Альтруистическое поведение. Мотивы альтруизма. Сопереживание как мотив альтруизма

Альтруистическое поведение. Мотивы альтруизма. Сопереживание как мотив альтруизма Женщине

Эгоизм и альтруизм: основные различия

Как уже говорилось, эти понятия имеют достаточно тесную связь. Различными и даже противоположными друг другу могут быть лишь крайние проявления этих типов поведения. Но бывает, что с первого взгляда трудно понять, какими мотивами руководствуется человек в каком-то конкретном случае: альтруистическими или эгоистическими.

Но выявить истинные намерения человека всё-таки можно. Прежде всего следует помнить, что миропонимание альтруиста направлено «от себя», а эгоиста – «на себя», это и является основным мотивом поступков.

https://www.youtube.com/watch?v=oCwPcFp_xxE

Нередко эгоист проявляет «человеколюбие» в рамках какого-то влиятельного общества, либо перед оказанием помощи интересуется общественным положением или материальным достатком человека. Внешне он может это и не показывать, но можно выявить определённые закономерности в его действиях.

Эгоист при оказании помощи не способен на жертвенность, даже частичную. Он проявляет участие к другому человеку только тогда, когда уверен, что его интересы вообще не будут задеты, и это как минимум.

Если, к примеру, у человека есть миллион долларов, то обычный альтруист (скажем, моральный) готов отдать все свои деньги, если это нужно, чтобы помочь человеку в беде. «Рациональный» альтруист твёрдо готов отдать из этой суммы половину или чуть больше, оставив себе немного, чтобы «держаться на плаву».

А вот эгоист с трудом принуждает себя выделить сотню-другую долларов, нередко – только убедившись, что будущая прибыль компенсирует эти расходы.

Показательны действия человека после оказания помощи. Если альтруизм настоящий, то человек быстро забудет о том, что он что-то кому-то сделал хорошее.

А вот эгоист будет помнить свой «хороший поступок» долго, возможно – всю жизнь; напоминая об этом другим, он пытается их этим шантажировать, чтобы манипулировать ими.

Их показательный альтруизм быстро превращается в полную противоположность – желание принести ближнему человеку вред ли использовать его для своей выгоды. Таким образом, эгоист постепенно раскрывает карты и обнажает свою истинную сущность.

Крайние проявления эгоизма и альтруизма обществом воспринимаются обычно негативно. Крайних эгоистов считают циничными, бездушными, жестокими и злобными; а ревностных альтруистов считают неразумными, наивными, «лохами».

К крайним альтруистам общество относится с недоверием; и для этого есть определённые соображения: человек, напрочь отказавшийся от собственных интересов, может быть не способен по-настоящему понять интересы других людей, прочувствовать их.

Такой альтруист может действительно от всей души помогать другому, но при этом он ошибся в определении его проблемы: он будет помогать там, где особая помощь не требуется, и не будет замечать действительной проблемы другого человека. Этакая машина, штампующая добродетели по однообразному алгоритму.

Альтруизм — гуманитарный портал

Альтруизм — это нравственный принцип, согласно которому благо других людей и их интересы более значимы, чем собственное Я и личные интересы. Термин «альтруизм» был сконструирован и введён в оборот О. Контом, развивавшим традиции британской моральной философии XVIII века, для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм (см. Эгоизм). Конт называл альтруизм «жизнью ради других», рассматривая, таким образом, бескорыстное удовлетворение человеком интересов других людей в качестве высшего блага. Центральная идея альтруизма — идея бескорыстия как непрагматически ориентированной деятельности, выполняемой в интересах других людей и не предполагающей реального вознаграждения.

Отдельные идеи альтруизма развивались в более ранних этических учениях — ранним христианством; в Средние века Франциском Ассизским; в Новое время многими просветителями (Д. Юм, А. Смит, Ж.-Ж. Руссо, И. В. фон Гёте и другими). В XIX веке под влиянием утилитаризма альтруизм понимался как ограничение личного интереса ради интереса общего (в некоторых интерпретациях — общественного). Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, альтруизм шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей, и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и обязывающего воздавать другим по заслугам. В своём существенном содержании принцип альтруизма был воплощён в заповеди любви, хотя им и не исчерпывается христианская заповедь милосердия, содержание которой включает благоговение и совершенствование; в этом смысле альтруизм представляет собой частный случай милосердия. Однако в новоевропейской философии милосердие начинает трактоваться именно в духе альтруизма, а содействие благу другого человека рассматривается как основа морали вообще. В XIX и начале XX века принцип альтруизма стал предметом критики христианских, в особенности православных, мыслителей, полагавших, что новоевропейский альтруизм неприемлем как «учение буржуазно-демократической морали». В марксизме альтруизм, равно как и эгоизм, рассматривались в качестве исторически и ситуативно конкретных форм самовыражения индивидов. Альтруизм определялся как идеологическая иллюзия, призванная закамуфлировать такой общественный порядок, который позволяет обладателям частной собственности представить свой частный корыстный интерес «в качестве интересов своих ближних». Решительно отвергал принцип альтруизма Ф. Ницше, видя в нём одно из выражений «морали рабов». Для А. Шопенгауэра альтруизм — это «изнанка мировой воли». Л. Фейербах считал альтруизм «родовой сущностью» человека. В психоаналитической концепции З. Фрейда проявление альтруизма рассматривается как невротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины, или же как компенсация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. Во второй половине XX века философско-этическая проблематика, связанная с альтруизмом, получила развитие в исследованиях «помогающего» или, шире, «просоциального» поведения, в которых альтруизм анализируется в контексте практических отношений между людьми, на материале различных форм солидарности, благодеяния, благотворительности и так далее. Она также переосмысливается в контексте этики заботы (К. Гиллиган, Н. Ноддингс). Достижения эволюционной генетики позволили представителям эволюционной этики (Р. Триверс, Э. Уилсон) показать биологические предпосылки альтруизма и функциональную неопределённость того, что принято считать «личным интересом».

Очевидно, действительная проблема, отражённая в дилемме «альтруизм — эгоизм», заключается в противоречии не частного и общего интересов, а интересов Я и Другого. Как видно из определения термина (и этимологии слова «альтруизм»), речь идёт о содействии не общему интересу, а именно интересу другого человека (возможно, как равного, и при любых условиях — как ближнего), и уточняется, что альтруизм необходимо отличать от коллективизма — принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение нуждается в нормативной и прагматической спецификации; в частности, относительно того, кто судит о благе другого, в особенности когда другой не может считаться в полной мере суверенным судить о том, что составляет его действительный интерес. Обращенный к индивиду как к носителю частного интереса альтруизм предполагает самоотречение, поскольку в условиях социальной и психологической обособленности людей забота об интересе ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса.

Выгодно ли быть альтруистом: позитивная и негативная сторона

С первого взгляда кажется очевидным, что альтруизм выгоден для общества, но крайне невыгоден для человека в целом. Но это в корне неверное понятие. Действительно невыгодный альтруизм, если это нездоровое поведение, которое лишает человека сна, денег на жизнь, влечет за собой эмоциональное выгорание и потерю близких людей.

Итак, если человек сознательно занимается альтруизмом, то из положительных сторон можно выделить:

  • Эмоциональную удовлетворенность и ощущение реализации себя в социальной жизни;
  • Ощущение себя неким героем, положительным персонажем, несущим людям добро;
  • Приятную усталость и понимание что день прожит не зря, после помощи другим;
  • Понимание того, что мир это не воинственный сгусток энергии, а субстанция добра и зла. И чем больше добра человек отдаст в мир, тем больше шансов получить в свое время столько же добра;
  • Отсутствие ощущения безнадежности. Ведь если ты помогаешь бездомным, и другие помогают бездомным, значит, шансы умереть с голоду, в случае плохой ситуации предельно малы – ведь в мире есть добрые люди!

Субботник - один из видов здорового альтруизма
Субботник — один из видов здорового альтруизма

Как альтруизм появился и зачем был нужен

Альтруизм — это готовность помогать другим людям безвозмездно и без каких-то дополнительных условий. Например, убираться в городском дворе, сдавать донорскую кровь, волонтёром тушить пожары или искать пропавших людей.

Как быть Леди:  Предложения со словосочетанием ЗАБОТИТЬСЯ ОБО КОМУ-ЛИБО

Такое поведение отнимает много времени и сил, но при этом не приносит очевидной выгоды. Если вспомнить про эволюцию с её естественным отбором и борьбой за существование, альтруизм покажется чем-то нерациональным. На самом деле это не так. Ценность взаимопомощи осознали ещё наши предки: без неё было не выжить в тяжёлых условиях.

Например, есть мнение, что альтруизм появился, когда матери начали объединяться для совместного ухода за детьми. Женщины древних племён стали делиться друг с другом пищей и ресурсами, вместе или по очереди заботились обо всех малышах сразу.

Отказ от своих интересов в пользу общих проявлялся и в других сферах жизни. Например, мужчины объединялись для совместной охоты и защиты территории, а иногда и жертвовали собой ради общего блага.

Склонность к неэгоистичному поведению передавалась через воспитание и наследственность, а потому успешно сохранилась до наших дней.

Кто такой человек альтруист (альтруистичный человек)

Альтруист – это человек, который не руководствуется возможной выгодой, идя на жертвенные поступки по отношению к другим. Безвозмездность для него вполне естественна: совершая доброе дело, он не задумывается о том, что его отблагодарят ответным добром.

Другие черты альтруиста:

  1. Приоритетность. Альтруист ставит собственные интересы на задний план, выдвигая на первое место нужды кого-то другого, и не чувствуя из-за этого дискомфорта.

  2. Ответственность. Полностью осознавая собственные действия, индивид понимает, что именно он должен нести за них ответственность.

  3. Свобода выбора. К альтруизму не относятся случаи, когда помощь исходит под нажимом или по требованию. Альтруист сам изъявляет желание принять участие в деле, речь идет исключительно о его личном выборе.

  4. Удовлетворение. Оказав кому-то помощь, настоящий альтруист не сокрушается, что потратил личное время. Отказавшись от своих желаний и нужд ради помощи другому, он испытывает удовлетворение и не считает себя использованным или ущемленным.

  5. Жертвенность. Альтруист без сомнений тратит личное время, прикладывает физические или моральные усилия радипомощи другому. В ход могут идти и материальные ресурсы.

Нередко альтруистические поступки помогают раскрыть скрытый личный потенциал. Оказывая поддержку нуждающимся, альтруист параллельно оказывает своеобразную услугу себе, становясь увереннее и чувствуя в себе силы. В помощи обычно нуждаются более слабые, и на подсознательном уровне альтруист удовлетворен своей позицией «сильного».

Исследования демонстрируют, что также совершение альтруистических поступков помогает человеку ощутить себя счастливее.

Психологи выделили несколько главных черт характера альтруиста: щедрость, благородство, жертвенность, человеколюбие, бескорыстие, милосердие, доброта.

Эти характеристики объединяет одно – их направленность «от себя». Попросту говоря, альтруист – это человек, который с большей охотой отдает, чем забирает.

Межгрупповые войны — причина альтруизма?

Археологи пока не нашли прямых свидетельств военных столкновений неандертальцев с людьми современного типа, однако подобные сцены, скорее всего, не были редкостью в Европе 30–40 тысяч лет назад. Наши предки, постоянно воевавшие друг с другом, вряд ли смогли бы мирно ужиться со столь «чуждым элементом». Рисунок Николая Ковалева

Обобщив все доступные археологические и этнографические данные, американский антрополог Сэмюэль Боулс (Samuel Bowles) пришел к выводу, что уровень межгрупповой агрессии у палеолитических охотников-собирателей был достаточно высок, чтобы обеспечить распространение в человеческой популяции генов, ответственных за внутригрупповой альтруизм.

Несмотря на то что носители «генов альтруизма» чаще погибали и оставляли меньше потомства по сравнению со своими соплеменниками-эгоистами, «гены альтруизма» всё равно должны были распространяться — при условии, что присутствие в племени самоотверженных героев-альтруистов хотя бы немного повышало шансы на победу в войне с соседями.

По мнению многих антропологов, острая межгрупповая конкуренция должна была способствовать развитию врожденной склонности к альтруизму у наших предков. Этот альтруизм был направлен только на «своих» и развивался в неразрывной связи с враждебностью к чужакам — парохиализмом (см.:

Альтруизм у детей связан со стремлением к равенству, «Элементы», 04.09.2008; Может ли эволюционная психология объяснить феномен террористов-самоубийц?, «Элементы», 27.01.2009). Речь идет, разумеется, только о наследственной (генетической) составляющей альтруизма, которая развивалась по законам биологической

эволюции, под действием естественного отбора. В ходекультурнойэволюции люди иногда героически пытаются — с переменным успехом — преодолеть ограниченность своей врожденной этики, распространить понятие «свои» на всех людей, даже «возлюбить врагов своих» — но это уже совсем другая тема.

Идею о связи эволюции альтруизма с межгрупповыми конфликтами высказал еще Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор», где он написал буквально следующее: «Когда два племени первобытных людей, живущие в одной стране, сталкивались между собой, то племя, которое (при прочих равных условиях) заключало в себе большее число храбрых, верных и преданных членов, всегда готовых предупреждать других об опасности и защищать друг друга, — без всякого сомнения, должно было иметь больше успеха и покорить другое… Племя, обладающее перечисленными качествами в значительной степени, без всякого сомнения, распространится и одержит верх над другими племенами.

Но с течением времени оно, как показывает история всех прошедших веков, будет, в свою очередь, покорено каким-либо другим, еще более одаренным племенем. Таким образом общественные и нравственные качества развиваются и распространяются мало-помалу по всей земле

Математические модели убедительно показывают, что острая межгрупповая конкуренция действительно может способствовать развитию внутригруппового альтруизма и кооперации (см.: Межгрупповая конкуренция способствует внутригрупповой кооперации, «Элементы», 28.05.2007).

Для этого даже не обязательно привлекать модель группового отбора, которую многие считают сомнительной (см.: Елена Клещенко. Групповой отбор возвращается?, «Химия и жизнь» №5, 2008). Иными словами, племена не должны были «размножаться как единое целое», подобно муравьиным семьям.

В случае острой межгрупповой вражды для развития внутригруппового альтруизма вполне достаточно «обычного» естественного отбора, действующего на индивидуальном уровне, — но только при выполнении определенных условий. Условий этих несколько, но наиболее важными являются три.

Во-первых, репродуктивный успех индивида должен напрямую зависеть от процветания группы (причем в понятие «репродуктивный успех» включаются любые способы передачи своих генов потомству — в том числе и через родственников, которым индивид помог выжить и которые имеют много общих с ним генов; см. inclusive fitness).

В том, что это условие выполнялось в коллективах наших предков, сомневаться не приходится. Если группа проигрывает межгрупповой конфликт, часть ее членов погибает, а у выживших снижаются шансы вырастить здоровое и многочисленное потомство. Например, в ходе межплеменных войн у шимпанзе группы, проигрывающие в борьбе с соседями, постепенно теряют и своих членов, и территорию, то есть доступ к пищевым ресурсам.

Второе условие состоит в том, что межгрупповая вражда у наших предков должна была быть достаточно острой и кровопролитной. Доказать это значительно труднее, и среди антропологов бытуют разные точки зрения на сей счет.

Третье условие состоит в том, что средняя степень генетического родства между соплеменниками должна быть существенно выше, чем между группами. В противном случае естественный отбор не сможет поддержать жертвенное поведение ни при каких обстоятельствах (если исходить из предположения, что альтруизм не дает индивидууму никаких косвенных преимуществ — ни через повышение репутации, ни через благодарность облагодетельствованных соплеменников).

Сэмюэль Боулс (Samuel Bowles) из Института Санта-Фе (Santa Fe Institute, США), один из авторов теории сопряженной эволюции альтруизма и парохиализма (см.: Choi J. K., Bowles S. The coevolution of parochial altruism and war // Science

Как быть Леди:  Ментальность — что это такое, признаки ментального расстройства здоровья

. 2007. V. 318. P. 636–640), на основе имеющихся археологических и этнографических данных попытался оценить, достаточно ли сильно враждовали между собой племена наших предков и достаточно ли высока была степень родства внутри группы по сравнению с межгрупповым родством, чтобы естественный отбор мог обеспечить развитие у них внутригруппового альтруизма.

Сделав ряд правдоподобных допущений и упрощений (без которых невозможно никакое моделирование), Боулс вывел формулы, позволяющие оценить достижимый уровень развития альтруизма, то есть максимальное снижение собственного репродуктивного успеха по сравнению с соплеменниками-эгоистами, при котором естественный отбор будет благоприятствовать распространению генов, обеспечивающих такой уровень альтруизма. Боулс показал, что эта величина (c

) зависит от следующих четырех параметров:

https://www.youtube.com/watch?v=347tNy0IKmg

1) k

— интенсивность межгрупповых конфликтов, которую можно оценить по уровню смертности в войнах, точнее, по отношению числа погибших на войне к общему числу смертей за определенный интервал времени;

2) λ —

величина, показывающая, в какой степени повышение доли альтруистов (например, храбрых воинов, готовых умереть ради своего племени) увеличивает вероятность победы племени в межгрупповом конфликте;

3) F

— «коэффициент инбридинга», показывающий, насколько родство внутри группы превышает родство между враждующими группами;

4) n

— размер группы.

Чтобы понять, в каком диапазоне могли меняться эти четыре параметра в популяциях первобытных людей, Боулс привлек обширные литературные данные. Интенсивность военных конфликтов у первобытных народов оценивалась на основе тщательно отобранных археологических данных по различным группам верхнепалеолитических охотников-собирателей, живших от 14–16 тысяч до 200–300 лет назад (в последнем случае это были данные по индейцам Калифорнии и Британской Колумбии).

При этом использовались всевозможные поправки (например, были учтены данные, полученные в США во время войн с индейцами, согласно которым лишь около трети стрел, попавших в человека, оставляют следы на костях). Использовались также этнографические данные по тем племенам охотников-собирателей, которые еще не успели испытать на себе влияние цивилизации и не знают ни земледелия, ни животноводства.

Многие из этих племен вплоть до недавнего времени вели друг с другом кровопролитные войны (особенно богатый материал такого рода есть по австралийским аборигенам). Имеющиеся данные позволяют заключить, что отношение военных потерь к общей смертности взрослого населения в палеолите колебалось обычно в пределах от 0,05 до 0,3, в среднем около 0,15. Иными словами, от 5 до 30% всех смертей приходилось на военные конфликты.

Альтруистическое поведение. Мотивы альтруизма. Сопереживание как мотив альтруизма
Географическое распределение источников данных, использованных в работе (черные кружки

— археологические,квадраты— этнографические,белые кружки— генетические данные). Рис. из обсуждаемой статьи вScienceВеличина F

для многих популяций охотников-собирателей известна благодаря усилиям генетиков, изучающих генетическое разнообразие человечества. Приблизительные размеры человеческих коллективов в палеолите тоже известны. В итоге остается только одна величина, которую практически невозможно оценить напрямую, —λ, степень зависимости военных успехов группы от наличия в ней альтруистов (героев, храбрецов).

Эта величина сильно зависит от характера конфликта, тактики боя (нападение из засады или прямое столкновение), вооружения, степени численного или технического превосходства одной из сторон, и так далее. Поэтому Боулс был вынужден ограничиться очень приблизительными, «интуитивными» оценками величиныλ, и учитывать возможность ее варьирования в очень широких пределах.

Расчеты показали, что даже при самых низких значениях λ

естественный отбор в популяциях охотников-собирателей должен способствовать поддержанию весьма высокого уровня внутригруппового альтруизма. «Весьма высокий» уровень в данном случае соответствует величинамспорядка 0,02–0,03. Иными словами, «ген альтруизма» будет распространяться в популяции, если шансы выжить и оставить потомство у носителя такого гена на 2–3% ниже, чем у соплеменника-эгоиста.

Пусть изначальная частота встречаемости данного аллеля в популяции равна 0,9. Если репродуктивный успех носителей этого аллеля на 3% ниже, чем у носителей других аллелей, то уже через 150 поколений частота встречаемости «вредного» аллеля снизится с 90 до 10%. Таким образом, с точки зрения естественного отбора трехпроцентное снижение приспособленности — очень дорогая цена.

Теперь попробуем взглянуть на ту же самую величину (3%) с «военной» точки зрения. Альтруизм на войне проявляется в том, что воины бросаются на врагов, не щадя своей жизни, в то время как эгоисты прячутся за их спинами. Предположим, что герои-альтруисты не имеют никаких преимуществ в мирное время (что их выживаемость и число детей такие же, как у эгоистов).

Все расчеты Боулса строятся на этом допущении. Предположим также для простоты, что в случае поражения в войне с соседним племенем побежденные — как альтруисты, так и эгоисты — подвергаются полному уничтожению, а в случае победы все эгоисты остаются живы.

На самом деле конфликты между первобытными племенами, по-видимому, далеко не всегда заканчивались полным истреблением побежденных, но Боулс специально пересчитал имеющиеся данные по военной смертности у палеолитических охотников-собирателей в такие тотальные «войны на уничтожение».

Примеры альтруизма

В этом разделе мы приведем несколько примеров разного альтруизма:

  • Анжелина Джоли усыновила детей из стран третьего мира, и дарит им столько же любви и материнской заботы, сколько и родным. Тем самым она осчастливила детей и подарила им великолепное будущее, привлекла общественность к ситуации и проблемам третьего мира, а также показала яркий пример для подражания, после чего усыновления детей со стран третьего мира возрастали год за годом. Представьте, сколько счастливых детей появилось в мире из-за демонстративного, казалось бы, поступка одной кинозвезды;
  • Воспитание детей – родительский альтруизм. Но дети также проявляют альтруизм, присматривая за пожилыми родителями, тетями и дядями, бабушками и дедушками;
  • Облагораживание местности, в которой живет человек, субботники и т.д. Каждый может преобразить мир и сделать его красивее и чище. Яркий пример – шоу «Помешанные на чистоте», где люди с психическим отклонением нашли выход своей особенности и помогают погрязшим в мусоре обрести чистоту;
  • Донорство, волонтерство в больницах, анимационные шоу для детей в больницах, детских домах и т.д.;
  • Основание или участие в поддержании питомников для бездомных животных;
  • Оказание волонтерской психологической помощи на телефонах доверия, а также основание и поддержание фондов занимающихся помощью людям оказавшихся в трудных ситуациях.

Но есть и другой вид альтруизма, который полностью поглощает людей и лишает их привычной жизни. Например, бросить семью и работу, чтобы улететь на другой континент и помогать сиротам из Африки. Или подвинуть интересы своей семьи и заселить свой дом переселенцами. Да, и это тоже альтруизм. Да, для нуждающихся альтруисты настоящие ангелы воплоти. Только для своей семьи альтруисты кажутся наказанием с небес.

Об альтруизме в мультиках
Об альтруизме в мультиках

Причины возникновения альтруизма у людей

Мы все рождаемся эгоистами, и именно это позволяет человеку выжить. Ребенок кричит, требуя еды, смены подгузников и эмоций, благодаря которым он развивается. Ему не плевать на состояние мамы и папы, он просто не в состоянии подумать, нужен ли им отдых, сон или минутка тишины. Так по каким же причинам с эгоиста вырастает альтруист?

Психологи годами наблюдали за современным поколением и выделили несколько причин, по которым человек может склониться в сторону альтруизма:

  • Врожденная эмпатия. Это чувство сопереживания и искреннего беспокойства присутствует у 1-3% людей врожденно. Да-да, это те самые маленькие человечки, которые, не успев сесть или сделать первые шаги, с улыбкой делятся игрушками и сладостями с родителями и детками;
  • Чувство эмпатии, которое считается основой альтруизма, можно развить с годами. Дети растут и видят, как родители помогают миру становиться лучше, и вместе с ними помогают нуждающимся, тем самым развивая чувства сопереживания, и открывают в своей жизни альтруизм. Также альтруизму учат в детских садах, школах, общественных организациях;
  • Раскаяние после аморального поступка
    , чувство вины и искупление ее через альтруизм. В современном обществе больше никого не удивить раскаявшимся грешником. Наркоманом, который излечился и стал волонтером активно пропагандирующий здоровый образ жизни. Бывшим уголовником, который спонсирует детские дома. А теперь представьте, сколько раскаявшихся грешников анонимно занимаются альтруизмом, чтобы скинуть с себя груз вины и получить долгожданное искупление;
Как быть Леди:  Психология толпы, особенности, стадии формирования, чем опасна

Любовью к детдомовцам иногда тяготеют женщины, которые добровольно лишили себя детей, сделав аборт
Любовью к детдомовцам иногда тяготеют женщины, которые добровольно лишили себя детей, сделав аборт

  • Социальное самоутверждение. Оно может быть как осознанным, так и не осознанным. Благодаря альтруизму человек получает определенный положительный статус в социуме. Ему проще жить, а самое главное в душе он верит, что если с ним случится беда – соратники по альтруизму всегда придут на помощь;
  • Демонстративное занятие альтруизмом дабы привлечь к себе внимание общественности, любимой девушки, родственников и т.д. Как только человек получает желаемое, его альтруистическая деятельность приходит в упадок;
  • Психическое расстройство, которое нашло выход и некую отдушину в альтруизме. Это не всегда плохо и часто используется специалистами дабы вывести человека с тяжелого состояния. Например, известен случай, когда мужчина с суицидальными наклонностями и полным отсутствием желания жить вышел из депрессии, помогая маленькому отказнику с нарушением психики, который находился в одной больнице с мужчиной. Благодаря новому смыслу жизни мужчина вернулся к нормальной жизни, но помимо этого активно занимался отказником и со временем усыновил ребенка, вылечил и дал ему путевку в полноценную жизнь.

Черты характера и признаки альтруиста

Кто такой альтруист? Простыми словами, альтруист — это человек, который живёт для других. Человек-альтруист не однажды становился героем кинофильмов и литературных произведений. Примером альтруистичного человека может служить старик из рассказа Л.Н.

Толстого. Старого человека, сажающего яблони, спросили, для чего он сажает яблони, ведь ему осталось немного, а урожая яблок с яблонь ждать долго.

Старик ответил, что если он не съест, то другие полакомятся яблоками с посаженого дерева и скажут ему, старику, спасибо.

Альтруистический характер, как генетическое наследство, формируется воспитанием или вследствие развития и саморазвития человека. Древние философы утверждали, что чем выше в человеке духовное начало, тем больше он стремится служить для пользы других.

Помогает сформировать чёткое определение, что такое альтруизм, понимание, какие качества личности характерны для альтруиста.

Традиционно альтруистические качества человека — это доброжелательность, щедрость, забота, бескорыстие, готовность помочь, отзывчивость.

Признаки альтруиста в классическом виде — это спокойный характер, альтруистам не присущи корысть и зависть, они радуются чужим успехам и испытывают искренний интерес к другим людям.

Альтруистические поступки основываются на двух принципах: бескорыстие и душевное удовлетворение от действий.

Если вы искренне и бескорыстно помогали человеку, который нуждался в помощи, при этом вам показалось, что человек недостаточно поблагодарил вас, то ваша помощь не расценивается как альтруизм, это обычная вежливость.

Если же от самого факта помощи у вас на душе стало тепло и светло, это значит, что сработали ваши альтруистические качества.

Психологи отмечают, что иногда люди маскируют под альтруистические поступки желание быть популярным и признанным. Иногда известные люди, занимаясь благотворительностью, жертвуют большие суммы в помощь нуждающимся.

Такие действия вполне подходят под понятие альтруизма до тех пор, пока не выяснится, что благие поступки являлись технологическим средством и имели цель прорекламировать и повысить репутацию человека в глазах общества.

Эгоистичный альтруизм

Альтруизм, с точки зрения моральных устоев привычно противопоставляют эгоизму. Эгоист (от латинского «эго» — я) живёт для себя, альтруист (от латинского «альтер» — другой) живёт и действует для других. Эгоист ради себя готов ущемить другого, альтруист больше отдаёт людям, часто — себе в ущерб.

Однако, некоторые психологи оценивают альтруизм как высшую форму эгоизма, заявляя, что эгоистический альтруизм основывается на инстинкте самосохранения и является врождённым качеством.

Древние философии говорят о том, что действие не является чистым добродетельным, если в нём есть хоть толика эгоизма или осознанной личной выгоды.

Далай-лама учит, что не нужно искать счастья только для себя, умный эгоист заботится о чужом благополучии.

Для эгоистического альтруизма характерно ожидание «вознаграждения» в виде материальных ценностей или морального удовольствия от оказанной помощи.

Американский философ и биолог Майкл Гизелин пишет так: «Колупни альтруиста — найдёшь лицемера». Не всегда можно определить чужие мотивы альтруистических поступков, об этом не говорят. Возможно, человек ждёт ответной услуги, рассчитывает на выгоду или получение популярности.

«Человек, который любит других и не любит себя, вообще не способен любить». Немецкий философ и психоаналитик Эрих Фромм, написавший эти строки, считал безразличие человека к себе главной проблемой современного мира.

У семейных психологов частым клиентом является женщина-альтруистка. Такая женщина отказывается от проявлений эгоизма, и все силы и время отдаёт дому, семье, детям, мужу. Вместо саморазвития, возникает альтруистическая любовь как самопожертвование.

И родные очень быстро привыкают к такому порядку и начинают соответственно относиться к матери и жене, требуя от неё всё больше и больше отдавать.

Но личные потребности и желания женщины никуда не уходят, они копятся и, вполне возможно, что со временем, вслед за безответными требованиями этой женщиной заботы и понимания, у неё разовьётся нездоровый эгоизм. А этого от неё никто не ждал, и никто в семье не готов к этому. Тогда случается конфликт.

Отзывы об альтруизме:

Отзывы об альтруизме:

  • Нина: никогда не задумывалась об альтруизме, пока не появились и подросли дети. Вещей много, выбросить жалко, продавать такое вроде как бессмысленно и мне подсказали отнести в церковь, где раздадут нуждающимся. Принесли мы с мужем пакеты и как раз столкнулись с людьми, которые разбирали вещи. Среди них мы увидели двух соседок, пожилую и совсем юную с малышом на руках. Так мы узнали, что в их жизни не все гладко. Одинокая пенсионерка и мать одиночка из детдома, которой дали комнату в квартире с такими же ребятами. С тех пор мы с мужем по умолчанию помогает обоим, так сказать волонтерим. Много дать не можем, но еды, одежды подкинуть можем. Скоро едим на море, муж предложил захватить с собой и соседку с малышом, им тоже надо оздоровиться. Я рада, что мы на одной волне!
  • Иван: жена всегда помогала соседям, да и деньги перечисляла на помощь знакомым. Я все бурчал, что это глупо, всему миру не помочь. У нас двое детей, на них деньги надо. И вот третья беременность прошла не по плану, ранние роды и крайне дорогое лечение. Так вот весь наш район скинулся, кто сколько мог, суммы мизерные казалось, но нам их хватило, чтобы вытянуть ситуацию. Я тронут до слез, и моя жизнь изменилась навеки!

https://www.youtube.com/watch?v=xntP8Bt7Vyk

Статьи, про альтруизм и другие вопросы психологии которые будет интересно почитать:

  • Что объединяет аскетизм, альтруизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм: сравнение понятий
  • Синдром отложенной жизни — что это такое: психология, причины, признаки, примеры
  • Как избавиться от чувства вины — психология: техники, способы
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий