7 «главных гордостей» Советского Союза / Назад в СССР / Back in USSR

7 "главных гордостей" Советского Союза / Назад в СССР / Back in USSR Женщине

Что такое гордыня?

Гордыней называется черта характера, проявляющаяся в непомерной гордости, убежденности в собственном превосходстве над другими, высокомерии и постоянной жажде похвалы. Горделивый человек значительно переоценивает свои заслуги и достоинства, но при этом склонен принижать чужие положительные качества.

В голове у такого человека все знакомые выстраиваются в определенной иерархии. На самом верху находится он сам, а «старшинство» остальных определяется тем, как он воспринимает их достоинства. Разумеется, выше всех в этой пирамиде находятся те, кого он сам уважает и кто демонстративно уважает его в ответ, регулярно хваля и превознося его заслуги.

Смежным понятием является тщеславие – стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, постоянно слышать лесть и похвалу. Разница заключается в том, что тщеславный человек нуждается в лестном отношении, горделивый же и так уверен, что он лучший. Гордыня – это потребность чувствовать своё превосходство, а тщеславие – желание выглядеть лучшим в глазах окружающих.

Гордыня подразумевает неадекватную оценку собственной личности. Человек абсолютно убежден, что он лучше большинства людей. Он думает, что у него отличные спортивные данные, высокий интеллект, а в его голову постоянно приходят потрясающие идеи. И если бы у него были финансовые возможности, он давно обогнал бы по успехам Илона Маска.

«я смирюсь, но пусть меня прославят»: о видах гордости

сайт Сретенской духовной семинарии

Страсть гордости сложна. Ее видов — множество, она, порой, маскируется под самые безобидные мысли и желания, но съедает человека изнутри. Чтобы распознать гордость в себе, необходимо знать, под какими личинами она может скрываться, а для этого — обратиться к опыту тех, кто размышлял над видами и проявлениями страстей: к трудам святых отцов и подвижников благочестия.

7 "главных гордостей" Советского Союза / Назад в СССР / Back in USSR

О гордости в Священном Писании сказано немало. Однако из его текстов ясно видно, что гордость не проявляется в чем-то одном. Потому святые отцы выделяют различные виды гордости, в зависимости от того, что становится объектом классификации.

1.     По степени явности признаков (прп. Иоанн Лествичник[1], прп. Паисий Святогорец):

·      внешняя (видимая) — «заметна и потому легко поддаётся врачеванию»[2];

·      скрытая (невидимая, внутренняя) — «она прячется глубоко, окружающие её не видят, и только опытный человек способен распознать её»[3]; ею страдают, в основном, люди духовной жизни[4].

2.     По частям души, которые оказываются поражены гордостью (прп. Никодим Святогорец, свт. Нектарий Эгинский, старец Клеопа (Илие), свт. Николай Сербский):

·      гордость сердца (по свт. Нектарию Эгинскому);

·      гордость воли (прп. Никодим Святогорец, старец Клеопа (Илие));

·      гордость ума (гордыня ума[5]) — «сатанинская гордыня, которая отрицает Бога и хулит Духа Святого, и через это [делает человека] едва исцелимым»[6], «гораздо бедственнее, чем гордость воли. Ум, когда самонадеянно утвердится в мысли, что его собственные суждения лучше всех других, кем, наконец, может быть уврачеван?»[7]. «Гордость ума низвергла сатану во ад; гордость ума отлучила Адама и Еву от Бога; гордость ума подвигла фарисеев и книжников на убийство Господа. Гордость ума и до сего дня является главным червем греха»[8].

3.     По основанию гордости (прп. авва Дорофей, прп. Нил Сорский):

·      мирская — «та, когда кто гордится пред братом своим, что он богаче или красивее его, или что носит лучшую, нежели тот, одежду, или что он благороднее его; <…>;  тщеславятся какими-либо природными дарованиями: иной, например, тщеславится тем, что у него хорош голос и что он хорошо поёт, или что он скромен, усердно работает и добросовестен в служении»[9];

·      монашеская (иноческая) — «та, когда кто тщеславится, что он упражняется во бдении, в посте, что он благоговеен, хорошо живёт и тщателен. Случается также, что иной и смиряется для славы»[10].

В зависимости от оснований, на которых укореняется гордость, святитель Феофан Затворник различает: тщеславие — «останавливается на предметах ничтожных, например, на силе тела, красоте, одежде, родстве и другом чем»[11]; властолюбие — «обращается к степеням славы»[12]; честолюбие — «обращается к степеням чести»[13]; славолюбие — услаждается «молвою, говором и вниманием людей»[14].

4.     По стадиям гордости ипо тому, против кого направлена гордость (прп. Иоанн Лествичник): начало гордости — «корень тщеславия»[15]; средина — «уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения»[16]; конец — «отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав»[17].

Эта классификация лежит в основе той, которую выделяет современный старец Клеопа (Илие)[18]. Особенность его деления заключается в том, что он выделяет: первая ступень — «гордости стоит тот человек, который, обладая какими-нибудь из этих благ, не признает, что он получил их от Бога, а считает, что имеет их сам по себе, естественным образом»; вторая ступень — «человек признаёт, что эти блага даны ему от Бога, но не даром, а потому, что они полагаются ему как якобы достойному того»; третья ступень — «когда кто-либо думает, что он имеет какие-нибудь дарования, которых у него, однако, нет»; четвертая ступень — «кто-либо порочит других и хочет быть почитаемым всеми, как более достойный, нежели они»; пятая ступень — «человек доходит до того, что порочит священные законы и не подчиняется им так, как предписали святые отцы»[19].

Епископ Варнава (Беляев) делит гордость на роды в зависимости от того, кого гордость искушает (прп. Иоанн Кассиан[20], прп. Паисий Святогорец): плотская — искушает «новоначальных и плотских»[21]; духовная — искушает «мужей духовных и высоких»[22], «тех, которые, победив предыдущие пороки, находятся уже почти на верху добродетелей»[23]. Этот род гордости «гибельнее первого бывает»[24].

При этом относительно духовной гордости епископ Варнава отмечает, что и в ней можно отметить две степени. Первая степень духовной гордости — «грубее второй, потому что добродетели у нее главным образом внешние: пост, общая молитва в церкви, общее послушание»[25]. «Кто спасается на людях, тому бес всячески внушает, чтобы он совершал подвиг подчеркнуто напоказ, даже “с блеском”»[26]. Вторая степень духовной гордости — может проявляться «у затворников и живущих в одиночку»[27]. Эта степень «конечно, тоньше»: «Безмолвнику бесы стараются испортить дело тем, что сами тонко нахваливают его и стараются уверить, что высота добродетели дает ему возможность легко побеждать их (демонов)»[28].

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что страсть гордости многоаспектна, многоструктурна и сложна. В понимании святых отцов и подвижников благочестия страсть гордости классифицируется, во-первых, по степени явности признаков; во-вторых, по частям души, которые оказываются поражены гордостью; в-третьих, по основанию гордости; и в четвертых, по стадиям гордости.

Однако следует заметить, что по классификации страстей, выделяемой святыми отцами, страсти располагаются по степени их возрастающей губительной опасности, и тщеславию отводят седьмое место, а гордости — восьмое.

Но устоявшаяся модель исчисления страстей в Церкви не является строго догматизированной. У святых отцов встречается плюрализм мнений на этот счет. Кто-то выделял страсти гордости и тщеславия, кто-то их наоборот объединял. Для того чтобы определить, насколько четко может быть проведено различие между страстями гордости и тщеславия и можно ли объединить эти две страсти в одну, следует, прежде всего, обратиться к классификациям страстей — семеричной и восьмеричной (то есть состоящей из семи или восьми частей).

Само указание на возможность различного исчисления страстей можно найти у преподобного Иоанна Лествичника, который соотносит страсти «тщеславие» и «гордость», указывая на их отличие не в сущности, а в степени выраженности, степени овладения ими человеком: «Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии во особенной главе и отделять оное от гордости; посему и говорят они, что начальных и главных греховных помыслов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостию? Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость конец»[29].

Известный афонский старец преподобный Паисий Святогорец также считал, что гордость и тщеславие — это одна страсть. Так он пишет: «Гордость, эгоизм, тщеславие — это одна и та же страсть, только в разных ее оттенках и проявлениях»[30].

А некоторые святые отцы, несмотря на устоявшуюся классификацию страстей, получившей достаточное распространение в Церкви, использовали свою собственную систему страстей. Так, например, преподобный Исаак Сирин выделял такие страсти[31], как: славолюбие, сребролюбие, нерадение, печаль, гордыня и при этом не выделял тщеславие как отдельную страсть.

Преподобный Максим Исповедник предлагал свое видение иерархии грехов. Он указывал: «Берегись матери зол, самолюбия, которое есть неразумная любовь к телу. Ибо от него с кажущеюся благословностью рождаются три первые и родовые страстные и неистовые помыслы, а именно: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, заимствуя поводы от необходимой потребности телесной; а от этих рождается все племя страстей»[32]. Преподобный Максим видит в «себялюбии матерь всех зол (µητρὸς τῶν κακῶν) и находит в этой греховной наклонности причину (αἰτία) всех страстей. Самолюбие паразитирует на желательной части души, которая выходит из-под контроля ума и проявляет себя в беспорядочных стремлениях ко всему, что только приносит наслаждения. Разум, находясь под властью чувств, уже не возводит душу к Богу, а измышляет различные способы к поддержанию чувственного наслаждения — настоящей цели самолюбия»[33].

Преподобный Марк Подвижник видит основание всех страстей в трех главных страстях — сребролюбии, тщеславии и сластолюбии, именуя их матерями всех пороков. При этом преподобный Марк в своих сочинениях выделяет гордость как самую опасную страсть[34]. Преподобный Петр Дамаскин выделяет 299 страстей, насчитанных им в Священном Писании, и в качестве отдельных страстей он выделяет — тщеславие и гордость[35]. При этом важно заметить преподобный Петр ставит тщеславие перед гордостью.

Как быть Леди:  «Я никому не доверяю». Что такое травма отвержения и как от нее избавиться

Рассуждению о соотношении гордости, тщеславия и славолюбия и попыткам определить сущность каждого из них посвящены некоторые труды преподобного Исидора Пелусиота. Так, он отмечает: «Божественно — делающему что-либо доброе не искать славы человеческой. Но если кто, делая, ищет ее, то и таковой славолюбив, а не тщеславен. Ибо не имеющий добрых дел, но ищущий неподобающей славы тщеславен, гордясь тем, чего не делает, и надмеваясь собою в чужом лице. Не славу одну надлежит называть тщетною (если согласиться на это, то и славолюбивого справедливо будет назвать тщеславным); но если взять слово в собственном его значении, кто не имеет добрых дел, желает же славы, того справедливо назвать тщеславным»[36]. Также он указывает: «Тщеславным же назвать должно того, кто готов хвалиться и тем, чего не делает; славолюбивым — того, кто величается тем, что делает; горделивым — того, кто, хотя делает, но хвалится сим, а других поносит»[37]. В то же время, как можно заключить по ряду мыслей, высказанных учителем преподобного — святителем Иоанном Златоустом, он последовательно не различает страсти гордости и тщеславия. Так, если в одном месте он называет «корнем и источником всякого беззакония» именно гордость, то в другом случае говорит о том, что «Причина всех зол — тщеславие…»[38]

В творениях русских святых и подвижников благочестия можно видеть как объединение страстей гордости и тщеславия, так и различение особенностей каждой из них. Так, святитель Петр Могила в своем произведении «Православное исповедание Соборной Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» выделяет только грех гордости и дает ему определение[39].

В ряде сочинений святитель Тихон Задонский перечисляет страсти гордости и тщеславия, разделяя их: «Зло, кроющееся в сердце человеческом, есть высокоумие, гордость, тщеславие, самолюбие, славолюбие, самоволие, зависть <…>»[40], а также: «Убежал ты от сродников и от мира, отрекись же от мира, который в сердце нашем живет, то есть от тщеславия, гордости, <…> и прочего, и блажен будешь»[41].

Обращение к наследию преподобных Оптинских старцев также обнаруживает, что такие представители старчества, как преподобные Амвросий и Макарий не разделяли между собой страсти гордости и тщеславия. При этом можно видеть некоторую последовательность в развитии этих страстей, как ее представляет преподобный Амвросий Оптинский: «Тщеславие и гордость — одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость»[42]. Преподобный Макарий Оптинский просто отмечает: «Тщеславие и гордость — одной закваски»[43].

Примечательно также, что в тексте Священного Писания на церковнославянском языке, традиционно ориентированном в словоупотреблении на греческий язык, находится минимальное количество контекстов, обозначающих именно тщеславие. Таково, например, поучение апостола Павла к Галатам и Филиппийцам: Не бываим тщеславни[44], друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Гал. 5:26), ничтоже по рвению или тщеславию[45], но смиреномудрием друг друга честию болша себе творяще (Флп. 2:3). В отличие от более частотного употребления этого слова и однокоренных ему в Синодальном переводе Библии.

Наконец, исследователи проблемы взаимоотношения страстей гордости и тщеславия священноисповедник митрополит Николай Могилевский и священник Владимир Демин считают, что различия между гордостью и тщеславием нет. Так митрополит Николай (Могилевский) пишет: «Что касается последней пары страстей — тщеславия и гордости, то они между собою связаны такой тесной связью, что нет возможности сделать точные разграничения между ними»[46]. Священник Владимир Демин делает интересное заключение: «Эти две страсти так соединены между собою, что… между ними нет почти различия. Тщеславие — это как бы первый период горделивой страсти, когда Божественная благодать стоит еще при дверях нашего сердца, ожидая покаяния и смирения. Гордость — это же второй период той же духовной болезни, когда наклон к духовной смерти делается все больше и больше, благодать Божия отступает, самолюбие становится основой и целю жизни»[47]. Т. е., по сути, исследователи этой проблемы отождествляют гордость и тщеславие, выделяя тщеславие как первый этап гордости.

Рассмотрев виды проявления гордости, будем считать и мы страсть тщеславия первым этапом развития страсти гордости, что не противоречит святоотеческой традиции. К такому же заключению, как видим, позволяет прийти и рассмотрение трудов русских святых отцов, которые не разделяли страсти гордости и тщеславия, используя их в основном их значении как тождественные понятия. 

Монах Кирилл (Попов)

сайт Сретенской духовной семинарии


[1]Прп. Иоанн Лествичник отмечает: «Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а невидимую — прежде век Невидимый». См.: Иоанн Лествичник, прп. Борьба с гордостью // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. — М., 1895. — С. 551. (О борьбе с восемью главными страстями).

[2]Паисий Святогорец, прп. Страсти и добродетели. Т.5. — Святая Гора, 2021. — С. 80.

[3]Там же.

[4]См. там же.

[5]Нектарий Эгинский, свт. Путь к счастью. — М.: Православно Миссионерское Обществ имени прп. Серапион Кожеозерского, 2021. — С. 18.

[6]См. там же.

[7]Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань (Перевод с греческого еп. Феофана). — М.: Типо-Литография Ефимова, 1892. — С. 36.

[8]Николай Сербский (Велимирович), свт. Творения: В 3 кн. Кн. 2: Беседы / Предисл. иером. Игнатия (Шестакова); пер. А. Евстратовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2021. — С. 234.

[9]Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов и ответов на оные Варсонуфия Великого и Иоанна пророка. — Калуга.: Типография Михайлова, 1895. — С. 46.

[10]Там же. С. 46-48.

[11]Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. — М: Отчий дом, 2021. — С. 346.

[12]См. там же.

[13]См. там же.

[14]См. там же.

[15]Иоанн Лествичник, прп. Борьба с гордостью // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. — М., 1895. — С. 545. (О борьбе с восемью главными страстями).

[16]См. там же.

[17]См. там же.

[18]Архимандрит Клеопа (Илие). Что такое гордость и из чего она рождается / Перевод с румынского Зинаиды Пейковы. Электронный ресурс. // URL: http://oprelesti.ru/index.php/chto-takoe-gordost/469-chto-takoe-gordost-uma-i-gordost-voli (дата обращения: 01.06.2021 года).

[19]Там же.

[20]Феодор Поздеевский, архим. Аскетические воззрения прп. Иоанн Кассиана. — Казань, 1902. — С. 190-191.

[21]Иоанн Кассиан, прп. Борьба с духом гордости // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. — М., 1895. — С. 81. (Борьба с восемью главнейшими страстями).

[22]Там же. С.81.

[23]Там же.

[24]Там же.

[25]Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики в четырех томах. — Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского, 2002. — С. 345.

[26]Там же.

[27]Там же.

[28]Там же. С. 346.

[29] См. указание на это: Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. — Н. Новгород: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. — С. 311-313.

[30]Паисий Святогорец, прп. Страсти и добродетели. Т.5. — Святая Гора, 2021. — С. 101.

[31]Исаак Сирин, прп. Слова Подвижнические. — М.: Правило веры, 1993. — С. 141.

[32]Максим Исповедник, прп. Четыреста глав о любви. Гл. 159 // Добротолюбие. Т. 3. — СТСЛ., 1993. — С. 188.

[33]Алексеев С., свящ. Аскетическое наследие прп. Максима Исповедника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. — Сергиев-Посад, 2008. — С. 89.

[34]Зверев А., диак. Аскетическое учение прп. Марка Подвижника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. — Сергиев-Посад, 2008. — С. 77.

[35]Петр Дамаскин, прп. Исчисление страстей // Его же. Творения. — М., 1993. — С. 213-217.

[36]Творения святого Исидора Пелусиота. — М., 1859. — С. 396-397.

[37]Исидор Пелусиот, прп. Письмо 471. Светлейшему Дорофею // Письма. Книга II. — М., 2001. — С. 111.

[38]Иоанн Златоуст, свят. Толкование на Евангелие от Иоанна. — М.: Сибирская Благозвонница, 2021. — С.134.

[39]Петр (Могила), свт. Православное исповедание Соборной Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. — М., 1900. Ч. III. — С. 116-117.

[40]Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского. Плоть и Дух. Том 5. — М., 2003. — С. 374.

[41]Там же. С. 670.

[42] Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 2. 1-е изд. — Сергиев Посад, 1908. — С. 73.

[43] Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Т. 3. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862. — С. 148.

[44]Греч. κενόδοξοι «тщеславный».

[45]Греч. κενοδοξίαν «тщеславие, суетность».

[46]Николай (Могилевский), священноисп., митр. Тайна души человеческой. — СПб.: Библиополис, 2008. — С. 54.

[47]Владимир Демин, свящ. Сущность и анализ страстей гордости и тщеславия. Курсовое сочинение. — Загорск, 1965. — С. 42.

7 "главных гордостей" советского союза

Народ, победивший фашизм, открывший путь в космос, живущий на огромной территории, не мог не испытывать гордости за свою державу.

7 "главных гордостей" Советского Союза / Назад в СССР / Back in USSR

1. Народ-победитель

7 "главных гордостей" Советского Союза / Назад в СССР / Back in USSR

Оспорить этот факт невозможно. Именно Советский Союз нанес решающее поражение немецкой военной машине в самой грандиозной войне во всемирной истории, пожертвовав почти 30 миллионами своих граждан.

Спустя века, когда многие названия современных стран будут восприниматься примерно так, как сейчас мы воспринимаем Шумер или Аккадское царство, даже самые нерадивые школьники будет знать и уважать таинственную аббревиатуру СССР.

2. Размер территории

7 "главных гордостей" Советского Союза / Назад в СССР / Back in USSR

Когда советский человек вдруг начинал рефлексировать по поводу собственной полноценности, как гражданина СССР, ему достаточно было просто взглянуть на глобус, чтобы все сомнения разом улетучились.

Фигурально территория СССР напоминала прикорнувшего розового племенного бычка, у которого роль подушки выполняла остальная Европа, а роль матраса – Азия. Этот факт крепко поддерживал «кепчонку» на голове обладателя советского паспорта в любом городе мира, поскольку всем было понятно, что с жителями страны таких размеров шутки плохи.

3. Первые в космосе

7 "главных гордостей" Советского Союза / Назад в СССР / Back in USSR

СССР первым вышел в космическое пространство, и этим все сказано. Покорение Эвереста, изобретение персонального компьютера, мобильного телефона и интернета, клонирование овцы, статус самой богатой страны в мире – все это вместе взятое не способно сравниться с этим достижением советского народа.

Как быть Леди:  Психология бедности и богатства

Пожалуй, только изобретения колеса и письменности могут как-то посоперничать с советским космическим первенством. Гражданин СССР постоянно помнил об этом. А когда память растворялось в бессознательном, в дело вступали «напоминалки», маркеры в виде сигарет «Лайка», портретов Юрия Гагарина на ремешках часов и бесчисленные товары с названием «Спутник».

Почти каждый советский гражданин после 1961 года мог назвать первую десятку (а иногда и двадцатку) советских космонавтов согласно очереди их отправки в космос, сказать, какой именно экипаж находится в данный момент на орбите, и считал, что 12 апреля должен быть выходным днем наряду с 8 марта, 1 и 9 мая.

4. Хоккейная слава

7 "главных гордостей" Советского Союза / Назад в СССР / Back in USSR

Явление советского хоккея миру можно назвать настоящим чудом. До 1946 года в СССР в хоккей с шайбой играли только в Прибалтике и Западной Украине. И играли, прямо скажем, так себе. На остальной части Советского Союза гоняли на льду только плетеный мяч.

Именно с конверсией мастеров плетенного мяча в игроков хоккея с шайбой начался феномен под названием «Советский хоккей». Спустя всего 8 лет сборная СССР в Стокгольме впервые в истории сыграла на чемпионате мира и сенсационно стала чемпионом, обыграв «хоккейных богов» из Канады с разгромным счетом 7-2. Это было равноценно тому, если бы сегодня, к примеру, сборная Китая стала чемпионом мира по футболу, обыграв в финале бразильцев – 4-1.

За всю советскую историю сборная СССР выиграла 8 раз Олимпийские игры, 22 раза чемпионат мира. Это всего за 38 лет участия в международных турнирах. Такое достижение вряд ли кому-то под силу повторить в текущем столетии.

5. Балет

7 "главных гордостей" Советского Союза / Назад в СССР / Back in USSR

На самом деле, «балетная гордость» была заложена еще в царской России великим импресарио Дягилевым с его Русскими сезонами. Еще тогда балет стал визитной карточкой всей русской культуры на Западе. Но в Советском Союзе он развился до настоящего культа. Билеты в Большой театр были хроническим дефицитом в СССР. Это уникальный случай в истории, когда откровенно элитарное искусство вдруг приобрело беспрецедентно массовую популярность.

Конкурировать с балетом с 1970-ых годов способно было только фигурное катание. Однако в этом виде спорта у нас были вполне достойные соперники, а поводов гордиться меньше. С положением балета в Советском Союзе был очень странный нюанс: его нередко использовали на телевидении в качестве «заглушки» негативных событий. Смерть очередного генерального секретаря ЦК КПСС, августовский путч, а порой даже срыв какой-то прямой трансляции непременно сопровождались демонстрацией «Лебединого озера».

Остается загадкой, почему именно этот балет Чайковского стал «саундтреком» для дурных событий. Возможно, кто-то из высоких партийных чиновников решил, что история принцессы Одетты, превращённой злым магом в лебедя, действует на советских граждан расслабляюще и не дает им пуститься во все тяжкие.

6. Отсутствие безработицы

7 "главных гордостей" Советского Союза / Назад в СССР / Back in USSR

Этим фактом советский гражданин мог заткнуть за пояс любого жителя «загнивающего Запада». Право на труд было священным в стране строителей коммунизма. История сохранила нам даже имя последнего безработного, которым был московский слесарь Михаил Георгиевич Шкунов. Но и он был оперативно трудоустроен в 1936 году центральной биржей, после чего само учреждение прекратило свое существование.

Нельзя сказать, что победа над безработицей способствовала уровню и качеству производительности труда, которыми советские граждане, увы, не могли похвастаться. Жертвой борьбы с безработицей становились тогдашние дауншифтеры: девиз «Кто не работает, тот не ест» бил по их выбору уголовной статьей за тунеядство. Среди этих «добровольцев» порой оказывались и очень талантливые люди, как, например, Иосиф Бродский и Сергей Довлатов.

7. «По сравнению с 1913-ым годом…»

Эту загадочную присказку из советских учебников по истории помнит каждый, кому посчастливилось учиться в старших классах школы в эпоху СССР. Дело в том, что в Советском Союзе все материальные достижения было принято сравнивать именно с этим годом, который был самым успешным с экономической точки зрения в царской России.

Каждому советскому школьнику было очень лестно увидеть, что, например, в производстве чугуна и прокате стали мы значительно превосходим «русских из прошлого». Возникало ощущение причастности к чему-то великому, грандиозному. Любопытно, что сегодняшняя Россия по некоторым статистическим показателям уступает достижениям 1913-года. Но об этом, к счастью, нынешние школьники уже не узнают из своих учебников.

Алексей Остоя

Кристина орбакайте показала свою главную гордость — новости русского радио | москва 105.7

Кристина Орбакайте является не только успешной певицей и актрисой, но и матерью троих детей. Старшие сыновья звезды – Никита Пресняков и Дени Байсаров – уже давно стали совершеннолетними, поэтому главное внимание Орбакайте сейчас направлено на девятилетнюю дочь Клавдию. 

Артистка нередко выкладывает фотографии или видео с любимой дочкой в своём аккаунте в соцсети Инстаграм. На этот раз в «сторис» Кристина Орбакайте опубликовала целую серию кадров с Клавдией. 

В основном это снимки и ролики, сделанные во время летнего отдыха, так как на большинстве из них девочка одета в купальник или летние наряды и позирует у бассейна или на яхте. Свою подборку Орбакайте подписала «Моя гордость Клавдия».

Стоит отметить, что недавно певица впервые взяла свою дочь на съёмку новогодней программы для одного из телеканалов. Кроме того, вскоре после этого именитые мать и дочь вместе вышли в свет на одно из светских мероприятий Москвы.

Источник / Фото

Нужно ли человеку смиряться с судьбой?

Направление: Гордость и смирение.

(Автор сочинения – Раевская Евгения Алексеевна)

Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с трудностями на пути к цели или мечте, или же попадал в трудную жизненную ситуацию… Порой кажется, что проблема не имеет решения, а препятствия непреодолимы. Некоторые отчаиваются и перестают бороться с трудностями. Но стоит ли человеку смиряться с судьбой? Стоит ли прекращать борьбу за своё счастье и сдаться?

Я искренне считаю, что нужно продолжать бороться за своё счастье, прикладывать все усилия для преодоления препятствий. Только в случае, если человек действительно приложит все возможные усилия, старания будут вознаграждены, цель будет достигнута.

Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведению Джека Лондона «Любовь к жизни». Писатель приводит яркий пример мужества и гордости человека, не желавшего покориться судьбе. Любовь главного героя к жизни была настолько сильной, что даже предательство товарища, суровые природные условия и другие трудности не заставили его сдаться и прекратить борьбу.

Другое подтверждение моей точке зрения можно найти в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой юноша, полный гордости и желания свободы, не мог жить на чужбине, в монастыре, в неволе. Автор показывает, что побег из монастыря дал Мцыри возможность прожить несколько счастливых дней на свободе, без сожаления за жизнь в неволе.

Таким образом, можно сделать вывод, что важно не сдаваться и продолжать борьбу за свое счастье, жизнь, мечту. Порой путь к этому счастью наполнен множеством препятствий, как со стороны общества людей, так и со стороны природы. Но человек, не смирившийся с судьбой, не прекративший борьбу рано или поздно достигнет своего, и приложенные для этого колоссальные усилия не будут напрасными.

Нужно ли человеку смиряться с судьбой?, гордость и смирение

Соня Богданова

Нужно ли человеку смиряться с судьбой? Этот вопрос волнует многих. Ответ на этот вопрос имеет большое значение, потому что напрямую влияет на нашу жизнь. Если человек будет смиряться с судьбой при первой же возможности, опускать руки, не пытаясь что-то изменить, то он ничего не сможет достичь в жизни, он будет плыть по течению, неспособный на что-то повлиять.

О направлении

Сложность направления состоит в том, что оба понятия двусмысленны. “Гордость” может подразумевать как надменность, высокомерие (что не поощряется в обществе), так и чувство собственного достоинства (которое в идеале должно быть у каждого из нас).

“Смирение” в религии противопоставляется смертному греху – гордыне. То есть, смирение – это хорошо. В то же время некоторые словари определяют “смирение” как бесхребетность, бесхарактерность, подчинение чужой воле. А это уже не очень хорошо.

В общем, не путайтесь, всё будет зависеть от темы.

Понятие гордости и понятие смирения можно рассматривать неоднозначно. Каждый человек вправе понимать эти качества по-разному. Гордость может выступать и как положительное, и как отрицательное человеческое проявление характера. Когда говорится о чувстве собственного достоинства, речь идет о гордости в хорошем значении этого слова.

Понятие смирения также можно рассмотреть с нескольких позиций. Если это кротость человека, его незлобивость, то речь идет о положительной черте. Если же говорится о нежелании или неспособности бороться против несправедливостей, то это можно оценить негативно.

Наверх

Понятия, значение которых нужно знать

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордость –  высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь

Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле

Смежные понятия

Гордость  – честь, самоуважение, мстительность, упрямство, эгоизм, злопамятность, гордыня

Смирение – простодушие, бесхарактерность, бесхребетность, поддатливость, ведомость

Наверх

Признаки гордыни

Горделивый человек не замечает у себя данной особенности. Окружающие могут осуждать его высокомерие, чванливость и прочие негативные черты характера. Но именно он является тем, кто больше всего страдает от своей гордыни. Поэтому важно уметь вовремя обнаружить эту особенность и по возможности ослабить её влияние на свою жизнь.

Основные признаки гордыни:

  1. Стремление во всём быть первым. Горделивый человек уверен в своём превосходстве и считает, что всё самое лучшее должно доставаться только ему.
  2. Пренебрежение чужим мнением. Ради приличия он может выслушать близкого человека, но всё равно не придаст значения его словам.
  3. Эгоизм и эгоцентризм. Горделивый человек считает себя образцом для подражания и «достойнейшим из достойных». Поэтому он всегда ведёт себя эгоистично, считая, что ему должен доставаться самый большой и вкусный кусок.
  4. Необоснованная критика других людей.Поддавшись иллюзиям о собственном величии, горделивый человек становится более придирчивым к окружающим и критикует их за каждую мелочь.
  5. Неспособность к благодарности. Такие люди принимают как должное любые хорошие поступки, добрые слова и знаки внимания, не испытывая при этом благодарности. В их восприятии все окружающие должны хотеть сделать им что-то хорошее.
  6. Хвастливость. Гордыня делает человека хвастливым. Он любит рассказать о своих добродетелях, достижениях, карьерных успехах и любовных похождениях. Разумеется, эти истории всегда сильно приукрашены и поданы в максимально выгодном для гордеца свете.
  7. Избыток пафоса. Рассказывая о собственных достоинствах, горделивые люди бросаются пафосными фразами, любят использовать редкие слова, смысл которых сами не понимают. Так они пытаются продемонстрировать образованность, начитанность и красноречие. Мысль о том, что собеседник может знать значения слов, употребляемых ими невпопад, им в голову обычно не приходит.
Как быть Леди:  Самосознание личности - формы, развитие, формирование

Причины гордыни

Формирование данной черты характера всецело зависит от воспитания и жизненного опыта человека. При этом наибольшее значение имеют такие факторы как:

  1. Ошибки воспитания. Если родители с детства убеждают ребёнка в его исключительности, он вырастет эгоцентричной личностью, уверенной в своей непогрешимости и превосходстве над окружающими.
  2. Удачливость (реальная или мнимая). Бывает, что у человека формируется уверенность в своем необычайном везении. Он верит, что ему всё даётся легко – благодаря таланту и удаче. В итоге он зазнается и начинает верить в свою исключительность.
  3. Привлекательная внешность. Симпатичным парням и девушкам в молодые годы всё даётся легко. Благодаря этому у них укрепляется уверенность в своем превосходстве над сверстниками.
  4. Аристократическое происхождение. В России довольно много семей с аристократическими корнями. И для современных молодых людей знатное происхождение нередко становится причиной гордыни.
  5. Заниженная самооценка. У человека с комплексами и заниженной самооценкой гордыня может развиваться как защитная реакция. Он боится быть осмеянным, поэтому действует на опережение и ставит себя выше других.

Независимо от того, по каким причинам сформировалась гордыня, такой человек обычно не очень приятен в общении. Демонстрируя свои сильные стороны, он может произвести хорошее впечатление при знакомстве. Однако хорошим другом, с которым хочется проводить время, ему не стать.

Согласны ли вы с высказыванием: «гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым»?

(Зотьева Анастасия Александровна)

Пожалуй, многим известно, что человек по своей природе весьма эгоистичен. Однако в некоторых людях это качество преобладает по отношению к другим. После неприятной ситуации они могут не только не чувствовать за собой вины, но и гордо продолжать отрицать ее. Может ли такой человек жить счастливо?

Я считаю, что не может. Если человек сделает кому-то очевидно плохо и не признает этого, вероятно, большинство от него отвернется. И человек такой останется без поддержки и эмоциональной подпитки. Такое положение едва ли сделает кого-то счастливым.

К этой теме неоднократно обращался Федор Михайлович Достоевский в своих романах. В «Преступлении и наказании» главный герой романа – Родион Раскольников строит теорию, которая делит людей на две группы. Одна из них содержит в себе «тварей дрожащих», а вторая – особенных личностей, которые могут пожертвовать чьей-то жизнью ради блага десятков или сотен людей.

Эгоистически полагая, что он – человек особенный, Родион идет на убийство старухи-процентщицы. После совершенного преступления, убийца осознает, что его теория потерпела крах. Из-за гордости, как проявления эгоизма, преступник не раскаивается в совершенном деянии.

Каждый день он проводит в страшных муках, постоянно боится правосудия и даже бредит. О каком счастье тут можно говорить? Лишь после момента раскаяния жизнь Родиона Романовича начинает меняться в лучшую сторону. Этот пример очень хорошо показывает, что непринятие своей вины из-за гордости, боязни неправильности своей теории, человек не может быть счастливым.

Подобные примеры можно встретить не только в русской литературе, но и в зарубежной. В книге «Худеющий» писателя Стивена Кинга описываются загадочные события из жизни нечестного адвоката. Сбив на машине цыганку, он полагается на свои «связи» и выигрывает суд.

После этого самый старший из общины цыган накладывает на адвоката проклятие, заставляющее его худеть с необратимой силой. В итоге главный герой теряет в весе так много, что еле может дышать. До последнего гордый адвокат не хотел признавать свою вину, просить

прощения у цыгана, чью дочь он сбил, но когда это стало слишком опасным, «худеющий» отправился на поиски старика, чтобы снять древнее проклятие. Гордость его так же, как и Раскольникова, не позволяет признать свою вину, чтобы жить без мучений. В первом случае – без душевных мучений, а во втором – без физических.

Из приведенных мною аргументов, основанных на читательском опыте, следует вывод, что гордость как проявление эгоизма мешает быть человеку счастливым. Поэтому важно стараться объективно оценивать свои негативные поступки и признавать свою вину там, где она есть.

Цитаты про гордость😒: короткие, со смыслом, известные

Наличие у человека чувства гордости нередко рассматривают в крайне негативном ключе. Отчасти это справедливо, так как излишняя гордость может вредить людям. В дозированном же количестве она позволяет сохранить самоуважение, чувство собственного достоинства, высокую самооценку.

О пользе и вреде гордости можно рассуждать бесконечно долго, но проще всего прочесть на эту тему изречения великих умов сего мира. Отыскать лучшие из них вы можете на этой интернет-странице.

Тому, кто высокого о себе мнения, нелегко разглядеть хорошее в других. Паисий Святогорец.

У гордости может быть благородное великодушие, у тщеславия никогда ничего не бывает, кроме низкой зависти. Пьер Буаст.

Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает. Бигер Генри.

Иногда гордость разрушает всё! Даже крепкую любовь и близкую дружбу.

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.

Гордые люди сами выкармливают свои злые печали.

Не позволяй своей гордости оставить тебя одиноким.

Я бы охотно простила ему его гордость, если бы он не ранил мою.

Гордецы ненавидят гордость в других людях. Бенджамин Франклин.

Гордость— это такая вещь, из-за которой расстаются самые близкие друг другу люди…

Гордость есть как бы пренебрежение Бога, когда кто, сделав доброе дело, приписывает его не Богу, а собственной силе. Блаженный Феофилакт Болгарский.

Гордость, обедающая тщеславием, получает на ужин презрение. Бенджамин Франклин.

Гордость свойственна всем людям; разница лишь в том, как и когда они её проявляют. Франсуа де Ларошфуко.

Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос.Омар Хайям.

Кто много знает, тот гибок. Кто знает что-нибудь одно, тот горд. Теодор Готлиб фон Гиппель.

Гордыня не хочет быть должницей, а самолюбие не хочет платить. Франсуа де Ларошфуко.

Гордость – утешительница слабых. Вовенарг Люк де Клапье.

Быть щедрым – значит давать больше, чем можешь; быть гордым – значит брать меньше, чем нужно. Халиль Джебран.

Гордость происходит от недостаточного размышления и незнания самого себя. Знание является к нам вместе со скромностью. Д. Аддисон.

Высокомерие и гордость в большей степени корни человеческой безнравственности и греха, нежели простая чувственность.

В своей гордости она никогда не простит мне любви моей, – и мы оба погибнем. Федор Михайлович Достоевский. Идиот.

Осознавать человеческое достоинство внутри себя – это обязательство перед самим собой. И. Кант.

Людьми правят гордость и эгоизм, а движут тщеславие и предрассудки.

Гордость и высокомерие – слуги дьявола. Если ты не сможешь управлять ими, они начнут управлять тобой. Аль Пачино.

Не принимайте чье-то молчание как гордость, возможно, он занят борьбой с самим собой.

Гордость – это последняя крепость нашего самоуважения.

Гордость искореняет все пороки, кроме себя самой. Р. У. Эмерсон.

И гордость ведь прикидывается высотой души. Аврелий Августин.

Гордым лeгчe, гордыe нe плaчут.. ни от рaн, ни от душевной боли.. нa чужих дорогaх нe мaячaт, о любви, кaк нищиe нe молят.

Гордость счастье закрывает.

Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших – чтобы вовсе о себе не говорить. Ф. Вольтер.

Ложной может быть скромность, но не гордость. Жюль Ренар.

Хотя гордость не является добродетелью, она мать многих добродетелей. Джон Чэртон Коллинз.

Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость. Вольтер.

Твоя гордость умрёт на секунду позже тебя. Алиса Апрелева.

Гордись тем, что ты одержал верх над своими недостатками, а не тем, что у тебя их нет. П. Буаст.

Гордость – это своего рода презрение ко всем другим, кроме самого себя. Теофраст.

Будь скромным – это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих.

Обычно именно гордость мешает нам сделать первых шаг: подойти, поздороваться, помириться… Переступите через неё.

Не считай себя мудрым: иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих. Антоний Великий.

Гордость лишена лучшего качества пороков – она не способна скрываться. Фрэнсис Бэкон.

Цените тех людей, которые забили на свою гордость ради вас.

Лучше потерять гордость ради человека, которого любишь, чем потерять человека, которого любишь, из-за гордости.

Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. Иван Сергеевич Тургенев.

Гордыня – когда хочешь унизить, гордость – когда не хочешь унижаться.

Гордость и равнодушие похожи.

Не ставьте гордость на первое место. Если перед вами человек, который вас искренне любит.

Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять: ее нужно лишь направлять на достойные цели. К. Гельвеций.

Жаль, что гордость иногда может быть сильнее любви и дружбы.

В любви гордость более опасна для женщин, чем для мужчин. Если нужно спасти положение, мужчина забывает о своей гордости легче и быстрее.

Есть гордость в унижении, когда гордишься тем, что гордиться нечем. Роберт Бертон.

Любовь не признаёт гордости, только гордость рушит любовь.

Гордыня и леность – источники всех пороков. Б. Паскачь.

Гордость более касается нашего мненья о себе, тщеславье же – того, что думают о нас прочие.

Гордые умирают от обиды стоя, а не на коленях.

Гордый человек – человек с моральными принципами и ценностями. Он никогда не отойдет от них.

Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться.

Чем так плоха гордыня?

Гордыня – это разрушающее чувство, которое отравляет душу и делает человека малоприятным для дружеского общения. На него нельзя положиться, с ним не хочется быть откровенным. Если приятель делится с ним своими успехами, горделивый человек сразу же переходит к критике и умалению его заслуг. Такую реакцию вряд ли можно назвать дружеской.

Если же кто-то посетует на проблемы, гордец обязательно порадуется, что вокруг одни неудачными, а он так успешен и самодостаточен, что никогда не жалуется. Он не склонен к эмпатии и не способен к сочувствию. Потешаясь над близкими людьми, горделивый человек даже не чувствует, как отталкивает их от себя.

Заключение

https://www.youtube.com/watch?v=s4klMjm3A5c

Гордыня разлагает психику, меняет представления о морали и нравственности, мешает строить хорошие отношения. Если вы признали наличие у себя данной черты, значит, вы сделали первый шаг на пути её искоренения, ведь фактически это признание своего несовершенства.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий