О малодушии. Как мы убегаем от Бога / Православие.Ru

О малодушии. Как мы убегаем от Бога / Православие.Ru Женщине
Содержание
  1. Что такое малодушие?
  2. Должен ли христианин уметь постоять за себя? ситуации, порождающие этот вопрос, жизнь преподносит нам, увы, очень часто. мы всегда можем столкнуться с хамством, непрофессионализмом и нечестностью, завуалированным или совсем голым вымогательством, незаконными требованиями… мы всегда можем стать жертвой несправедливости, причем не только на улице, в транспорте, в каком-либо учреждении, но и дома, в семье. не противостоять, не говорить «нет» означает соглашаться со злом, более того — поощрять все эти прискорбные явления к дальнейшему процветанию. но всегда ли нас хватает на то, чтобы сказать «нет»? а если не хватает, то почему? и другой вопрос: всегда ли мы должны говорить это «нет», вступать в борьбу? мы же христиане — может быть, когда-то лучше обратить другую щеку, отдать верхнюю одежду, пройти два поприща (ср.: мф. 5, 39–41)? или — как вариант — выскользнуть из неприятной ситуации молча и убежать от нее побыстрее ради сохранения душевного мира и духовного настроя? обсудим эти проблемы.
  3. В чем состоит грех малодушия?. 1115 вопросов священнику
  4. Вопрос 133. о малодушии, сумма теологии. том ix — фома аквинский
  5. Примеры малодушия
  6. Чем опасно малодушие?
  7. Заключение

Что такое малодушие?

Малодушие – это простыми словами черта человеческого характера, выраженная в трусости, несмелости, робости. Проявляя малодушие, человек отказывается от свершения какого-либо поступка, действия. Тем самым он наносит вред как самому себе, так и окружающим людям.

Малодушный – это тот, кто кажется равнодушным к происходящему. Он не вмешивается в события, считает, что всё должно идти так, как и идёт, без его участия. Таким образом, малодушие – это не только отказ от действия. Иногда, это намеренное оставление в опасности. Как правило, малодушный понимает, что может изменить ситуацию, но ничего не предпринимает.

Малодушная девушка

Такие люди не хотят нарушать свой покой. Они предпочитают «не видеть» и «не слышать» того, что происходит. Из-за малодушия могут свершаться преступления, создаваться неблагоприятные ситуации.

Допустим, вы видите, что некто разбрасывает бумаги на улице. Вы не считаете нужным сделать замечание неряхе. Вдруг он кинется на вас с кулаками? Вместе с вами идут и другие прохожие, но никто не торопится остановить того, кто нарушает порядок. И вы, и прохожие проявляют малодушие.

Малодушие затрагивает тему нравственности. Каждый из нас стоит перед выбором. Иногда ради собственного покоя, мы не хотим помочь беззащитному, проходим мимо лежащего человека на тротуаре, успокаивая себя тем, что он просто пьян.

Таким образом, малодушие – это слабость характера, неспособность или нежелание личности осуществить свои желания, мечты в реальности. Это намеренный отказ от каких-либо действий.

Но малодушие может развиться в результате психологической травмы. Здесь такая черта характера формируется как защитная реакция организма. Если когда-то человека сильно обидели за то, что он вмешался и попытался изменить ситуацию, он может принять решение оставаться малодушным.

Должен ли христианин уметь постоять за себя? ситуации, порождающие этот вопрос, жизнь преподносит нам, увы, очень часто. мы всегда можем столкнуться с хамством, непрофессионализмом и нечестностью, завуалированным или совсем голым вымогательством, незаконными требованиями… мы всегда можем стать жертвой несправедливости, причем не только на улице, в транспорте, в каком-либо учреждении, но и дома, в семье. не противостоять, не говорить «нет» означает соглашаться со злом, более того — поощрять все эти прискорбные явления к дальнейшему процветанию. но всегда ли нас хватает на то, чтобы сказать «нет»? а если не хватает, то почему? и другой вопрос: всегда ли мы должны говорить это «нет», вступать в борьбу? мы же христиане — может быть, когда-то лучше обратить другую щеку, отдать верхнюю одежду, пройти два поприща (ср.: мф. 5, 39–41)? или — как вариант — выскользнуть из неприятной ситуации молча и убежать от нее побыстрее ради сохранения душевного мира и духовного настроя? обсудим эти проблемы.

О малодушии. Как мы убегаем от Бога / Православие.RuНачну с примера из собственной жизни. В бурный период переезда и обустройства новой квартиры я вынуждена была пользоваться услугами одной широкопрофильной фирмы — ребята умели всё: и сантехнику устанавливать, и линолеум стелить, и проводку тянуть, и батареи менять, и створки окон отлаживать, чтоб закрывались. По окончании работ они называли весьма ощутимую сумму, которую я должна была отдать им наличкой (на месте руководства фирмы я организовала бы оплату услуг иначе), и сопровождали наш с ними расчет сердечной просьбой:

— Если вам позвонят из нашей конторы и спросят, сколько мы с вас взяли, скажите, что не столько, а меньше… Вы понимаете, мы — работяги (апелляция к народной солидарности), а они там — в креслах сидят, мышкой возят, вот вся их работа…

— Скажу, — обещала я, содрогаясь, стыдясь и тут же решая просто не брать трубку, если из этой фирмы впрямь позвонят. На мое счастье, ни разу не позвонили.

Что мешало мне сказать: «Нет, ребята, я врать не буду, я сейчас сама в вашу фирму позвоню и спрошу, не многовато ли вы с меня взяли»? Неуверенность в себе? Чувство зависимости? Страх негативной реакции?

Это плохое утешение, конечно, но я такая не одна. Мама моей подруги пришла, а вернее, приковыляла к врачу с варикозным воспалением обеих ног. Врач послал ее этажом выше, в процедурную. Медсестрица в процедурной скомандовала:

— Идите в аптеку — вон, через дорогу, купите упаковку одноразовых шприцев и перчатки. Принесете все это — тогда сделаю вам укол.

— Но мне очень больно ходить!..

— Так сюда же Вы как-то пришли! — дернула плечом «волшебница в белом халате»…

Услышав от своей мамы этот рассказ, моя подруга рванулась к телефону — звонить главврачу и вообще устраивать скандал. Но мама буквально повисла у дочки на руке:

— Не надо! Мне еще не раз, возможно, придется к этой медсестре идти… Не к этой, так к другой, но из этой же поликлиники… Лучше не надо. Не умерла же я, сходив в эту аптеку, в конце концов…

Да, чувство зависимости, беззащитности, бесправия. Страх лишиться того, что худо-бедно еще дают…

Рисунок Нино ЧакветадзеТот, кто по тем или иным причинам не может или не хочет защищать себя, не защитит и близких, не говоря уже о прочих людях, и такие ситуации тоже на каждом шагу. Родители боятся заступиться за своих детей, которых травят одноклассники или третируют учителя: не сделать бы еще хуже. Жена не находит в себе сил защитить собственных родителей, с которыми ее муж разговаривает, как барин с прислугой…

Необходимо сказать еще и о том, что мы подчас боимся защитить себя, свои неотъемлемые права в Церкви, в храме. Среди писем с вопросами к правящему архиерею, приходящих на наш сайт, было такое: «В храме перед началом службы ко мне подошла незнакомая женщина и потребовала, чтобы я покинула храм.

Как быть Леди:  ФРУСТРАЦИЯ - что это такое. Признаки и Причины фрустрации - Журнал Амром

Очень хотелось спросить бедного автора письма: а что же вы охранника-то церковного так испугались, он что — руки за спину вам вывернул бы, дубинкой бы вас бил, силой выволок?.. Сработало само слово «охранник» — на уровне рефлекса: тот, у кого власть.

Просто робость… или это нужно назвать как-то иначе? Не зря же в вечерней молитве Иоанна Златоуста мы просим избавить нас от малодушия… За ним стоит маловерие, неумение доверять Богу, полагаться на Него, как следствие — человекоугодие. Лично у меня нет сомнений, что с этим нужно как-то справляться.

Впрочем, на мой взгляд, есть еще одна причина нашего неумения или просто нежелания защищать себя и других. Это, как ни странно, лень. Лень писать жалобы, идти в полицию, администрацию, отдел защиты прав потребителей, антимонопольное управление, прокуратуру, суд. Проще махнуть рукой…

…Да понимаю, понимаю я прекрасно, что порой и не в лени дело, а просто нет на это ни сил, ни времени. И вообще, невозможно превращать свою жизнь в непрерывное хождение по инстанциям и писание жалоб, эдак и в уме повредиться недолго…

Понимаю и согласна, но бывают случаи, когда мириться со злом действительно нельзя, когда добиться наказания виновных необходимо, а нам просто лень. И это тоже неправильно.

Из того, что Бог знает наши нужды, не следует, что мы сами не должны трудиться. Точно так же: из того, что Он нас защищает, не следует, что мы сами не должны защищать себя и тех, за кого мы в ответе; а следует совершенно противоположное.

Журнал «Православие и современность» № 43 (59)

В чем состоит грех малодушия?. 1115 вопросов священнику

В чём состоит праведен Суд Божий?
Праведен Суд Божий состоит и в том, что каждый погибает от греха своего, потому что Бог греха не сотворил так же, как не сотворил Он смерти, а однако достойных смерти умерщвляет. Противоречия здесь нет, если будем различать Суды Божьи от дел

В чём состоит истинное смирение?
В том, чтобы ничем не гордиться, ни на что не роптать, не оказывать неблагодарности, недовольства и за все судьбы Божьи благодарить и хвалить Бога, Которого все дела ознаменованы или правосудием, или

В чём состоит жертва Богу
«Многими скорбями — вот жертва Богу», — говорил старец. — Какая бы ни была «тучная жертва» — не угодна она Богу, если хоть капля желания в ней есть, хотя малая доля стяжания и пристрастия. Всё главное — в искренности, правдивости, чистоте сердца.

В чём состоит пост
Православная Церковь выделяет для нас на каждой неделе особые дни (среду и пятницу) для поста и покаяния. В течение года Церковь выделяет особые времена — четыре поста для той же цели.Чадо Божье!Да постится ум твой от суетных помышлений;да постится воля

Преп. Иосиф, творец канонов
(Чем и как лучше отвлекать от малодушия, уныния и отчаяния людей, невинно страждущих?)
I. В житии преп. Иосифа, творца канонов, память коего совершается ныне, пишется следующее: когда Иосиф, на острове Крит, был брошен в темницу, в которой вместе с

Слово 18. Послание к некоторому другу его, сидящему в темнице, который спрашивал его, как избавиться от искушения сатанинского, от случающихся во сне скверных истицаний, от блудных ощущений и помыслов и от малодушия
Удивился я твоей просьбе, что будучи одержим такою

«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех»
Нравственное Богословие (Грехи против 7 заповеди, грех — извинение в других плотского греха разными предлогами):«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех». Не

В чем состоит грех малодушия?
Иеромонах Иов (Гумеров)

Понтий Пилат умывает рукиХристианин — человек, имеющий не только твердую веру, но и крепкую волю и мужество, следуя за Иисусом Христом, претерпевать все испытания на пути спасения.Святая Библия дает примеры

Что означают слова: «Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти»?
иеромонах Иов (Гумеров)Грехом является всякое отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия (делом, словом и даже помышлением). В другом месте того же Соборного послания апостол пишет:

В чем состоит «собственно прелесть»?
Я разъяснил в прошлом письме, что нужно разуметь под прелестью вообще. Теперь остается разъяснить, в чем состоит собственно так называемая прелесть в отличие от прелести вообще. Хорошо об этой прелести говорит св. Исаак Сирианин.

ГЛАВА 2
Грех ближнего — наш грех

Вступление
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1, 2).«Сын мой! если ты примешь слова мои и

III. В чем состоит истинный прогресс?
• Что о прогрессе и культуре говорит Господь? Вещи неутешительные, жесткие и неотменяемые.1. Все наши знания и науки, по апостолу, «не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная — уи%1кп (психическая), бесовская — 5ai^oviro5n?; (Иак. 3,15).

В чем состоит жертва христианина
(Из 74-й беседы на Евангелие от Иоанна)Последуем за Христом и возьмем крест. Если и нет теперь гонений, зато теперь время для другого рода смерти.Умертвите, сказано, земные члены ваши (Кол. 3,5).Итак, погасим вожделение, умертвим гнев, истребим

В чем состоит истинное покаяние?
Покаяние истинное, по учению святителя Тихона Задонского, состоит в следующем:а) от прежних грехов мы должны отстать и ими так, как мерзостью, гнушаться;б) за оные (грехи) жалеть, и Бога умилостивлять, и духовнику исповедаться; от других

3. В чем состоит таинство венчания?
Вопрос:В чем состоит таинство венчания?Отвечает священник Константин Слепинин:Таинство Брака состоит из двух частей — обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло

6. Что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): «Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти»?
Вопрос: Что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): «Всякая неправда есть грех: но есть

Вопрос 133. о малодушии, сумма теологии. том ix — фома аквинский

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что малодушие не является грехом. В самом деле, грех делает человека злым подобно тому, как добродетель делает человека добрым. Но приниженный, как говорит философ, не зол132. Следовательно, малодушие не является грехом.

Как быть Леди:  Азбука Спасения - Самолюбие

Возражение 2. Далее, философ говорит, что «тот, кто достоин великого, а считает себя достойным малого, тот, пожалуй, является самым приниженным»133. Но достойным великого может быть только добродетельный, поскольку, как говорит тот же философ, «лишь добродетельный поистине достоин чести»134. Выходит, приниженный добродетелен, из чего следует, что малодушие не является грехом.

Возражение 3. Далее, «начало греха – гордость» (Сир:, 10:15). Но малодушие не проистекает из гордости, поскольку гордый ценит себя выше, чем он того сто́ит, тогда как приниженный ценит себя ниже, чем он того сто́ит. Следовательно, малодушие не является грехом.

Возражение 4. Кроме того, философ говорит, что «приниженный считает себя достойным меньшего, чем он достоин»135. Но подчас святые считали себя достойными меньшего, чем они были достойны; так, например, Моисей и Иеремия, будучи достойны того служения, для которого их избрал Бог, смиренно отказывались от него (Исх. 3:11;. Иер. 1:6), Следовательно, малодушие не является грехом.

Этому противоречит следующее: в человеческих поступках до́лжно избегать только греха. Но малодушия до́лжно избегать, в связи с чем читаем: «Отцы, не раздражайте детей ваших (дабы они не унывали)» (Кол. 3:21). Следовательно, малодушие есть грех.

Отвечаю: то, что противно естественной склонности, противоречит закону природы и суть грех. Но все обладает естественной склонностью совершать соразмерные своей способности действия, что видно на примере естественных вещей, как одушевлённых, так и нет. Затем, подобно тому, как превознесение побуждает человека превышать меру своей способности посредством того, что он старается делать большее, чем может, точно так же малодушие побуждает человека принижать меру своей способности посредством отказа от стремления к тому, что ей соразмерно. Следовательно, коль скоро превознесение является грехом, является им и малодушие. Поэтому раб, убоявшийся из малодушия пускать в оборот полученные от господина деньги и закопавший их в землю, был господином наказан (Мф. 25; Лк. 19).

Ответ на возражение 1. философ называет злыми тех, кто вредит своим ближним, и потому приниженный, как сказано, не является злым – ведь если он кому и вредит, то разве что акцидентно, когда избегает делать то, что могло бы принести пользу другим. Григорий же, со своей стороны, говорит, что если «строго оценивать тех, которые отказываются делать добро ближнему, наставляя его, то, несомненно, их вину надлежит считать соразмерной тому благу, которое они могли бы принести, если бы не были столь застенчивы».

Ответ на возражение 2. Ничто не препятствует тому, чтобы обладающий добродетельным навыком человек совершил или простительный грех без утраты этого навыка, или же смертный грех с утратой навыка к добродетели по благодати. Действительно, человек, обладающий добродетелью, которая делает его достойным сделать что-то великое и заслуживающее великую честь, может не использовать свою добродетель, совершая, тем самым, когда простительный, а когда и смертный грех.

А ещё можно ответить, что приниженный достоин великого соразмерно своей способности к добродетели, той способности, которой он обладает или по причине доброго естественного расположения, или благодаря науке, или благодаря внешнему благополучию, и если он оказывается не в состоянии использовать её ради добродетели, то его вина заключается в малодушии.

Ответ на возражение 3. Даже малодушие в определённом смысле может быть следствием гордости, а именно тогда, когда, так сказать, человек излишне цепляется за своё мнение о том, что он не способен на то, на что он [на самом деле] способен. В связи с этим [Писание] говорит, что «ленивец в глазах своих – мудрее семерых, отвечающих обдуманно» (Прит. 26:16). В самом деле, ничто не препятствует ему недооценивать себя в одном и при этом переоценивать в другом. Поэтому Григорий, говоря о Моисее, сказал, что «он, возможно, проявил бы гордость, если бы, нимало не колеблясь, стал вождём множества людей, но он проявил бы ещё бо́льшую гордость, если бы отказался повиноваться предписанию своего Создателя».

Ответ на возражение 4. Моисей и Иеремия были достойны того служения, для которого их избрал Бог, но это достоинство они обрели по божественной благодати, а свою недостойность они оценивали, исходя из собственной слабости, хотя не упорствовали в этом и не проявили гордыни.

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что малодушие не противостоит величавости. Ведь сказал же философ, что «приниженный не знает самого себя, иначе он бы стремился к тому, чего достоин»136. Но незнание себя, похоже, противостоит рассудительности. Следовательно, малодушие противостоит рассудительности.

Возражение 2. Далее, Господь называет раба, не пожелавшего из малодушия пускать в оборот деньги, лукавым и ленивым. И философ говорит, что приниженных считают ленивыми137. Но лень противостоит заботе, которая, как уже было сказано (47, 9), является актом рассудительности. Следовательно, малодушие не противостоит величавости.

Возражение 3. Далее, малодушие, похоже, берет своё начало в неупорядоченном страхе, в связи с чем читаем: «Скажите робким душою: “Будьте тверды, не бойтесь!”» (Ис. 35:4). А ещё оно, похоже, проистекает из неупорядоченного гнева, согласно сказанному [в Писании]: «Отцы, не раздражайте детей ваших (дабы они не унывали)» (Кол. 3:21). Но неупорядоченный страх противостоит мужеству, а неупорядоченный гнев – кротости. Следовательно, малодушие не противостоит величавости.

Возражение 4. Кроме того, противостоящий частной добродетели порок тем тяжелее, чем больше он отличается от этой добродетели. Но малодушие больше отличается от величавости, чем превознесение. Поэтому если бы малодушие противостояло величавости, то в таком случае оно было бы более тяжким грехом, чем превознесение, что противоречит словам [Писания]: «О, злое превознесение! Откуда вторглось ты?»138 (Сир. 37:3). Следовательно, малодушие не противостоит величавости.

Этому противоречит следующее: величавость отличается от малодушия как великость и малость души, на что указывают самые их имена. Но большое и малое являются противоположностями. Следовательно, малодушие противостоит величавости.

Отвечаю: малодушие можно рассматривать трояко. Во-первых, само по себе, и в этом случае очевидно, что по своей природе оно противостоит величавости, от которой отличается как в отношении одного и того же субъекта малое отличается от большого. В самом деле, подобно тому, как величавый в силу величия своей души стремится к великому, точно так же малодушный в силу малости своей души великого избегает. Во-вторых, его можно рассматривать в отношении причины, которой со стороны ума является незнание собственных возможностей, а со стороны желания – страх перед неудачей в том, что человек ошибочно считает превосходящим его способность. В-третьих, его можно рассматривать в отношении следствия, каковым является избегание того великого, которого человек достоин. Но, как уже было сказано (132, 2), противопоставление порока и добродетели зиждется скорее на соответствующем им виде, чем на их причине или следствии. Поэтому малодушие непосредственно противостоит величавости.

Как быть Леди:  Что такое ЧСВ - что означает в молодежном сленге, расшифровка

Ответ на возражение 1. Этот аргумент рассматривает малодушие как проистекающее из причины в уме. Однако и в отношении причины нельзя в строгом смысле утверждать, что оно противостоит рассудительности, поскольку неведенье этого типа связано не с безрассудностью, а, как сказано в четвёртой [книге] «Этики», с нерадивостью, проявленной при изучении собственной способности или исполнении того, что посильно139.

Ответ на возражение 2. Этот аргумент рассматривает малодушие с точки зрения следствия.

Ответ на возражение 3. Этот аргумент рассматривает [малодушие] с точки зрения причины. Но тот страх, который обусловливает малодушие, не всегда является страхом перед смертельной опасностью, и потому нет никаких оснований утверждать, что малодушие противостоит мужеству. Что же касается гнева, то если рассматривать его под аспектом присущего ему движения, которое воодушевляет человека на отмщение, он не обусловливает малодушия, которое приводит душу в уныние, а, напротив, устраняет его. Однако со стороны причины гнева, а именно причинённого ущерба, который приводит душу пострадавшего в уныние, он способствует малодушию.

Ответ на возражение 4. Малодушие со стороны присущего ему вида является более тяжким грехом, чем превознесение, поскольку из-за него, согласно сказанному в четвёртой [книге] «Этики», человек сторонится прекрасных занятий и дел140, что является очень большим злом. Превознесение же названо «злым» по причине гордости, из которой оно происходит.

Примеры малодушия

Можно привести множество примеров малодушия из жизни. С малодушеством мы сталкиваемся ежедневно. Признаки малодушия не всегда очевидны. Мы можем принять это состояние за проявление трусости, зависти, отчаяния, равнодушия.

Вообще, малодушие и трусость идут рядом друг с другом. Например, малодушная женщина боится высказать своё мнение о неправильном поведении мужа, который злоупотребляет спиртным. Она опасается, что он уйдёт от неё, боится одиночества. Несмотря на то что на выпивку уходят деньги, страдают дети, она предпочитает делать вид, что ничего не происходит. Её поведение – малодушие.

Она могла бы помочь своему супругу, обратиться к наркологу, поговорить с мужчиной о проблеме или просто уйти вместе с детьми от выпивохи. Но она ничего не предпринимает. Страх одиночества, осуждения обществом сильнее.

Малодушие может проявляться в профессиональной сфере. Вспомним ситуацию с коронавирусом. Сколько врачей доказали свой героизм, не побоялись выйти к заразившимся, рисковали собственным здоровьем и жизнью?

Но всё-таки нашлись и те, кто решил, что собственное здоровье дороже. Такие врачи отказались от работы с больными коронавирусом. Многие из них объяснили свой поступок наличием малолетних детей, престарелых родителей и т.д.

Все эти доктора проявили малодушие, слабость характера, страх. Возможно, спасённых больных было бы больше, если среди медицинских работников не оказалось малодушных.

Малодушная уловка может проявиться в поведении детей. Ребёнок, боясь наказания, может свалить свою вину на другого. Например, старший сын съел три мороженых, пока родители были на работе, но вину свалил на младшую сестрёнку. Он уверен: родители не накажут малышку, так как она ещё маленькая.

Можно привести пример малодушия, опираясь на истории любви. Мы знаем, что многие родители противятся браку своих детей. Их не устраивает избранник.

Допустим, мать говорит сыну, что девушка ему не подходит. Она провинциалка, без роду и племени. А они – интеллигентная и состоятельная семья. Молодой человек любит девушку, но не может перечить родительнице. Он оставляет свою любимую, не борется за отношения, то есть проявляет малодушие.

Малодушие описывается в литературных произведениях. Этой теме посвящены школьные сочинения. Яркие примеры малодушия – в рассказах Чехова.

Чиновник, проявляя малодушие, умер. Он случайно чихнул на высокопоставленное лицо и посчитал, что оскорбил его. Он так изводил самого себя, что не выдержал нагрузки и умер от расстройства. Причина его поведения – страх не прощения генерала.

Множество произведений этого автора посвящено теме «маленького человека», неспособного отстоять свои взгляды, который приспосабливается под окружающую ситуацию, ведёт себя так, как требуют правила, этикет, его положение. Он не обращает внимания на собственные убеждения, унижается, но не позволяет себе проявить характер.

Малодушие в литературе показано не только как страх, но и как слабость человека. Это негативная черта. Малодушные люди слабохарактерны. Они не умеют постоять ни за себя, ни за родных. На них нельзя положиться в случае опасности.

Чем опасно малодушие?

Малодушный человек – это тот, кто не может и не хочет отстоять свои взгляды. Он боится. Прежде всего, малодушие носит нравственный характер.

Малодушие отрицательно сказывается ни жизни самого носителя данной черты. Как правило, он не может высказать свою точку зрения, бороться за свои права, он предпочитает жить тихо и незаметно.

Малодушие проявляется в таких качествах, как:

Часто малодушный боится быть непонятым, отвергнутым, он не уверен в своих силах. Его поведение доставляет ему дискомфорт. К чему приводит малодушие, мы можем понять на простых, жизненных примерах.

Допустим, что среди ночи на лестничной площадке раздаются крики о помощи. Мало кто из услышавших призывы, кинется выяснять, что происходит. В лучшем случае люди вызовут полицию. Но большинство предпочтёт сделать вид, что ничего не слышит. Малодушие способствует преступности, может стоить кому-то жизни.

Грех малодушия в православии – это состояние души. Оно выражено в её немощи, невозможности бороться. Христиане стараются избавиться от греха, каются в своём малодушии на исповеди.

Под малодушеством в Библии понимается отступление от Бога по причине страха. Кроме того, малодушными здесь признаются все люди, упавшие духом, отчаявшиеся, а значит, опять же утратившие веру в Бога, в надежду на лучшее.

Таким образом, малодушие опасно, оно влечёт негативные последствия как для самого носителя качества, так и для окружающих.

Малодушие разрушает личность. Человек не может жить в ладу с самим собой. Он испытывает дискомфорт. Если вы осознаёте своё малодушие, стоит задуматься о том, как от него избавиться.

Малодушие – это ещё и ложь самому себе. Человек убеждает себя в своей правоте, правильности поступка. Он оправдывает самого себя. А ведь обманывать себя гораздо труднее и больнее, чем самого близкого человека.

Один сотрудник МЧС побоялся зайти внутрь горящего помещения. В результате его страха, погиб ребёнок. Своим сослуживцам и себе он объяснил, что внутри никого не было. Однако с муками совести жить этот мужчина не смог. Он оставил работу и ушёл в монастырь.

Заключение

В заключение хочется сказать о том, смалодушничать – легко. Но вот как жить с муками совести, зная о том, что не смог кому-то помочь, прошёл мимо чужой беды?

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий