Суггестопедия и Другие Методы (Евгений Рыбаченко) / Проза.ру

Суггестопедия и Другие Методы (Евгений Рыбаченко) / Проза.ру Женщине

Значение слова суггестология. что такое суггестология?

Ме́тод Бро́нникова

, авторское название «Информационное развитие человека» — методика, разработанная и популяризованная Вячеславом Михайловичем Бронниковым, позволяющая, по утверждению автора, развить у себя сверхспособности, такие как ви́дение сквозь непрозрачные предметы без помощи обычного зрения, «альтернативный слух», умение сверхъестественно исцелять болезни. Существование этих сверхспособностей, как и действенность самого метода, отвергается широким научным сообществом.

Библиографическая ссылка

Котенева А.В. СПОСОБЫ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СТРАДАНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2021. – № 4-5.
– С. 1006-1009;

Суггестопедия и другие методы (евгений рыбаченко) / проза.ру

Перевод с украинского.

Опубликовано с одобрением автора оригинального текста:

http://www.proza.ru/2021/12/30/1010

Валентин Лученко

Суггестопедия и Другие Методы

Обзор некоторых интенсивных методов изучения иностранных языков.

Изучая иностранные языки, возможно, все мечтают, чтобы обучение было
быстрым, не очень болезненным и не формировало комплекса неполноценности к изучению языков. Хотелось бы познакомить читателей с методами, которые разрабатывались в разные периоды 20-го века и в основе которых лежат методы использования скрытых ресурсов нашей психики. Все методы интенсификации изучения языков сводятся к двум группам.

В первую группу входят методы, цель которых манипуляции с изучаемым материалом, его компоновкой, отбором первоочередных лексических и грамматических единиц, которые нужно усвоить за отведённое время и увеличение количества занятий в определённых временных промежутках. Например, если отвести на обучение не восемь, а восемнадцать академических часов в неделю, то уже одно это интенсифицирует процесс обучения.

Во второй группе методики, в основе которых феномены запоминания и интенсификации усвоения языковых информационных массивов путём апелляции к психическим ресурсам, которые обычно не используются.

Эта статья посвящена рассмотрению второй группы методов.

Суггестопедия.

Метод интенсивного обучения: суггестопедия — разработал болгарский ученый Георгий Лозанов и его последователи в пятидесятые-семидесятые годы прошлого века. Слово суггестия или внушение, происходит от лат. suggestum, что означает нашептывать, внушать. Фундаментальный труд профессора Лозанова вышел в Софии в 1967 году в виде монографии и ввёл в научный оборот слова суггестопедия и суггестология.

Как быть Леди:  Роковая страсть. Роберт Шуман — самый талантливый из всех мечтателей - ТАСС

Суггестология — наука о внушении, суггестопедия — её применение в педагогике. Информация извне может проникать во внутренний мир человека, по словам Г. Лозанова, двумя каналами — сознательным и неосознанным. Сферу неосознанного можно рассматривать, как источник «резервных возможностей психики». Использовать эти резервы личности призвано суггестопедическое направление в педагогике и психологии.

Изучая возможности использования гипноза и внушения в педагогическом процессе, особенно для обучения иностранным языкам, Георгий Лозанов открыл феномен гипермнезии, т.е. сверхзапоминания информации, которая вводится на начальной фазе гипнотического сна. Это явление стало основой метода, который предложил ученый.

Кроме того, формулы внушения направлены на активизацию творчества учащихся, на их активность в получении знаний. А проведение занятий в положительном психоэмоциональном состоянии способствует быстрому усвоению информации. Следует сказать, что в Болгарии была подготовлена целая плеяда преподавателей и воспитателей,  они работали в нескольких экспериментальных гимназиях и доказали миру эффективность метода Георгия Лозанова, особенно в области изучения иностранных языков.

Метод суггестопедии позволяет значительно увеличить объём материала для запоминания в единицу времени. Формирует прочные языковые навыки и способности для применения в различных ситуациях общения. Благодаря этому, метод быстро распространился в мире. Особенно активно его стали использовать в закрытых языковых школах для подготовки военных переводчиков в США и Советском Союзе.

В девяностые годы прошлого века после падения Железного Занавеса американцы получили право на коммерческое использование метода Лозанова и выпускали курсы обучения иностранным языкам на аудио носителях, в которых использовались некоторые наработки школы Георгия Лозанова.

Релаксопедия.

Как определённую альтернативу суггестопедии в СССР на базе Пермского пединститута, усилиями профессора Щварца, изучали использование методов мышечной и психической релаксации в учебном процессе. Был разработан метод обучения и воспитания, получивший название релаксопедия. Итак, релаксопедия это — комплекс дидактических приёмов, предусматривающих использование в учебно-воспитательном процессе релаксации, т.е. психического и физического расслабления, которое вызывается так называемым педагогическим внушением.

Эксперименты релаксопедической лаборатории Пермского педагогического института показали, что в состоянии релаксации учащиеся могут усвоить больший объем информации за единицу времени, при этом происходит активизация умственной деятельности. Также значительных результатов лаборатория достигла в коррекции поведения подростков склонных к правонарушениям. По мнению ряда исследователей, релаксопедия не является средством, которое может заменить традиционные методы обучения, но может быть приёмом для интенсификации занятий.

Как быть Леди:  Референтность - это что такое? Понятие и типы референтности

Наибольшим препятствием к широкому распространению методов релаксопедии является сложность в подготовке специалистов, которым кроме чисто педагогических и профессиональных знаний нужно передать знания по теории и практике методов внушения и технологии управления состоянием учащихся. К тому же увеличивается стоимость подготовки к учебному процессу помещений для занятий. Если добавить, что растёт стоимость технического обеспечения учебного процесса, то станет понятным, почему в Советском Союзе метод не вышел за рамки релаксопедической лаборатории Пермского пединститута.

Суггестокибернетический метод.

Метод обучения иностранным языкам, в котором роль преподавателя сводится к функциям инструктора-организатора учебного процесса, был разработан В. В. Петрусинским в 70-80-х годах прошлого века. В основе метода лежит сверхскоростная демонстрация стимулирующего материала с помощью стробоскопов или кинопроекторов с ускоренным движением визуального ряда, который невозможно фиксировать на уровне сознания, перед полем зрения ученика на фоне глубокой мышечной и психической релаксации. Интересно, что введение в изменённое состояние сознания в методе Петрусинского также является технологическим. Тексты сеанса релаксации начитывались и записывались заранее опытными суггестологами и накладывались на видеоряд, что максимально способствовало релаксации.

Учебный материал в суггестокибернетическом методе используют большими порциями для целостного восприятия во время сеанса, который повторяется в разные дни занятий. Метод позволяет автоматизировать получение лексики и грамматических моделей для обучения начинающих за ограниченный отрезок времени. К сожалению, дальнейшее и частичное использование метода в курсах обучения с помощью 25-кадра, дискредитировало его, лишив его под таким названием каких-либо серьёзных перспектив.

Ритмопедия.

Ритмопедия относится к методам интенсификации процессов запоминания на основе создания благоприятных условий для работы механизмов памяти. Метод разработал в Кишиневском университете профессор Бурденюк в 1981 году и применялся для изучения иностранных языков в ряде вузов СССР.

Ритмопедия — это методика введения иноязычной информации, её закрепления и активизации с использованием ритмостимулирования в процессе группового общения. Ритмостимуляция у разработчиков метода — это воздействие на психику человека монотонными низкочастотными импульсами звука, света, цвета через слуховые, зрительные и тактильные (осязательные) анализаторы. Эти импульсы способствует созданию благоприятных условий для работы механизмов памяти и долговременного хранения учебного материала в объёме, превышающем в 2-3 раза существующие нормы.

Как быть Леди:  Трудности перевода: как намекнуть ему о встрече – Знакомства – Домашний

Экспериментально доказано, что запоминание материала, вводимого в виде фраз составляет в среднем 85%. Последующая проверка (через 1,5 года) показала прочность хранения информации.

Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода большого объёма информации, требующей произвольного запоминания. Учебные материалы и техническая аппаратура демонстрировались авторами на международной ярмарке в Лейпциге в 1982 году и вызвали большой интерес посетителей и специалистов-преподавателей иностранных языков.

Гипнопедия.

Гипнопедия (обучение во время сна) была популярна в 1960-70 годы. Суть её в том, что ученику предлагается во время сна прослушивать материал, записанный на магнитофон. Было сконструировано революционное для того времени устройство, которое позволяло часами прокручивать магнитную ленту без остановки. Ученики с наушниками спали в специальных помещениях, в которые подавалась фонограммы. В основе метода лежит гипотеза, что в период бодрствования ученик узнает лексические и грамматические единицы, которые он прослушал во время сна и сможет воспроизвести их в устной форме.

Таким образом, гипнопедия предусматривает формирование навыков узнавания и воспроизведения речевых единиц, введённых в процессе восприятия гипнопедической программы.

Научные исследования в области гипнопедии, однако, не дали однозначных результатов. Противоречия исследователей касались, прежде всего, проблемы сна. По мнению ряда ученых, следует сначала доказать безвредность гипнопедии и отсутствие нежелательных психологических последствий в результате её использования.

Некоторые авторы относят гипнопедический метод к пассивным, считая, что обучение без обратной связи не может быть эффективным. Как показали экспериментальные наблюдения, при изучении иностранного языка с помощью гипнопедии — время на запоминание лексических единиц сокращается в несколько раз. Это обстоятельство, главным образом, и привлекает сторонников метода.

В завершении хочется сказать, что какими бы экзотическими, на взгляд читателя, не были методы обучения, которые рассмотрены в этой статье, следует понимать, что ресурсы нашей психики практически безграничны. И если вы найдёте путь к их использованию, вы не только избавитесь от вредных установок, сдерживающих ваш потенциал познания, но и получите истинное наслаждение от процесса познания.

*
31.12.10

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий