Влияние родительского алкоголизма на психологическое состояние детей

Влияние родительского алкоголизма на психологическое состояние детей Женщине

Психолого-педагогическая помощь детям, чьи родители злоупотребляют алкоголем.

гороховичский детский сад — базовая школа

Психолого-педагогическая помощь детям,

родители которых злоупотребляют алкоголем

Дети из алкоголизированных семей на сегодняшний день продолжают оставаться «недостаточно обслуживаемой» группой населения в континууме помощи людям, оказавшимся в химически зависимой среде. Существуют АА-программы для алкоголиков, группы анонимных алкоголиков для созависимых, группы для анонимных алкоголиков-подростков, но, к сожалению, крайне недостаточно поддерживающих программ для детей, чьи родители злоупотребляют алкоголем. Большинство специалистов не обладают достаточными знаниями и умениями для работы с детьми по проблеме алкогольной зависимости родителей. В тоже время, проблемы таких детей должны решаться всем обществом, так как большинство тех, кто попал в систему правосудия по делам несовершеннолетних, суды, тюрьмы, а также психиатрические больницы, состоит из детей, которые выросли в химически зависимых семьях.

Алкоголизм одного из родителей круто меняет жизнь всех членов семьи: как не злоупотребляющие супруги, так и дети оказываются втянутыми в отношения созависимости. В результате тесного и длительного общения (более 2-х лет) с химически зависимым человеком, вследствие неудавшихся попыток контролировать его поведение, у людей, близких алкоголику, складывается реактивный тип личности – созависимый. При этом человек как бы теряет способность чувствовать, думать и действовать по своему выбору, управлять своей жизнью, пытаясь управлять чужой. Он лишь реагирует на то, что делает, думает и чувствует другой (2).

 Разница в характере помощи созависимым взрослым и детям состоит в том, что взрослые выбирают супругов и имеют возможность, в крайнем случае, покинуть дом, хотя такое решение даётся не просто – это серьёзный выбор. У детей нет ни выбора, ни способности отстраниться от психотравмирующей ситуации. Взрослые чувствуют себя в ловушке! А дети действительно оказываются в ловушке!

Не существует стопроцентно верных путей распознавания детей, живущих в семьях, где есть алкоголики. Тем не менее, следующие симптомы в поведении ребёнка могут указывать на определенную дисфункцию в семье, вполне возможно обусловленную алкоголизмом родителей:

  1. не сдает вовремя тетради, дневник и так далее;
  2. имеет неровную успеваемость;
  3. наблюдаются определённые изменения во внешности;
  4. испытывает голод — ребенок не позавтракал, не имеет средств на обед в школе;
  5. идёт на сознательную изоляцию в среде сверстников;
  6. общая (постоянная) усталость, утомляемость, изможденность, равнодушие;
  7. озабоченность своевременным возвращением домой;
  8. избегает возвращения домой;
  9. избегает споров и конфликтов;
  10. специфические вопросы и комментарии, которые допускают дети в процессе бесед и занятий по теме «Профилактика алкоголизма»:
  • выпить и напиться для них выглядит одинаково;
  • категорически отрицательное отношение к алкоголю, его употреблению;
  • явная озабоченность и постоянные вопросы о том, может ли алкоголизм передаться по на­следству.

Наличие в семье взрослого человека с зависимостью от психоактивного вещества оказывает пагубное влияние на формирование личности ребёнка, деформирует семейную систему в целом, создавая целый ряд факторов семейного неблагополучия, сопутствующих алкоголизму родителей. Среди этих негативных условий проживания ребёнка в семье, когда родители злоупотребляют алкоголем, выделяются обстоятельства психолого-педагогического и социального характера. К психолого-педагогическим факторам семейного неблагополучия ребёнка, сопутствующим алкогольной зависимости родителей относятся:

  • общий высокий уровень агрессивности в семье, привычка к конфликтам между её членами, а часто —  к насилию близких по отношению друг к другу и к детям в том числе;
  • эмоциональная нестабильность, несдержанность и/или холодность родителей по отношению к детям и друг другу, провоцирующие недоверие детей по отношению к родителям;
  • отсутствие диалога между ребёнком и родителями вследствие родительской безответственности;
  • воспитательная непоследовательность родителей на фоне их психолого-педагогической безграмотности.

К условиям социального неблагополучия семьи, в которой родители злоупотребляют алкоголем, можно отнести:

  • недостаток средств к существованию из-за личной безответственности родителей (отсутствие постоянной работы, часто – плохое физическое состояние, весьма низкая общая и психологическая культура, культура общения и быта);
  • границы семьи и личные границы её членов размыты: ребёнку трудно сформировать своё личное пространство, он испытывает явные проблемы становления индивидуальности;
  • семья изолирована от здорового общества, социальное окружение детей негативно однородно (они либо одиноки, изолированы от сверстников, либо общаются с детьми из семей с подобными проблемами) (4).

Дети, воспитанные родителями, злоупотребляющими алкоголем, как правило, имеют характерные личностные особенности, состоящие в нарушениях психологического здоровья, риске замедленного психического и физического развития вследствие проживания в стрессогенной обстановке, высокого уровня тревожности, наличия психосоматических проявлений. Общим для них является то, что:

  • они не уважают себя и не ценят;
  • не веря в собственные силы, они стремятся избавиться от ответственности  или же у них развивается сверхответственность;
  • они не умеют дифференцировать свои чувства и не понимают их происхождения;
  • они наполнены страхом, тревожны и не уверены в себе;
  • им свойственно переживание собственной ненужности, никчемности и беспомощности, чувство одиночества;
  • они раздражительны, депрессивны.

 Особенности детей, чьи родители злоупотребляют алкоголем, межличностного плана состоят в трудностях их адаптации в обществе:

  • они боятся быть искренними и поэтому всегда находятся «в маске»;
  • они считают, что должны удовлетворять потребности родителей, и при этом ожидают, что их потребности будут удовлетворены другими людьми;
  • они учатся извлекать выгоды из деструктивных отношений и обучаются манипулятивному поведению;
  • они пытаются подчинить себе других, открыто доминируя или манипулируя;
  • если они подвергаются мучениям, то сами могут впоследствии мучить себя и других людей;
  • они никому не доверяют и не уважают окружающих;
  • они не умеют строить отношения с другими людьми (2).

Е.М. Мастюкова (5) выделяет следующие формы поведения детей, воспитывающихся родителями, которые злоупотребляют алкоголем. Прежде всего —  это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отмечаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заикание, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать.

Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально неодобряемых форм имитационного поведения: сквернословия, хулиганских поступков, мелкого воровства, бродяжничества. Проведенные Е.М. Мастюковой исследования показывают значительные отклонения в личностном развитии на всех возрастных этапах у детей при семейном алкоголизме.

Кроме того, в семье, где родители злоупотребляют алкоголем, дети часто выполняют определённые роли (9), которые могут быть объединены в три позиции: «герой семьи», «злой клоун» и «невидимка». Социально-психологические особенности каждой из этих позиций представлены в таблице (см. таблица 1). Содержащаяся в таблице дополнительная информация позволит сделать работу специалиста с ребёнком, занимающим в семье ту или иную ролевую позицию, более систематизированной и целенаправленной.

 Таблица 1 – Социально-психологические особенности ролевых позиций детей в алкоголизированной семье

Видимые качества

Внутренние чувства

Привносит в семью

Характеристики

Возможные характеристики

в будущем

Без помощи

С помощью

Герой семьи

Видимый успех.  Делает то, что «пра­вильно».

Неадекватность

Самоценность (семья может гордиться)

Высокие достиже­ния:

отметки,

друзья,

спорт.

Работоголизм. Стремление никогда не ошибаться. Ответственность за все. Для семейных отноше­ний выбирает хим. за­висимого человека.

Принятие неудачи. Ответственность за себя, а не за все. Хороший исполнитель.

Злой клоун

Враждебность Оборонительность. Злобность.

и/или

Хрупкость. Незрелость. Защита потребно­стей

Боль.

 Вина.

и/или

Страх.

Снимает фокус внимания с алкоголика.

и/или

Развлечение и юмор (комиче­ская разрядка).

Негативное внима­ние.

Не может соперни­чать с «семейным героем».

и/или

Гиперактивный  Обучается плохому. Трудности с концентрацией.

Незапланированная беременность. Неприятности в школе и на работе. Проблемы с законом.

и/или

Язвенные болезни. Неумение справляться со стрессом. Компульсивность. Клоунство. Незрелость.

Взятие на себя ответственности.  Смелость.

Способность видеть реальность.

Хороший консультант.

и/или

Заботится о себе. Перестает быть кло­уном.

С ним легко и весело. Хорошее чувство юмора.

Невидимка

Отстраненность. Одиночка.

Одиночество. Собственная не­важность.

Облегчение (ре­бенок, о котором не нужно беспокоиться).

Тихий.

«Невидимый». Нет друзей. Легко ведомый. Попадающий в не­приятности.

Слабый интерес к жиз­ни.

Проблемы с сексуаль­ной идентичностью. Неразборчивость в свя­зях.

Одиночество. Часто умирает в ран­нем возрасте.

Независимый Талантливый Творческий С хорошим воображением

Самоактуализирую­щийся

 «Герою семьи» нужно научиться:

  1. просить о том, что ему нужно, и принимать помощь;
  2. принимать поражение;
  3. снимать контроль, расслабляться и дать всему идти своим чередом;
  4. сосредоточиться на себе и перестать решать и думать за других;
  5. осознать свои потребности, быть честным с собой.

 Он может опираться на свое умение работать.

 «Злому клоуну», чтобы встать на путь выздоровления, нужно:

  1. прорваться сквозь стену гнева к больному месту, к чувству обиды;
  2. научиться обсуждать, а не бунтовать;
  3. научиться принимать на себя ответственность;
  4. рискнуть быть серьезным;
  5. быть уверенным.

Сильные стороны, которые помогут в выздоровлении — способность видеть действитель­ность, хорошая интуиция, чувствительность и мужество, юмор, умение играть и умение получать удовольствие.

 «Невидимке» нужно:

  1. выйти из своего чувства одиночества и потянуться к другим;
  2. научиться справляться с одиночеством;
  3. признавать, что испытывает боль;
  4. создавать новые близкие взаимоотношения.

Опорой в этом процессе могут стать сильные стороны, такие как терпение, независи­мость и творческие способности (7).

В семье, где родители злоупотребляют алкоголем, действуют следующие правила и принципы:

  • Употребление алкоголя — главная часть семейной жизни.
  • Отрицание того, что алкоголь — это причина семейных проблем.
  • Кто-то или что-то вызвало алкогольную зависимость, зависимый человек не отвечает за её проявления.
  • Все члены семьи вовлечены в процессы, обусловленные наличием проблемы злоупотребления алкоголем.
  • Никто не имеет права говорить, что он на самом деле чувствует (происходит «заморозка» чувств, так как существует много обманутых надежд).
  • Никто не имеет права обсуждать то, что происходит в семье, ни друг с другом, и с посторонними.
  • Никому нельзя доверять.

Иначе говоря, не чувствуй, не говори, не доверяй!

Психолого-педагогическая поддержка детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, предполагает создание условий для соответствующего отреагирования негативных эмоций, что наилучшим образом удаётся за счёт средств арт-терапии. В рисовании, лепке, чтении и обсуждении сказок дети получают возможность безопасно воспроизвести и освободиться от мучительных переживаний, в тоже время происходит их сенсорное и речевое развитие, интенсивно развивается самосознание. Большое значение также имеет психологическое просвещение детей по проблеме алкогольной зависимости, её влияния на взаимоотношения в семье, осуществляемое в форме мини-лекций, завершения незаконченных предложений, обсуждения проблемных ситуаций (6).

Дети, понимающие явление алкогольной зависимости, могут быть мощными катализаторами на пути к выздоровлению семьи, поэтому они крайне нуждаются в полезной информации. Занятия педагога-психолога с ребёнком из алкоголизированной семьи должны осуществляться с целью прерывания «негативной семейной традиции алкогольной зависимости» путем помощи ребёнку в осознании своей индивидуальности, значимости и потенциала.

Психолого-педагогическая помощь ребёнку, родители которого злоупотребляют алкоголем, должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:

— объяснить ребёнку, как алкогольная зависимость влияет на самого зависимого и на всех членов его семьи;

— рассказать, как можно научиться вести здоровый образ жизни, чтобы обходиться без алкоголя;

— научить разговаривать о своих чувствах;

— объяснить, что можно делать, когда чувствуешь себя злым, грустным, испуганным или одиноким;

— научить открыто и продуктивно обсуждать проблемы, с которыми сталкиваешься в жизни;

— научить устанавливать и сохранять позитивные взаимоотношения с людьми,обращаться за помощью в случае необходимости;

— дать ребёнку возможность понять, что его ценность, как человека, основывается на его существовании и индивидуальности, а не на том, как он выполняют свою роль в алкоголизированной семье;

— отделить самоуважение от вещей, которые ребёнок не может контролировать, объяснив, что повысить самоуважение можно, развив индивидуальные таланты, силу и знания.

Качественная, своевременная психолого-педагогическая помощь не просто позволит ребёнку выжить в семье, где родители  злоупотребляют алкоголем. Эта помощь может означать, что он не станет одним из 25-30% детей алкоголиков, которые сами впоследствии стали алкоголиками.

Взрослые члены семей с алкогольной зависимостью в своём восприятии ситуации, и её влияния на развитие детей руководствуются, по крайней мере, тремя мифами:

  • Дети слишком малы, чтобы понимать, что происходит.
  • Детей это никак не затрагивает.
  • Когда алкоголик не употребляет алкоголь, в семье всё хорошо.

Между тем, влияние алкогольной зависимости родителя на формирование личности ребёнка однозначно негативно, хотя в каждом конкретном случае опосредовано:

  • индивидуальными особенностями склада и уровнем  развития личности ребёнка;
  • местом, занимаемым в семье, среди других детей;
  • стадией развития ребёнка, на которой начались трудности в семье (3).

Поэтому желательно, чтобы до начала занятий специалист владел определённой информацией о ребёнке и его семье. Педагог-психолог выступает в качестве адвоката ребёнка и должен объяснить ему, что участие в занятиях вызвано зависимостью его родителей, а не является наказанием за «плохое» поведение.

Качество коррекционно-развивающей работы позволит повысить также организованное наблюдение за поведением ребёнка на основе «Карты наблюдений» Д. Стотта (8) и программы наблюдений признаков психического напряжения и невротических тенденций Й. Шванцара (1). К выполнению мероприятий по длительному непрерывному наблюдению и регистрации определённых показателей поведения ребёнка педагогом-психологом могут быть привлечены социальные педагоги, воспитатели или учителя, непосредственно взаимодействующие с ребёнком в разных ситуациях и видах деятельности.

После каждого занятия представляется целесообразным составление краткой характеристики поведения ребенка в ясной и конкретной форме, акцентируя внимание на сильных сторонах, потребностях и любых изменениях в поведении.

В качестве обобщения следует отметить, что в настоящее время проблема семейного алкоголизма вызывает особую тревогу. Алкоголизация одного или обоих родителей является ведущей причиной семейного неблагополучия. В первую очередь от злоупотребления спиртным страдают дети, родившиеся и воспитывающиеся в семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем. В связи с этим особую важность приобретает раннее выявление, своевременная и целенаправленная работа с такими детьми и членами их семей.

Опыт показывает, что специалисты учреждений образования недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. Освоение педагогами-психологами информации, касающейся характерных нарушений личностного развития ребёнка, чьи родители злоупотребляют алкоголем, эффективных подходов к работе с ним существенно повысит шансы многих детей на конструктивное развитие в родной семье, а в дальнейшем – создание здоровой собственной семьи, жизнь без зависимости.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск.: Унiверсiтэцкае, 1997. – 237 с.
  2. Емельянова, Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е.В. Емельянова. – СПб.: Речь, 2004. – 368 с.
  3. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: Пособие для педагогов-психологов общеобразовательных и социально-педагогических учреждений / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск: Зорны Верасок, 2021. – 271 с.
  4. К сердцу ребёнка через мир понимания: социально-психологическое сопровождение детей, родители которых злоупотребляют алкоголем / авт. – сост. С.Г. Кажарская. – Мозырь: Содействие, 2007. – 68 с.
  5. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме / Е.М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1989. – 80 с.
  6. Проблемы семьи, отягощённой алкогольной зависимостью: актуальность, диагностика, коррекция / И.А. Кибальченко [и др.]; под ред. И.А. Кибальченко. – Ростов н/Д: Феникс. 2007. – 478 с.
  7. Рабочие материалы / Авт.-сост.: В.М. Цырлин, Н.А. Агеева – Минск: ОО «Центр доверия «Надежда и исцеление», 2021. – 47 с.
  8. Фурманов, И.А. Психологическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства: Книга для психологов / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Минск: «Тесей», 1999. – 224 с.
  9. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.

Синдром вда

Синдром «взрослых детей алкоголиков» неспроста был обозначен психотерапевтами – ему подвержено около сорока процентов людей. Это массовое явление, которое проявляется в том, что деструктивные привычки пьющих родителей вызывают деформацию личностных качеств их детей.

В результате человек с синдромом ВДА не может вести полноценную жизнь и склонен «застревать» в своих прошлых травмирующих переживаниях, которые оказывают существенное влияние на его дальнейшие поступки. К таким последствиям относятся сложности при выборе партнера, поиске работы и в других сферах – «эхо» психологических травм получается весьма масштабным.

В результате психологи выделяют несколько типов людей с синдромом ВДА:

  • Неполноценный. Эти люди склонны к самопринижению ввиду с детства сформированного механизма защиты, который можно сформулировать как «Я плохой». Как правило, они испытывают большие сложности с любым видом общения – от построения отношений до решения конфликтных ситуаций. В результате срабатывания привычного шаблона, у таких взрослых отмечается пониженный уровень аналитических способностей по отношению к собственному поведению.
  • Отчужденный. Считают, что пережили особенно травмирующий опыт по сравнению с другими людьми, ощущают себя сложными личностями. Такие люди склонны проявлять высокий уровень контроля при общении с другими.
  • Обиженный. Даже во взрослом возрасте продолжают чувствовать себя израненными, ощущают ненависть по отношению к пьющему родителю. Также такие люди склонны к оценке и анализу сквозь свою травмирующую картину мира.
  • Депрессивный. Люди с синдромом ВДА такого типа часто и очень охотно впадают в уныние, им нравится возвращаться к травмирующим воспоминаниям. Временами даже пытаются излечиться, но психотерапия заканчивается, не успев начаться из-за того, что они не могут расстаться с привычным эмоциональным шаблоном.
  • Зависимый. К такому типу относят людей, которые полностью переняли модель поведения родителей – от злоупотребления алкоголем до семейных отношений.
  • Созависимый. Обычно к таковым относятся старшие дети в семье, которые, несмотря на свой возраст, были вынуждены ухаживать за кем-либо (бабушка, младший брат). Велика вероятность, что они смогут построить отношения только с тем человеком, о котором нужно заботиться.
  • Успешный. Под такое определение попадает человек, на которого пережитый травмирующий опыт оказал не деморализующее действие, а наоборот, мобилизующее. Они добиваются успехов в построении карьеры, отличаются высоким уровень ответственности, собраны и ориентированы на результат. Однако все это – только каркас. Внутри такие люди продолжают на себе ощущать последствия своего детства.

Каждый человек без труда сможет найти среди своих знакомых тех, кто подвержен той или иной форме синдрома ВДА и убедиться, что в ряде случаев травмирующее воздействие оказывается чрезмерным. В результате сложной семейной обстановки многие люди не могут развиваться – пережитый опыт не только мешает в этом, но и буквально определяет дальнейшее течение жизни.

Как быть Леди:  8 Урок. Работа с внутренними состояниями - Метафорические карты 24
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий