Поток — Михай Чиксентмихайи — Саммари

Поток - Михай Чиксентмихайи - Саммари Женщине

Инсайт 3. ставьте перед собой конкретные цели, чтобы получить контроль над происходящим.

В разных языках и культурах люди используют одни и те же термины, чтобы описать, что они чувствуют, когда они «находятся в потоке».

«Быть в потоке» — значит полностью погрузиться в задачу; сочетать в себе действие и его осознание, которое даёт Вам чувство контроля над происходящим. В данном случае Вы занимаетесь конкретной деятельностью не ради вознаграждения, а ради неё самой. Вы получаете обратную связь от выполняемого процесса, то есть чувствуете радость от производимой работы и видите её результат.

Такое погружение и полная концентрация наблюдаются у меланезийских моряков. Исследователи обнаружили, что даже с завязанными глазами, находясь в сотне миль от своего родного острова, они могут определить точное местоположение, просто сосредоточившись на водных потоках, которые управляли лодкой.

Или возьмите хирургов, которые совершают чрезвычайно сложные операции. Последовательно выполняя необходимые действия, они получают немедленную визуальную обратную связь о том, насколько точно выполнены надрезы: если в полости не появилась кровь, то всё сделано правильно. Вид удачно наложенного шва является показателем успешной работы хирурга.

Сравните хирургов с практикующими врачами-терапевтами. У них также есть чёткая цель — вернуть здоровье пациенту. Но, в отличие от хирургов, они не могут получить немедленную обратную связь об эффективности лечения. Поэтому они должны устанавливать другие ориентиры для получения удовлетворения от своего труда: возможно, успешно идентифицировать болезнь и назначить наиболее эффективное лечение.

Погружение в поток настолько мощно, что оно может освободить нас от самосознания, забот и беспокойств. Отсутствие чувства контроля и подчинение самой деятельности — главные причины, приносящие радость от происходящего.

Инсайт 5. дисциплинируйте ваши чувства и ощущения, чтобы наслаждаться жизнью.

Для большинства из нас ежедневный путь на работу или прогулка в парке воспринимается как передвижение из пункта А в пункт Б. Но если Вы обратите внимание на людей, их взаимодействия, исторические памятники или архитектуру вокруг, то это короткое путешествие станет ярче.

Уделяя внимание окружающим нас деталям, мы можем научиться воспринимать гораздо больше, чем привыкли. Осознание таких мелочей позволяет нам чувствовать себя связанными с миром,видеть вещи заново и получать истинное удовольствие от созерцания.

Рассмотрите магию музыки. Сегодня мы избалованы возможностью услышать любое музыкальное произведение, всего лишь нажав кнопку «Воспроизведение». Но по-настоящему мы сможем погрузиться в слушание, только если научимся воспринимать музыку на разных уровнях, чувствуя, как тело реагирует на ритм, рождая в нашем сознании картины, сравнивая мелодию с произведениями других композиторов.

Еще одним способом вовлечения в поток является занятие йогой. На протяжении веков йога практиковалась как метод освобождения себя от эго. Тем не менее, её можно использовать также для того, чтобы придать нашему вниманию позитивное направление. Техники, на которых йога предписывает сосредоточить внимание, — это практика ненасилия, послушания, чистоты, дисциплинированного изучения и познания радости в чистом виде.

Чтобы получить контроль над своим сознанием, Вы можете использовать собственное тело и ощущения. Как спортсмены тренируются, чтобы быть более выносливыми, так же и Вам следует практиковать технику погружения своего сознания в состояние потока, чтобы испытать истинную радость жизни.

«Только добровольная дисциплина позволяет получать наслаждение <…>. Если человек научится контролировать свои инстинктивные желания, <…> он сможет получать удовольствие, не впадая от него в зависимость». Михай Чиксентмихайи

Инсайт 8. уделяйте достаточно внимания личным взаимоотношениям, потому что это жизненно важно для вашего счастья, самовыражения и роста.

Человек по своей натуре социальное существо, поэтому нам практически невозможно находится в изоляции от общества. Не случайно в античном мире остракизм, или изгнание из общины, считалось едва ли не худшим наказанием, чем смертная казнь. Однако доказано, что время, проведённое в одиночестве, позволяет нам познать внутреннее Я и сосредоточить пристальное внимание на важном.

Семейные отношения обеспечивают обратную связь и позволяют ставить долгосрочные цели. Семья способствует приобретению позитивного опыта, безусловно принимая различные навыки и черты каждого члена семьи. Доказано, что дети, которые чувствуют любовь и поддержку родителей, менее зависят от коллектива, а значит, способны полнее выразить свою индивидуальность, не говоря уже о том, что они более счастливы.

Мы также нуждаемся в настоящей дружбе, поскольку она необходима для совершенствования нашей личности. Время, проведённое с друзьями, дарит истинное переживание радости и погружает в состояние потока.

Наконец, нам нужны другие люди, так как они способствуют повышению нашей внутренней мотивации и побуждают к личностному росту. Если мы закроемся от общества, то рискуем остаться на прежнем уровне развития, ограничиваясь старыми привычками.

Например, в Канаде проживают индейские племена, которые находят районы, богатые продовольственными ресурсами, и создают на них свои деревни. Однако каждое новое поколение покидает уже облагороженное место и переходит в другую область, где всё начинается с нуля. Представители племени делают это, чтобы вытащить себя из повседневной жизни и получить новые навыки и энергию.

Убедитесь, что Вы грамотно инвестируете в свои отношения, поскольку они обеспечивают возможности для счастья и роста.

«Если в семье есть общие цели и взаимное доверие, если все её члены могут открыто общаться друг с другом и находить для себя всё новые и новые возможности, семейная жизнь становится источником радости и потоковых переживаний». Михай Чиксентмихайи

Инсайт 4. контролируйте своё сознание и совершенствуйте навыки, чтобы достичь личностного роста.

Однажды в Неаполе американская туристка зашла в антикварный магазин за сувениром. Её выбор остановился на деревянной статуэтке девятнадцатого века. Владелец магазина назвал цену, которая во много раз превышала реальную. Но, увидев, что туристка без колебаний собирается заплатить, он заявил, что статуэтка не продаётся. Почему?

Хозяин магазина назвал высокую цену не потому, что хотел использовать наивность туриста, а потому, что надеялся на дальнейший торг. Ему нравилось вступать с покупателями в подобные битвы интересов, поскольку это обостряло его ловкость и навыки продаж. То есть продавец занимался торговлей не столько ради получения наживы, сколько ради самого процесса.

Всякий раз, когда мы занимаемся чем-то подобным, то стремимся расширить свои личные пределы и добиться большего. Например, если Вы новичок в теннисе, для начала достаточным будет отправить своим ударом мяч через сетку. По мере того как Вы улучшите навыки игры, эта лёгкая задача покажется скучной и Вам уже потребуется партнёр для поединка.

Совершенствование также требует, чтобы навыки соответствовали личным целям и не подвергались влиянию внешних обстоятельств, таких как обещание вознаграждения или угроза наказания.

Известно много случаев, когда люди, испытывая жизненные лишения, оставались верны себе и своим интересам. К примеру, дизайнер по керамике Ева Зейсель, попавшая в тюрьму по политическому обвинению, продолжала самосовершенствоваться даже в неблагоприятных условиях.

Такие люди, как Зейсель, до мелочей создавали в своём уме возможные путешествия, строили беседы и даже соревновались в разных видах спорта, чтобы сохранить здравый рассудок и контролировать своё сознание.

«Даже если все наши обычные желания подавлены, нужно стремиться к осмысленной цели, чтобы упорядочить своё сознание. Таким образом, и в рабстве можно чувствовать себя свободным». Михай Чиксентмихайи

Инсайт 9. не избегайте проблемных ситуаций, потому что они помогают найти новые пути для совершенствования.

К сожалению, часто в жизни мы сталкиваемся с несчастьем. Удивительно, но часто люди, ставшие инвалидами или узнавшие о неизлечимой болезни, находят в себе силы получать удовольствие от жизни. Некоторые даже видят в своих недугах стимулы для благоприятных изменений в судьбе.

Как быть Леди:  Самокритика(Самокритичность): понятие, польза и вред чрезмерной самокритики

Вместо того чтобы опустить руки и покориться судьбе, Вы могли бы использовать следующие стратегии, которые научат извлекать бонусы из неприятных ситуаций.

Во-первых, Вам следует отбросить свои эгоистические представления о том, что всё в этом мире должно подчиняться Вашим целям, и довериться способности справляться с проблемами по мере их возникновения. Например, Вы опаздываете на работу, но автомобиль никак не хочет заводиться.

Мы часто спрашиваем себя: «Почему это происходит со мной?» Мы чувствуем разочарование, потому что подобные ситуации находятся в прямом противоречии с нашими намерениями. Поэтому мы должны научиться принимать во внимание законы, управляющие окружением и вещами, а не только наши личные потребности и мотивы.

Вторая стратегия — это практика, учитывающая особенности окружающей среды.Известен печальный случай, произошедший с одним из десантников, который отрабатывал прыжки с парашютом. Когда его группа готовилась к очередному прыжку, выяснилось, что парашюты, рассчитанные на праворуких, закончились, и остались комплекты для левшей.

В итоге все десантники приземлились удачно, кроме того, которому достался комплект для леворуких. Его форма на груди с правой стороны была изорвана в клочья, а на теле остались царапины. Парашют был в рабочем состоянии, но, падая, солдат настолько зациклился на мысли о его неисправности, что не смог найти спасательное кольцо, расположенное в нескольких сантиметрах левее.

В-третьих, вместо отказа от сложных ситуаций, Вы должны использовать их для поиска новых решений. Представьте, что Вы получили извещение от начальства об увольнении. Безусловно, эта ситуация мало приятна, однако не безнадёжна. Не стоит впадать в депрессию от произошедшего, лучше сделайте шаги в другом направлении:

«Человек, знающий, как вызвать у себя состояние потока, умеет получать радость даже в тех ситуациях, которые, казалось бы, могут принести лишь отчаяние». Михай Чиксентмихайи

Инсайт 10. откройте для себя цель в жизни и следуйте к её достижению.

«В чём смысл жизни?» — извечный философский вопрос. Каждый из нас решает, что является смыслом жизни для него – богатство, слава, семья или служение человечеству.

Чтобы найти свой смысл, Вам нужна конечная цель в жизни, на достижение которой необходимо сосредоточить все силы. Конечная цель не имеет значения, если она полностью погружает Вас во всё более сложные задачи, позволяя игнорировать мнения других. К примеру, желание одного человека подчинить себе весь мир часто приводит к ужасным последствиям, как нам известно из мировой истории.

Выбрав свою «жизненную тему», переходите к действиям, которые будут приближать Вас к её реализации. Для этого Вам нужны сильные намерения и реальные поступки. Опасность заключается в том, что, определившись с целью в жизни, люди ничего не делают для ее достижения, оставаясь активистами лишь на бумаге.

Антонио Грамши, итальянский философ и основатель Итальянской коммунистической партии, смог превратить болезни и бедность своего детства в пожизненное сражение против социальных условий, которые бросали вызов его семье.

Грамши родился горбатым и всё детство был очень болезненным, так что даже его мать не верила в то, что он выживет. Отец будущего философа был ложно обвинён в злоупотреблении служебным положением и посажен в тюрьму. Молодой человек мог бы жалеть себя и озлобиться на весь мир, но вместо этого он выбрал борьбу.

Только представьте, если бы люди не ставили чёткие цели и не были полны решимости достигать их, смогло бы человечество бороться со смертельными заболеваниями, создавать шедевры культуры или летать на Луну?

«Задача теории потока — научить человека достигать гармонии во всех своих начинаниях. Достижение этой цели предполагает полное преобразование жизни в единую, внутренне упорядоченную и осмысленную потоковую деятельность». Михай Чиксентмихайи

Инсайт 6. старайтесь достичь состояния потока, занимаясь любимым делом.

Многие из тех, кто занимается спортом, получают удовольствие от целенаправленного внимания, которое требует эта деятельность. Но спорт только одно из занятий, благодаря которому мы можем достичь состояния потока.

Состояние ментального потока может быть результатом участия в играх и упражнениях, связанных с развитием языка и памяти. Например, разгадывание кроссвордов, составление каламбуров или игра в буриме помогут не только убить время в поездках или долгих очередях. Создание собственных кроссвордов или коротких текстов и фраз полезно для структурирования сознания и тренировки разума.

Вы также можете использовать свою память. Найдите тему, которая Вас интересует. Это может быть история, литература или искусство. Заучивание дат, цитирование произведений или декламирование стихов собственного сочинения также будут держать Ваш ум в тонусе.

Кроме того, состояние потока может быть достигнуто фокусированием на внешних вещах, а не на своих недостатках. Вы могли бы легко сделать себя счастливым, погрузившись во многие области знаний или сосредоточив внимание на биографиях людей, которыми Вы восхищаетесь.

Даже сложные миры науки и философии могут нравиться не только учёным, но и любителям, поскольку они способствуют созерцанию и использованию логики.

Многие учёные, по сути, добились успеха, потому что им просто нравилось совершенствование научных навыков. Например, Исаак Ньютон провёл два года в одиночестве в фермерском доме, и именно там он создал свою теорию гравитации. Грегор Мендель был священником, чьё увлечение садоводством привело к рождению генетики.

«Не столь важно, чем именно занят человек <…> Необходимо поставить себе цель, сконцентрировать на ней свою психическую энергию, внимательно следить за обратной связью и за соответствием задач своим способностям. Рано или поздно деятельность увлечёт Вас и возникнет состояние потока». Михай Чиксентмихайи

Инсайт 7. воспринимайте работу как игру, и тогда она перестанет быть «работой».

Многие люди недовольны своей повседневной работой, считая её вынужденной необходимостью. Исследования показали, что даже те люди, которым в целом нравится их профессия, при любой возможности предпочли бы посвятить своё время отдыху, а не труду. Тем не менее, даже самая рутинная работа может быть превращена в удовольствие.

Рассмотрим жителей деревушки в итальянских Альпах, которые не видели различия между своим ежедневным трудом и свободным временем. Каждый день им приходилось вставать в 5 утра, чтобы доить коров, затем идти несколько километров в луга, чтобы накосить травы и вернуться домой с тюками сена на голове.

Затем крестьяне работали в саду или готовили обед для своих семей. Но когда их спросили, что они изменили бы в своей жизни, если бы разбогатели, они ответили, что ничего. Наполняя свой день разнообразными занятиями, крестьяне получали истинное удовольствие от работы и не считали её чем-то тягостным.

Людям удаётся чаще застать себя в состоянии потока за работой, чем за отдыхом. Любой труд имеет чёткие цели и обратную связь, в то время как отдых может быть бессмысленным времяпрепровождением. Труд требует концентрации и творчества.

Один из способов войти в состояние потока — это установить свои собственные вознаграждения (то есть те, которые не мотивированы денежными стимулами или внешними полномочиями), например, пытаться превзойти свой обычный уровень производительности или как можно больше узнать о своей профессии.

Возьмем, к примеру, сварщика железнодорожных вагонов по имени Джо, который был очень популярен среди своих коллег. Джо изучил все операции конвейера в производстве и мог с лёгкостью выполнить каждую из них. Он также мог починить любое оборудование и заменить любого из рабочих, поэтому начальство считало его исключительным сотрудником. Если для других работа на конвейере казалась скучной и монотонной, то Джо старался во всём найти что-то новое и полезное.

Итак, чтобы войти в состояние потока, Вы должны искать новые стимулы в работе, стремясь как можно больше узнать о всех важных задачах, связанных с улучшением результатов труда и повышением психологического комфорта.

«В целом можно утверждать, что чем больше работа напоминает игру,несущую разнообразие, ставящую перед человеком интересные задачи ,<…> тем больше радости получит тот, кто её выполняет, независимо от уровня его развития». Михай Чиксентмихайи

Новый взгляд на счастье

Еще 2300 лет назад древнегреческий философ Аристотель пришел к заключению, что более всего на свете человек желает счастья, но мы до сих пор не знаем, что такое счастье и как его достичь.

Эта книга о том, как научиться быть счастливым вне зависимости от того, что происходит во внешнем мире, и научиться достигать максимальной продуктивности, высокой мотивации и свободы.

Как быть Леди:  Николай Петрович Высоцкий (1751 - 1827) - Genealogy

Важно понять, что счастье — не результат везения или случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно зависит не от происходящих вокруг событий, а от нашей их интерпретации. Счастье — это состояние, которое каждый должен растить и хранить внутри себя.

Счастье нельзя обрести, сознательно задавшись такой целью. Мы находим счастье, только полностью погрузившись в те мелочи, из которых состоит наша жизнь. Наше восприятие жизни есть результат действия различных сил, придающих форму нашим переживаниям. В те редкие моменты, когда мы ощущали контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой, мы чувствуем воодушевление, особую радость.

Эти чувства надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром в жизни. Это и есть оптимальное переживание, и оно наиболее близко к тому, что мы обычно называем «счастьем». Достигнув контроля над своей психической энергией, расходуя ее на выполнение осознанно выбранных целей, человек становится более сложной, более многогранной личностью. Совершенствуя свои навыки, бросая вызов все более сложным задачам, он непрерывно развивается и чувствует себя счастливым.

Читать

Научный редактор Дмитрий Леонтьев

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректор М. Миловидова

Верстальщик Е. Сенцова

Дизайнер обложки Ю. Буга

© Mihaly Csikszentmihalyi, 1990

© Перевод, предисловие. ООО «Научно-производственная фирма «Смысл», 2021

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2021

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу

Он по-настоящему мудрый человек. Медлительный, хотя иногда решительный. Погруженный в себя, хотя периодически расцветающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удивительно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных ее проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее авторитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всем мире, причем далеко не только коллеги. Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудрости на примере жизни выдающихся мыслителей и писателей прошлого и настоящего, начиная с Платона и Аристотеля. Чиксентмихайи вошел в число героев этой книги, расположившись между Сэлинджером и Диснеем. Бизнес-сообщество относится к нему с огромным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас – школа управления Питера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния. На рубеже веков Чиксентмихайи, вместе со своим коллегой Мартином Селигманом, стал основателем позитивной психологии – нового течения в психологии, которое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, которая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал послом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г. коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьей в Италии, где Михай и провел детство и школьные годы. Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университета, он перелетел океан, чтобы получить психологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и прошла вся его профессиональная карьера. Он автор полутора десятков книг, в числе которых: «Смысл вещей: домашние символы нашего Я», «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эволюции», «Быть подростком», «Стать взрослым», «Творчество» и др.

Однако самая главная книга, принесшая ему всемирную известность, – это именно «Поток». Через некоторое время после ее выхода в 1990 году ей сделали блестящую рекламу такие впечатленные ею читатели, как президент США Билл Клинтон, спикер Конгресса Ньют Гингрич и британский премьер Тони Блэр. Ее включают в перечни типа «100 лучших бизнес-книг всех времен». Она относится к редкой категории «долгоиграющих» бестселлеров. Завоевав популярность среди массовой аудитории сразу после ее выхода, она продолжает переиздаваться чуть ли не ежегодно и переведена уже на 30 языков.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать ее перевод, я читал ее по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил ее, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, – в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своем месте, и в этом тексте нет ни одной щелочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя веселый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нем биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга – как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряженность, тонус и жизнь.

О чем она? О многом. Если подходить формально – о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны – благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъема, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишенного многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят все новые книги, но одно ясно: состояние потока – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное – в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), – поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем ее развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Как быть Леди:  Список книг и других произведений Джером Дэвид Сэлинджер (David Salinger Jerome) Сортировка по году написания - LibreBook.me

§

Эта книга обобщает результаты многолетних исследований, посвященных позитивным аспектам человеческого опыта – радости, творчеству, полной поглощенности жизнью, которую я называю потоком. Она написана для широкой аудитории. Такой шаг таит в себе некоторую опасность, поскольку выход за рамки академической прозы может повлечь за собой небрежность или излишний энтузиазм. Однако книга, которую вы держите в руках, не относится к популярной литературе, дающей читателям советы, как стать счастливым. Это было бы заведомо невозможно, потому что счастливая жизнь – всегда результат творчества конкретного человека, она не может быть воссоздана по рецепту. Вместо этого я попытался сформулировать общие принципы и проиллюстрировать их примерами того, как некоторые люди с помощью этих принципов смогли превратить скучную и бессмысленную жизнь в жизнь, полную радости.

На этих страницах не обещается простых и коротких путей. Но заинтересованные читатели смогут найти достаточно информации, которая поможет им перейти от теории к практике.

Чтобы книга была как можно более доступной и простой для восприятия, я старался избегать примечаний, сносок и других средств, которые обычно используются учеными в своих работах. Я попытался представить результаты психологических исследований и идеи, основанные на интерпретации этих результатов, в такой форме, чтобы любой образованный читатель смог оценить их и применить к собственной жизни, независимо от того, есть ли у него специализированные знания по этому предмету.

Для тех, кто заинтересуется научными источниками, на которых основаны мои выводы, я написал довольно обширные примечания в конце книги. Они не привязаны к какой-то конкретной сноске, но соотносятся со страницей, где обсуждается та или иная проблема. К примеру, на самой первой странице упоминается счастье. Читатель, которому станет интересно, на чьих работах основаны мои умозаключения, может обратиться к примечаниям, начинающимся на странице 359, и, посмотрев на ссылку к странице 1, найти краткие сведения о взглядах на счастье Аристотеля, а также о современных исследованиях данной темы, с соответствующими цитатами. Примечания можно читать как вторую, очень сжатую и наполненную техническими подробностями версию изначального текста.

В начале любой книги принято выражать свою благодарность тем, кто способствовал ее созданию. В данном случае это невозможно, поскольку список имен был бы почти такого же размера, как и сама книга. Однако некоторым людям я особенно благодарен и хочу воспользоваться возможностью выразить свои чувства. Прежде всего, это Изабелла, которая как жена и как друг делает мою жизнь богаче вот уже двадцать пять лет, а ее редакторские советы помогли улучшить эту книгу по форме. Марк и Кристофер, наши сыновья, от которых я научился, наверно, столь же многому, как и они – от меня. Джейкоб Гетцельс, мой постоянный учитель. Среди коллег и друзей я хотел бы особенно отметить Дональда Кэмпбелла, Ховарда Гарднера, Джин Хамилтон, Филиппа Хефнера, Хироаки Имамуру, Дэвида Киппера, Дуга Кляйбера, Джорджа Кляйна, Фаусто Массимини, Элизабет Ноэль-Нойман, Джерома Сингера, Джеймса Стиглера и Брайана Саттон-Смита – все они так или иначе помогали мне, вдохновляли и поддерживали.

Хочется также назвать имена моих бывших студентов и сотрудников, которые внесли особенно значительный вклад в исследования, лежащие в основе идей, развиваемых на этих страницах. Это Рональд Грэф, Роберт Кьюби, Рид Ларсон, Джин Накамура, Кевин Рэтхунде, Рик Робертсон, Икуйя Сато, Сэм Уэлен и Мария Вонг. Джон Брокман и Ричард Кот оказывали профессиональную поддержку этому проекту и помогали мне с самого начала и до конца. И наконец, я должен поблагодарить Фонд Спенсера, щедро поддерживающий наши исследования на протяжении десяти лет. Я особенно благодарен бывшему президенту Фонда Х. Джеймсу и нынешнему его президенту – Л. Кримину, а также Мэрион Фэлдет, вице-президенту. Разумеется, никто из вышеупомянутых людей не отвечает за те недостатки, которые, возможно, встретятся вам в книге, – это исключительно моя ответственность.

Еще 2300 лет назад древнегреческий философ Аристотель пришел к заключению, что более всего на свете человек желает счастья. Только к счастью мы стремимся ради него самого, а любые другие цели – здоровье, богатство, красота или власть – важны для нас только в той мере, в какой мы ждем, что они сделают нас счастливыми. Многое изменилось с тех пор. Накопленные нами знания о звездах и об атомах неимоверно увеличились. Древнегреческие боги выглядели бы беспомощными детьми по сравнению с современным человечеством и силами, которыми оно овладело. И все же в вопросах счастья мало что изменилось с тех пор. Мы не лучше, чем Аристотель, знаем, что такое счастье, а в том, что касается его достижения, прогресса не заметно вовсе.

Несмотря на то что мы теперь стали здоровее и живем дольше, на то, что даже наименее обеспеченные в нашем обществе окружены сегодня такими материальными благами, которые и не снились нашим предкам несколько десятилетий назад (во дворце Людовика XIV было лишь несколько туалетов, стулья были редкостью в самых богатых домах средневековья, и ни один римский император не мог спастись от скуки, включив телевизор), несмотря на все наши потрясающие научные достижения, люди часто приходят к ощущению, что их жизнь потрачена впустую, и, вместо того чтобы быть наполненными счастьем, годы прошли в тревоге и скуке.

Потому ли это, что истинный удел сынов человеческих – вечно оставаться неудовлетворенными, ибо каждый желает больше, чем в состоянии получить? Или наши даже самые яркие мгновения отравляет чувство, что мы ищем счастья не там, где нужно? Эта книга, опираясь на средства современной психологии, исследует эту древнюю проблему: что нужно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым? Если мы сможем приблизиться к ответу на этот вопрос, возможно, нам удастся так построить нашу жизнь, чтобы в ней стало больше счастья.

За двадцать пять лет до начала моей работы над этой книгой я сделал одно маленькое открытие и все эти годы пытался осознать, что же я открыл. Строго говоря, назвать открытием то, что пришло мне в голову, было бы неправильно – люди знали это с незапамятных времен. Но тем не менее это слово вполне уместно, поскольку то, что я обнаружил, не было описано и теоретически объяснено соответствующей областью науки – в данном случае психологией. Исследованиям этого неуловимого феномена я посвятил последующую четверть века.

Я «открыл», что счастье – это вовсе не то, что с нами случается. Это не результат везения или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно зависит не от происходящих вокруг событий, а от нашей их интерпретации. Счастье – это состояние, к которому каждый должен готовиться, растить его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни. Только так каждый из нас может приблизиться к тому, чтобы быть счастливым.

Счастье нельзя обрести, сознательно задавшись такой целью. «Спросите себя, счастливы ли Вы, и в ту же минуту счастье ускользнет от Вас», – говорил Дж. Милль. Мы находим счастье, только полностью погрузившись в те мелочи, из которых состоит наша жизнь, хорошие и плохие, но не пытаясь искать его напрямую. Известный австрийский психолог Виктор Франкл в предисловии к своей книге «Человек в поисках смысла» блестяще выразил эту мысль: «Не стремитесь к успеху любой ценой – чем больше вы фиксированы на нем, тем труднее его достичь. Успеха, как и счастья, нельзя достичь, они приходят сами собой <…> как побочный эффект направленности человека на что-то большее, чем он сам».

Так как же приблизиться к этим ускользающим от нас целям, к которым нет прямой дороги? Мои двадцатипятилетние исследования убедили меня, что способ есть. Эта извилистая тропка начинается с обретения контроля над содержанием нашего сознания.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий