Сенситивный тип акцентуации личности: особенности характера

Сенситивный тип акцентуации личности: особенности характера Женщине

Что это такое?

Психологи давно заметили, что нельзя ко всем людям подходить с одним мерилом: то, что один считает нормальным, совершенно не вписывается в представления другого. Сенситивностью называют особенность личности, которая проявляется в повышенной чувствительности к определенным событиям, информации, переживаниям, свойственным только этому типу личности.

Сенситивный ориентир у каждого психотипа свой. На основании общего представления о разности психологических типов личности была создана первая в мире типология, в основу которой легко учение об акцентуации. Это случилось в 1968 году. Немецкий психиатр Карл Леонгард предложил классифицировать всех людей по определенным типам в зависимости от их сенситивности.

Эта типология считается самой подробной и по сегодняшний день.

https://www.youtube.com/watch?v=HfbN32boYwM

Немецкий специалист утверждал, что примерно 50% населения – это акцентуанты, вторая же половина – люди нормальные. Таким образом, Леонгард считал акцентуацию определенным отклонением от нормы, впрочем, никак не мешающим человеку жить. В 1977 году советский психиатр Андрей Личко, взяв за основу типологию Леонгарда, создал свою типологию, которая предназначалась для диагностики психопатии в подростковом возрасте.

Леонгард выделил такие 12 типов акцентуации, как:

  • гипертимный – люди, которые жаждут деятельности и активности, постоянно нуждаются в свежих ярких переживаниях и эмоциях, большие оптимисты, всегда ориентированные на достижение успеха;
  • дистимический – типы заторможенные, переживающие, настроенные пессимистично, ожидающие подвоха и провала, часто апеллирующие к этическим нормам;
  • аффективно-лабильный – сочетает в себе признаки оптимиста и пессимиста, они взаимно неплохо уравновешивают друг друга;
  • аффективно-экзальтированный – возвышенный человек, высоко ценящий все чувственное, эмоциональная сфера для них на первом месте;
  • тревожный – боязливый, очень робкий, не желающий отстаивать точки зрения, покорный, податливый;
  • эмотивный – очень сострадательный, сопереживающий, участвующий в переживаниях других, мягкий и душевный человек;
  • демонстративный – очень самоуверенный, тщеславный, хвастливый, часто – лжец и льстец;
  • педантичный – человек, которому с трудом даются решения, но очень совестливый, человек с высокими идеалами, личными планками и требованиями;
  • застревающий – подозрительный, обидчивый, уязвимый, очень тщеславный с сильными и частыми колебаниями настроения;
  • возбудимый – очень вспыльчивый человек, которого ведут инстинкты.

Важно! К тому же в классификации нашлось местечко и для интровертов, и экстравертов.

Что касается сенситивности, то к сенситивным типам обычно относятся тревожные типы личности. Еще раз загляните в представленную типологию Леонгарда, станет очевидно, что сенситивные люди – это очень тревожные люди, которые боятся нового, с тревогой смотрят в будущее, часто застенчивые и очень впечатлительные, долго и мучительно переживающие неудачи.

Сюда относятся застревающий, тревожный и частично дистимический тип акцентуаций личности. Значит ли это, что сенситивный человек болен. Не всегда, он просто обладает особенной чувствительностью, которая при неблагоприятных обстоятельствах, впрочем, вполне может стать заболеванием.

Подробное описание по а.е. личко

Фрагмент из книги «Психопатии и акцентуации характера у подростка»

Еще Кречмер, описав одну из форм реактивного психоза, названную сенситивным бредом, обратил внимание, что этот психоз развивается у личностей особого склада: чрезмерная чувствительность и впечатлительность сочетаются у них с высокими моральными требованиями к самим себе, с «этической скрупулезностью».

Под ударами судьбы они легко становятся крайне осторожными, подозрительными и замкнутыми. П.Б. Ганнушкиным было подмечено, что за всем этим лежит резко выраженное чувство «собственной недостаточности». Позднее, пытаясь разделить человечество на шизоидов и циклоидов, Кречмер отнес сенситивных субъектов к первым.

С тех пор сохраняется три тенденции в отношении к сенситивному типу: рассматривать его как вариацию типа шизоидного, включать его в группу астеников, даже считая нецелесообразным и искусственным обособлять его в специальный вариант и, наконец, считать сенситивный тип характера как совершенно особый.

Кречмер также впоследствии изменил свой взгляд: сенситивный тип выделен, как один из основных. Как будет видно из дальнейшего изложения, сенситивные личности существенно отличны от шизоидов и скорее принадлежат к широкому кругу астеников, составляя среди них все же особую подгруппу.

В известных руководствах по детской психиатрии описание сенситивного типа вообще отсутствует и это — не случайно. Сенситивная психопатия формируется относительно поздно. Ее становление чаще всего падает на возраст 16-19 лет, то есть на постпубертатный период, на момент самостоятельного вступления в социальную жизнь.

Однако с детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми.

Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее.

Не проявляется также свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, «детская энциклопедичность». Многие чтению охотно предпочитают тихие игры, рисование, лепку. К родным они иногда обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном отношении или суровом обращении с их стороны. Отличаются послушанием, часто слывут «домашним ребенком».

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов.

Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек.

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П.Б. Ганнушкиным — «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности».

Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест.

Тем более не возникает желания отвергать духовные ценности, интересы и обычаи старшего поколения. Иногда даже выступает подчеркнутое следование идеалам и модусу жизни взрослых. Созвучно этому рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе.

Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Источником угрызений у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм.

Возникают самообвинения в «гнусности» и «распутстве», жестокие укоры себя в неспособности удержаться от пагубной привычки. Онанизму приписывается также собственное слабоволие во всех областях, робость и застенчивость, неудачи в учебе вследствие якобы слабеющей памяти или свойственная иногда периоду роста худоба, диспропорциональность телосложения и т. п.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там; где особенно чувствуют свою неполноценность.

Девочки стремятся показать свою веселость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелой решительности, они тотчас же пасуют.

Если удается установить с ними доверительный контакт, и они чувствуют от собеседника симпатию и поддержку, то за спавшей маской «все нипочем» оказывается жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы.

В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т.п.). Их выдвигают воспитатели, привлеченные послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им функции, но неформальное лидерство в таких коллективах достаётся другим.

Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает мальчиков на занятия силовыми видами спорта – борьбой, гантельной гимнастикой, и т.п. Так, например, 16-летний сенситивный юноша, тихий и нерешительный, почти все свободное время проводил на парашютной вышке, прыгая по несколько раз в день и проделывая в воздухе разного рода гимнастические упражнения, чтобы «навсегда подавить всякий страх». Возможно занятия спортом приносят им определенную пользу, но заметных успехов они здесь не достигают.

Реакция группирования со сверстниками, как и реакция эмансипации, получает мало внешних проявлений. В отличие от шизоидов сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть «белой вороной» в обычной подростковой среде.

Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая группа ужасает их господствующими там шумом, развязностью, грубостью.

Увлечения сенситивных подростков можно разделить на истинные, гармонирующие с их характером, и на контрастные их натуре и обусловленные реакцией гиперкомпенсации. Первые, в основном, относятся к типу интеллектуально-эстетических хобби. Они весьма разнообразны и определяются уровнем интеллекта и общего развития, примерами старших, индивидуальными способностями и склонностями.

Здесь встречается и увлечение разными видами искусства: музыкой (обычно классической), рисованием, лепкой, шахматами. Здесь же и разведение домашних цветов, певчих птиц, аквариумных рыб, приручение мелких животных. Удовлетворение здесь доставляет сам процесс этих занятий: возможность прочесть интересную книгу в оригинале на иностранном языке, послушать любимую музыку, порисовать, решить сложную шахматную задачу, полюбоваться растущими цветами, покормить рыбок и т.п.

Как быть Леди:  Безответная любовь в отношениях и неразделенные чувства | AnnaBlog

Увлечения, связанные с гиперкомпенсацией, чаще принадлежат к хобби типа «лидерских» или телесно-мануальных. Здесь главное уже цель и результат, а не сам процесс. О характере этих увлечений уже было сказано выше.

Реакции, связанные с формирующимся сексуальным влечением, густо окрашены переживаниями собственной неполноценности. Как указывалось, подростковый онанизм становится порою источником мучительных угрызений и терзаний. Робость и застенчивость выступают с особой силой, когда вспыхивает первая любовь.

Нередко объект влюбленности так и остается неосведомленным о вызванном им чувстве. Или же объяснения и признания бывают, возможно в силу той же гиперкомпенсации, столь решительными и неожиданными, что пугают и отталкивают. Отвергнутая любовь повергает в отчаяние и крайне обостряет чувство собственной неполноценности. Самобичевания и самоукоры доводят до суицидных мыслей.

Суицидальное поведение сенситивных подростков отличается двумя качествами, Во-первых, повторными вспышками суицидных мыслей без осуществления каких-либо попыток. Вспышки эти всегда обусловлены ситуацией — ударами жизни по слабым местам сенситивных субъектов, подогревающими представление о собственной никчемности.

Во-вторых, истинными суицидными действиями, лишенными всякого элемента демонстративности. Суицидный акт совершается обычно под влиянием цепи неудач, разочарований (долгий «предсуицидальный период»), причем последней каплей может послужить довольно ничтожный повод. В силу этого суицидные действия могут оказаться совершенно неожиданными для окружающих.

Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные подростки не склонны. Сенситивные юноши, как правило, даже не курят, алкогольные напитки же способны внушать им отвращение. В алкогольном опьянении часто приходится видеть не эйфорическую, а депрессивную реакцию с возрастанием переживаний своей неполноценности.

Ложное суждение о делинквентности может сложиться при побегах из дому, прогулах школьных занятий или даже полном отказе посещать школу, которые вызваны психическими травмами или непереносимой для сенситивных подростков ситуацией. Претерпеваемые подростком насмешки, грубость, обиды, тягостная обстановка могут оставаться неизвестными для других.

Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Подмечается свойственная с детства обидчивость и чувствительность, застенчивость, которая особенно мешает подружиться с кем хочется, неумение быть вожаком, заводилой, душой компании, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям, отвращение к алкоголю, нелюбовь к флирту и ухаживаниям.

Они подчеркивают, что не склонны ни легко ссориться, ни быстро мириться. У многих из них имеются проблемы, к которым они не могут определить своего отношения или не хотят сделать это. Чаще всего этими проблемами являются отношение к друзьям, к своему окружению, к критике в свой адрес, к деньгам, к спиртным напиткам.

Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.

Иллюстрацией сказанному могут послужить следующие примеры. К 14-летнему сенситивному подростку на улице пристал пьяный мужчина, обоих отвели в милицию, подростка тотчас же отпустили, но «все видели как его вел милиционер» и это послужило причиной долгих тягостных переживаний и отказа ходить в школу.

От прибора, на котором работал в лаборатории другой 17-летний сенситивный юноша, пропала ценная деталь, кто-то из сослуживцев шутя бросил фразу: «Если взял, то верни!» Этого было достаточно, чтобы прийти к заключению, что его все считают вором, и бросить работу в научно-исследовательском институте, которой этот юноша очень дорожил.

Не случайно в семьях сенситивных подростков неоднократно встречались бредовые больные или паранойяльные психопаты, которые предъявляли этим подросткам вздорные обвинения. Мать 16-летнего сенситивного мальчика, страдавшая инволюционным параноидом, корила его в том, что он якобы сожительствует с пожилой женщиной, бывшей любовницей его давно умершего отца.

Другая мать, подозрительная и скупая, бранила своего сына, домоседа, любителя птиц и цветов, за то, что он якобы связан с шайкой бандитов, которая собирается ее ограбить. Престарелой бабке, уехавшие на север родители, поручили воспитание 15-летней сенситивной девочки.

Увидев внучку на улице с одноклассником, она при соседях назвала ее публичной девкой и потребовала пойти к гинекологу на освидетельствование. Все описанные ситуации послужили причиной реактивных состояний. Естественно, стать посмешищем для окружающих, вследствие каких-либо действительных недостатков или неудачных действий родителей или воспитателей, более чем достаточно, чтобы оказаться повергнутым в депрессивное состояние.

Среди 300 подростков мужского пола, госпитализированных в психиатрическую больницу с психопатиями и акцентуациями характера, к сенситивному типу было отнесено 8%, причем лишь в четвертой части из них был поставлен диагноз психопатии, а в остальных — реактивных состояний на фоне соответствующей сенситивной акцентуации.

Периоды развития

Известный итальянский педагог, специализирующийся на вопросах раннего развития личности , Мария Монтессори. Она выделила следующие ключевые сенситивные периоды, которые проходит любой индивид:

  1. Развитие речи (0-6 лет). До года ребенок еще не разговаривает с окружающими, но активно контактирует с ними доступными ему способами.

    В это время большое значение имеют близкие эмоциональные связи, которые помогают познавать окружающий мир.

    С года до трех лет происходит активное освоение языковой речи, словарный запас малышей постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются. С трех до шести лет значительно улучшаются разговорные навыки, появляется интерес к чтению и письму. Многие дети в возрасте 6 лет уже умеют неплохо читать и писать печатными буквами отдельные слова или короткие предложения.

  2. Периоды сенситивного развития

  3. Восприятие порядка (0-3 года). Для детей порядок в их жизни имеет гораздо большее значение, чем для взрослых. Ежедневные ритуалы, правила поведения, одинаковое расположение вещей в шкафу и в комнате , все это дает малышам ощущение безопасности, уверенности в завтрашнем дне. Внешний порядок в сознании детей напрямую связан с внутренним спокойствием. Любые непредвиденные ситуации, изменение привычных ритуалов являются для детей стрессом. По этой причине именно в возрасте трех лет чаще всего наблюдаются истерики, капризы. Большинство сцен, которые устраивают дети своим родителям, являются не проявлением характера, а реакцией на изменение привычного порядка вещей.
  4. Сенсорное развитие (0-5,5 лет). Обоняние, осязание, вкусовые ощущения развиваются естественным образом. Совершенствование этих навыков может происходить при содействии взрослых. Детям полезно ощупывать ткани и изделия разных фактур, слушать музыку, изучать окружающие предметы, пробовать разные блюда и т.д.

    Чем богаче палитра ощущений, которые переживает маленький человек, тем более разностороннее развитие он получает.

  5. Восприятие маленьких предметов (1,5-6,5 лет). Все специалисты сходятся во мнении, что игры с мелкими предметами прекрасно развивают мелкую моторику детей. В свою очередь, от развития мелкой моторики напрямую зависят речевые способности. Периоды развития малышейМалыши уже в раннем возрасте неосознанно тянутся к пуговицам, горошинам и прочим небольшим по размеру объектам, желая пощупать их собственными руками и рассмотреть со всех сторон. Подобные игры с миниатюрными предметами должны проводиться только под наблюдением взрослых. Также можно максимально обезопасить ребенка , продеть мелкие бусины через нитку, пришить пуговицы разных размеров к лоскуту ткани и т.д. В данный период большую пользу приносят конструкторы, которые помогают детям определить связь между целым и частью.
  6. Развитие движений и действий (1-4 года). Двигательная активность играет ключевую роль в полноценном развитии психических функций у детей данного возраста. Во время движения обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга. По мере взросления ребенок начинает лучше координировать свои движения, осознает свое тело. Большое значение имеют физические упражнения , бег, прыжки, балансирование, карабканье и т.д. Чем активнее проводит ребенок время в данный период свой жизни, тем лучше для него.
  7. Период развития социальных навыков (2,5-6 лет). До 6 лет формируются основы социального поведения. От того, какие культурные формы общения закладывают в малыша окружающие, зависит уровень его вежливости, воспитанности, уважения к другим людям.

    Дети подражают действиям и речи взрослых, поэтому большое значение имеет поведение родителей, которые являются для ребенка авторитетом.

Сенситивный тип. характеры и роли

Сенситивный тип

Основная проблема этих людей связана с их резко повышенной чувствительностью к мнению окружающих и лежит в области межличностных контактов. Их ахиллесова пята — отношение окружающих, то, что думают о них, любят ли их.

Для сенситивного астеника присущи чрезмерная чувствительность и впечатлительность, которые сочетаются с высокими моральными требованиями к себе, с «этической скрупулезностью». Ганушкин отмечает, что за всем этим лежит резко выраженное чувство «собственной недостаточности» .

Наиболее ярко сенситивные черты проявляются в возрасте 16–19 лет, т.е. во время самостоятельного вступления в социальную жизнь.

Сенситивный астеник часто старается компенсировать свое чувство собственной неполноценности за счет реакции гиперкомпенсации. Астеническая личность ищет самоутверждение не в сильных участках своей натуры, не в тех областях, где могут раскрыться ее способности, а именно там, где она ощущает свои дефициты.

«Девочки стремятся показать свою веселость и общительность. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже порой заносчивости, пытаются продемонстрировать свою энергию и волю. Но как только ситуация требует от них смелости и решительности, они тотчас же пасуют»(2).

Любое общение выливается в поток негативных чувств, ощущение собственной никчемности, чувство боли от любого невнимания, чувство стыда за то, что он не знает того, что знают другие, или не читал книгу, известную собеседнику.

Любое изменение тона голоса, легкое движение мышц лица собеседника, его жест или молчание — все истолковывается как проявление пренебрежения, невнимания.

Ему кажется, что все смотрят на него и видят все недостатки его лица, фигуры, одежды.

Окружающий мир, как правило, нейтрален, скорее безразличен, чем враждебен. Но у сенситивного астеника мучительные контакты с людьми вызывают поток негативных мыслей о мире, в котором он захлебывается и даже тонет.

Часто в семье, среди знакомых, в компании и на работе он начинает ощущать себя чужаком, посторонним, это мучительное чувство отгороженности от людей, в то время как хочется быть с ними, любить их и быть любимым.

С возрастом сенситивность может принять новые формы. Так на людях сенситивный астеник надевает маску и делает все, чтобы понравиться окружающим. Однако в семье маска сбрасывается, и на голову близких обрушивается поток негативных высказываний, жалоб на жестокий мир, поток раздражительности и гнева, первоначально адресованных к окружающим, но не высказанных в силу своей сенситивности.

Как быть Леди:  РУСОФОБИЯ СЕГОДНЯ | Посреди России

Людям сенситивного типа постоянно нужно работать над своей самооценкой, освобождаться из–под власти чужих мнений. Американская психотерапия разработала великолепные методы для уменьшения сенситивности, что открывает перед людьми, болезненно чувствительными к чужому мнению, возможность начала «второй жизни».

Симптомы сенситивно-шизоидного расстройства

С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми.

Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее.

Не проявляется также свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, «детская энциклопедичность». Многие чтению охотно предпочитают тихие игры, рисование, лепку. К родным они иногда обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном отношении или суровом обращении с их стороны. Отличаются послушанием, часто слывут «домашним ребенком».

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов.

Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек.

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П.Б. Ганнушкиным — «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности».

Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения совести и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест.

Тем более не возникает желания отвергать духовные ценности, интересы и обычаи старшего поколения. Иногда даже выступает подчеркнутое следование идеалам и модусу жизни взрослых. Созвучно этому рано формируется чувство долга, гиперответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе.

Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Источником угрызений у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм.

Возникают самообвинения в «гнусности» и «распутстве», жестокие укоры себя в неспособности удержаться от пагубной привычки. Онанизму приписывается также собственное слабоволие во всех областях, робость и застенчивость, неудачи в учебе вследствие якобы слабеющей памяти или свойственная иногда периоду роста худоба, диспропорциональность телосложения и т. п.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных людей делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.

Девочки стремятся показать свою веселость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелой решительности, они тотчас же пасуют.

Если удается установить с ними доверительный контакт, и они чувствуют от собеседника симпатию и поддержку, то за спавшей маской «все нипочем» оказывается жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы.

В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные люди оказываются на общественных постах (старосты, профорги и т.п.). Их выдвигают воспитатели, учителя, шефы привлеченные послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им функции, но неформальное лидерство в таких коллективах достаётся другим.

Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает мальчиков на занятия силовыми видами спорта – борьбой, гантельной гимнастикой, и т.п. Так, например, 16-летний сенситивный юноша, тихий и нерешительный, почти все свободное время проводил на парашютной вышке, прыгая по несколько раз в день и проделывая в воздухе разного рода гимнастические упражнения, чтобы «навсегда подавить всякий страх». Возможно занятия спортом приносят им определенную пользу, но заметных успехов они здесь не достигают.

Реакция группирования со сверстниками, как и реакция эмансипации, получает мало внешних проявлений. В отличие от шизоидов сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть «белой вороной» в обычной подростковой среде.

Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая группа ужасает их господствующими там шумом, развязностью, грубостью.

Увлечения сенситивных людей можно разделить на истинные, гармонирующие с их характером, и на контрастные их натуре и обусловленные реакцией гиперкомпенсации. Первые, в основном, относятся к типу интеллектуально-эстетических хобби. Они весьма разнообразны и определяются уровнем интеллекта и общего развития, примерами знакомых, индивидуальными способностями и склонностями.

Здесь встречается и увлечение разными видами искусства: музыкой (обычно классической), рисованием, лепкой, шахматами. Здесь же и разведение домашних цветов, певчих птиц, аквариумных рыб, приручение мелких животных. Удовлетворение здесь доставляет сам процесс этих занятий: возможность прочесть интересную книгу в оригинале на иностранном языке, послушать любимую музыку, порисовать, решить сложную шахматную задачу, полюбоваться растущими цветами, покормить рыбок и т.п.

Увлечения, связанные с гиперкомпенсацией, чаще принадлежат к хобби типа «лидерских» или телесно-мануальных. Здесь главное уже цель и результат, а не сам процесс. О характере этих увлечений уже было сказано выше.

Реакции, связанные с формирующимся сексуальным влечением, густо окрашены переживаниями собственной неполноценности. Как указывалось, подростковый онанизм становится порою источником мучительных угрызений и терзаний. Робость и застенчивость выступают с особой силой, когда вспыхивает первая любовь.

Нередко объект влюбленности так и остается неосведомленным о вызванном им чувстве. Или же объяснения и признания бывают, возможно в силу той же гиперкомпенсации, столь решительными и неожиданными, что пугают и отталкивают. Отвергнутая любовь повергает в отчаяние и крайне обостряет чувство собственной неполноценности. Самобичевания и самоукоры доводят до суицидных мыслей.

Суицидальное поведение сенситивных подростков отличается двумя качествами, во-первых, повторными вспышками суицидных мыслей без осуществления каких-либо попыток. Вспышки эти всегда обусловлены ситуацией — ударами жизни по слабым местам сенситивных субъектов, подогревающими представление о собственной никчемности.

Во-вторых, истинными суицидными действиями, лишенными всякого элемента демонстративности. Суицидный акт совершается обычно под влиянием цепи неудач, разочарований (долгий «предсуицидальный период»), причем последней каплей может послужить довольно ничтожный повод. В силу этого суицидные действия могут оказаться совершенно неожиданными для окружающих.

Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные люди не склонны. Сенситивные мужчины, как правило, даже не курят, алкогольные напитки же способны внушать им отвращение. В алкогольном опьянении часто приходится видеть не эйфорическую, а депрессивную реакцию с возрастанием переживаний своей неполноценности.

Ложное суждение о делинквентности может сложиться при побегах из дому, прогулах школьных занятий или даже полном отказе посещать школу, которые вызваны психическими травмами или непереносимой для сенситивных подростков ситуацией. Претерпеваемые подростком насмешки, грубость, обиды, тягостная обстановка могут оставаться неизвестными для других.

Самооценка сенситивных людей отличается довольно высоким уровнем объективности. Подмечается свойственная с детства обидчивость и чувствительность, застенчивость, которая особенно мешает подружиться с кем хочется, неумение быть вожаком, заводилой, душой компании, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям, отвращение к алкоголю, нелюбовь к флирту и ухаживаниям.

Они подчеркивают, что не склонны ни легко ссориться, ни быстро мириться. У многих из них имеются проблемы, к которым они не могут определить своего отношения или не хотят сделать это. Чаще всего этими проблемами являются отношение к друзьям, к своему окружению, к критике в свой адрес, к деньгам, к спиртным напиткам.

Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.

Иллюстрацией сказанному могут послужить следующие примеры. К 14-летнему сенситивному подростку на улице пристал пьяный мужчина, обоих отвели в милицию, подростка тотчас же отпустили, но «все видели как его вел милиционер» и это послужило причиной долгих тягостных переживаний и отказа ходить в школу.

От прибора, на котором работал в лаборатории другой 17-летний сенситивный юноша, пропала ценная деталь, кто-то из сослуживцев шутя бросил фразу: «Если взял, то верни!» Этого было достаточно, чтобы прийти к заключению, что его все считают вором, и бросить работу в научно-исследовательском институте, которой этот юноша очень дорожил.

Не случайно в семьях сенситивных личностей неоднократно встречались бредовые больные или паранойяльные психопаты, которые предъявляли этим подросткам вздорные обвинения. Мать 16-летнего сенситивного мальчика, страдавшая инволюционным параноидом, корила его в том, что он якобы сожительствует с пожилой женщиной, бывшей любовницей его давно умершего отца.

Другая мать, подозрительная и скупая, бранила своего сына, домоседа, любителя птиц и цветов, за то, что он якобы связан с шайкой бандитов, которая собирается ее ограбить. Престарелой бабке, уехавшие на север родители, поручили воспитание 15-летней сенситивной девочки.

Как быть Леди:  Привязанность в психологии это что: определение эмоциональная к человеку, в младенчестве

Увидев внучку на улице с одноклассником, она при соседях назвала ее публичной девкой и потребовала пойти к гинекологу на освидетельствование. Все описанные ситуации послужили причиной реактивных состояний. Естественно, стать посмешищем для окружающих, вследствие каких-либо действительных недостатков или неудачных действий родителей или воспитателей, более чем достаточно, чтобы оказаться повергнутым в депрессивное состояние.

Среди 300 подростков мужского пола, госпитализированных в психиатрическую больницу с психопатиями и акцентуациями характера, к сенситивному типу было отнесено 8%, причем лишь в четвертой части из них был поставлен диагноз психопатии, а в остальных — реактивных состояний на фоне соответствующей сенситивной акцентуации.

Сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов

На данном этапе развития психологической науки наблюдается рост интереса к понятию гендера и связующих с ним индивидуально-психологических особенностей. В современных реалиях отмечается отказ от дихотомического понимания пола и гендера как мужского и женского в пользу вариативности (появление андрогинности).

Понимая гендер как социальный конструкт, надстраиваемый над биологическим полом, его связь с такой индивидуально-психологической особенностью, как акцентуация характера, до сих пор четко не установлена. В данной статье рассмотрены гендерная идентичность, акцентуации характера, сделана попытка установить различия в проявлении акцентуаций характера среди студентов НФИ КемГУ различной гендерной идентичности.

Ключевые слова: акцентуации характера, гендерная идентичность, гендер, индивидуально-психологические особенности

Современный мир предполагает огромное разнообразие детерминантов, отличающих людей друг от друга: физиологические, демографические, социальные и т. п. В эту структуру также входят индивидуально-психологические особенности личности, под которыми Г. Ю.

К подобным проявлениям человеческого поведения относятся акцентуации характера. По мнению К. Леонгарда, разработавшим концепцию «акцентуаций личности», — это заостренная её черта, которая проявляется в определенных обстоятельствах и является крайней границей психической нормы.

Сами акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми [3]. К. Леонгард выделил следующие типы акцентуации: гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный [6].

В дальнейшем, А. Е. Личко изменил подход к акцентуациям. По его мнению, следует говорить именно об акцентуации характера, — чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией.

Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и молодежном возрасте [7]. А. Е. Личко выделил такие акцентуации, как: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный, несутойчивый [6].

Другой индивидуально-психологической характеристикой можно считать гендер и гендерную идентичность личности. Несмотря на наличие понятия пола, понимаемой именно как биологической категории, данное явление не отвечает запросам современной молодёжи.

Поскольку в поведении человека биологические и социальные характеристики тесно переплетены, мы никогда не можем полностью утверждать, что различия, обнаруживаемые в мужском и женском поведении, имеют однозначно биологическое происхождение. По словам А. Н.

Елизарова, для прояснения биологических и социально-психологических аспектов мужского и женского поведения в конце 1960 г. американский психолог Р. Столлер предложил понятийно разделить человеческую сексуальность по двум аспектам: биологическому, за которым был закреплен термин «пол», и социальному, за которым закрепился термин «гендер» [4].

Гендер определяет женщин и мужчин на основе их социальной роли, выстраивая определенный социальный конструкт пола, который надстраивается над физиологической реальностью с самых ранних лет под влиянием окружения подрастающей личности [5]. По Л. Б. Шнейдеру гендерная идентичность обозначает чувство принадлежности к тому или иному гендеру, а также проявление себя согласно своей идентичности, которая не всегда бывает осознанной [8].

В связи с тем, что гендер формируется после рождения под влиянием социальных представлений о мужском и женском началах, а также исходя из индивидуального сознания человека, на этой основе отмечается вероятность формирования характера и его крайних проявлений — акцентуаций личности.

На основе изучения научной литературы, с целью проведения сравнительного анализа акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов, нами были выбраны следующие методики:Тест«Маскулинность-фемининность» С. Бем — для определения гендерной идентичности и формирования исследуемых групп лиц;

Выборка исследования состояла из 45 человек, формировалась в два этапа. На первом этапе были подсчитаны количество испытуемых по половым признакам (51 % парней и 49 % девушек) и возрастным характеристикам. Средний возраст выборки составил 23 года.

На втором этапе при помощи методики С. Бэм было определено количество человек с преобладанием андрогинной идентичности — 33,3 % человек, с преобладанием маскулинной идентичности — 33,3 % человек, с преобладанием фемининной идентичности — 33,3 % человек.

Таблица 1

Сравнительный анализ акцентуаций характера по Леонгарду устудентов разной гендерной идентичности

Акцентуации характераГендерная идентичность
Андрогинная имаскулиннаяАндрогинная ифемининнаяМаскулинная ифемининная
Демонстративность -0,735 -2,107* -2,103*
Застревание 1,48 0,462 1,562
Педантичность 1,54 -1,637 1,003
Возбудимость -2,84 -0,627 2,673*
Гипертимность 0,31 -1,37 1,73
Дистимность 2,72* 2,494* -0,073
Тревожность 1,734 1,907 -1,36
Экзальтированность 0,986 0,834 -1,619
Эмотивность -1,82 -2,371* -2,258*
Циклотимность -1,472 -0,735 1,984
* Значимые различия на уровне 0,05, при t-крит. = 2,049

Исходя из данных, представленных в таблице 1, мы может констатировать тот факт, что андрогинной личности свойственно проявлять дистимную акцентуацию характера как по отношению к людям с маскулинной идентичностью (t-эмп. = 2,72), так и с фемининными личностями (t-эмп. = 2,494).

Людям с маскулинной идентичностью, в отличие от фемининной, характерно проявление возбудимости (2,673). Фемининным личностям присущи такие акцентуации, как демонстративность (2,107) и эмотивность (2,371) в отличие от андрогинной личности, а также проявление демонстративности (2,103) и эмотивности (2,258) в отличие от маскулинной личности.

Таблица 2

Сравнительный анализ акцентуаций характера по Личко устудентов разной гендерной идентичности

Акцентуации характераГендерная идентичность
Андрогинная имаскулиннаяАндрогинная ифемининнаяМаскулинная ифемининная
Гипертимный -0,533 1,78 2,637*
Циклоидный -1,719 0,807 2,193*
Лабильный 1,871 1,54 1,02
Астено-невротический -1,746 -1,426 0,461
Сенситивный 1,31 -2,494* -2,374*
Тревожно-педантический 2,39* 2,334* -0,493
Интровертированный -1,498 -1,423 0,177
Возбудимый -2,342* -0,764 1,179
Демонстративный 1,57 -0,483 -1,984
Неустойчивый 0,914 1,784 -0,528
* Значимые различия на уровне 0,05, при t-крит. = 2,049

Согласно данным, приведенных в таблице 2, мы можем отметить, что людям андрогинной идентичности характерны тревожно-педантичный тип акцентуации по сравнению с маскулинной (2,39) и фемининной (2,334) идентичностями. Молодые люди маскулинной идентичности свойственны возбудимый тип акцентуации (2,342), а также гипертимный (2,637) и циклоидный (2,193) типы.

Таким образом, сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов показал, что существуют отличия в проявлении тех или иных акцентуаций у студентов разного гендера. Андрогинной личности характеры тревожно-педантичный и дистимный типы акцентуаций.

Фемининной личности в большей степени свойственны демонстративный, сенситивный и эмотивный типы. Циклоидный, гипертимный и возбудимый типы акцентуаций чаще встречаются у студентов маскулинной гендерной идентичности. На основе полученных данных возможно более комплексное и тщательное планирование работы с молодыми людьми с учетом их гендерной идентичности.

Литература:

  1. Авдиенко, Г. Ю. Дифференциальная психология [Текст]: учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / Г. Ю. Авдиенко. — Москва: Юрайт, 2021. — 178 с.
  2. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] / Т. В. Бендас. — Санкт-Петербург: Питер, 2021. — 431 с.
  3. Виндекер, О. С. Дифференциальная психология. Прикладные аспекты [Текст]: учеб. пособие для вузов / О. С. Виндекер. — Москва: Юрайт, 2021. — 75 с.
  4. Елизаров, А. Н. Введение в психологическое консультирование [Текст] / А. Н. Елизаров. — Москва: МГОПУ, 2002. — 72 с.
  5. Ключко, О. И. Гендерная психология и педагогика [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. И. Ключко. — Москва: Юрайт, 2021. — 404 с.
  6. Кондрашихина, О. А. Дифференциальная психология [Текст] / О. А. Кондрашихина. — Киев: Центр учебной литературы, 2009. — 232 с.
  7. Марютина, Т. М. Дифференциальная психология [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. М. Марютина. — Москва: Юрайт, 2021. — 248 с.
  8. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Б. Шнейдер. — Москва: Юрайт, 2021. — 328 с.

Терапия

Сенситивные лица относительно редко обращаются за лечебной помощью. Клиническая симптоматика состоит преимущественно из депрессивных кризов самооценки и еще чаще из ипохондрических состояний. Психотерапия задается целью переработать актуальные конфликтные ситуации и этим помочь больному лучше понять свою структуру и особенно возможности защитного поведения, а также познать положительные стороны своей структуры: тонкую чувствительность, внимательность, справедливость и возможность сочувствия, которые могут положительно воздействовать на межчеловеческие отношения, когда на задний план отступает защита и вступает в действие функция Я.

Наряду с психотерапевтической беседой показан тренинг уверенности в себе, при котором достигается адекватное соотношение между агрессивным аффектом и критикой, например в ролевой игре. Прогноз благоприятный, многие сенситивные личности достигают успехов в жизненной борьбе.

Пассивно-агрессивные расстройства личности. Такие люди не выносят свою агрессивность вовне, а оставляют ее латентной, и поэтому предпочитают выражать себя через пассивное поведение: забывчивость и непунктуальность, встречные претензии и оттяжки используются ими для противодействия притязаниям, которые им предъявляются в личной, трудовой и социальной жизни.

Следствием этого является неэффективный стиль жизни, особенно если это поведение постоянное и оно распространяется на ситуации, которые могли бы облегчить позитивные установки и активность. Концепция этих расстройств личности также исходит из военного опыта. Отвлекаясь от выраженных форм, такие стертые формы поведения часто можно находить в рабочей среде.

К психодинамическому объяснению этого вида развития личности привлекается поведение родителей, которые наказывают детские попытки самостоятельности и настойчивости, требуя от ребенка подчиняемое™, хотя бы с амбивалентными колебаниями. В течение жизни этот вид расстройств личности становится постоянным.

Уклоняющееся расстройство личности Уклоняющееся расстройство личности (DSM III), в том числе и социально-фобическое расстройство личности (DSM IV), определяется неуверенной самооценкой, сверхчувствительностью, особенно при отказах; даже незначительные, небольшие и повседневные неудачи вызывают глубокую ранимость.

Классификация. По МКБ 10 сенситивные личности вместе с уклоняющимися личностями — F60.6; пассивно-агрессивные расстройства личности— F60.8.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий