он способствует самореализации. Поэтому бегство от реальности порой необходимо людям искусства.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

А.С. Пушкин. «Поэту»

К примеру, декаденты рубежа XIX-XX веков вели «богемную» жизнь, противопоставляя себя миру, и это было одной из составляющих культурного расцвета — Серебряного века.

А уже в XX веке большую роль в развитии музыки и искусства сыграли представители контркультуры — хиппи, рокеры, панки. В СССР писатели, художники и музыканты, отвергавшие социалистический реализм, часто прибегали к эскапизму — работали дворниками или кочегарами (например, Виктор Цой), а в свободное время занимались творчеством.

Автор «Властелина Колец» Джон Толкиен называл себя эскапистом с гордостью:

Я считаю, что бегство от действительности — одна из основных функций волшебной сказки, и поскольку я одобрительно отношусь ко всем ее функциям, то, естественно, не согласен с тем жалостливым и презрительным тоном, которым слово «эскейпизм» часто произносят… Мысль о том, что автомобили «более живые», чем, например, кентавры и драконы, весьма удивительна… Воистину, как реальна, как изумительно жива фабричная труба по сравнению с вязом — жалким, устаревшим, предметом нежизнеспособных мечтаний «эскейписта»!

Дж. Р. Р. Толкиен. «О волшебных сказках»

Эскапизм как ресурс, ценность и видимое сообщество

— Привет, меня зовут Анна! Александра считает, что я — пример продуктивного эскаписта. Сегодня расскажу, как это переживается изнутри.

— Расскажи, пожалуйста, как давно это с тобой.

— Честно говоря, не знала, что меня можно называть эскапистом, пока не познакомилась с Александрой, которая назвала меня так. Когда вы погружаетесь в мечты, скорее всего, вам не придет в голову, что вы – эскапист. Если только вы не размышляли именно над этим, понимая, что нужно уже как-то назвать ваши мечтания, обозначить это состояние для других людей – особенно если мечты занимают полезное время. Или назвать, например, «Мама, я занимаюсь творчеством», или скрывать: «Я пойду к себе спать, да, хотя еще девяти нет».

Уход в фантазии, более или менее насыщенные, мне привычен давно. Для детей, вроде меня и моих сверстников, здорово, когда рядом был кто-то, кто мог сказать: «Ага, у нас здесь лес, здесь поляна, и мы сейчас будем теми-то». С возрастом, однако, способность преображаться и претворять окружение притупляется. Когда начинается школа, ты занят другим. Переезд тоже влияет на сложившиеся связи, где кто-то мог поддерживать игру – дополненную реальность. Но с возрастом способность воображать не обязательно притупляется, она может измениться.

Например, я начала писать истории, чертить карты, создавать алфавиты, рисовать растения и животных. Не считала, что я эскапист, просто это было хобби, любимое занятие. Отчасти на это мог повлиять переезд, когда знакомых рядом не оказалось, где-то в очень-очень раннем подростковом возрасте. Ребята из нового круга общения, впрочем, тоже не возражали заняться чем-то из этого — эпоха до расцвета интернета и компьютерных развлечений.

Возвращаясь к роли воображения, оно помогало при учебе тоже. Например, одно дело, когда преподаватель в школе говорит: «История такая-то, учите, читайте параграф такой-то». История вообще интересный предмет, но когда говоришь себе: «Хорошо, а вот если бы я попала в эти события – ничего же себе!» Тогда ты чувствуешь, что хочешь узнать, что там дальше. И больше – как жили тогда люди, каким был их досуг, их уровень жизни?

Кроме того, топливо воображения полезно, когда ты хочешь написать какую-то книгу. Например, твой герой должен добраться до какого-то города на лошади. Сидишь и думаешь – сколько времени займет эта поездка? А если дорога разбитая и через лес? И ты идешь и ищешь, сколько люди путешествовали в Средние века, что влияло на их путешествия – все такие мелочи. Эскапизм дает топливо для того, чтобы глубоко копать в поисках нужных сведений. Как правило, этого достаточно, чтобы запоем читать серьезные научные труды. Моя домашняя библиотека заметно расширялась за счет моих пристрастий. Чтобы углубиться в свой мир, мне надо было знать очень много о том, как устроена жизнь вокруг – и сейчас, и когда-то.

Как быть Леди:  Ссоры по пустякам: как избежать? - Психология - Психология на сайте ИЛЬ ДЕ БОТЭ

Сейчас я уже отучилась в институте, работаю. Вы можете спросить – что сейчас мне дает эскапизм? Для меня он полезен в работе. Например, он отличается от погружения в творчество. Например, моя подруга, когда ее заваливают работой, жалуется: «Все, у меня голова кипит, жду не дождусь, когда пойду расписывать свой платок, но у меня нет на это времени». Я думаю – да, но мне-то как повезло! Мне-то надо просто представить себя одним из персонажей, который, на мое счастье, чувствует себя несгибаемым, разбираясь с горами работы, — и я спокойно делаю свое дело и чувствую себя даже увлеченно. В этом разница. На тебя смотрят и думают: «Бедная, у нее столько работы! Какой трудоголик!», но в этот момент я ас в своей деятельности, мне хорошо!

Или на тебя «накидывается» домашняя работа – посуда, уборка. Еще недавно ты был тем, кто повелевает бумажками, а тут грязная раковина! Сидишь и думаешь – я не могу, я на это уже не способен! Но появляется еще один твой персонаж, который говорит: «Знаешь, со мной в жизни столько всего было, твоя посуда – это ерунда», он засучивает рукава и моет посуду, пока ты размышляешь о его тяжелой судьбе, треплешься с ним в удовольствие, и дело делается!

Когда у тебя есть мир и продуманные персонажи, с ними хорошо о чем-то болтать. Предмет уже зависит от характеров. Например, один может быть полнейшим мерзавцем, который отрицает современные нормы морали, но с ним здорово спорить, обсуждая обстановку где-нибудь на Ближнем Востоке.
Это со мной до сих пор, и оно не уходит.

— А сколько примерно по времени ты погружаешься в эти мечты?

Думаю, что целый день так или иначе. Это может быть не очень глубокое или долгое погружение, но они случаются более-менее постоянно. Самое худшее, когда это состояние наступает ночью, когда ты уже готовишься спать. Если у вас бывает бессонница, наверное, вы очень не любите это осознание: когда только недавно вы хотели спать, а сейчас вам грозит ночь наедине с собой. Я тоже не люблю. Бывает «плохая бессонница», когда просто не спишь, но бывает «продуктивная», когда персонажи неожиданно начинают болтать друг с другом, и ты понимаешь, что надо срочно достать планшет и это записать, потому что утром будет интересно прочесть, но если не записать, то не запомнишь. Так что, к сожалению, иногда уже час ночи. Два, три, четыре. Ты не спишь, и только в пять утра они, наконец, заканчивают свои очень важные беседы. Ты кладешь планшет и выдыхаешь. Спишь сладко после этого, только вот недолго.

— Скажи, персонажи, с которыми ты беседуешь, которые тебе помогают, имеют реальную основу или ты сама их полностью придумываешь?

Как правило, я придумываю их сама, полностью. Но иногда встречаю интересный мир, о котором думаю: похоже создатели не проработали его обстановку и условия так хорошо, как он того заслуживает, можно продумать еще глубже! Тогда мне хочется создать своих персонажей если не в этом мире, то в похожем. Но тех персонажей, кто уже существует, уже был кем-то прописан, я обычно не использую. К тому же, в принципе мне важно, чтобы мои персонажи не особенно бравировали какими-то сверхспособностями. Наверное, предпочитай я себя вообразить каким-нибудь суперчеловеком, появились бы проблемы. Как это было бы? Например, стою над раковиной, а какой-нибудь такой персонаж говорит: «Я Флэш-молния, поэтому я сейчас… смотаюсь подальше от посуды!» или «Я – «Железный человек». Хм, пожалуй, я бы просто нанял помощника на кухню!» И вот ты – выворачиваешь карманы наизнанку и видишь, что это не самый рабочий вариант.

— Можешь рассказать про сюжеты?

Входить в сюжеты очень весело, но ресурсоемко. Интересным сюжет делает и атмосфера. Например, известно, что в китайском зодиаке 12 животных, определяющих год, и 5 стихий, кодирующихся цветом, но кроме года эта система затрагивает месяцы, часы и минуты, плюс все сопрягается со сторонами света и звездами. Вокруг этого мне довелось выстроить целое сообщество.

Исторический и культурный материал подсказывает, где хотелось бы побывать и кем. У героев разные характеры, цели, ценности. Они вступают во множество конфликтов, и прожить эти конфликты самому – ценно в эмоциональном плане и в аналитическом. В сюжете действуют барьеры, которые трудно воссоздать в жизни. Социальные различия, экономические, культурные, политические или религиозные. Эти дает попробовать столкновения на вкус, и выстроить очень заряжающий сюжет!

В нашей повседневной жизни мы не так уж часто можем позволить себе спорить с родными, близкими или кем-то, кто нам не нравится. Но если есть персонажи, то можно попробовать разные позиции конфликта с ними. Какой бы спор не был, это не вы ссоритесь, а они. Этот опыт обогащает. В какой-то мере, не прожив это, не проиграв в себе – трудно понять ценности, идеи других людей. Или стать устойчивее к тем чувствам, которые мы встречаем к себе в реальном мире. Например, коллега – вредный редиска, его привычки и поведение раздражают, но если проиграть такой характер, способы давления, появится закалка.

— Как окружающие тебя люди относятся к твоей особенности?

Кто как. Родители, как правило, занимаются своими родительскими делами, они не особенно сюда лезут. Думаю, пока мы не разъехались, они могли просто радоваться, что их ребенок сидит с какой-нибудь книжкой и иногда выскакивает с чем-то вроде: «А ты знал, что…». Папа, например, сам любил рассказать что-нибудь из истории или философии. Друзья говорят – давай во что-нибудь сыграем. Для них это возможность расслабиться и отдохнуть. Даже если у них идея появилась пять минут назад, это облегчение для них, что есть человек, который может подхватить идею и развить ее сразу. Это помогает. Близкие друзья стараются поддерживать это, им тоже интересно.

Но понятное дело, что эскапизм требует времени. Мне не раз приходилось слышать, мол, как хорошо было, когда мы могли этим заниматься, а теперь нет времени и сил. Надо признать, что эскапизм – это очень емкая вещь. Если есть время и силы войти в историю, героя – да, это выигрышно как сиюминутно, и долговременно. Если нет сил и времени, то приходится чем-то жертвовать. Иногда слышу: «Тебе везет, ты меньше работаешь, чем мы, поэтому можешь этим заниматься». Да, это правда – я могу, но они, к сожалению, нет.

В принципе, я бы сказала, что большинство людей из знающих относится положительно. Хотя были те, кто говорил: «А ты в курсе, что за то время, пока ты занималась этим, ты могла бы заработать вот сколько?». Или: «Раз ты эскапист, у тебя одно полушарие может следить, как пробивается чек на гамбургер на дополнительной работе, а другое полушарие – что-то придумывать».

Как быть Леди:  Подросток на все отвечает «Нет!» – что с этим делать? | Вести образования

— Что дает тебе эскапизм?

Я бы сказала, что эскапизм дает мне чувство дополненной реальности. Можно иметь несколько точек зрения на происходящее. Можно выбрать из них ту «точку сборки», ту систему ценностей, которая дает ресурс чем-то заниматься (или не заниматься).

Если пошутить, то есть вещи, которые не просто решить с помощью эскапизма или персонажей – например, устойчивые занятия физическими упражнениями. Персонажи могут поддерживать, например, 3 недели, но потом у них «пробный период заканчивается». Они умеют подпитывать, но им тоже нужно топливо, чтобы давать поддержку.

Так что, пожалуй, чувство дополненной реальности, и еще чувство юмора. Кстати говоря, мне не всегда свойственно чувство юмора, а персонажам зачастую еще как! Поэтому, когда они приходят, то могут подсластить почти любую пилюлю порцией шуток.

Хотелось бы сказать, что в отношениях с действительностью и эскапизмом бывает прогрессия и регрессия. Если я сталкиваюсь с чем-то серьезным, важным, например, ссора с близким человеком или ответственное задание, в этот момент эскапизм уходит на задний план. Персонажи отодвигаются, расчищается место и ты сам у руля. Пока ты лично не разберешься, героев, «профанов» ты к рулю не допустишь. Продуктивный эскапизм ведет в ресурсное место, из которого ты выходишь лучше готовым к самоотдаче во внешнем мире.

Отношения эскаписта с действительностью могут выглядеть не так, как в моем случае. Например, если человек ищет восполнение в героях и мире любимой киновселенной, то есть – в образе из массовой культуры, то может покупать предметы, связанные с ним. Некоторые назвали бы трату денег на подпитку любимых образов признаком опасно прогрессии в эскапизме. Мне доводилось читать статью про японца, который приобрел дорогую голографическую статуэтку своей любимой героини и оформил даже брачные отношения с ней, очень сильно привязался к этому источнику.

— Что обозначает сеттинг в данном контексте?

Сеттинг – это окружение для персонажей, мир и время действия сюжета. Проще говоря, когда ты прописываешь условия – есть там магия или нет, пустыня это или лес. Всю совокупность данных можно назвать сеттингом или сценой.

— Как часто надо менять сеттинги? В единицу времени ты существуешь в одном сеттинге или в нескольких сразу, по каким критериям их выбираешь?

У сеттинга как ресурсного места, действительно, есть предел, после которого он может истощиться. Иногда можно заметить, что спустя несколько дней он поддерживает не так хорошо. В общем же сеттинг может давать силы несколько месяцев, иногда даже – несколько лет. Когда он восполняет чуть хуже, можно переключиться ненадолго на другой. Затем снова вернуться. Таким образом, поддерживать удобно два – ведущий и дополнительный. Мне удобнее поддерживать один сеттинг в глубоком вовлечении несколько дней. Однако бывает, что какие-то события в жизни требуют присутствия другого персонажа, из другого сеттинга, но лучше приспособленного. Тогда для этого требуется его вызвать.

Когда поддерживаешь сеттинги, появляются бытовые мелочи, относящиеся к нему. Например, если сеттинг имеет отношение к Азии, скорее всего однажды захочется поставить недалеко китайские чашечки для чая. Такие мелочи помогают легче настроиться на нужную волну. Допустим, один персонаж любит запах курительных палочек или четки, или броши с ювелирными камнями. Его будет легче вызвать, если взять связанную с ним бирюльку.

И сеттинг, и героя выбираешь интуитивно, исходя из жизненных обстоятельств и настроения, исходя из качеств, которые нужны. Как правило, внешний мир подсказывает, что будет ближе.

— То есть внешний мир вызывает персонажей, а не сеттинг?

Происходящее в нашей жизни влияет на то, какой сеттинг мы хотели бы видеть своим ресурсным местом, а еще на то, персонаж с какими качествами может стать нашим дополнением. Сам по себе сеттинг питает образ персонажа, а детали сеттинга в повседневной жизни могут помочь вызывать нужное настроение и нужного героя. Но запрос на сеттинг и на персонажа исходит из нашего самоощущения, а это, в свою очередь, часто зависит от внешнего мира, от нашей потребности в том или ином ответе на вызов.

В конце концов, мы всегда взаимодействуем с реальностью, и хорошо, когда можно сделать ее интереснее или удобнее. Реальность и фантазия сцепляются благодаря событиям.

— Уход в свои истории не мешает взаимодействовать с людьми? Допустим, на работе кто-то обращается, а ты в своем мире: «… А? … Что?»

Не мешает, нет. Я воспринимаю обстановку дополнено, будучи и там, и там. Я не «превращаюсь» полностью в кого-то другого. Не становлюсь полностью персонажем, который будет гаркать на босса, например. Однако, да, есть вещи, которые могут помешать взаимодействию. Например, если у героя эмоциональная травма из-за последствий его сюжетной линии, из-за тяжелой ситуации, которую за него проигрывал, то бывает трудно радоваться во внешнем мире, пока не залечишь его душевную рану, не найдешь для него самого способ найти внутреннюю опору.

— А ты видишь мир или ты его конструируешь? Персонажи на тебя выходят или ты на них?

Мне кажется, что сначала во внешнем мире встречается что-то, оставляющее впечатление. Своего рода семечко, которое может со временем «вырасти» во внутренний мир, его героев, его истории. Особенно если «полить» такое семечко впечатления образами, которые дополнят картинку. Тогда сеттинг, мир достраивается и оживает – тем глубже, чем больше информации ты привлекаешь. Тогда его персонажи растут и делаются тем сильнее и ресурснее, чем больше ситуаций пережить с ними. Герой, обычно, появляется раньше всего. Сначала это впечатление от него, неуловимый слепок, манеры, привычки. Тогда начинается интуитивный поиск его имени. Потом углубляются интересы персонажей и окружение. Это взаимное движение навстречу в темноте. Если кто-то из героев «активен», тогда обращаешь больше внимания на вещи, которые привлекают этого персонажа. Более художественная личность побуждает любоваться, например, тем, как солнце или фонари просвечивают сквозь листву, или какие точные дизайнерские линии у проезжающих дорогих автомобилей. Мир играет разными оттенками в зависимости от того, какой ты, и можно быть другим, если смотреть на вещи глазами персонажа не очень на тебя похожего.

— Как ты себя сейчас ощущаешь при таком публичном внимании? Присутствует ли здесь кто-то из твоих персонажей сейчас?

Сейчас с вами просто я. Конечно, было бы естественно предположить, что я, например, сейчас в чьей-нибудь шкурке. Например, если бы я боялась выступать перед публикой, и сейчас кто-то спасал меня из этого положения. Однако это просто я. Дело в том, что владение разными характерами и героями дает накопительный эффект, выправляя проблемные черты и позволяя быть собой с не меньшим удовольствием и спокойствием. Как я себя ощущаю сейчас? Дружелюбно и очень хорошо. Я не стесняюсь, когда вижу много людей. Мне очень приятно с вами общаться, и для этого не требуется вызывать кого-то, кто бы помог мне преодолеть страх общения с публикой. Но я даже сейчас чувствую, что да, неподалеку есть один персонаж. То есть он не принимает никакого участия, просто выжидает, поскольку я собираюсь скоро вернуться к его истории.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий