Самооценка — что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Женщине

Что это такое

Качество личности избирательность появилось в ходе эволюции и первоначально касалось базовых витальных моментов – человек выбирал, что есть, чтобы не отравиться, где спать, чтобы не подвергаться опасности, куда переселяться, чтобы улучшить свое проживание.

Данные физиологические все еще остались в качестве примера избирательного поведения, однако к этому еще добавился рациональный контроль разума над происходящим. Так избирательность в плане питания сводится теперь не только к инстинктивному выбору пищи без ядов, но также и к контролю количества калорий в ней или способа приготовления и его вредности.

Избирательность касается выбора места работы и жительства, а также модели построения отношений с окружающими.

Человек физически не может присутствовать везде и уделять всем внешним стимулам одинаковое внимание, именно поэтому появляется потребность выбора направления своего внимания и основного вектора энергии. Только таким образом можно получить какие-либо ощутимые плоды, а не метаться между наиболее яркими стимулами.

Спонтанное построение своей деятельности и совершение выборов на основании первых внутренних побуждений является признаком отсутствия избирательности. Подобное поведение может приводить к довольно плачевным последствиям, несмотря на то, что в процессе подобного следования событиям испытываются довольно яркие чувства, часто характеризуемые как ощущение наполненности жизни и максимальных эмоций.

Именно данное качество помогает идти к своим целям кратчайшим путем, это основа планирования своего будущего, где заранее закладываются вещи, требующие отдельного внимания.

Избирательность расписывает наши дни в угоду поставленным приоритетам, автоматически оставляя без энергии области, высасывающие энергию или мешающие реализации. Но она помогает не только идти к чему-то в будущем, а также сохраняет имеющиеся жизненные выборы.

Так человек бросивший пить не будет устраивать свой праздник в баре, девушка, решившая сохранить девственность, не поселится в притоне, а человек с арахнофобией не пойдет работать в музей энтомологии. Все это говорит о наших выборах для поддержания той картины мира, которая нам наиболее приятна и воодушевляющая, а вот при нарушении таких выборов возможен полнейший перекос жизненных ценностей и потеря своей внутренней уникальности.

Избирательность всегда немного сложнее по своему механизму, чем простое принятие решения, строящееся на желаниях или необходимости. Данное качество позволяет просчитывать возможные последствия выбора на несколько шагов вперед, благодаря чему желания и необходимость могут меняться местами.

Так выбирается не самая приятная деятельность, способная привести к осуществлению более масштабного желания, чем получение удовольствия в настоящем. Точно также выбор может быть сделан в пользу текущего момента, когда оценка внутренних ресурсов покажет практически полное истощение и потребность в немедленном восполнении, пока не развилось депрессивное расстройство. То есть избирательность помогает выбирать хорошее в долгосрочной перспективе и целостности организма и психики.

Тесно связано это понятие со свободой и проявлением внутренней ответственности, поскольку представляет собой момент выбора. Любой поворот на жизненном пути подразумевает определенные последствия, идущие за этим, и тогда на первый план выходит готовность человека принять данные изменения, отвечать за свои поступки и выборы.

Свобода носит характер внутреннего смысла, ведь даже понимание, как следует поступить, не всегда приводит к действиям. Внутренний паралич, ориентация на мнение окружающих забирает у человека его личные свободные проявления своих выборов, оставляя избирательность исключительно теоретическим качеством.

Благодаря качеству избирательности можно судить о вкусе человека относительно любых моментов – от еды до предметов искусства, предпочтений общения или времяпрепровождения. Это своеобразный маркер развития личности и ее потребностей, отражение возможностей и внутренней готовности эти возможности реализовать.

Каждый раз, когда люди взаимодействуют, избирательность позволяет оценить, насколько человек близок и находится в том же кругу, не задавая лишних вопросов. В действенном пространстве выборов человек максимально демонстрирует, на что он ориентирован – на развитие или удержание стабильности, на роскошь и потакание своим желаниям или аскетичность в угоду познанию.

Самооценка — что это такое: понятие, структура, виды и уровни. коррекция самооценки

Самооценка — что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция

самооценки

Self-esteem — what it is: the concept, structure, types and levels. Self-esteem correction

Ульябаева.Г.Ш

Студент 2 курса, институт теплоэнергетики, Казанский государственный энергетический университет

РФ, г. Казань e-mail: gulyabaeva@bk.ru

Ul’yabaeva G.

2nd year student, institute of Power Engineering, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: gulyabaeva@bk.ru

Шакирова Д.М.

кандидат социологических наук, ст.преподаватель каф. Менеджмент Казанский государственный энергетический университет

РФ, г. Казань e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Shakirova D.

Candidate of Sociological Sciences, senior lecturer, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Аннотация.

В процессе своей жизнедеятельности каждый индивид как социальное существо на постоянной основе получает оценку своим действиям и поступкам как со стороны окружающих, так и от общества в целом. Именно на основе таких оценок происходит формирование самооценки, которая в свою очередь оказывает значительное влияние на работу таких психических компонентов как самодисциплина и самоконтроль. То, как человек относится к себе, «программирует» его на дальнейшие действия. Самовосприятие играет значимую роль в жизни каждого индивида, поэтому не стоит упускать его из виду. Базовые знания об этом не повредят, а пойдут всем лишь на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и поспособствуют их коррекции.

Annotation.

In the course of their life activity, each individual as a social being on an ongoing basis receives an assessment of his actions and actions both from those around him and from society as a whole. It is on the basis of such assessments that the formation of self-esteem takes place, which in turn has a significant impact on the work of such mental components as self-discipline and self-control. The way a person treats himself «programs» him for further actions. Self-perception plays a significant role in the life of each individual, so do not lose sight of him. Basic knowledge of this does not hurt, and will only benefit all. They will help highlight problem points and contribute to their correction.

Как быть Леди:  Как НЕ ДУМАТЬ о МУЖЧИНЕ 🏁 5 лучших советов

Ключевые слова: самооценка, заниженная самооценка, повышенная самооценка, коррекция самооценки.

Key words: self-esteem, low self-esteem, increased self-esteem, correction of self-esteem.

Человек по своей сущности является частью социума, и для него большое значение имеет отношение окружающих, оценка его способностей, качеств и внешнего вида. Но и не менее нам важна и самооценка, отношение к самому себе, которое формируется в течение всей жизни. От уровня оценки своих собственных

достоинств и недостатков зависит то место в социальной иерархии, которое мы занимаем, а также уверенность в себе и степень социальной активности.

Так что же такое самооценка? В психологии самооценка рассматривается как совокупность представлений человека о себе, которое сформировалось на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют очень большую роль в формировании образа собственного «Я».

Осознанно или несознательно, но мы всегда сравниваем себя с окружающими и оцениваем с таких позиций, как «лучше», «хуже», или «такой же как и все». В первую очередь оцениваются значимые, важные для общества качества. К примеру, для юноши дворянского сословия первой четверти 19 века было вполне нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку по сравнению с другими молодыми людьми. А для современной молодежи это качество утратило свою актуальность, поэтому и не оценивается.

Из этого следует, что в основе самооценки лежат социально значимые ценности, без которых невозможно осознавать себя личностью, достойной уважения в данном обществе и в данное время.

Разумеется, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают такие ситуации, когда мы нравимся себе, а в другое время какой-либо поступок заставляет переживать крайнее недовольство, и мы занимаемся самоосуждением. Однако, самооценка как часть самоосознания личности — это устойчивое образование, которое может меняться, но при этом не завися от ситуативного отношения к себе. Самооценка как раз-таки корректирует это отношение:

• Человек с высокой самооценкой скажет: «Как же я смог поступить таким образом, это ведь для меня совсем не свойственно», и постарается забыть об этой оплошности.

• Человек с низкой самооценкой, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках. Он будет долго корить себя за них, думая, что «по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяют две разновидности самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым обращая внимания на то, что многим людям привычно оценивать себя чуть выше среднего, это скорее норма, нежели отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем самих себя.

Адекватная самооценка так или иначе правильно отражает способности и качества личности, другими словами это реальное представление человека о самом себе, которое соответствует действительности. Такие представления могут быть как положительными, так и отрицательными, поскольку люди не идеальны.

Самооценка влияет на поведение человека, а также на его отношение к самому себе и к другим. Так, при адекватной самооценке, индивид:

• Правильно взвешивает соотношение своих потребностей и способностей;

• Может критически посмотреть на себя со стороны

• Ставит перед собой разумные цели, которых в будущем сможет достичь;

Неадекватная самооценка в свою очередь бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности так же бывает разных уровней. Самооценка чуть выше или ниже среднего — достаточно распространенное явление, она почти никак не проявляется в поведении человека, не мешает его жизни и способности взаимодействовать с другими индивидами. Определить девиацию в данном случае можно только при прохождении специальных психологических тестов. Самооценка же чуть выше среднего в коррекции не нуждается, поскольку человек заслуженно ценит и уважает себя.

Бывают такие случаи, когда самооценка далека от оптимальной (значительно выше или ниже среднего уровня). Тогда она оказывает пагубное влияние на поступки человека и может привести к неадекватному поведению.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с завышенной самооценкой можно легко заметить — они стремятся быть у всех на виду, стараются доминировать и взять всю ответственность в свои руки. Для таких индивидов свойственны следующие качества:

• Не воспринимают критику со стороны окружающих, их раздражает чужое мнение;

• Имеют комплекс превосходства над остальными, считая себя во всем правыми;

• Отвергают поддержку и помощь;

• В частности в своих неудачах и невзгодах обвиняют других;

• Имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим;

Бытует мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, нежели заниженную. В свою очередь все зависит от уровня — люди, слишком высоко ценящие себя и свои способности, могут быть отнюдь неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с самооценкой значительно ниже среднего уровня не всегда можно заметить. Они не стремятся ко всеобщему вниманию и могут казаться скромными. В процессе общения с такими людьми можно заметить их отрицательные качества:

Как быть Леди:  Сочувствие, что это такое и нужно ли ему учиться

• Зависимость от мнения окружающих и постоянная потребность в их одобрении;

• Комплекс неполноценности;

• Нерешительность и чрезмерная осторожность;

• Излишняя требовательность к себе и окружающим;

• Мелочность и завистливость;

Самооценка такого рода также делает людей эгоистичными, только это другой эгоизм. Такие люди настолько погружены в свои неудачи, одержимы жалостью к себе, что не могут заметить проблем своих близких. Очень часто встречаются такие случаи, что люди с заниженной самооценкой не способны ни уважать, ни любить

Структура самооценки

Психологи в структуре самооценки выделяют два компонента: эмоциональный и когнитивный

Эмоциональный компонент — это отношение человека к себе и своим собственным проявлениям. Те эмоции, которые мы испытываем к себе, порой бывают противоречивы: любовь и неприятие себя, самоуважение или же его отсутствие.

Когнитивный компонент включает в себя знания индивида о самом себе, своих возможностях, способностях, слабых и сильных сторонах. Данный компонент формируется в процессе самопознания и значительно влияет на уровень самооценки в будущем.

Различия этих двух компонентов носит чисто теоретический характер, в реальной жизни они сосуществуют в тандеме — наши представления о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка — это всегда плохо, она создает неудобства и проблемы как самому человеку, так и его окружению. Можно ли винить индивида в неправильном представлении о самом себе? И под влиянием каких факторов формируется самооценка?

Основы самооценки формируются еще в детстве, именно с того момента, когда ребенок осознает свое

«Я», и когда он начинает сравнивать себя с другими малышами и взрослыми. В дошкольном, да и в младшем

школьном возрасте дети еще не могут правильно оценивать свои качества и свое поведение. Особое развитие

391

самооценки идет именно в подростковом возрасте. В научной литературе подростковый возраст характеризуется как кризисный, в это время происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом возрасте подросткам свойственна особая чувствительность, беспокойство и раздражительность[1]. Можно сказать, что оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых, поскольку это именно они оказывают значительное влияние на подростков. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки у детей. Психологи считают, что похвала и поощрение приносят больше пользы, нежели постоянные выговоры и наказания. Суть в том, что отрицательные эмоции мы переживаем гораздо сильнее по сравнению с положительными, и неприятные ощущения дольше хранятся в нашей памяти. Так сложилось в процессе эволюции.

На формирование самооценки так же влияют и индивидуальные особенности человека. К примеру, люди с более чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач нежели менее эмоциональные. Можно сказать, что индивидуальные особенности личности влияют на формирование самооценки, но ее вектор задает социальная среда.

Коррекция самооценки

Возможность изменения самооценки в адекватную сторону волнует многих. Особенно это касается взрослых, казалось бы уже зрелых и состоявшихся личностей. Это осознание приходит, когда человек понимает, что неадекватная оценка своих сил и способностей начинает мешать ему в достижении его целей, и к тому же плохо влияет на отношения с другими индивидами.

В процессе повышения самооценки важную роль играют одобрение и похвала окружающих. Для этого найдите себе хобби или увлечение, в котором вы сможете преуспеть, и не стесняйтесь демонстрировать успехи, которых вы достигнете.

Список используемой литературы:

1.Шакирова Д.М «Роль социального окружения в формировании делинквентного поведения»// «Вестник экономики, социологии и права»№1

2.Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983

3.Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси, 1989

4.Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ — М., 2003 — 656 с.

5.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986

Факторы, влияющие на формирование самооценки

В раннем возрасте на формирование самооценки влияют люди, с которыми ребёнок сталкивается чаще всего — родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Самооценка не рождается сама по себе, «ниоткуда». Привычка оценивать себя развивается постепенно, под влиянием тех оценок, которые дают нам окружающие люди.

С возрастом удельный вес различных факторов меняется. Если для маленького ребёнка на первом месте стоит оценка его поступков родителями, то для школьника приоритеты смещаются в сторону оценки учителей и сверстников. Примерный перечень факторов, влияющих на самооценку школьника младших классов, выглядит следующим образом:

оценка со стороны учителя, наставника, тренера

Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

мнение родителей, родственников

Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

мнение товарищей по учёбе, увлечениям

Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

личный опыт, чувство компетентности

Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

влияние рефлексии

После поступления ребёнка в школу формирование самооценки стремительно набирает обороты. Происходит внутренняя переоценка ценностей: избалованный ребёнок получает критические замечания со стороны педагога, подвергается насмешкам сверстников, сталкивается с первыми неудачами в процессе обучения.

Это может привести к понижению самооценки, нервным срывам, нежеланию ходить в школу. И наоборот — те качества, за которые раньше ругали родители, оказываются востребованными и пользуются признанием у одноклассников, что способствует повышению самооценки.

Формирование самооценки личности

Структуру формирования самооценки можно рассматривать как компонент личностного новообразования, в который входит две составляющие: когнитивное и эмоциональное, работающие в неразрывном единстве. Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе различной степени обобщенности и выраженности, эмоциональная составляющая — это отношение к себе, так называемый накапливающийся «настрой на себя».

Как быть Леди:  Урок 3. Личность в психологии

Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов, к которым относят коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом, активную деятельность индивида, самонаблюдение и самоконтроль. Личность, осуществляя любую форму деятельности, неизменно попадает в ситуации, при которых она вынуждена вырабатывать свое отношение к действиям и поступкам, поведению в целом, оценивать собственные умения и способности что-то производить, проявлять различные стороны своей личности.

Не существует определенного вида деятельности, который в большей или меньше степени будет воздействовать на формирование позитивной самооценки. Однако можно все-таки сделать вывод, что значительное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни индивида.

Так, например, условия вырабатывания самооценки у детей или подростков заключаются в учебной деятельности и всем, что с ней взаимосвязано. Для более взрослых индивидов, зачастую, главным условием выработки адекватной самооценки становится трудовая активность.

Однако в то же время для всех индивидов роль отдельно взятого условия сугубо индивидуальна. Так как профессиональная деятельность или учеба не всегда приносят удовлетворение, нередко они могут выступать даже источником стресса, негативных переживаний и неуверенности.

Важной характеристикой сформировавшейся личности считается появление дифференцированной самооценки. Это означает, что индивид способен разумно оценивать собственный потенциал в зависимости от области деятельности, он может здраво принимать и сильные, и слабые свои черты, не расстраивается, когда что-то обнаруживается за границами его понимания

Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность индивида и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки в формировании личности довольно трудно переоценить.

Формирование самооценки младшего школьника

Формирование самооценки тесно взаимосвязано с активной деятельностью детей, с самоконтролем и самонаблюдением

Различные занятия, игры, общение неизменно обращают их внимание на самих себя, ставят их в обстоятельства, при которых они должны как-то относиться к себе и оценить собственные способности, умения что-то производить, покоряться определенным требованиям и нормам, проявлять отдельные качества личности

Самооценка является важным и необходимым компонентом формирования самосознания, т.е. постижением личностью самой себя, индивидуальных физических сил, интеллектуальных способностей, действий, поступков, мотиваций и целей поведения, отношения к окружающему социуму, к остальным индивидам и самому себе.

Уровень притязаний малышей и самооценивание оказывают огромное воздействие на успешность в отдельных видах деятельности.

На протяжении учебного года происходит формирование самооценки младшего школьника. Отдельное ситуативное самооценивание, не связанное с представлением содержательного характера о собственной личности, появляется гораздо раньше, чем личностная «Я-концепция».

Однако самооценивание становится более константным и независящим от ситуаций только при условии взаимосвязи с «Я-концепцией»», а содержательные расхождения при этом между ними не выявляются. На первом году обучения образ своего «Я» приумножается в несколько раз.

Младшему школьнику для учебной деятельности очень необходимо умение грамотно ставить цели и управлять своим поведением, контролировать себя. А для этого необходимы знания о самом себе, своем потенциале. Процесс вырабатывания самоконтроля имеет зависимость от степени сформированности самооценки.

Школьники умеют осуществлять самоконтроль только с помощью и под руководством взрослых или при участии ровесников. Представления детей младшего школьного возраста о себе являются основой самооценки. Самосознание малышей реализовывается в учебной деятельности.

Оценивание малышами себя в ходе учебной деятельности происходит двумя путями. Первый – заключается в сопоставлении степени личностных притязаний с объективными следствиями личной деятельности. Второй – в сравнении собственной личности с остальными индивидами.

И чем выше будет степень притязаний, тем тяжелее будет их удовлетворить. Успехи и невезения в определенном виде деятельности существенно воздействуют на оценивание личностью собственных навыков и умений в этой деятельности. Так, например, неудачи в основном понижают притязания, а удачи, наоборот, повышают их

Также немаловажно и сравнение. Ведь оценивая себя, малыш вольно или невольно старается сравнить себя с остальными ребятами, при этом он учитывает не только собственные успехи, но и сложившуюся социальную ситуацию целиком

Функции

Способность к самооценке и потребность в оценивании своих качеств заложена в природу человека. Отсутствие этой способности затрудняет существование в социуме, делает невозможным адекватное восприятие мира и себя в этом мире.

Можно выделить такие основные функции самооценки:

регуляторная

Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

защитная

Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

отражающая

Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

развивающая

Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

эмоциональная

Регуляторная функция помогает принять решение, сделать выбор. С помощью этой функции человек решает, как ему повести себя в той или иной ситуации — сделать или не сделать, согласиться или отказаться.

Защитная функция характерна для адекватной и завышенной самооценок. В случае неудачи или непредвиденных обстоятельств она позволяет пережить ситуацию без серьёзных потерь, не даёт опускать руки и терять веру в себя. У людей с низкой самооценкой эта функция не срабатывает.

Отражающая функция отображает отношение человека к самому себе. Она реалистически показывает, как индивидуум относится к своим поступкам, способствует адекватной оценке собственных действий.

Развивающая функция не позволяет останавливаться на достигнутом. Она стимулирует постоянное саморазвитие, личностный рост, подталкивает к мысли о необходимости получать новые знания и навыки.

Эмоциональная функция занимает особое место. Именно она отвечает за степень удовлетворённости собственными качествами, позволяет чувствовать себя адекватно и комфортно.

Помимо перечисленных можно выделить и некоторые другие функции самооценки — адаптационную, помогающую приспособиться к внешним обстоятельствам; корригирующую, выполняющую контрольные функции в процессе жизнедеятельности; терминальную, заставляющую прекратить действия в случае их нежелательного развития, и некоторые другие.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий