Павел Корниенко, психолог — Психодрама и монодрама в индивидуальной работе

Павел Корниенко, психолог - Психодрама и монодрама в индивидуальной работе Женщине
Содержание
  1. Психодрама • как психодрама помогает клиенту в работе с эмоциями. | московская психодраматическая конференция
  2. Преимущества психодрамы
  3. Риск «смешения реальностей»
  4. Варианты психодраматической сцены и обозначения ролей в монодраме
  5. Важные детали в организации взаимодействия между ролями
  6. Варианты использования психодрамы в индивидуальной работе
  7. Организация психодраматического взаимодействия между ролями
  8. 2. В каких областях применяют психодраму?
  9. Как предложить клиенту психодраматическую сцену?
  10. 9. Как психодрама используется в обучении иностранному языку?
  11. Метод двойника
  12. 8. При каких уровнях патологии можно применять психодраму?
  13. Принципы психодрамы:
  14. Техника «реплики в сторону»
  15. Наиболее простые формы психодрамы для индивидуальной работы
  16. 4. Какие бывают психодраматические группы?
  17. 2. Как в психодраме происходит психотерапия?
  18. 1. Психодрама — это что?
  19. 7. Мне не верится, что к психодраме клиенты будут относиться серьезно!
  20. 3. Сколько надо ходить на психодраму?
  21. 11. Какие правила в психодраматических группах?
  22. Краткий словарь терминов по психодраме
  23. Простой разогрев на воссоздание ситуации
  24. 5. Что развивает психодраматическое обучение?
  25. Техника «шаг в будущее»
  26. 2. Можно ли мне пойти учиться психодраме, если я не психолог?
  27. Варианты использования предметов
  28. 8. Что такое шеринг?

Психодрама • как психодрама помогает клиенту в работе с эмоциями. | московская психодраматическая конференция


Психодрама — современный метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено в начале 20-го века. Сам автор называл свой метод «исследованием внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры». Основа психодрамы — игровая постановка реальных ситуаций и внутренних переживаний клиента – «протагониста». В групповой терапии разыгрывание происходит с помощью участников группы, а в индивидуальном формате — с помощью игрушек, ленточек, картинок и прочего. На импровизированной сцене воссоздаётся и исследуется реальность клиента, актуальная жизненная ситуация, симптом, проблема или внутренние переживания человека.

Такое «проживание» помогает увидеть модели поведения протагониста, сложности в отношениях с другими людьми и с самим собой, понять их причины и найти приемлемое решение.

Психодрама один из методов, помогающих клиенту проявлять, распознавать, раскрывать эмоциональные переживания, осознавать их и проживать. Сам метод имеет большое количество инструментов, позволяющих осуществлять эмоциональные трансформации бережно и глубоко.

Рассмотрим, как психодрама помогает клиенту в работе с эмоциями.

1. Психодрама погружает клиента в его истинное переживание. Основные составляющие психодрамы – это директор (психолог, ведущий психодраму), протагонист (клиент), вспомогательные «Я» (персонажи психодрамы из внутреннего или внешнего мира протагониста, в группе их играют реальные люди, а в монодраме используются игрушки, ленты, стулья, картинки и т.д.), зрители (есть только в групповой психодраме) и сцена (то место, где будет происходить основное действие).

Например, клиент рассказывает, что у него сложности во взаимодействии с женой, они часто ссорятся. Терапевт просит вспомнить последний такой конфликт. Жена собирается на учебу в субботу утром, клиент наблюдает за ее сборами и начинает злится на то, что она оставляет его.

Сцена помогает протагонисту пережить свой конфликт в режиме «здесь – и – сейчас». Он может сколько угодно рассуждать о том, что с ним происходит в момент ссоры с женой и каковы его мотивы, но когда он начинает жить в пространстве своей символической реальности, то эмоции захватывают его целиком. Наш мозг не сильно различает, где воображаемые переживания, а где текущая ситуация. Поэтому для протагониста психодраматическая сцена становится местом, где все эмоции проживаются по настоящему и «взаправду». Он может заплакать, пожелать подойти ближе, ударить или спрятаться от персонажа его сцены. Его чувства будут истинными в настоящем времени, даже если в том конфликте с женой они не были проявлены с такой силой и эмоциональностью.

Мы строим сцену (с помощью игрушек, стульев, лент и прочего материала), где он наблюдает за сборами жены. Терапевт помогает погрузится в психодраматическую реальность, которая может отличатся от фактической, но основные компоненты сложного переживания из жизни символически переносятся в кабинет терапевта.

Сцена иногда кажется «волшебным местом» в работе с клиентами: меняет восприятие, проявляет скрытое, создает новое, показывает ложь, исцеляет нас. Она отделяет пространство текущей реальности и сверх-реальности, где возможно все: где получается исследовать мир клиента в нужных нам линзах. Благодаря такому специальному разъединению протагонист получает право быть искренним и естественным в своих проявлениях и переживаниях.

2. Психодрама помогает развернуть переживание клиента, сделать их более глубокими и осознанными. Через различные техники («дублирование», «аппарте», «внутренний монолог») человек раскрывает свое состояние во всем его многообразии. С помощью специальных психодраматических приемов клиент начинает глубже осознавать свои переживания.

Техника «Внутренний монолог» предлагает клиенту воспроизвести свой поток мыслей и переживаний в моменте. То есть при воссоздании сцены конфликта протагонист погружается заново в то субботнее утро, где он смотрит на свою собирающуюся жену. С помощью этой техники он рассказывает терапевту о том, что происходит у него внутри: «Я лежу на диване и смотрю, как она собирается. Каждую неделю она уезжает из дома и оставляет меня одного. Мне опять придется самому себя занимать. Я ведь хочу провести этот выходной с ней. Она что не понимает, что мне плохо без нее? Специально, наверное, придумала себе учебу, лишь бы поменьше бывать дома…»

Далее терапевт просит изложить этот текст жене и клиент обращается к супруге, сначала говоря привычные слова, а потом высказывая невысказанное, используя технику «апарте», то есть он говорит реплику как бы «в сторону», она подразумевается, но не говорится напрямую: «Я не хочу, чтобы ты уезжала, каждую неделю, ты пропадаешь из дома и оставляешь меня. Я злюсь на тебя. Я не хочу признаваться тебе в том, что я скучаю без тебя». Последняя реплика была сказана «в сторону», так как в реальной жизни протагонист  не говорит жене подобных фраз.

Терапевт может усилить переживания клиента с помощью техники «дублирования» и опробовать свою гипотезу о том, что клиент тяжело переживает свое одиночество, но признаться напрямую в этом не может. Дублирование – это попытка словесного выражения чувств и мыслей протагониста, которые возможно присутствуют у него, но не произносятся. Терапевт кладет руку на спину в районе лопатки и предлагает клиенту свой текст, чтобы тот далее решил, отражает ли он сейчас его внутреннее состояние. Если дублирование попадает в реальное переживание, оно повторяется, если нет, то клиент говорит свои реплики. Терапевт произносит: «Я кричу на тебя, но на самом деле мне грустно, так как я боюсь потерять тебя, но мне привычнее злиться, а не печалится, потому что если я так сделаю, мне кажется, что я покажу свою слабость и ты перестанешь меня уважать». Клиент соглашается и повторяет дубль.

3. Психодрама помогает развить «эмоциональный интеллект», то есть способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач (взято из Википедии). С помощью техник психодрамы «введение в роль» и «обмен ролями» мы развиваем в себе эмпатию и способность чувствовать и понимать другого. В предыдущем пункте я рассказала, как протагонист может расширять свои переживания, этому способствовали техники «внутренний монолог», «апарте» и «дублирование», а вот понимание другого приходит с помощью иного инструментария.

После того, как клиент в нашем придуманном примере высказал жене свои переживания, директор предлагает ему поменяться местом с его женой. При работе в группе роль жены, а также самого протагониста будут играть участники группы, а в кабинете терапевта – сам терапевт. Эта техника и называется «обмен ролями», она позволяет посмотреть на ситуацию и на себя глазами другого. Во время обмена ролями протагонист временно принимает роль жены, а вспомогательное «я» в это время играет роль протагониста. Техника дает возможность прожить чувства персонажа «изнутри» и увидеть благодаря вспомогательному «я» собственную реакцию на него. Для того, чтобы техника «обмен ролями» сработала, необходимо ввести протагонста в роль его жены. Эта техника называется «введение в роль». Войти в роль другого человека — это значит в какой-то степени оказаться в его «шкуре»: начать двигаться, как он, говорить, как он, переживать, как он и действовать, как он. Директор в этот момент спрашивает протагониста: «как вас зовут, сколько вам лет, как давно замужем, почему решили пойти учиться и т.д.». Его задача – погрузить клиента в роль его жены, чтобы помочь ему думать, чувствовать и действовать, как она.

После «введения в роль» вспомогательное «я» из роли протагониста (терапевт или участник группы) повторяет текст, сказанный им до этого в сцене: «Я не хочу, чтобы ты уезжала, каждую неделю, ты пропадаешь из дома и оставляешь меня. Я злюсь на тебя. Я не хочу признаваться тебе в том, что я скучаю без тебя. Я кричу на тебя, но на самом деле мне грустно, так как я боюсь потерять тебя, но мне привычнее злиться, а не печалится, потому что если я так сделаю, мне кажется, что я покажу свою слабость и ты перестанешь меня уважать».

И здесь протагонист может почувствовать и понять, что может произойти с его женой, когда она услышит такой текст. Он в ее роли может удивится, расчувствоваться, разозлится, обрадоваться или отреагировать как-то еще. В такой момент протагонист получает возможность посмотреть на свои действия со стороны другого и оценить с помощью другого.

Протагонист в роле жены отвечает: «Неожиданно услышать от тебя такое. Я буду любить и уважать тебя и дальше. Мне очень приятно узнать, что ты так во мне нуждаешься».

Как быть Леди:  Профессиональное самосознание: структура и содержание – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Затем каждый возвращается к исходной роли. Протагонист слушает реплики жены уже из своей роли и реагирует на них: «Не задерживайся, я буду ждать.»

4. Психодрама помогает соприкоснуться со своей спонтанностью. Одна из теоретических основ психодрамы – это теория спонтанности. Спонтанность характеризуется как свойство человеческого самовыражения, основное условие саморазвития личности, способной изменять систему своих смыслов, самоинтерпретировать себя в соответствии с новой ситуацией. В каждом человеке есть способность творчески действовать. Психодрама как раз побуждает своих участников создавать в моменте нечто новое. Предложение директора «поиграть», «пофантазировать», «представить» пробуждает в человеке его творческое состояние, в чем-то отсылающее нас к детскому возрасту, где эмоций и чувств было гораздо больше, чем рациональных мыслей и убеждений.

Протагонист из нашего примера получил новый опыт взаимодействия: быть в контакте с другим в своей уязвимости. Это был спонтанный, креативно созданный им способ выражения себя в привычной ситуации. Обычно он действовал иначе: криком агрессивно реагировал на не устраивающее его поведение, пытаясь заставить другого поступить так, как нужно ему. А психодрама помогла ему попробовать нечто новое.

Так психодрама помогает клиенту лучше понимать себя и другого, видеть свои сложности и проблемы, пробовать новое и менять неадаптивные паттерны, но самое главное в ней происходит именно тогда, когда мы соприкасаемся со своими чувствами и эмоциями, ведь именно они и создают исцеляющий эффект этого метода.

Преимущества психодрамы

С помощью психодрамы человек уходит от переживания своих чувств и мыслей «внутри себя», выносит их во внешний мир, тем самым не только снимая стресс и напряжение, но и открывая другие стороны своей проблемы.

Павел Корниенко, психолог - Психодрама и монодрама в индивидуальной работе
Giphy

Еще один важный плюс. Психодрама – это всегда взаимодействие с другими людьми. Группа, находясь в доверительной атмосфере, поддерживает человека, разделяет его проблемы и тяжелые чувства, снимает психологическое напряжение. Человек больше не останется один на один со своей болью. Он не испытывает чувство одиночества, покинутости или непонимания.

Благодаря психодраме человек развивает коммуникативные навыки, эмпатию, активное слушание, учится ставить себя на место другого. Так улучшается его взаимодействие с окружающими, как с близкими, так и с посторонними людьми.  

Психодрама повышает самооценку, делает человека смелее, свободнее, он учится открываться другим людям и понимает, что это не страшно.

Психодрама дает возможность посмотреть на свою проблему объективно, то есть со стороны. Человек может увидеть и услышать мнение о своей ситуации других людей, при этом полностью избегает критики или осуждения, которые мешают ему открыться в реальной жизни.

Маски и роли помогают абстрагироваться и снять внутреннее напряжение. Человек оставляет на время свое истинное я. А все, что происходит на сцене, подсознательно считает игрой. А игра – это всегда безопасно. Она не имеет серьезных последствий. Так человек снимает социальные запреты и может быть самим собой, хотя притворяется, что он просто играет чью-то роль. Такой вот парадокс.

Психодрама включает в себя и чувства, и мысли, и интуицию. Человек не только анализирует проблему. Он ее переживает, погружается в нее, проигрывает разные ситуации, пока не наступает инсайт.

Павел Корниенко, психолог - Психодрама и монодрама в индивидуальной работе
Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels

Этот метод носит драматический характер и отличается динамичностью. Человек находится в потоке своих чувств и мыслей, выражает их свободно, следует за ними. Благодаря психодраме часто вскрываются неожиданные вещи: мысли и чувства, которые были «забыты», то есть вытеснены из сознания.

Таким образом, психодрама – это проверенная и эффективная техника в психотерапии, которая направлена на решение множества проблем. С помощью психодрамы человек может справиться как с внутренними, так и с внешними конфликтами, пережить утрату, преодолеть зависимость, разрешить межличностные противоречия и снять эмоциональное напряжение.

Риск «смешения реальностей»

Следует с осторожностью использовать вариант, когда сам терапевт играет роли в индивидуальной работе. Непосредственная игра роли терапевтом создает риск «смешения реальностей» у клиента. Например, клиент может одновременно видеть и своего психодраматического визави в сцене, но одновременно он может видеть и терапевта играющего роль и, например, смущается этим.

Дело еще осложняется тем, что терапевт является единственным человеком в пространстве индивидуальной работы и отношения с ним всегда являются очень значимыми. Эти два фактора, сами по себе будут мешать клиенту увидеть в терапевте только своего психодраматического визави.

Самой опасной может быть ситуация, если вдруг клиенту покажется, что то что терапевт выражает к нему из роли визави — это сам терапевт к клиенту и испытывает. Вероятность этого тем больше, чем больше клиент «озабочен» темой отношений между ним и терапевтом.

Интересно, что опираясь на эти понимания, можно описать как этот риск минимизировать. Для этого нам надо, чтобы 1) отношения между терапевтом и клиентом, были ясными и надежными; 2) в момент когда терапевт играет роль, клиент гарантировано был погружен в реальность своей сцены.

Последнее, например, можно сделать так — если в начале терапевт предложит клиенту услышать слова визави мысленно, потом несколько раз символически озвучит роль, всякий раз убеждаясь, что клиент погружен в свою сцену, — то после этого, предложение терапевта самому сыграть роль, может быть уже в зоне безопасного и полезного.

Так же полезно отметить, что игра ролей терапевтом, может быть уместной если ситуация не слишком эмоционально затрагивает клиента. Доводами в пользу этого будут такие идеи:

Варианты психодраматической сцены и обозначения ролей в монодраме

Лучшим вариантом создания психодраматических сцен в монодраме, почти всегда будет использование пространства помещения, с обозначением ролей с помощью стульев или предметов.

Также распространен вариант построения психодраматической сцены на столе, с помощью небольших предметов или игрушек. В этом варианте, лучшим способом обозначить, что клиент сейчас говорит от имени некоторой роли — это взять игрушку или предмет в руку и начать «ею играть», как это делают дети.

Технология введения в роль идентична технологии в групповой психодраме, но есть одна особенность. Важно следить, чтобы, когда клиент держит игрушку в руке — он телесно включался в игру, чтобы тело, поза и движения клиента соответствовали играемой роли.

Есть вариант, когда сцена рисуется на листе бумаги. В этом случае клиент может менять роли вращая лист бумаги таким образом, чтобы всякий раз смотреть на сцену со стороны взятой роли.

А когда мы делаем психодраматические встречи мы часто нуждаемся не в сцене как таковой, а просто в двух ролях напротив друг-друга. Еще одним вариантом, как мы можем это сделать — это взять в руки две игрушки, одну в руки клиенту, а вторую терапевту. И они могут сыграть диалог этими игрушками, меняясь ими там, где надо поменяться ролями. Так же можно сделать это с помощью пальцевых кукол или в даже просто «сыграть руками».

В процессе обучения всегда хорошо попробовать разные варианты. А попробовав их, вы убедитесь, самый простой и традиционный вариант — использование пространства помещения со стульями или предметами — чаще чем кажется, будет наилучшим выбором.

Важные детали в организации взаимодействия между ролями

Индивидуальная работа требует от директора более тщательного технической проработки взаимодействия ролей, чем работа в группе. Из-за отсутствия актеров, индивидуальная работа более чувствительна к мелким техническим деталям.

    • Терапевт в индивидуальной работе попеременно выступает в разных ролях: психотерапевта, директора, дубля клиента, иногда актера играющего роль, голоса произносящего слова роли. И клиенты, находясь в состоянии эмоционального волнения, могут легко начать не понимать из какой роли говорит сейчас терапевт. А это естественно, запутывает и сбивает клиента и может сильно мешать работе. Поэтому, терапевту в индивидуальной работе очень важно:
    • Дополнительно помочь вышесказанному может привычка терапевта пользоваться немного разными ритмикой или тембром голоса для роли директора и озвучивания ролей.
    • Также как и в групповой психодраме, в монодраме важно стимулировать клиента встречаться глазами со своим визави, когда он говорит ему или слушает его. А т.к. в большинстве случаев, в монодраме, перед клиентом нет актера играющего роль — то клиенту полезно напоминать увидеть своего визави в воображении. В свою очередь от терапевта, это требует двух вещей:
    • Так как эмоциональный отклик клиента на слова визави сильно зависит от правильно подобранной степени эмоциональности произнесения самих слов, то терапевту, например, бывает полезно делать адекватное ситуации, усиление эмоциональности в озвучиваемых терапевтом репликах. В монодраме, интонационная составляющая реплик, становится особенно важной из-за отсутствия визуально-телесных впечатлений от стоящего напротив и играющего роль актера.

Варианты использования психодрамы в индивидуальной работе

Можно выделить три варианта использования психодрамы в индивидуальной работе:

1. Наиболее распространен вариант, когда терапевт большинство времени работает в разговорном жанре, но вставляет в него небольшие психодраматические кусочки, в тех местах, где они могли бы быть полезны клиенту.

Также есть следующие варианты:

2. Некоторые терапевты изначально договаривается с клиентом работать индивидуально только с помощью психодрамы. И тогда, они с начала до конца сессии, в пространстве кабинета делают психодраму аналогичную групповой, начиная с фокусирующего разговора и заканчивая шерингом. А т.к. классическая психодрама может требовать большего времени чем обычный психотерапевтический час, то в этом варианте, одна длинная психодраматическая работа может быть распределена на несколько сессий.

3. И есть вариант, когда терапевт предлагает клиенту работать в индивидуальной работе по структурированной схеме с небольшой психодраматической работой в середине: 1) разогрев и фокусировка, 2) психодраматическое действие, 3) шеринг, 4) рефлексия и совместный анализ психодраматического фрагмента.

Выбор того или иного варианта работы, не в последнюю очередь зависит от стилистических предпочтений психотерапевта и его профессиональной подготовки. Если же терапевт умеет и согласен работать в любом жанре, то они могут вместе с клиентом выбрать вариант опираясь на потребности и предпочтения клиента.

Как быть Леди:  Римма Федяева: «Самореализация не должна быть основным смыслом жизни»

Организация психодраматического взаимодействия между ролями

Важно понимать, что один из самых главных компонентов делающих психодраму психодрамой — это эмоциональное взаимодействие между ролями, а отнюдь не само содержание реплик между ролями или расположение ролей на сцене. Эмоциональное взаимодействие — это когда одна роль своими переживаниями «затрагивает» другую.

Есть три базовых варианта, как мы можем организовать эмоциональное взаимодействие между ролями:

  • Предложение представить визави и напоминание слов
  • Символическое озвучивание роли
  • Непосредственная игра роли

Все три вышеприведенных варианта могут потребоваться директору в индивидуальной работе. Есть клиенты, которым легче всего воспринимают первый вариант. А есть клиенты, у которых только третий вариант вызывает ясный эмоциональный отклик. Есть клиенты, которым «маячащий перед глазами» терапевт во втором и третьем вариантах, мешает увидеть в своем воображении своего психодраматического визави.

А есть те, кто пока не увидит перед собой живого человека, не может представить себя в ситуации, что говорит кому-то живому. Пробуйте делать по-разному, экспериментируйте! Через некоторое время вы начнете чувствовать, какой вариант лучше всего подходит к каждой ситуации.

2. В каких областях применяют психодраму?

За свою 95-летнюю историю развития психодрама применялась в самых разных областях психологической и социальной практики и накопила множество практических наработок.

У психодрамы есть две большие «зоны применения»: она может быть способом для решения актуальных сложностей человека, а может быть средством для его самопознания и саморазвития.

Психодрама относится к очень гибким методам работы с человеком и группой, она эффективна в самых разных областях. Психодраму используют:

  • Как метод групповой психотерапии, развивающий и расширяющий возможности психически здоровых людей.
  • В индивидуальной психотерапии и краткосрочном психологическом консультировании.
  • В группах самопознания, личностного роста, обучения практическим навыкам (например, в бизнес-тренингах, в обучении иностранному языку).
  • В психологическом консультировании в системе дошкольного и школьного образования.
  • В психологической работе с детьми дошкольного и школьного возраста. В работе с подростковыми группами (в т. ч. с девиантным поведением).
  • Со сложными контингентами, например, в реабилитации наркозависимых (по всему миру) и в тюрьмах (в США).
  • В организационном консультировании, а также как инструмент в проектной деятельности (например, в ОДИ).
  • В групповых проектах по исследованию разных сторон социальной жизни, культуры, искусства, истории.

Как предложить клиенту психодраматическую сцену?

Если между клиентом и терапевтом есть изначальная договоренность работать с помощью психодрамы, то вопрос «как предложить клиенту психодраматическую сцену?» отпадает сам собой, разве что остается вопрос о ее выборе и подходящем разогреве. Вопрос актуален, если такой договоренности нет, например потому, что терапевт работает в разных методах и не хочет себя ограничивать одним, или не видит необходимости «нагружать» клиента не нужной ему информацией о технических деталях работы.

В этом случае, терапевту важно научиться предлагать клиенту психодраматические сцены таким образом, чтобы клиент соглашался там где это ему будет полезно и легко отказывался там, где он этой полезности не чувствует. Научиться хорошо предлагать клиенту психодраматические сцены — это важное и сложное искусство.

Лучший из всех возможный вариантов — это предлагать клиенту не абстрактное психодраматическое действие, а конкретную сцену, понятную клиенту и напрямую вытекающую из обсуждаемой темы. Для большинства людей характерно желание избегать действий, которые воспринимаются как непонятые или непредсказуемые.

По этой причине, терапевту важно в своем предложении рассказать клиенту что будет происходить в сцене и зачем. Также, люди стремятся избегать того, что грозит им увеличением эмоционального накала. Эту сложность легче всего решать предварительным «разогревом» клиента на каждую конкретную сцену.

9. Как психодрама используется в обучении иностранному языку?

  • Как средство, расширяющее возможности педагога по работе с группой. Психодраматическое обучение хорошо учит чувствовать группу, управлять ею и создавать в ней творческое и безопасное пространство. Например, позволяющее использовать в обучении:
    • разнообразные психодраматические групповые упражнения, способствующие включенности участников (например, любые виды творческой работы в малых группах);
    • элементы интерактивности в обучении теории (например, разыгрывая правила грамматики).
    • Психодрама позволяет проектировать и включать в процесс групповые упражнения, направленные на облегчение типовых психологических сложностей обучаемых (например, направленные на работу с «языковым барьером» или со страхом ошибаться).
    • Как средство для создания насыщенного культурными смыслами и эмоционально окрашенного игрового пространства «языковой и культурной среды». Примером может быть ролевая игра: «пойти в гости в английский дом». Такого рода игры могут способствовать увеличению интереса и эмоциональной вовлеченности учеников в процесс обучения.
    • Для создания игр, эмоционально вовлекающих в «реалистичную» коммуникативную ситуацию. Этот вид обучения как при непосредственном участии, так и при наблюдении со стороны задействует естественный, «ситуационный» механизм обучения языку.

Метод двойника

Один из участников берет на себя роль протагониста. Он слушает монолог протагониста, вникает в его эмоциональное состояние, заражается его настроением и готов в любой момент «подхватить» роль и выйти на первый план, дублируя главного героя. «Двойник» может быть в разных вариантах: ироничным, откровенным, активным, скептичным и пр.

Павел Корниенко, психолог - Психодрама и монодрама в индивидуальной работе
Фото Duy Pham on Unsplash

8. При каких уровнях патологии можно применять психодраму?

Вопрос: При каких уровнях функционирования, патологии (невротический, пограничный, психотический) можно применять психодраму?

Несмотря на то, что на данный момент основная линия развития метода направлена на людей, относящихся к «норме», существует и клиническая психодрама. Психодраму в клинической практике начал использовать сам создатель метода Якоб Леви Морено, и с тех пор эта линия продолжает развиваться.

Психодраматерапия, по своей сути, направлена на поиск таких терапевтических приемов, которые будут максимально соответствовать собственным психическим процессам человека. И это ее свойство открывает широкие возможности, в т. ч. и в работе с выраженными уровнями патологии.

В работе с пограничным и психотическим уровнем патологии психодрама начинает выглядеть совсем по-другому. Например, в клинической психодраме используются значительно более структурированные правила работы группы, значительно меньший ее размер, и такие группы часто ведет не один ведущий, а двое, или ведущий с помощниками.

Естественно, работа с пограничными и психотическими клиентами требует кроме психодраматического и полноценное психиатрическое образование.

Принципы психодрамы:

  • выражение с помощью игры себя истинного;
  • спонтанность, то есть естественные реакции и восприятие;
  • отсутствие сценария или рамок;
  • эмпатичное восприятие между всеми участниками;
  • познание через действие.

Психодрама всегда проводится в группе, которая разделяется по количеству участников, либо по определенным признакам (например, женские и мужские), также бывают закрытые группы – семья, класс, супружеская пара. То есть это не сугубо «семейный» вариант: его можно практиковать, например, в рабочем коллективе, если ты и твои коллеги не против.

Все зависит от того, какие цели преследует психодрама. Целью может быть выявление проблемы в конкретном коллективе, или для одного человека и его внутренней проблемы. Целью может быть даже конкретная проблема, решение которой касается всех участников.

Время сеанса тоже может быть различным: от 20 минут до 4 часов. Однако оптимальным считается сеанс в 50 минут. Слишком короткий сеанс может не вместить в себя все этапы психодрамы, а слишком длинный может привести к упадку сил и внутреннему выгоранию, а тебе это не нужно, поэтому внимательнее относись к организации и проведение сеанса.

Техника «реплики в сторону»

Она предполагает то, что клиент может выразить невыраженные переживания. Данная техника подключается к процессу двух техник: «Диалог» и «Исполнение роли».

Согласно инструкции, протагонист становится спиной к своему вспомогательному «Я» и говорит все то, что желает сказать своему партнеру, но в силу определенных обстоятельств не может этого сделать.

Например: «Продолжи сцену, в которой ты, как обычно, разговариваешь со своим начальником. Обрати внимание, что как только ты осознаешь нестыковки между тем, что говоришь, и тем, о чем думаешь и чувствуешь — подключи «реплики в сторону»: поверни голову в противоположную сторону, и скажи все то, о чем ты на самом деле думаешь, и что чувствуешь. После того, когда все высказано, продолжи сцену: сделай вид, что никто тебя не услышал».

На самом деле в психодраме огромное множество техник. Но как ты уже поняла, самостоятельно этот метод «не работает» в силу своей определенной специфики. Опять же, в психодраме, есть «монодрама», но она предполагает работу не с группой, а со специалистом.

Наиболее простые формы психодрамы для индивидуальной работы

Конечно, средствами психодрамы можно делать всю психотерапевтическую работу, от первой до последней минуты сессии. Но это не всегда целесообразно. Например, на этапе предварительного исследования сложности клиента, психодраматическая форма порой может быть слишком громоздкой и медленной.

Вот наиболее простые и эффективные ее формы:

В индивидуальной работе, есть особый смысл, стремится предлагать клиенту простые, компактные и ясные формы психодрамы. Это важно не только из-за ограничений по времени, но и потому, что из-за отсутствия актеров в монодраме — сцены теряют часть своей естественной наглядности, а нам важно к ней стремиться.

Далее в тексте, образ человека с которым клиент «встречается в психодраматической сцене», я буду называть психодраматическим визави или просто визави.

4. Какие бывают психодраматические группы?

По своим задачам группы можно условно разделить на терапевтические, учебные и демонстрационные.

Группы бывают очень разными по продолжительности, в диапазоне от двухчасовой однократной встречи до серии занятий в течение нескольких лет.

Они могут быть открытыми и закрытыми. В закрытые группы не включают новых участников, когда группа уже начала работать.

Иногда у группы бывает какая-то конкретная тематика, но чаще группы работают по актуальным запросам участников.

Как быть Леди:  Какими словами можно успокоить, утешить человека: советы психолога. Как ответить на слова утешения и успокоения?

Группы могут отличаться по формам работы: например, один ведущий может делать индивидуальные психодраматические работы с каждым участником группы, другой предпочитает групповые формы работы.

Ведущий может соединять психодраму с другими подходами, например, использовать тренинговые элементы в своей работе или элементы арт-терапии.

Таким образом, всех возможных вариаций — огромное количество.

2. Как в психодраме происходит психотерапия?

Психодраматическая работа обычно включает в себя разыгрывание разнообразных сцен и ситуаций. Это немного похоже на детскую игру, опыт которой есть у всех людей. Разыгрывание обычно имеет достаточно «схематичный» вид, минимально достаточный для того, чтобы увидеть модель поведения клиента, вызвать переживания или понять структуру ситуации.

Такое разыгрывание часто дает возможность быстрее понять проблемную ситуацию и освоить новые способы поведения в ней, чем классическая терапевтическая беседа.

Но в то же время будет неверно считать, что психодрама состоит только из разыгрывания сцен. Например, в индивидуальной работе обычно основное время отдается терапевтической беседе, а психодраматическое действие занимает 10–15 минут, и то не всегда, а когда клиент видит в нем пользу.

1. Психодрама — это что?

Психодрама — один из современных методов психотерапии, успевший хорошо зарекомендовать себя за 95 лет своего развития. Психодрама используется в групповой и индивидуальной психотерапии, в психологическом консультировании, в работе с детьми и подростками, в группах обучения коммуникативным навыкам и т. д.

Создатель метода Дж. Л. Морено определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры». В психодраме схематично разыгрываются разнообразные сцены и ситуации, которые отражают либо фрагменты из реальной жизни человека, либо его внутренний мир.

Это позволяет исследовать сложности человека как во внешнем, так и во внутреннем мире и находить им конструктивные решения. Психодраматическая игра выступает средством восстановления и соединения телесных, эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека, возвращая психике открытость, спонтанность и целостность.

7. Мне не верится, что к психодраме клиенты будут относиться серьезно!

Среди студентов, начинающих обучаться психодраме, распространено опасение, что «простые клиенты» «не согласятся» делать эти «странные психодраматические действия».

Интересно, что реальность часто оказывается противоположной этому представлению. На практике психодраматические техники хорошо работают с «простыми клиентами», в т. ч. и на первых консультациях. Это связано в первую очередь с простотой и наглядностью психодраматических действий.

Но естественно, психодраматерапевту нужно уметь делать так, чтобы психодраматическое действие было понятно и логично для клиента в контексте его потребностей. Этому не так просто научиться, и обычно психодраматические навыки вызревают только к 5–6 году с начала обучения психодраме.

3. Сколько надо ходить на психодраму?

Строго говоря, ответить на этот вопрос в отрыве от конкретного клиента и его проблемы невозможно. Кроме того, ответ сильно зависит от собственных целей человека. Некоторым людям достаточно небольшого улучшения их состояния и выхода из кризиса. А другие «входят во вкус» и хотят изменений во всех сферах жизни.

Психодрама объединяет в себе как элементы проблемно-ориентированной краткосрочной психотерапии, так и классической психотерапии, направленной на развитие личности. Если человек на группе выступает в роли протагониста и работает с некоторой своей проблемой, то в большинстве случаев проблема начинает сдвигаться с мертвой точки с одного раза.

А с другой стороны, для того чтобы почувствовать на себе эффекты классической развивающей групповой психотерапии, большинству людей, не обладающих предварительной подготовкой, нужно 3–6 месяцев работы в терапевтической группе с постоянным составом участников.

11. Какие правила в психодраматических группах?

Правила очень простые. Они направлены на то, чтобы всем участникам группы было в ней комфортно и безопасно. Базовые правила таковы:

  • Все участники группы договариваются о конфиденциальности всего того, что происходит и рассказывается на группе.
  • На группе нельзя делать кому-то больно или в каком бы то ни было смысле неприятно. Если, например, создается сцена, в которой один человек бьет другого, то этот удар делается по стулу или подушке, но никогда не по участнику группы.
  • На группе следует воздерживаться от оценивания, давания советов и интерпретирования действий других людей. Ни один человек не может в полной мере знать, какова жизнь другого человека. А оценивать, интерпретировать и давать советы — это значит ставить себя несколько «более сведущим в жизни», чем другой человек, а это не способствует атмосфере равенства всех участников и взаимоуважения в группе.

Краткий словарь терминов по психодраме

Это главный «персонах» психодраматического действия. Он находится в центре. В ходе разыгрывания сценки он исследует определенные аспекты своей личности.

Это роль отводится специалисту. Именно он, совместно с протагонистом и устанавливает направление психодраматического процесса, которое включает в себя необходимые условия для частной драмы.

К ним относятся другие участники драмы, задачей которых является обыгрывание весомых ролей, связанных со значимыми людьми в жизни протагониста.

Они относятся к части группы, которая не принимает непосредственное участие в драме, но не смотря от разыгрываемых сцен, они получают пользу для себя и удовольствие.

Как ты уже, и сама поняла, это пространство в помещении, непосредственно в котором и происходит психодраматический процесс. Особые требования: она должна быть достаточно просторной, чтобы «участники» могли свободно перемещаться.

Простой разогрев на воссоздание ситуации

Разогреть клиента на психодраматическое воссоздание некоторой ситуации еще проще. Когда терапевт посчитает, что может быть полезным подробно восстановить некоторую ситуацию о которой они говорят с клиентом, он может сделать следующее. Он может сам встать и начать, перемещаясь в пространстве «воссоздавать эту ситуацию вокруг себя», запрашивая у клиента необходимые детали.

Тут важно понимать, что согласившись на это предложение, клиент не дал согласие на что-то иное кроме как «показать». И про следующие действия с ним надо будет договориться отдельно. Но т.к. клиент уже согласился включиться в игру, и уже мог испытать на себе ее полезные свойства — то объяснить ему полезность следующих действий будет значительно проще.

5. Что развивает психодраматическое обучение?

  1. Психодрама развивает особый вид мышления психотерапевта, который так и называют «психодраматическое мышление». Это особый способ понимания психических процессов. Вот, например, некоторые его грани:
    1. Происходящее в психике понимается как композиция взаимодействующих друг с другом сил.
    2. Характерология клиента может быть понята через реконструкцию истории его взаимодействий с другими людьми в прошлом.
    3. Психодрама очень эффективно развивает профессиональную чувствительность к эмоциональным процессам других людей.
    4. Общепризнано, что психодраматическая подготовка является одной из лучших для развития умений понимать, чувствовать и вести групповые процессы.
    5. Психодрама дает возможность для развития всего многообразия коммуникативных навыков, т. е. способов конструктивного взаимодействия в самых разных ситуациях.

Техника «шаг в будущее»

Она заключается в том, что обыгрывается определенная ситуация, которую протагонист для себя прогнозирует. Выполнение данной техники перенесет его в ориентировочную ситуацию, и представит возможность отследить предполагаемое поведение.

Допустим, клиент, который выступает в роли протагониста сомневается нужно ли ему повторно жениться или нет, так как негативные сцены из прошлой семейной жизни не дают ему покоя, хотя он сам был инициатором развода и не жалеет о разрыве отношений.

Обыграв сцену с бывшей женой в будущем, он смог высказать ей все то, что у него накопилось после развода. В процессы высказывания обиды, и других претензий, он приходит к выводу, что основной причиной его сомнений есть то, что новая возлюбленная может поступить точно так же, как бывшая жена — изменит ему с лучшим другом.

2. Можно ли мне пойти учиться психодраме, если я не психолог?

Да, это возможно, но в зависимости от базового высшего образования в конце обучения присваиваются разные квалификации.

Участникам, закончившим обучение психодраме, имеющим психологическое или медицинское образование и выполнившим необходимые сертификационные требования, присваивается квалификация «психодраматист» или «психодраматерапевт».

Если у участника нет нужного высшего образования, то ему присваивается квалификация «ведущий психодрамы». Эта квалификация по общепринятому международному стандарту дает ему возможность вести не психотерапевтическую психодраму (т. е. группы освоения навыков, тренинговые группы, группы самопознания и личностного роста, использовать психодраму в организационном консультировании и в проектной деятельности и т. д.).

Варианты использования предметов

В индивидуальной психодраматической работе особое место занимают техники, опирающиеся на символизацию. Например, объект, субъект или явление, вызывающее переживания клиента можно символически обозначить материальным предметом. И когда мы в дальнейшей работе начинаем с этим предметом психодраматически взаимодействовать, то через это взаимодействие мы можем получить доступ к изменению изначальных переживаний клиента.

Также, использование предметов может давать интересные возможности для погружения в сцены или усиления переживаний. Например, что-то мягкое и приятное на ощупь иногда может помочь клиенту мысленно прикоснуться к ощущению теплых объятий. А крепкий предмет в руке, вполне может обозначать оружие для нападения или защиты, давая его обладателю все нужные преимущества.

8. Что такое шеринг?

Шеринг — это особый вид разговора в терапевтических группах. На шеринге, организованном после после психодраматического действия или упражнения, принято делиться чувствами и переживаниями, возникшими во время этого действия. На шеринге, проходящем в конце группы, принято делиться тем, что было важно сегодня на группе.

Во время шеринга важно придерживаться нескольких классических правил: говорить о себе, а не о других; не давать советов, оценок и интерпретаций другим участникам группы.

И несмотря на все правила, самое сложное в шеринге — это научиться делиться своими чувствами так, чтобы при этом никак не задевать чувства других людей. Этому сложно учиться, но этот навык часто оказывается полезным и в обычной жизни.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий