"удалите все соцсети, начните жить реальной жизнью": что не так с модой на социальный аскетизм?
Секрет популярности учения о социальном аскетизме в том, что оно попало в больное место общества. Мы проводим слишком много времени онлайн, чрезмерно велика наша зависимость от чужого одобрения. Лайки будто превратились в валюту, а настоящего человеческого лица с морщинками и прочими недостатками на фото сегодня и не увидишь. Виртуальный эфир полон красавиц и красавцев, которые без конца путешествуют, не стареют, успевают воспитывать пятерых малышей без помощи нянь и бабушек, а в перерывах между блистательными фотосессиями только и успевают отбиваться от желающих приобрести их уникальные тренинги личностного роста.
Что же такое социальный аскетизм и есть ли в этом новом тренде научный смысл?
Книга «Аскетизм» начинается с хлесткого сравнения современного общества с толпой парнокопытных. Они – ведомые создания, неотличимые друг от друга. Смысл их жизни строится вокруг повторения паттернов поведения собратьев. То ли дело львы – эти благородные животные уникальны, говорит автор. Они – цари природы, они принимают суровые и правильные решения, они счастливы, греясь на солнышке или настигая очередную антилопу, чтобы впиться зубами ей в глотку.
Обращение к животному миру как к серьезному аргументу для отстаивания своей позиции в вопросах социальных отношений всегда настораживает. Как и сравнение большинства людей с тупыми баранами, которые дружным стадом идут в магазин, чтобы получить кредит на новую модель смартфона. В то время как социальные аскеты, то есть, с точки зрения вселенской справедливости, гордые львы, идут по жизни, высоко задрав голову и издавая издевательский рык в сторону глупых баранов.
Вот правила социального аскетизма, которые Патрик Дж. Холл рекомендует внедрить в жизнь:
• Удалите собственные аккаунты во всех соцсетях,
• Перестаньте следить за жизнью других людей в Интернете,
• Не читайте новости в соцсетях и где бы то ни было еще,
• Выкиньте из жизни всех людей, которые доставляют вам хоть малейший дискомфорт (даже если эти люди – ваши родственники),
• При необходимости получить какую-то информацию – вбейте запрос в поисковик и прочитайте лишь нужную заметку, а затем закройте страницу и идите жить реальной жизнью,
• Перестаньте делать лишние покупки, в том числе не приобретайте продукты, которые навязывает вам пищевая промышленность, питайтесь максимально просто.
В то время как диетологи всего мира пишут статьи и книги, разъясняющие, как питаться без излишеств, но при этом полноценно и сбалансированно, Патрик Дж. Холл идет по простому пути и приводит свой пример «идеального рациона»: всего-то нужно купить мешок риса и дешевую шоколадку. Эксперты Всемирной организации здравоохранения не согласятся с идейным вдохновителем социальных аскетов, но какое ему до этого дело? Хотя на данном пункте даже у минимально подкованного в вопросах диетологии читателя возникнут сомнения, а не слишком ли широкими мазками Патрик Дж. Холл рисует образ жизни социального аскета? Не грозит ли неофиту, который решится последовать за своим вдохновителем, запор от отсутствия клетчатки и болезнь бери-бери от дефицита витамина В1?
Дальше – больше. Автор упоминает о белых кроссовках как о «визитной карточке» социального аскета. Мол, это «образ минимализма и осознанного выбора». Да-да, вы не ослышались. Вам было сказано купить белые кроссовки, даже если вы не носите спортивную обувь и вообще любите зеленый цвет. Великолепный пример осознанного выбора, не правда ли?
Отчего-то сама собой возникает в воображении сцена, как Патрик Дж. Холл приходит домой к маме, с которой живет, утомленно ставит на пол очередной мешок риса, снимает свои запыленные белые кроссовки и начинает намывать их при помощи маминой зубной щетки над раковиной. «Сынок, ты двинулся кукушкой?» — спрашивает у Патрика его мама. И тот немедленно выкидывает маму из социальных сетей, из квартиры и из своей жизни. Он действует решительно и быстро, как истинный гордый лев. Его белые кроссовки сияют едва ли не ярче, чем его самодовольство.
Однако есть в концепции социальных аскетов и разумное зерно:
• Мы перегружены информацией. Человек в среднем способен удерживать внимание на странице всего 11 секунд. Мы потребляем слишком много ненужных сведений, которые не дают нам ничего полезного. Типичный «фастфудный» контент обычно цепляет за эмоции и будит глубинные переживания читателя. Результат – двухчасовая схватка с интернет-троллем в комментариях, чувство полного опустошения и обидным образом вычеркнутое из жизни драгоценное время. Но пребывание в соцсетях может быть полезным: здесь врач может общаться коллегой с другого континента на профессиональные темы и получать уникальную информацию, которой нет ни в одном учебнике. Здесь подросток может найти носителя иностранного языка и поболтать с ним о сериале вроде «Игры престолов», который является универсальным и понятным культурным кодом вне зависимости от геопозиции. Но бессмысленное потребление изображений целлюлита у Рианны или выдуманных новостей про зараженные коронавирусом бананы, которые завезли в Россию, лучше свести к минимуму. При этом никто не мешает изучать искусство, язык или науки – благо, ресурсов для этого в Интернете предостаточно.
• Мы поддерживаем многие социальные связи не для удовольствия и не по деловой необходимости, а исключительно по причине собственного невротизма. «Расхламление» телефонной книги, списка друзей в соцсетях и круга общения – отличная мысль, если вы ощущаете постоянную усталость от контактов с людьми. Нет необходимости пить кофе с коллегами по работе каждый день, если в их присутствии вам все время скучно. Посещение новогоднего корпоратива – также совсем не обязательная опция. Продвинутый уровень – игнорирование родительских собраний в школе, на которых полезная информация дается в первые 10 минут, а далее 2 часа происходит кровавая и бессмысленная схватка участников родительского комитета на тему марки кулера, который нужно установить в кабинете директора.
• Чтобы научиться осознанному потреблению, нужно время. Даже если вы всецело поддерживаете идею минимализма, являетесь фанатом «магической уборки» от Мари Кондо и рыдаете от счастья, сдавая пластиковые бутылки в пункт переработки, будьте готовы к тому, что в вашей жизни будут возникать внезапные и нелепые покупки. Не стоит винить себя за них. Просто продолжайте двигаться в направлении осознанности и разумного подхода к потреблению. И да, мешок риса в качестве основы рациона – плохой пример осознанного потребления.
Чем отличается социальный аскетизм от модного нынче дофаминового голодания и «цифрового детокса»?
Те, кто практикует дофаминовое голодание, лишь на время отказываются от пользования гаджетами для развлечения, чтобы потом снова вернуться к листанию ленты фейсбука с обновленными – и оттого очень чувствительными – дофаминовыми рецепторами в мозге.
Медиа-аскеза подразумевает перестройку образа жизни, пересмотр собственных ценностей. Это не полный отказ от техники и удовольствий. Один из последователей учения Патрика Дж. Холла остроумно заметил: «Во время бесед об аскетизме слушатели осторожно прячут смартфоны в карманы, опасаясь, что их устройства схватят и бросят в аналог первобытной пещеры.» Наверное, было бы прекрасно найти собственный гармоничный вариант отношений с социумом в реальности и в Интернете. Для этого потребуются определенные усилия, терпение и время. Еще одна мудрая мысль, которую можно найти в книге «Аскетизм»: разумнее пересмотреть образ жизни, чем устраивать себе бессмысленное «фейсбучное голодание» в течение суток.
Вот меткое наблюдение от Ирины Гусинской, заместителя главного редактора крупного издательства, о «фейковом» аскетизме: «Иногда остается только внешняя форма, оболочка аскетизма, эго аскета приобретает угрожающие размеры, избранная цель достигается всеми средствами. Аскет без любви превращается в эгоцентричного, безжалостного к другим человека.» Отчего-то сразу вспоминается Патрик Дж. Холл, который с гордостью описывает телефонные разговоры со своей мамой: в беседе он нисколько не интересуется ее эмоциональным состоянием и ни на секунду не готов проявить хоть немного эмпатии, зато решительно прикрикивает на нее, когда та решает рассказать ему немного новостей об общих знакомых. Вполне точный портрет «эгоцентричного и безжалостного к другим человека», правда?
Небывалый успех нехитрых и не новых, в общем-то, идей социального аскетизма связан с агрессивной и напористой манерой подачи, которая так симпатична многим российским мужчинам патриархального склада ума (чего стоит одна только история о том, как автор «Аскетизма» насильно удалил все соцсети из смартфона жены и запретил ей восстанавливать их), а также с обилием упрощений и допущений.
И все-таки эту книгу стоит прочитать, чтобы задуматься: «Как я могу сделать свою жизнь проще и счастливее?» И, возможно, начать собственную историю разумного медиа-аскетизма.
Больше интересного тут: https://sunmag.me/
§
Секрет популярности учения о социальном аскетизме в том, что оно попало в больное место общества. Мы проводим слишком много времени онлайн, чрезмерно велика наша зависимость от чужого одобрения. Лайки будто превратились в валюту, а настоящего человеческого лица с морщинками и прочими недостатками на фото сегодня и не увидишь. Виртуальный эфир полон красавиц и красавцев, которые без конца путешествуют, не стареют, успевают воспитывать пятерых малышей без помощи нянь и бабушек, а в перерывах между блистательными фотосессиями только и успевают отбиваться от желающих приобрести их уникальные тренинги личностного роста.
Что же такое социальный аскетизм и есть ли в этом новом тренде научный смысл?
( Read more…Collapse )
§
Секрет популярности учения о социальном аскетизме в том, что оно попало в больное место общества. Мы проводим слишком много времени онлайн, чрезмерно велика наша зависимость от чужого одобрения. Лайки будто превратились в валюту, а настоящего человеческого лица с морщинками и прочими недостатками на фото сегодня и не увидишь. Виртуальный эфир полон красавиц и красавцев, которые без конца путешествуют, не стареют, успевают воспитывать пятерых малышей без помощи нянь и бабушек, а в перерывах между блистательными фотосессиями только и успевают отбиваться от желающих приобрести их уникальные тренинги личностного роста.
Что же такое социальный аскетизм и есть ли в этом новом тренде научный смысл?
( Read more…Collapse )
2022 — год переосмысления интернета: медиааскетизм
В уходящем году было модно отключаться от интернета. Задали моду туристические агентства, а потом понеслось: журналисты бросали свои айфоны и уходили в аналоговые затворы, как в 19 веке, года Генри Торо ушёл подальше от цивилизации в лес. Digital detox — это сознательный перерыв в использовании смартфонов и компьютеров, для снятия стресса или общения. Люди устают от постоянной включенности, но признаются, что не так-то просто отказываться от использования интернета и технологий.
В этом году на русском вышла книга «Как выжить без интернета после передозировки» Тьерри Круазе — французского архигика, который отказался от интернета на полгода. Тьерри пережил стресс и паническую атаку, после чего выдернул штекер из сети и описал свой опыт отключения. В конце пути Тьерри прекрасно сформулировал цель своего эксперимента: нам нужно переосмыслить своё пользование технологиями. Лучший способ для этого — отрезать себя от интернета на некоторое время, чтобы произвести отбор, выявить бесполезное и посредственное, чтобы знать, когда пользоваться сетью, а когда выходить из неё. Цель [отключения] — не поставить технологии на своё место. Цель — понять, какие преимущества и выгоду даёт их использование.
Идея, которую несу и я в том числе, — каждый человек должен попробовать опыт отключения. Для этого нужно хотя бы на неделю отключиться от тех сервисов, в которых он проводит наибольшее количество времени (или от интернета совсем). Я обещаю, что для многих это будет незабываемым путешествием. Вы вернётесь в сеть немного другим человеком. Как сказал один исследователь Афонского монашества, даже неделя в монастыре потом транслируется на весь последующий повседневный опыт.
Идеи Генри Торо не нашли сильной поддержки у современников. Роберт Луис Стивенсон назвал побег автора от общества трусостью. Но идеи, заложенные в его книгах, стали культовыми в 20 веке, в связи с обострением экологической проблематики и возникновением движения за сохранение окружающей среды. Я думаю, медиааскетизм ожидает подобная судьба, и мы все о нём вспомним, когда к сети будем подключаться через разъёмы в наших затылках.
Медиааскетизм | wikiwand
Необходимо освещение с различных точек зрения.Статью нельзя назвать рекламной, но в ней слабо представлена критика. Пожалуйста, добавьте информацию из публикаций и других источников, позволяющих осветить объект статьи с разных сторон. На странице обсуждения могут быть подробности.
В статье есть список источников, но не хватает сносок.Без сносок сложно определить, из какого источника взято каждое отдельное утверждение. Вы можете улучшить статью, проставив сноски на источники, подтверждающие информацию. Сведения без сносок могут быть удалены.
МедиаведениеПонятия
Альтернативные медиа
Медиааскетизм
Медиавосприятие
Медиаданные
Медиазависимость
Медиамагнат
Массмедиа
Медиакомпетентность
Медиапространство
Медиасообщение
Медиатекст
Новые медиа
Прозрачность медиа
Социальные медиа
Теория Холла
Цифровой детокс
Исследователи
Вальтер Беньямин
Маршалл Маклюэн
Гарольд Иннис
Лоренц Энгель
Николас Негропонте
Александр Федоров
Стюарт Холл
Ноам Хомский
Направления использования
Медиаграмотность
Медиаобразование
Медиаэкология
Трансмедиация
Мониторинг СМИ
Медиаискусство
Право массмедиа
Рамочный анализ
Медиабрендинг
Учреждения
Всемирная газетная ассоциация
Институт информационного, телекоммуникационного и медиаправа
Медиааскети́зм (англ. Media-Asceticism) или цифровое воздержание[1] — это идеология, социальная практика и формирующееся в настоящее время социальное движение, целью которого является достижение человеком осознанного контроля за своей жизнедеятельностью в пространстве медиа-коммуникаций и в виртуальной реальности. По сути, практики медиааскетизма следует понимать как стремление современного человека обрести свою субъектность в пространстве медиа-коммуникаций, выйти за рамки приписанной ему роли реципиента и/или ретранслятора медиа-дискурса.
Вопреки стереотипам, медиааскетизм не предполагает полного отказа от новых информационных технологий в повседневной жизни, как понятие аскеза в подлинном смысле означает не столько отказ и воздержание, сколько самодисциплину и самосовершенствование. Медиааскеза, согласно авторам идеи, не является сугубо негативной практикой (практикой отказа), не представляет собой виртуальный дауншифтинг. Медиааскеза — это, в первую очередь, попытки контролировать тот поток информации, получателем которой является современный человек. Практики ограничения и воздержания выступают инструментами и техниками, благодаря использованию которых оттачивается самодисциплина.
Медиааскетизм является относительно новым явлением, первые проявления его датируются началом второго десятилетия нынешнего столетия (2022-е). Медиааскетизм неравномерно представлен в мировом масштабе и в социальном пространстве. Популярность медиааскетизма прямо зависит от того, насколько плотно цифровые технологии интегрированы в жизненный мир человека. Соответственно, данная практика является более актуальной для жителей стран «Золотого миллиарда» и представителей среднего и высшего класса. Последнее связывает медиааскетизм с феноменом «медиаснобизма» — демонстративного отказа от использования цифровых технологий, становящегося в настоящее время маркером принадлежности к привилегированным классам.
Единой идеологической базы для медиааскетизма как социального движения на настоящее время также не существует. О необходимости контроля над информационными потоками медиааскеты говорят, опираясь на самые различные идейные и мировоззренческие идеи: от крайне консервативных и клерикальных до радикально либертарных и анархистских. Таким образом, можно говорить о том, что данное социальное движение находится в настоящее время на этапе становления.
Связанные понятия
— понятие, которое впервые ввели представители Франкфуртской школы Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно в своей знаменитой работе «Диалектика просвещения». По их мнению, индустрия культуры — это целый промышленный аппарат по производству единообразных, стандартизированных новинок в сферах искусства, живописи, литературы, кино и др. Она не несет за собой ценностных ориентиров для человека, не направлена на духовное обогащение и просвещение, являясь, по сути, развлекательным бизнесом…
или метамедиум — (media лат., мн.ч. от medium — средство, посредник) термин, появившийся в XX веке, который подразумевает под собой всеобъемлющее, повсеместное распространение средства массовой коммуникации, которое в своей роли превосходит другие, является главным. Оно определяет, как и что именно будут передавать другие средства массовой коммуникации, а также определяет, как именно люди будут получать ту или иную информацию.Метамедия задаёт обществу определённую модель восприятия информации…
(«иной», «чужой») — одна из центральных философских и социо-культурных категорий, определяющая другого как не-Я. Другой — это любой, кто не является мной, отличен от меня, нетождественен мне и даже противостоит мне, но в то же время относится, как и я, к человеческому роду и внешние проявления его жизнедеятельности напоминают мои собственные, хотя я и не могу проникнуть в их глубинное измерение.
(греч. ξένος (xénos) — иностранный, чужеземный, лат. centrum — центр круга, средоточие) — убеждение, что продукты, стили и идеи своего собственного общества ниже по уровню, чем те, которые происходят из других мест . Ксеноцентризм подразумевает склонность одних культур рассматривать другие как превосходящие свои собственные. Это явление представляет собой обратную сторону этноцентризма, то есть склонности человека, этнических и этноконфессиональных групп оценивать все жизненные явления…