Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм. Женщине

Фрейдизм и неофрейдизм

Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

ФРЕЙДИЗМи НЕОФРЕЙДИЗМ – этапы развития психоаналитической философии, возникшей в 20-егоды XX столетия в Австрии, а затем в других странах Европы и Америки. Эмпирической базой фрейдизма является ПСИХОАНАЛИЗ – понятие, в которое вкладывают весьма различное содержание. Это — (1)особый метод лечения неврозов и истерии при помощи катарсиса (самоочищения). Постепенно из медицинской практики психоанализ, как (2)особый подход в понимании психики человека, получил более широкое толкование, и превратился, в итоге, во (3)влиятельноефилософское направлениеXX века, претендующее на объяснение многих личностных, социальных и культурно-исторических явлений.

Таким образом, ФРЕЙДИЗМ(психоанализ) – это учение З. Фрейда. НЕОФРЕЙДИЗМ(новый фрейдизм) – учение последователей З.Фрейда.

Основоположником психоанализа является австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Его заслуга — масштабное и глубокое изучение особой области человеческой психики – (бессознательного), которое, как он полагал, является центральным компонентом всей психики человека, в то время как разуму отводил второстепенную, подчиненную роль. Фрейд разработал новую, весьма оригинальную и необычную структуручеловеческой психики. Он выделил три составных, взаимосвязанных между собой, компонента психики – «Либидо», «Эго» и «Супер-Эго».

ЛИБИДО («Оно») –глубинный слой психики человека, бессознательное влечение, совокупность безличных инстинктов сексуального и агрессивного содержания, основа всей человеческой деятельности. Это «кипящий котел» психической энергии, влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. В своей активности либидо руководствуется принципом удовольствия. Эта энергия лишена связи с внешним миром, с реальностью.

ЭГО («Я») – второй компонент психики – сфера сознательного, (в том числе разумного), личностного восприятия, отражения внешней реальности. Связанное с реальность, Эго служит посредником, связующим звеном между Либидо и реальностью, между влечением и удовлетворением. Эго руководствуется не принципом удовольствия, а требованиями реальности, оно сдерживает влечения, «неразумные» влечения бессознательного Либидо.

СУПЕР-ЭГО («Сверх-Я»)– третий компонент психики, формируется в процессе социализации. Это совокупность принципов, норм, правил, законов, навязанных обществом индивиду и усвоенных им в процесс образования, воспитания, путем запретов и поощрений. Это и «страж» порядка в психике, и «строгий контролер», и «совесть» индивида, согласующий деятельность всех компонентов психики, Деятельность его осуществляется в основном бессознательно, или точнее надсознательно. То, что внушалось когда-то обществом неоднократно на сознательном уровне, становиться внутренним, неосознаваемым, обязательным требованием, нормой для Супер-Эго. Этот компонент психики выполняет роль общественного цензора.

Вся система психики, по Фрейду, функционирует следующим образом: из самих ее глубин стремятся вырваться наружу влечения, стремления к удовольствиям (Либидо). Однако на своем пути они встречают «контролера» в виде Супер-Эго. Если влечения, желания Либидо не отвечают требованиям реальности (Я) (не соответствуют нормам морали, права и т.д.), то они блокируются Супер-Эго и вытесняются обратно в сферу бессознательного. Вытесненная, не прошедшая контроль энергия Либидо не успокаивается и ищет выход наружу. Тогда бессознательное, на место вытесненного желания, посылает взамен эту энергию в другом виде, в виде «символа-заменителя», освободив его от явного сексуального и агрессивного характера. Например, сексуальное может принять форму искусства, поэзии, а агрессивное в виде спортивных, политических или иных занятий. Этот процесс Фрейд называет сублимацией. СУБЛИМАЦИЯ –процесс трансформации, преобразования энергии Либидо в иную, «приличную» форму, освобожденную от внешней, видимой сексуальности и агрессивности.

Таким образом, культурный человек, по Фрейду, в отличие от животных, может владеть своими желаниями и страстями и сознательно управлять ими. Это и есть человеческая культура, но какова ее природа? Выходит так, что вся человеческая культура – это результат сублимированной сексуальной и агрессивной энергии бессознательного и человек в свих устремлениях, целях, поступках руководствуется не разумом, а бессознат6льными порывами Либидо. Они вырабатывают формы или идеи, имеющие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формальные образцы поведения, присущие всему человечеству, в реальной жизни соответствуют стереотипам сознательной деятельности человека. Их называют архетипами. Архетипы действую в человеке инстинктивно.

К.Г.Юнг, другой представитель фрейдизма, выделял индивидуальное и коллективное бессознательное. Индивидуальное – отражает личностный опыт отдельного человека, коллективное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех народов и рас. Он представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое, животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляются, выходят на поверхность у современного человека через сновидения.

НЕОФРЕЙДИЗМ –последователи Фрейда и Юнга (А.Адлер, К.Хорни, Э.Фром) стремились на основе базовых идей фрейдизма объяснить социальное устройство жизни людей.

Согласно Адлеру, индивид переживает чувство неполноценности или малоценности из-за собственных недостатков в своей природе и развитии. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свою творческую потенцию. Эта актуализация выступает как своеобразная реакция на чувство неполноценности. Она носит название компенсации или сверхкомпенсации. На ее основе «вырастают» крупные личности, великие люди, обладающими исключительными способностями.

К.Хорни считал основным побудительным мотивом личности стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния страха индивида. Чувства тревоги и беспокойства являются основными для поведения людей и постоянно сопровождают человека на протяжении всей их жизни.

Э.Фром пытался соединить идеи З.Фрейда, К.Маркса и экзистенциализма – (фрейдомарксизм). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного, а все его психические проявления – это следствия погруженности личности в различные социальные обстоятельства. Человек существо противоречивое. С одной стороны он является носителем огромных потенциальных возможностей, а с другой – он не в состоянии их реализовать в силу кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них по-разному – в соответствии со своим характером и культурой.

Таким образом, фрейдизм в философии и возник как вполне рациональное учение, стремящееся объяснить поведение и особенности культуры человека. Однако далее это учение было истолковано в иррационалистической плоскости. Взяв за основу человеческой мотивации бессознательное, они в итоге пришли к мысли о принципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мистической сущности сексуальной свободы, о некоем негативном разуме человечества, и о несостоятельности человеческого разума. Фрейдизм и неофрейдизм оказали и продолжают оказывать значительное влияние на всю современную философию и культурологию.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое постклассическая философия?

2. Что такое экзистенция и экзистенциализм?

3. Каковы основные понятия и проблемы экзистенциализма?

4. Что означает понятие «пограничная ситуация» в экзистенциализме?

5. Что такое психоанализ и какова его связь с философией?

6. Как характеризуется человеческая психика в интерпретации З.Фрейда?

7. Что означают понятия «Либидо», «Эго», «Супер-Эго», «сублимация»?

8. Какие новые идеи характерны для неофрейдизма?

9. Каково влияние психоанализа на европейскую философию и культуру?

Тема 2.10. Философия и национальное самосознание. Фило­софская мысль Беларуси. Русская философия.

Вопросы для подготовки

2.10.1. Белорусская философская и общественно-политическая мысль:

основные идеи представители

2.10.2. Русская религиозная философия XIX-XX вв.: отличительные

особенности, основные проблемы и представители

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:

ФЛОРИГЕЛИИ, ПРОСВЕТИТЕЛИ, «БЕЛАРУСКI ШЛЯХ», «РУССКАЯ ИДЕЯ», СОБОРНОСТЬ, БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО, КОСМИЗМ

2.10.1. Белорусская философская и общественно-политическая мысль:

Date: 2021-10-19; view: 793; Нарушение авторских прав

§

Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

Зарождение общественно-политической, эстетической, логической и философской мысли Беларуси относится к периоду X-XI веков и связана с возникновением государственности и развитием феодальных отношений. Первые элементы философской культуры белорусов, восприятие ими мира в целом, места в нем человека, находят свое отражение в притчах, обрядовых гимнах, сказках и былинах.

Большое значение для развития Белорусской философской мысли имело распространение письменности на ее территории, что связано с принятием христианства. В X-XI веках появляются первые литературные памятники – ФЛОРИГЕЛИИ – древние рукописные сборники фрагментов, которые включали мысли античных философов, идеи античного гуманизма, вопросы этики, эстетики, общей психологии. Сохранилось 29 рукописных книг, много отдельных грамот и надписей. Среди них такие памятники культуры, как «Супральская рукопись», «Туровское евангелие», «Диоптра» и др. «Диоптра», например, включает все основные христианские идеи о человеке, его месте в мире, об основных ценностях.

Развитие общественно-политической мысли в Беларуси в XI-XII веках сопровождается распространением новых идей первыми просветителями. ПРОСВЕТИТЕЛИ –передовые, всесторонне образованные люди, посвятившие свою деятельность и жизнь бескорыстному служению на благо соотечественников. Они сыграли большую роль в распространении не только

письменности, но религиозных, общественно-политических, культурных и философских знаний. Наиболее известными их них были: К.Смолятич, К. Туровский,Е.Полоцкая. Просветительские идее отражены в таких памятниках XII века, как «Полоцкое Евангелие», «Послание Климента Смолятича», «Сочинения» Кирилла Туровского.

Для XIV-XV веков характерно распространение движения еретиков, связанное с критикой идеологии церкви, выступлением против духовного притеснения, утверждением принципа веротерпимости и ценности человека. В XVI веке на территории Беларуси характерно развитие свободомыслия и идей гуманизма. В это время гуманитарные идеи проникают в Беларусь из европейских движений Возрождения и Реформации. В общественном сознании того времени появляются новые ориентации, связанные с утверждением общечеловеческих, нерелигиозных, (светских) ценностей. Ярким представителем этой эпохи был Франциск Скорина. Он занимался переводами, печатанием и распространением книг на территории Беларуси и за ее пределами. Его заслугой является первое внецерковное (то есть светское) издание Библии, причем на родном языке. В предисловии к Библии Скорина отмечает ее историческое и культурное значение, проповедует идеи веротерпимости, отстаивает ценности просвещения, идеи человеческого достоинства.

Критические отношения к церковной политике и Священному писанию высказывает известный просветитель XVI века Сымон Будны, Этот мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставивший перед собой задачу – исправить «глупости переписчиков» и «хитрости еретиков», Его интерпретация библейских текстов содержит в себе признаки атеистического мировоззрения. Дальнейшее развитие идей свободомыслия связано с

деятельностью Казимира Лыщинского. Рукопись его книги «О существовании Бога» за атеистические идеи была сожжена, а ее автор казнен.

В XVI-XVIII вв. продолжается тенденция на развитие общественно- политической мысли. Идеи, которые развивали С.Шадурский, К.Нарбурт, Б.Дабшевич и др., были направлены против церковного засилья, схоластики, на защиту прав человека, свободу его мыслей и деятельности.

К концу XVII в Беларусь вошла в состав России, что повлияло развитее ее духовной культуры в целом и философской мысли в частности. В XVIII-XIX вв. на территорию Беларуси начинают проникать идеи, как русской религиозной философии, так и идеи революционных демократов, а также идеи марксизма. Это находит свое отражение в социально-политической и художественной литературе того времени. В это период наблюдается пробуждение и рост национального самосознания белорусов.

В XX в. белорусы познакомились практически со всеми современными социально-политическими течениями Запада и Востока, однако, в силу сложившихся исторических обстоятельств, Беларуси была навязана одна «самая правильная» идеология – коммунистическая. Хотя и другие идеи того времени не удовлетворяла реальным условиям и потребностям белорусов. Творческий поиск, вызревавшего к тому времени, белорусского самосознания искал свой, самобытный путь исторического развития Беларуси, отличающийся, как от восточного, российского, так и от западного, европейского. Эти идеи, так называемого, Белорусского пути или «БЕЛРУСКАГА ШЛЯХУ» наиболее ярко изложены в философском эссе Игната Абдираловича (И.Кончинского) (1896-1923) «Адвечным шляхам», опубликованного в 1921г. Суть его сводится к тому, что для белорусов неприемлемы: ни экономическое принуждение капитализма, ни политико-идеологическое принуждение социализма. Реальностью для народа Беларуси должно стать объединение его граждан в такие сообщества («грамады»), которые подобные современным кооперативам. Здесь каждый должен быть свободным в своих желаниях, целях и поступках. Отсутствие всякого принуждения и в политической, и в экономической, и в моральной жизни – эго последняя надежда и истинный путь, на который должна стать Беларусь в своем развитии и этим осуществить свою историческую миссию.

Как быть Леди:  Что такое ГРУСТЬ - Словарь эпитетов - Словари - Словопедия

В советский период основные проблемы философской мысли Беларуси сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма, прославления успехов строительства коммунизма. Одновременно критиковалась буржуазное общество, его идеология, культура и философия. В социально-философских разработках преобладал классовый подход, а научная аргументация подменялась «навешиванием ярлыков». В целом философия того времени играла роль служанки коммунистической идеологии, что сводило к минимуму ее познавательную функцию, ее значение в духовной жизни белорусского общества советского периода.

В истории развития философской мысли Беларуси отразились основные

этапы и уровни социально-политического развития общества, а сама философия в целом выступала активным фактором социального и духовного развития белорусского народа и его культуры.

2.10.2. Русская религиозная философия XIX-XX вв.: отличительные

Date: 2021-10-19; view: 233; Нарушение авторских прав

§

Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

Развитие общественно-политической и философской мысли в России имеет давние традиции, уходящими своими корнями к временам Древней Руси. Однако как самобытное, оригинальное явление духовной культуры, русская философии сложилась только к XIX веку. Являясь частью мировой философской мысли, она в то же время представляет совершенно самостоятельное направление со своей тематикой, своими подходами к решению философских проблем. Показательным в этом отношении является религиозно-идеалистическое направление русской философии XI – начала XX веков.

Основоположник русской религиозной философии — Вл. Соловьев.Основные представители: Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, П.Флоренский. Истоки: славянофилы: И. Кириевский, А.Хомяков и др.

Отличие от западной философии:

Религиозность – но это не богословие, а философия, это – реакция на западный рационализм, а также на позитивизм, марксизм и ницшеанство.

Антирационализм – Н.Лосский называет ее реалистической философией.

Адресована к поколениям более отдаленным, чем современности.

Главная задача – в том, чтобы понять (принять) этот мир и примириться с ним в определенных пределах, руководствуясь заповедями Христа.

Основные идеи русской религиозной философии.

«РУССКАЯ ИДЕЯ» —попытка национального самосознания, философское осмысление русской истории, культуры менталитета и исторической миссии русского народа. Триединый смысл «русской идеи»: 1) как сохранить, 2) как преобразовать, 3) как спасти Россию. Хотя «русская идея имеет более глубокий смысл – это специфически русское видение того, как сохранить, преобразовать и спасти человечество. Основное содержание этой идеи изложено в философском эссе Вл. Соловьева – «Русская идея».

СОБОРНОСТЬ –одна из более величественных русских идей, Суть ее сформулировал еще Ф.С.Хомяков.Соборность– это идеал жизни и познания, а точнее это единство жизни и познания в рамках православной веры. То есть и сама истинная жизнь, и познание не возможны для отдельных индивидов. Соборность – это свободное единство людей в церкви, а истина доступна только совокупности мышлений людей, связанных любовью.

Вл. Соловьев придал идее соборности философскую масштабность и значение универсального закона мира. Он развил идею соборности до метафизического всеединства, вбирающей в себя разносторонний опыт познания и веры.

Учение о богочеловечестве. БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО – есть, по сути, Церковь в ее историческом развитии, которая в конце времен должна объять все человечество и всю природу в одном Богочеловеческом организме.

История есть движение навстречу друг другу Бога и человека, и результат этого движения есть их встреча и объединение в Богочеловечество, когда Бог «вочеловечится», а человек «обожится». Это единство строится на основе внутреннего, нравственно свободного принятия человеком Христа.

Родоначальником учения о Богочеловечестве был. Вл. Соловьев, который впервые обнародовал его в своих «Чтениях о Богочеловечестве».

Идея Богочеловечества означает преодоление самодостаточности человека и, вместе с тем, удержание в нем его активности, его высшего достоинства, то есть божественного в человеке.

РУССКИЙ КОСМИЗМ –учение о соизмеримости и соотнесенности человека и мира, как макрокосма и микрокосма. Человек макрокосм, а Природа – микрокосм: оба бесконечны. Вернее человек одновременно есть и макрокосм, и микрокосм, в зависимости от угла зрения на него. Отсюда взаимовлияние друг на друга: не только космос влияет на человека, но и человек влияет на космические процессы. Следовательно, в космосе запечатлеваются внутренняя и внешняя деятельность человека. В итоге внутренняя духовная работа человека над собой реально преобразует не только его, но и вселенную.

Основоположник русского космизма Н.Ф.Федоров. Его сочинение «Философия общего дела» является «библией русского космизма». Видными представителями русского космизма были: Чижевский, Вернадский, Циолковский.

Федоров считал, что основной задачей философии и науки должен стать ответ на вопрос: «почему все живущее умирает»? Согласно учению Федорова, смерть не есть безусловная необходимость. Ее существование не в естественных причинах, а в несовершенстве умственных и нравственных качествах человека. Вера в бессмертие человека мертва – отсюда и смертность человека. Люди должны объединиться для «общего дела». Общее дело всего человечества и смысл жизни каждого человека – избавление от смерти как главной причины всех бед и несчастий.

В целом русский комизм – это демонстрация протеста против смерти и смертности человека, это жажда спасения не только души, но и тела, через «всеобщее воскресение». Всеобщее спасение предполагает преображение всего мира, природы, космоса. Все это ведет к мечтательности, к надежде разрешения земных проблем в мирах иных, неземных.

Русская религиозная философия сама себя представляет как живое знание. Этим она противопоставляет себя философии западной.

1. Философское познание есть откровение Божие, то есть раскрытие «вечной истины», которая потенциально пребывает в каждом человеке (акт познания есть акт жизни, самого бытия).

2. Живое знание – есть целостное знание соборное, Субъект и объект познания слиты, тождественны. В западной же философии они разъединены, а познание не входит в состав бытия и является его отрицанием. Поскольку истина целостна, то она может открываться только целостному человеку.

3. Философия – это коллективный творческий процесс, это – это внутренняя связь мыслителей.

4. Соборность русской философии. Она построена на сердечном созерцании.

5. Русская философия – это философия космического масштаба.

Для русского мировоззрения этого периода в целом характерен приоритет философских методов и религиозного опыта над традиционными объективистскими, научными подходами к изучению природы и человека. «Философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека». (Н.Бердяев)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Кто такие белорусские просветители?

2. Какова роль Ф.Скорины в истории социально-политической и философской масли Беларуси?

3. Чем известен белорусский просветитель Сымон Будны?

4. Какие взгляды и свободные идеи пропагандировал К. Лыщинский?

5. Что такое «Беларускі шлях» и его основная идея?

6. Кто является основоположником русской религиозной философии?

7. Что такое «Русская идея» и ее основное содержание?

8. Что такое соборность?

9. Что такое Богочеловечество?

10. Что такое космизм?

11. Что такое «общее дело» Н.Федорова, его предназначение и цель?

12. В чем заключается оригинальность русской религиозной философии и ее отличие от традиционной, европейской?

ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ

Основная литература

Date: 2021-10-19; view: 202; Нарушение авторских прав

§

Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

1. Абдзіраловіч,І. Адвечным шляхам: даследзіны беларускага съветапогляду /І. Абдзіраловіч. -Менск, 1993.

2. Августин (Аврелий),Исповедь / Августин (Аврелий) // История моих бед­ствий / П. Абеляр. — М, 1992.

3. Анохина, В. В.Пропедевтика. Исторические типы классической филосо­фии: учеб.-метод, комплекс / В. В. Анохина. — Минск, 2006.

4. Асмус, В. Ф.Античная философия/В. Ф. Асмус. -М, 1999.

5. Бердяев, Н. А. Русская идея. О России и русской философской культуре / Н. А. Бердяев. -М, 1990.

6. Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон. — М, 1978.-Т. 2.

7. Гегель, Г. В. Ф.Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философ­ских наук: в 3 т. — М., 1974. — Т. 1.

8. Горфункепъ, А. X Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрожде­ния/А. X. Горфункель.-М., 1977.

9. Гулыга, А. В.Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. — М.51986.

10. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­фов / Диоген Лаэртский, — М., 1979.

11. Зенъковский, В, В. История русской философии: в 2 т. / В. В. Зеньков-ский.- Л., 1991.

12. Камю, А. Миф о Сизифе / А. Камю // Творчество и свобода / А. Камю. ~ М, 1990.

13. Кессиди, Ф. X.От мифа к логосу / Ф. X. Кессиди. — М, 1972,

14. Короткая, Т. П. Религиозная философия в Беларуси начала XX в„ / Т. П. Короткая. -Минск, 1983.

15. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин /7 Полное собрание сочинений: в 55 т. /В. И. Ленин. -5-е изд.- М., 1980.-Т. 18.

16. Лосский, Н. О. История русской философии / HL О. Лосский. — М., 1991.

17. Лукьянов, А. Е.Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия/А. Е. Лукьянов. -М., 1992.

18. Майоров, Г. Г.Формирование средневековой философии/Г. Г Майоров. -М, 1979.

18. Майхрович, А. С. Янка Купала и Якуб Колас: вопросы мировоззрения / А. С. Майхрович. -Минск, 1987.

19. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. -М.,1995.

20. Падокшын, С А.Беларуская думка у кантэксце псторьп i культуры / С. А. Падокшын. — Мшск, 2003.

21. Сартр, Ж.-П.Экзистенциализм — это гуманизм /Ж.-П. Сартр // Сумерки богов /Ж.-П. Сартр. -М., 1989.

22. Скарына, Ф.Прадмовы і пасляслоўі,Ф. Скарына.-Мінск, 1969.

23. Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVIII веков: учебник / В. В. Соколов. -2-е изд., испр. и доп. -М.? 1996.

24. Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. -Минск, 1987.

25. Фрейд, 3.Психология бессознательного /3. Фрейд. -М., 1990. М.

26. Чуешов, В. И. Введение в современную философию / В. И. Чуешов. -Минск, 1998.

27. Ясперс, К.Смысл и назначение истории / К, Ясперс. -М., 1994.

Date: 2021-10-19; view: 196; Нарушение авторских прав

§

Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

ГлавнаяСлучайная страница

Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятнымКак сделать объемную звезду своими рукамиКак сделать то, что делать не хочется?Как сделать погремушкуКак сделать неотразимый комплиментКак сделать так чтобы женщины сами знакомились с вамиКак сделать идею коммерческойКак сделать хорошую растяжку ног?Как сделать наш разум здоровым?Как сделать, чтобы люди обманывали меньшеВопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?Как сделать лучше себе и другим людямКак сделать свидание интересным?

Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

Тема Новые понятия Содержание
Тема 1.1. Философия
 
— система знаний о мире в целом, о человеке, об отношении человека к миру, форма мировоззрения; особая форма общественного сознания, отражающая одну изсторон действительности.
Предмет философии — то, на что направлено философское знание. Предмет философии изменялся в процессе развития философии.
Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и себе; а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убежде­ния, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориен­тации.
Мифология — форма общественного сознания; способ понимания природной и соци­альной действительности на ранних ступенях общественного развития.
Мифы — архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих им бо­гах и духах.
Религия — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере су­ществования (одного или нескольких) богов или духов
Тема 2.1. «Веды» — или «самхиты» — самый древний сборник гимнов в честь богов, а также дополнений и комментарий к ним. В нем выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире. человеке, о нравственной жизни.
 
Буддизм — религиозно-этическое учение Будды, ставшее в последствии мировой религией. Центр учения – четыре благородных истины.
 
Джайнизм — смешение философии и религии. Сущность личности человека двояка. В ней есть два начало: материальное (аджива) и духовное (джива). Связующим элементом между ними является карма.
карма — тонкая материя, которую образует тело кармы и дает возможность душе соединиться с грубой материей.
нирвана — (буквально «угашенный»). Состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, страдание. Отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.
 
«инь» — «янь»
философия
— все в природе имеет два начала «ЯНЬ» и ИНЬ». ИНЬ-ЯНЬ – два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного и того же явления – активное и пассивное, ведущее и ведомое.
конфуцианство — учение в центре внимания, которого взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Основные понятия этой философии «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие «правильный путь» (дао). «Золотая середина» между несдержанностью и осторожностью.
Тема 2.1. даосизм — Основателем даосизма является — Лао-Цзы (VI-V в.в.до н.э.). Основная идея Лао-Цзы – жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути – дао. Дао – это естественный закон.
легизм — (Школа закона или законники)Представители Хань Фэй и Шан Ян. Законники противопоставляли конфуцианскому ритуалу («ли») – закон («фа»
Тема 2.2. Античная философия — философия Древней Греции и Древнего Рима. Различают классическую и эллинистическую античную философию.
«физики» — античные философы, которых объединяла одна общая проблема – поиск первоосновы и первопричины всего существующего, то есть того, из чего происходят все вещи. Эта первооснова первична, неизменна. Она иногда обозначалась термином «физис», что означало природу.
атомисты — последняя философская школа в рамках философии физиса, которая пыталась ответить на вопросы, поднятые элеатами. Главные представители этой школы – Левкипп и Демокрит.
 
Пифагорейцы – весьма оригинальное учение периода ранней классики, в котором первоосновой мира признавались числа. Основателем ее был Пифагор из Самоса. Другим, более поздним представителем, являлся Филолай.
 
элеаты — философ. школа зародилась в г. Элея. Гл. представит. – Парменид, Зенон, Ксенофан, Мелис. Элеаты в истолковании первоначала перешли от конкретных природных стихий (вода, огонь, воздух, земля) к предельно абстрактному понятию — бытие.
 
софисты — древнегреческие мыслители середины V – первой половины IV в. до н.э. Наиболее видные представители – Протагор, Горгий, Гиппий. Со второй половины 4 века до н. э. слово «софист» стало обозначать особый тип философа-прфессионала, учителя философии.
 
эллинизм — период в разв. Антич. филос. (IV век до н.э.-V век н.э.)- меняется предмет и характер античной философии. Интерес философов смещается в сторону отдельного человека и его проблем. Социальна философия Платона и Аристотеля уступают место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков.
Эпикурейство — этическое философское учение, основанное древнегреческим философом Эпикуром (342-271 гг.н.э.). Эпикур основал философскую школу, которая получила название «Сад Эпикура». В ней преобладал интерес к проблемам человека, цели его жизни.
 
стоицизм – греко-римская философская школа, название которой от греческих слов «стоя поикле» — «пестрый портик» — (место в Афинах, где собирались основоположники стоицизма). Основателем стоицизма был Зенон из Китиона. Видными представителями этой школы были Клеанф и Христипп. Главными представителями позднего стоицизма были – Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
 
кинизм – философская школа эллинистического периода. Свое название получила либо от Киносарга – гимнасия, где занимался с учениками Антисфен, основатель школы, либо от слова кинос (собака), Антисфен считал, что жить следует «подобно собаке». Главные представители кинической школы – Антисфен и Диоген Синопский.
космоцентризм — общая характеристика философских учений периода античности. Главным предметом философии являлся, внешний мир, природа, называемый космосом.
   
Тема 2.3. политеизм — многобожие (язычество), религиозные верования, основанные на признании многих Богов. Другое, негативное название – поганство.
монотеизм — единобожие. Если Античная философия связана и выросла на языческом многобожии (ПОЛИТЕИЗМ), так как древние греки и древние римляне были язычниками, то средневековая философия возникает и связана с монотеизмом (христианством).
 
креационизм — идея творения Богом мира и человека из ничего.
 
патристика — (от лат. pater – отец) буквально означает учение отцов церкви. Совокупность рел., филос., соц.-полит. и моральных идей и доктрин христианских мыслителей (II-VIII вв.н.э.). Основные представители: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.
 
схоластка О от грече. «схолэ» (школа), что буквально означает «школьная философия». Тип религиозной философии, характеризующейся принципиальным подчинением первенству теологии, религии, соединением догматических, религиозных идей с рационалистической методикой. Основные представители – Альберт Великий, Фома Аквинский.
 
номинализм — философское учение, отрицающее реальное существование общих понятий (универсалий) и утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении. Это только имена («номен» — имя), они не обладают никаким самостоятельным существованием.
реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, как мысли, идеи в божественном разуме, поэтому познание возможно только с помощью разума, только разум способен постигать общее.
 
теоцентризм — учение, в котором Бог центральное понятие и главная реальность, определяющая все сущее, в отличие от КОСМОЦЕНТРИЗМА античности, где такой реальностью был космос, природа.
 
Тема 2.4. Ренессанс Новаяэпохаосознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления, откуда и само название Ренессанс (франц.) Возрождение.
Натурфи-лософия В эпоху Возрождения философия вновь, как в Античности, обращается к изучению природы. Философию, предметом которой является природа, называют НАТУРФИЛОСОФИЯ.
Антропо-центризм В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возрастает интерес к познанию человека. Наряду с природой, он становится главным центром философии. Мировоззрение, в котором акцент делается на человеке, называют АНТРОПОЦЕНТРИЗМ.
Пантеизм -философское учение, в котором Бог понимается не как личность, не как сущность, стоящая над миром. Бог как бы растворен в природе, совпадает с ней, а сама природа здесь обожествляется.
гуманизм -в узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение по изучению и распространению античного искусства и культуры. В широком смысле слова, гуманизм – это стремление к человечности, к созданию условий для максимального развития способностей человеческой личности.
 
Тема 2.5. Эмпиризм -направление в теории познания (гносеологии), признающее чувственный опыт главным источником знаний и считающее, что содержание знаний сможет быть представлено либо непосредственно, как опыт, либо, как описание этого опыта.
 
рационализм (от лат. рацио–разум)–философское направление, признающее разум основой познания и главным мотивом поведения людей. Родоначальником рационализма является французский философ, ученый и математик Рене Декарт.
индукция (лат. индуктио – наводить) -логический метод перехода от частных высказываний к более общим, то есть, когда частное знание индуцирует (наводит) общее знание.
дедукция (от лат. дедуктио – выводить) – логический метод перехода от общих высказываний к частным, когда частное дедуцируется (выводится) из общего.
дуализм (букв. двойственный) – философско-мировоззренческое учение, признающее две равнозначные первоосновы (субстанции) этого мира – материальную и духовную, в отличие от МОНИЗМА,где за первооснову принимается одно начало – материальное или духовное.
 
механицизм — это такое понимание природы и человека, где мир уподоблялся большому механизму, однажды сотворенному и запущенному творцом, и в котором человек не в силах что-либо изменить.
Тема 2.6. Просвещение общественно-политическоетечение и философская концепция 18 века, представители которого стремились устранить недостатки общества того времени, изменить его нравы, политику быт, культуру путем распространения идей добра, справедливости, научного знания.
метафизика — антидиалектический, односторонний взгляд на мир, где его процессы и явления рассматриваются, изолировано, вне их связи друг с другом, без учета их изменений и развития.
 
сциентизм -(англ. сайнс – наука)– мировоззренческая позиция, исходящая из того, что только научное знание является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире.
Деизм (лат, Деус – Бог) – учение, которое исходит из того, что Бог только создал мир и его законы, а потом не вмешивается в его функционирование.
сенсуализм — (лат. сенсус – чувство, ощущение) – учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания.
Тема 2.7. субъективный
идеализм
— философское учение, абсолютизирующее активную роль субъекта в различных областях деятельности, особенно в познании.
объективный
идеализм
— философское учение, которое, в отличие от идеализма субъективного, считает первоосновой мира некое всеобщее, сверхиндивидуальное начало как, например, абсолютное тождество субъекта и объекта у Шеллинга.
 
агностицизм (от греч. агностос – недоступный познанию) – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей действительности.
Тренсцен-дентпльное (лат. выходящее за пределы) у Канта это то, чем должна заниматься философия, то есть не изучением самих по себе предметов природы (этим занимается наука), а исследовать саму познавательную деятельность человека, познать законы человеческого разума и его границы.
 
Тема 2.7. явление — или «вещь для нас» — в теории познания И.Канта- это такие, вещи, какими они к нам являются в познании, в отличие от «вещи в себе».
«вещь в себе» «вещи сами по себе», вещи в себе недосягаемы для человека, то есть, непознаваемы. Познавать мы можем только явления.
 
абсолютная идея В философии Гегеля идея всех идей, потенциально, в скрытом, «свернутом» виде содержащая в себе всю полноту понятий идеального и материального мира. Она обладает способностью к саморазвитию. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит различные этапы и стадии.
диалектика –учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности развитии.
Тема 2.8. иррационализм — философское направление, признающее не разум, а нечто неразумное, иррациональное (чувства, воля, интуиция, инстинкты) главным элементом человеческого духовного опыта. его.
нерациональное начало – эмоции, воля, интуиция, а также бессознательные процессы, инстинкты.
 
«Мировая воля» — в философии Шопенгауэра – это абсолютное начало всего, это нечто неразумное, ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв этой воли, который нельзя понять разумом.
 
экзистенция (лат. экзистенция – существование) – особый способ бытия человеческой личности, где она выступает не как отдельный эмпирический индивид и не как нечто всеобщее (общечеловеческое), а как конкретная неповторимая личность.
имморализмотрицание морали в философии Ф.Ницше. Раскритиковав и отбросив прежнюю мораль, культуру, он объявляет себя первым в истории имморалистом.
«Сверхче-ловек» В философии Ф.Ницше это тот, кто придет на смену современному человеку, существо свободное, с максимальной волей к власти, не связанное никакими условностями и моральными предрассудками.
 
марксизм –идейно-политическое течение, сложившееся в середине XIX века. В идейном содержании марксизма принято выделять марксистскую философию, марксистскую политэкономию и научный социализм.
диалектический
материализм
– марксистское учение о наиболее общих законах функционирования и развития мира в целом.
 
Исторический
материализм
– марксистское учение об обществе, где рассматриваются наиболее общие законы функционирования и развития общества
 
ленинизм — дальнейшее развитие марксистской философии связанное с деятельностью В.И.Ленина его соратников, учеников и последователей в России, СССР и др. соц. странах ХХ века.
Тема 2.9. Позитивизм — (лат. позитивус – положительный) – философское направление, которое исходит из того, что единственным источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания являются конкретные (эмпирические) науки.
Тема 2.9. махизм — вторая историческая форма позитивизма – возникла на рубеже XIX-XX веков. Главный представитель – австрийский физик, Э.Мах.Позитивисты этого периода (махисты) сводили философию к гносеологии (тории познания) и стремились построить теоретическую модель процесса познания. Другое название махизма – эмпириокритицизм.
 
имеют внеопытную, метафизическую, философскую природу.
 
неопозитивизм — третья историческая форма позитивизма – возникла в 20-е годы XX века в Австрии, Англии, Польше. Неопозитивисты считали, что философия – это не наука о какой-либо реальности и не теория познания. Она – особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Потому первоначально эта форма позитивизма называлась логический позитивизм или лингвистический анализ.
 
экзистен-циализм — (философия существования) – направление в современной иррационалистической философии, возникшее в начале XX века и стремящееся постигнуть бытие как непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Основные представители: Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов – первая волна; Сартр, Камю, Хайдеггер, Мерло-Понти – вторая волна.
 
психоанализ (1) особый метод лечения неврозов и истерии при помощи катарсиса (самоочищения). Постепенно из медицинской практики психоанализ, как (2) особый подход в понимании психики человека, получил более широкое толкование, и превратился, в итоге, во (3) влиятельноефилософское направлениеXX века, претендующее на объяснение многих личностных, социальных и культурно-исторических явлений.
 
Фрейдизм — это учение З. Фрейда. Его заслуга — масштабное и глубокое изучение особой области (бессознательного), которое, как он полагал, является центральным компонентом всей психикичеловека, в то время как разуму отводил второстепенную, подчиненную роль.
 
«либидо» — или («Оно»)- в психоанализе–глубинный слой психики человека, бессознательное влечение, совокупность безличных инстинктов сексуального и агрессивного содержания, основа всей человеческой деятельности. Это «кипящий котел» психической энергии, влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. В своей активности либидо руководствуется принципом удовольствия. Эта энергия лишена связи с внешним миром, с реальностью.
 
«эго» — («Я») – второй компонент психики – сфера сознательного, (в том числе разумного), личностного восприятия, отражения внешней реальности. Связанное с реальность, Эго служит посредником, связующим звеном между Либидо и реальностью, между влечением и удовлетворением. Эго руководствуется не принципом удовольствия, а требованиями реальности, оно сдерживает влечения, «неразумные» влечения бессознательного Либидо.
 
«Супер-эго» -(«Сверх-Я»)– третий компонент психики, формируется в процессе социализации. Это совокупность принципов, норм, правил, законов, навязанных обществом индивиду и усвоенных им в процесс образования, воспитания, путем запретов и поощрений. Это и «страж» порядка в психике, и «строгий контролер», и «совесть» индивида, согласующий деятельность всех компонентов психики, Деятельность его осуществляется в основном бессознательно, или точнее надсознательно.
сублимация — процесс трансформации, преобразования энергии Либидо в иную, «приличную» форму, освобожденную от внешней, видимой сексуальности и агрессивности.
 
неофрейдизм — учение последователей Фрейда и Юнга (А.Адлер, К.Хорни, Э.Фром) стремились на основе базовых идей фрейдизма объяснить социальное устройство жизни людей.
 
Тема 2.10. Белорусские просветители — передовые, всесторонне образованные люди, посвятившие свою деятельность и жизнь бескорыстному служению на благо соотечественников. Они сыграли большую роль в распространении не только письменности, но религиозных, общественно-политических, культурных и философских знаний.
“Беларускі
шлях”
— творческий поиск, вызревавшего к тому времени, белорусского самосознания своего, самобытного пути («шляху») исторического развития Беларуси, отличающийся, как от восточного, российского, так и от западного, европейского.
“Русская идея» — попытка национального самосознания, философское осмысление русской истории, культуры менталитета и исторической миссии русского народа. Триединый смысл «русской идеи»: 1) как сохранить, 2) как преобразовать, 3) как спасти Россию. Хотя «русская идея имеет более глубокий смысл – это специфически русское видение того, как сохранить, преобразовать и спасти человечество. Основное содержание этой идеи изложено в философском эссе Вл. Соловьева – «Русская идея».
 
соборность — одна из более величественных русских идей, Суть ее сформулировал еще Ф.С.Хомяков.Соборность– это идеал жизни и познания, а точнее это единство жизни и познания в рамках православной веры. То есть и сама истинная жизнь, и познание не возможны для отдельных индивидов. Соборность – это свободное единство людей в церкви, а истина доступна только совокупности мышлений людей, связанных любовью.
 
Богочело-вечество – есть, по сути, Церковь в ее историческом развитии, которая в конце времен должна объять все человечество и всю природу в одном Богочеловеческом организме. Родоначальником учения о Богочеловечестве был. Вл. Соловьев, который впервые обнародовал его в своих «Чтениях о Богочеловечестве». Идея Богочеловечества означает преодоление самодостаточности человека и, вместе с тем, удержание в нем его активности, его высшего достоинства, то есть божественного в человеке.
 
Русский
космизм
–учение о соизмеримости и соотнесенности человека и мира, как макрокосма и микрокосма. Человек макрокосм, а Природа – микрокосм: оба бесконечны. Вернее человек одновременно есть и макрокосм, и микрокосм, в зависимости от угла зрения на него. Отсюда взаимовлияние друг на друга: не только космос влияет на человека, но и человек влияет на космические процессы. Следовательно, в космосе запечатлеваются внутренняя и внешняя деятельность человека. В итоге внутренняя духовная работа человека над собой реально преобразует не только его, но и вселенную.
 
Как быть Леди:  03. Верность и Преданность - не синонимы (Машенька Фролова) / Проза.ру

Приложение 2.

Date: 2021-10-19; view: 331; Нарушение авторских прав

§

§

§

Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

Одеський національний політехнічний університет

Кафедра філософії та методології науки

ЗАТВЕРДЖУЮ

Проректор ОНПУ

___________С. А. Нестеренко

“ ” 200­9 р.

РОБОЧА НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА

з дисципліни

ФІЛОСОФІЯ

Для студентів усіх форм навчання.

Рівень підготовки – бакалавр.

Програма розроблена і забезпечується кафедрою

філософії та методології науки.

Одеса – ОНПУ

Навчальну програму склав к.ф.н., доцент Афанасьєв О. І.

Навчальна програма розглянута та затверджена на засіданні кафедри філософії та методології науки, протокол № 2

Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

« 24­­­­­» вересня 2021р. Зав. кафедрою Цофнас А.Ю.

Навчальна програма узгоджена з директорами та деканами:

Гуманітарного факультету

«­­­­­_____»__________2009р. Декан Баканурський А.Г.

Інституту економіки, бізнесу та інформаційних технологій (ІБЕІТ)

«­­­­­_____»__________2009р. Директор Востров Г.М.

Інституту машинобудування

«­­­­­_____»__________2009р. Директор Дащенко О.Ф.

Інституту радіоелектроніки і телекомунікацій (ІРТ)

«­­­­­_____»__________2009р. Директор Баранов П.Ю.

Інституту енергетики та комп’ютерно – інтегрованих систем управління (ІЕКСУ)

«­­­­­_____»__________2009р. Директор Мазуренко А.С.

Інституту промислових технологій, дизайну та менеджменту (ІПТДМ)

«­­­­­_____»__________2009р. Директор Тонконогий В.М.

Інституту комп’ютерних систем (ІКС)

«­­­­­_____»__________2009р. Директор Антощук С.Г.

Інституту електромеханіки та енергоменеджменту (ІЕЕ)

«­­­­­_____»__________2009р. Директор Андрющенко О.А.

Навчально-наукового інституту дистанційної та заочної освіти (ННІДЗО)

«­­­­­_____»__________2009р. Директор Бутенко А.Г.

Хіміко–технологічного факультету (ХТФ)

«­­­­­_____»__________2009р. Директор Брем В.В.

Начальник навчально-методичного відділу

«­­­­­_____»__________2009р. Полонік В.С.

Програма побудована за вимогами кредитно-модульної системи організації навчального процесу у вищих навчальних закладах, рекомендованого Європейською Кредитно-Трансферною Системою (ESTS).

Курс і семестр вивчення по учбовому плану 1к 1с
 
 
1к 2с
 
 
2к 3с
 
 
2к 3с
 
2к 4с
 
2к.4с. ННІДЗО
 
 
3к.5с. ННІДЗО
 
 
Інститути. факультети  
ІБЕІТ
 
   
ІЕЕ
ЕНІН
ГФ
ІБЕІТ
(ОС)
 
 
 
ІРТ
 
 
ІПТДМ
ХТФ
МСІ
ІКС
 
ЗОМ
ЗІК
ЗОА
ЗІС
ЗОВ
ЗОП ЗІД ЗОІ
ЗКА,
ЗМІ
ЗАТ
ЗЄС
ЗКТ ЗКМ
ЗЯТ
ЗТВ
ЗАМ ЗАІ
ЗЄМ
ЗОІ
Кількість кредитів EСTS  
Кількість кредитних модулів  
Повний обсяг часу на навчання дисциплін, у годинах  

 

   

 

 

 

 

 

 

 
У тому числі аудиторні заняття: з них:
— Лекційні
— Практичні
   
 
       

 


 

Обсяг часу на самостійну роботу, у годинах    
 
   
Обсяг часу на індивідуальну роботу (РР), у годинах            
Підсумковий контроль (іспит)  
ПК
(І)
 
 
 
ПК
(І)
 
 
 
ПК
(І)
 
І
 
І
Кількість контрольних робіт            
1КР
 
1КР

Date: 2021-10-19; view: 209; Нарушение авторских прав

§

Вопрос 25.Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

МЕТА:Основна мета вивчення дисципліни – формування інтелігентного освіченого фахівця, який здатний не тільки вирішувати сугубо професійні питання, але і свідомо співвідносити свої рішення зі своїм світорозумінням, розуміти їхній світоглядний і методологічний зміст, координувати рішення із соціальною реальністю.

ЗАДАЧІ ВИВЧЕННЯ ДИСЦИПЛІНИ: надати можливість студенту орієнтуватися у світоглядних питаннях, свідомо будувати власну систему поглядів на світ взагалі і соціальну обстановку в Україні, співвідносити її з тією системою знання, що він одержує в університеті, а також навчити студента раціонально користатися філософськими категоріями і загальнонауковими методами пізнання в дослідницькій роботі, професійній і практичній діяльності.

ОЧІКУВАНИЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Студент повинен знати:

–основні типи світогляду і світорозуміння;

–загальний зміст вчень у рамках основних філософських шкіл і напрямків, а також імена їхніх засновників;

–основні проблеми онтології, гносеології, методології, філософії людини, соціальної філософії;

–основні філософські принципи і категорії;

–принципи розвитку знання і соціальних інститутів;

–основні поняття соціальної філософії і філософії людини.

Студент повинен вміти:

–розрізняти типи філософських шкіл і напрямків;

–свідомо будувати власну систему світорозуміння;

–користатися філософськими категоріями при осмисленні учбових предметів;

–застосовувати філософські і загальнонаукові розумові процедури і методи дослідження;

–аналізувати проблеми людського буття;

–застосовувати філософські принципи і категорії для аналізу професійних проблем і соціальної реальності в Україні.

МІСЦЕ ДИСЦИПЛІНИ У НАВЧАЛЬНОМУ ПРOЦЕCI

Вивчення курсу філософії спирається на знання, отримані студентом в обсязі загальноосвітньої школи, а також на знання, які отримані на 1 курсі з таких предметів, як «Історія України», «Культурологія», “Правознавство” та інших загальноосвітніх дисциплін.

Знання, одержувані студентом з філософії, є фундаментальними при вивченні наступних загальноосвітніх і гуманітарних дисциплін – соціології, політології, психології, економічної теорії. В усіх без винятку предметах тією чи іншою мірою використовується знання світоглядних картин буття, філософські категорії, принципи побудови знання і застосування загальнонаукових методів дослідження і розуміння, а також засоби осмислення місця інженерної діяльності у суспільстві.

Date: 2021-10-19; view: 225; Нарушение авторских прав

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий