Рефлексия, что это такое и как она применяется в психологии? | Дефектология Проф

Рефлексия, что это такое и как она применяется в психологии? | Дефектология Проф Женщине
Содержание
  1. Ну серьезно: вдруг в процессе размышлений о том, что я делаю и как мои поступки влияют на мир, я приду к выводу, что всё тлен и суета, я жалкий червь, а игра не стоит ни свеч, ни зажигалок?
  2. Например, николай убежден, что он щедрый парень, однако, когда все скидываются на подарок общей подруге, коля долго спорит из-за двухсот рублей.
  3. Почему рефлексировать полезно
  4. Что такое рефлексия и рефлексивность
  5. Что значит рефлексировать
  6. 4 метода рефлексии в психологии
  7. Американский философ и педагог джон дьюи говорил об этом так: «мы не учимся на опыте… мы учимся на размышлениях об опыте».
  8. Гипотеза подтвердилась: всего 15 минут раздумий об извлеченных за день уроках — и вы уже бьете по кпд коллегу, который не выпускает трубку из рук.
  9. Для чего нужна рефлексия
  10. Как использовать рефлексию с пользой?
  11. Как проявляется рефлексия?
  12. Как рефлексировать правильно
  13. Когда рефлексия становится чрезмерной
  14. Особенности и этапы развития рефлексии
  15. Ошибки, которых стоит избегать
  16. Понятие саморефлексии
  17. Примеры рефлексии в жизни
  18. Рефлексия в психологии

Ну серьезно: вдруг в процессе размышлений о том, что я делаю и как мои поступки влияют на мир, я приду к выводу, что всё тлен и суета, я жалкий червь, а игра не стоит ни свеч, ни зажигалок?

Может, я вообще скептик и мне ни в коем случае нельзя в это углубляться?

Психолог Таша Орих уверяет: дело вовсе не в том, что рефлексия неэффективна, а в том, что кто-то подходит к ней неправильно. Решающее значение имеет вопрос, который вы задаете себе в процессе исследования. Самая серьезная ошибка, по мнению Орих, спрашивать себя: «Почему?»

Представьте, что вы находитесь в мрачном расположении духа — и решаете выяснить, из-за чего же вам так плохо. Вполне вероятно, вы придете к неутешительным выводам: «Перспектив никаких, начальник дурак, я неловкий!»

Есть исследования, подтверждающие правоту Орих. В одном из них студентов после провального теста попросили отрефлексировать произошедшее. Те, кто задались вопросом «Почему?», сосредоточились на всех своих проблемах сразу, которые и сочли причиной неудачи, и даже спустя 12 часов по-прежнему чувствовали себя неважно.

Но ведь рефлексия нам нужна не для того, чтобы мы знали, в каком направлении отпускать проклятья, а чтобы двигаться вперед, повышая свою продуктивность и не попадая во власть деструктивных мотивов.

Например, николай убежден, что он щедрый парень, однако, когда все скидываются на подарок общей подруге, коля долго спорит из-за двухсот рублей.

Важно, что он не видит здесь никакого противоречия и находится во власти иллюзии. Фокус в том, что мы радостно игнорируем факты, дискредитирующие нас, а в картину «я щедрый, умный и красивый» вплетаются не только объективные данные, но и то, о чём мы мечтаем.

Кроме того что участники экспериментов Пронин были предвзяты по отношению к себе и преувеличивали свои достоинства, они еще и настаивали, что их точка зрения объективна. Точно так же мы часто скрываем от самих себя не только фрагменты собственного портрета, но и свои мотивы.

Хорошо, мы серьезно ошибаемся в оценках, но при чём тут рефлексия? Дело в том, что этот процесс помогает сблизить осознанные цели и бессознательные мотивы, позволяет оглянуться и спросить себя: «А почему я так долго спорил из-за копеечной суммы? Может, это для меня по-настоящему важно?

» И вот мы уже внимательнее относимся к себе, вносим небольшие правки в портрет и даже корректируем общий курс. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена — Нюрнберга доказал, что чем лучше связаны наши сознательные цели и бессознательные мотивы, тем мы счастливее.

Почему рефлексировать полезно

Потому что так можно осознать свои прошлые ошибки и больше не совершать их в будущем. А ещё рефлексия даёт шанс разобраться с реальными чувствами и желаниями. Размышляя о прошлом, мы способны понять бессознательные мотивы своего поведения и скорректировать их. Например, найти дело, которое действительно нравится, вместо навязанного кем‑то занятия.

Работа над ошибками помогает стать эффективнее. Исследование Гарвардской школы бизнеса показало, что рефлексирующие сотрудники кол‑центров работают на 23% лучше тех, кто не размышляет о себе. Первые быстрее понимали, что от них требуется, и увереннее принимали решения.

Наконец, прислушиваясь к себе, мы учимся прислушиваться и к другим, что помогает лучше понимать собеседников и определять их чувства.

Что такое рефлексия и рефлексивность

«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».

Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.

Рефлексия — это взгляд человека внутрь себя, анализ своих мыслей и действий и их переосмысление.

Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.

Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:

  • прошлых действий и событий;
  • успешных или неудачных результатов деятельности;
  • эмоционального состояния;
  • меняющихся во времени черт личности, характера.

Степень рефлексии у каждого человека разная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе.
Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.

Что значит рефлексировать

Рефлексировать — это думать, логически размышлять, анализировать действия и поступки, познавать самого себя.

Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.

Рефлексируя, мы учимся:

  • Рационально думать.
  • Останавливать мыслительный «мусор».

Низкий уровень самоанализа — это путь к свершению одинаковых ошибок и промахов на протяжении всей жизни.
На бытовом уровне, зачастую понятие рефлексирующего человека связано с такими определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне волноваться». Поэтому в любом действии важна мера и разумность.

Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума.
Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.

Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:

  1. Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.

  2. «Пилить опилки», как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.

  3. Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.

  4. Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.

Как быть Леди:  Детские истерики: что с ними делать и как их избежать?

Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.

4 метода рефлексии в психологии

Упражнение развивает навыки рефлексии в части установления контакта с другими людьми и реагирования на их поведение. Суть упражнения состоит в том, что ежедневно нужно знакомиться минимум с одним человеком, завязать с ним разговор и поддерживать беседу. После встречи требуется проанализировать и оценить свои действия.

Цель упражнения – устранить эмоциональную и поведенческую зажатость, учиться проявлять искренность в поведении, формировать навыки рефлексии и анализа своей личности. Упражнение выполняется следующим образом: несколько человек получают карточки, на которых написано начало предложения. Задача участников – закончить его максимально искренне.

Смысл этого упражнения – представить, что вы собираетесь на встречу с незнакомым человеком. Для того чтобы он вас узнал, нужно максимально подробно и точно себя описать. Причем описываем не столько внешность, сколько отличительные черты поведения, манеру держаться, говорить, часто используемые жесты и другое.

Более эффективным оно будет, если работать с напарником. При этом можете описывать как самого себя, так и сменить «полярность» – составить словесный портрет своего помощника. Упражнение имеет своей целью развитие умения находить в себе или другом человеке отличительные черты и описывать их, формируя навыки рефлексии и самоанализа.

Приготовьте лист бумаги и ручку. Разделите лист на две части и в левой укажите 10 качеств, которые вы считаете своими достоинствами, а в правой – 10 недостатков. Оцените каждое качество по 10-бальной шкале, где 1 – развито или проявляется очень слабо, а 10 – развито или проявляется очень сильно. Упражнение развивает навыки рефлексии и влияет на формирование верной самооценки.

Практикуя данные методы, вы сможете достаточно быстро развить в себе навыки рефлексии. А следование нашим рекомендациям хотя бы в течение трех недель поможет сформировать полезную привычку самоанализа, и тогда рефлексия превратится в вашего верного помощника.

Американский философ и педагог джон дьюи говорил об этом так: «мы не учимся на опыте… мы учимся на размышлениях об опыте».

Действительно, любой опыт может быть обучающим, если мы правильно применяем рефлексию. Скажем, дети поиграли в прятки. Кажется, образованнее они не стали. Но пусти к ним грамотных педагогов и психологов — и внезапно выяснится, что ребята научились ориентироваться на местности; разобрались с инстинктивными реакциями «замри — беги»; нашли кратчайшую траекторию между двумя объектами; выработали эффективную поведенческую стратегию в стрессовой ситуации; поняли, как отсчитать минуту без часов, и т. д.

Рефлексия имеет практический смысл и интересна как взгляд на себя: как опыт меня формирует? развиваюсь я или деградирую? что я ощущаю прямо сейчас? почему при слове «гусь» я заплакал и убежал? Она позволяет понять, как наши странности и убеждения влияют на манеру вести себя и принятие решений.

И это вовсе не критическое мышление. Последнее помогает добираться до цели и преодолевать трудности, видеть несоответствия во внешнем мире, а рефлексия представляет собой размышления о внутреннем опыте. Такая способность формируется у нас, по мнению ученых, не раньше 9–10 лет.

Вместо того чтобы импульсивно махнуть рукой: «Нет, мне никогда не забраться на это дерево!» — человек начинает задумываться: «Может, я всё-таки способен? Чего мне недостает? А если попробовать придвинуть скамейку? А вот на забор я легко запрыгиваю…»

Окружающая нас реальность очень динамична и с каждым днём становится еще быстрее. И самолеты, и информация, и мы сами — всё здесь теперь носится с огромной скоростью. Кроме того, появились и другие вселенные, виртуальные.

Гипотеза подтвердилась: всего 15 минут раздумий об извлеченных за день уроках — и вы уже бьете по кпд коллегу, который не выпускает трубку из рук.

Результаты другого исследования показывают, что рефлексией можно заниматься не только в офисе, но и вообще где угодно. Британцам, вынужденным добираться на работу на электричках, предложили использовать время в дороге на самоанализ: планировать день, рассуждать о вчерашнем, отмечать достижения — словом, не залипать в смартфоне.

Масла в огонь подливают специалисты из Техасского университета в Остине. Они хотели выяснить, как рефлексия помогает студентам усваивать информацию. Учащимся дали задания из разряда «выучить, запомнить» и после того, как все закрыли учебники, предложили просто поразмышлять — о чём угодно.

Группа студентов, которая посвятила эти минуты анализу своей работы, структурированию полученного опыта («Что мне удалось узнать?»), показала в тестах более высокие результаты по сравнению с теми, кто думал не о своей учебе, а «о чём угодно», включая коленки однокурсницы.

Для чего нужна рефлексия

Саморефлексия помогает определить реальные желания. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена-Нюрнберга доказал, что, когда сознательные цели совпадают с бессознательными мотивами, человек чувствует себя счастливее [1]. Кроме того, процесс раздумий позволяет:

Например, ночью перед сном вы задумываетесь о том, как утреннее совещание привело к остаточному гневу и повлияло на ваши отношения с членами семьи. Мысленно перебирая события дня, вы находите первопричину плохого настроения и ищете способы устранить ее в будущем. Как вариант, выделяете время для отдыха после стрессовых встреч вместо того, чтобы сразу продолжить работать.

Большинство людей склонны к саморефлексии, и она помогает сделать выводы для минимизации возможного ущерба психике. Этот процесс способен оградить нас от неправильных решений и поменять их.

Когда рефлексия в избытке, она может тормозить развитие, отнимать много времени и сил. Было бы здорово уметь мгновенно осознавать проблему и делать выводы в реальном времени. Но чаще всего человек осмысливает ситуацию не в моменте, а постфактум. Ключ к осознанности здесь и сейчас — культивация привычки оценивать происходящее, развитие рефлексии как мышцы, которую можно задействовать в любой момент.

Как использовать рефлексию с пользой?

Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:

1. Осознавайте актуальные чувства. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.

2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.

3. Научитесь намеренно прекращать самокопание. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.

Как быть Леди:  Внушение - что это в психологии: где, кому и как внушают?

4. Не стремитесь контролировать всё. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.

5. По вечерам обдумывайте прожитый день. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.

6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.

Как проявляется рефлексия?

Рефлексия помогает человеку понимать, как он выглядит со стороны, поэтому является одним из важнейших механизмов личностного развития. Под её влиянием человек занимается самоанализом, формирует желаемые привычки, учится глубже понимать связь между своими действиями и следующими за ними событиями.

Влияя на наше восприятие, рефлексия выполняет такие функции как:

  • избавление от разрушительных и просто нежелательных мыслей;
  • формирование логичного мышления;
  • улучшение контроля над собственными мыслями и поступками;
  • понимание собственных преимуществ и недостатков;
  • развитие самокритичности;
  • формирование умения видеть взаимосвязь поступков и последствий;
  • обучение планированию;
  • поиск решения сложных задач;
  • нахождение скрытых талантов и способностей.

Все перечисленные пункты являются положительными, но рефлексия далеко не всегда идёт на пользу. Избыточные размышления о собственных ошибках заставляют человека тратить уйму эмоциональной энергии, и это ещё не худшие последствия самокопания. Поэтому важно научиться рефлексировать умеренно и осознанно, не нанося ущерба собственной психике.

Как рефлексировать правильно

Помимо постановки вопроса, необходимо придерживаться нескольких правил, чтобы процесс саморефлексии был позитивным и продуктивным:

  1. Привыкайте анализировать непривычные ситуации. Оценивайте происходящие события, даже если поначалу для этого требуется немало времени, которое придется уделить размышлениям даже через несколько часов или дней после случившихся событий.
  2. Попробуйте каждый вечер обдумывать события прошедшего дня. Обратите внимания на чувства и эмоции: в каких ситуациях вам было некомфортно, вас одолевали раздражение, гнев или неуверенность.
  3. Старайтесь мыслить объективно: смотреть на ситуацию со стороны, а не с позиции внутреннего критика.
  4. Анализируйте свое отношение к окружающим. Например, новые знакомые вызывают чувство тревоги. Что становится триггером, запускающим механизм негативных эмоций?
  5. Не избегайте общения с людьми, точки зрения которых противоречат вашим. В попытке понять иную картину мира вы активизируете рефлексию, которая помогает иначе взглянуть на происходящее, пересмотреть паттерны и стереотипы.
  6. Учитесь видеть ситуацию разносторонне: выделяйте не только минусы, но и плюсы своего состояния, ищите возможности, которые открываются с новыми знаниями и чувствами.

Когда рефлексия становится чрезмерной

Иногда рефлексия может занимать слишком много места в жизни и превращаться в самокопание. В таком случае человек всё время посвящает размышлениям о себе, своём прошлом, нынешнем положении и будущем. Например, постоянно прокручивает в голове ситуации двухлетней давности, придумывая идеальный порядок действий.

Такая рефлексия приводит к ухудшению психического состояния. Возможная причина — неправильный подход к самоанализу. Например, если человек постоянно задаётся вопросом «почему?», то, скорее всего, будет концентрироваться на всех проблемах сразу. От такой рефлексии вряд ли станет лучше.

Результатом длительного самокопания могут быть циклические негативные мысли. Они раз за разом заставляют человека переживать боль, страх, отчаяние и другие неприятные эмоции. Подобное состояние может привести к длительной и тяжёлой депрессии.

Особенности и этапы развития рефлексии

Первый этап развития способности к рефлексии приходится на раннее детство, когда ребенку исполняется 3 года. Этот возраст характеризуется тем, что малыш начинает осознавать себя как самостоятельного субъекта деятельности. Он старается определить свои границы, что ему можно делать, а что нельзя. При этом хочет доказать окружающим, что он тоже взрослый, и нередко проявляет упрямство и отказывается слушаться.

В это время малышу приходится усваивать нормы социального поведения и принимать требования. «Можно» и «нельзя» осваиваются им на поведенческом уровне. В этом возрасте ребенок не может овладеть ни самоанализом, ни самооценкой, ни, естественно, самокритикой.

Второй этап совпадает с началом учебной деятельности и приходится на возраст 6-10 лет. Этот период жизни сопровождается развитием рефлексии в области образовательных активностей. В этом возрасте у ребенка формируются первые навыки социальной рефлексии и элементы самоанализа.

На 11-15 лет – подростковый возраст – приходится третий этап. В это время происходит становление личности подрастающего человека. Рефлексия в этот период может проходить очень активно и болезненно. Дети познают себя как личность, ищут в себе достоинства и недостатки, которых, конечно же, находят больше.

Поскольку подростковый возраст отличается повышенной эмоциональностью, в сочетании с неустойчивостью нервной системы это приводит к гипертрофии переживаний. Развитие рефлексивной деятельности в пубертатный период очень важно. Но подростку трудно самому ее регулировать. Хорошо, если взрослым удается оказать ему поддержку в это время.

Четвертый этап выпадает на раннюю юность – 16-20 лет. Если личность формировалась правильно, то в этом возрасте в полную меру проявляют себя способности к рефлексии и возможность управления ею. При этом даже проявление самокритики не помешает адекватно и рационально оценивать свои силы.

Далее с течением жизни рефлективные навыки становятся глубже за счет установления новых социальных контактов, освоения незнакомых областей деятельности, решения ставящихся жизнью задач.

Ошибки, которых стоит избегать

Рефлексия как терапевтический метод самоанализа сопряжена с позитивными перспективами и личностным ростом. Но не все так просто. Ученые провели эксперимент среди рефлексирующих студентов и обнаружили, что они отличаются низким уровнем психологического благополучия [2].

Психолог Таша Эврих считает, что виной тому не сам процесс, а неумение людей правильно к нему подойти [3]. Рефлексирующий человек часто скатывается в философию и концентрируется на вопросе «почему?», в то время как стоит спросить себя «что?»: «Что произошло? Что я чувствую? Что я могу сделать, чтобы мне стало легче и чтобы подобного не повторилось в будущем?».

Эту теорию подтверждают исследования: в одном из них студентам предложили рефлексировать по итогам проваленного экзамена [4]. Те, кто основывал размышления на вопросе «почему так произошло?», сфокусировались на своих неудачах, проблемах с дисциплиной, недостаточном уровне знаний и в итоге находились в подавленном состоянии даже на следующий день.

Как быть Леди:  Как пригласить девушку на свидание или погулять, в первый раз позвать в кино

Понять, что делать, всегда эффективнее, чем выяснять, кто виноват. Врачи оперируют термином «деструктивная рефлексия». Она присуща людям с высоким уровнем самокритики, часто встречается у пациентов с неврозами, склонными к постоянному анализу мыслей и поступков.

Простой пример: вы задержали сроки сдачи проекта на работе. Можно уйти в самокопание, признав поражение и собственное неумение контролировать время и расставлять приоритеты. Сделать вывод, что вы недостаточно компетентны, а может и вовсе виновата генетика, ведь дедушка тоже всегда везде опаздывал.

Такая саморефлексия не даст ничего, кроме упаднических настроений и отсутствия мотивации для будущих достижений. А теперь попробуйте повернуть мысли в сторону эффективности. Поразмышляйте о том, как лучше выстроить график работы, может быть, стоит обсудить с руководителем переизбыток задач, с которыми трудно справиться в установленные сроки.

Понятие саморефлексии

Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.

Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать.
Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге — остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.

Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.

Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.

В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи.

Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).

Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр.

Примеры рефлексии в жизни

  1. Наблюдение родителей за своим ребенком. Не зря говорят, что дети – наше зеркало. Если мама отмечает в маленьком сыне или дочери черты своего характера или особенности присущего ей поведения, то это является формой самоанализа.

  2. Чтение книг. Анализ поведения героев произведения, сопереживание им, примерка на себя описываемых ситуаций, одобрение или порицание поступков героев – это также обращение к своему внутреннему миру и попытка самоосознания.Примеры рефлексии в жизни

  3. Сожаление после произошедшей ссоры, принесение извинений. Контроль негативных эмоций, анализ причин их возникновения и поиск путей для дальнейшего недопущения ссор по аналогичному поводу также можно назвать проявлением самоанализа.

  4. Есть люди, которые практикуют рефлексию ежедневно в силу своей профессии. Например, это преподаватели. Социальная рефлексия помогает оценить взаимоотношения с учащимися, проанализировать упущения, найти пути для улучшения. Умение применять рефлексию качественно позволяет педагогу повышать свой профессиональный уровень, достигать взаимопонимания с учениками.

Рефлексия в психологии

Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.

Как раз для таких целей и используется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном. Этот ученый предположил, что данный процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.

В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник. По их мнению, основой понятия является мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию своих действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках. Ученые впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя».

Сегодня рефлексия в числе основных направлений в психологии, используемых для расширения сознания клиента. К примеру, если человек находится в состоянии стресса по причине негативных ежедневных мыслей, но не понимает этого, то избавиться от плохого настроения ему не удастся.

Осознанным решением можно прекратить поток ненужных мыслеформ и принять себя в состоянии «здесь и сейчас». Специалист призывает взглянуть на себя «со стороны», как — будто, на героя сериала с экрана телевизора. Целью хорошего психолога является обучение самостоятельному самоанализу, получения ответов на мучающие вопросы.
В рамках психологии рефлексия и самоанализ-идентичные понятия.

При разборе определенной ситуации или поступка необходимо осознать и проработать следующие моменты:

  1. Самоощущение человека в текущий момент времени. Что он испытывает: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.

  2. Слабое место в самосознании, которому причинен вред в результате произошедших событий. К примеру, завышенные ожидания относительно поведения супруга, других членов семьи, которые привели к появлению обиды.

  3. Возможность использования ситуации, а также возникших трудностей с выгодой для себя.

Рефлексия способствует пониманию того, как человек воспринимается со стороны, а не только для самоанализа.
Итог рефлективности — самоанализ, формирование желаемых личностных характеристик, понимание связи между поступками и результатами.

Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:

  • Контроль сознания, включающий в себя осознание собственных мыслей и поступков, действий. Формирование логичности мышления.
  • Понимание своих сильных и слабых сторон — самокритика. Умение признать взаимосвязь между происходящими событиями, успехами, неудачами и произведенными действиями.
  • Нахождения ключей к решению сложным проблем и задач. Умение планировать свои шаги к достижению целей.
  • Избавление от разрушительных, деструктивных установок и мыслеформ.
  • Нахождение возможностей для принятия продуманных, верных, полезных решений.
  • Аккумуляция и выявление латентных способностей, талантов и ресурсов.

В психологии есть мнение, что рефлексия — это не всегда хорошо. На практике известны случаи, когда самокопание, избыточные размышления приводили к негативным последствиям («горе от ума», «многие знания-многие скорби»).
По этой причине важно научиться рефлексировать грамотно, желательно при сопровождении опытного специалиста.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий