8 Урок. Работа с внутренними состояниями — Метафорические карты 24

8 Урок. Работа с внутренними состояниями - Метафорические карты 24 Женщине

Что такое игровые платформы?

На изображении представлена игра с использованием игровой платформы «Полярная звезда»

Игровые платформы – это игровые поля, своего рода обрамление для проведения психологической работы, индивидуальных консультаций и групповых занятий. В основе лежит работа с визуальными ассоциациями, метафорой, работа с метафорическими картами.Игровые платформы отличаются от «настольных игр» в первую очередь тем, что здесь на первом месте стоит психологическая работа, а не сама игра, т.е. нет проигравших и победителей, а при обсуждении есть возможность провести параллели между тем, что происходило в игре, и тем, что происходит с человеком в реальной жизни.


Принципы использования метафорических ассоциативных карт в работе с игровыми платформами те же, что и при любом другом виде работы с МАК.

Следует отметить, что работа с игровыми платформами с использованием метафорических карт предполагает наличие ведущего. Важно, чтобы ведущий, который является в данном случае одной из ключевых фигур, имел опыт групповой и/или индивидуальной психологической работы и работы с использованием МАК.

При работе ведущему важно проявлять внимание к потребностям каждого из участников, учитывать групповую динамику, а так же уметь адаптировать правила под ситуацию или менять их по запросу клиента. Не менее важно – подбирать адекватный конкретной работе набор метафорических карт.

Описание техники “ресурсное место”

Цель техники: улучшение внутреннего состояния клиента на более работоспособное.

Порядок выполнения: чаще всего состояние клиента сильно ухудшается во время рассказа о его проблеме. Люди чувствуют печаль, горе, отчаяние, ужас. Само собой, что их рассказ начинает пробуксовывать. Либо начинают плакать, беситься, либо застывают, не хотят продолжать.

В этом случае, я предлагаю им вспомнить какое-нибудь место, в котором они чувствовали себя очень хорошо. Может быть в детстве, может на отдыхе — не важно. Практически у всех есть такое воспоминание. А затем я прошу клиента выбрать из колоды Хабитат карту или карты, которые будут похожи на то место.

Клиент выбирает. Уже само это воспоминание меняет его состояние на лучшее, отвлекает от боли. Если в колоде Хабитат не находится подходящих метафорических карт, можно использовать Ох. Когда карты выбраны, я прошу клиента мысленно перенестись в то место и почувствовать себя так, как тогда, в его воспоминании.

После того как это успешно выполнено, мы продолжаем рассказ о проблеме, но всякий раз, как я вижу, что эмоции снова начинают захлёстывать, я прошу клиента посмотреть на карты, обозначающие его ресурсное место и вновь мысленно туду перенестись пока он не почувствует, что может работать дальше.

Вот так, периодически заныривая в приятное воспоминание с помощью означившей его карты, клиенты оказываются способны работать даже с очень болезненными темами.

Несколько примеров таких карт:

“В прошлом году была в Черногории. Буквально наскребла по сусекам 40 тысяч и сняла комнатку в пансионате. Там был такой песчаный пляж, как на картинке. Восемь дней подряд я сидела там каждый вечер пока не становилось темно и слушала волны, чаек. До сих пор, как вспомню, лицо растягивается от улыбки”.

“Мы как-то с друзьями поднимались в горы по ручью, который тёк по долине между двух сопок. Обычный ручей вроде. Устали все и наконец сели поесть. И там был такой водопад. Серёга ещё живой был”.

“Лет пять назад выбрался с ребятами порыбачить на одной небольшой северной речке. Не столько порыбачить ехали, как выпить, пообщаться. В тот же вечер уехали бы обратно в город. А осень уже начиналась. И оказалось, что именно в этот день рыба пошла на спуск — каждую осень на севере рыба уходит из рек в ледовитый океан, потому что реки промерзают за зиму практически до дна.

И вот мы попали на такой момент совершенно случайно. Только сети поставили, хотели отплывать и вдруг увидели, что на глубине в сети уже с десяток хариусов сидит. Что тут началось! Мы тогда двухсотлитровую бочку засолили, а когда спать легли был уже холод дикий.

Думаю, вы поняли.

Само собой эти две техники совершенно не исчерпывают тему управления внутренними состояниями с помощью метафорических карт. На их примере я показал сам принцип. Как и всё остальное, связанное с метафорическими картами, он предельно прост в применении.Большего на этом этапе нам и не нужно.

А вот это видео Леонида Тальписа с работой над внутренним состоянием клиентки обязательно посмотрите чтобы иметь представление о том, куда следует стремиться:

Метафорические ассоциативные карты — что это такое и как с ними работать? — мак

Автор: Анастасия Мисоченко

Метафорические ассоциативные карты (МАК) набирают все большую популярность в среде психологов, коучей, тренеров. К ним проявляют интерес педагоги и социальные работники.  Так что же это за инструмент, почему он так популярен, для чего предназначен?

МАК представляют собой набор с изображениями людей, событий, природы, абстрактных образов или слов, объединенных одной темой и идеей автора. Каждая колода содержит инструкцию с описанием и рекомендациями для работы.

Как быть Леди:  «Засел в гаджетах — почините мне ребенка». Психолог Мария Триерс — о цифровой зависимости и отношениях в семье | Православие и мир

Метафорическим картам более 40 лет. Первую колоду создал канадский искусствовед и художник Эли Раман, в 1975 году с целью популяризации искусства. Психологическим инструментом эти карты стали только в 1983 году благодаря психотерапевту Моритцу Эгетмейеру, который впервые применил их в работе с пациентами. Так появилась первая колода «ОН» и в 1985 году было создано издательство «OH Verlag». Сегодня широко известны колоды из Германии от этого издательства: «Cope», «Persona», «Personita», «Ecco», «Habitat», «Morená» и другие.

Постепенно появлялись и развивались методы работы с метафорическими картами, создавались новые колоды. В России первыми появились переведенные колоды, а затем начали активно создаваться отечественные. Сейчас представлен огромный выбор карт от российских, украинских, белорусских, прибалтийских, израильских и других авторов. 

Метафорические карты являются замечательным инструментом в работе психологов, коучей, тренеров, консультантов. Активно используются в трансформационных играх, тренингах и обучающих программах. Карты хорошо зарекомендовали себя как при индивидуальной работе, так и в группе. С их помощью легко организовать знакомство, наладить взаимодействие, заинтересовать участников. МАК можно использовать и в повседневной жизни: для принятия решений, развития творческих способностей, поиска новых идей, общения и игр.

Механизм работы метафорических карт основан на нескольких известных психологических феноменах.

Одним из них является закон проекции, впервые описанный З. Фрейдом. По сути карты являются стимулом, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека; объектом, на который накладывается проецируемый материал.

Вторым является закон диссоциации, в результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Клиент смотрит на события, как бы со стороны.

Третьим феноменом, лежащим в основе МАК, стала метафора. Это образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы.

Методы работы с МАК постоянно расширяются, дорабатываются и, соответственно, появляются новые возможности для их использования. Вокруг карт постепенно формируются разнообразные мифы, о которых будет сказано ниже.

С помощью МАК специалисты могут помочь клиентам в решении целого ряда проблем:

«Мужчина и женщина» автор Алла Максимова

«Вопросы для двоих» (Серия «В гармонии с другим»)- авторы: Константин Писаревский и Евгения Баксан

«Я и ТЫ» автор: Анна Чичина

“В постели” автор: Оксана Гордина

и другие…

  • Работа с родовыми сценариями:

«История моего рода» автор:Елизавета Гурьянова

«Голос предков» автор: Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

«Сценарии рода» автор: Светлана Бондаренко

“Благословение рода” автор: Татьяна Лемешко

и другие…

  • Поиск внутренних ресурсов:

«Ресурсное место» авторы: Константин Писаревский и Евгения Баксан

«70 ресурсов женщины» автор: Мария Будякова

 «Источник» автор: Юлия Демидова

“Ресурсы” автор: Ирина Федорова

“Ресурсы” автор: Ирина Орда

и другие…

«Фобии и страхи» автор:Климова Ольга

«Сложное дитя» автор Наталья Шельвинская

“Танго со страхом” автор: Виктория Ратеева

и другие…

  • Поиск своего я, собственной идентичности.

«Маски и Роли» автор: Андрей Букшук

«Это все о нем. Метафора мужской идентичности» авторы: Алёна Яшанина, Андрей Колосовцев

«Архетипы личности» (Archetypes of Personality) автор: Бодров Александр

«Субличности» (Inner Active Cards) Производство: Backwoods Press, США.

и другие…

  • Вопросы самоопределения и выбора профессии

«КАРТЫ-ПРИЗВАНИЯ (MASTERS)» базовая версия автор: Светлана Седун

«Дороги. Я и мой путь» авторы: Ольга Зингман: Екатерина Бурова

«Компас выбора профессии» автор:Олег Блинов

«Профессии и предназначение» автор: Перплётчикова У.В.

“Профессии” автор: Алексей Ураев

и другие…

  • Принятие решения и выбор стратегии

“Стратегии и Возможности” автор и фотограф: Юлия Дубаныч

«Я принимаю решение» автор: Эльвира Алёхина

и другие…

«Силы природы» автор Сысоева О. В.

«Проститься, чтобы жить» автор: Травкова М.Р.

«Травмы. Кризисы. Ресурсы…» автор: Ника Верникова

«Trauma» (Травма) автор: Ева Морозовская

“Одиночество” автор: Виктория Голобородова

“Сны” автор: Мария Хомякова

и другие…

«Не-зависимость» автор: Переплётчикова У.В.

«Выбери Жизнь» автор: Дарья Стронг

и другие…

  • Работа с детско-родительскими отношениями

«Мама и Дочка» разработчик: УЦ практической психологии «СЕНТИО».

«Мама» авторы: Арина Ткачук, Алена Казанцева

“Исцеление внутреннего ребенка” автор: Ирина Орда

и другие…

  • Работа с нарушениями пищевого поведения

«Вкусные заморочки» автор: Татьяна Павленко.

«Спящие в Тучах» автор: Мария Волошина

“Хлеб насущный” автор: Зоя Николаева

и другие…

«Чувства и состояния» автор: Евгения Баксан

«В глубине чувств» автор: Анастасия Сальникова

«Живые чувства» авторы: Динара Гильфантинова, Полина Хорошилова.

и другие…

Очень часто одна и та же колода позволяет работать с целым рядом проблем. Существуют универсальные колоды. Иногда, наиболее продуктивной оказывается работа с несколькими колодами в рамках одной сессии. Область применения тоже постоянно расширяется, приведенный список лишь небольшая часть тем, при работе с которыми успешно применяются МАК.

Метафорические карты помогают специалисту:

  1. Установить контакт с клиентом на начальном этапе, создать безопасное пространство, атмосферу доверия.
  2. Обойти барьеры и защиты клиента, что позволяет свободно рассказывать о чувствах и переживаниях, раскрыться и озвучить проблемы, которые ранее были глубоко скрыты.
  3. Обратиться к подсознанию клиента. В процессе изучения карт, рождаются метафорические образы, приходят чувства, происходят открытия, которые значительно расширяют границы обычного.
  4. Выявить актуальную для клиента проблему. Как правило, в различных художественных образах человек улавливает именно то, что созвучно его текущему состоянию и имеет решающее значение на сегодняшний день.
  5. Найти или смоделировать новые стратегии поведения и возможные решения проблемы.
  6. Открыть внутренние и внешние ресурсы для преодоления преград и достижения желаемого.
Как быть Леди:  Онлайн-вишлист: 5 сервисов для лучшего праздника - Горящая изба

Метафорические карты позволяют выбирать разные стратегии работы, в зависимости от поставленных задач. Так как карты могут содержать только изображение, только словесное описание (текст) или смешение того и другого, то вариантов может быть много.

  • Карты с изображениями или словами выбираются вслепую. Клиент не видит изображения. С одной стороны, в этом случае, привносится элемент игры, случая, а с другой, такой способ открывает путь в подсознание, позволяет мыслить метафорически.
  • Карты с изображениями выбираются вслепую, а слова подбираются в открытую. Таким образом, можно одновременно задействовать и метафорическое мышление, и привычные для клиента взгляды. Можно сделать наоборот, все зависит от конкретной ситуации.
  • Карты с изображениями и словами выбираются произвольно, клиент рассматривает, читает и делает выбор. Как правило, при таком способе клиент меньше тревожится и с удовольствием знакомится с колодой.

Для успешной работы с метафорическими картами желательно придерживаться некоторых правил:

  1. Конфедециальность. Как в личной сессии, так и в групповой работе необходимо бережно относиться к информации, которой делятся участники, все сказанное в процессе работы не разглашается.
  2. Уважение. В групповой работе следует обратить внимание на взаимоуважение между участниками и заботе об их комфорте и безопасности. Внимание к чувствам и словам других участников условие, необходимое для эффективного взаимодействия.
  3. Свобода. Предупредите участников, что при работе с МАК не существует правильных и неправильных ответов, чувств, образов. Не обязательно буквально воспринимать изображение, дайте волю фантазии.
  4. Спонтанность. Чем быстрее и свободнее реакция на карту, тем веселее и результативнее будет работа. Критическое мышление пока может отдохнуть.
  5. Безопасность. Участник может отказаться от карты, без объяснения причин, не показывая ее окружающим. Однако, при индивидуальной работе с профессиональным психологом, подобная ситуация может дать ценный материал для дальнейшего общения.
  6. Приоритеты. Хозяин карты – хозяин процесса. Он первым высказывает свое видение, может отказаться от обратной связи, его мнение не может быть неверным. Однако, если он просит поддержки от окружающих, можно поделиться своими соображениями.

В процессе работы, у каждого специалиста формируется свой список правил и методов работы с МАК, отражающие его индивидуальность и личный стиль, но важно всегда помнить о безопасности клиента.

Метафорические карты вошли в нашу жизнь относительно недавно, но вокруг них сразу же, стали возникать мифы. Пришло время, рассказать о некоторых из них.

Первый миф – это мистическое взаимодействие колоды и клиента, возможность заглянуть в будущее или прошлое. Реальность – карты отражают только существующие внутренние процессы, они не являются гадальными. МАК являются инструментом в руках специалиста.

Второй миф – МАК, это разновидность карт Таро. Реальность – Колода Таро четко структурирована, каждая карта имеет свое значение. Метафорические карты не имеют заданного значения. Клиент описывает карту исходя из личного опыта, представлений и фантазии. Задачи этих колод, как правило, разные.

Третий миф – это психологический инструмент, используемый только узким кругом специалистов. Реальность – метафорические карты появились благодаря художнику и могут применяться в разных областях деятельности. В психологии МАК это один из многих инструментов, направленных на оказание помощи.

Четвертый миф – карты сами по себе могут волшебным образом разрешить все проблемы. Реальность – карты не решают человеческих проблем. Но они могут помочь увидеть истинную причину сложившейся ситуации и найти возможности для изменений.

Но какие бы мифы не возникали, в каких областях не применялись бы метафорические карты, уже очевидно, что они вошли в практику работы с людьми и обладают широкими возможностями.

50 волшебных вопросов для работы с мак

50 волшебных вопросов для работы с метафорическими ассоциативными картами, способствующих раскрытию проблемы, погружению в решение проблемы и достижению ресурсного состояния.

  1. Как это связано с моей жизнью?
  2. Для чего нужна эта карта?
  3. Глядя на карту, подумайте, что есть такого особенного в вас, что вы еще не использовали для решения вашей проблемы?
  4. Что мне мешает достичь цели или решить проблему?
  5. Каких ресурсов мне не хватает?
  6. Чего я не учел?
  7. С чего я буду начинать?
  8. Куда хочется смотреть на карте?
  9. Куда не хочется смотреть на карте?
  10. Какие маленькие шаги вы можете совершить, чтобы подойти ближе к решению своей проблемы?
  11. Что вы сделаете в первую очередь?
  12. Что из вашей жизни тянет вас назад?
  13. Какое бы вы могли придумать идеальное решение?
  14. Что вы пытаетесь доказать себе?
  15. Насколько это решение соответствует вашим представлениям о самом себе?
  16. Чего вы ждете?
  17. Как вы думаете, в чем мораль в этой истории?
  18. Если бы вы знали ответ, каким бы он был?
  19. Какую историю вы чаще всего рассказываете самому себе о вашей проблеме?
  20. Что бы вы попробовали прямо сейчас, если бы знали, что не можете потерпеть неудачу?
  21. Что вы можете сделать такого, что принесет вам радость и восторг?
  22. Что бы вы делали, если бы имели безграничные ресурсы?
  23. Когда вы смотрите на эту карту, вы, скорее всего, где на ней?
  24. Если бы вы были художником, чтобы дорисовали или перерисовали на этой карте?
  25. Что ты чувствуете, глядя на карту?
  26. Что происходит с вашим телом, когда вы смотрите на эту карту.
  27. Какой самый первый и самый легкий шаг в достижении цели вы можете сделать? Когда вы будете готовы сделать этот шаг?
  28. Как вы наградите себя, когда достигните результата?
  29. Как Вы узнаете, что достигли результата?
  30. Что ценного для вас в достижении этой цели?
  31. Что такого важного я получу, достигнув ее?
  32. Как достижение этой цели в дальнейшем повлияет на Вашу жизнь?
  33. Что из изображенного на карте может помочь решить вашу проблему?
  34. Если представить, что проблема стала манипулятором, как она воздействует на вас?
  35. Где, как вам кажется, вы можете найти ресурсы, чтобы не сдаваться?
  36. Как вам кажется, какие качества характера усугубляют проблемы, а какие могут помочь ее решить?
  37. Что должно произойти в вашей жизни, чтобы проблема была решена?
  38. В чем заключаются ваши внутренние обязательства перед самим собой?
  39. Что максимально возможное для себя вы можете и готовы сделать на данный момент?
  40. Что происходит в ваших отношениях с миром?
  41. Что бы сделало вашу жизнь более насыщенной и наполненной?
  42. Какие повседневные привычки могли бы поспособствовать вашему продвижению к более высокому качеству жизни ли решению проблемы?
  43. Чего вы по-настоящему хотите?
  44. Какие действия, совершаемые регулярно могли бы повысить вашу удовлетворенность в той или иной области жизни?
  45. Какие действия питают вас, заряжают энергией, доставляют удовольствие?
  46. Что в жизни для вас по-настоящему ценно, важно, имеет смысл?
  47. Я в будущем, и проблемы давным-давно нет. Как я буду жить тогда? Благодаря чему стала возможна эта перемена?
  48. Как я могу сегодня позаботиться о себе?
  49. Каким образом я саботирую свои намерения?
  50. Если я полностью сосредоточусь на достижении результата, от чего мне придется отказаться?
Как быть Леди:  Врач назвала лучшие продукты для энергии

Хотите узнать самые ценные и полезные рекомендации по работе с метафорическими ассоциативными картами?

Приходите на онлайн-интенсив с создателем метода МАК Моритцем Эгетмейером и его ученицей Ольгой Гаркавец «МАК-Вспышка»!

Участие бесплатное!

Регистрация по ссылке: www.tiledi.ru/mak-flash>

Преимущества игровых платформ

На изображении представлена часть комплекта, игровая платформа – «Ксенобиология, или Жизнь фантастических существ»

Татьяна Ушакова – психолог, кандидат психологических наук, автор множества колод МАК и игровых платформ, – выделяет следующие преимущества использования метафорических карт в игре:

  • Игра ассоциируется с весельем и легкостью, что помогает снизить сопротивление участников;

  • Игра ресурсна;

  • Игра позволяет работать на том уровне глубины, который комфортен участникам;

  • В игровой атмосфере людям легче посмотреть на себя с разных сторон, «встретиться» с собой, позволить себе то, что не позволяется в обычной жизни;

  • Игру человек видит и чувствует сам, это помогает пониманию процесса работы, присвоению ценности, авторства и ответственности. Одна из задач психологической работы в целом – помочь клиенту ощутить готовность брать на себя ответственность за свои действия и выборы, мысли и чувства. Достичь успешной реализации этой задачи и помогает формат игры.

Рассмотрим вариант такого способа работы с метафорическими картами на примере игровой платформы «Дорога к…», автор – Татьяна Ушакова.

Техники работы с метафорическими картами

На изображении представлена колода «Момент решения»

В нашей предыдущей статье о метафорических картах мы уже писали, что каждый психолог составляет свой собственный план работы с метафорическими картами. Ориентируясь на конкретную ситуацию, психолог выбирает колоду (а может даже несколько), стратегию и различные техники. Приведем примеры некоторых техник:

  • Очки – клиенту предлагается взглянуть на проблему под разными углами, с разных точек зрения. Например, поразмыслить как изображенное на карте выглядит с обратной стороны;

  • Озвучивание – наполнение выбранных карт звуками, музыкой. Можно спросить клиента «какая музыка сейчас звучит?», «каковы голоса персонажей?» и т.д.;

  • Раскрашивание
    – после выбора карты клиентом, можно попросить клиента представить, что карточка нарисована простым карандашом, и предложить ему раскрасить ее на свое усмотрение, используя любые цвета;

  • Одушевление – клиент выбирает карточку, которая олицетворяет его проблему, и ведет с ней диалог;

  • Зум – совместно с клиентом можно «приближать» и «удалять» изображение на карте. Например, можно «разделить» изображение на мелкие части и рассмотреть их подробнее. Или же наоборот попросить выбрать другие карточки, расположить их вокруг основной на расстоянии в соответствии с их близостью к идее основной карты, что позволит увидеть всю ситуацию в целом;

  • Режиссура – клиенту предлагается организовать, «режиссировать» представление, героями которого станут изображенные на карте персонажи;

  • Расширение рисунка – выбранная клиентом карта кладется на середину чистого листа бумаги. Клиенту предлагается продолжить рисовать таким образом, чтобы был заполнен весь лист.

Это лишь некоторые техники из множества существующих. Получив опыт работы с картами, психолог может разрабатывать свои техники и даже комбинировать метафорические карты с другими инструментами. Как пример можно рассмотреть игровые платформы, которые соединяют в себе преимущества метафорических карт и игрового формата.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий