Виды воображения — Основы общей психологии

Виды воображения - Основы общей психологии Женщине

Виды и функции воображения

Воображение — это процесс, который по-разному проявляется в различных видах деятельности человека и при его ближайшем рассмотрении может быть представлен в нескольких разновидностях. Они, в свою очередь, отличаются друг от друга по ряду критериев (признаков). В качестве таких критериев могут, например, выступить активность или интенсивность процесса воображения, участие или неучастие в нем воли, особенности продуктов воображения, его связь с реальной действительностью и др. Выделим и рассмотрим некоторые виды воображения, определяемые но названным выше критериям (признакам).

Основные виды воображения, чаще всего упоминаемые в научной и учебной литературе, следующие: активное и пассивное, произвольное и непроизвольное, продуктивное и репродуктивное. В дополнение к ним выделяются и рассматриваются такие своеобразные виды воображения, как сновидения, галлюцинации, менты и грезы. Иногда, кроме того, говорят о творческом или нетворческом воображении, имея в виду под ними то, что называют также продуктивным и репродуктивным воображением. Встречаются, правда, намного реже, и такие названия видов воображения, как богатое и бедное, эйдетическое и эхоическое воображение, однако они не имеют точного научного определения, называются не столь часто, как упомянутые выше виды воображения, их определения являются, скорее, научными метафорами, чем строгими научными понятиями или терминами. Поэтому далее мы будем рассматривать и обсуждать только те виды воображения, дефиниции которых являются достаточно точными и принятыми многими учеными.

Активным называют воображение, процессы которого протекают достаточно быстро и энергично. В ходе такого воображения образы рождаются и изменяются динамично, и в результате за короткое время у человека появляется много разнообразных образов. Пассивным, соответственно, называют воображение, в котором образы рождаются и изменяются сравнительно медленно, а его продукты особым богатством и разнообразием нс отличаются.

Не следует, однако, думать, что человек с активным воображением — это обязательно одаренный и творческий человек, а тот, чье воображение характеризуется как пассивное, определенно уступает первому по одаренности и творческому потенциалу. Человек, который рождает или изменяет образы быстро, далеко не всегда производит в конечном счете нечто особенное, высококачественное: образы, рож-

1

дающиеся в его голове, могут оказаться вполне тривиальными. С другой стороны, тот, кто «работает» в своем воображении сравнительно медленно, вовсе не обязательно выдает в итоге нечто тривиальное, неоригинальное и малоинтересное. Напротив, через большой промежуток времени с начала воображения в его голове может родиться какая-нибудь совершенно новая, оригинальная и даже гениальная идея. В науке и искусстве существует немало примеров, когда творческие одаренные люди годами и даже десятилетиями вынашивали свои идеи, не представляли их на суд других людей в таком виде, который их самих не устраивал, но когда, наконец, они решались на этой шаг, люди признавали сделанное ими гениальным открытием. Один из ярких примеров этого в науке — открытие и доказательство Ч. Дарвином его эволюционной теории. Немало, к сожалению, и таких случаев, когда от того или иного человека творческие идеи поступали в огромном количестве, лились, образно говоря, как из рога изобилия, но ни одна из них гениальной или даже просто новой или талантливой гак и не была признана.

Произвольным называют воображение, которое управляется волей человека, и образы в таком воображении рождаются и изменяются при се непосредственном участии. Обращаясь к данному виду воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу что-либо придумать (сочинить, сконструировать и т.п.) и контролирует этот процесс с начала и до конца. Непроизвольным!, соответственно, называют воображение, в котором воля человека участия не принимает, а образы возникают и изменяются спонтанно. Человек никак не контролирует соответствующий процесс, осознавая лишь его конечный результат, да и то не всегда (например, в галлюцинациях и сновидениях).

Следует, правда, признать, что, включаясь в активное воображение, человек, как правило, заранее далеко не всегда имеет точное представление о его возможном (желательном) конечном результате — о том, что он должен вообразить или придумать. Образы его фантазии и в этом случае могут рождаться в результате процесса, который в деталях его творцу никогда не бывает заранее известен. Однако общий замысел того, что человек собирается придумать, и общие требования к соответствующему образу в активном и волевом воображении, несомненно, присутствуют. Иначе было бы совершенно непонятно, каким образом человек может в конечном счете убедиться в том, что то, что он придумал, и есть именно то, к чему он, включая свое воображение, изначально стремился. Когда речь идет о пассивном воображении, определенная задача на придумывание человеком не ставится, а то, что у него в результате получается, и в итоге не оценивается с точки зрения желаемого.

Произвольное воображение характерно в основном для людей, представляющих творческие профессии, например писателей, художников, инженеров, ученых, режиссеров и многих других (в любой профессиональной деятельности современного человека можно найти элементы творчества, следовательно, произвольное воображение, в принципе, может быть присуще представителям любых профессий).

Разница между активным и произвольным, пассивным и непроизвольным воображением заключается в следующем. Активное воображение может одновременно оказаться и непроизвольным, например, активное рождение галлюцинаций и грез в голове человека, находящегося под влиянием сильно действующих психотропных веществ. В свою очередь, пассивное воображение вполне может стать произвольным. Так, например, уставший человек или индивид, принявший транквилизаторы, может поставить перед собой задачу представить что-либо конкретное в воображении. Понятно, что по причине сильной физической и психической заторможенности под воздействием транквилизаторов он будет делать это достаточно медленно, и процесс его воображения придется признать пассивным (замедленным, заторможенным).

Продуктивным называют воображение, образы которого заметно отличаются от того, что существует в реальной действительности и известно людям (ранее ими было уже придумано), а также содержат большое количество новой информации[1]. Нельзя, однако, утверждать, что продуктивное воображение всегда порождает нечто абсолютно новое. В его продуктах почти всегда можно обнаружить многие элементы того, что хорошо известно, однако здесь таких элементов гораздо меньше, чем в следующем виде воображения, которое называется репродуктивным.

Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется мало нового, хотя его отдельные элементы или их сочетание могут отличаться новизной. Заметим, что если бы в данном виде воображения не было ничего нового, то соответствующий процесс вряд ли можно было бы вообще назвать воображением. Он представлял бы собой буквальное копирование или воспроизводство того, что уже известно или существует, и был бы больше похож на восприятие и память, чем на воображение.

Репродуктивным в указанном выше смысле слова может быть, например, воображение человека, который только начинает осваивать новый для него вид творческой деятельности, учится мастерству у людей, которые им уже владеют. Это могут быть начинающие писатели, художники, поэты, инженеры, ученые. Копируя образцы творчества других, талантливых людей, они учатся у них мастерству и затем, достаточно хорошо овладев секретами их мастерства, начинают демонстрировать и собственные творческие способности в своем, уже продуктивном, воображении.

В настоящее время ученые предпочитают говорить не о продуктивном или репродуктивном, а о творческом или нетворческом воображении, и такие названия, на первый взгляд, больше подходят к обозначению этих видов воображения. Однако и они не являются абсолютно удачными. Так, например, в воображении или фантазии какого-либо человека — скажем, маленького ребенка, больного или ненормального человека — может оказаться много необычного, оригинального, но вряд ли продукты его фантазии можно называть творческими в том смысле слова, в каком мы обычно используем слово «творчество», имея в виду результаты деятельности талантливого, одаренного, здорового, нормального человека. Название «нетворческое воображение» также не представляется вполне удачным, поскольку критерии «творческости» у разных людей могут оказаться разными. Об этом свидетельствуют нескончаемые споры относительно различных видов современного изобразительного искусства.

Как и во всех других классификациях психических явлений, с которыми мы знакомы по содержанию данного учебника, в вопросе о разделении воображения на виды не существует единой точки зрения. Разные авторы предлагают различные основания для разделения видов воображения на группы и, кроме того, выделяют и по-разному определяют в своих классификациях разные виды воображения. Проблему классификации видов воображения обсуждал, к примеру, в своих трудах С. Л. Рубинштейн. Он кроме обозначенных выше видов воображения называл также конкретное и абстрактное воображение и определял их следующим образом. Конкретное — это воображение, порождающее образы, обладающие множеством частных деталей. Конкретное воображение включает в себя образы, не содержащие каких- либо обобщений и представляющие в основном единичные предметы. Абстрактное — это обобщенное, типизированное воображение, оперирующее понятиями, схемами, символами и т.п. Продукты абстрактного воображения обычно представляют собой главное, существенное в воображаемом объекте.

Конкретным воображением, по мнению С. Л. Рубинштейна, пользуются в основном дети и некоторые взрослые люди, для которых точное копирование действительности является главной задачей. Кроме того, конкретное воображение можно рассматривать как один из начальных этапов развития воображения человека. Абстрактным воображением, в свою очередь, часто пользуются взрослые люди, имеющие творческие способности и владеющие словесно-логическим мышлением. Они, включая свое воображение в работу, обращаются к схемам, символам (например, инженеры и математики), и их образы нередко имеют высокую степень абстрактности.

Один из современных исследователей воображения А. Я. Дудсцкий выделяет три сферы психики, в которых может проявляться воображение человека. Это образы, мысли и чувства. Автор называет, соответственно, три вида воображения: образное, интеллектуальное и чувственное — и особое внимание обращает на доказательство существования интеллектуального воображения, которое, по его мнению, проявляется в творении и преобразовании абстрактных идей и понятий. Из контекста рассуждений А. Я. Дудецкого следует, что интеллектуальное воображение весьма близко к наглядно-действенному мышлению. В связи с этим возникают два вопроса: во-первых, вопрос о соотношении воображения и мышления, во-вторых, вопрос о связи интеллектуального воображения с наглядно-образным мышлением.

Эти вопросы, на наш взгляд, можно разрешить следующим образом. Мышление и воображение — это разные психические функции. Задача так называемого «чистого» воображения — творение нового, независимо от того, в какой форме оно проявляется (это может быть образная, интеллектуальная или эмоциональная — чувственная по А. Я. Дудецкому — форма). Однако то, что творит «чистое» воображение, далеко не всегда есть решение каких-либо конкретных, в том числе творческих задач.

Как быть Леди:  Как он на тебя смотрит и о чем это говорит?

Можно, конечно, представить себе ситуацию, когда человек, включая свое воображение, случайно, непреднамеренно и неожиданно для себя решает какую-либо сложную задачу, создает нечто новое в творческом плане, сам того не осознавая и даже не подозревая об этом. Соответствующий процесс, однако, и в данном случае правильнее рассматривать именно как воображение, а не мышление, поскольку в сознании человека изначальная цель решить какую-либо конкретную задачу не была представлена. Постановка и решение подобной задачи, безусловно, относится уже к словесно-логическому мышлению, а не к воображению.

Сложнее обстоит дело, когда мы говорим о более низких уровнях развития мышления, например, о наглядно-действенном или наглядно-образном мышлении1. Очевидно, что в наглядно-действенном мышлении воображение участия не принимает, так как это мышление представляет собой исключительно внешний процесс, осуществляемый с помощью практических действий с материальными предметами (воображение же — это внутренний процесс с идеальными объектами). Что касается наглядно-образного мышления, то в нем, по-видимому, воображение и мышление полностью не разделены и соучаствуют. Пользуясь воображением, человек представляет нечто в виде образов и далее действует с ними, преследуя цель решить конкретную задачу.

Описанный выше процесс — наглядно-образное мышление — можно понимать двояко: и как воображение, и как мышление. Если человек просто манипулирует образами, и со временем они непроизвольно складываются в какие-либо новые сенсорные образования безотносительно к решаемой им задаче, то мы имеем дело с воображением. Однако если человек манипулирует образами сознательно и целенаправленно, используя эти манипуляции для решения некоторой конкретной задачи, то в данном случае мы имеем дело уже с наглядно-образным мышлением, а не с чистым воображением.

Итак, можно предполагать, что в мышлении, называемом нагляднообразным, воображение и интеллектуальный процесс связаны друг с другом, в отличие от наглядно-действенного мышления (более низкая ступень его развития) и словесно-логического мышления (более высокая ступень его развития). При реализации низшей формы мышления воображение как психическая функция, по-видимому, еще отсутствует, так как данный вид мышления характерен только для высших животных и маленьких детей. При достижении мышлением высшего уровня развития — словесно-логического оно оказывается уже полностью отделенным от воображения. Правда, А. Я. Ду- децкий, на работы которого мы ссылались выше, полагает, что и в данном случае воображение участвует в мышлении, но не в образной, а в интеллектуальной, абстрактно-понятийной форме. С ним, по-видимому, был в свое время согласен и С. Л. Рубинштейн.

Заметим, что иногда, вводя в научный оборот те или иные понятия, касающиеся новых видов психических явлений, авторы соответствующих нововведений производят своеобразную подмену, и то, что уже было известно и имеет свое название, просто называется по-другому. К примеру, иногда мотивы подменяют эмоциями (в работах психологов, изучающих эмоциональную сферу человека), мышление — воображением (в трудах ученых, исследующих воображение), личность — идентичностью или понятием «субъект» (например, в работах Э. Эриксона или научных трудах некоторых отечественных психологов). Верным признаком наличия простой подмены понятий или использования вновь вводимого понятия в том же значении, в каком раньше использовалось другое известное понятие, является отсутствие употребления в соответствующем тексте (или контексте) того понятия, которое оказалось подмененным и раньше употреблялось в научной литературе примерно в таком же объеме и содержании.

С воображением мы имеем дело не только тогда, когда решаем какие- либо конкретные задачи или фантазируем, но и когда думаем о будущем или о прошлом, когда пытаемся изменить настоящее или представить себе то, что в данный момент отсутствует и может возникнуть в перспективе. С во-

Все эти виды мышления будут обсуждаться в следующей главе.

ображением мы часто имеем дело в своих планах, программах на будущее, в мечтах, сновидениях, грезах, галлюцинациях и других психических феноменах. Определим в связи с этим, что представляют собой подобные виды воображения.

Галлюцинациями называют процессы и продукты воображения, порождаемые измененными, не нормальными состояниями психики (сознания) человека. Эти состояния отличаются от обычных, повседневных психических состояний человека именно своей необычностью и оторванностью от реальной действительности. Они могут возникать по самым разным причинам: в результате заболевания, под воздействием гипноза, иод влиянием сильно действующих психотропных веществ типа галлюциногенов, в том числе наркотиков и алкоголя, при сильных эмоциональных переживаниях типа аффектов, стрессов и т.п. Подобные состояния возникают нередко при различных нарушениях нормальной работы мозга. Находясь в состояниях такого типа, человек начинает «видеть» то, чего на самом деле не существует, воспринимать окружающее в искаженном виде. Галлюцинации нередко порождают в голове человека нереальные, фантастические образы, лишают его нормальных контактов с действительностью и возможности ориентироваться в ней (соответственно, и адаптироваться к ней).

Находясь во власти галлюцинаций, человек, кроме того, подвергает себя серьезной опасности, лишаясь естественных защитных функций и нормальных адаптивных механизмов, так как в подобном состоянии он неадекватно воспринимает то, что происходит с ним и вокруг него, неправильно реагирует на происходящее, в том числе и когда возникает серьезная угроза для его жизни. Такое состояние, несмотря на то что в нем в сознании человека возникают многочисленные образы, нельзя отнести к «чистым» состояниям сознания, поскольку, находясь в нормальном состоянии сознания, человек обладает разумом и волей, ведет себя рационально, а под воздействием галлюцинаций он временно лишается всего этого.

За последние годы, благодаря развитию возможностей электронной графики (создания изображений с помощью компьютерных программ), в оборот вошло понятие «виртуальный мир». Хотя виртуальное пространство создастся творческими людьми, находящимися во вполне здравом уме, сознательно и целенаправленно, например, авторами известных фантастических фильмов типа «Властелин колец» или «Аватар», их творения по отношению к реальной действительности напоминают галлюцинации, отличаясь от них внутренне связанным, разумным, последовательным и логичным содержанием.

Сновидения как разновидность воображения представляют собой нечто подобное галлюцинациям, однако они, во-первых, не рассматриваются учеными как аномальные (ненормальные) состояния психики; во-вторых, появляются периодически во вполне здоровом и нормально функционирующем организме; в-третьих, возникают лишь во сне, в то время как галлюцинации могут появляться у человека в состоянии бодрствования.

Сновидения с древнейших времен вызывают большой интерес и привлекают повышенное внимание людей, и с давних пор ученые пытаются найти им научное объяснение. Однако, несмотря на наличие многих таких объяснений (с некоторыми из них мы ознакомимся далее) и многовековой интерес к сновидениям, ни одно из существующих в настоящее время их объяснений нельзя назвать вполне удовлетворительным. Тем не менее, будет полезно ознакомиться с некоторыми из таких объяснений, поскольку многие из них, наверное, несут в себе определенное зерно истины.

Первое дошедшее до нас научное объяснение сновидений содержится в трудах древнегреческого философа Аристотеля. В те времена, когда он жил и творил, было распространено представление о душе как о чем-то, существующем реально и независимо от материальных тел. Душе в популярных в то время философских учениях приписывалась вполне самостоятельная жизнь, хотя допускалось и взаимодействие души с материальными телами. Утверждалось, например (в рамках признанной в те годы атомистической картины мира), что душа состоит из наиболее мелких и подвижных атомов. Считалось, кроме того, что каждый предмет имеет свою душу, которая может или находиться в нем, или покидать его (временно или навсегда). Душа, по мнению многих древних философов, кроме того, оживляет материальные тела и отвечает за разнообразные движения, совершаемые ими.

Все эти идеи отразились в содержании древнейшей, аристотелевской теории сновидений, суть которой заключалась в следующем. В ней утверждалось, что когда человек бодрствует, то «образы вещей» (конфигурации исходящих из них мелких, подвижных атомов, повторяющих форму соответствующих вещей), перемещаясь в пространстве, через орган зрения попадают в голову человека и там рождают образы восприятия. Когда же человек засыпает, глаза его закрываются, но образы вещей, тем не менее, продолжаются проникать в его голову через поры, образуемые крупными, неподвижными атомами других частей тела. По пути в голову они в этом случае искажаются, и поэтому человек видит во сне нереальные, фантастические картины.

Кроме того, когда человек засыпает, его душа временно покидает тело и свободно блуждает в пространстве и времени. Оттуда она продолжает сохранять связь со спящим телом и посылать сигналы о своих впечатлениях в мозг. Поэтому во сне человек может видеть то, что происходит за пределами его тела, в отдаленных точках пространства, в прошлом, настоящем или будущем — там, где в соответствующий момент находится (блуждает) душа. Считалось, что через восприятие мира со стороны души человеку во сне становятся доступными картины его прошлого или будущего, то, что происходит вне его в любой точке пространства[2].

В Средние века, когда науку почти полностью заменила теология или религиозная философия, учение Аристотеля сумело сохранить свое влияние, но предложенная им концепция сновидений была соответствующим образом изменена, чтобы не противоречить канонам религиозного учения. В обновленной теории сновидений, в частности, утверждалось, что во сне с человеком общаются Бог или Дьявол, и содержание его сновидений навеяно именно ими. Если, например, человек видит во сне кошмары или если его сновидения являются аморальными, неправедными, то они навеяны Дьяволом. Если же человек видит приятные и праведные сны, но они, соответственно, навеяны Богом.

Средневековая концепция сновидений полностью сохранила за ними провидческую роль, т.е. способность предсказывать будущее. Поэтому в Средние века люди не только свято верили в содержание сновидений, но и реально пытались предсказывать через них свое будущее. Этим в то время занимались профессиональные толкователи сновидений, которых содержали при своих дворах многие известные правители эпохи Средневековья, время от времени обращаясь к их услугам. Толкователи сновидений (в Древней Руси их также называли волхвами), в свою очередь, пользовались для разъяснения содержания сновидений придуманными ими же разнообразными сонниками. Тексты некоторых из них дошли и до нашего времени.

В эпоху Возрождения, когда вновь стали свободно развиваться науки, в том числе анатомия и физиология, было получено немало данных, указывающих на связь сновидений с процессами, происходящими в организме человека, в частности — сто мозге. Мистика эпохи Средневековья, связанная со сновидениями, соответственно, была отвергнута, однако новое естественно-научное объяснение, касающееся связи сновидений с реальной жизнью человека, не было предложено. Кроме того, механистическое мировоззрение, возобладавшее в это время, ограничило функции души мышлением и сознанием и лишило души животных (Р. Декарт). В этих условиях уже не нашлось места древним и средневековым рассуждениям о якобы самостоятельном существовании души, ее возможной жизни вне тела. В результате возникло эпифепоменальное, чисто физиологическое объяснение сновидений.

Как быть Леди:  Психоанализ личности: теория кратко, методы, направления, современный психоанализ, идеи представители (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг)

Согласно эпифсномснальной теории сновидения чисто случайным образом рождаются процессами, происходящие в организме и мозге человека, когда он спит. Содержание сновидений является отражением именно этих процессов в голове человека, а не того, что во время сна происходит вне него, тем более — того, что происходило в прошлом или может произойти в будущем. Будучи эпифеноменами, т.е. простыми, бездействующими придатками, сновидения, согласно данной теории, никакой роли в жизни человека не играют. Для демонстрации сущности данной теории ее сторонники проводили следующее сравнение. В яркий солнечный день тело человека отбрасывает тень, которая, однако, нс имеет никакого значения для его жизни. Своеобразной «психической тенью», случайным образом рождаемой происходящими в организме во время сна физиологическими процессами, и являются по своему содержанию сновидения.

Такое объяснение, однако, никак не устраивало ученых, да и многих простых людей. Они с древних времен свято верили в существенную роль сновидений, а ученые, в свою очередь, были убеждены в том, что все, что происходит в организме или психике человеке, в том числе сновидения, должны выполнять какую-то жизненно важную роль, и ее, соответственно, необходимо установить. Эпифсномснальная трактовка сновидений нс устраивала многих людей потому, что на опыте собственной жизни они не раз убеждались в том, что сны и сновидения каким-то образом с нею связаны. Было, например, очевидно, что многое из того, что люди видит во сне, происходит и в реальной жизни. Довольно часто наблюдались прямые совпадения того, что человек предварительно видел во сне, с тем, что далее происходило с ним наяву, или, наоборот — то, что происходило наяву, затем имело продолжение в содержании сновидений. Люди, естественно, искали всему этому объяснение, которое эпифсномснальная теория сновидений предложить нс могла.

Тем не менее, физиологи, которые стали авторами отвергнутой психологами феноменальной теории сновидений, внесли в изучение сновидений немало полезного. Они достаточно глубоко исследовали процессы, происходящие в мозге человека во время сна. В соответствующих исследованиях было установлено, в частности, что с физиологической точки зрения сон представляет собой динамичный, циклический электромагнитный процесс, проходящий через несколько стадий, которые, в свою очередь, разделяются на две фазы, называемые медленным и быстрым сном.

Медленный сои включает в себя несколько стадий, имеющих характерные электро- энцефалографические проявления. На первой стадии медленной фазы сна исчезает основной биоэлектрический ритм бодрствования — альфа-ритм. Он далее сменяется колебаниями разной частоты и низкой амплитуды. В это время человек уже дремлет, засыпает, и у него появляются первые, еще неустойчивые сновидения. Одновременно с этим человек находится в состоянии полусознания и продолжает, хотя и недостаточно осознанно и четко, воспринимать происходящее вокруг него. На второй стадии сна в электроэнцефалограмме появляется веретенообразный ритм с частотой 14—18 колебаний в секунду, и одновременно с его появлением у человека отключается сознание: в это время он окончательно засыпает.

На третьей и четвертой стадиях спа возникает так называемый дельта-ритм. По представленности в электроэнцефалограмме он соответствует примерно половине всех колебаний, регистрируемых в данный момент, и сопутствует наиболее глубокому сну человека. Такой сон обычно преобладает у спокойно спящих людей в первую половину ночи.

Во время фазы «быстрого» сна, которая наступает вслед за этим, в электроэнцефалограмме регистрируются высокочастотные, низкоамплитудные волны, похожие на те, которые наблюдаются в состоянии бодрствования. Одновременно с этим усиливается физиологическая активность организма — наблюдаются мышечные сокращения, быстрые движения глазных яблок, резкие изменения ритмики дыхания и сердечных сокращений. Большая часть наиболее ярких сновидений характерна именно для этой, последней стадии сна. Весь ночной сон состоит из 4—5 подобных циклов, повторяющихся с интервалом 90—100 минут.

В конце XIX в. появляется новая психологическая теория сновидений, автором которой становится 3. Фрейд. Она на многие годы вперед приобретает популярность и среди ученых, и среди людей, далеких от науки. Согласно данной теории, сновидения играют определенную роль в жизни людей, и эта роль заключается в том, чтобы актуализировать неудовлетворенные бессознательные потребности человека и частично, через содержание сновидений, их удовлетворять (временно снимать связанную с ними напряженность). Кроме того, для самого 3. Фрейда, который предложил целостную, достаточно сложную теорию сновидений (она стала органической частью его учения под названием «психоанализ»), функция сновидений заключалась в том, чтобы через них проникать, познавать и раскрывать содержание бессознательного в психике человека.

Современные ученые-психологи, соглашаясь с идеей 3. Фрейда о том, что посредством сновидений человек может частично удовлетворять неудовлетворенные или не полностью удовлетворенные потребности, возражают против способа толкования содержания сновидений, предложенного 3. Фрейдом. Он свел почти все символическое содержание сновидений к одному единственному сексуальному инстинкту и придумал не уступающее средневековой мистике, по сути фантастическое толкование содержания сновидений.

В последние несколько десятков лег появилась новая, современная, психофизиологическая теория сновидений, основанная на идее о том, что мозг человека продолжает непрерывно работать, когда он спит. Эта теория основана на многочисленных фактах, подтверждающих известную пословицу «Утро вечера мудренее». В се содержании выражается идея о том, что утром (а возможно, даже ночью) человеку в голову могут приходить новые мысли, которые оказываются лучше тех, что были у него накануне, перед отходом ко сну. Согласно данной теории, мозг человека во сне продолжает перерабатывать информацию, полученную им раньше, и решать те задачи, над которыми человек думал перед отходом ко сну. Поэтому во сне или утром ему в голову могут прийти новые, более ценные мысли, чем приходили вечером. Известно, что некоторые люди даже делали открытия во сне. Говорят, например, что известный русский химик Д. И. Менделеев открыл принцип построения периодической системы химических элементов именно во сне, а знаменитый физик И. Ньютон во сне открыл закон всемирного тяготения.

Таким образом, эта новейшая теория сновидений, так же, как и теория

3. Фрейда, уже не считает сновидения эпифеноменами и одновременно с этим не мистифицирует их. В данной теории утверждается, что в содержании сновидений человека отражаются процессы, происходящие в его мозге и организме, которые можно рассматривать как «мышление во сне», а также проблемы, потребности и задачи, которые стояли перед человеком в состоянии бодрствования. Согласно двум данным теориям, сновидения приносят человеку несомненную пользу, поскольку в их содержании отражается то, что связано с его реальной жизнью, с его потребностями, с характерными для него проблемами.

Изучение содержания сновидений человека, кроме того, помогает глубже понять психологию человека, а самоанализ сновидений способствует самопознанию человека, поиску им решений проблем, которые его волнуют. Поэтому многие люди склонны не игнорировать содержание своих сновидений, занимаются их психоанализом, делая из этого для себя соответствующие выводы.

Парадоксально, но факт, что, имея четкие физиологические представления о процессах, сопровождающих сон, мы ничего, кроме рассмотренных выше гипотетических предложений, нашедших отражение в теории 3. Фрейда и в современной теории сновидений, пока что не можем сказать о действительной роли сновидений в жизни человека и о происхождении их реального содержания.

Мечты — это следующий вид воображения. Они представляют собой продукты воображения, действующего в состоянии бодрствования, в отличие от сновидений. Своим содержанием мечты нацелены на желаемое и вполне реальное будущее, которое может наступить. В мечтах человека содержатся потенциально осуществимые планы на будущее, причем эти планы большинство людей стремятся реализовать. Они в своей жизни, особенно в молодости, руководствуются мечтами, внося время от времени (особенно взрослея) в них те или иные коррективы, связанные с накапливаемым жизненным опытом и изменившимися жизненными обстоятельствами.

Мечты существуют не только у молодых людей, с жизнью которых они чаще всего связаны, но у людей всех возрастов, начиная с дошкольного и кончая пожилым. Тем нс менее, мечты особенно характерны для молодости, и им в жизни молодых людей отводится много внимания и времени. Мечты молодых людей, кроме того, ориентированы на отдаленную жизненную перспективу, на всю будущую жизнь, которая им представляется долгой, в то время как мечты пожилых людей ограничены во времени и связаны, как правило, с ближайшей жизненной перспективой. У взрослых людей, кроме того, особенно пожилых, мечты занимают гораздо меньше места в их жизни, чем у молодых.

Грезами также называются планы на будущее, но они представляют собой такие фантазии, которые, как правило, оторваны от реальной действительности, не считаются с ней, являются полностью или частично неосуществимыми, причем это особенно и не волнует мечтателя, находящегося во власти своих грез. Грезы возникают у людей, как правило, тогда, когда реальная действительность их не устраивает, и они понимают, что изменить эту действительность они не в состоянии. Тогда в своих грезах люди уходит от не устраивающей их реальности и в воображении представляют ее такой, какой хотели бы видеть. При этом для человека не важно, является ли то, что он представляет в своем воображении, осуществимым. Главное — и в этом заключается основное назначение грез — состоит в том, что они временно отвлекают внимание человека от неприятной и тяжкой для него действительности, переносят его в более удовлетворяющий его, хотя и феноменальный, мир, создают, хотя и временно, у него хорошее настроение. Этим, по- видимому, можно с психологической точки зрения объяснить пристрастие некоторых людей к алкоголю и наркотикам: они вызывают в сознании людей состояния, в которых обычно находятся многие мечтатели, грезящие наяву. Грезы также выполняют роль используемых многими людьми, доступных им в любой момент индивидуальных психотерапевтических средств.

Как быть Леди:  Амбидекстр это кто такой, что это значит, как называется человек который пишет двумя руками

С точки зрения соответствия реальной действительности грезы занимают промежуточное место между мечтами и галлюцинациями, однако в отличие от галлюцинаций они порождаются вполне нормальными состояниями сознания (психики) человека.

Обратимся к обсуждению общих функций воображения, которые реализуются через представленные выше его виды. Такие функции и, кроме того, отдельные функции воображения, которые будут названы и определены далее, по-разному связаны с отдельными видами воображения. Главные жизненные психологические функции воображения являются следующими.

  • 1. Познание человеком окружающего мира в условиях, когда этот мир непосредственно с помощью органов чувств им не воспринимается. Данную функцию, пользуясь современным языком, условно можно назвать возможностью познания мира через его виртуальное представление.
  • 2. Психологическая подготовка человека к преобразованию действительности через построение ее желаемых образов, а также через планирование и программирование соответствующих практических преобразовательных действий. Эта функция воображения может быть обозначена как программно- планирующая или программно-преобразовательная (творческая).
  • 3. Регулирование человеком через воображение своих психических процессов или состояний. Данную функцию кратко можно обозначить как регулятивную.
  • 4. Оказание человеком психологического воздействия на себя. Эта функция воображения в соответствии с результатами ее практической реализации может быть обозначена как психотерапевтическая или психо — коррекционная.
  • 5. Изучение психики человека через продукты его воображения. Соответствующую функцию воображения разумно обозначить как психодиагностическую.

Рассмотрим каждую из названных функций подробнее. Первая из функций состоит в том, что благодаря воображению человек может представлять мир, в котором он живет, изучать его через исследование мира в его виртуальном представлении, т.с. через образы, рождаемые воображением. Эти образы, благодаря своему воображению, человек может создавать в любое время и размещать их в любой точке пространства. Тем самым, он в познании мира оказывается относительно независимым от пространства и времени.

Правда, эта функция воображения может быть полноценно реализована лишь тогда, когда представляемый человеком мир более или менее соответствует реальной действительности. Часто, однако, бывает так, что фантазирующие, пользующиеся своим неуемным воображением люди точно не знают, как на самом деле устроен познаваемый ими мир, поскольку этот мир зачастую недоступен прямому восприятию. Например, речь может идти об устройстве микромира или о строении Вселенной. В этом случае воображение, не основанное на научном опыте и познании, может увести человека в его фантазиях достаточно далеко от реальной действительности. Научно обоснованное воображение, опирающее на глубокие научные знания о мире, напротив, помогает не только правильно представлять, по и действительно познавать окружающий мир.

Вторая функция воображения заключается в том, что человек, которому приходится заниматься сложными и долговременными видами деятельности, должен планировать их на будущее, составлять и заранее продумывать программы их выполнения, чтобы выполняемые им виды деятельности приводили к успеху. Человек это делает обычно в уме, в своем воображении, сначала строя, а затем практически реализуя свои планы и программы.

Мир материальной и духовной культуры, созданный и постоянно совершенствуемый людьми, также в конечном счете основан на воображении. Любое дело, которое человек придумывает и затем выполняет, предварительно представляется в его воображении. То же касается всякого нового, придуманного человеком предмета: его образ вначале бывает представлен в воображении человека и затем — в реальной действительности в форме какого-либо материального или идеального объекта. Поэтому правы те, кто, определяя функции воображения, подчеркивает тот факт, что благодаря воображению человек творчески преобразует окружающую действительность.

Здесь, правда, необходимо сделать оговорку, касающуюся того, что уже обсуждалось выше — соотношения мышления и воображения. На самом деле, творческое преобразование мира — это, скорее, функция мышления, а не воображения. Однако когда речь идет о творческом (продуктивном) воображении и образном мышлении, то, как уже было сказано, четкую грань между ними провести невозможно. По этой причине творчески преобразовательная функция мышления в продуктивном (или творческом) воображении также переносится на само воображение. Такое воображение позволяет человеку нс просто воспринимать, копировать действительность, но и преобразовывать ее, особенно когда продукты воображения — образы, планы, идеи и т.п. — материализуются, воплощаются в действительность, превращаясь в то, что существует не только виртуально, в воображении человека, но и реально в жизни.

К примеру, художник, композитор или писатель, задумав произведение, создает его, обогащая духовную культуру людей. Инженер или ученый, придумав новую машину или высказав новую научную гипотезу, реализуют ее в соответствующих продуктах своей творческой деятельности, обогащая людей нс только новыми знаниями, но и предметами материальной культуры. То же самое делают люди всех творческих профессий. Нечто новое вначале всегда создается (представляется) в воображении и только затем воплощается в материальные или идеальные продукты, доступные другим людям.

Образные представления и действия с образами в уме (в воображаемом плане) лежат в основе творческого мышления, характерного для людей, занимающихся художественно-изобразительным искусством, литературой, театром, дизайном, многими другими видами профессиональной деятельности, связанными с образным (наглядно-образным) мышлением. Художник, например, прежде чем писать картину, обязательно представляет ее целиком или отдельные ее фрагменты в своем воображении. Писатель, прежде чем взять в руки пишущий инструмент, обязательно представляет в воображении эпизод, который он собирается описать. Режиссер, прежде чем приступить к репетициям, представляет себе не только будущую сцену, но и действия отдельных ее участников-актеров.

Третья функция воображения связана с психологической саморегуляцией и управлением практической деятельностью человека. Чтобы оказать влияние на себя, человек использует словесное самовнушение и образное представление. Например, он может представить в воображении какую-либо приятную картину, и его настроение, а также общее физическое состояние вследствие этого улучшится. Он можем представить себе процесс удовлетворения какой-либо жизненно важной для него потребности, и связанная с ней напряженность временно уменьшится.

Для того чтобы научиться сознательно управлять своей деятельностью, человек планирует ее и заранее представляет в воображении. Так поступает каждый, кто озабочен тем, чтобы, действуя определенным образом, как можно быстрее достичь поставленной цели. Если, к примеру, человеку предстоит какая-либо важная встреча, от которой многое в его жизни зависит, то он заранее продумывает и представляет ее во всех деталях с расчетом на то, чтобы вести себя правильно во время этой встречи и добиться желаемого результата.

Готовясь к выполнению какой-либо деятельности, человек продумывает эту деятельность с начала и до конца во всех се существенных деталях. Если эта деятельность включает в себя достаточно сложные движения, то, рассчитывая на их точное и безошибочное исполнение, человек предварительно проигрывает эти движения в воображении. При этом одновременно с воображаемым выполнением движений у него происходит едва заметное сокращение и расслабление определенных групп мышц, участвующих в реализации данного движения, в определенной последовательности. Тем самым не только психика человека, но и его мышечная система готовятся к практическому выполнению соответствующих движений и деятельности в целом.

Четвертая функция воображения — психокоррскционная — настолько важна, что давно и с успехом используется во многих современных методах психотерапии и психокоррекции. В качестве наиболее известных примеров можно назвать ее применение в аутогенной тренировке, гештальтерапии и нейролингвистическом программировании. Здесь человека целенаправленно учат тому, как мысленно представлять некоторую ситуацию, сознательно рассчитывая на то, что соответствующие мысли или образы окажут обратное влияние на человека и в конечном счете приведут его в нужное психическое и физическое состояние.

Пятая функция воображения — психодиагностическая. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определенные выводы о его психологии. Эта функция воображения давно и активно используется во многих психодиагностических тестах, в которых спонтанные или целенаправленно порожденные инструкцией продукты воображения используются в диагностических целях. Такие тесты получили название проективных. В них человеку предлагают что-либо придумать на определенную тему, а затем продукты его воображения подвергают содержательному анализу, и на основе такого анализа делают выводы о присущих данному человеку психологических особенностях.

Практика показывает, что подобному анализу можно подвергнуть не только продукцию проективных тестов, но и литературные и художественные произведения, создаваемые творческими людьми. Известен, к примеру, факт, когда основатель психоанализа, врач-психиатр 3. Фрейд поставил достаточно точный диагноз (эпилепсия) русскому писателю Ф. М. Достоевскому, ознакомившись с некоторыми из его романов. Говорят также, что многие врачи-психиатры ставили достаточно точный диагноз известному художнику Сальвадору Дали (шизофрения), будучи знакомыми лишь с написанными им картинами. В данном случае имеется в виду, конечно, диагностика не реального заболевания, которое делает людей не вполне нормальными: и известный русский писатель, и известный испанский художник не были больными людьми в строгом, медицинском значении этого термина. По особенности их мышления и поведения в реальной жизни, а также содержание и сюжеты написанных ими произведений действительно напоминали мышление и поведение соответствующих больных людей.

Подведем краткие итоги обсуждению видов и функций воображения.

  • 1. Классификации видов воображения, предлагаемые разными авторами, существенно отличаются друг от друга. Иногда они частично пересекаются с классификациями видов памяти и мышления.
  • 2. Чаще всего воображение делят на активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное.
  • 3. Иногда также выделяют и отдельно рассматривают такие виды воображения, как творческое и нетворческое, произвольное и непроизвольное, абстрактное и конкретное, однако они называются в работах немногих психологов.
  • 4. Воображение в трудах некоторых ученых и авторов учебников по психологии трактуют иногда расширительно, включая в него функции, присущие другим познавательным процессам. Поэтому до сих пор существует проблема выделения воображения и его отделения других психических процессов.
  • 5. Галлюцинации и сновидения представляют собой самые сложные для научного объяснения виды воображения.
  • 6. Несмотря па существование многих теорий сновидений, созданных учеными на протяжении более чем двух тысячелетий, сновидения до сих пор еще не имеют полностью удовлетворительного научного объяснения.
  • 7. Воображение в жизни людей выполняет много различных функций. Основные из них следующие:
    • а) возможность познания и преобразования реального мира через воображение;
    • б) программирование и планирование деятельности;
    • в) психорегулирующая функция;
    • г) психотерапевтическая (психокоррекционная) функция;
    • д) психодиагностическая функция.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий