11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции | Мел

11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции | Мел Женщине

«зеркало»

  1. Встаньте напротив зеркала, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции.
  2. Радость: расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем-нибудь приятном.
  3. Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза.
  4. Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!»
  5. Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке.

Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.

Зачем нужен эмоциональный интеллект

Представьте, что вам четыре года и перед вами поставлен нелегкий выбор: съесть зефирку немедленно или подождать 15 минут, не поддавшись искушению, и удвоить угощение. Серьёзное испытание, особенно для малыша. Этот «зефирный тест», который провели в Стэнфордском университете в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, показал, насколько важна способность контролировать эмоции и сдерживать порывы.

Исследования эмоционального интеллекта доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду.

Психотерапевтические техники для повторного проживания клиентом травматического события и отреагирования эмоций — киберпедия

Техника «Письмо»

Это достаточно эффективный терапевтический инструмент в ра­боте с жертвами насилия, т. к. многие люди предпочитают такую форму общения беседе лицом к лицу и могут писать о себе более откровенно, чем говорить. Несмотря на то что письменная терапия может быть успешной, клиент должен иметь возможность попро­сить об индивидуальной беседе.

Так же как и при индивидуальных беседах, важное значение име­ет детальное структурирование процедуры написания письма. Пись­мо пишется воображаемой ручкой на воображаемой бумаге и прого­варивается вслух. Письмо начинается обычным приветствием •Здравствуй…» и заканчивается подписью автора. Важно, чтобы кли­ент понимал, что он может выразить абсолютно все свои чувства, без ограничений. Задача клиента описать его проблему настолько де­тально, насколько это возможно. В то же время акцент на анализе поведения должен быть преобладающим. Чисто после написания письма клиент начинает ощущать себя сильным, готовым противо­стоять жизненным трудностям.

Если техника применяется в групповой работе, несколько членов группы по очереди пишут письма. Может быть введен помощник (второе Я), который пишет постскриптум.

Техника «Телефонныйразговор»

Клиента просят яозвонить по телефону для предъявления про­блемной ситуации. Выбирается участник группы для роли обидчи­ка. Консультант просит описать место, где находится телефон, на­брать номер, держать в руке трубку и начать разговор такими словами: «Алло, говорит… Звоню тебе, чтобы…- Клиента побужда­ют говорить все, что приходит в голову, даже более открыто, чем в реальном, общении. Разговор занимает около 10 минут. Этот разго­вор не является повторением реальных разговоров в прошлом.

Раздел 1. Помощь Лицам, пережившим насилие в семое

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия..

Цель этой техники — облегчить открытое выражение чувств по отношению к обидчику, выйти из эмоционального замешательства и определить свое отношение к реальным событиям, попытаться прийти к договору.

Техника «Пустой стул»

Эта техника является одной из самых распространенных в геш-тальт-терапии и психодраме. Консультант ставит стул напротив кли­ента и предлагает поместить на него отсутствующее лицо или от­дельную черту характера, эмоцию, значимую для него: ‘Попробуйте представить, что на этом стуле сидит…• Возможность обратиться к воображаемому собеседнику позволяет сказать ему все, что хочется, все, что наболело на душе, высказать свои чувства, выплеснуть нега­тивные эмоции.

Техника «Возврат во времени»

Консультант предлагает вспомнить прошлую ситуацию, когда на­силие произошло впервые: «Давай переведем часы назад. Где проис­ходит инцидент? Какой сейчас час?» При этом разговор ведется в настоящем времени. Клиент поясняет свои действия: *Я делаю это потому, что…»

Это пс их одрам этическая техника, в которой используются все со­ответствующие приемы (второе Я, обмен ролями). Длится вместе с разогревом около четырех часов.

Техника «Шаг в будущее»

Консультант предлагает клиенту разыграть сложную конфликт­ную ситуацию, грозящую насилием, с которой он может столкнуться в будущем. Проигрываются различные сценарии с разными людьми и для выбора оптимальной поведенческой стратегии. Цель техники — опробовать норые способы взаимодействия, снижающие риск наси­лия, кроме того, отказаться от неподходящих стереотипов.

Достаточно эффективны в работе с жертвами насилия техники • репетиция поведения», методики «утилизации гнева», которые по конструированию сходны с предыдущими техниками.

Необходимо помнить, что в травмирующих кризисных ситуациях велика вероятность интенсификации психологической защиты. При индивидуальной, да и групповой работе, психологическая защита мо­жет исказить восприятие информации и послужить препятствием для эффективной работы, По мнению Л. И. Анцыферовой, психологичес­кая защита интенсифицируется тогда, когда при попытке преобразить травмирующую ситуацию все ресурсы и резервы оказываются почти ис­черпанными. Тогда в поведении человека центральное место занимает саморегуляция и человек отказывается от конструктивной деятельно-

сти. При консультировании следует учитывать, что у людей с разными личностными характеристиками вероятность активизации тех или иных механизмов психологической защиты различна.

Интенсификация вытеснения наиболее вероятна у людей замкну­тых, несколько холодных по отношению к окружающим, людей, кото­рые любят бывать в одиночестве. Им свойственна рассудочность, реа­листичность суждений, суровость и некоторая черствость. Они уделяют много внимания планированию поведения, стремятся действовать индивидуально, нейтрально относятся к общегрупповым нормам. Свои успехи, достижения они приписывают везению или счастливому слу­чаю, а ответственность за свои неудачи приписывают другим людям или считают их результатом стечения обстоятельств. В конфликтных ситуациях они не учитывают интересы другого человека и не предрас­положены к приспособлению и сотрудничеству.

Активизация отрицания может произойти у людей общительных, имеющих склонность к коллективному выполнению какой-либо дея­тельности, предпочитающих принимать решения вместе с другими людьми, ориентирующихся на социальное одобрение. Для них харак­терна некоторая расслабленность, излишняя удовлетворенность. Они экспрессивны, прояачяютповышеннуюсклонноегькриску. Их отлича­ет интернальность, как общая, так и в области достижений И семейных отношений. Они обладают высокой оценкой своего характера. В конф­ликтных ситуациях предпочитают прибегать ктакой стратегии, как при­способление. Имеют невысокий уровень логического мышления.

Клиенты с интенсивной регрессией склонны к индивидуализму, не псе-гдаконтролируютсвоижелания, робки, зависимы, проявляют покорность и подчиненность. Они обладают низким уровнем субъективного контро­ля в различных областях. Для них характерна пониженная оценка своих умственных способностей, практических умений и уверенности в себе.

Клиенты с активным замещением эмоционально неустойчивы, возбудимы, экспрессивны, импульсивны, обладают низким самоконт­ролем. Среди характеристик коммуникативной сферы им присущи зам­кнутость, осторожность в общении, индивидуализм. Они предраспо­ложены ктакому конфликтному поведению, как сопротивление, и мало прибегают к компромиссу как средству регулирования конфликта. Для них характерен низкий уровень субъективного контроля во всех облас­тях (достижений, неудач, семейных и межличностных отношений, здо­ровья и производственных отношений). Они обладают низким уров­нем логического мышления.

Представители с интенсивной компенсацией эмоционально неурав­новешенны, тревожны, обладают повышенной возбудимостью, вспыль­чивостью и низким самоконтролем. Они конформны, застенчивы, по­корны, отличаются высокой чувствительностью. В конфликтных ситуациях у них наблюдается тенденция к сотрудничеству и приспо­соблению. Они не склонны к таким способам регулирования конфлик­та, как избегание и компромисс. Для них характерна пониженная само­оценка практических умений и уверенности в себе. Наблюдается завышенный уровень притязаний в отношении внешности.

Людям, имеющим высокий уровень интенсивности реактивного образования, свойственны напряженность, стремление к индивиду­ализму, социальная робость, застенчивость, покорность. Они чув­ствительны, эмпатичньг, осторожны. В конфликтных ситуациях пред­расположены к такой форме поведения, как приспособление, и не склонны к избеганию. Их характеризует ригидность, практичность, конкретность мышления. У них проявляется высокий уровень субъек­тивного контроля в области семейных отношений. Они отличаются низкой самооиенкой умственных способностей, а также большим разрывом между самооценкой и уровнем притязаний по этой шкале.

Психологический портрет клиента с преобладанием зашиты по типу проекция выглядит следующим образом. Такие люди робки, застенчи­вы, чувствительны, конформны, часто оказываются подчинены. Об­ладают конкретностью и некоторой ригидностью мышления. Прояв­ляют низкий уровень субъективного контроля, как общий, так и в области достижений, неудач и межличностных отношений. Имеют пониженную самооценку умственных способностей и практических умений, а также повышенную дифферениированность самооценки.

Можно следующим образом охарактеризовать клиентов, у которых наблюдается интенсивная рационализация. Такие люди эмоционально неустойчивы, проявляют повышенную напряженность. Они предпочи­тают следовать по выбранному ими пути, самостоятельно принимать ре­шения. У них наблюдается высокий уровень внутреннего контроля пове­дения. Они практичны, реалистичны, жестки, благоразумны и осторожны.

Описанные корреляционные связи представляют несомненный ин­терес в психологической практике, поскольку могут оказать помощь в диагностической и консультационной работе с лицами, пережившими насилие. Знание данных корреляционных связей облегчает выявление предпочитаемых механизмов психологической зашиты и помогает выб­рать правильные пути реабилитационной работы.

§

Психологическое сопровождение при посттравматическом расстрой­стве и глубоком личностном переживании семейной драмы требует се­рьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования и психотерапии. Наилучшим образом зарекомендо­вал себя в решении таких психотерапевтических задач экзистенциаль­но-гуманистический подход.

Экзистенциально-гуманистический подход открывает особый пласт человеческой жизни — вечные проблемы бытия, которые часто стоят за частными и обыденными проблемами. Это проблемы жизни и смерти, проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы смысла и его утраты, проблемы общения и одиночества [40]. Психолог не ограничи­вается работой с симптомом или проблемой клиента. Помимо устране­ния негативных переживаний и коррекции повеления экзистенциаль­ный подход ставит целью поиск себя подлинного, обретение смысла пережитого, продвижение к осмысленности жизни, к выбору и ответ­ственности. Человеческая жизнь не может быть до конца объяснена объективными законами и внешними причинами. На уровне экзистен­циальных проблем человек не может быть предсказан и управляем.

В экзистенциальном подходе для анализа личности используются в основном качественные методы: беседа, наблюдение, самонаблюдение. Глубинное общение является важным фактором позитивного измене­ния клиента. Экзистенциально-гуманистический подход особенно не­обходим для клиентов, находящихся в кризисном состоянии, при утра­те смысла, в трагической ситуации, перед лицом смерти и потери, а также в ситуации выхода личности за пределы необходимого приспособления, стремления вверх, кразвитию, не вызванному житейской необходимос­тью. Главным инструментом психологической помощи является культи­вирование чувствительности, понимания и эмпатии.

Большое значениедля практики психологической работы с лица­ми, пережившими внутрисемейное насилие, является работа с семьей как целостной системой. Например, акты физического насилия, регу­лярно совершаемые над кем-либо из членов семьи, могут в какой-то момент привести к серьезной травматизации или даже инвалидизации

или вынудить члена семьи совершить побег из дома. Переживая подоб­ного рода события, семья уже не может, оставаясь закрытой для внеш­него вмешательства, рассчитывать на восстановление нормальной жиз­недеятельности. В таких случаях перед специалистами встает задача подключиться к семейной системе, изучить и проанализировать осо­бенности ее устройства и характер нарушений, а затем способство­вать позитивным изменениям и выходу семьи на новый уровень орга­низации.

В дисфункциональных семьях наблюдается либо структура жестко фиксированных ролей, препятствующая естественному раз­витию и адаптации семейной системы, либо отсутствие ролевой структуры. Ригидность иерархии ролей, также как и еедезинтегри-рованность, приводят к формированию патологизирующих семей­ных ролей, оказывающих психотравмирующее воздействие на чле­нов семьи [79]. В семьях, для которых характерно регулярное повторение актов психологического или физического насилия по отношению к детям, зачастую существует роль абсолютного лидера, который всегда прав и которому ни при каких обстоятельствах нельзя противоречить. В некоторых случаях это может привести к форми­рованию воспитательной позиции, основанной исключительно на контроле за выполнением ролевых предписаний и санкциях за их невыполнение, то есть на применении психологического и физи­ческого насилия над детьми. В других случаях это же нарушение внутрисемейного взаимодействия может обусловливать эмоциональ­ную холодность по отношению к детям, их отторжение, пренебре­жение жизненно важными потребностями детей, что также являет­ся формой насилия. Патологические, психотравмируюшие и социально неприемлемые моменты внутрисемейного взаимодей­ствия проявляются в виде семейных мифов, которые используются Для поддержания единства в дисфункциональных семейных систе­мах [51].При помощи подобных мифов родители часто пытаются оправдать жестокое обращение с ребенком.

В этом случае основные этапы системной психотерапевтической ра­боты с семьей будут следующие:

‘• Временное объединение психотерапевта с семьей, присоедине­ние его к предъявляемой ею структуре ролей. Терапевт на такое время становится лидером обратившейся за помошью семьи. Од­новременно он демонстрирует семье новый эффективный спо­соб коммуникации:

2. Принимающую, безоценочную позицию, умение разделять че­
ловека и его поступки, уважение к личности, толерантность.

3. Помощь в формулировании или переформулировании терапев­
тического запроса. Терапевт помогает семье разобраться в том,
какие именно изменения действительно необходимы для разре­
шения кризисной ситуации. Формулирование целей каждого
члена семьи приводит к формированию цели семьи как единого
целостного организма.

4. Реконструкция семейных отношений. Основной процесс семей­
ной психотерапии, в результате которого должна произойти кор­
рекция неэффективных ролевых предписаний, изменение роле­
вой структуры семьи в сторону большей гибкости и динамичности,
установление четких, но проницаемых границ между семейными
подсистемами.

5. Завершение психотерапии и отсоединение терапевта от семьи.
На последнем занятии обязательно проводится экологическая
проверка результатов психотерапии: членам семьи предлагается
представить себя в ряде ситуаций в будушем: их взаимодействие,
что при этом получается и что не получается.

Структурная семейная психотерапия, разработанная С. Минухиным в результате обобщения его опыта работы с социально неблагополуч­ными семьями, сосредоточена на актуальном коммуникативном пове­дении членов семьи [51]. Целью ее становится выявление взглядов чле­нов семьи на реальную внутрисемейную ситуацию и последующее изменение коммуникативных стереотипов, за которыми в свою очередь следует перестройка всей системы внутрисемейных взаимодействий, Следует отметить, что акты насилия, совершаемые в семье, зачастую оказываются своеобразными коммуникативными актами. Это имеет место в тех случаях, когда кто-то из членов семьи не в состоянии найти адекватного способа передачи информации и добиться определенных реакций и результатов в процессе семейного взаимодействия. Физиче­ское и/или психологическое насилие иногда становится главным аргу­ментом в процессе разрешения даже самого рядового семейного конф­ликта.

Как быть Леди:  Креативность, её параметры и упражнения для развития | Дефектология Проф

В рамках структурной модели психотерапевты осуществляют актив­ный контроль над семьей и руководят ее иерархической структурой. Постоянно определяются и уточняются ролевые предписания и власт­ные полномочия каждого члена семьи, границы подсистем (с учетом

поколения, пола, интересов, функций), пути избежания конфликтов, формирования коалиций. 8 случае работы над проблемой домашнего насилия терапевтами тщательно отслеживаются все особенности меж­личностных взаимодействий, предшествующие насильственным Дей­ствиям, берутся под контроль явные проявления агрессии в семье, вме­сте со всеми участникамит-ерапевтического процесса вырабатываются правила, регламентирующие поведение членов семьи, склонных к на­силию, а также тех, кто осознанно или неосознанно провоцирует аг­рессию.

Психотерапевтические техники,

используемые в практике семейной психотерапии

Техника указаний (директив)

Прямые и четкие указания психотерапевта о необходимости опре­деленных действий со стороны всей семьи или отдельных ее членов. Директивы должны касаться конкретных действий. Выделяют три вида директив: указание членам семьи делать что-то; указание де­лать нечто иначе, чем до сих пор; указание не делать того, что они до сих пор делали. В работе с домашним насилием в ряде случаев пря­мые и четкие указания со стороны психотерапевта бывают необхо­димы и обязательны. Это касается, в первую очередь, ситуаций жес­токого обращения, угрожающего жизни одному или нескольким членам семьи, когда терапевт должен указать клиентам на необхо­димость немедленного обращения в милицию, посещения кризисно­го центра, ухода из дома и временного переселения в социальную гостиницу, к родственникам и т. д. Но и в менее тяжелых случаях директивы бывают абсолютно необходимым способом воздействия на дисфункциональную семью.

Техника «Семейная дискуссия»

Обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающих­ся их жизни и способов решения различных проблем и задач. Дис­куссия может преследовать различные цели. Среди них:

• коррекция ложных и иррациональных представлений о спосо­бах разрешения семейных конфликтов, наиболее эффектив­ных методах воспитания, распределении обязанностей, пла­нировании времени и т.д.;

0 обучение членов семьи приемлемым формам межличностной
коммуникации. Психотерапевт регламентирует ход дискуссии,
сам активно участвует в ней и использует эту ситуацию для
коррекции неэффективного поведения отдельных членов семьи;

1 формирование адекватного представления о том или ином ас­
пекте семейной жизни.

■ Техника «Обусловленное общение»

Группа психотерапевтических методов, общим для которых явля­ется то, что в привычные, устоявшиеся семейные взаимоотношения вводится какой-то новый, необычный для семьи влемент. Часто, в ка­честве такого нового элемента вводятся определенные правила взаи­модействия. Примером является техника, предложенная С. Кратох-вилом «конструктивный спора или «честная борьба». Эта техника применяется в работе с конфликтными супружескими парами. Перед тем как ввести данный элемент взаимодействия в повседневную жизнь, психотерапевт обучает супругов определенным навыкам эффективной коммуникации {техника *я-высказываыия*, техники активного слу­шания и пр.). Правила «честной борьбы»:

0 нельзя откладывать прояснение конфликтной ситуации и, по
возможности, преступить к обсуждению сразу же;

1 тот, кто начинает спор, должен ясно представлять себе цель,
которую он хочет достичь;

2 обе стороны должны принимать активное участие в споре;

3 спор должен касаться только того предмета, с которого он на­
чался, недопустимы отсылки к прошлому опыту, обобщения;

• не допускается применение аргументов, болезненных для одно­
го из участников спора (указание на физические недостатки,
неудачи и т.д.).

Техники, формирующие умения и навыки

Особенность методик данной группы состоит в том, что перед члена­ми семьи ставятся задачи формирования определенных умений и навы­ков, необходимых для успешного взаимодействия друг с другом, и сооб­щается критерий, с помощью которого он может судить о том, в какой мере ему это удалось. Б данном случае можно говорить о проведении своеобразных -семейных тренингов». В семьях, для которых характер­но проявление насилия со стороны некоторых членов, особую значи­мость приобретает тренировка самоконтроля агрессивных импульсов и провоцирующего агрессию поведения. Отсутствие контроля за импуль­сами и недостаточная терпимость часто бывают связаны с крайне зани­женной самооценкой, неуверенностью в себе, негативной «Я-концегщи-ей». Агрессивность одновременно является проявлением бессилия, которое чувствует человек и тем единственным проявлением силы, ко­торое он способен продемонстрировать окружающим.

Агрессия также часто бывает связана со страхом. В свою очередь, поведение, провоцирующее насилие, является следствием эмоцио­нальной депривации в раннем детстве, когда ребенок мог обратить на себя внимание старших исключительно с помощью непослуша­ния, капризов, истерик, грубости и т. д.

Техники саморегуляции

Исследование данных психотерапевтических процедур позволяет члену семьи, осуществляющему акт насилия, удерживаться от пове­денческих проявлений гнева. Однако в большинстве случаев корреК»

ции внешних проявлений бывает недостаточно, и терапевт обраща­ется к методам коррекции внутриличностных конфликтов отдель­ных членов семьи.

Техники проигрывания семейных ролей

Ролевая игра является одним из ведущих методов семейной пси­хотерапии. Она имеет разнообразные формы и применяется при ре­шении широкого спектра проблем и задач. Одной иа наиболее эф­фективных является техника обмена ролями, заимствованная из классической психодрамы. Суть метода заключается в том, что одни члены семьи проигрывают роли других, тех, с кем они находятся в конфликте. Например, родители в процессе проигрывания роли сво­его ребенка могут осознать неадекватность некоторых предписаний и правил, которые они ему навязывают, что может значительно сни­зить уровень их агрессивности по отношению к нему.

Достаточно часто в практике терапевтической работы использует­ся метод проигрывания альтернативного сценария в конфликтной ситуации. Участникам ролевой игры необходимо инсценировать обыч­ный для семьи конфликт, но при этом они должны с самого начала игры стараться вести себя не так, как привыкли. При использова­нии данного метода в семьях, в которых практикуется насилие, чле­нам семьи, склонным к проявлению агрессии и насильственным дей­ствиям, предписывается парадоксальное поведение в ситуациях, провоцирующих гнев. Например, вместо того чтобы смотреть на чле­на семьи, вызвавшего своим поведением гнев, отвернуться от него и продолжать разговор, стоя к нему спиной. Механизм психокоррек-ционного воздействия данного метода в работе с ситуациями домаш­него насилия основан на том, что в большинстве случаев член семьи, совершающий насильственные действия, хотел бы научиться соци­ально приемлемым формам поведения в семье, даже если он этого не осознает.

МЕТОД ПСИХОДРАМЫ

Исторически первым методом социально-психологической работы с лицами, пережившими насилие, как известно, является метод психо-Драмы, разработанный американским психологом Я. Морено [51].

Психодрамаявляется групповым методом, который используется для инсценирования значимых жизненных событий участников. В ходе Драматизации создаются условия для спонтанного выражения чувств и Прояснения отношений с людьми, выработки более глубокого самопо-«имания, преодоления неконструктивных поведенческих и эмоциональ­ных стереотипов. Я. Морено, создатель метода психодрамы, считал, что, сполняя различные роли, человек может творчески работать над соб­ственными конфликтами и проблемами.

Основу психотерапии составляют понятия спонтанности и креатив­ности. Спонтанность тесно связана с тревожностью: с повышением спонтанности уровень тревоги падает. Участники «театра спонтаннос­ти» разыгрывают сценки, взятые из собственного жизненного опыта, провоцируя таким образом эмоциональный катарсис. В психодраме человек разыгрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или же вымышленных персонажей [68].

Ассистенты, принимающие участие в психодраме, оказывают содей­ствие клиенту, представляясь в различных качествах или ролях. В ходе разыгрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение благодаря катарсису от накоплен­ных негативных переживаний и новое видение своей жизненной ситу­ации как следствие озарения-инсайта.

Процесс психодрамы включает три этапа: подготовительную фазу (разогрев), разыгрывание драматического действия и обсуждение. На первом этапе используются игры-задания, дискуссии, «живые скульп­туры», которые активизируют участников и создают свободную твор­ческую атмосферу [19]. Выделяется желающий стать главным действу­ющим лицом психодрамы — протагонистом. Протагонист рассказывает свою ситуацию и назначает других участников на дополнительные роли. Ведущий предлагает протагонисту организовать пространство для дра­матического действия. Участники, оставшиеся без роли, садятся на ме­ста для зрителей. При драматическом действии ведущий обычно исполь­зует следующие методы: монолог, обмен ролями, второе Я, зеркало, реплики в сторону и др. На завершающей стадии зрители и участники сначала вербализуют свои чувства, рассказывают о личных ассоциаци­ях, возникших в процессе драматизации. В ходе такого эмоциональною обмена уровень напряжения в группе снижается, и создаются условия для интеллектуального обсуждения проигранной ситуации. Один сеанс психодрамы длится обычно около четырех часов.

Таким образом, данная техника достаточно эффективно позволяет лицу, пострадавшему от насилия, справиться с саморазрушительными тенденциями самобичевания за неспособность быть «не хуже других» —

В практике групповой работы часто используются только отдельные игры, предложенные Морено, Киппером и др. психотерапевтами для подготовительной стадии психодрамы. Это телефонный разговор с во­ображаемым собеседником, волшебный магазин, встреча с репертуаром ролей, необитаемый остров, суд, персонификация животных и др.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Арт-терапия является специализированной формой психотерапии психокоррекции и развивающей психологии, основанной на творче­ском самовыражении посредством различных видов искусства (живо­пись и рисунок, лепка, музыка, танец, театр). Арт-терапевтические тех­нологии широко используются в работе с детьми и взрослыми, пережившими насилие. Это обусловлено рядом особенностей арт-под­хода.

Во-первых, он ориентирован преимущественно на невербальное общение, что особенно ценно в работе с жертвами насилия, которые часто испытывают трудности в словесном выражении своих чувств и мыслей, после того как им пришлось пережить глубокую психотравму. Во-вторых, важнейшим механизмом терапевтического воздействия б арт-подходе является отреагирование психотравмирующих ситуаций, которое происходит, хотя и в символической (создание рисунка, ра­зыгрывание сценки с использованием кукол, сочинение сказки и т. д.), но все же экспрессивной, а не рефлексивной форме. Это позволяет достичь состояния катарсиса — освобождения, очищения от негатив­ного эмоционального опыта, дать социально приемлемый выход аг­рессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чув­ства, которые человек привык подавлять, и постепенно развить способность к саморегуляции. Многие авторы подчеркивают, что арт-терапевтические методы облегчают процесс лечения психосоматичес­ких заболеваний [46].

В-третьих, творческая деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семей­ной интеграции — взаимного отчуждения, затруднений в налажива­нии контактов, а также в тех случаях, когда ребенок или взрослый, под­вергшийся насилию, находится вне семьи, в приюте, больнице, среди чужих ему людей, и специалистам необходимо быстро и безболезненно наладить с ним эмоциональный контакт. Кроме того, арт-терапия вы­зывает у людей положительные эмоции, способствует преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию.

Специалист, использующий арт-терапевтические технологии в рабо­те с жертвами насилия, обязан уделять особое внимание обеспечению атмосферыпсихологическ:ой безопасности. Творческие задания ни вкоем слУчае не должны прямо указывать и даже косвенно намекать напробле-

мы клиентов, их необходимо формулировать в образно-символической, проективной форме. К творческим видам терапевтической практики можно отнести методы музыкотерапии и библиотерапии [51].

§

Оказание психосоциальной помощи жертвам насилия является многофункциональной деятельностью, предполагающей взаимодей­ствие специалистов различного профиля, включая психологов, пси­хотерапевтов, юристов, специалистов социальной работы, медицинс­ких работников и др. Юридическая помощь в основном защищает человека от физического разрушения и социального бесправия. В фун­кции специалиста социальной работы входит оказание помощи в со­циальном функционировании личности, в решении материально-бы­товых вопросов. Психотерапевт на глубинном психологическом уровне работает с отклонениями в психике и поведении клиентов, которыми преимущественно являются лица с психическими отклонениями, нуж­дающиеся в медикаментозной помощи. Психолог работает с пси­хически здоровыми лицами и осуществляет их психологическое сопровождение в форме консультирования, психокоррекции и психо­терапии.

Слаженная работа группы специалистов, где каждый компетентно выполняет свои функции, предопределяет эффективность психосоци­альной работы с лицами, потерпевшими насилие. Жертвы насилия, как правило, имеют различные эмоциональные и когнитивные нарушения, глубокие психические отклонения и могут быть склонны к суициду. Риск дополнительной травматизации клиента ошибочными действиями или неадекватными словами специалиста крайне высок и опасен. Поэтому работа с жертвами насилия предъявляет высокие требования к отбору специалистов по их психологическому сопровождению.

Для успешной работы с жертвами насилия специалистам необхо­димы следующие личностные качества: способность к сопереживанию деликатность, тактичность, эмпатичность, оптимизм, сердечность, понимание себя и других, толерантность к окружающим и т. д. Специ-

фика проблем клиентов — лиц, подвергшихся насилию, предъявляет юокие требования к психологической устойчивости и эмоциональ­ной стабильности специалиста. Кроме того, консультант должен уметь контролировать свои слова и невербальное поведение. Обсуждение с клиентом ситуаций насилия могут вызывать сильные негативные чув­ства у консультанта. Однако он должен оставаться невозмутимым и уравновешенным. Если консультанта захватывают негативные чувства, ои должен их отрефлексировать, приложить профессиональные уси­лия для их контроля, и если чувства продолжают бушевать — сообщить об этом клиенту. Профессионал проявляет лишь те чувства, которые могут быть полезны пострадавшему, удерживая внутри такие негатив­ные чувства как враждебность, отвращение, стыд или презрение. Уме­ние сохранять нейтральность или терпимость является залогом про­фессионализма в оказании психологической помощи.

Для тренировки психологического равновесия рекомендуется ис­пользовать следующее упражнение:

Упражнение «Здесь и теперь»

Удобно сесть с закрытыми глазами и, ничего не делая, осознавать то, что происходит (звуки в комнате, ощущения тела, мысли и т.д.).

Как быть Леди:  Психологическая готовность к школе и её составляющие. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Подобные упражнения полезны для усиления контакта с окружаю­щим миром «здесь и теперь». В частности, ежедневное сосредоточение на любом красивом объекте в течение пятнадцати минут не только раз­вивает устойчивость, но и формирует гармоничное эмоциональное со­стояние.

Консультант должен уметь проявлять терпение йтерщвдосгъ. Споре клиентом обычно является неконструктивным, поэтому следует сосре­доточиться на лучшем понимании клиента и в зависимости от целей и стадии работы провести соответствуюпгую интервенцию-коррекцию.

При сопровождении лиц, пострадавших от различных форм наси­лия, требуется высокий уровень жизнелюбия и оптимизма, чтобы не под­даться негативным влияниям жизненных ситуаций клиентов. Позитив­ное отношение к жизни должно распространиться на пострадавшего, так как профессиональная позиция психотерапевта строится во мно-°м на отношении специалиста к жизни в целом (позитивном, жизне-У^РЖДающем, а не на негативном или жизнеотрицающем). Жизне-

Ие является одной из неоспоримых ценностей человечества,

Роявляющейся в радости бытия и в стремлении жить насыщенной

«■ Чью, в способности живо воспринимать красоту пейзажа и чувство-

вать себя глубоко затронутым человеческими отношениями, что требу­ет, по словам М. Чехова, «мужества жить и любить». Люди, активно уча­ствующие в жизни, обладают более развитой способностью получать удовольствие. Они отдают себе отчет в том, что несчастье — это выбор; они согласны испытывать боль, потому что хотят не просто существо­вать, а участвовать в жизни, не боятся рисковать и совершать неизбеж­ные ошибки.

В основе пессимизма, по мнению большинства психотерапевтов, лежит механизм выученной беспомощности, поэтому оптимизму и жизнелюбию необходимо научиться. Для развития жизнелюбия и оп­тимизма в соответствии с рациональной психотерапией, разработан­ной А. Эллисом [68J, рекомендуется;

1) уделять внимание не только работе, но и отдыху, общению с близ­
кими;

2) ежедневно концентрировать внимание на красивом, приятном;

3) заботиться о собственном теле и здоровье;

4) верить, что неприятности временны, за ними следует удача и ус­
пех и т. д.

Однако в практихе работы с жертвами насилия оптимизм и жизне­любие могут быть неуместны, так как клиент, находящийся в состоя­нии посттравматического стресса, как правило, испытывает диском­форт рядом с благополучными людьми. Это состояние можно сравнить с испытываемой водолазом кессонной болезнью, когда он слишком быстро выныривает на поверхность. Вследствие этого эффекта эмо­ционально и физически травмированный человек нуждается в посте­пенном изменении своего психологического состояния, в противном случае возможен срыв, потеря контакта, ухудшение его состояния. Для эффективного взаимодействия с клиентом-жертвой насилия необхо­димо не только понимание его состояния, но и достижение взаимопо­нимания консультанта с клиентом. При взаимопонимании люди бес­сознательно копируют позу, жесты, темп, скорость речи друг друга, поэтому для эффективной помощи консультант должен использовать различные техники присоединения терапевтической работы.

В нейро-лингвистическом программировании разработана наибо­лее структурированная система упражнений для сознательного согла­сования поз, жестов, паралингенетических компонентов речи и даже дыхания с собеседником, что приведет к быстрому достижению дове’ рия и открытости в межличностных отношениях. Такая система дей-

носит название подстройки к клиенту. Поведенческое обучение подстройке является длительным процессом и требует регулярного под­крепления [51].

Другим важным механизмом подстройки к клиенту является эмпа­тия. Эмпатия рассматривается как вчувствованное понимание, вооб­ражаемое проникновение в субъективный мир другого человека. Наи­более глубоко роль эмпатии в консультировании и психотерапии была осмыслена К. Роджерсом. «Быть эмпатичным, по его мнению, значит воспринимать внутреннюю систему координат другого человека» как будто сам им являешься, но при этом ни в коем случае не забывая об условии «как будто». Если это «как будто» утрачивается, то происходит идентификация с другим [55, 56J.

Способность к эмпатии тесно связана с сензитивностью, то есть восприимчивостью к переживаниям окружающих. Сензитивность яв­ляется характеристикой темперамента, врожденной предрасполо­женностью человека. К. Роджерс подчеркивал огромную роль прижиз­ненного опыта в ее формировании. Эмпатия приобретается через эмпатические взаимоотношения с другим. Эмпатии можно научиться от эмпатичного человека. Испытывает ли человек страх или сомнение, одиночество или гнев, эмпатичный психолог может позволить себе ис­пытывать то же и сообщить свое понимание и переживание клиенту.

Эмпатичные консультанты свое отношение к клиенту проявляют в манерах поведения и тоне, которые должны совпадать с его настрое­нием и характером. Альтруистическая любовь и эмпатия другого ока­зывает решающее влияние на самоуважение и самопринятие любого человека.

Сердечность или безусловное положительное отношение может быть описана моделью отношения любящего родителя к ребенку, как это делает Э. Фромм [51]. Даже если время от времени ребенок вызывает Раздражение, гнев или недовольство, он все равно любим. Аналогич­но, если чувства и поступки клиента противоречат принципам психо­лога, консультант сохраняет симпатию и уважение к человеческой пол­ноценности клиента, данной ему по праву рождения. Однако безусловное принятие не означает поощрения любого поведения или одобрение всякого решения. Сердечность проявляется в теплом отно­шении к клиенту и предоставлении возможности быть независимой

ЛИЧНОСТЬЮ.

Еще одним важным свойством личности консультанта является толе-иность к неопределенности. В процессе консультирования происхо-

дит становление личности клиента, которое предполагает его отказ oi сложившихся стереотипов и освоение своих новых возможностей и ре. сурсов. В этой новой ситуации неопределенности консультанту необхо­дима уверенность в себе и собственных силах, в своей интуиции, адекват­ности чувств, убежденности в правильности принимаемых решении. а также способность рисковать. Эти качества помогают консультанту пе-ренести напряжение, создаваемое ситуацией неопределенности.

Безусловное принятие других связано с широким диапазоном при­емлемости, жизненным опытом, личностной зрелостью, выступаюшш: основой социальной компетентности специалиста. Личная зрелость проявляется в способности консультанта успешно решать свои лич­ные проблемы, в терпении и искренности по отношению к себе. Со­циальная зрелость в большей степени проявляется в способности по­нимать и решать проблемы других людей. Таким образом, зрелость консультанта представляет собой процесс, а не состояние, т. к. невоз­можно быть зрелым во всех случаях.

В профессиональной деятельности глубокое понимание себя удержи­вает специалиста от поверхностных и простых суждений о людях. Осо s-нание собственной непоследовательности, притворства, антисоциаль­ных тенденций позволяет лучше понять природу чужих конфликтов. Слепота и ошибочность в понимании себя автоматически переносит­ся на других, поэтому прежде чем консультант сможет «развязать узлы других людей, он должен распутать свой собственный». В связи с чем любой специалист, работающий с жертвами насилия, должен обяза­тельно пройти через индивидуальное консультирование.

Психолог, работающий с жертвами насилия, должен быть мораль­но и профессионально готов встретиться с обескураживающим отно­шением к нему со стороны клиента. Преувеличенная нежность или враждебность, неуместная в ситуации взаимодействия с консультан­том, характеризует так называемый «перенос». Это понятие ввел 3. Фре(и [70] для обозначения неадекватного отношения одного человека кдру-гому. Если клиент без особых причин начинает боготворить или нена­видеть консультанта, чрезмерно обижаться или восторгаться, стыдить­ся или бояться, то чаше всего это проявление переноса. Однако следуйпомнить, что развитие переноса характеризует личность клиента, его чувства и ощущения, сформировавшиеся в процессе его жизни. Чаик’ всего переносы бывают эротическими и агрессивными; нередко на пси­холога переносят черты властной матери, от которой постоянно ожиДЗ» ют наказания или раздраженного окрика.

Консультант должен уметь быть непредвзятым и беспристрастным, однако и у него может проявиться неадекватное, преувеличенное отно­шение к клиенту. Этот феномен получил название «контрперенос». Поэтому психологу необходимо постоянно отслеживать свои чувства и адекватно осознавать их. Проблема заключается в том, что иногда чув­ства имеют бессознательную природу и не поддаются императивной корректировке. Жертва насилия нередко провоцирует контрперенос в форме отвращения или презрения. Эти переживания являются след­ствием механизмов психологической защиты консультанта от иденти­фикации с пострадавшим. Эмоция отвращения толкает на увеличение дистанции с его источником, что снижает действенность психологи­ческой помощи. Подавление негативных эмоций, как правило, не при­водит к их уничтожению. Вытеснение эмоции враждебности бессозна­тельно проявляются в жестах, интонациях, что разрушает отношения доверия и атмосферу безопасности. Появление адекватных чувств по отношению к клиенту должны стать предметом обязательного присталь­ного внимания и проработки с супервизором, на балинтовскои группе (тли в процессе самоанализа специалиста. В случае, если контрперенос имеет глубокую эмоциональную основу, то специалист нуждается в кон­сультационной помощи за рамками рабочего времени. Когда психолог или социальный работник сам становится клиентом консультанта, это не только способствует его личной зрелости, но и дает полезный опыт почувствовать себя в другой роли.

Особенности работы с лицами, пострадавшими от разных форм на­силия, могут привести специалиста к защитному равнодушию, циниз­му или профессиональной травматизации с характерными депрессив­ными реакциями, нарастанием тревожности или раздражительности. Если эффективность работы специалиста снижается, при этом падает его профессиональная мотивация, то вероятнее всего это проявление синдрома эмоционального «выгорания».

Термин «эмоциональное выгорание» впервые был введен американ­скимпсихологом X. Фрейденбергом в 1974 г. для характеристики пси­хологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсив­ном и тесном общении с клиентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [51].Причина­ми возникновения феномена «выгорания» являются внутрилично-стНый конфликт, острый психологический стресс и острая или хрони-Ческая фрустрация [34]. Консультант испытывает фрустрацию, сталкиваясь с различными проблемами, например, оказываясь несос-

тоятельным в процессе проведения психотерапевтической работы. Эмоциональное выгорание проявляется в резком снижении энтузиаз­ма, потери интереса к работе, стереотипизации рабочих действий, нарастании негативного отношения к клиентам и потере профессио­нального самоуважения. На эмоциональном уровне выгорание прояв­ляется в усталости, раздражительности, чувстве отвращения к работе, тревожности, ухудшении настроения, депрессивности, чувстве бес­смысленности, безнадежности и вины. Возможны и соматические симптомы, такие как: бессонница, головные боли, нарушения функ­ций пищеварительной и сердечно-сосудистой системы и т. д. Очень часто эмоциональное «выгорание!» представляет собой механизм пси­хологической защиты от чрезмерного расходования эмоциональной энергии [7].

Достаточно часто основной причиной развития «выгорания» явля­ется хронически напряженная психоэмоциональная деятельность в условиях недостаточного успеха и поошрения. Консультирование жертв насилия тесно связано с интенсивным общением, переживани­ем сильных эмоций и высокой ответственностью специалиста. Чрез­мерность рабочего напряжения может вызываться не только внутрен­ними, но и внешними факторами. Так, организация деятельности по психологическому сопровождению жертв насилия может не соответ­ствовать психогигиеническим требованиям. Даже при оптимальной организации работы дефицит навыков создания адекватных отноше­ний с клиентом и неумение переработать впечатления часто ведут к усталости и чувству безнадежности в достижении оптимального ре­зультата.

Выделяют различные факторы эмоционального «выгорания», в том числе макросоциальные, личностные и микросоциальные. Так, лич­ностный фактор включает мотивационно-характерологические осо­бенности специалиста и умение строить отношения с клиентами. Мик­росоциальный фактор включает взаимоотношения с коллегами И администрацией, характеристики материально-технической базы уч­реждения. Кроме того, условия работы могут препятствовать успешно­му осуществлению профессиональных задач: отсутствие у психолога сво­его кабинета, где можно провести консультацию клиента, частые ночные дежурства и отсутствие полноценного отдыха после них, недостаток ос­нащенности материально-технической базы и т. д. Социальные факто­ры синдрома эмоционального «выгорания*- могут быть обусловлены: отсутствием поощрений за хорошую работу, низкой зарплатой, отсут-

ствием возможности продвижения по службе, ограничением права на свободу выбора стиля профессиональной деятельности, направления научно-методической работы и т. п.; несоответствием нравственно-эти­ческих требований к профессии реальной ситуации в организации; ог­раничением активности специалиста по овладению новыми знаниями, препятствиями к внедрению новых технологий; принижением соци­ального статуса профессии, ее значимости; чрезмерными рабочими на­грузками и т. д.

Для предотвращения «выгорания» у консультантов, работающих с жертвами насилия, могут быть предложены следующие рекомендации:

1. В консультативном центре необходимо иметь место для отдыха
работников, куда нет доступа клиентам. Такое помещение часто
называют убежищем, подчеркивая функции обеспечения психо­
логической безопасности специалистов.

2. Не реже, чем один раз в неделю следует проводить балиитовские
группы, на которых обсуждаются трудные случаи консультирова­
ния. Важнейшая функция этих групп — это сплочение специалис­
тов, поддержание духа оптимизма и доброжелательности. Особен­
но важно участие в них сотрудников в возрасте до 30 лет.

3. Необходимо регулярно повышать квалификацию сотрудников на
семинарах, тренингах и конференциях с периодичностью — один
семинар каждые полгода.

4. Подведение итогов работы в отчетах, публикациях, выступлени­
ях на конференциях, возможность предоставить результаты сво­
ей работы повышают самоуважение и чувство самокомпетентно­
сти специалиста.

Работа в области психологического сопровождения лиц, пережив­ших насилие, имеет свои специфические трудности. С точки зрения самих специалистов к основным затруднениям можно отнести следу­ющие особенности консультирования:

1. Дискомфорт откровенного разговора

Отождествляя себя с клиентами, специалисты нередко ограничива­ются определенными рамками в обсуждении шокирующих и болезнен­ных вопросов семейного насилия. Специалисты-женщины особенно боятся обнаруживать жестокость среди клиентов своего социального и образовательного круга. Насилие, существующее в собственной среде, Увеличивает их чувство собственной уязвимости.

■ге.

2. Боязнь причинить боль и обиду

Нередко консультанты опасаются, что своими вопросами обидят и заставят страдать клиента, боятся унизить человеческое достоинство клиента, узнавая об унизительных подробностях факта насилия. Не­которые специалисты избегают обсуждения насилия, чтобы не испор­тить отношения с клиентами. Но надо отметить, что если психолог ил и социальный работник не может прямо спросить о насилии, которому подвергся клиент, как о причине телесных повреждений и душевных страданий, то это может восприниматься пострадавшим как молчали­вый сговор с нарушителем, как молчаливое одобрение поведения аг­рессора.

3. Чувство бессилия в оказании помощи

Как показывает практика, при психологическом сопровождении жертв насилия достаточно часто специалисты испытывают чувство бессилия в оказании помощи. Недостаточная подготовленность в от­ношении оценки безопасности клиента и оказании помощи ведет к потере контроля над ситуацией. Даже у специалистов, которые счита­ют, что могут успешно работать с проблемой насилия, нередко возни­кает чувство беспомощности, когда клиент оказывается не в состоя­нии сразу выполнить все меры по изменению ситуации. Осуждение клиентов, которые «не хотят» улучшить условия жизни для себя и сво­их детей, зачастую приводит к формальному выполнению своих обя­занностей специалистами, к дистанцированию и снисходительному отношению к лицам, пережившим насилие.

Как быть Леди:  Секреты развития самодисциплины у ребенка – Развитие ребенка

4. Нехватка времени

Очень часто фактор нехватки времени является препятствием для более глубокой и эффективной работы с проблемами насилия для мно­гих специалистов.

Кроме того, такие предрассудки как расизм и национализм, преду­беждения относительно пола, социального положения, сексуальной ориентации или нетерпимое отношение к людям определенного воз­раста, образования, физических возможностей могут препятствовать оказанию эффективной помощи жертвам насилия. Такие стереотипы распространены и могут отражаться на результативности профессио­нальной деятельности психолога-консультанта.

Таким образом, специалисты, работающие с лицами, пережившими насилие, нуждаются в собственном психологическом сопровождении, основной формой которого является помощь супервизора-куратора. Су-Первизия — один из самых эффективных методов повышения компетент­ности консультантов, работающих с лицами, пострадавшими от наси­лия. Основная цель судервизии — совершенствование компетентности и предотвращение синдрома «выгорания». Супервизор — это более опыт­ный коллега, который помогает разобрать трудные случаи из практики, дает методические рекомендации и помогает разобраться с эмоциональ­ными трудностями в работе. Оптимальная периодичность встреч с су­первизором — один раз в неделю в течение часа. Желательно, чтобы встре­чи с супервизором были внесены в рабочий график учреждения. Важную рань играет психологический комфорт в коллективе, атмосфера поддер­жки и взаимопонимания, атакже хорошая организация рабочего места. Если «выгорание» уже произошло, то следует использовать определен­ные процедуры работы с этим состоянием:

1) индивидуальная или групповая работа с супервизором;

2) временное переключение на формы работы службы, не связанные
непосредственно с консультированием;

3) индивидуальная психотерапия «выгорания» [67].

Балинтовские группы — еще одна форма психологической помощи консультантам, работающим с жертвами насилия. В настоящее время балинтовские группы проводятся для всех профессионалов, тесно ра­ботающих с людьми. Подобные группы особенно важны для начина­ющих специалистов. Благодаря-участию в группах приобретается ме­тодический и психологический опыт работы.

Группа формируется по принципу добровольности участия специа­листов, стремящихся к профессиональному и личностному росту, го­товых к пересмотру стереотипов в своей работе, заинтересованных в по­лучении квалифицированной обратной связи и взаимопомощи. Оптимальная численность балинтовской группы составляет 8-10 че­ловек. Группа встречается с частотой 1-2 раза в месяц в течение двух-трех лет. Балинтовскую группу должен вести опытный и квалифициро­ванный специалист. Каждая встреча посвящается разбору одного трудного случая из практики участников. Анализ случая занимает в сред­нем 4-5 часов и включает в себя следующие этапы:

1- Определение «заказчика», предлагающего участникам на рас­смотрение случай.

2. РассказосложноЙпрактическойситуацииконсультирования. Чле­ны группы слушают и наблюдают за поведением рассказчикаи друг

друга. При предъявлении рассказов от нескольких участников груп­па выбирает наиболее интересный случай для анализа.

3. «Заказчик» задает два-три вопроса группе, на которые он хотел бы
получить ответ. Например: «Почему клиент отказался сотрудни­
чать со мной?», «Что нужно было сделать, когда клиент стал кри­
тиковать меня?», «Как нужно было реагировать на рыдания кли­
ентки?» и т. п.

4. Группа задает вопросы «заказчику», чтобы лучше понять его си­
туацию.

5. Окончательное формулирование вопросов к группе, так как не­
редко в процессе ответов на вопросы уточняется и видоизменя­
ется запрос.

6. Участники группы по очереди отвечают на запрос, после чего до­
пускается свободная дискуссия по проблемным пунктам.

7. Обратная связь со всеми участниками группы. «Заказчик» фор­
мулирует свое мнение по отношению к предложенным решени­
ям и отражает свое эмоциональное состояние и отношение к об­суждению.

Атмосфера бал и нтов с кой группы должна быть достаточно безопас­ной для обсуждения профессиональных неудач, так как работа группы направлена на «слепые пятна» и доминирующие бессознательные ус­тановки специалистов-консультантов.

Таким образом, в содержании профессиональной компетентности специалистов, работающих с липами, пережившими насилие, необхо­димо выделять личностный, ролевой и функциональный аспекты ком­петентности. Важнейшим организационным подкрепляющим факто­ром успешной деятельности консультантов становится условие: «Не оставлять их наедине с человеческим несчастьем в течение всего срока работы с трудным клиентом».

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

Проблема насилия над детьми до недавнего времени оставалась за­крытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Бес­пристрастные данные статистики МВД о количестве зарегистрирован­ных преступлений в отношении детей говорят о росте насильственных действий и отсутствии должного внимания общества и государства в обес­печении безопасности и права на счастливое детство. Ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом от 30 % до 50 % детей убито родителями или липами, их заменяющими. Отмечается рост чис­ла случаев убийства матерью новорожденного [45].

Для предотвращения роста насильственных действий против детей и реабилитации лиц, пострадавших от различных форм насилия, тре­буется решение целого комплекса задач, прежде всего юридического, Медико-социального, педагогического и психологического характера.

Психологическая помощь, по мнению многих специалистов, мо­жет рассматриваться как первоочередная. Разработкой программ и тех­нологий психологического сопровождения лиц, переживших насилие, в настоящее время занимаются такие известные российские и зару­бежные авторы, как: Н. К. Асанова, Т. И. Шульга, М. Клавдиева, «■■ Д. Ярослащева, С. Я. Долецкий, Л. Берковец, Б. Барбара, Дж. Ал­лан, X. Ремшмидт, Дж. Г. Менделл.Л. Дамон, С. Г. Кемпе, Д. Финкел-Х0Р, Р. Бэджли, И. М. Киннард и др. Насилие рассматривается боль­шинством из них как преднамеренные физические, психологические 11 сексуальные действия с целью нанесения ущерба человеку, произве­денные против его воли [11, 54].

В отношении детей выделяются следующие виды насилия:

1) пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка;

2) физическое насилие;

3) психологическое (эмоциональное) насилие; .4) сексуальное насилие и растление.

Анализ особенностей проявления различных форм насилия, при­чин возникновения и последствия для детей разного возраста может способствовать созданию более эффективных технологий психологи­ческой помощи жертвам насилия.

Положение детей, чьи основные нужды не удовлетворяются родите­лями, лучше всего характеризует термин «депривация детства*. Ярким примером этой формы насилия является проживание детей в так называ­емых неблагополучных асоциальных семьях. Родительская патология в этих семьях связьтвается с поведением матери, от которой зависит физи­ческое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ И НУЖДАМИ РЕБЕНКА

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как рас­пространенная форма насилия может проявляться в:

1) недостаточном удовлетворении его потребностей в еде, физичес­кой и психологической безопасности, любви, познании;

2) отсутствии должного обеспечения опекой и надзором;

3) недостаточном обеспечении ребенка необходимой медицинской помошыо, когда он болен;

4) причинении умышленного вреда ребенку;

5) воздействии эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами;

6) эксплуатации ребенка непосильным трудом;

7) воздействии нездоровых, деморализующих обстоятельств (алко­голизм родителей, употребление наркотиков) и т. д.

Недостаток забот о детях может быть также следствием бедности, психологического стресса, педагогического невежества, социальных потрясений и стихийных бедствий. В соответствии с теорией циклич­ности насилия самый высокий риск пренебрежения основными нужда­ми детей имеется у тех родителей, чье детство прошло в условиях наси-

лия и пренебрежения. Для матерей, пренебрегающих своими детьми, характерны социальная незрелость, инфантилизм, импульсивность, низкая самооценка, отсутствие навыков ухода за ребенком и т. д. Таким образом, пренебрежение основными нуждами ребенка является муль-Тифакториальным феноменом, в развитии которого доминирующее значение имеют семейные обстоятельства.

В соответствии с системой диагностических признаков пренебре­жения основными нуждами ребенка и разделил их на несколько групп в соответствии с разным возрастом детей, которым пришлось пережить пренебрежение [45].

1. Дети первого года жизни. Пренебрежение приводит к задержке физического развития, повторным инфекционным заболевани­ям и частым госпитализациям, нарушениям психосоциального развития и т. д.

2. Дошкольники. Характерен маленький рост, низкий вес, микроце­фалия, задержка речевого развития, уровня внимания, эмоциональ­ная незрелость, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, неразборчивость в формировании дружеских отношений, соци­альная безответственность.

3. Школьники. Последствия пренебрежения проявляются в плохом здоровье, маленьком росте, малом весе, плохой успеваемости в школе, в трудностях в обучении, в незрелости, гиперактивности, агрессивности, склонности к уединению, плохим взаимоотноше­ниям со сверстниками и взрослыми людьми, деструктивном по­ведении, энурезе, энкопрезе и т. д.

4. Подростки, которые находятся в ситуации пренебрежения со сто­роны родителей или других значимых взрослых, имеют малень­кий рост, малый вес или ожирение, плохое здоровье, задержку полового развития, пропускают школьные занятия, употребля­ют алкоголь, токсические средства, наркотики, курят, воруют, лгут, деструктивны по отношению к себе, другим людям.

Поскольку пренебрежение не оценивается в обществе как вид наси­лия, то практически невозможно надеяться, что дети будут обращаться ЗД помощью. Поэтому очень важно зафиксировать особенности внешне­го вида и поведения ребенка, по отношению к которому проявляется со стороны родителей или лип, опекающих ребенка, пренебрежение. Имен-но эти особенности выступают диагностическими признаками, позво­ляющими установить факты пренебрежительного отношения к ребенку.

Так, к характерным особенностям внешнего вида и поведения ре­бенка, живущего в ситуации пренебрежения, можно отнести:

1) утомленный, сонный (часто опухший) вид;

2) санитарно-гигиеническую запущенность;

3) наличие чесотки, педикулеза;

4) склонность к кражам вследствие постоянного голода;

5) задержку роста и отставание в физическом, речевом и моторном развитии;

6) привлечение внимания к собственной персоне любым способом, в том числе в неуемной потребности в ласке и внимании;

7) проявление агрессивности и импульсивности, которые часто сме­няются апатией и подавленным состоянием;

8) трудности в обучении, приводящие к плохой успеваемости;

9) пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловлен­ная низкой самооценкой;

10) делинквентность и мастурбации и т. д.

К обобщенным характеристикам детей, страдающих от пренебреже­ния их основными нуждами, можно отнести: существенное отставание в развитии, проблемы в обучении, пассивность, многочисленные эмо­циональные и поведенческие проблемы, низкую самооценку, делинк­вентность, высокий уровень агрессивности, низкий уровень эмпатии, отсутствие навыков и умений в построении взаимоотношений, низкий социальный интеллект.

Группы «риска» выявляются для определения вопроса о степени опасности пребывания ребенка в семье с точки зрения его жизни и здо­ровья. Характер терапевтических и реабилитационных мероприятий зависит от результатов диагностики. В частности, работа с семьей мо­жет включать различные типы семейной терапии, консультирования ее членов для снижения уровня семейной дисфункции. Рост числа не­благополучных семей значительно повышает роль специалистов, ра­ботающих с детьми в различных учреждениях по выявлению детей, чьи потребности игнорируются.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

К физическому насилию относят преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями или лицами, их заме­няющими, не связанных с несчастным случаем [60]. Признаки физи-

ческого насилия, которые часто являются и его индикаторами, прояв­ляются в:

1) резко выраженной боязливости ребенка;

2) неадекватном поведении ребенка в новых ситуациях и с новыми людьми;

3) ярко выраженном страхе взрослых людей;

4) признаках физической и психической запущенности, не имею­щие адекватного объяснения;

5) наличие различных травм у детей: переломы черепа и костей, по­вреждения мягких тканей, ожоги необычной этиологии (напри­мер, множественные ожоги от раскаленных предметов, ожоги про­межности или ягодиц и др.), сильные множественные ушибы, кровоизлияния, следы укусов;

6) повторных подозрительных повреждениях у ребенка;

7) необъяснимых отклонениях в физическом состоянии, связанные с травмами, полученными в прошлом;

8) отсутствии желания поиска зашиты у родителей в устрашающей для ребенка ситуации;

9) формировании моделей приспособительного поведения;

10) стремлении к избежанию конфликтных ситуаций и отсутствии знаний и умений для разрешения конфликтов и т. д.

При оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей необходимо учитывать не только физический вред, но и психологи­ческие последствия насилия. Это прежде всего симптомы, обусловленные стрессом (напряжение, головная боль, психосоматические нарушения). В ответ на физическую боль у ребенкавозникает гнев, желание ответить тем же. Последующие проявленияжестокостипоотношениюкдругим воспри­нимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы, что Приводит ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми.

Воздействие физического насилия на психическое состояние ребен­ка опосредуется:

1) возрастом ребенка;

2) уровнем его развития;

3) личностными особенностями;

4) характером;

5) длительностью насилия;

6) отношением насильника кребенку;

7) повторяемостью травматического события.

Опишем наиболее характерные особенности психического состоя­ния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическо­му насилию.

Дети до шести месяцев не улыбаются, малоподвижны, безразлич­ны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы,

В возрасте от полугода до полутора лет дети боятся родителей и физи­ческого контакта с любым взрослым, настороженны, постоянно каприз­ничают, проявляют явный испуг, если взрослые хотят взять их на руки.

Дошкольники (от трех до шести лет) проявляют чрезмерную уступ­чивость и заискивающее поведение во взаимоотношениях с взрослы­ми, агрессивны, лживы, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим детям, очень болезненно реагируют на любое замечание, склонны к поджогам. Их реакция на боль пассивна.

Младшие школьники боятся после школы идти домой и выискивают для себя множество убедительных причин их позднего появления Дома. Одиноки, у них отсутствуют не только друзья, но и приятели. В этом воз­расте дети

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий