Теория самовосприятия — Self-perception theory — abcdef.wiki

Теория самовосприятия - Self-perception theory - abcdef.wiki Женщине

Что такое когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс – это состояние дискомфорта, возникающее из-за противоречий в идеалах, убеждениях, взглядах или поведения. В этом состоянии происходит то, что человек придерживается сразу двух противоречащих друг другу идей или взглядов, заставляющих его чувствовать беспокойство и дискомфорт.

Этот дискомфорт также может проявляться в виде смущения, стыда, стресса, сожаления, беспокойства, вины или печали. Например, человек, который знает, что курение вызывает рак, может беспокоиться о курении. Здесь есть несоответствие между убеждениями и поведением этого человека, вызывающее диссонанс.

Теория самовосприятия - Self-perception theory - abcdef.wiki
Когнитивный диссонанс – это противоречие убеждений, взглядов или поведения

Леон Фестингер был первым, кто представил феномен когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс может быть вызван принудительным подчинением, принятием решений и новой информацией. Принудительное подчинение имеет место, когда человек, если его принуждают, совершить действие, несовместимое с его или ее убеждениями.

Принятие решений также может вызвать диссонанс. Делая выбор между двумя похожими вещами, мы часто чувствуем диссонанс, особенно если оба варианта кажутся нам одинаково привлекательными. Лучший способ разрешить этот диссонанс – признать, что сделанный нами выбор был лучшим вариантом.

Существует несколько методов, которые люди бессознательно используют для борьбы с когнитивным диссонансом. Первый метод состоит в том, чтобы принять убеждения или идеи, которые помогают оправдать или объяснить конфликт между убеждениями или поведением.

Иногда это может быть связано с обвинением других людей или внешних факторов. Другая техника заключается в сокрытии своих убеждений или поведения от других людей. Некоторые также имеют дело с диссонансом, ища только информацию, подтверждающую их существующие убеждения.

Почему узнать самого себя так трудно

Причин несколько:

  1. Нехватка времени. Мы живем в бешеном ритме, ломаем голову над тем, как совмещать работу и семью, гонимся за заработком, подвергаемся стрессам и плохо спим. При таком образе жизни идея о самопознании кажется сущей чепухой. В каждодневном цейтноте нам иногда некогда посидеть в тишине и выпить чашку чая. О каком уж там познании может идти речь. Кстати, рекомендую почитать нашу статью о том, как бороться со стрессом, а также ознакомиться с подборкой книг для улучшения качества сна.
  2. Ставка на внешнее. Мы больше нуждаемся во внешнем успехе, продвижении, статусе, влиянии, материальных благах и недооцениваем важность утоления внутреннего голода. Однако достижение успеха очень тесно связано с самоанализом. Если не обращать внимания на то, что внутри, можно получить опустошение, даже достигнув приличных высот.
  3. Нежелание смотреть правде в глаза. Все мы иногда совершаем нелицеприятные поступки, произносим обидные слова, недостойно себя ведем. Если начать копаться в своей личности, то можно обнаружить там много негативного. А кто любит узнавать о себе такое? Куда проще не замечать и не мешать комфортному восприятию себя любимого. А то еще придется что-то менять и рушить мир, к которому так привыкли.
  4. Неосознанность действий. Многие вещи в своей жизни мы делаем неосознанно. Поскольку мозгу сложно концентрироваться на всех действиях в каждом моменте, всех чувствах и эмоциях, он идет по пути меньшего сопротивления и включает автопилот.
  5. Отождествление себя со своими мыслями. Обладая ярко выраженным критическим мышлением, человек забывает, что он является совокупностью ума, чувств и тела. При таком ограниченном способе исследования себя достигнуть самопознания крайне трудно.
  6. Руководство только чувствами. Это предполагает обратную предыдущему пункту ситуацию, когда человек идет на поводу сиюминутных чувств, не учитывая то, что оценка действительности может быть искажена в силу разных факторов.

: развитие самовосприятия дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Светлана Шиморина
Развитие самовосприятия дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Тема: Развитие самовосприятия дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Содержание

Введение…

Глава 1. Теоретические основы позитивного самовосприятия у детей дошкольного возраста…

1.1. Отражение проблемы развития самовосприятия в психолого-педагогической литературе….

1.2. Особенности развития самовосприятия у детей дошкольного возраста….

1.3. Театрализованная деятельность как средство развития самовосприятия у детей дошкольного возраста…

Выводы по 1 главе…

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самовосприятия у детей дошкольного возраста средствами театрализованной игры….

2.1. Выявление уровня сформированности самовосприятия у детей дошкольного возраста…

2.2. Система работы по развитию самовосприятия у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности…

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…

Выводы по 2 главе….

Заключение….Литература….

Приложения….

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что дети дошкольного возраста строят образ самого себя на основе поведения, представленного интроспективными данными о своих переживаниях и последствий поведения в окружающем мире. Формирование адекватной самооценки приводит к позитивному самовосприятию и положительному становлению Я-концепции. При этом Я-концепция у детей формируется на основе информации, получаемой не только в результате самовосприятия, но и социального взаимодействия в окружающем мире. Сам же процесс позитивного самовосприятия является необходимым условием в формировании того же самовосприятия и играет значимую роль в целом в процессе развития личности.

Анализ научной литературы в отечественной и зарубежной психологии позволил выделить психологические особенности формирования самовосприятия. Они заключаются прежде всего в том, что формируются в результате взаимовлияния внешних и внутренних условий, включая принадлежность ребенка к группе сверстников, материально-бытовые условия его развития, и, что особенно важно, взаимоотношения с матерью в первые три года жизни и др. Это означает, что процесс самовосприятия многоплановый, социально и индивидуально ориентированный. Результаты эмпирических данных дали возможность охарактеризовать основные детерминанты, оказывающие значимое влияние на формирование самовосприятия личности в старшем дошкольном возрасте.

Самовосприятие не дается от рождения, это приобретенное свойство личности. Формируется оно под влиянием личного опыта, оценки со стороны окружения, то есть в процессе общения, воспитания и обучения.

Многие ученые отмечают в качестве эффективного средства для формирования позитивного самовосприятия у дошкольников театрализованную деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Театрализованная деятельность – это эффективное средство, которое помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности и самого себя.

Цель исследования: изучить процесс развития позитивного самовосприятия дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Объект исследования: развитие самовосприятия у детей старшего дошкольного возраста рассказыванию.

Предмет исследования: развитие позитивного самовосприятия дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Гипотеза исследования: использование театральной деятельности способствует эффективности развития позитивного самовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой и опытно-экспериментальной работы сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить отражение проблемы развития позитивного самовосприятия в психолого-педагогической литературе.

2. Провести анализ особенностей развития позитивного самовосприятия у детей дошкольного возраста.

3. Раскрыть возможности театрализованной деятельности как средства развития позитивного самовосприятия у детей дошкольного возраста.

4. Продиагностировать уровень сформированности позитивного самовосприятия у детей дошкольного возраста.

5. Апробировать систему работы по развитию позитивного самовосприятия у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Методологическая основа исследования: изучением проблемы развития самовосприятия занимались такие ученые, как Л. И. Божович, А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Н. Н. Поддъяков, К. Н. Поливанова, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др. ; использование театральной деятельности в работе с дошкольниками: Я. С. Фурмина, Н. А. Ветлугина, А. В. Щеткин, М. Д. Маханева и др.

Методы исследования:теоретические: анализ педагогической, психологической и методологической литературы по проблеме исследования, обобщение и обработка экспериментальной работы;практические: педагогическое наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателей по проблеме развития позитивного самовосприятия дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

База исследования: МБДОУ детский сад «Сказка» № 27 г. Выкса Нижегородской области.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы, приложений.

Диагностика готовности детей к самовоспитанию

Первый этап работы по стимулированию самообразования учащихся начинается с диагностики их готовности к самообразованию. Это необходимо для реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Диагноз ставится в соответствии с тремя критериями: когнитивным, мотивационным и активным.

В рамках диагностики учителю полезно организовать следующее.

  • Анализ мотивов самообразования; анализ поведения ученика в естественных или искусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, трудовой, социальной и других видах деятельности, в процессе общения друг с другом, с учителями и другими людьми;
  • Наблюдение, которое представляет собой организованную, целенаправленную и систематическую фиксацию фактов, свидетельствующих об изменениях в самих учащихся, их отношении к себе и окружающей действительности;
  • беседа, которая является как методом обучения, так и методом воспитания учащихся и формирования отношения к самообразованию
  • Анализ эссе студентов и их самоанализ;
  • экспресс-опрос учащихся и родителей, который позволяет получить определенную информацию от большого количества людей за короткий промежуток времени
  • Измерение времени, которое позволяет быстро получить информацию не только о том, как студенты проводят свой день, но и о наличии (или отсутствии) таких качеств, как умение планировать и организовывать время, работоспособность, ответственность, самоконтроль, уверенность в себе и т.д.; при этом измерение времени также служит стимулом для самообразования
  • Обобщение независимых характеристик — сравнение и противопоставление характеристик различных проявлений учащихся разными людьми — классным руководителем, другими учителями, родителями, сверстниками;
  • Педагогический консилиум, т.е. совместное обсуждение индивидуальных особенностей учеников всеми или несколькими учителями, которые их знают; определение путей содействия самовоспитанию.
Как быть Леди:  Как научиться РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ 🏁 за 1 день

Но как бы хорошо педагог ни изучал каждого ребенка, диагностировал процесс и результаты самовоспитания, оно прежде всего немыслимо без того, чтобы каждый ученик хорошо знал себя, свои достоинства и недостатки, поэтому важнейшей задачей педагога как на этапе диагностики самовоспитания, так и на всех других этапах является обучение учащихся методам самопознания.

Обучение способам самопознания — это уже переход от диагностики самовоспитания учащихся к его стимулированию. Поэтому очень важно, чтобы уже в процессе диагностики самообразование учащихся, которое само — хотят они того или нет — способствует их самопознанию, стимулировало их к размышлениям о себе, к самооценке и стремилось к тому, чтобы изучение учащимися самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим.

В этом контексте большое значение может иметь программа «Познай себя», разработанная для детских объединений и организаций. Приведенный ниже текст является отрывком из этой программы.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Технология личностно-ориентированного взаимодействия в системе «воспитатель — ребенок»
  2. Сенсорное воспитание детей с нарушением речи
  3. Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство развития детской речи
  4. Особенности представлений родителей о воспитании эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в семье
  5. Объект и предмет педагогики
  6. Комплексная программа «детство»
  7. Сходства и различия между научным познанием и учебной деятельностью
  8. Условия развития изобразительных способностей в рисовании детей старшего дошкольного возраста
  9. Современные концепции и теории дошкольного образования
  10. Управление педагогическим процессом и образовательными системами

Дополнительные доказательства

Есть многочисленные исследования, проведенные психологами, которые подтверждают теорию самовосприятия , демонстрируя, что эмоции действительно следуют за поведением. Например, было обнаружено, что соответствующие эмоции (включая симпатию, антипатию, счастье , гнев и т. Д.)

Были связаны с их явным поведением, которым манипулировали экспериментаторы. Это поведение включало различные выражения лица , взгляды и позы. В конце эксперимента испытуемые делали выводы и сообщали о своих привязанностях и отношениях, исходя из своего практического поведения, несмотря на то, что им ранее говорили действовать таким образом. Эти результаты согласуются с теорией эмоций Джеймса – Ланге .

В 1974 году Джеймс Лэрд провел два эксперимента по изучению того, как изменение выражения лица может вызвать изменения эмоций. Участников просили сокращать или расслаблять различные лицевые мышцы, заставляя их улыбаться или хмуриться, не осознавая характер своего выражения.

Участники сообщили, что они больше злились, когда хмурились, и счастливее, когда улыбались. Они также сообщили, что мультфильмы, просмотренные, когда они улыбаются, были более юмористическими, чем мультфильмы, просмотренные, когда они хмурились. Кроме того, участники набирали более высокие баллы по агрессии во время испытаний на хмуриться, чем во время испытаний на улыбку, и получали более высокие баллы по факторам восторга, оперативности и социальной привязанности во время испытаний улыбки, чем во время испытаний на хмуриться.

Лэрд интерпретировал эти результаты как «указание на то, что экспрессивное поведение человека опосредует качество его эмоционального опыта». Другими словами, выражение лица человека может действовать как причина эмоционального состояния, а не как следствие; вместо того, чтобы улыбаться, потому что они счастливы, человек может сделать себя счастливым, улыбнувшись.

В 2006 году Тиффани Ито и ее коллеги провели два исследования, чтобы выяснить, могут ли изменения в выражении лица вызвать изменения расовых предубеждений. Явная цель исследований состояла в том, чтобы определить, «может ли обратная связь по лицу влиять на неявную расовую предвзятость согласно оценке с помощью теста неявной ассоциации (IAT)».

Участников тайно заставляли улыбаться, держа карандаш во рту при просмотре фотографий незнакомых черных или белых мужчин, или не выполняли соматическую конфигурацию при просмотре фотографий (только исследование 1). Затем все участники завершили IAT без лицевых манипуляций.

Результаты выявили эффект распространяющегося отношения; люди, которых заставляли улыбаться (бессознательно) на фотографиях черных мужчин, демонстрировали менее явное предубеждение, чем те, кого заставляли улыбаться фотографиям белых мужчин. Их отношение меняется в результате их поведения.

Исследование Чайкена и Болдуина 1981 года по теории самовосприятия касалось отношения к окружающей среде. Каждый участник был идентифицирован как имеющий хорошо или плохо определенное ранее отношение к экологической или природоохранной деятельности .

Затем участники заполнили одну из двух версий анкеты, предназначенную для того, чтобы вспомнить либо прошлое проэкологическое поведение, либо прошлое антиэкологическое поведение. Например, такие вопросы, как «Вы когда-нибудь перерабатывали?» напомните, сколько раз человек переработал, подчеркивая его участие в экологическом поведении.

С другой стороны, вопросы типа «Вы всегда перерабатываете?» вспомнить все случаи, когда человек что-то не перерабатывал, подчеркивая отсутствие экологического поведения. После этого отношение участников к тому, чтобы быть защитником окружающей среды / защитником природы, было повторно измерено.

Те, у кого было сильное первоначальное / предшествующее отношение к окружающей среде, на самом деле не были затронуты явными манипуляциями. Однако пострадали те, у кого было слабое прежнее отношение. В конце концов, те, кто находится в проэкологическом состоянии («Вы когда-нибудь перерабатывали?»)

Доказательства теории самовосприятия также были замечены в реальных жизненных ситуациях. После того, как подростки участвовали в неоднократных и постоянных волонтерских услугах, их отношение к другим людям изменилось и стало более внимательным и заботливым.

Значение слова самовосприятие

Однако они находили примирение с рабством в утверждении, что «жизнь прекрасна», где под жизнью понималось самовосприятие покорности циничной данности.

Подобный взгляд на самого себя представляется мне ложным, ибо я оказываюсь заранее предпослан самому себе; такое самовосприятие произвольно переносит в план прошедшего законченный образ моей мысли, которой больше нет резона играть со временем; вдобавок в это самое время вплетается идея невосполнимой утраты, покаяния или падения, у которых, по-моему, бесспорно отсутствует любое моральное обоснование.

«Спектакулярность» их акций — скорее заслуга Рубина, знавшего всё о психологии и тайных пружинах тогдашних масс-медиа, а вот боевая экипировка, презирающий законность и доходящий до криминала активизм, героическое самовосприятие себя как «эмбриона будущего общества без армии, полиции и банкиров» исходят от Хоффмана, оставшегося на всю жизнь «врагом этого общества» и покончившего с собой в 89-м в состоянии глубокой депрессии.

Обратите внимание: я не называю ущербными религии сами по себе — ущербно только самовосприятие человека, побуждающее его искать выход из своей обычной человеческой ситуации, стремиться изменить своё положение смертного.)

Именно свободная многомерная личность может взорвать социальный порядок, созданный господством человека над природой и человека над человеком, может осуществить «тотальную революцию», радикально пересматривающую самовосприятие и мироотношение.

Благодаря этим программам естественно-научно объективированное самовосприятие людей должно проникнуть также и в повседневные коммуникативные взаимосвязи, и во взаимосвязи действий.

Я чувствовала себя высокой и даже долговязой — но самовосприятие странная вещь, если память не может дать ссылки.

Карпи замечает, что пока Фёдор Михайлович «влачил дни на каторге», его брат Михаил Достоевский в своём неоконченном романе «Деньги» заложил столь перспективную для будущего классика линию: финансовые операции оказывают «всепоглощающее и потенциально разрушительное воздействие на личностное самовосприятие и на межличностные отношения».

Во–первых, доктор Мольц был первым исследователем и писателем, который не только понял, но и смог доходчиво объяснить, каким образом самовосприятие (selfimage — термин, который он употреблял для объяснения определенных процессов, происходящих на уровне подсознания) овладевает полным контролем над способностью той или иной личности достигать (или не достигать) той или иной цели.

Как быть Леди:  Маленький тиран. Как справиться с детскими манипуляциями, отвечает психолог

Как развить самосознание вашего ребенка

Самосознание – важный навык, который нужно развивать у ребенка. Самосознание поможет ребенку развить его сильные стороны и преодолеть недостатки. Если вы хотите объяснить ребенку, что такое самосознание, и развивать его в соответствии с его возрастом, эта статья – для вас.

Чтотакоесамосознание

Самосознание – это жизненный навык, который помогает ребенку научиться понимать свои чувства и мысли. Это повышает потенциал ребенка. Также самосознание помогает ребенку понять, как его самого и его поведение видят окружающие. Развитие самосознания и умения правильно его применять – это важный инструмент общего развития ребенка.

Как научить ребенка самосознанию

Самосознание помогает ребенку использовать эмоциональный интеллект и умственные способности. Также оно помогает ребенку развивать социальные навыки и налаживать отношения с окружающими в старшем возрасте. Рассмотрим несколько простых и эффективных способов развить самосознание у ребенка.

1. Показывайте хороший пример

Чтобы развить самосознание у ребенка, сначала вы сами должны развить его у себя.

  • Показывайте на собственном примере, как справляться с повседневными ситуациями спокойно и позитивно;
  • сталкиваясь с трудными или неприятными ситуациями, покажите ребенку, как сохранять спокойствие и позитив;
  • если в какой-либо ситуации вы испытываете злость, возьмите паузу. Покажите ребенку, что для того чтобы лучше справиться с проблемой, иногда нужно переключить свое внимание на что-то другое.

2. Примите и признайте эмоции вашего ребенка

Примите эмоции ребенка и никогда не насмехайтесь над ними – ни наедине, ни, тем более, в присутствии других людей.

  • если ребенок открыто демонстрирует свои эмоции, это поможет ему держать их под контролем и лучше выражать свои мысли;
  • когда ребенок научится справляться со своими эмоциями, он научится принимать свое поведение и поймет, как можно вести себя лучше.

3. Сопереживайте своему ребенку

Когда вы сопереживаете ребенку, это дает ему чувство безопасности и уверенности в себе.

  • сопереживание ребенку показывает ему, что его эмоции важны и что ему нечего стыдиться или скрывать;
  • возможно, ребенок плохо себя чувствует или у него что-то не получается. Ваше сочувствие покажет ему, что не нужно всегда быть идеальным, а допускать ошибки – это нормально.

4. Поощряйте свободное общение

Ключом к самосознанию и общему развитию ребенка является честное и открытое общение.

  • Поощряйте ребенка свободно общаться с вами;
  • позвольте ребенку выражать свои мысли четко, не беспокоясь о том, что вы будете думать;
  • цените то, что ребенок делится с вами своими чувствами. Покажите ему, что вы рады этому;
  • даже если вы не согласны с тем, что говорит ребенок, не высмеивайте его мнение. Вместо этого постарайтесь мягко направить его в правильное русло.

5. Будьте внимательны к ребенку и учите его эффективному решению проблем

Убедитесь, что вы внимательно слушаете своего ребенка.

  • Когда вы будете уделять внимание ребенку, он почувствует себя любимым и нужным. Это хорошо скажется на его самооценке;
  • помогите ребенку разобраться, как надо и как не надо себя вести в тех или иных ситуациях. Если он потеряет контроль над собой, разозлится или заплачет, примите его эмоции как естественную реакцию. Но в следующий раз помогите ему контролировать свои эмоции;
  • когда ребенок научится справляться с эмоциями, покажите, насколько новая модель поведения лучше. Скажите ребенку, что вы цените его смелость.

Ваш ребенок наследует большинство ваших моделей поведения и социальных навыков. Станьте для него хорошим примером и помогите ему максимально развить свой потенциал.

Методы
самовоспитания

Методы самовоспитания — методы воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение личности человека в соответствии с требованиями общества и планом развития личности, формирование навыков психической и физической саморегуляции.

  • Формирование потребности в самообразовании и самосознании;
  • Формирование способности к самоанализу и самооценке;
  • Организация и стимулирование самостоятельной деятельности по самосовершенствованию;
  • Развитие навыков и умений самообразования.
    Условия эффективности:
  • Педагогическая поддержка и руководство;
  • Осознание потребности учащихся в самосовершенствовании и желания овладеть технологией;
  • взаимодействие между образованием и самообразованием;
  • активная работа студентов.

К методам самовоспитания относятся рефлексия и основные методы осознания, поведения и продвижения поведения с приставкой «само»: самонаблюдение, самоанализ, самоаранжировка, самоотчет, самооценка, самоосуждение и др.

Педагог направляет самовоспитание ребенка, давая ему осознать собственные действия через внешнюю оценку, затем через сформированную самооценку и потребность соответствовать ей подводит его к деятельности по самовоспитанию и самосовершенствованию. И. Кант считал необходимым обратить внимание на то, что человек усваивает абсолютную самооценку, а не относительную: на основе мнения других людей.

Переоценка того, что не является истинным человеческим достоинством, — это тщеславие. Далее Кант подчеркивает, что не менее важно внушить молодому человеку необходимость добросовестности во всех делах, и что во всем он должен стремиться «не казаться, а быть».

Техника всех методов этой группы воспроизводит технику метода без самой приставки и выполняется самим человеком. Следует повторить, что ученик редко достигает уровня самообразования и самосовершенствования без помощи взрослого окружения. Его нужно научить пользоваться каждым из методов воспитания, поощрять и поддерживать его в процессе самовоспитания, укреплять его волю.

Возникает вопрос: «Что это за самообразование?». Это самовоспитание, которому учат в процессе воспитания и переводят на уровень внутренней необходимости, чтобы в следующей жизни человек постоянно ощущал потребность в самосовершенствовании, но делал это грамотно, а не спал на гвоздях, прыгал с пола дома или совершал другие необдуманные поступки.

Самовоспитание — это деятельность, без которой невозможно развитие человеческой личности. Для достижения значимых результатов деятельность должна быть целенаправленной и спланированной. Программы самообучения, которые люди выполняют явно или неявно, служат этой цели.

Привычка вести подробные дневники, принятая многими образованными людьми в прошлые века, является особым методом самообразования. Такие дневники не просто описывали события прошедшего дня. Важнее было передать свое отношение к событиям, зафиксировать свои чувства, представить свои размышления, заняться самоанализом.

Анализ программ самовоспитания и дневниковых записей позволяет увидеть направления, методы и ход работы людей над собственной личностью. Поскольку эти программы были адресованы людьми самим себе, они не являются назидательными или резонансными; в них есть ощущение искренности и правдивости. Такие документы представляют ценность для других.

Мой опыт

Мне довелось столкнуться с искаженным самовосприятием внешности. Лет до 16 я считала себя ужасно некрасивой. Лишний вес (даже когда его уже не было, я продолжала ощущать себя в старом теле), большой нос, маленький рост, плохие зубы – все это мне не нравилось.

Часть из этого можно было исправить и отнести к объективным дефектам и даже проблемам со здоровьем. Не знаю, почему родители не обращали внимания на ужасное состояние зубов и проблемы с весом. В 15 лет я, наконец-то, добилась того, чтобы мне помогли вылечить зубы.

Еще чуть позже я стала замечать, что и я могу кому-то нравиться. Это было настоящим открытием. Долгое время я настороженно относилась к тем, кто пытался приблизиться ко мне. Я ждала подвоха. Но его не было. Я стала понимать, что нравлюсь парням. Мне говорили комплименты (просто на улице случайные прохожие), со мной знакомились. И чем больше было таких ситуаций, тем больше я сомневалась, что мое убеждение «я страшная» является правдой.

Ближе к 17 годам я познакомилась с мужем. Оказалось, что журналы, ТВ и другие «знатоки» красоты врали. Оказывается, у каждого свое представление о красоте. Кому-то нравятся девушки маленького роста и, наоборот, не нравятся модели, особенно те, что на каблуках ходят как парализованные кузнечики.

В общем, я поняла, что кроме внутренней привлекательности у меня есть еще и внешняя привлекательность. Хотя и говорят, что сначала нужно полюбить себя, а потом тебя полюбят окружающие. В моем случае сработал обратный принцип: меня полюбили искренне и по-настоящему без всяких условностей, после чего я приняла себя и с каждым годом стала все больше расцветать, научилась заботиться о себе и ухаживать за собой.

А также я научилась не только принимать тепло, но и отдавать его. Я перестала уходить в агрессию с целью защиты, избавилась от боевого раскраса на лице и вызывающей одежды, стала следить за своим здоровьем и т.д. (всего и не расскажешь). Ну а потом я еще и в психологию окунулась, после чего началась глобальная трансформация по всем фронтам: и внешне, и внутренне.

Как быть Леди:  Меня все бесят!

В свое время мне помог такой план для самоанализа и определения пути коррекции самовосприятия внешности или личности:

  1. Записываем основные мучающие утверждения. Например: «Я страшная», «Я толстая», «У меня огромный нос», «У меня маленький рост», «Я грубая», «Я агрессивная».
  2. Записываем все ситуации, в которых сами себе говорим эти фразы. Вспоминаем первую ситуацию и определяем, кто и когда внушил нам эту установку.
  3. Отделяем чье-то мнение от факта. Определяем скрытые мотивы такого поступка этого человека. Или ищем факты-противовесы утверждению.
  4. Отказываемся от этого убеждения и формируем здоровую установку на основе фактов, а не чьих-то мнений.

Еще мне помогает такой метод: я выбираю образ, к которому хочу приблизиться, и составляю пошаговый план. Как правило, это собирательный образ из отдельных черт и качеств известных людей или просто придуманный мной. Так или иначе, я представляю перед собой этот образ в виде человека и копирую его поведение, речь, мышление, поступки и т.д. Постепенно все это становится моим истинным, а не повторяемым за кем-то.

Важно понять, что как вы о себе думаете, так вы себя и будете вести. Например, если вы хотите похудеть, то уже сейчас относитесь к себе так, словно вы в новом теле. Без всяких «потом», «заслужить надо», «еще рано» и прочего. Например, прямо сейчас можно сменить прическу, купить новую одежду, научиться ухаживать за кожей. Почему-то многие женщины совершают такую ошибку: переживая из-за лишнего веса, совсем забывают об уходе за собой.

Обратите внимание! Главный вывод, который я пока для себя сделала: можно бесконечно работать над внешностью и содержанием, но важнее добиться гармонии внутри себя. Когда вы понимаете, куда идете, цените и уважаете себя, принимаете себя здесь и сейчас, тогда все позитивные изменения даются легче. Нужно только запустить этот маховик.

Недавнее исследование

Исследования, включающие теорию самовосприятия, продолжались в последние годы, появившись вместе с исследованиями, посвященными мотивационному «вытеснению», терроризму , блужданию разума и включению других в себя.

Гуаданьо и ее коллеги-экспериментаторы провели в 2021 году исследование, посвященное вербовке новых членов террористической организацией через Интернет. В дополнение к рассмотрению того, как такая организация может повлиять на свои цели для поддержки более экстремальных идеологий (в первую очередь, через простые запросы, постепенно переходящие к более крупным обязательствам — пример техники « ноги в дверь» ), авторы рассмотрели, как » новообращенные могут формировать все более радикальные взгляды, чтобы соответствовать их все более радикальному поведению «.

Также в 2021 году Клейтон Кричер и Томас Гилович провели четыре исследования, чтобы проверить связь между теорией самовосприятия и блужданием мыслей. Теория самовосприятия утверждает, что люди определяют свои отношения и предпочтения, интерпретируя значение своего поведения.

Кричер и Гилович выяснили, полагаются ли люди также на ненаблюдаемое поведение, которое блуждает в их сознании, делая выводы о своих взглядах и предпочтениях. Они обнаружили, что «блуждание ума к позитивным событиям, одновременным занятиям, а не к прошлым, и ко многим событиям, а не только к одному, как правило, объясняется скукой и, следовательно, ведет к воспринимаемой неудовлетворенности текущей задачей».

Точно так же Гольдштейн и Чалдини опубликовали работу, относящуюся к теории самовосприятия в 2007 году. В расширении теории самовосприятия авторы выдвинули гипотезу, что люди иногда делают выводы о своих собственных атрибутах или отношениях, «наблюдая за свободно выбранными действиями других, с которыми они чувствуют себя. ощущение слияния идентичности — почти как если бы они наблюдали за своими действиями «.

Участников заставили почувствовать слитность идентичности с актером через задание на перспективу или обратную связь, указывающую на перекрывающиеся паттерны мозговых волн. Участники включили атрибуты, относящиеся к поведению актера, в свои собственные представления о себе , побуждая участников затем изменить свое собственное поведение.

Примеры

Самовосприятие личности может быть адекватным и неадекватным, то есть позитивным и негативным или чрезмерно позитивным. При адекватном самовосприятии человек знает все свои достоинства и недостатки, способности и возможности. При негативном самовосприятии человек принижает свои достоинства, обесценивает достижения, страдает от комплексов и заниженной самооценки. При чрезмерно позитивном самовосприятии у человека заметна завышенная самооценка и завышенный уровень амбиций.

Разберем по одному примеру на каждый тип самовосприятия из теории:

  1. Адекватное позитивное самовосприятие. Человеку предлагают повышение на работе – должность руководителя отдела. Он понимает, что вместе с зарплатой возрастают и обязанности, появляются новые задачи. Но ведь все это не выходит за рамки деятельности компании, с которой сотрудник знаком уже много лет. То есть, скорее всего, проблем с освоением новых обязанностей не возникнет. Да и навыки руководителя у сотрудника имеются, лидерские качества тоже присутствуют. Он соглашается на повышение.
  2. Неадекватное чрезмерно позитивное самовосприятие. Сотрудник, который проработал в компании всего месяц, а до этого не работал вообще, просит повышения. При этом он совершенно не умеет руководить людьми, да и с самодисциплиной, самоорганизацией у него есть проблемы (опоздания, невыполнения задач в срок). Начальник отказывает в запросе на повышение, сотрудник со скандалом увольняется.
  3. Неадекватное негативное восприятие. Уже 10 лет человек занимает одну и ту же должность. Работает без прибавок и без повышения, хотя ему много раз предлагали стать главой отдела продаж. Но каждый раз он отказывается из-за страха не справиться. Его не мотивирует даже тот факт, что в компании его признали самым ответственным, исполнительным, организованным и вообще лучшим сотрудником, в том числе в выполнении групповых дел. А также на протяжении всего времени работы его не покидает ощущение, что он что-то делает не так, занимает чужое место, в общем, его мучает синдром самозванца.

Таким образом, самовосприятие влияет на все суждения человека. На основе самовосприятия субъект решает, что для него сложно, а что просто, чего он достоин, а что ему никогда не светит, какого отношения со стороны окружающих он заслуживает.

Стимулирование самовоспитания как педагогическая задача

Педагогическое стимулирование самообразования — это сознательное использование субъектами образования разнообразных стимулов и заключается в их соответствующем отборе, необходимой модификации и вовлечении в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся и конкретной ситуации.

При осуществлении педагогического стимулирования самовоспитания учителю следует учитывать предыдущий опыт детей, в том числе опыт работы над собой.

Учитывая психологическую идею П. К. Анохина о роли опережающего отражения действительности в поведении и развитии личности, можно сказать, что эффективность стимулирования самовоспитания студентов в определенной степени зависит от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают радость успеха в нем.

Любая деятельность человека, ее цели, пути и результаты заранее запрограммированы в его сознании, направляют и стимулируют эту деятельность. Когда цели достигнуты и получены ожидаемые результаты, человек испытывает внутреннее удовлетворение, радость успеха. Когда запланированные цели не реализуются, он/она испытывает чувство неудовлетворенности и психологического напряжения.

Повторение таких неудач парализует деятельность человека. Напротив, видение своих перспектив, чувство радости от успеха, вызывающее положительные эмоции, стимулирует внутреннюю активность и развитие личности. Поэтому стимулирование самообразования заключается в создании условий, позволяющих учащимся видеть перспективы своего роста и постигать радость успеха на этом пути.

Предлагая студентам взглянуть на их рост и развитие, нельзя абстрагироваться от трудностей, которые они испытывают в процессе самообразования. Как уже было показано, работа студентов над собой сопряжена со значительными трудностями, требует от них большого умственного напряжения, физических сил и нервной энергии, а потому не всегда носит последовательный характер и приносит ожидаемый результат.

Для достижения успеха в самообразовании требуются долгие и большие усилия. Из-за отсутствия психологической и практической готовности к работе над собой и, как следствие, отсутствия необходимого опыта в ней, многие студенты не чувствуют заметных успехов в самообразовании, более того, у них случаются казусы и неудачи, которые приобретают закрепленный характер через повторение.

Неправильное поведение с педагогической точки зрения также возможно. Не имея возможности для самореализации в социально признанной деятельности, определенный студент может найти более легкие, как правило, антисоциальные способы самоутверждения.

Определяя формы содействия самообразованию, П. Н. Осипов предполагает, что они отражают развивающиеся отношения между преподавателями и студентами. Эти формы могут быть коллективно-коллективными (педагогический коллектив — студенческий коллектив), коллективно-индивидуальными (педагогический или студенческий коллективы — отдельный студент), индивидуально-коллективными (преподаватель — группа) и индивидуально-индивидуальными (преподаватель — студент).

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий