Самоценность: зачем нам нужна самоценность и как понять, что она занижена

Самоценность: зачем нам нужна самоценность и как понять, что она занижена Женщине

Изучение самооценки учащихся

Цель:

  • Формировать представления учащихся о себе,
    помогать корректировать самооценку;
  • Предложить методики, с помощью которых можно
    определить самооценку учащихся разных
    возрастов;
  • Формировать умение правильно оценивать себя и
    других.
  • Предварительно можно побеседовать с учащимися
    по следующим вопросам или предложить их в виде
    теста-опросника.

    1. Любишь ли ты, когда тебя хвалят?
    2. Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы
      тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя
      хвалят, то почему?)
    3. Нравится ли товарищам общаться с тобой?
    4. Какие роли тебе дают ребята?
    5. Какую роль ты сам себе выбрал?
    6. Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся
      ваши друзья, учителя, родные?
    7. Что такое, по-вашему, самооценка?

    Самооценка

    — это оценка личностью себя,
    своих возможностей, качеств и места среди других
    людей.

    Она во многом определяет отношения с
    окружающими, критичность, требовательность к
    себе, отношение к успехам и неудачам. От
    самооценки зависит активность человека и
    стремление к самосовершенствованию. Она
    развивается путем постепенной интериоризации
    внешних оценок, выражающих общие требования, в
    требования человека к самому себе.

    Самооценка человека зависит от множества
    факторов. Психологи, однако, пользуются  
    формулой: Самоценность: зачем нам нужна самоценность и как понять, что она занижена

    Повысить самооценку можно либо максимизируя
    успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение
    между притязаниями и реальным поведением
    человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше
    притязания, тем большими должны быть успехи,
    чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

    Обнаруживается уровень самооценки не только в
    том, как человек говорит, а и в том, как он
    поступает.

    Заниженная самооценка проявляется в
    повышенной тревожности, постоянной боязни
    отрицательного мнения о себе, повышенной
    ранимости, побуждающей человека сокращать
    контакты с другими людьми. Заниженная самооценка
    разрушает у человека надежды на хорошее
    отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи
    и положительную оценку окружающих он
    воспринимает как временные и случайные. Для
    человека с заниженной самооценкой многие
    проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень
    ранимы, их настроение подвергнуто частым
    колебаниям, они острее реагируют на критику,
    смех, порицания. Они более зависимы.

    Недооценка своей полезности уменьшает
    социальную активность, понижает инициативу,
    такие люди в своей работе избегают соревнования,
    поскольку, поставив себе цель, они не надеются на
    успех.

    Достаточно высокая самооценка проявляется в
    том, что человек руководствуется своими
    принципами, независимо от мнения окружающих на
    их счет. Если самооценка не слишком завышена, то
    она может положительно влиять на самочувствие,
    так как порождает устойчивость к критике.
    Человек в этом случае знает себе цену, мнение
    окружающих не имеет для него абсолютного,
    решающего значения.

    При завышенной самооценке человек уверенно
    берется за работу, превышающую реальные
    возможности.

    Верная самооценка поддерживает достоинство
    человека и дает ему нравственное удовлетворение.

    По мере формирования и укрепления самооценки
    возрастает способность к утверждению и
    отстаиванию своей жизненной позиции.

    Потребность в общении развивается у детей
    поэтапно. Вначале — это стремление к вниманию со
    стороны взрослых, затем — к сотрудничеству с ними,
    далее дети хотят не только делать что-либо
    вместе, но и ощущать уважение с их стороны,
    возникает необходимость во взаимопонимании.

    От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с
    родителями, какое место займет он в этих
    взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.

    Неоправданно частое подчеркивание родителями
    реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к
    тому, что у него формируется завышенный уровень
    притязаний. В то же время недоверие родителей к
    возможностям ребенка, категорическое подавление
    детского негативизма может привести к
    возникновению у ребенка ощущения своей слабости,
    неполноценности. Для развития положительной
    самооценки важно, чтобы ребенок был окружен
    постоянной любовью вне зависимости от того,
    каков он в данный момент.

    Постоянное проявление родительской любви
    вызывает у ребенка ощущение собственной
    ценности, но при этом не предполагается, что
    родители перестанут давать беспристрастную
    оценку его поступкам. Негативные высказывания
    родителей о своих детях укрепляются в их
    сознании и трансформируют самооценку.

    У младших школьников самооценка основывается
    на мнении и оценке окружающих и усваивается в
    готовом виде, без критического анализа. Эти
    внешние влияния очень существенны вплоть до
    подросткового возраста.

    Для определения самооценки младших
    школьников можно использовать методики
    “Лесенка”, “Какой Я?”.

    Методика «Лесенка»

    Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

    Лесенка

    Показываем ребенку лесенку и говорим, что на
    самой нижней ступеньке стоят самые плохие
    мальчики и девочки.

    На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней
    ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные
    мальчики и девочки.

    На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй
    себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если
    ребенку трудно нарисовать человечка).

    Обработка результатов:

    1-3 ступенька — низкий уровень самооценки
    (заниженная);

    4-7 ступенька — средний уровень самооценки
    (правильный);

    8-10 ступенька — высокий уровень самооценки
    (завышенная).

    Методика “Какой Я?”

    предназначена для
    определения самооценки ребенка 6-9 лет.
    Экспериментатор, пользуясь представленным далее
    протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя
    воспринимает и оценивает по десяти различным
    положительным качествам личности. Оценки,
    предлагаемые ребенком самому себе,
    предоставляются экспериментатором в
    соответствующих колонках протокола, а затем
    переводятся в баллы. Оценка результатов

    Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы
    типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа
    “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла.
    Уровень самооценки определяется по общей сумме
    баллов, набранной ребенком по всем качествам
    личности.

    Выводы об уровне развития самооценки:

    Протокол методики “Какой я”

    № п/пОцениваемые
    качества

    личности

    Оценки по
    вербальной шкале

    да

    нет

    иногда

    не знаю

    1

    Хороший    

    2

    Добрый    

    3

    Умный    

    4

    Аккуратный    

    5

    Послушный    

    6

    Внимательный    

    7

    Вежливый    

    8

    Умелый (способный)    

    9

    Трудолюбивый    

    10

    Честный    

    10 баллов — очень высокий 

    8-9 баллов — высокий

    4-7 баллов — средний

    2-3 балла — низкий

    0-1 балл — очень низкий

    Согласно возрастной норме, самооценка
    дошкольника высокая. Следует отметить, что
    ответы ребенка на некоторые вопросы (например,
    послушный, честный) могут свидетельствовать об
    адекватности самооценки. Так, например, если
    наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок
    утверждает, что он “послушный всегда”, “честный
    всегда”, можно предположить, что он не всегда
    достаточно критичен к себе. Адекватность
    самооценки можно проверить, сравнив ответ
    ребенка по данной шкале с ответами родителя о
    ребенке по тем же личностным качествам.

    Для учащихся 5-7 классов можно
    предложить следующие методики для определения
    самооценки

    Самооценка «Опросник»

    Отвечаем на вопросы: “да” ( ), “нет” (-)

    1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете
      принятые решения, не останавливаясь перед
      трудностями?
    2. Вы считаете, что командовать, руководить лучше,
      чем подчиняться?
    3. По сравнению с большинством людей вы достаточно
      способны и сообразительны?
    4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда
      настаиваете, чтобы делать его по-своему?
    5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
    6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или
      поздно стали бы профессором?
    7. Вам трудно сказать себе “нет”, даже если ваше
      желание неосуществимо?
    8. Вы считаете, что достигните в жизни гораздо
      большего, чем ваши сверстники?
    9. В своей жизни вы успеете сделать очень многое,
      больше, чем другие?
    10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы
      достигли бы гораздо большего?
    Как быть Леди:  ???? девиация - причины, теории, виды, формы, типы

    Обработка результатов:

    Подсчитайте количество “да” ( ).

    6-7 положительных ответов ( ) — завышенная
    самооценка;

    3-5 ( ) — адекватная (правильная);

    2-1 ( ) — заниженная.

    Изучение общей самооценки

    Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны
    некоторые положения. Вам нужно зачитать номер
    положения и против него — один из трех вариантов
    ответов: “да” ( ), “нет”(-), “не знаю” (?), выбрав
    тот ответ, который в наибольшей степени
    соответствует вашему собственному поведению в
    аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не
    задумываясь.

    Текст опросника

    1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
    2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном
      состоянии.
    3. Со мной большинство ребят советуются
      (считаются).
    4. У меня отсутствует уверенность в себе.
    5. Я примерно также способен и находчив, как
      большинство окружающих меня людей (ребят в
      классе).
    6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
    7. Я все делаю хорошо (любое дело).
    8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем
      (после школы).
    9. В любом деле я считаю себя правым.
    10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
    11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я
      знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
    12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня
      осуждающе.
    13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
    14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений
      или дел мне мешают различные препятствия,
      которые мне не преодолеть.
    15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
    16. Окружающие меня люди гораздо более
      привлекательны, чем я сам.
    17. Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь
      необходим.
    18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем
      остальные.
    19. Мне чаще везет, чем не везет.
    20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

    Обработка результатов:

    Подсчитывается количество согласий (“да”) под
    нечетными номерами, затем — количество согласий с
    положениями под четными номерами. Из первого
    результата вычитается второй. Конечный
    результат может находиться в интервале от -10 до
    10.

    Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой
    самооценке.

    Результат от -3 до 3 — о средней самооценке

    Результат от 4 до 10 — высокой самооценке.

    Для учащихся 10-11 классов можно
    рекомендовать

    Самосознание (самооценка)

    Самосознание — открытие своего “Я”,
    приводящее к формированию “Я-образа”,
    “Я-концепции”.

    Самооценка

    — более или менее конкретное
    проявление самосознания, оценивание школьником
    своих возможностей одновременно со своей точки
    зрения и точки зрения других (со стороны).

    Характер самооценки (благоприятная, т.е.
    адекватная и неблагоприятная — завышенная или
    заниженная) влияет на поведение ребенка,
    успешность его деятельности и общения.

    Шкала самооценки личности

    Данная шкала, разработанная A.M. Пригожиным,
    представляет собой вариант известной методики
    Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых,
    прежде всего введением дополнительного
    параметра уровня притязаний. Введен также ряд
    дополнительных параметров для обработки.
    Методика нормирована на выборках учащихся VII-Х
    классов.

    Описание задания.

    Каждому школьнику
    предлагается бланк методики, содержащей
    инструкцию и задание.

    Инструкция.

    Каждый человек оценивает свои
    способности, возможности, характер и т.п. Уровень
    развития каждого человека, стороны человеческой
    личности можно условно изобразить вертикальной
    линией, нижняя точка которой будет
    символизировать самое низкое развитие, верхняя —
    наивысшее. Ниже представлено семь таких линий.
    Они обозначают:

    1) здоровье,

    2) умственные способности,

    3) характер,

    4) авторитет у сверстников,

    5) умение многое делать своими руками, умелые
    руки,

    6) внешность,

    7) уверенность в себе.

    На каждой линии написано, что она обозначает.

    На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы
    оцениваете развитие у себя этого качества,
    стороны личности в настоящий момент. После этого
    крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития
    этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены
    собой и почувствовали гордость за себя.

    Итак: “-” — уровень развития у Вас качества,
    стороны личности в настоящий момент.

    “X” — такой уровень развития качества, стороны,
    к которому Вы стремитесь, достигнув которого, Вы
    будете удовлетворены собой.

    Вертикальная линия условно обозначает
    развитие определенного качества, стороны
    человеческой личности от низшего уровня (нижняя
    точка) до наивысшего (верхняя точка).

    Например, на линии “здоровье” нижняя точка
    указывает на совершенно больного человека, а
    верхняя — абсолютно здорового.

    Задание

    Далее изображено семь линий, длина каждой — 100
    мм, с указанием верхней, нижней точек и середины
    шкалы.

    При этом верхняя и нижняя точки отмечаются
    заметными черточками, середина — едва заметной
    точкой.

    Порядок проведения

    Методика может проводиться как фронтально — с
    целым классом или группой учащихся, — так и
    индивидуально. При фронтальной работе надо
    проверить, как каждый из учащихся заполнил
    первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть,
    правильно ли используются предложенные значки,
    ответить на вопросы школьников. После этого
    учащиеся работают самостоятельно, и
    экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает.
    Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции
    длится обычно 10-12 минут.

    Целесообразно наблюдать, как разные школьники
    выполняют задание: сильное возбуждение,
    демонстративные высказывания о том, что работа
    “глупая”, “я это не способен”, отказ выполнять
    задание, стремление задать экспериментатору
    дополнительные вопросы, привлечь его внимание к
    своей работе, а также очень быстрое или очень
    медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.).
    Все это служит полезной дополнительной
    информацией при интерпретации результатов.

    Шкала самооценки

    Обработка результатов:

    Обработке подлежат ответы на шести линиях
    (шкалах). Шкала “здоровье” рассматривается как
    тренировочная и не учитывается или, в случае
    необходимости, анализируется отдельно. Как уже
    отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в
    соответствии с этим ответы испытуемых получают
    количественную характеристику, для удобства
    выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла).
    Обработка включает следующие этапы:

    I

    этап

    По каждой из шести шкал (“ум”, “способности”,
    “характер”, “авторитет у сверстников”,
    “умелые руки”, “внешность”, “уверенность в
    себе”) определяются:

    а) уровень притязаний в отношении данного
    качества — по расстоянию в миллиметрах от нижней
    шкалы (“О”) до знака “X”;

    б) высота самооценки — от “О” до знака “-”;

    в) величина расхождения между уровнем
    притязаний и самооценка — разность между
    величинами, характеризующими уровень притязаний
    и самооценку, или расстояние от знака “X” до “-”;
    в тех случаях, когда уровень притязаний ниже
    самооценки, результат выражается отрицательным
    числом.

    Как быть Леди:  Для чего нужен ментор, и как его найти? - Андрей Парабеллум, официальный сайт

    Записывается значение каждого из трех
    показателей (уровень притязаний, самооценки и
    величины расхождения между ними) в баллах по
    каждой шкале.

    II

    этап

    Определяется средняя мера каждого из
    показателей у школьника. Ее характеризует
    медиана каждого из показателей по всем шести
    шкалам.

    III этап

    Определяется степень дифференцированности
    уровня притязаний и самооценки. Их получают,
    соединяя на бланке испытуемого все значки “X”
    (для определения дифференцированности
    самооценки). Получаемые профили наглядно
    демонстрируют различия в оценке школьником
    разных сторон своей личности. В тех случаях,
    когда необходима количественная характеристика
    дифференцированности (например, при
    сопоставлении результатов школьника с
    результатами всего класса), можно использовать
    разность между максимальным и минимальным
    значениями. Последнее, однако, не является
    достаточно точным, и для анализа результатов
    конкретного школьника лучше пользоваться первым
    вариантом.

    Следует отметить, что чем выше
    дифференцированность показателя, тем более
    условной оказывается средняя мера и,
    соответственно, тем меньшее значение она имеет.
    При очень сильно дифференцированное, когда
    некоторые стороны своей личности школьник
    оценивает очень высоко, а другие — очень низко,
    анализ средней меры, по существу, теряет смысл и
    может быть использовано вами лишь для
    ориентировки.

    IY этап

    Особое внимание обращается на такие случаи,
    когда притязания оказываются ниже самооценки,
    некоторые шкалы пропускаются или заполняются не
    полностью (указывается только самооценкам или
    только уровень притязаний), ответы выходят за
    пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки
    или ниже), используются знаки, не предусмотренные
    инструкцией, ответы комментируются и т.п.

    “Как у тебя с самооценкой?”

    Очень часто — 4 балла

    Часто — 3 балла

    Иногда — 2 балла

    Редко — 1 балл

    Никогда — 0 баллов

    1. Я часто волнуюсь понапрасну.
    2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
    3. Я боюсь выглядеть глупцом.
    4. Я беспокоюсь за свое будущее.
    5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
    6. Как жаль, что многие не понимают меня.
    7. Чувствую, что я не умею как следует
      разговаривать с людьми.
    8. Люди ждут от меня очень многого.
    9. Чувствую себя скованным.
    10. Мне кажется, что со мной должна случиться
      какая-нибудь неприятность.
    11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
    12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей
      спиной.
    13. Я не чувствую себя в безопасности.
    14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
    15. Люди не особенно интересуются моими
      достижениями.

    Подсчитать сумму баллов.

    30 баллов — ты недооцениваешь себя.

    10-30 баллов — правильная (адекватная) самооценка

    10 и ниже — завышенная самооценка.

    Литература:

    1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов
      высших педагогических учебных заведений в 2 кн.,
      М: Просвещение, 1994.
    2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник
      психолога начальной школы, Ростов — на — Дону, 2003.
    3. Под ред. Чернышева А.С. Психологические основы
      педагогической практики студентов, М., 2000.
    4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по
      возрастной психологии, СПб: Речь, 2001.
    5. Как формируется самооценка?

      Наибольшее влияние на самовосприятие человека оказывают первые годы его сознательной жизни. Поэтому родителям следует крайне внимательно следить за своими высказываниями и избегать слишком выразительных сравнений. Если они не понимают, что такое самооценка и насколько она важна для ребенка, то часто пытаются воспитывать его, приводя в пример более успешных сверстников. И это худший способ воспитания.

      Каждое напоминание о том, что какой-то одноклассник «лучше учится и хорошо ведёт себя в школе» разрушает мотивацию ребенка и снижает его уверенность в себе. Чтобы он больше старался и был более успешен, ему нужна поддержка, а вовсе не порицание.

      Если убедить ребенка, что он очень талантлив, но учителя в школе просто не замечают его способностей, это может повлиять на его взрослую жизнь. Наверняка вам встречались люди, которые искренне уверены, что они очень умны и способны, но мир к ним несправедлив.

      Повзрослев, такие инфантильные дети оказываются неготовыми к суровой реальности. Они просто не способны видеть собственные недостатки. У них сохраняется детская уверенность в том, что они безмерно талантливы, но окружающие просто не могут разглядеть в них эти таланты.

      Для полного понимания того, что такое самооценка, важно учитывать, что это динамический показатель. Она не кристаллизуется в детском возрасте, а продолжает формироваться и меняться на протяжении всей жизни. На неё влияют успехи и неудачи в школе, отношения с учителями и одноклассниками, учеба в вузе, работа, материальное положение, отношения с друзьями и прочие аспекты жизни.

      Какой должна быть самооценка

      Психологи утверждают, что для личности эффективным является достаточно высокая общая самооценка и адекватные частные самооценки разного уровня. То есть, человек в целом может считать себя хорошим человеком, но понимать свои слабые стороны. При этом Владимир Шляпников утверждает, что неадекватная самооценка — это не проблема, а симптом.

      Поэтому нужно корректировать не саму самооценку, а решать проблемы, которые на нее влияют. Говоря об общих способах повысить самооценку, психологи советуют минимизировать общение с людьми, которые принижают достижения человека; заботиться о себе, делать вещи, которые приносят радость; установить личные границы и следить за их соблюдением; чаще хвалить себя за даже небольшие достижения.

      «Часто спрашивают, что лучше — заниженная или завышенная самооценка. Ответ простой — лучше всего адекватная, поскольку в предыдущих случаях она не соответствует реальности», — говорит Валентин Оськин. Эксперт дает пять советов, как воспитать адекватную самооценку:

      1. Хорошо понимать и соотносить свои реальные возможности, ограничения, навыки, умения и прочие качества с объективной реальностью. Например, если человек хочет повышения на работе, но должен обучится новым навыкам, применять их на практике, а не просить повышение, «просто потому что он хочет».
      2. Давать себе здоровую обратную связь о своей деятельности, учитывающую все стороны его деятельности, а не только позитивную или негативную. То есть не только хвалить себя, но и работать над своими ошибками.
      3. Принимать критику других людей, не делая ее частью своей личности. Если работнику сказали, что он плохо выполнил задание, человеку следует понимать, что речь идет исключительно об этом задании, и это не означает что он — плохой человек или работник.
      4. Адекватно воспринимать похвалу. «Человеку приятно и ценно мнение других людей, но это не должно влиять на то, как он сам относится к себе, и он не должен пытаться делать что-либо, чтобы похвалу заслужить: он и без других знает, что он хороший», — говорит эксперт.
      5. Отделять свою деятельность, ее процесс, результаты, и их качество от своей личности — человек всегда больше, чем результат его деятельности. «Проще говоря — если ты печешь блинчик, и он получается горелый, ты сам не становишься горелым блинчиком, твоя личность и опыт не сжимаются до горелого блинчика», — приводит пример Оськин.

      Эксперты говорят, что стремиться к завышенной самооценке не стоит еще по одной причине. Дело в том, что достигнутый реальный успех человека с завышенной самооценкой будет выглядеть для него неполным. Вокруг нас есть примеры людей с деньгами, властью и впечатляющей карьерой, которые при этом не получают удовольствия от достигнутого.

      Как быть Леди:  Побег из "каменных джунглей"

      Кроме того, в Сети есть множество тестов и методик на выявления уровня самооценки. Один из них — шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, которая считается классическим методом оценки уровня своей тревожности.

      На личность

      Для человека самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию.

      • Регуляторная функция отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Это, в свою очередь, помогает человеку воспринимать собственный успех или неуспех, ставить дальнейшие цели.
      • Защитная функция обеспечивает относительную независимость личности, формирование собственного мнения, которое человек может высказывать и отстаивать в общении с другими людьми.

      Как объясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит реальные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но захочет принять участие в марафоне, он поймет, что ему для подготовки к забегу понадобится гораздо больше времени на подготовку, чем опытным атлетам; исходя из этого знания он примет решение, стоит ли ставить такую цель и как ее достигать.

      При этом, отмечает Шляпников, это не значит, что люди с адекватной самооценкой не могут ставить перед собой сложные цели — они должны это делать, и, как правило, люди с адекватной самооценкой достигают своих целей. «Такой человек добивается успеха и действует при этом на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу.

      При неадекватно завышенной самооценке человек неизбежно будет сталкиваться с неудачами. Ставя заведомо нерешаемую цель, человек вряд ли ее достигнет, как бы не старался. А сам процесс достижения цели может нести угрозу жизни и здоровью», — говорит он.

      По словам эксперта, неадекватно заниженная самооценка плоха тем, что человек тоже не развивается. Он избегает риска, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться в полной мере.

      Оценка личности против самоценности

      Ребенок рождается, имея самоценность, любя себя и мир. Об этом психологам известно из опытов погружения клиентов в трансовое, гипнотическое или иное измененное состояние сознания, в котором удавалось воскресить в памяти очень ранние воспоминания. Все люди описывают первые годы своей жизни (от рождения примерно до трех лет) как невероятно прекрасные и чудесные, когда они чувствовали внутри себя и вокруг настоящую бесконечную любовь.

      Настоящая, безоценочная любовь – большая редкость… Хоть люди и говорят друг другу: «Я люблю тебя! Спасибо, что ты есть!», они ждут от любимых, что те будут соответствовать их идеалу, требованиям, просьбам, что будут доказывать на словах и на деле, что достойны любви и любят.

      Никто не готов любить человека просто так, за то, что он такой, какой есть. Рано или поздно в другом начинают раздражать «изюминки» и злить «тараканы в голове».

      Необходимость доказывать и добиваться любви и уважения, на самом деле, привычка, сформированная еще в детстве. Ребенок быстро понимает связь между оценкой «Ты хороший!» и любовью: «Когда мама говорит, что я хороший, она меня любит!».

      А когда мама дает ребенку оценки «хороший», «самый лучший», «дорогой», «любимый»? Когда ребенок слушается ее бесприкословно, выполняет все требования и просьбы безропотно. Очень редко когда матери говорят, что любят своих детей просто так, вне зависимости от того что они делают, говорят, как себя ведут, как выглядят, какие оценки приносят в своих дневниках и так далее.

      Вот и получаются три ошибочных стереотипа:

      1. Ценность и самоценность нужно заслужить.
      2. Любят того, кто лучше всех; того, кто хорош собой, умен, талантлив, богат и так далее.
      3. Быть собой, индивидуальным и уникальным опасно. Ведь чтобы кто-то любил, нужно соответствовать, подстраиваться под ожидания этого человека (мамы, папы, жены/мужа, начальника и так далее) и в целом под требования социума!

      Признание самоценности личности

      Пытаясь понять, что такое самоценность личности выясняется, что это не просто ласковое и приятное принятие, а базовая категория, без которой невозможно здоровое существование психики. Чем меньше данного проявления у человека, тем больше у него неврозов в попытках сделать из себя что-то другое, больше тенденций к развитию психических заболеваний и соматических отклонений.

      Неспособность полюбить свою сущность в её первозданном виде может приводить к латентному суицидальному поведению, а как следствие этого начинается антисоциальное поведение. В итоге социальные механизмы, пытающиеся стабилизировать социум установкой рамок, только ещё больше расшатывают его устои данными ограничениями.

      Самоценность жизни была признана автоматически после нескольких войн и тотальных смертей, потрясших всё человечество. Чем больше люди сталкивались с массовыми убийствами и смотрели на последствия, тем больше понимали, что никакие изменения не стоят человеческой жизни.

      Во всех религиозных конфессиях, во всех законодательных актах первое и самое неприкосновенное – это человеческая жизнь. Такое понимание общечеловеческое, но не уделяется достаточного принятия тому, кто как эту жизнь реализует, как предстает в этом мире. Получается, что ценность жизни есть, а ценность личности, её самобытности и природности нет.

      Самоценность личности сейчас требует такого же однозначного признания, как самоценность жизни. Это неотъемлемое право каждого существовать и существовать, так как он может. Как ценность жизни априори регулируется высшими законами, так и её личностные и характерологические особенности должны быть в первозданном виде.

      Самоценность – это то, что стоит не только пассивно принимать, но требуется и активно отстаивать. Например, нельзя путать данное понятие с эгоизмом, потому что эгоистичность проявлений всегда упирается в требования от другого, показывать определённую внутреннюю недостаточность, в то время как самоценность наполнена и гармонична.

      В сущности, после принятия самоценности собственной и окружающих, если бы это было в рамках утопичной концепции и произошло со всеми и одновременно, то войны и претензии на земле прекратились бы. Рухнула бы целая экономическая система по переделыванию людей, зато наступило ощущение гармоничности и в каждом уголке люди смогли бы чувствовать себя в такой же защищённости, как дома, где все родные и наполняют только любовью.

      Признание самоценности на юридическом уровне позволит создавать общество, основанное на честном и открытом взаимодействии. Вокруг одной личности с чётко признанной своей ценностью складываются не только гармоничные и глубокие личные отношения, но также высокий уровень профессионализма и осознанности в жизненном подходе.

      Это даёт множественные внутренние опоры, даже когда человек готов сдаться. Так, когда личность с низкой самоценностью пытается решить какой-то вопрос она может пренебрегать важными моментами, точно также как обычно пренебрегает собой, личность же гармоничная, ценящая и окружающих и свои проявления не будет искать тупое решение ситуаций, а будет предлагать оптимальные, гармоничные пути для всех.

      Оцените статью
      Ты Леди!
      Добавить комментарий