Что такое игровые платформы?
На изображении представлена игра с использованием игровой платформы «Полярная звезда»
Игровые платформы – это игровые поля, своего рода обрамление для проведения психологической работы, индивидуальных консультаций и групповых занятий. В основе лежит работа с визуальными ассоциациями, метафорой, работа с метафорическими картами.Игровые платформы отличаются от «настольных игр» в первую очередь тем, что здесь на первом месте стоит психологическая работа, а не сама игра, т.е. нет проигравших и победителей, а при обсуждении есть возможность провести параллели между тем, что происходило в игре, и тем, что происходит с человеком в реальной жизни.
Принципы использования метафорических ассоциативных карт в работе с игровыми платформами те же, что и при любом другом виде работы с МАК.
Следует отметить, что работа с игровыми платформами с использованием метафорических карт предполагает наличие ведущего. Важно, чтобы ведущий, который является в данном случае одной из ключевых фигур, имел опыт групповой и/или индивидуальной психологической работы и работы с использованием МАК.
При работе ведущему важно проявлять внимание к потребностям каждого из участников, учитывать групповую динамику, а так же уметь адаптировать правила под ситуацию или менять их по запросу клиента. Не менее важно – подбирать адекватный конкретной работе набор метафорических карт.
Описание техники “ресурсное место”
Цель техники: улучшение внутреннего состояния клиента на более работоспособное.
Порядок выполнения: чаще всего состояние клиента сильно ухудшается во время рассказа о его проблеме. Люди чувствуют печаль, горе, отчаяние, ужас. Само собой, что их рассказ начинает пробуксовывать. Либо начинают плакать, беситься, либо застывают, не хотят продолжать.
В этом случае, я предлагаю им вспомнить какое-нибудь место, в котором они чувствовали себя очень хорошо. Может быть в детстве, может на отдыхе — не важно. Практически у всех есть такое воспоминание. А затем я прошу клиента выбрать из колоды Хабитат карту или карты, которые будут похожи на то место.
Клиент выбирает. Уже само это воспоминание меняет его состояние на лучшее, отвлекает от боли. Если в колоде Хабитат не находится подходящих метафорических карт, можно использовать Ох. Когда карты выбраны, я прошу клиента мысленно перенестись в то место и почувствовать себя так, как тогда, в его воспоминании.
После того как это успешно выполнено, мы продолжаем рассказ о проблеме, но всякий раз, как я вижу, что эмоции снова начинают захлёстывать, я прошу клиента посмотреть на карты, обозначающие его ресурсное место и вновь мысленно туду перенестись пока он не почувствует, что может работать дальше.
Вот так, периодически заныривая в приятное воспоминание с помощью означившей его карты, клиенты оказываются способны работать даже с очень болезненными темами.
Несколько примеров таких карт:
“В прошлом году была в Черногории. Буквально наскребла по сусекам 40 тысяч и сняла комнатку в пансионате. Там был такой песчаный пляж, как на картинке. Восемь дней подряд я сидела там каждый вечер пока не становилось темно и слушала волны, чаек. До сих пор, как вспомню, лицо растягивается от улыбки”.
“Мы как-то с друзьями поднимались в горы по ручью, который тёк по долине между двух сопок. Обычный ручей вроде. Устали все и наконец сели поесть. И там был такой водопад. Серёга ещё живой был”.
“Лет пять назад выбрался с ребятами порыбачить на одной небольшой северной речке. Не столько порыбачить ехали, как выпить, пообщаться. В тот же вечер уехали бы обратно в город. А осень уже начиналась. И оказалось, что именно в этот день рыба пошла на спуск — каждую осень на севере рыба уходит из рек в ледовитый океан, потому что реки промерзают за зиму практически до дна.
И вот мы попали на такой момент совершенно случайно. Только сети поставили, хотели отплывать и вдруг увидели, что на глубине в сети уже с десяток хариусов сидит. Что тут началось! Мы тогда двухсотлитровую бочку засолили, а когда спать легли был уже холод дикий.
Думаю, вы поняли.
Само собой эти две техники совершенно не исчерпывают тему управления внутренними состояниями с помощью метафорических карт. На их примере я показал сам принцип. Как и всё остальное, связанное с метафорическими картами, он предельно прост в применении.Большего на этом этапе нам и не нужно.
А вот это видео Леонида Тальписа с работой над внутренним состоянием клиентки обязательно посмотрите чтобы иметь представление о том, куда следует стремиться:
Метафорические ассоциативные карты — что это такое и как с ними работать? — мак
Автор: Анастасия Мисоченко
Метафорические ассоциативные карты (МАК) набирают все большую популярность в среде психологов, коучей, тренеров. К ним проявляют интерес педагоги и социальные работники. Так что же это за инструмент, почему он так популярен, для чего предназначен?
МАК представляют собой набор с изображениями людей, событий, природы, абстрактных образов или слов, объединенных одной темой и идеей автора. Каждая колода содержит инструкцию с описанием и рекомендациями для работы.
Метафорическим картам более 40 лет. Первую колоду создал канадский искусствовед и художник Эли Раман, в 1975 году с целью популяризации искусства. Психологическим инструментом эти карты стали только в 1983 году благодаря психотерапевту Моритцу Эгетмейеру, который впервые применил их в работе с пациентами. Так появилась первая колода «ОН» и в 1985 году было создано издательство «OH Verlag». Сегодня широко известны колоды из Германии от этого издательства: «Cope», «Persona», «Personita», «Ecco», «Habitat», «Morená» и другие.
Постепенно появлялись и развивались методы работы с метафорическими картами, создавались новые колоды. В России первыми появились переведенные колоды, а затем начали активно создаваться отечественные. Сейчас представлен огромный выбор карт от российских, украинских, белорусских, прибалтийских, израильских и других авторов.
Метафорические карты являются замечательным инструментом в работе психологов, коучей, тренеров, консультантов. Активно используются в трансформационных играх, тренингах и обучающих программах. Карты хорошо зарекомендовали себя как при индивидуальной работе, так и в группе. С их помощью легко организовать знакомство, наладить взаимодействие, заинтересовать участников. МАК можно использовать и в повседневной жизни: для принятия решений, развития творческих способностей, поиска новых идей, общения и игр.
Механизм работы метафорических карт основан на нескольких известных психологических феноменах.
Одним из них является закон проекции, впервые описанный З. Фрейдом. По сути карты являются стимулом, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека; объектом, на который накладывается проецируемый материал.
Вторым является закон диссоциации, в результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Клиент смотрит на события, как бы со стороны.
Третьим феноменом, лежащим в основе МАК, стала метафора. Это образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы.
Методы работы с МАК постоянно расширяются, дорабатываются и, соответственно, появляются новые возможности для их использования. Вокруг карт постепенно формируются разнообразные мифы, о которых будет сказано ниже.
С помощью МАК специалисты могут помочь клиентам в решении целого ряда проблем:
«Мужчина и женщина» автор Алла Максимова
«Вопросы для двоих» (Серия «В гармонии с другим»)- авторы: Константин Писаревский и Евгения Баксан
«Я и ТЫ» автор: Анна Чичина
“В постели” автор: Оксана Гордина
и другие…
- Работа с родовыми сценариями:
«История моего рода» автор:Елизавета Гурьянова
«Голос предков» автор: Татьяна Зинкевич-Евстигнеева
«Сценарии рода» автор: Светлана Бондаренко
“Благословение рода” автор: Татьяна Лемешко
и другие…
- Поиск внутренних ресурсов:
«Ресурсное место» авторы: Константин Писаревский и Евгения Баксан
«70 ресурсов женщины» автор: Мария Будякова
«Источник» автор: Юлия Демидова
“Ресурсы” автор: Ирина Федорова
“Ресурсы” автор: Ирина Орда
и другие…
«Фобии и страхи» автор:Климова Ольга
«Сложное дитя» автор Наталья Шельвинская
“Танго со страхом” автор: Виктория Ратеева
и другие…
- Поиск своего я, собственной идентичности.
«Маски и Роли» автор: Андрей Букшук
«Это все о нем. Метафора мужской идентичности» авторы: Алёна Яшанина, Андрей Колосовцев
«Архетипы личности» (Archetypes of Personality) автор: Бодров Александр
«Субличности» (Inner Active Cards) Производство: Backwoods Press, США.
и другие…
- Вопросы самоопределения и выбора профессии
«КАРТЫ-ПРИЗВАНИЯ (MASTERS)» базовая версия автор: Светлана Седун
«Дороги. Я и мой путь» авторы: Ольга Зингман: Екатерина Бурова
«Компас выбора профессии» автор:Олег Блинов
«Профессии и предназначение» автор: Перплётчикова У.В.
“Профессии” автор: Алексей Ураев
и другие…
- Принятие решения и выбор стратегии
“Стратегии и Возможности” автор и фотограф: Юлия Дубаныч
«Я принимаю решение» автор: Эльвира Алёхина
и другие…
«Силы природы» автор Сысоева О. В.
«Проститься, чтобы жить» автор: Травкова М.Р.
«Травмы. Кризисы. Ресурсы…» автор: Ника Верникова
«Trauma» (Травма) автор: Ева Морозовская
“Одиночество” автор: Виктория Голобородова
“Сны” автор: Мария Хомякова
и другие…
«Не-зависимость» автор: Переплётчикова У.В.
«Выбери Жизнь» автор: Дарья Стронг
и другие…
- Работа с детско-родительскими отношениями
«Мама и Дочка» разработчик: УЦ практической психологии «СЕНТИО».
«Мама» авторы: Арина Ткачук, Алена Казанцева
“Исцеление внутреннего ребенка” автор: Ирина Орда
и другие…
- Работа с нарушениями пищевого поведения
«Вкусные заморочки» автор: Татьяна Павленко.
«Спящие в Тучах» автор: Мария Волошина
“Хлеб насущный” автор: Зоя Николаева
и другие…
«Чувства и состояния» автор: Евгения Баксан
«В глубине чувств» автор: Анастасия Сальникова
«Живые чувства» авторы: Динара Гильфантинова, Полина Хорошилова.
и другие…
Очень часто одна и та же колода позволяет работать с целым рядом проблем. Существуют универсальные колоды. Иногда, наиболее продуктивной оказывается работа с несколькими колодами в рамках одной сессии. Область применения тоже постоянно расширяется, приведенный список лишь небольшая часть тем, при работе с которыми успешно применяются МАК.
Метафорические карты помогают специалисту:
- Установить контакт с клиентом на начальном этапе, создать безопасное пространство, атмосферу доверия.
- Обойти барьеры и защиты клиента, что позволяет свободно рассказывать о чувствах и переживаниях, раскрыться и озвучить проблемы, которые ранее были глубоко скрыты.
- Обратиться к подсознанию клиента. В процессе изучения карт, рождаются метафорические образы, приходят чувства, происходят открытия, которые значительно расширяют границы обычного.
- Выявить актуальную для клиента проблему. Как правило, в различных художественных образах человек улавливает именно то, что созвучно его текущему состоянию и имеет решающее значение на сегодняшний день.
- Найти или смоделировать новые стратегии поведения и возможные решения проблемы.
- Открыть внутренние и внешние ресурсы для преодоления преград и достижения желаемого.
Метафорические карты позволяют выбирать разные стратегии работы, в зависимости от поставленных задач. Так как карты могут содержать только изображение, только словесное описание (текст) или смешение того и другого, то вариантов может быть много.
- Карты с изображениями или словами выбираются вслепую. Клиент не видит изображения. С одной стороны, в этом случае, привносится элемент игры, случая, а с другой, такой способ открывает путь в подсознание, позволяет мыслить метафорически.
- Карты с изображениями выбираются вслепую, а слова подбираются в открытую. Таким образом, можно одновременно задействовать и метафорическое мышление, и привычные для клиента взгляды. Можно сделать наоборот, все зависит от конкретной ситуации.
- Карты с изображениями и словами выбираются произвольно, клиент рассматривает, читает и делает выбор. Как правило, при таком способе клиент меньше тревожится и с удовольствием знакомится с колодой.
Для успешной работы с метафорическими картами желательно придерживаться некоторых правил:
- Конфедециальность. Как в личной сессии, так и в групповой работе необходимо бережно относиться к информации, которой делятся участники, все сказанное в процессе работы не разглашается.
- Уважение. В групповой работе следует обратить внимание на взаимоуважение между участниками и заботе об их комфорте и безопасности. Внимание к чувствам и словам других участников условие, необходимое для эффективного взаимодействия.
- Свобода. Предупредите участников, что при работе с МАК не существует правильных и неправильных ответов, чувств, образов. Не обязательно буквально воспринимать изображение, дайте волю фантазии.
- Спонтанность. Чем быстрее и свободнее реакция на карту, тем веселее и результативнее будет работа. Критическое мышление пока может отдохнуть.
- Безопасность. Участник может отказаться от карты, без объяснения причин, не показывая ее окружающим. Однако, при индивидуальной работе с профессиональным психологом, подобная ситуация может дать ценный материал для дальнейшего общения.
- Приоритеты. Хозяин карты – хозяин процесса. Он первым высказывает свое видение, может отказаться от обратной связи, его мнение не может быть неверным. Однако, если он просит поддержки от окружающих, можно поделиться своими соображениями.
В процессе работы, у каждого специалиста формируется свой список правил и методов работы с МАК, отражающие его индивидуальность и личный стиль, но важно всегда помнить о безопасности клиента.
Метафорические карты вошли в нашу жизнь относительно недавно, но вокруг них сразу же, стали возникать мифы. Пришло время, рассказать о некоторых из них.
Первый миф – это мистическое взаимодействие колоды и клиента, возможность заглянуть в будущее или прошлое. Реальность – карты отражают только существующие внутренние процессы, они не являются гадальными. МАК являются инструментом в руках специалиста.
Второй миф – МАК, это разновидность карт Таро. Реальность – Колода Таро четко структурирована, каждая карта имеет свое значение. Метафорические карты не имеют заданного значения. Клиент описывает карту исходя из личного опыта, представлений и фантазии. Задачи этих колод, как правило, разные.
Третий миф – это психологический инструмент, используемый только узким кругом специалистов. Реальность – метафорические карты появились благодаря художнику и могут применяться в разных областях деятельности. В психологии МАК это один из многих инструментов, направленных на оказание помощи.
Четвертый миф – карты сами по себе могут волшебным образом разрешить все проблемы. Реальность – карты не решают человеческих проблем. Но они могут помочь увидеть истинную причину сложившейся ситуации и найти возможности для изменений.
Но какие бы мифы не возникали, в каких областях не применялись бы метафорические карты, уже очевидно, что они вошли в практику работы с людьми и обладают широкими возможностями.
50 волшебных вопросов для работы с мак
50 волшебных вопросов для работы с метафорическими ассоциативными картами, способствующих раскрытию проблемы, погружению в решение проблемы и достижению ресурсного состояния.
- Как это связано с моей жизнью?
- Для чего нужна эта карта?
- Глядя на карту, подумайте, что есть такого особенного в вас, что вы еще не использовали для решения вашей проблемы?
- Что мне мешает достичь цели или решить проблему?
- Каких ресурсов мне не хватает?
- Чего я не учел?
- С чего я буду начинать?
- Куда хочется смотреть на карте?
- Куда не хочется смотреть на карте?
- Какие маленькие шаги вы можете совершить, чтобы подойти ближе к решению своей проблемы?
- Что вы сделаете в первую очередь?
- Что из вашей жизни тянет вас назад?
- Какое бы вы могли придумать идеальное решение?
- Что вы пытаетесь доказать себе?
- Насколько это решение соответствует вашим представлениям о самом себе?
- Чего вы ждете?
- Как вы думаете, в чем мораль в этой истории?
- Если бы вы знали ответ, каким бы он был?
- Какую историю вы чаще всего рассказываете самому себе о вашей проблеме?
- Что бы вы попробовали прямо сейчас, если бы знали, что не можете потерпеть неудачу?
- Что вы можете сделать такого, что принесет вам радость и восторг?
- Что бы вы делали, если бы имели безграничные ресурсы?
- Когда вы смотрите на эту карту, вы, скорее всего, где на ней?
- Если бы вы были художником, чтобы дорисовали или перерисовали на этой карте?
- Что ты чувствуете, глядя на карту?
- Что происходит с вашим телом, когда вы смотрите на эту карту.
- Какой самый первый и самый легкий шаг в достижении цели вы можете сделать? Когда вы будете готовы сделать этот шаг?
- Как вы наградите себя, когда достигните результата?
- Как Вы узнаете, что достигли результата?
- Что ценного для вас в достижении этой цели?
- Что такого важного я получу, достигнув ее?
- Как достижение этой цели в дальнейшем повлияет на Вашу жизнь?
- Что из изображенного на карте может помочь решить вашу проблему?
- Если представить, что проблема стала манипулятором, как она воздействует на вас?
- Где, как вам кажется, вы можете найти ресурсы, чтобы не сдаваться?
- Как вам кажется, какие качества характера усугубляют проблемы, а какие могут помочь ее решить?
- Что должно произойти в вашей жизни, чтобы проблема была решена?
- В чем заключаются ваши внутренние обязательства перед самим собой?
- Что максимально возможное для себя вы можете и готовы сделать на данный момент?
- Что происходит в ваших отношениях с миром?
- Что бы сделало вашу жизнь более насыщенной и наполненной?
- Какие повседневные привычки могли бы поспособствовать вашему продвижению к более высокому качеству жизни ли решению проблемы?
- Чего вы по-настоящему хотите?
- Какие действия, совершаемые регулярно могли бы повысить вашу удовлетворенность в той или иной области жизни?
- Какие действия питают вас, заряжают энергией, доставляют удовольствие?
- Что в жизни для вас по-настоящему ценно, важно, имеет смысл?
- Я в будущем, и проблемы давным-давно нет. Как я буду жить тогда? Благодаря чему стала возможна эта перемена?
- Как я могу сегодня позаботиться о себе?
- Каким образом я саботирую свои намерения?
- Если я полностью сосредоточусь на достижении результата, от чего мне придется отказаться?
Хотите узнать самые ценные и полезные рекомендации по работе с метафорическими ассоциативными картами?
Приходите на онлайн-интенсив с создателем метода МАК Моритцем Эгетмейером и его ученицей Ольгой Гаркавец «МАК-Вспышка»!
Участие бесплатное!
Регистрация по ссылке: www.tiledi.ru/mak-flash>
Преимущества игровых платформ
На изображении представлена часть комплекта, игровая платформа – «Ксенобиология, или Жизнь фантастических существ»
Татьяна Ушакова – психолог, кандидат психологических наук, автор множества колод МАК и игровых платформ, – выделяет следующие преимущества использования метафорических карт в игре:
Игра ассоциируется с весельем и легкостью, что помогает снизить сопротивление участников;
Игра ресурсна;
Игра позволяет работать на том уровне глубины, который комфортен участникам;
В игровой атмосфере людям легче посмотреть на себя с разных сторон, «встретиться» с собой, позволить себе то, что не позволяется в обычной жизни;
Игру человек видит и чувствует сам, это помогает пониманию процесса работы, присвоению ценности, авторства и ответственности. Одна из задач психологической работы в целом – помочь клиенту ощутить готовность брать на себя ответственность за свои действия и выборы, мысли и чувства. Достичь успешной реализации этой задачи и помогает формат игры.
Рассмотрим вариант такого способа работы с метафорическими картами на примере игровой платформы «Дорога к…», автор – Татьяна Ушакова.
Техники работы с метафорическими картами
На изображении представлена колода «Момент решения»
В нашей предыдущей статье о метафорических картах мы уже писали, что каждый психолог составляет свой собственный план работы с метафорическими картами. Ориентируясь на конкретную ситуацию, психолог выбирает колоду (а может даже несколько), стратегию и различные техники. Приведем примеры некоторых техник:
Очки – клиенту предлагается взглянуть на проблему под разными углами, с разных точек зрения. Например, поразмыслить как изображенное на карте выглядит с обратной стороны;
Озвучивание – наполнение выбранных карт звуками, музыкой. Можно спросить клиента «какая музыка сейчас звучит?», «каковы голоса персонажей?» и т.д.;
Раскрашивание
– после выбора карты клиентом, можно попросить клиента представить, что карточка нарисована простым карандашом, и предложить ему раскрасить ее на свое усмотрение, используя любые цвета;Одушевление – клиент выбирает карточку, которая олицетворяет его проблему, и ведет с ней диалог;
Зум – совместно с клиентом можно «приближать» и «удалять» изображение на карте. Например, можно «разделить» изображение на мелкие части и рассмотреть их подробнее. Или же наоборот попросить выбрать другие карточки, расположить их вокруг основной на расстоянии в соответствии с их близостью к идее основной карты, что позволит увидеть всю ситуацию в целом;
Режиссура – клиенту предлагается организовать, «режиссировать» представление, героями которого станут изображенные на карте персонажи;
Расширение рисунка – выбранная клиентом карта кладется на середину чистого листа бумаги. Клиенту предлагается продолжить рисовать таким образом, чтобы был заполнен весь лист.
Это лишь некоторые техники из множества существующих. Получив опыт работы с картами, психолог может разрабатывать свои техники и даже комбинировать метафорические карты с другими инструментами. Как пример можно рассмотреть игровые платформы, которые соединяют в себе преимущества метафорических карт и игрового формата.