📖 Социальные отклонения, СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ, Глава 2. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. Змановская Е. В. Страница 10. Читать онлайн — Bookap.info

📖 Социальные отклонения, СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ, Глава 2. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. Змановская Е. В. Страница 10. Читать онлайн - Bookap.info Женщине

Девиантное поведение: типы личностей с наглядными примерами

Скорее всего кто-то из вас уже не раз слышал слова «девиация» и «девиантное поведение». Для тех, кто не знаком со значением термина предлагаю обратиться к словарю:

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Девиантное поведение типы личностей с наглядными примерами

К сожалению, проблема отклоняющегося от нормы поведения существовала во все времена и продолжает существовать до сих пор. Вообще, когда мы говорим о девиантном поведении, то обычно подразумеваем негативный оттенок этого явления. Однако, отклонения от нормы, это не только бродяжнический образ жизни, увлечение психоактивными веществами или игромания. Девиация предполагает и такие проявления, как гениальность, жертвенность во имя благих целей и т.д. То есть понятие «девиация» включает в себя обе крайности, оба полюса, как положительный, так и отрицательный.

На сегодняшний день известно 5 типов девиантного поведения и каждый из них имеет свои особенности. В этой статье я бы хотела познакомить вас с этой интересной типологией и наглядно проиллюстрировать каждый тип личности яркими примерами из литературы и кинематографа, чтобы вы смогли четко представить себе его образ.

1.Делинквентный тип

📖 Социальные отклонения, СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ, Глава 2. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. Змановская Е. В. Страница 10. Читать онлайн - Bookap.info

Этот тип поведения отличается негативной окраской и направлен на причинение в той или иной мере вреда, в первую очередь, окружающим. Поведение человека такого типа может проявляться в нарушении общественных норм с целью развлечься или привлечь внимание. Такие люди часто совершают противоправные поступки под внешним влиянием (провокации со стороны других) и отличаются легкомысленностью, обычно не задумываясь о последствиях. При чем последствия могут быть весьма печальны не только для окружающих, но и для самого человека. Но об этом он тоже не задумывается. Очень часто за таким поведением кроется наличие серьезного внутреннего конфликта или потребности, которая не удовлетворена.

Кого можно привести в пример?

Яркий пример – рок-звезды, крушащие номера отелей и выбрасывающие из окон гостиниц мебель и технику. Если вы почитаете биографии некоторых звезд рок сцены, то наличие того самого внутреннего конфликта заметите невооруженным глазом. К примеру, Дэйв Мастейн (книга «Биография в стиле хеви-металл»), состав группы «Мотли крю» (книга и одноименный фильм «Грязь») и т.д.

2. Аддиктивный тип

📖 Социальные отклонения, СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ, Глава 2. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. Змановская Е. В. Страница 10. Читать онлайн - Bookap.info

Тип девиантного поведения, который характеризуется стремлением человека уйти от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния (с помощью приема наркотиков, алкоголя или постоянной фиксации на отдельных видах деятельности, которые поддерживают интенсивные эмоции). Такие люди изо всех сил стараются изменить свое психическое состояние, которое их не удовлетворяет. В реальной действительности они не находят сфер, которые их привлекают и захватывают (отсюда же возникают порой всяческие проявления интернет зависимости и зависимости от компьютерных игр).  Человек уходит от контактов с людьми, заменяя их неодушевленными предметами, которые дарят яркие эмоции (наркотики, компьютер, спиртное и пр.).

Кого можно привести в пример?

Любого зависимого персонажа из кино или литературных произведений. Первое что мне приходит на ум: «На игле», «Сид и Нэнси», «Уличный кот по кличке Боб».

3. Патохарактерологический тип

📖 Социальные отклонения, СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ, Глава 2. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. Змановская Е. В. Страница 10. Читать онлайн - Bookap.info

Поведение человека с этим типом девиации, обусловлено патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся расстройства личности и акцентуации характера. Например, человек с обессивно-крмпульсивным расстройством может в рамках «ритуалов» пропускать свой транспорт, что будет приводить к опозданиям на работу. Шизоидный человек может рвать контакты с друзьями, не объясняя причин и делая им больно и т.д.

Кого можно привести в пример?

Например, всеми любимый Шелдон Купер из «Теории Большого взрыва».

4. Психопатологический тип

📖 Социальные отклонения, СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ, Глава 2. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. Змановская Е. В. Страница 10. Читать онлайн - Bookap.info

Этот тип поведения основывается на симптомах, представляющих собой проявления психических расстройств и заболеваний. Человек может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушений восприятия (галлюцинации), мышления, совершать нелепые и непонятные поступки, делать стереотипные вычурные движения или надолго застывать в однообразной позе (нарушения волевой активности).

Кого можно привести в пример?

Билли Миллигана «Множественные умы Билли Миллигана», главный герой фильма «Идентификация» с множественным расстройством личности и т.д.

5. Девиантное поведение, основанное на гиперспособностях

📖 Социальные отклонения, СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ, Глава 2. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. Змановская Е. В. Страница 10. Читать онлайн - Bookap.info

При отклоняющемся поведении, которое связанно с гиперспособностями прослеживается игнорирование реальности. Человек как бы существует параллельно «здесь и сейчас», и в своем собственном мире. Обычный мир он воспринимает, как незначимый и старается реже взаимодействовать с ним. Поступки такого человека могут отличаться чудаковатостью, а установить близкие отношения с ним бывает практически невозможно. Весь интерес сосредоточен на деятельности, которая напрямую связанна с его неординарными способностями.

Кого можно привести в пример?

Ярчайший пример – математик Джон Нэш. Для тех, кто не знает кто это, рекомендую посмотреть фильм «Игры разума».

В будущих публикациях хочу подробнее рассказать о каждом типе и особенностях взаимодействия с такими личностями.

Возможно Вас заинтересуют следующие  мои статьи:

Узнать себя: недельный интенсив с практическими упражнениями

Панические атаки: как справиться?

Что такое методика ДПДГ и как она работает?

Если вам понравилась эта статья – ставьте лайк, делитесь ею с другими или оставляйте свои комментарии. Я всегда рада обратной связи!

Также вы можете записаться на мою консультацию:  https://www.tiledi.ru/alexandraushakova/

Или по телефону: 8 967 650 70 60

Типы отклонений

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди, частота пульса, артериальное давление, температура тела, содержание химических элементов в организме и др.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это — идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им.

Отклонения в здоровье могут быть вызваны как наследственными факторами, так и какими-либо внешними обстоятельствами (тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др.).

Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии.

Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 г. приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

  • • недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
  • • ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;
  • • недееспособность (инвалидность) — это необратимые или стойкие патологические изменения тела или психики человека, вызванные заболеваниями или травмами, снижающие его социализацию, способность к труду, передвижение и способность к самообслуживанию.

В специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. К ним относят детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Рассматривается также понятие «недостаток», выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тяжелые.

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.

К отклонениям в физическом развитии могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Это самая большая группа отклонений, которые могут быть вызваны причинами наследственного (генетического) характера, психологическими расстройствами (изменения состояния эмоционально-чувственной сферы человека), внешними факторами (вирусные инфекции, осложнение беременности, загрязнение воздуха, наркомания, токсикомания, алкоголизм, вакцинация и др.).

К этой группе отклонений относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos — малый и phren ум). У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии.

Как быть Леди:  Теория цвета для дизайнеров, часть 1: Значение цвета | by Nancy Pong | Цвет | Medium

К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения (дисграфия) и письма (дислалия).

Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм и суицид. Аутизм (греч. aytos сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью в своем внутреннем мире, отсутствием потребности в общении. Характерными чертами аутизма являются молчание, уход в себя, потеря аппетита, отсутствие в речи местоимения «Я», неспособность смотреть людям прямо в глаза, сопротивление всему новому, слишком сильная привязанность к знакомым предметам, вследствие чего ребенок непрерывно повторяет одни и те же действия, пониженный порог болевой чувствительности, из-за чего дети не реагируют на довольно выраженные болевые синдромы. Иногда у таких детей наблюдается интерес к определенным дисциплинам, у них формируются отдельные стороны интеллекта. Например, они могут обладать уникальной пространственной памятью, слухом или восприятием.

Для таких детей необходимо создаются специальные условия, которые позволяют им в различных образовательных учреждениях общаться с другими детьми и усваивать необходимые для жизни в обществе образцы поведения. Для этого социальному педагогу вместе с другими специалистами (психолог, логопед, учитель и др.) следует поддерживать в детском коллективе спокойную и благожелательную обстановку, устанавливать позитивные эмоциональные контакты между учителем (воспитателем) и ребенком.

Для более комфортного существования аутичного ребенка в школе социальному педагогу необходимо разработать для него четкий план, где прописана подробная организация его жизни в школе, на уроке, перемене, чтобы ребенок мог осознать порядок происходящего и усвоить необходимые ритуалы и нормы поведения. Очень важно в совместной деятельности создавать для ребенка ситуацию успеха в новых для него видах деятельности.

Конечно, необходима и дополнительная индивидуальная работа по освоению учебных навыков (чтение, письмо, счет), в развитии представлений о себе и окружающем мире, понимании других людей, в овладении навыками коммуникации и взаимодействия, в преодолении бытовой неприспособленности и социальной наивности.

Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Как показывает статистика, попытки суицида совершают дети старше 11 лет, так как в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка недостаточно сформировано представление «о смерти». Чаще всего суицид характерен для подростков возраста 13—16 лет, и, как свидетельствуют психологи, это достаточно распространенная реакция подростковой психики на возникновение стрессовой ситуации.

Причинами суицида в основном являются личные переживания подростком стрессовой ситуации, которая ему кажется глобальной и абсолютно неразрешимой, в то время как для взрослых людей это может казаться пустяком или незначительным событием. Это может быть ссора с друзьями; измена любимого человека, расставание с ним, неразделенное чувство любви, ревность; смерть близких родственников; переживание обиды, одиночества, отчужденности, непонимания; чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия; боязнь насмешек, позора или обвинения; постоянные стрессовые ситуации и как следствие затяжная депрессия; игровая зависимость; проблемы с наркотиками, что влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами; подростковая беременность; желание обратить на себя внимание; сложные отношения в семье (постоянные ссоры ребенка с родителями или родителей между собой, развод, насилие над ребенком в семье) и др.

В работе с такими детьми важна роль профилактики — предупреждение данной проблемы. Практически всегда трагедии в случае детского суицида можно избежать. Психологами доказан тот факт, что на самом деле подростки не хотят лишать себя жизни, они лишь хотят привлечь внимание к себе и своим проблемам. Уход из жизни — это способ показать взрослым состояние своего отчаяния, безнадежности, обиды на жизнь или других людей, утрата смысла жизни, это протест против бездушия, безразличия или жестокости взрослых.

Самоубийства не возникают внезапно, от 70 до 75% несовершеннолетних тем или иным образом раскрывают свои намерения. Поэтому при работе с детьми необходимо учитывать факторы риска, которые, в первую очередь, связаны с личностными особенностями ребенка, его семьей и друзьями. Следует уделять повышенное внимание к изменениям, происходящим в поведении ребенка — ребенок может часто уединяться, стремиться побыть в одиночестве, отказываться от общения. Конечно, отказ от общения напрямую не является причиной суицида, но свидетельствует об изменениях, происходящих в сознании ребенка.

Необходимо обращать внимание на разговоры ребенка, когда он открыто заявляет, что «он никому не нужен, его никто не любит; что, в случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, не заметит его отсутствия». Тревожным симптомом является появление у ребенка литературы о суициде, просмотр в Интернете соответствующих сайтов, разговоры ребенка о самоубийстве, фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах или новостях. Важным моментом изменения поведения ребенка являются завуалированные попытки ребенка попрощаться с близкими ему людьми (непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить какие-то важные дела побыстрее, дарение своих ценных вещей, с которыми он никогда не расставался, и др.).

Социальный педагог совместно с психологом в случае выявления подобных симптомов должен, в первую очередь, работать с семьей ребенка, способствуя восстановлению нормальных детско-родительских отношений.

Все профилактические мероприятия можно разделить на несколько групп:

  • • информационно-обучающие, связанные с информированием педагогов, родителей и учеников об особенностях суицидального поведения, способах помощи при возникновении саморазрушающих мыслей, о работе «телефонов доверия» и иных служб для детей и молодежи;
  • • коррекционные, связанные с изменением личностных установок и убеждений в отношении суицида, повышением уровня психологической защищенности, обучением навыкам и умениям преодоления стресса и конфликтных ситуаций (здесь преимущественно с ребенком работает психолог);
  • • социально-медицинские, связанные с реализацией посреднической функции социального педагога, когда он помогает родителям устроиться в медицинские учреждения для лечения психических расстройств, приведших к попыткам самоубийства, устранение физических осложнений как результата суицидальной попытки;

• социально-педагогические, связанные с изменением социального статуса и условий жизни потенциальных самоубийц для предотвращения формирования суицидальной активности.

Особую группу психических отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности — характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Мера одаренности и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями.

Хорошо известно, что у ребенка проявляются разные способности: одни проявляют способности к музыке, другие — к математике, третьи — к изучению иностранных языков и т.д. Только при благоприятных внешних условиях они приобретают форму одаренности. Большой знаток психологии ребенка писатель Корней Чуковский в своей знаменитой книге «От двух до пяти» писал: «…Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом. По истине ребенок есть величайший умственный труженик, который, к счастью, даже не подозревает об этом». Психолог Н. Лей- тес, изучавший способности и одаренность в детские годы, приводит в своих работах многочисленные примеры проявления одаренности великих людей в ранние годы. Например, основатель кибернетики Н. Винер в 12 лет поступил в университет, а в 14 лет имел свою первую ученую степень; А. С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 лет окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета. И таких примеров много.

В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования. Однако этим проблема не исчерпывается, поскольку возникает множество вопросов: как обнаруживать способности детей, как помочь ребенку в реализации этих способностей, какие существуют пути и средства развития одаренности детей?

Для диагностики физических и психических недостатков создается психолого-медико-педагогическая комиссия. Задачи комиссии весьма обширны. Это и проведение возможно более раннего обследования детей, и выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на получение образования. В задачу комиссии также входит консультирование родителей (или законных их представителей), педагогических, медицинских работников, социальных педагогов и других специалистов по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования. Сведения, которые получает комиссия, заносятся в банк данных о детях с ограниченными возможностями.

Как быть Леди:  Как развить терпение. Советы от коуча Юлии Ершовой.

Установление физического или психического отклонения у ребенка влечет за собой создание определенных условий, в том числе специальных образовательных учреждений: для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, опорно-двигательного аппарата, со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой, для детей, подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям. Такие специализированные учреждения позволяют комплексно проводить работу как по оздоровлению детей, так и по их воспитанию и обучению. Однако изоляция ребенка в специальном образовательном учреждении, отделение от других, непохожих на него детей создает определенные трудности в его социализации, интеграции в общество.

Педагогические отклонения — такое понятие пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем в педагогической деятельности для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Прежде всего это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ученика, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении и др.

С наибольшей точностью и определенностью можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонением) образования. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили общее образование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.

Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу. Согласно закону «Об образовании в РФ» обязательным является общее среднее образование[1].

Однако есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые вообще не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы и неуспеваемость; неблагополучие в семье; необходимость зарабатывать деньги на семейные и личные нужды (купить школьную одежду, канцтовары); напряженные отношения с одноклассниками и учителями, в том числе на межэтнической почве; чувство одиночества и ненужности в школе; препятствие со стороны родителей к обучению; отсутствие родителей или надлежащего контроля со стороны взрослых; отсутствие школьных документов; состояние здоровья и др. Можно назвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе.

Деятельность социального педагога в данном случае будет связана с своевременным выявлением причин непосещения школы, последовательной и регулярной работой с детьми и их родителями, разрешением конфликтных ситуаций в классе, нахождением возможных ресурсов для изменения экономического и правового положения несовершеннолетнего и др.

Как уже упоминалось, одной из причин непосещения ребенком школы является состояние его здоровья, наличие отклонений в его психическом или физическом развитии. Еще в 2008 г. в России была принята «Конвенция о правах инвалидов», которая гарантировала каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному», качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания[2]. Ведь получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования является условием их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

На сегодняшний день получение образования детьми с ОВЗ возможно как в специализированных образовательных учреждениях, так и в обычных. К специализированным (коррекционным) учебным заведениям относятся: дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с ОВЗ.

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2021 г. нового закона «Об образовании в РФ», дети с ОВЗ получили возможность учиться в обычной массовой школе. В образовательной практике школы получают свое развитие две модели обучения: традиционная, связанная с тем, что в обычной школе создаются специальные коррекционные классы для детей с проблемами; инклюзивная, предполагающая, что и здоровые, и дети с ОВЗ обучаются совместно в обычном классе по единой учебной программе. Инклюзивная модель обучения является нововведением в практику российской образовательной системы, но получает широкое распространение в разных регионах России. Проблема «инклюзивного образования» стала активно обсуждаться в России в последнее время. В 2009 г. был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2021 г. была разработана «Концепция инклюзивного образования»1, которая нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»[3][4]. В 2021 г. идея инклюзивного образования была закреплена в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2021—2021 годы»[5]. Согласно закону «Об образовании в РФ» инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ребенка[6].

Основная идея инклюзивного образования — это идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, реализация его права на образование. Не отрицая семейной формы образования (обучение на дому), самообразования, дистанционной формы получения образования, инклюзивное образование активно внедряется в школьную практику. Конечно, при его организации необходимо предусмотреть ряд важных моментов для детей в с ОВЗ: создание в школе безбарьерной среды, разработка, адаптивных и индивидуальных программ обучения, предоставления услуг помощников (социальных педагогов, тьютеров, сопровождающих ребенка с ОВЗ в процессе обучения), разработка специальных учебно-методических материалов, работа со здоровыми детьми для облегчения ситуации межличностных контактов, профессиональная подготовка педагогических кадров.

Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, здоровых учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами и родителями, так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.

Учиться в обычной школе детям с ОВЗ сложно, поэтому социальный педагог должен предоставить им помощь в физической, психической и социальной реабилитации в условиях максимальной социальной интеграции; адаптировать среду учреждения к особым потребностям детей; приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же членами общества, как и другие дети, хотя в чем-то и отличаются от них.

Конечно, педагогической нормой в России является получение каждым ребенком общего образования, но стоит отметить тот факт, что если ребенок не получил общее образование, то в будущем он не сможет получить и профессиональное образование, а значит трудоустроиться по той профессии, которая для него является привлекательной. Следовательно, он будет испытывать определенные личностные затруднения, связанные с интеграцией его в профессиональную сферу общества. Поэтому одной из задач социального педагога является помощь подростку в профессиональной ориентации и самоопределении. Профессиональное самоопределение выступает ведущим видом деятельности для учащихся старших классов. Однако получение желаемого образования, отвечающего интересам и способностям детей, осложняется различными обстоятельствами объективного и субъективного характера: изменения системы образования (утрата ступени начального профессионального образования); высокий конкурс в техникумы и вузы, сокращение числа бюджетных мест, невозможность обучаться на платном обучении из-за его высокой стоимости, неадекватная оценка своих возможностей и др.

Следует также иметь в виду довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих этапах (дети с проблемами в здоровье или находящиеся в местах лишения свободы). Таких детей объединяет нежелание или неумение реализовать себя в социально значимой профессиональной области деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального образования, которые для преодоления этого отклонения нуждаются в социально-педагогической помощи специалиста.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма, как мы уже отмечали, — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которые официально установлены или сложились на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.

Как быть Леди:  7 признаков, по которым можно раскусить лжеца - Лайфхакер

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет свой исторический путь развития. Она была известна еще в глубокой древности. Но общество, побуждаемое стремлением к самосохранению, пыталось регулировать взаимоотношения между людьми и вводило различные социальные ограничения: мифы, табу (запрет), традиции, религиозные догматы. По мере усложнения человеческого общества и совершенствования общественных отношений стали формироваться более устойчивые правовые, нравственные позиции людей по отношению к поведению, отклоняющемуся от норм морали и права, принятых в том или ином обществе. Социальные отклонения могут быть вызваны социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деятельности, ценностными критериями и другими факторами.

Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т. е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам. Например, они могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.

Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека являются неотъемлемыми факторами функционирования любого общества. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей, и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаны проблемы детей и молодежи с отклоняющимся поведением, разновидностями которого являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др. Несмотря на некоторые тонкости в определении этих понятий, многие исследователи сходятся в одном — что в этом случае поведение человека не соответствует нормам и правилам, принятым в данном обществе.

Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью социального положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых подросток не может самостоятельно найти выход, и др. О них подробно будет рассмотрено далее.

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные социальные службы. Подростки, совершившие общественно опасные деяния и достигшие возраста одиннадцать лет, по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии могут направляться в специальные школы или в специальные профессиональные учебные заведения. Социально-педагогическая деятельность с такой категорией детей будет представлена в следующих главах учебника.

Обобщая характеристику различных типов отклонений от нормы, представим их в табл. 1.

Таблица 1

Типы отклонений от нормы

Физические

Психические

Педагогические

Социальные

Болезнь; нарушения зрения;

нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата

Задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-волевой сферы; одаренность

Отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования

Сиротство;

девиантное(отклоняющееся) поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность

Следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Любое отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует другие виды отклонений. Поэтому в Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»[7]. В эту категорию входят фактически все дети, о которых шла речь выше: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для работы социального педагога большое значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Поэтому нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.

Поэтому, с одной стороны, работа социального педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой — на реабилитацию подростков, в развитии которых установлены те или иные отклонения. Это очень важная и большая работа: как помочь детям молодежи, «выпавшим из социальной колеи», вернуться в общество.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Почему в социальной педагогике рассматриваются понятия «норма» и «отклонение от нормы»?
  • 2. Какие типы отклонений выделяются в социальной педагогике?
  • 3. Назовите виды психических отклонений от нормы и выделите проблемы социализации ребенка с данным типом отклонений.
  • 4. Дайте характеристику физическим отклонениям от нормы и выделите особенности социализации ребенка с данным типом отклонений.
  • 5. Что такое «педагогические отклонения от нормы»? Какова роль инклюзивного образования в достижении ребенком необходимого уровня «педагогической нормы»?
  • 6. Назовите известные вам классификации социальных норм. Каковы причины девиантного поведения несовершеннолетних?

Литература

1. Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 120805

  • 2. Вильшанская А. Д. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка / А. Д. Вильшанская, М. И. Прилуцкая, Е. М. Протченко. — М.: Генезис, 2021. — 256 с.
  • 3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И. М. Бгажнокова, М. Б. Ульянцева, С. В. Комарова [и др.J. — М.: ВЛАДОС, 2021. — 240 с.
  • 4. Декларация ООН о правах инвалидов (провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 09.12.1975 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.un.org/rii/documents/decl_conv/declarations/ disabled, shtml
  • 5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. — М.: ВЛАДОС, 2021. — 168 с.
  • 6. Ратнер Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова. — М: ВЛАДОС, 2006. — 176 с.
  • 7. Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.iin.org/ru/dociiments/decl_conv/convl980.shtml
  • 8. Клсйберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997.
  • 9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ // Рос. газета. — 2021. — 31 дек. — Фед. вып. № 5976.
  • 10. Староверова М. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей / М. С. Староверова, О. И. Кузнецова. — М.: ВЛАДОС, 2021,- 144 с.
  • 11. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 352 с.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий