Что такое апперцепция?
Это условное восприятие всего, что окружает человека. Оно зависит от личного опыта, представлений и приобретенного знания. Например, человек, занимающийся дизайном, зайдя в помещение, в первую очередь будет оценивать его обстановку, цветовое оформление, расположения предметов и прочее.
В философии, трансцендентальное синтетическое единство апперцепции предполагает, что выявленная структура «Я» может использоваться для объяснения априорных синтетических познаний. Этот смысл вложен в понятие «трансцендентальный».
Анализ рукописей
Самосознание философ трактует как акт чисто спонтанный, указывающий на то, что чистая апперцепция принадлежит к высшим познавательным способностям. В связи с такими представлениями не удивляет то, что Кант иногда отождествляет единство апперцепции (первоначальное) и рассудок.
Анализ рукописей философа показал, что он накануне представления своего труда «Критика чистого разума» трактовал «Я» в духе рациональной психологии. Это значит, что «Я» — вещь в себе, доступная апперцепции (непосредственному интеллектуальному созерцанию). Отказ от такой позиции впоследствии привел к нестыковкам в структуре аргументации.
Позже понятие «трансцендентальная апперцепция» и ее единство послужило началом для создания научных трудов Фихте.
Единство и тождественность
От того, на какие вещи человек обращает внимание больше всего, и зависит окружающая среда. Его самоощущение определяется исключительно собственным мнением, отношением к обстоятельствам и всему происходящему вокруг. Единство и тождественность при самосознании субъекта является предпосылкой для познавательного синтеза. Это и есть трансцендентальное единство апперцепции, которое должно отсекать любые аномалии в мышлении личности.
Вам будет интересно:Сущность сознания: понятие, структура, виды
Что человек думает, как относится к происходящим событиям – все это определяет его эмоции, чувства и формирует определенную идею, точку зрения и подобные проявления. В мире может происходить все, что подвластно уму человека. Такое понятие, как трансцендентальное единство апперцепции, предполагает наличие самосознания, отображающего образ мышления человека в отношении любого события в жизни и окружающем мире без проявления чувственной оценки.
Поиски и установки
Избирательное восприятие, или апперцепция, примеры которой были приведены выше, указывает на внимательное и вдумчивое восприятие окружающего мира, основанное на собственном опыте, знаниях, фантазиях и других взглядах. Все эти категории – различные у разных людей.
Если же человек имеет твердое ощущение внутри себя, которое называется «хочу», то он начинает поиски соответствующего его желанию и способствующего реализации задуманного. На ощущения влияют также установки и психическое состояние личности.
Опираясь на то, что синтетическое единство апперцепции приводит человека к познанию окружающего мира через призму своих мыслеобразов и ощущений, можно сказать и обратное. Например, к каждой личности, с которой происходит общение, у другого человека возникает то или иное к ней отношение.
Вам будет интересно:Кто такие агностики и почему они отрицают возможность познания мира?
Само понятие апперцепции разделяют по видам: культурная, биологическая и историческая. Она бывает врожденной и приобретенной. Апперцепция имеет очень большое значение для человеческой жизни. Сам же человек обладает способностью меняться из-за влияния новой информации, осознавать, воспринимать, дополнять свои знания и опыт.
Философское понятие апперцепция, определение которого говорит нам об осознанном восприятии всего окружающего на основе личного опыта и знаний, имеет латинское происхождение. Оно широко применяется в психологии. Результатом такого процесса будет ясность и отчетливость элементов сознания.
Впервые термин апперцепция предложил немецкий философ и математик Лейбниц Г. В. Он занимался еще логикой, механикой, физикой, юридической наукой, историей, был ученым, философом и дипломатом, изобретателем и языковедом. Лейбниц является основателем и первым президентом Берлинской Академии наук. Ученый был и иностранным членом Французской Академии наук.
Лейбниц обозначил этим термином сознание, рефлективные акты, дающие человеку мысль про «Я». Апперцепция отличается от перцепции, неосознаваемого восприятия. Он объяснил различие между восприятием-перцепцией (внутреннее состояние монады) и апперцепцией-сознанием (рефлективным познанием этого состояния внутри человека). Лейбниц Г. В. ввел различие между этими понятиями в полемике с картезианцами, принимающими в качестве «ничто» неосознаваемые восприятия.
Развитие
Впоследствии понятие апперцепция получило наибольшее развитие в немецкой философии и психологии. Этому способствовали работы И. Канта, И. Гербарта, В. Вундта и других. Но даже при наличии различий в понимании, это понятие рассматривалась как способность души, спонтанно развивающаяся и являющаяся источником единого потока сознания.
Лейбниц ограничивал апперцепцию высшей ступенью познания. Кант так не думал, и разделял трансцендентальную и эмпирическую апперцепцию. Гербарт уже вводит понятие апперцепции в педагогику. Он истолковывает ее как осознание субъектами новой информации под влиянием запаса опыта и знаний, которые называет апперцептивной массой.
Вундт превратил апперцепцию в универсальный принцип, который объясняет начало всей психической жизни у человека, в особую психическую причинность, внутреннюю силу, детерминирующую поведение личности.
В гештальтпсихологии апперцепция сводится к структурной целостности восприятия, которая зависит от первичных структур, возникающих и меняющихся в зависимости от своих внутренних закономерностей. Само же восприятие – это активный процесс, где информация принимается и используется для выдвижения гипотез, а также их проверки. Характер таких гипотез зависит от содержания прошлого опыта.
Когда происходит восприятие какого-либо предмета, то активизируются и следы прошлого. Так, один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться различным образом. Чем богаче у конкретного человека опыт, тем будет более насыщенным его восприятие, тем больше он сможет увидеть в событии.
То, что будет воспринимать человек, содержание воспринимаемого, зависит от поставленной задачи этим самым человеком и мотивами его деятельности. На содержание реакции оказывает существенное влияние фактор установки субъекта. Он складывается под влиянием непосредственно того опыта, который был получен ранее.
Это своеобразная готовность воспринимать новый объект определенным образом. Такое явление было изучено Д. Узнадзе вместе с его сотрудниками. Оно характеризует зависимость самого восприятия от состояния субъекта, которое определяется предшествующим опытом.
Влияние установки распространяется на работу разных анализаторов и носит широкий характер. В процессе самого восприятия принимают участие чувства, которые могут изменить значение оценки. Если присутствует эмоциональное отношение к предмету, то он легко может стать объектом восприятия.
Источник
Различия
Такая интересная наука, как рациональная психология, опровергалась Кантом. В ней понятие трансцендентной апперцепции с ее единством не смешивается с трансцендентальным субъектом, его носителем, о котором практически ничего не известно. Именно на ошибочном отождествлении этих терминов основывается рациональная психология.
Очень важно отметить, что впечатления сводятся, прежде всего, к одному общему представлению о предмете. На основании него вырабатываются основные и простейшие понятия. В таком значении Кант подразумевал синтез апперцепции. При этом он доказывал, что формы этого синтеза, сочетания впечатлений, понятие пространства, времени и основные категории являются прирожденным достоянием человеческого духа. Это не вытекает из наблюдения.
С помощью такого синтеза новое впечатление, благодаря сравнению и сопоставлению, вводится в круг выработанных ранее понятий и впечатлений, удержанных в памяти. Так оно получает свое место между ними.
Разные люди – разное восприятие
В философии трансцендентальное единство апперцепций – это понятие, введенное Кантом. Впервые он использовал его в своей работе «Критика чистого разума».
Философ разделяет первоначальную и эмпирическую апперцепцию. В жизни часто можно встретить ситуацию, когда люди, будучи участниками одних и тех же событий, могут говорить о них по-разному. Это зависит от личного восприятия человека. И бывает так, что складывается впечатление, будто это совершенно два разных случая, хотя говорят об одном и том же.
Соответствие и несоответствие
Вам будет интересно:Эпистема — это… Понятие, основные принципы теории, формирование и развитие
Важно иметь терпимость и не удивляться присутствию в мире одновременно самых разных вещей: прекрасных и ужасных. Что значит проявить терпимость? Это осознанно принимать несовершенство мира и самого себя. Необходимо понимать, что все могут ошибаться. Мир не идеален. И связано это с тем, что все окружающее человека может не соответствовать представлению его или другого человека.
Например, кого-то хотят видеть брюнетом, а он рыжий. Или ребенок должен быть спокойным и послушным, а он непоседа и шалун. Поэтому трансцендентальное единство апперцепции предполагает терпимость, которая проявляется в том, что присутствует понимание возможного несоответствия других людей и окружающего мира чьим-либо ожиданиям и представлениям. Мир такой, какой есть — реальный и постоянный. Меняется только сам человек и его мировоззрение.
Вам будет интересно:Данилевский Николай: биография, основные идеи теории, творческая деятельность, научные труды
Сфера использования понятия
Вообще, данное явление было рассмотрено многими философами и представителями иных наук. Его широко используют в психологии, медицине, социологии и других сферах человеческого бытия. Кант сочетал возможности людей. Он выделял эмпирическую апперцепцию, что значит познавать самого себя, и трансцендентальную, указывающую на чистое восприятие мира.
Например, Гербарт И. говорит об этом понятии, как о процессе познания, получения человеком новых знаний и объединения их с уже имеющимися. Вундт В. характеризует апперцепцию, как механизм, который структурирует личный опыт в сознании человека. Адлер А. прославился мнением о том, что человек видит то, что он хочет увидеть.
Такое понятие, как трансцендентальное единство апперцепции, простыми словами, характеризует способность человека интерпретировать собственное мироощущение. Это его личное отношение или оценка окружающего мира и людей. Такое понимание присутствует в медицине и социологии.
Трансцендентальное единство апперцепции
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ — в философии Канта — единство самосознания, производящее чистое наглядное представление «я мыслю», данное до всякого мышления и в то же время не принадлежащее чувственности; представление, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознании. Иначе говоря, это единство сознания мыслящего субъекта, в отношении которого только и возможно представление о предметах. После того как в «Аналитике понятий» был дан перечень всех первоначальных чистых понятий синтеза, «которые рассудок соединяет в себе a priori и с помощью которых он только и может понимать что-либо в многообразии наглядного представления», Кант осуществляет свою знаменитую трансцендентальную дедукцию категорий. Целью этой дедукции становится показать конституирование доступных познанию объектов как результат применения категорий к созерцаниям. В параграфах 15-20 этой дедукции он осуществляет попытку отыскать в самом рассудке первоисточник всех возможных видов связей и синтезов. Тем изначальным единством, без которого, согласно Канту, вообще не было бы возможно любое синтезирующее действие, а также высшим объективным условием возможности всех синтезов рассудка и высшим условием «объективности знания» (в кантовском смысле) становится у него единство человеческого «Я», единство сознания мыслящего субъекта. Исследуя это единство «со стороны» сознания субъекта, Кант называет его «трансцендентальным единством самосознания«, которое является констатируемой априорной данностью. Это означает, что оно не может быть результатом познания или опыта; оно предшествует последнему, т.е. априорно. Оно является условием возможности подведения многообразия чувственно наглядного представления под априорные понятия единства. Таким образом, именно принадлежность этого чувственного многообразия к единому сознанию субъекта, в котором это многообразие находится, и становится высшим условием возможности всех синтезов. Проявления и функции этого невидимого единства Кант описывает через картезианское cogito, но не совсем в том ключе, как это делал сам Декарт. Он считает, что это cogito (я мыслю) должно сопровождать все мои представления, в противном случае во мне представлялось бы нечто такое, что вовсе нельзя было бы мыслить; иными словами, «представление или было бы невозможно или, по крайней мере, для меня не существовало бы». Представление, которое может быть дано до всякого мышления, называется у Канта созерцанием. Все многообразное в созерцании имеет, следовательно, необходимое отношение к (представлению) я мыслю в том самом субъекте, в котором это многообразие находится». Но это представление, по Канту, и есть акт спонтанности; т.е. нечто, не принадлежащее чувственности. Это и есть чистая апперцепция, самосознание, порождающее представление «я мыслю», которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании. Единство апперцепции, по Канту, есть, дано изначально в качестве внутреннего неотъемлемого человеческого свойства.Вопрос о том, каким образом оно могло бы быть выведено, Кантом не затрагивается, хотя он явно против рассуждений о какой-то «вложенности» его в человеческое сознание Богом. Т.Е.А. делает возможным, таким образом, применение категорий рассудка к чувственным созерцаниям, т.к. «объект и есть то, в понятии чего объединено многообразное, схватываемое данным созерцанием». Это так называемое объективное единство самосознания (в отличие от ранее описанного «субъективного единства сознания»), благодаря которому все данное в созерцании многообразие объединяется в понятие об объекте и благодаря чему для человека и его сознания конституируется весь познаваемый им предметный мир (в гносеологическом смысле). Опыт, а следовательно и естествознание оказываются, таким образом, возможны благодаря наличию в рассудке априорных категорий и их применению к чувственным данным. Впоследствии именно из идеи Т.Е.А. Фихте выстроит всю систему своей философии, первым основоположением которой и станет тезис: «Я полагает первоначально свое собственное бытие» или «Я полагает Я». При этом Фихте даст совершенно иное толкование этому понятию, да и роль его в учении последнего будет существенным образом отличаться от той, которую оно имело у Канта в «Критике чистого разума». Толкуя Т.Е.А. в качестве самосознания, сопровождающего все представления в сознании, Кант не пытался вывести все содержание сознания из этого первоначального единства самосознания, как это сделал Фихте, и резко выступал против этого положения Фихте, совершенно недвусмысленно разъясняя недопустимость использования понятия Т.Е.А. в таких целях. Он подчеркивал, что оно есть акт, в котором мне открывается только то, что я существую и ничего более относительно меня самого: как я существую сам по себе и т.п. Только синтез мышления и чувственности дает это знание, как и познание вообще. Кант полагал то, что формула «я мыслю» выражает акт моего существования, этим мое существование уже дано. Но тот способ, каким я должен его определять, этим еще мне не дан. По Канту, я не могу определить свое существование как самодеятельного существа, а могу лишь представлять самодеятельность моего мышления. У Канта, таким образом, появляется его знаменитая идея «вещи в себе». Подобно тому, как явления внешнего мира мы познаем через синтез рассудком многообразия, данного аффицированием нашей чувственности «вещью в себе», так же мы познаем и себя.Наше внутреннее Я есть результат воздействия на наше внутреннее чувство «вещи в себе». Мы для себя сами тоже являемся «вещью в себе» и познаем себя лишь постольку, поскольку сами себе являемся. Таким образом, о себе как о «вещи в себе» мы знаем лишь то, что Я есть и ничего более: из этого «Я есмь» вывести, по Канту, невозможно, никакого содержания нашего Я. По Фихте же, акт трансцендентальной апперцепции является актом созерцания с помощью рассудка, актом, в котором рассудок выступает как интуитивный или, согласно Фихте, в акте апперцепции и порождается впервые само наше Я и таким образом сознание становится тождественным у Фихте самосознанию, оно порождается нами самими в акте интеллектуальной интуиции. В любом акте восприятия, мышления и т.д., по Фихте, я обязательно примысливаю свое Я как сознающее само себя. И хотя у Канта «Я мыслю» тоже сопровождало все мои представления, это осуществлялось как бы само собой, без особого усилия. Поэтому и самосознание у Канта было не более чем фактом, данностью и т.п. Более того, принцип самосознания был в философии Канта ограничен принципом сознания или «вещью в себе», указывающей на изначальную данность другого, в принципе не выводимого из самосознания и данного наряду с ним. Элиминируя дуализм Канта и признавая первичность самосознания, Фихте затем выведет из него и все остальное, отличное от Я, т.е. не-Я.
Формы и законы
Кант говорит о том, что, зная чистые формы такого синтеза, под которыми он понимает категории, люди могут антиципировать законы. В свою очередь, этим законам должны подчиняться явления, как следствие возможного опыта. В противном случае эти законы не дойдут до эмпирического сознания, не будут восприняты.
Вам будет интересно:Ведическая философия: основы, период появления и особенности
Поэтому трансцендентальное синтетическое единство апперцепции предполагает высшее основоположение знания, носящее аналитический характер. Само понятие «Я» уже в себе имеет представление о синтезе внутри него всех возможных представлений. Но, само аналитическое единство апперцепции может иметь место исключительно благодаря ее первоначальной синтетической природе.