АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — что это. Виды и причины — Журнал Амром

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ - что это. Виды и причины - Журнал Амром Женщине

Амбивалентность – что это?

Двойственное отношение в психологии называется амбивалентностью. Чаще всего под понятием подразумевают переживание, испытываемое человеком, сознание которого смущают противоположные чувства к тому же объекту.

Смотреть что такое амбивалентность в других словарях:

– противоположность установок, чувств, импульсов и эмоций, направленных на один и тот же объект. Данное понятие введено в научный оборот швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857–1939) применительно к шизофрении, характеризующейся расщепленностью сознания больного в результате его противоречивого отношения к объекту. Различая волевую, интеллектуальную и аффективную амбивалентность, Э. Блейлер считал, что противоположность чувств и установок может наблюдаться не только у шизофреников, но и у нормальных людей.
З. Фрейд рассматривал амбивалентность как введенное Э. Блейлером удачное название противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал о противоположных влечениях, объединенных в пару и относящихся к сексуальной деятельности человека. В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (1909) З. Фрейд отмечал, что жизнь чувств у людей складывается из противоположностей. Контрастные пары в сфере чувств у взрослых доходят одновременно до сознания только на высоте любовной страсти. У детей они могут долгое время сосуществовать друг с другом, как это наблюдалось, например, у маленького Ганса, который одновременно любил своего отца и желал его смерти. Выражение одного из амбивалентных переживаний маленького ребенка по отношению к близким ему людям не мешает проявлению противоположного переживания. Если же возникает конфликт, то он, по мнению З. Фрейда, разрешается благодаря тому, что ребенок меняет объект и переносит одно из амбивалентных душевных движений на другое лицо.
Будучи нормальным явлением в жизни человека, амбивалентность чувств может достичь такой степени проявления, которая характеризуется развитием невротического расстройства. Как показал З. Фрейд, при фобиях (навязчивых страхах конкретного содержания) ненависть, как одно из амбивалентных чувств, противоположных любви, переносится на замещающий объект. В случае маленького Ганса противоречивые чувства к отцу проявились в двойственном отношении ребенка к лошади.
В работе «Из истории одного детского невроза» (1918) З. Фрейд соотносил амбивалентность с одновременным проявлением у ребенка пассивных и активных стремлений. Анализ случая, названного им человеком-волком, позволил выявить картину соответствия интенсивной и длительной амбивалентности больного с развитием противоположных влечений, связанных с активно-садистскими целями и мазохистскими намерениями.
Понятие амбивалентности использовалось основателем психоанализа и при рассмотрении такого явления, как перенос, с которым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациентов. Во многих работах он подчеркивал двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность. В частности, в написанной в конце жизни и неопубликованной после его смерти работе «Очерк о психоанализе» (1940) З. Фрейд подчеркивал, что «перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позиции в отношении психоаналитика».
Последователи З. Фрейда внесли изменения в психоаналитическое понимание амбивалентности. К. Абрахам (1877–1925) связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной стадии психосексуального развития ребенка. В статье «Опыт описания истории либидозного развития на основе психоанализа душевных расстройств» (1924) он провел различие между доамбивалентной (ранней оральной) стадией, связанной с сосанием ребенком материнской груди, амбивалентной (поздней оральной и анально-садистской) стадией, на которой наблюдается враждебное отношение ребенка к объекту, и постамбивалентной (фаллической) стадией, характеризующейся способностью ребенка к сохранению, обереганию объекта от его разрушения.
Согласно М. Кляйн (1882–1960), сексуальное влечение человека амбивалентно по своей природе. Оно присуще ему изначально и связано с противоположными установками человека, направленными на овладение объектом и в то же время на его разрушение. Так, в виде психического представления грудь матери воспринимается младенцем как «хорошая», когда удовлетворяет его, и как «плохая», поскольку является источником фрустрации. Подобному восприятию, «амбивалентному отношению к первому объекту», способствуют, по ее мнению, процессы проекции и интроекции. Младенец проецирует свои любовные и деструктивные импульсы, приписывая их удовлетворяющей или фрустри-рующей его груди. Одновременно с этим посредством интроекции внутри психики младенца формируются представления о «хорошей» и «плохой» груди.
Понятие амбивалентности широко используется в современной психоаналитической литературе…. смотреть

(греч. amphi — вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia — сила) — двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок и чувств, обладающих равной силой и объемом. Понятие А. было введено в научный оборот в начале 20 в. швейцарским психиатром Э. Блейлером, использовавшим его для обозначения и характеристики особенностей эмоциональной, волевой и интеллектуальной жизни людей, страдающих шизофренией (раздвоением личности), существенным признаком которой является склонность больного отвечать на внешние раздражители двоякой, антагонистической реакцией. В современной психиатрии различают ряд видов А., из которых наиболее часто выделяют: 1) А. в аффективной области (когда одно и то же представление одновременно сопровождается приятными и неприятными чувствами); 2) А. в области интеллектуальной деятельности (которая характеризуется одновременным возникновением и сосуществованием противоположных мыслей) и 3) А. в области воли — амбитендент-ность (для которой характерны двойственность движений, действий и поступков). Существенное расширение смысла, содержания и области применения понятия А. было осуществлено в психоаналитическом учении Фрейда. Согласно психоанализу, А. является естественным, атрибутивным свойством психики человека и одной из важнейших характеристик душевной жизни людей. По Фрейду, А. выступает преимущественно в виде А. чувств (например, любви и ненависти, симпатии и антипатии, удовольствия и неудовольствия и т.д., одновременно направленных на один и тот же объект), поскольку каждое отдельное чувство и все чувства человека амбивалентны по своей природе. Фрейд считал, что до определенного уровня А. естественна и вполне нормальна, а высокая степень А. чувств является характерной чертой и особенным отличием невротиков. Подчеркивая закономерность перенесения человеком значительной доли ненависти на лицо, к которому он наиболее привязан, а любви на лицо, которое он ненавидит, Фрейд отмечал, что то или другое из этих антитетических инстинктивных влечений вытесняется (либо целиком, либо частично) в бессознательное и квалифицировал это явление как принцип А. В силу действия принципа А. вытесненное влечение или чувство всегда маскируется диаметрально противоположным влечением, чувством и т.д. Согласно психоаналитическому пониманию, А. является одной из форм проявления противоречивой природы человека, которая обусловливает амбивалентное отношение не только к другим, но и к самому себе. Это общее представление отразилось, например, в трактовке садизма и мазохизма как садомазохизма (т.е. своеобразной слитой и противоречивой двойственности установок, переживаний и т.д.). Психоаналитическая концепция А. получила определенное подкрепление в аналитической психологии Юнга, в которой понятие А. использовалось для: характеристики полярных чувств, обозначения множественности психического, фиксации диалектического характера психической жизни, прояснения сути отношений к родительским образам и др. В психологии и обыденной жизни понятие А. часто используется для обозначения разнообразных противоречивых отношений субъекта к объекту (например, одновременного уважения человека за его деятельность и неуважения за его отношение к людям, одновременную симпатию к человеку и антипатию к нему за то или иное действие или бездействие и т.д.). В современной научной литературе понятие А. употребляется преимущественно в его психоаналитических значениях и смыслах. В.И. Овчаренко… смотреть

Как быть Леди:  Что такое Вероломство?

— фундаментальная логическая характеристика мышления, культуры, нравственного идеала, всей человеческой жизнедеятельности, способность человека идеально и материально осваивать, осмыслять любое интересующее субъекта явление через дуальную оппозицию, постоянно искать пути формирования смысла через полюса этой оппозиции, находить смысл как фокус преодоления оппозиции, как меру снятия противоречия, соотнося их друг через друга между полюсами. А,- диалектический процесс, диалектика и есть логика А. А. — механизм единства исключающих друг друга полюсов дуальной оппозиции, механизм их взаимного изменения, взаимодополнения, взаимопроникновения, механизм постоянного «переваривания-смысла через каждый из полюсом Осмысление — переход между ними. А. выступает в формах инверсии и медиации. Инверсия характеризуется абсолютизацией различных полюсов. Снятие противоположности полюсов возможно в этих условиях лишь как абсолютизация истинности одного полюса при нивелировке другого, отождествлении смысла с одним из полюсов. Для инверсии характерно стремление решать проблемы молниеносно (логически вне времени), т.е. не задерживаясь между полюсами оппозиции, а перескакивая с одного на другой. Например, отожествление любого явления, вещи, нравственного общ1ка соседа, механизма и т.д. с добром, с прекрасным, полезным и т.д. может инверсионно перейти к противоположным оценкам, т.е. как зла, уродства, вреда и т.д. В основе этой оборотнической логики лежит представление, что отказ от одного полюса тождествен переходу к другому полюсу извечно существующих оппозиций. Инверсия склонна сводить диалог полюсов к смене одного монолога другим и обратно, например, в оценке, осмыслении того или иного явления монолог «начальства» может смениться осмыслением «работяги», но невозможен их синтез. А, здесь выступает в примитивной форме смены полюсов оппозиций, в форме биения. Медиация переносит центр тяжести за рамки перехода от одного полюса сложившейся оппозиции к другому, на поиск нового сложного и противоречивого смысла, где оппозиции постоянно изменяются, создаются новые, где противоположность полюсов превращается в противоречие, которое в результате его преодоления дает качественно новый результат, новый смысл, новые дуальные оппозиции…. смотреть

(AMBIVALENCE)
Термин обозначает одновременное существование противоположных чувств, установок, стремлений, проявляемых в отношении других лиц, предметов, ситуаций. При таком широком понимании амбивалентность представляет собой универсальный и не слишком существенный феномен, поскольку привязанность часто осложнена враждебными чувствами, о многие враждебные отношения смягчаются привязанностью. Однако когда сило этих конфликтных чувств достигает уровня, при котором то или иное действие представляется неизбежным и в то же время неприемлемым, предпринимается некий защитный маневр, часто напрямую ведущий к психическому заболеванию (например, к психозу либо неврозу навязчивых состояний). При таких обстоятельствах амбивалентность вытесняется. Это означает, что только одно из конкурирующих чувств допускается в сознание. Чаще вытесняется враждебность, но иногда привязанность. Успешное выявление вытесненного компонента и успешная демонстрация его пациенту обычно усиливают терапевтический эффект.
При обсуждении активных и пассивных тенденций анально-садистской организации парциальных влечений Фрейд (1905), указав на Блейлера как автора понятия и концепции амбивалентности, высказал мнение, что амбивалентность характеризуется примерно одинаковым уровнем противоположных влечений. Это понятие он использовал также при рассмотрении одновременного положительного и отрицательного переноса (1912). Абрахам (1924), обосновывая разграничение доамбиволентных, амбивалентных и постамбивалентных объектных отношений, использовал представление о сосуществовании любви и враждебности. Ранняя оральная стадия рассматривалась им как доамбиволентноя, в то время как более поздняя стадия, связанная с кусанием, оценивалось как амбивалентная. Амбивалентность характеризует также анально-садистскую стадию. Генитальная стадия проявляется тогда, когда ребенок становится способным психологически щадить объект, оберегая его от разрушения. Эта стадия обозначается как постамбивалентная. Амбивалентность является одним из важных элементов теории Кляйн, высказавшей идею о том, что амбивалентно воспринимаемый объект расщепляется на «плохой» и ‘хороший’…. смотреть

(Ambivalence; Ambivalenz) — психическое состояние, в котором каждая установка уравновешена своей противоположностью (см. конфликт и противоположности). Термин введен Ю. Блейлером для описания сосуществования внутренне противоречивых импульсов и эмоций по отношению к одному и тому же объекту.
Амбивалентность следует отличать от наличия смешанных чувств по отношению к кому-либо. Смешанные чувства могут возникать на базе реалистической оценки несовершенной природы объекта, тогда как амбивалентность представляет глубинную эмоциональную установку, в которой противоречивые отношения вытекают из общего источника и оказываются взаимосвязанными.Юнг использовал данное понятие для характеристики: а) сплава положительных и отрицательных чувств в отношении одного и того же объекта (другой человек, образ, идея, часть самого себя); эти чувства исходят от одного источника и не являются смесью качеств, присущих тому человеку, на которого они направлены; б) интереса к фрагментации, множественности и изменчивости психического; амбивалентность в этом смысле — всего лишь одно из состояний человека; в) самоотрицания любого положения, которое и описывает амбивалентность; г) отношения к родительским образам, в частности (см. имаго) и к архетипической образности вообще (см. архетипы); д) универсальности — амбивалентность присутствует повсеместно: «силы природы всегда двулики» и Бог тоже, что уже однажды обнаружил Иов (CW 5, par. 165. К. Г. Юнг. Символы трансформации. М. 2000. Далее СТ). Сама жизнь — это вечное «добро и зло, успех и поражение, надежда и отчаяние, которые уравновешивают друг друга» (CW 9ii, par. 24. А, пар. 24).Амбивалентность, в широком смысле, ассоциируется с влиянием бессознательных комплексов, в частности с психологическими функциями на этапе их недифференцированности. Хотя она порождается всеми невротическими конфликтами, легче всего ее наблюдать в неврозах навязчивых состояний, при которых делается попытка сбалансировать обе стороны амбивалентности в сознании, в случаях других неврозов та или другая сторона обычно подавляется…. смотреть

Как быть Леди:  15 признаков психологической зрелости по Абрахаму Маслоу

(от лат. ambo —оба, valentia — сила) — психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия, выражающуюся в том, что один и тот же объект может вызывать у человека противоположные чувства (удовольствие — неудовольствие, симпатию—антипатию и др.). Эта особенность чувственного восприятия специфически преломляется в эстетической деятельности и используется в иск-ве. В эстетике А. означает двойственность: эстетической деятельности — ее ориентированность на действительность и идеал; эстетического чувства —«смех сквозь слезы», удовольствие через потрясение и сострадание (Катарсис); эстетического восприятия — переживание худож. произв. как действительности и одновременно сознание его условности (это точно передает поэтический образ Пушкина: «над вымыслом слезами обольюсь»). Иск-во сознательно и бессознательно использует принцип А. в композиционном и эмоциональном построении худож. произв., открыто сталкивая (романтизм, барокко) или мотивированно сопоставляя (реализм) противоположные начала: рождение и смерть, войну и мир, юность и старость, х&а-лу и брань, «верх» и «низ», зачастую переворачивая обыденный смысл понятий (напр., как у А. А. Ахматовой: «от тебя и хула—похвала»). Аналогичный смысл имеет А. парных худож. образов, носителей противоположных начал: Дон Кихот и Санчо Панса, Фауст и Мефистофель, Христос и Иуда, Мастер и Маргарита и пр. А. проявляется также в открытой двойственности таких выразительных средств иск-ва, как метафора, гротеск, ирония, антитеза и пр. В совр. иск-ве принцип А. находит более сложное, многократно усиленное в системе худож. оппозиций выражение. В советской эстетике принцип А. исследован Бахтиным, раскрывшим его глубокие традиции, идущие от мифологии и народной культуры. См. также: Оппозиция эстетическая…. смотреть

(лат. ambi вокруг, с обеих сторон; valens сильный) 1. в психопатологии двойственность проявлений воли, чувств, мышления при шизофрении (Блейлер, 1911): а) в сфере воли это сосуществование противоположных побуждений к деятельности и одновременное выполнение действий полярного направления; б) в аффективной сфере – наличие антагонистических и существующих изолированно друг от друга эмоций и чувств по отношению к одному и тому же объекту; в) в сфере мышления сосуществование взаимоисключающих и никак не взаимодействующих по своему содержанию направления течения мыслей. Не рекомендуется амбивалентность смешивать с «двойным потоком переживаний» или феноменом редупликации самовосприятия (см.). Амбивалентность, предположительно, характеризует расщепление личности на две независимые и противоречащие одна другой субличности, при этом сам пациент идентифицирует себя, повидимому, с обеими в одинаковой степени, не отдавая особого предпочтения никакой из них и не осознавая при этом самого факта собственной раздвоенности; 2. в психологии термин часто используется в более широком смысле для обозначения противоречивых тенденций здоровых людей в ситуации выбора. Эта противоречивость может достигать степени клинически значимого расстройства, что особенно свойственно психопатическим личностям психастенического склада. Например, девушка никак не может решить, любит она молодого человека или нет, то привлекая его к себе, то, напротив, отталкивая от себя. Она объясняет это тем, что «плохо знает себя»….. смотреть

(от лат. ambo — оба valentis — имеющий силу) — двойственное, противоречивое отношение человека к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов. Данным термином определяются чувства и побуждения не просто смешанные, а противоречивые, крые испытываются не попеременно, а практически одновременно. В науч. лексикон термин введен Э.Блейлером (1911) для обозначения одного из существ. признаков шизофрении. Однако Блейлер допускал и расширенную трактовку данного понятия применительно к норме. З.Фрейд ввел его как удачное обозначение противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. Понятие А. применялось основателем психоанализа при рассмотрении такого явления, как перенос, с к-рым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациента. Во мн. работах Фрейд делал акцент на двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность. В кн. «Очерк истории психоанализа» он подчеркивал: «Перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позицию в отношении психоаналитика». Н.Д.Наумов … смотреть

( лат. ambi – вокруг, с обеих сторон, valens – сильный) (Bleuler E., 1911). Понятие, введенное для обозначения одного из существенных признаков шизофрении – склонности отвечать на внешние раздражители двоякой, противоположной, антагонистической реакцией. Различают три вида А.: 1) в аффективной сфере – одно и то же представление сопровождается и приятными и неприятными чувствами; 2) области воли – амбитендентность, двойственность поступков, действий, движений; 3) в области интеллектуальной деятельности – одновременное возникновение и сосуществование мыслей противоположного характера. K. Spett (1949) как проявления А. в мышлении и двигательной экспрессии различал амбитенденцию и амбисентенцию. У больного обнаруживаются одновременно проявляющиеся противоречивые или противопоставляемые суждения, амбитендентные проявления в движениях, мимике, жестах. Эти расстройства типичны для больных шизофренией, но могут наблюдаться и при некоторых интоксикациях, например мескалином…. смотреть

(лат. ambi – вокруг, с обеих сторон, valens – сильный) (Bleuler E., 1911). Понятие, введенное для обозначения одного из существенных признаков шизофрении – склонности отвечать на внешние раздражители двоякой, противоположной, антагонистической реакцией. Различают три вида А.: 1) в аффективной сфере – одно и то же представление сопровождается и приятными и неприятными чувствами; 2) области воли – амбитендентность, двойственность поступков, действий, движений; 3) в области интеллектуальной деятельности – одновременное возникновение и сосуществование мыслей противоположного характера. K. Spett (1949) как проявления А. в мышлении и двигательной экспрессии различал амбитенденцию и амбисентенцию. У больного обнаруживаются одновременно проявляющиеся противоречивые или противопоставляемые суждения, амбитендентные проявления в движениях, мимике, жестах. Эти расстройства типичны для больных шизофренией, но могут наблюдаться и при некоторых интоксикациях, например мескалином…. смотреть

Как быть Леди:  Как пишется слово: «безжалостный» или «бесжалостный»? - грамотей.онлайн

Двойственность чувственного переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, например удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии. Обычно одно из амбивалентных чувств вытесняется (как правило, бессознательно) и маскируется другим. А. коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему, в противоречивости системы ценностей(от лат. ambo — оба и valentia — сила)<br><p class=»src»><em><span itemprop=»source»>Словарь бизнес-терминов.<span itemprop=»author»>Академик.ру</span>.<span itemprop=»source-date»>2001</span>.</span></em></p><b>Синонимы</b>: <div class=»tags_list»>двойственность, двузначность, неоднозначность</div><br><br>… смотреть

(от лат. ambo — оба и valenta — сила) — двойственность, проявляющаяся в чувствах и действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях, например любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия, симпатии и антипатии; одно из чувств иногда вытесняется (бессознательно) и маскируется другим. Амбивалентность коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему обществу, в противоречивости принятой или культивируемой системы ценностей.
Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006.
Синонимы:
двойственность, двузначность, неоднозначность… смотреть

(от лат. ambo оба и valentia сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии. А. коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему, в противоречивости системы ценностей. Термин «А.» предложен швейц. психологом Э. Блейлером…. смотреть

Виды амбивалентности

Именно Блейлер выделил три типа двойственного отношения, которые касаются трех важных сфер в структуре личности: чувств, воли, мыслей.

Волевая амбивалетность

Человек, пребывающий в состоянии бесконечного выбора. Он колеблется между «да» и «нет», но так и не может выбрать. Такое состояние изнуряет. В конце концов личность отказывается действовать, принимать решения и нести ответственность.

Интеллектуальная амбивалетность

Человек может противоречить сам себе и выдвигать противоположные идеи в рассуждении, касаемые какой-то одной темы. К примеру, люди встают на сторону матерей-одиночек вообще, но строго осуждают знакомую персону, которая растит ребенка без отца.

Как преодолеть амбивалентность

Патологические состояния, при которых возникает ярко выраженная амбивалентность отношений, чувств, мыслей или воли, требуют врачебного вмешательства. В зависимости от тяжести симптомов и состояния, в котором пребывает человек, существует несколько способов, помогающих преодолеть проблему:

  1. Медикаментозное лечение применяется, если амбивалентность возникла вследствие заболевания. Врач назначит препараты, которые направлены на стабилизацию личности. Не существует единственного медикаментозного средства, помогающего преодолеть амбивалентность. Применяться могут и антидепрессанты, и седативы, и транквилизаторы.
  2. Психотерапевтические методы. Прояснить внутреннее состояние помогает индивидуальное консультирование, в ходе которого человек «разбирает» триггеры («спусковые крючки», запускающие амбивалентные мысли, ощущения.) Чтобы устранить проблему, психотерапевт помогает клиенту проработать слабые места. К примеру, изменить (как правило, поднять) самооценку, перестать страшиться ответственности, разобраться с чувствами, научиться лучше слышать себя.
  3. Групповая психотерапия, различные тренинги личностного роста помогают справиться с проблемой, побороть внутренние страхи, обрести ясность мышления, уверенность в собственных силах и признать право на самостоятельные решения.

Люди часто не задумываются, что ситуации «Помогите, разрываюсь, не пойму «или-или» – это моменты, в которых человеку предстоит понять – не существует никаких «или». «Хочу уйти от человека, но боюсь» и тому подобные амбивалентные ощущения лучше перефразировать и произнести так:

«Хочу сделать то-то и то-то и боюсь» Так вопрос желания уже не стоит. Ясно же, чего человек хочет. Так же понятно, чего он боится. К примеру «прыгнуть с парашютом» он хочет, а боиться он не прыгать, но высоты. Тогда работать надо со страхом, фобией, а не с желанием.

Случается и такое, что устранив все препятствия, само желание отступает. Амбивалентность в таком случае просто указывала на проблемную зону, которая требовала внимания. Одно состояние или отношение вовсе не исключает другого. Человек испытывает двойственные чувства к близким людям, к затрагивающим явлениям, к значимым объектам.

Рекомендуемые статьи:

Причины появления амбивалентности

Амбивалентность часто свидетельствует о серьезном личностном расстройстве, таком, как расщепление личности, и даже шизофрении. Само двойственное отношение никак не влияет на развитие заболевания, оно – лишь следствие болезней психики.

Такое отношение характерно не только для шизофрении. Амбивалентные ощущения проявляются при:

  • психозах;
  • навязчивых состояниях;
  • разных расстройствах (обсессивно компульсивном, пищевом);
  • различных фобиях;
  • панических атаках.

Чаще проявление амбивалентности связаны со взглядами, убеждениями и ценностями человека. Воспитание так же играет роль в способности человека разобраться в себе, определиться и принять решение.

Амбивалентность характерна для людей подросткового возраста, когда человек склонен бунтовать и делить мир на «черное» и «белое», но совершенно не приемлет серого, «скучного» цвета. Двойственное отношение и невозможность определиться в любом случае указывает на внутреннюю проблему или ряд противоречий.

К амбивалентности приводит:

  1. Чувство гиперответственности или наоборот отсутствие такого, когда над человеком довлеет страх ошибиться.
  2. Замкнутость, нерешительность на грани патологии.
  3. Страх внимания окружающих, категорическое нежелание становится объектом суждений или пересуд.
  4. Склонность к неадекватной самокритике.
  5. Перефекционизм – чувство, когда человек заведомо не доволен результатом, поэтому не действует вообще.
  6. Фобии, тревожность.

На заметку. Избегая ответственности, отказываясь выбирать и действовать, человек с одной стороны вроде бы успокаивается, но с другой – испытывает чувства стыда и вины из-за своей нерешительности, так что двойственность воли, к примеру, может вести к амбивалентности эмоций.

Каждый время от времени склонен «разрываться напополам». Если состояние проходит, не влечет отрицательных последствий, то вмешательство психолога или психотерапевта, как правило, не требуется. Зрелая личность вполне способна самостоятельно справиться с острыми моментами, чувствами, разобраться, чего хочет, так же решить, как будет действовать.

Эмоциональная амбивалетность

Это одновременно положительное и отрицательное чувство, ощущение по отношению к кому-то (чаще всего значимому другому) или чему-то (так же важному, событию, предмету). Такие противоречивые эмоции часто испытывают дети к родителям. Они не могут не любить самых главных людей в жизни, но часто стесняются взрослых, презирают, даже ненавидят их.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий