⛱️👤Стоит ли лечить компьютерную зависимость у подростка. Надо ли отучать подростка от компьютера

⛱️👤Стоит ли лечить компьютерную зависимость у подростка. Надо ли отучать подростка от компьютера Женщине

Утихомирить скандалиста. шесть шагов, чтобы справиться с детской истерикой

Какие ошибки совершают родители, пытаюсь утихомирить капризничающего ребёнка? Как взрослые сами провоцируют детские истерики? Объясняет семейный психотерапевт.

⛱️👤Стоит ли лечить компьютерную зависимость у подростка. Надо ли отучать подростка от компьютераСидя на карантине, многие родители как никогда прежде столкнулись с проблемой детских истерик. Как с ними справляться? Рассказывает доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии Высшей школы экономики, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт Елена Чеботарёва.

Часто, когда ребёнок впадает в истерику, родители чувствуют беспомощность. Одни начинают идти на попятную и выдают ребёнку желаемое, тем самым закрепляя такой способ поведения и провоцируя капризы в дельнейшем, другие наказывают или игнорируют. Однако начинать стоит всё же не с наказаний, обещаний и прочего, а с налаживания отношений с ребенком.

Что делать, если ребенок уже разошелся, кричит и не может остановиться?

Сначала попробуйте обнять ребёнка и физическим способом остановить его.

Если он совсем маленький, достаточно просто взять на руки (посадить к себе на колени), держать и не отпускать, чтобы он не бился, не катался по полу и т. д. Ребенка постарше лучше обхватить сзади за плечи, прижав его руки, чтобы это отличалось от обнимашек, но чтобы он почувствовал какое-то ограничение. В психологии это называется сдерживанием. Когда дети не могут справиться со своими эмоциями и остановиться, им важно почувствовать снаружи надежные и неопасные границы.

После этого начинайте разбираться с причинами, почему ребенок плохо себя ведет.

Если вы догадываетесь, почему он скандалит (к примеру, потому что ему запретили играть в телефоне), желательно сначала посочувствовать, пожалеть, дать поплакаться. Но после этого твёрдо сказать: «Ты расстроен, потому что я тебе не даю поиграть на компьютере, в телефоне. Понимаю, что тебе очень хочется, но больше нельзя». Если вы не понимаете, что стало причиной плохого поведения, стоит порасспрашивать ребёнка о его чувствах. Вариантов много. Например, это может быть обида на родителей. Тогда важно извиниться и восстановить отношения либо объяснить, что ребенок вас не так понял. Если ребёнок взбунтовался из-за чрезмерного контроля и опеки, попробуйте дать ему больше выбора. Например, малышу вместо требования «Ешь кашу» можно задать вопрос: «Какую кашу ты будешь сегодня есть — овсяную или манную?» У ребенка появляется ощущение, что он что-то решает.

Понятно сообщите ребёнку, что ему нужно делать.

То есть родителю не стоит говорить ребенку, чего ему не делать. Лучше сказать, что ему делать вместо этого. Когда ребенок валяется по полу, стучит ногами и кричит, попробуйте сказать: «Встань, пойди подними игрушку, которую ты бросил», «Посмотри книжку» или «Посмотри мультик спокойно».

Если ребёнок вас не слышит и продолжает кричать, спокойно подойдите, скажите, что он выбрал не послушаться вас, поэтому ему нужно идти на «перерыв».

Отведите его в другую комнату, посадите на диван (отведите в угол). Это сценарий из серии «пусть посидит, подумает над своим поведением». Через 2-3 минуты подходите и спрашивайте, готов ли он поговорить спокойно. Если не готов, пусть дальше сидит один, родитель игнорирует. Если и через 5-6 таких подходов ребенок не слушается, важно родителю «сохранить лицо», то есть хоть каким-то образом обеспечить то, чего он добивался: отвести за руку ребенка, отнести, вместе с ним убрать игрушку и т. п. Здесь важно не поощрять своим вниманием негативное поведение ребенка, не заводиться самому, последовательно выполнять одну и ту же дисциплинарную процедуру, не ругаясь, не оскорбляя ребенка и не «зверея».

Наказания почти неизбежны, но только не в виде физического воздействия.

Лучше договориться с ребенком заранее о том, как и за что его будете наказывать. Это должно быть понятно и предсказуемо для ребенка. Сначала давайте ребёнку право выбора: или он прекращает скандалить, или вы его наказываете. Лучше всего в качестве наказаний работают естественные негативные последствия плохого поведения, а также лишение удовольствий. К примеру, если ребенок скандалит, потому что хочет стащить со стола кружку с водой, разрешите ему схватить её и облиться. Конечно, если в кружке просто вода, а не горячий чай.  Часто эффективно срабатывает лишение удовольствий. Например, уменьшение времени на мультики, игры в компьютере и т. д. Нельзя лишать того, что ребенку жизненно необходимо, например полезных продуктов типа фруктов, прогулок на свежем воздухе, родительского чтения перед сном или привычного ритуала засыпания.

Полезно даже говорить ребёнку: «Мне жаль, что тебя приходится наказывать». Но если наказание необходимо, нельзя сворачивать с пути. Важно также удостовериться, что наказание не оскорбляет ребёнка, не унижает его достоинство.

Если истерики случаются регулярно, нужно попытаться переломить привычный способ взаимодействия.

Сначала предупредите, что сейчас будет по-другому: вы не станете реагировать на капризы, а если они будут продолжаться, то последует наказание. При этом нужно помнить, что когда что-то меняется в способе взаимодействия, то дети первым делом будут проверять границы, настаивать на старом до последнего и ждать, когда вы «сломаетесь». Поэтому собираясь налаживать другое поведение, важно набраться терпения и быть последовательными.

Чтобы истерики случались реже, родителям стоит понаблюдать за собой. Нередко плохое поведение взрослые провоцируют сами. Каковы наиболее частые причины?

Слишком большое количество запретов.

Маленький ребенок не в состоянии удержать в голове весь набор запретов, справиться со всеми своими желаниями. Организуйте его жизнь так, чтобы запретов было меньше, исключите по возможности лишние соблазны.

Завышенные или неясные требования.

Ребенок уже привык, что у него ничего не получается, и как он ни старается, его все равно критикуют. Либо родители все время говорят разное, либо выражаются сложно и непонятно, и ребенок не знает, чего от него хотят.

Неорганизованность в жизни ребенка.

Важно понять, что если ребенок маленький, то совести в том смысле, как ее понимают взрослые, у него пока быть не может, ответственности — тоже. Нельзя ждать от малыша, что он проявит сознательность и все будет делать правильно. Порядок в доме — это ответственность родителя. Если вы организуете жизнь ребенка правильно и он эти правила понимает, ему будет только спокойнее. Он будет лучше развиваться, когда у него нет тревоги и не надо вычислять, что он делает неправильно. Когда родители проявляют строгость или наказывают ребенка только тогда, когда терпение совсем закончилось, ребёнок не понимает, что вдруг случилось с мамой или папой: те же его проступки всегда проходили, а тут сделал что-то менее значительное, и родитель взорвался.

Недостаток внимания.

Когда детям не хватает внимания, они готовы сделать все что угодно, чтобы его добиться. Какое это будет внимание — вопрос второстепенный. Важно лишь то, что мама или папа реагируют, и ребёнок уверен, что он им нужен, его любят. Родители могут этим управлять. Используйте избирательное внимание — обращайте внимание на хорошее и по возможности не реагируйте на плохое поведение, если оно не угрожает самому ребенку и окружающим. Если родитель включается только на проступки, то ребенок, соответственно, тоже добивается своего плохим поведением.

Частая ошибка родителей: до того, как похвалить, многие выжидают — вот еще немножко ребёнок постарается, и тогда похвалю. А у ребёнка как раз не хватает того самого маленького шажка, чтобы дождаться похвалы. Он гораздо раньше принимает решение, что все бесполезно, не надо и стараться. Поэтому очень важно хвалить, отмечать даже малейшее движение в сторону хорошего. Но хвалить важно за что-то конкретное. Не просто «молодец!», а «молодец, что такую интересную картинку нарисовал!». Тогда дети будут связывать свое хорошее поведение с хорошим отношением к ним родителей.

Как быть Леди:  Книги зомбиапокалипсис читать онлайн

С помощью избирательного внимания можно моделировать поведение ребенка — интерпретировать как хорошее даже малейший намек на желательное поведение и хвалить за него. К примеру, сделал маленький перерыв в крике, чтобы глотнуть воздуха — это уже повод сказать: «Как мне нравится, когда ты тихо сидишь и не кричишь». И это постепенно в сочетании с игнорированием самих истерик будет работать. Когда родитель ловит хорошие моменты и на них обращает внимание, ребенок старается двигаться к тому же.

Если ребенок уверен, что он важен для своих родителей, они уделяют ему внимание, поддерживают, понимают и принимают его индивидуальность, чувствительны к его потребностям и состояниям, то ребенку незачем устраивать истерики. Конечно, эта задача очень сложная, но достижимая.

А еще важно помнить, что ни один нормальный ребенок не ведет себя хорошо постоянно. Как и у взрослых, у детей бывают не самые хорошие дни. Их нужно просто перетерпеть, а ребенка в такие моменты важно просто понять и пожалеть.

Оставить
комментарий (0)

Компьютерная зависимость у подростков: причины

Наличие компьютера и доступа в Интернет еще совсем не означает формирование зависимости в скором времени. Так почему одни дети привязываются к «игрушке», а другие способны контролировать время нахождения в сети?

В действительности только одна большая причина заставляет подростка проводить большее количество времени за компьютером.

Это происходит тогда, когда виртуальный мир становится интереснее окружающей действительности или выступает способом избегания пугающих или неудовлетворительных обстоятельств.

В чем это может выражаться?

  1. Нехватка общения с окружающими ровесниками. Игнорирование со стороны одноклассников, непринятие, отсутствие друзей и возможности их завести.
  2. Дефицит общения со значимыми взрослыми. Вечно занятые родители и другие родственники, нежелание идти на контакт и выслушать ребенка.
  3. Стремление быть, как все. Если учебный коллектив или группа дворовых друзей посвящают много времени играм и «зависанию» в сети, ребенок копирует поведение.
  4. Конфликты со сверстниками. Неудовлетворительные отношения или открытые издевки побуждают ребенка уйти в виртуальный мир.
  5. Напряженная психологическая атмосфера дома. Это также способствует погружению в сеть и игры, поскольку подросток не чувствует в себе сил изменить обстоятельства и повлиять на старших и выбирает более легкий способ преодоления напряжения.
  6. Плохие отношения с педагогами учебного заведения. Это также способно оказать влияние, как и квалификация учителей. Неумение вовлечь в учебный процесс, интересно преподать новую информацию заставляет подростка скучать и все чаще заходить в интернет в поисках интересного.
  7. Отсутствие ощущения успешности в реальной жизни. По тем или иным причинам ребенок чувствует себя несостоявшимся и компенсирует это достижениями в виртуальном мире.

Очень часто Интернет зависимость формируется следующим образом.

Родители приобретают компьютер и подключают Интернет, как правило, исходя из образовательных целей: множество учебных заведений практикует использование новых технологий в учебном процессе, и ребенку необходим доступ для выполнения домашних заданий.

В первое время использования, возможно, так и происходит, однако позже молодой человек начинает проводить больше времени за новой игрушкой. Большинство родителей не бьют тревоги на этом этапе, поскольку такой расклад им удобен: ребенок дома, присмотрен, шалостями не занимается, с плохой компанией не связывается, да еще и не требует пристального внимания – можно отдыхать и расслабляться после трудового дня.

К тому моменту, когда компьютерная зависимость уже прочно сформирована, они полностью утрачивают контроль над ситуацией: наказания приводят к вспышкам гнева, попытки призвать к разуму и отправиться подышать свежим воздухом – к полному игнорированию.

Против авторитета родителей играет, в первую очередь, полная доступность информации в сети. Там подросток может найти все, что нужно в его возрасте, и чем шире доступ, тем он более привлекателен.

Признаки интернет зависимости

Есть несколько тревожных звоночков, на которые следует обратить внимание.

Подросток находится в группе риска или уже пребывает в компьютерной зависимости, если:

  1. У него изменился режим дня. Он стал поздно ложиться и неохотно вставать, изменилось время принятия пищи – появляется отказ от еды в пользу пребывания за своей игрушкой.
  2. Подросток стал меньше времени проводить с друзьями при их наличии.
  3. Появилась утомляемость, пассивность, приступы агрессии и раздражения.
  4. Наблюдается неуспеваемость в учебе. Появляются затруднения при выполнении домашних заданий. Дисциплины, которые раньше давались легко, перестают нравиться, ухудшаются оценки.
  5. Появляются прогулы. Родители, которые не могут проконтролировать посещаемость ребенка в связи с занятостью, могут столкнуться с такой информацией от педагогов.
  6. Игнорирование домашних обязанностей. Это относится к семьям, где уже имело место четкое распределение функций каждого члена семьи. Подросток перестает выполнять свои задачи, сопротивляется, когда ему напоминают о необходимости сделать что-то по дому.
  7. Несоблюдение гигиены. Зачастую длительное пребывание за компьютером вызывает затруднения в выполнении правил гигиены: ребенок может «забыть» почистить зубы и первым делом отправляется за компьютер сразу после пробуждения.
  8. Полное сосредоточение на игре. Попытки вовлечь в беседу оканчиваются провалом: создается ощущение, что ребенок просто не слышит, что ему говорят. Отвечает невпопад или просит, чтобы его оставили в покое.
  9. Время нахождения за компьютером увеличивается. Ребенок не способен себя контролировать, он теряется во времени, возможно, обещает завтра сидеть меньше, однако не сдерживает своих обещаний.
    Невозможность посидеть за компьютером провоцирует агрессию, плаксивость, ярость.
  10. Очень часто в местах, где отсутствует доступ к любимому гаджету, подросток ведет себя нервозно и стремится скорее отправиться домой. Первым делом по возвращении он нажимает кнопку «Пуск», в крайних случаях даже не успевая снять верхнюю одежду. В случае зависимости от социальных сетей тоже самое можно отнести к мобильным телефонам как доступному способу выхода в сеть.
  11. Подросток начинает много общаться с помощью компьютерных терминов.

Вам это знакомо? Значит, вероятнее всего, подросток действительно страдает от компьютерной зависимости. Я подробно расскажу вам, как лечить компьютерную игроманию. Ее последствия оказывают самое пагубное влияние на неокрепшую психику молодого человека.

Последствия компьютерной зависимости

Привязанность к компьютеру делает его основным способом коммуникации с внешним миром, и это касается не только зависимости от социальных сетей. В большинстве игрушек участники ведут диалоги в чате, и это общение становится главным.

Это чревато утратой навыков реального взаимодействия с окружающими. Подросток просто разучивается вести конструктивные диалоги, общаться на различные темы, эффективно взаимодействовать в социуме. Отсутствие этих навыков провоцирует эмоциональную, социальную незрелость – ребенок становится неспособным понять чувства другого человека и поставить себя на его место. Ему сложно выстроить теплые, доверительные отношения с родными, достичь эмоциональной близости.

Ощущение безнаказанности действий в интернете провоцирует чувство вседозволенности в реальной жизни. Ребенок может делать что угодно в компьютерной игре, в том числе совершать действия, запрещенные законом в действительности. С течением зависимости эти сферы жизни смешиваются, а нестабильная психика подростка становится неспособной осуществлять контроль над своими действиями.

Конечным результатом может стать депрессия, особенно связанная с отсутствием объекта привязанности при наложении ограничений.

Физическое здоровье подростка страдает не меньше: появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом в связи с постоянным нахождением в нефизиологических позах и нарушениями осанки; возникает сухость в глазах, нарушается зрение; формируются нарушения ритма сна и бодрствования, появляются головные боли, головокружения, нарушения кровоснабжения головного мозга в связи с низкой физической активностью и редким пребыванием на свежем воздухе.

Статистике известны и более тяжелые последствия.

Старшеклассник, избивший младших товарищей после очередной игры в Diablo; подросток, ограбивший своих родственников ради посещения интернет-кафе; мальчик, скончавшийся от сердечного приступа после 30-часовой непрерывной сессии в игре – это лишь последние озвученные СМИ случаи, которые на деле исчисляются сотнями, причем по всему миру.

Это заставляет задуматься, верно? Важно как можно раньше взять ситуацию под собственный контроль и не допустить необратимых изменений.

Вылечите моего внука-игромана!

Я часто рассказываю об опасности компьютерной зависимости у подростков, о том, что ребенок или подросток может полностью уйти в виртуальный мир игр, и он заменит ему реальную жизнь.

И вот однажды старенькая бабушка привела ко мне за руку внука — молодого парня лет восемнадцати — на лечение от игромании. Они зашли в кабинет, сели и бабушка нажаловалась, что любимый внук постоянно сидит за компьютером, не гуляет, друзей нет и в последнее время совсем сошел с ума — разговаривает с компьютером и смеется, когда находится в комнате один. Мол, поговорите с ним, чтобы он так больше не делал.

Как быть Леди:  Странные факты об Эрнесте Хемингуэе - Психолог - 23 июля - 43275831461 - Медиаплатформа МирТесен

Как только бабушка вышла, молодой человек спокойным и деловым тоном сказал: «Значит так, доктор, давайте вы будете делать вид, что вы меня лечите, а я буду делать вид, что лечусь — моей бабушке так будет спокойнее, а я ее очень люблю. Она у меня темная и в компьютерах ничего не понимает».

Далее молодой человек рассказал, что он уже несколько лет возглавляет российскую команду по одному из направлений компьютерных игр. Это дает ему ежемесячный доход в несколько… (большой доход), и недавно его пригласили тренировать американскую команду за… (много) долларов в месяц, и ему приходится не только учиться, но и много времени проводить за компьютером, что окончательно вывело бабушку из себя.

«Доктор, мне бы еще месяц продержаться, чтобы закончить тренировки американской команды. Скажите бабушке, что у меня такая тяжелая зависимость, что из нее нельзя выходить сразу. А там я деньги получу и как-нибудь с бабушкой сам справлюсь. Давайте лучше поговорим о Фрейде».

Я до сих пор со слезами на глазах вспоминаю этого успешного, умного и совершенно необразованного молодого человека. Почему необразованного? Потому что он говорил, что в его вузе разные старые дедушки лет сорока учат их тому, что в мире программирования давно уже стало антиквариатом.

Я это к тому, что жизнь всегда сложнее, чем любые наши представления о ней.

Сколько можно играть на компьютере и планшете детям?

Итак, вы регламентировали свое время общения с гаджетами дома. Теперь можно приступать к детям. Они, кстати, уже настроены на правильную волну — видят, что вы открыты для общения. Что проводить досуг можно, не только сидя в телефоне.

До трех лет детям вообще нельзя давать гаджеты. В этом возрасте малыш должен познавать мир, исходя из практического опыта: из того, что он видит, слышит, ощущает, осязает. И первое впечатление от мира должно быть реальным, а не виртуальным. Компьютер, как вы понимаете, стирает эти границы.

С трех лет (хотя есть и такие специалисты, которые категорически запрещают давать ребенку планшет до семи лет), так уж и быть, но опять же дозированно. Я думаю, запрет — неверная мера. Нужно понимать, в какое время мы живем.

С детьми до 7 лет я бы посоветовала следующее:

С 7 до 12 лет присутствие гаджета в жизни ребенка вполне можно увеличить до полутора часов в день. Важно, не давать детям играть перед сном — лучше обсудить, как прошел день, поделиться своими новостями, почитать, пообниматься.

Один день в неделю стоит сделать gadjet free. Посвятите его общению с семьей и друзьями. Помните о том, что вы сами в этот день также не должны «уходить» в телефон.

К 12-13 годам, когда начнется переходный возраст, у ребенка должна быть сформирована культура использования планшета, телефона, компьютера — не в ущерб остальным своим делам. Он должен сам следить за использованием компьютерного времени. Если это останется по-прежнему зоной родительского контроля, проблем с подростком не избежать.

Игры на компьютере или личное время?

Угроза зависимости, даже если в семье удалось воспитать культуру общения с гаджетами, может случиться, когда ребенок пойдет в школу (или перейдет в 5-6-й класс). У всех в школе есть гаджеты, и будет странно, если вы в качестве превентивной меры не купите ему смартфон.

Когда можно говорить о компьютерной зависимости? Если ребенок любого возраста:

  • агрессивно реагирует на попытки отобрать планшет, проводит с ним все больше и больше времени;
  • отказывается по утрам идти в сад или школу;
  • не хочет гулять, потому что не доиграл в игру;
  • играет тайно по ночам, у него нарушается аппетит и сон.

Родители-радикалы в таких случаях могут и совсем отобрать заветную игрушку. Я бы советовала начать с четких ограничений. Вы — взрослый. И можете исправить ситуацию. Утвердите правила: играем не более часа в день. Всегда следуйте этому правилу. Дайте ребёнку немного времени на закрепление привычки (истерик не избежать, но надо стоять на своем), и вы увидите положительный результат.

Многие родители настолько боятся гаджетов, что готовы набить каждый день ребенка кружками, секциями и развлечениями — а значит, не оставляют времени не только для игр, но и для себя. А ведь личное время, которым дети могут распоряжаться так, как их захочется, необходимо для формирования счастливого человека, который знает, чего хочет, и способен найти занятие по душе. Поэтому в войне со смартфонами давайте без перегибов.

Что такое компьютерная зависимость?

Подростки, выросшие в век технологий, сталкиваются с новыми проблемами, которые были чужды предыдущем поколениям. Интернет породил инновационные средства социализации. Некоторые из них до сих пор остаются неизвестными с точки зрения потенциала для добра и зла. Для детей и подростков с проблемами в других сферах жизни, интернет и компьютер зачастую сопряжены с риском зависимости.

Компьютерная зависимость у подростков — это не просто сильное желание быть онлайн. Как и в случае с другими расстройствами поведения, такими как патологическая склонность к азартным играм, подростковая компьютерная зависимость характеризуется постепенной потерей контроля над способностью регулировать или ограничивать время проведенное в интернете, а также способностью справляться со своими эмоциями, зачастую из-за смытой границы между реальной и виртуальной жизнью.

Хотя некоторые люди по-прежнему считают это проблемой воспитания детей, многие эксперты определяют подростковую компьютерную зависимость как реальную проблему, которая заслуживает дальнейшего изучения. Фактически, эта зависимость серьёзно рассматривалась для включения в пятое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5).

В частности, рабочая группа по расстройствам, связанным с психоактивными веществами (наркорасстройствам) рекомендовала включить компьютерную зависимость в приложение к DSM-5 и призвала провести дополнительные исследования.

Онлайн-помощники для борьбы с зависимостью от игр

На рынке приложений для родительского контроля существует ряд программ, позволяющих отслеживать активность детей в гаджетах — время, проведённое в сети и играх, поисковые запросы и просмотренный контент.

Например, с согласия ребёнка можно установить приложение «Где мои дети» позволит, помимо просмотра статистики использования приложений, проверить реальное местоположение ребёнка.

Также советуем попробовать приложение Kids360, от создателей «Где мои дети». Сервис не только имеет функцию ограничения работы с гаджетом по времени (screen time), но и фильтрует нежелательный контент, который может прочитать ребёнок. Благодаря трекеру приложений, родители всегда будут в курсе сколько времени ребёнок проводит в смартфоне.

Использование таких программ поможет не только отследить успешность реабилитации зависимого игрока, но и предотвратит возникновение игровой зависимости на ранних этапах у здоровых ребят.

Игровая зависимость — что это такое?

В адрес любителей поиграть часто можно услышать обвинения в игровой зависимости. Однако не все игроки действительно больны.

Игровая зависимость — это предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

Американская психиатрическая ассоциация выделяет следующие симптомы зависимости от компьютерных (и других онлайн) игр:

  • появление навязчивых мыслей об игре, даже во время других занятий;
  • беспокойное, раздражительное, иногда неоправданно печальное состояние игрока при попытке уменьшить время игры или отказаться от неё;
  • возникновение потребности увеличивать время в игре и использовать более мощный гаджет;
  • потеря контроля над ситуацией: невозможность самостоятельно выйти из игры, перестать думать об игре;
  • восприятие других развлечений (общение с друзьями, хобби) в качестве помех;
  • невозможность остановиться, даже при осознании всех негативных последствий (или проявлений некоторых из них): плохое самочувствие, проблемы с учёбой, финансовые траты, конфликты с близкими;
  • возникновение необходимости лгать себе и близким о количестве времени, проведённом в игре.

На данный момент по различным исследованиям от 12 до 25% людей по всему миру страдает игровой зависимостью. Поскольку проблема с каждым годом всё очевиднее, в январе 2022 года игровая зависимость войдёт в справочник МКБ-11 по рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

Этапы психологической помощи

Помощь психолога при лечении компьютерной зависимости у подростков крайне необходима для успешной терапии. Психологическая помощь проходит в несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.

  1. Главная задача сделать так, чтобы подросток сам осознал проблему и признал наличие зависимости, возможно, при помощи психолога. Бесполезно давить на ребенка, ругать, читать нотации, использовать эмоциональный шантаж. Это только усугубит проблему.

    Желание лечиться должно исходить от самого пациента, тогда не будет внутреннего сопротивления, и терапия пройдет успешно.

  2. Помощь близких на этапе психотерапевтического лечения, когда определяются глубинные причины зависимости, состоит в эмоциональной поддержке. Осознать истинную причину проблемы бывает психологически тяжело, и важно знать, что родители и друзья любят и всегда готовы помочь. Врач также направляет и поддерживает пациента.
  3. Когда происходят изменения и отказ от компьютерных игр, важно помочь ребенку занять возникшую пустоту, найти новое увлечение в жизни. Пусть это будет спортивная секция, студия современного танца или театральная мастерская. В идеале, чтобы подросток нашел не только хобби, но и новых друзей, общение. На этом этапе врачу необходимо постоянно обращать внимание на успехи, фиксировать их, и подбадривать пациента.
Как быть Леди:  Причины и признаки асоциального поведения — Блог Викиум

При помощи квалифицированного специалиста, который найдет подход к подростку и грамотно построит лечение, а также с поддержкой близких людей, прогноз избавления от компьютерной зависимости благоприятный.

Причины появления зависимости у подростков

Социальные проблемы и бушующие гормоны могут сделать подростковые годы особенно трудными для некоторых молодых людей. Подростки, которые безуспешно пытаются завести знакомства и вписаться в круг новых друзей находятся в группе риска. Согласно сайту врачей Вашингтонского университета, некоторые подростки могут чувствовать себя более комфортно, общаясь со сверстниками в онлайне, что ещё больше раздувает пламя компьютерной зависимости.

Есть множество причин появления компьютерной зависимости у подростков:

  • скука,
  • любознательность,
  • влияние окружающих и друзей,
  • интерес вызванный рекламой,
  • нехватка внимания и живого общения,
  • проблемы в семье,
  • стресс,
  • одиночество,
  • неодинаковое отношение к детям,
  • страхи социального характера,
  • неуверенность в себе,
  • наличие комплексов.

Наиболее уязвимыми становятся подростки от 7 до 14 лет, которые:

  • не могут вписаться в социальную среду, подвергаются насмешкам со стороны сверстников и не имеют друзей,
  • получают мало внимания от родителей, которые часто заняты на работе или другими детьми,
  • не знают, чем занять свободное время, не имеют хобби, не посещают кружки и уделяют мало времени учёбе.

Что такое компьютерная зависимость, как она проявляется

Термин «компьютерная зависимость» появился в психиатрии в 90-е годы с началом стремительного развития информационных технологий. Он означает чрезмерную увлеченность компьютером и интернетом, проведение за компьютером большей части своего свободного времени. Особенно опасна интернет-зависимость для подростков, чья психика в 14-16 лет еще формируется и уязвима.

Компьютерная зависимость у подростков – это психическое заболевание, которое нельзя оставлять без внимания. Засиживаясь в компьютерных играх, просиживая в социальных сетях максимум времени, ребенок не успевает подготовить домашнее задание в школу, в результате чего у него снижается успеваемость, он перестает общаться в реальной жизни со сверстниками, становится угрюмым и агрессивным.

Если родители заметили, что их ребенок болезненно воспринимает «расставание» с электронными гаджетами, значит настало время заняться профилактикой компьютерной зависимости. Ребенка нужно увлечь другими занятиями, записать в спортивные секции, кружки по интересам, строго регламентировать время на компьютерные игры. Если же с этим возникают проблемы, значит пора лечить ребенка.

Лечение игровой зависимости

Лечение игровой зависимости как правило не включает в себя принятия лекарственных препаратов, за исключением некоторых сопутствующих заболеваний (тревожные расстройства, депрессия, страхи). Родителям, в первую очередь, необходимо обратиться к детскому или семейному психологу.

Если по каким-то причинам обратиться к психологу не получается, следует провести ревизию своих взаимоотношений с ребёнком. Часто родители неосознанно провоцируют ребёнка к «побегу». Например, чрезмерный контроль и повышенная критичность воспитывают неуверенного в себе человека, которому легче решать задачки в игре, где можно сохраниться и начать заново, чем в реальной жизни, где за любой неверный шаг будет ждать наказание.

Компьютерные игры

Что такое игроманияЭта тема заслуживает отдельного рассмотрения. В процессе игры ребенок испытывает массу приятных ощущений за счет выделения адреналина и гормонов удовольствия. Ни одна настоящая игрушка уже не способна сравниться со «стрелялками», «бродилками», «стратегиями» и т.д. Ребенок «подсаживается» на эти ощущения, дополнительно подгоняемый соревновательным духом, конкуренцией с другими игроками, стремлением к первенству. Именно это обуславливает большую подверженность зависимости среди мальчиков.

Весь вред — от злоупотребления

Всегда надо помнить, что виртуальный мир не должен заменять реальный. А у детей часто в реальном мире довольно много проблем, которые не решить перезагрузкой приложения. Если посмотреть на ребят, погружённых в мир игр, можно заметить несколько закономерностей: как правило, у них нет других хобби и нет никакого внятного распорядка дня. Ребёнок предоставлен сам себе и получает удовольствие самым простым и доступным способом — через гаджет.

Кроме того, разработчики компьютерных игр часто используют цикличную систему вознаграждения. Заставляя игрока проходить всё новые и новые уровни, за которые он получает виртуальную награду, что в свою очередь активирует выработку дофамина – «гормона удовольствия».

Таким образом, когда ребёнок не имеет достаточной поддержки со стороны взрослых и сверстников и у него нет других увлечений в жизни — виртуальные фантазии с лёгкостью его поглотят.

Чтобы избежать компьютерной зависимости, начните с себя

Вы злитесь, что ребенок весь вечер играет в «Майнкрафт», но обратите внимание, чем в это время занимаетесь вы. Наверняка то в фейсбук заглянете, то в инстаграм фото запостите, то почту проверите. Плюс, я уверена, продолжаете еще и деловую переписку (а когда ж еще, если надо срочно). Или даже работаете до 12 ночи, и для вас это нормальный график.

Это все очень понятно — тех же детей нужно кормить, одевать, обучать, то есть без работы никуда. Но я все же предлагаю воспитывать в себе и собственной семье культуру общения и культуру взаимодействия с гаджетами. А именно: не тащить домой работу. Не сидеть вечерами, уткнувшись в компьютер или мессенджер. Проводить досуг с семьей — рассказывать друг другу, как прошел день, печь хлеб или просто ничего не делать.

Попробуйте один вечер вообще не брать в руки телефон. Сначала будет сложно, но вскоре вы поймете, как много всего упускаете, отвлекаясь на сообщения. Если вас беспокоят по работе, вспомните про личные границы. Их важно отстаивать. Вас не имеют права беспокоить во внерабочее время. Это время для себя, семьи, хобби.

Социальные сети

Девочки берут пальму первенства в другой разновидности Интернет зависимости – от социальных сетей. Показать себя во всей красе с помощью бесконечных селфи, рассказать окружающим о своей интересной и насыщенной событиями жизни, отследить количество «лайков» у главной соперницы – первой красавицы из параллельного 11-го «А» — все это толкает взрослеющую девушку на трату большей части времени в социальных сетях.

Быть всегда онлайн – это значит, быть в теме, соответствовать общепринятой тенденции. Социальные сети сегодня – это истории целых жизней, поэтому полистать новостную ленту на уроке, по пути домой, в компании друзей, перед сном – это значит, быть в курсе происходящего здесь и сейчас. Подростку трудно от этого отказаться.

Значит ли это, что нет выхода из сложившейся ситуации? Вовсе нет.Для того, чтобы помочь подростку, необходимо определить – а есть ли зависимость вообще?

Компьютерная зависимость… у мамы

Гораздо сложнее бороться с игровой зависимостью «подросшего» ребенка. Когда к нам обращается мама двадцатилетнего геймера, который «целыми днями сидит за компьютером и ничего в этой жизни не хочет», я всегда рекомендую начать лечение зависимости с анализа собственного поведения. Дело в том, что именно так проявляются созависимые отношения.

Как правило, история развивается следующим образом. В 12-13 лет ребенок начинает увлекаться компьютерными играми или зависать в соцетях (а это, кстати, форма ухода от жизни), но мама вполне довольна: ребенок дома, под присмотром, по улицам не шатается, не курит, что еще нужно? Дай-ка я еще и орешков ему в комнату принесу. Пусть играет.

Проходит еще пять лет, сын продолжает играть на компьютере, не хочет учиться и работать. Мама вроде и пытается на него влиять, мол, займись чем-нибудь полезным — но в глубине души ей ой как не хочется отпускать этого мальчика из дома. Ей страшно от того, что он уйдет, она не знает, что делать со своей жизнью. Поэтому работу с такой компьютерной зависимостью взрослым надо начинать с себя.

Игры могут быть полезными!

Нельзя однозначно сказать, что компьютерные игры наносят вред психике и здоровью ребёнка, однако чрезмерное увлечение ими несомненно может иметь большие последствия. В небольших дозах игры позволяют сбрасывать стресс, отрабатывать различные навыки, могут обучать иностранным языкам через общение с другими игроками.

Например, игры-головоломки позволяют ребёнку развить пространственное и логическое мышление, учат искать творческое решение и нестандартный подход. Учащиеся, играющие в компьютерные игры по сети, быстрее преодолевают языковой барьер и легче осваивают английский.

Особо заинтересованные дети начинаю искать лазейки и чит-коды, что сильно развивает их компьютерную грамотность. Регулярные достижения в игре позволяют ребёнку повышать свою самооценку. Профессоры Трентского и Стэндфордского университета установили, что люди, играющие за положительных героев, ведут себя также при контакте с людьми в реальной жизни.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий