Рисунки в психологии: как трактуют, расшифровка изображения

Рисунки в психологии: как трактуют, расшифровка изображения Женщине

Aнaлиз линий и цветовых предпочтений

Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии. Cлaбый нaжим свидетельстует o нeувepeннocти в своих силах, скованности ребенка. Возможно, он уcтaл физически или эмоционально. У импульсивных детей нажим меняется, он то сильный, то слабый.

Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.

Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.

Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет – веселый или грустный, какие мысли он вызывает.

Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.

Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.

Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.

Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe.. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые. Такие люди часто бывают эгоистичны.

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.

Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности.

Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.

Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.

Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.

Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.

Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.

Анализируя детский рисунок, ПОМНИТЕ:

  • О цветовой гамме рисунка судить нужно, учитывая, какие материалы предлагались ребенку. Уточните, все ли цвета были доступны для рисования. Возможно, рядом с ним были только темные карандаши, поэтому он ими и воспользовался. Если выбора не было, а был дан только простой карандаш, то не надо переживать о мрачности рисунка.
  • Не стоит анализировать рисунки, которые выполнялись на занятиях в детском саду, в таких работах ребенок не достаточно свободен в самовыражении.
  • Помните, что рисунок отражает душевное состояние ребенка на момент создания работы. Если ребенок перед рисованием с кем-то конфликтовал или просто утомился, то в рисунке он может «выплеснуть» обиду, агрессию или грусть, освобождаясь от неприятных переживаний. Кстати это очень эффективный способ снятия нервного напряжения, негативных эмоций, который используют арт-терапевты.
  • Только обсуждая с ребенком его рисунок, уточняя, о чем думают герои, что с ними происходит и чем все закончится, вы можете правильно его истолковать.
  • Избегайте вопросов: «Что ты нарисовал?» Это может обидеть ребенка. Не делайте поспешные выводы, т.к одна и та же картинка по-разному воспринимается людьми и вызывает свои ассоциации. Лучше предложите ребенку рассказать о своей картине, а сами аккуратно задавайте уточняющие вопросы открытого типа.
  • Не высказывайте свои версии (Как похоже на птицу!), вероятнее всего вы ошибетесь, воздержитесь от критики и общих похвал. (Красота, ты настоящий художник!)
  • Для ребенка интересен сам процесс использования материалов, поэтому полезнее просто комментировать его действия. (В этой работе ты использовал оригинальные сочетания! Что ты хочешь нарисовать?)
Как быть Леди:  Как уйти от абьюзера? | Пикабу

Рисунок ребенка – это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления малыша об окружающем мире, а также его настроения и переживания. Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок.

Инструкция. нарисуйте свой портрет.

При анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

  1. Эстетическое изображение. Как правило, выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.
  2. Схематическое изображение выполнено в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
  3. Реалистическое изображение выполнено с более тщательными подробностями, т. е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.
  4. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника, или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д.). Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.
  5. Автопортрет в интерьере. Изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. К такому виду изображения склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
  6. Эмоциональный автопортрет. Человек отражает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.
  7. Изображение позы или движения. Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.
  8. Изображение автопортрета со спины. Вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции (например, экспериментатору и т. д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.

Способы обработки данного места могут быть самыми различными — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией. Для обработки этого теста предлагается специальная схема (см. ниже), которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

Как быть Леди:  Кто такой гетеросексуал? Что такое гетеросексуальность?

На основании схемы обработки возможно сравнение индивидуальных и групповых данных выполнения теста, а также сопоставление полученных данных по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.).

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

  1. перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт (по К. Юнгу);
  2. органический рисунок — изображение на фоне живой природы, в окружении растений, животных — мыслительный интроверт;
  3. гаптический рисунок — изображение себя в некоем состоянии (часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит голова» и т. д.) — сенсорный интроверт;
  4. эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт;
  5. декоративный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;
  6. ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице — интуитивный экстраверт;
  7. структурный рисунок — изображение себя как есть (голова, руки, ноги и т. д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитивный интроверт.

Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения.

Конечности

  • Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.
  • Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.
  • Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.
  • Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны. Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
  • Руки, скрещенные на груди, — враждебно-мнительная установка.
  • Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.
  • Руки длинные и мускулистые. Субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации. Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.
  • Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
  • Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.
  • Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
  • Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
  • Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.
  • Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально-ролевой конфликт.
  • Руки изображены близко к телу — напряжение.
  • Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.
  • Сужающиеся руки и ноги — женственность.
  • Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
  • Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.
  • Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависимость, желание любви, привязанности.
  • Руки, вытянутые по бокам, — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
  • Руки сильные — агрессивность, энергичность.
  • Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.
  • Рука, как боксерская перчатка, — вытесненная агрессия.
  • Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе.
  • Неясно очерченные руки — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
  • Отсутствие рук у женской фигуры. Материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
  • Отделенные (обрубленные) пальцы — вытесненная агрессия, замкнутость.
  • Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.
  • Пальцев больше 5 — агрессивность, амбиции.
  • Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.
  • Пальцев меньше 5 — зависимость, бессилие.
  • Пальцы длинные — скрытая агрессия.
  • Пальцы, сжатые в кулаки, — бунтарство, протест.
  • Кулаки, прижатые к телу, — вытесненный протест.
  • Кулаки далеко от тела — открытый протест.
  • Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы), — враждебность.
  • Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.
  • Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней.
  • Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости.
  • Рисунок, начатый со ступней ног, — боязливость.
  • Отсутствие ступней — замкнутость.
  • Широко расставленные ноги — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
  • Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.
  • Отсутствие ног — робость, замкнутость.
  • Акцентированные ноги — грубость, черствость.
  • Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
  • Ступни непропорционально длинные — потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
  • Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость.
Как быть Леди:  Постоянно думаю о человеке: что это значит

Ствол

  • Заштрихованный ствол — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
  • Ствол в форме разломанного купола — желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
  • Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.
  • Ствол, нарисованный тонкими линиями, крона — толстыми — возможность самоутверждения и свободного действия. Листва, изображенная тонкими линиями, — тонкая чувствительность, внушаемость.
  • Ствол, изображенный линиями с нажимом, — решительность, активность, продуктивность.
  • Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
  • Линии ствола кривые — активность, заторможенная тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
  • «Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.
  • Ветви, не связанные со стволом, — уход от реальности, не соответствующей желаниям, попытка убежать от нее в мечты и игры.
  • Открытый и связанный с листвой ствол — хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир.
  • Ствол, оторванный от земли, — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная малосвязанны.
  • Ствол, ограниченный снизу, — ощущения несчастья; поиск поддержки.
  • Ствол, расширяющийся книзу, — поиск надежного положения в своем кругу.
  • Ствол, сужающийся книзу, — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое Я в беспокойном мире.
  • Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.
  • Использование нижней половины листа — менее выраженная зависимость и робость.
  • Использование 3/4 листа — хорошее приспособление к среде.
  • Лист, использованный целиком, — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. Высота листа (страница делится на 8 частей):
  1. Использование 3/4 листа — хорошее приспособление к среде.
  2. 1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка 4 лет;
  3. 1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия;
  4. 3/8 — хорошие контроль и рефлексия;
  5. 1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;
  6. 5/8 — интенсивная духовная жизнь;
  7. 6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов;
  8. 7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.

Человеческие фигуры и лица

Обратите внимание на то, как расположены фигуры на рисунке, каких они размеров, насколько выделена та или иная часть тела.

• Бесполое существо. Может говорить о внутреннем разладе.

• Крупная фигура в анфас в центре листа. Уверенная в себе личность.

• Фигура в нижней части листа с пустотой вверху. Заниженная самооценка.

• Фигура или лицо в профиль. Тревожность, необщительность.

• Большая голова. Сообразительность.

• Четкие черты лица. Ваш ребенок открытый и общительный.

• Акцент на уши. Художник лучше всего воспринимает информацию на слух.

• Нечеткие черты лица. Отстраненность.

• Широко расставленные длинные ноги. Уверенность в себе, стремление к самостоятельности.

• Очень большие глаза со зрачками. Скорее всего, ребенок испытывает сильные страхи и нуждается в вашей помощи.

• Головной убор. Ребенок нуждается в вашем покровительстве и защите.

Рот:

• Открытый с зубами. Агрессия.

• Губы в улыбке. Позитивный настрой.

• Сильно выделенный рот. В семье, скорее всего, позволяют себе словесные атаки.

Руки:

• Большие, длинные руки. Говорят о ловкости.

• Широкий размах рук. Символизирует активность.

• Множество пальцев. Мощь изображенной фигуры. Если, например, у изображенной бабушки «многопальцевость», то она имеет большое влияние на вашу семью.

• Маленькие руки. Слабость изображенного. Если ребенок рисует самого себя с крошечными ручками, он чувствует себя беспомощным.

• Спрятанные руки за спиной или в карманах. Неуверенность.

• Поднятые вверх руки, кулаки, оружие в руках. Агрессия или желание показать силу, чтобы защититься от нападок.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий