Отклоняющееся поведение и его типы / Справочник :: Бингоскул

Отклоняющееся поведение и его типы / Справочник :: Бингоскул Женщине

Виды отклоняющееся поведения

  1. Первичный этап девиации – человек позволяет себе нарушать общепринятые нормы поведения, но не считает себя нарушителем. Вторичный этап девиации – человек попадает под образ девианта, общество обращается с нарушителями не так, как с обычными гражданами. 
  2. Индивидуальный и коллективный вид девиации. Зачастую индивидуальная форма девиантного поведения перерастает в коллективную. Распространение нарушений характеризуется влиянием субкультур, участники которых представлены изгнанными индивидами из общества. Индивиды, предрасположенные к нарушение общественных правил – группа риска.

Девиантное поведение в антиутопии

Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «1984» девиантны любые личные отношения.

Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта «отклонения» самого общества. В компьютерной игре «Detroit: Become Human» девиантами называют андроидов, поступающих вразрез с установленными инструкциями, принимающих собственные независимые решения.

Также примером можно считать роман Евгения Замятина «Мы»; в котором девиантом считается личность, имеющая душу, способная любить и мыслить отвлечённо от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.

Девиантное поведение и его причины, типы, функции

Девиантное (отклоняющееся) поведение – мотивационные действия индивида, в корне отличимые от общепринятых ценностей и правил поведения в обществе, сложенных в данной культуре или государстве. Представлено социальным явлением, которые отражается в массовых формах жизнедеятельности и не соответствует общепринятым правилам поведения. Критерии девиантного поведения представлены моральными и правовыми регламентом.

Делинквентное поведение – представлено преступным поведением, которое относится к противоправным поступкам.

Классификации

Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения, как по сложности, так и содержанию. Различия в классификациях вызваны тем, что разные отрасли науки (психология, медицина, криминология и так далее) и научные школы неодинаково понимают то, какие формы поведения можно называть девиациями, как отличить норму от девиации, может ли поведенческая девиация носить конструктивный (положительный) характер или только деструктивный.

Р. К. Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека (1938)[3][4].

В его модели представлены 5 способов адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе, каждый из которых характеризуется тем, одобряет ли индивидуум цели общества и средства достижения обществом этих целей (часть из этих реакций — по сути типы девиантного поведения):

  1. Подчинение (подчинение целям, и средствам достижения целей общества);
  2. Инновация (подчинение целям общества, но не средствам их достижения);
  3. Ритуализм (цель отбрасывается как недостижимая, но следование традициям остается);
  4. Ретретизм (уход из общества, несогласие с целями и средствами достижения целей);
  5. Мятеж (попытка ввести новый социальный порядок, меняются и цели, и средства).

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских предложили следующую классификацию поведенческих девиаций:[5]

  1. нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества);
  2. деструктивное поведение;
  3. внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм);
  4. аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций);
  5. антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);
  6. внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).

На сегодняшний день девиация также делится на положительную и негативную. К негативным формам девиантного поведения часто относят:

Позитивная девиация — это поведение, приносящее обществу благо, но тем не менее всё равно отклоняется от общепринятых норм. К позитивной девиации можно отнести:

Литература

на русском языке
  • Гилинский Я. И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: Юридический центр-пресс, 2007. — 528 с.
  • Отклоняющее поведение / Гилинский Я. И. // Океанариум — Оясио. — М. : Большая российская энциклопедия, 2021. — С. 652. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2021, т. 24). — ISBN 978-5-85270-361-3.
  • Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с. — ISBN 5-7695-1782-4.
  • Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. — 242 с. — ISBN 5-87555-132-1.
  • Комлев Ю. Ю., Сафиуллин Н. Х. Социология девиантного поведения. — 2-е изд. — Казань, 2006.
  • Козаченко И. Я., Корсаков К. В. Криминология: Учебник. — М.: Издательство «Норма: ИНФРА-М», 2021. — 304 с. — ISBN 978-5-91768-209-9.
  • Остапенко Г. С., Остапенко Р. И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. — 2021. — № 1. — С. 54—60.
  • Плахов В. Д. Норма и отклонение в обществе: Философско-теоретическое введение в социальную этологию. — СПб., 2021;
  • Стуканов, В. Г.Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. — Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2021.
Как быть Леди:  Психология поцелуев мужчин
на других языках

Микросоциальная среда

Изучая причины преступного поведения, следует уделить внимание семье. Она является первым институтом социализации, с которым встречается ребенок. Тут человек усваивает нормы, правила и ценности, учится функционировать, выполнять свои определенные роли.

За отсутствием другого примера ребенок начинает подражать родителям и все за ними повторять. На ребенка оказывают влияние любые процессы, происходящие в семье, стиль воспитания, тип семьи, отношения между другими членами. Влияние оказывают не только отношения в семье, но и социальное положение, род занятий, материальное состояние, уровень образования, ценностные ориентации.

Воспитание играет большую роль в становлении человека, от него зависит практически все. Семья должна обеспечивать чувство безопасности, которое так важно, создавать атмосферу для комфортного существования. В семье должна чувствоваться любовь и доброта.

Девиантное поведение появляется вследствие микросоциальных факторов:

Поначалу ребенок начинает испытывать боль. Если ее не понять на начальных этапах и не устранить, то она может перерасти в разочарование и злость. Следующий этап это появление агрессии, которая позволяет привлечь внимание родителей. Ребенок понимает, что этот метод является очень действенным и начинает его использовать в своих целях и целях управления окружающими.

Американский психолог Тессер в своей теоретической работе пишет, что наследственные аттитюды — всегда более сильные и при этом более доступные, по сравнению с приобретенными.[10] Л. Ивес и соавторы установили (по опросам респондентов), что наиболее наследуемым аттитюдом является аттитюд преступности.[11] Наследуемость может быть связана с агрессией или другими характеристиками, которые является врожденными и влияют на поведение.[12]

Общественные процессы

К общественным процессам относятся политика, средства массовой информации или традиции. Средства массовой информации оказывают непосредственное влиянии на поведение человека. По телевидению то и дело транслируют образцы насилия. Это ведет к усилению агрессивности, повышению порога чувствительности зрителей к насилию, формированию неадекватных взглядов на социальную реальность.[7] Сейчас речь идет про телевидение, так как оно, по сравнению с остальными видами СМИ, оказывает большее влияние из-за своей интерактивности.

Традиция — это передача из поколения в поколения определенных норм и правил поведения. Традиции существуют в любой культуре и субкультуре, в том числе и в криминальной. Они транслируются новым поколениям правонарушителей возможные и желаемые формы поведения со стороны антиобщественного образа жизни.

Определение девиантного поведения

Разные научные дисциплины дают различные определения девиантному поведению:

  • Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
  • Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
  • Психологический подход: отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющегося в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.

Освоение девиантного поведения

Стиль поведения человек черпает из окружения. Самый простой способ освоения поведения — наблюдение за действиями, происходящими вокруг, и их заимствование. Важно поведение не только близкого окружения, например, родителей, но и общества в целом. Человек выбирает друзей, у которых мнение и взгляды на жизнь схожи с его.[9]

Второй способ освоения поведения — научение. Научение — процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию. Дж. Б. Уотсона является основоположником поведенческой психологии. Человек и животное приспосабливаются к окружающей среде с помощью наследственных задатков и привычек. Б.

Скиннер немного видоизменил данное положение, считая, что реакцию невозможно предвидеть или проконтролировать, а можно только предсказать ее вероятность. В связи с этим он предложил идею оперантного обусловливания. Приспособление происходит благодаря собственной активности человека.

Примечания

  1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология: Учебное пособие для вузов. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — 560 с. — (Классическое образование). — ISBN 5-901562-41-0. — С. 532.
  2. Щекутов Владислав Олегович. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних детей.
  3. Merton R. K. Social Structure and Anomie, American Sociological Review  (англ.), 3, October, 1938, p. 672—682
  4. Мертон Р. К.Социальная структура и аномия // Социология преступности: Современные буржуазные теории / Пер. с франц. Е. А. Самарской; ред. пер. М. Н. Грецкий. — М.: Прогресс, 1966. — С. 299—313.
  5. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск: Наука, 1990.
  6. 123456Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.. — М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2003. — 288 с.
  7. Брушлинская Н.В.Криминальное насилие в семье и его трансляция средствами массовой информации. (рус.).
  8. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  9. 12Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с.
  10. Tesser A. On the importance of heritability in psychological research: the case of attitudes / Psycological Review. — 1992.
  11. Eaves L.Y., Eysenck H.J., Martin N.G. Genes, culture and personality: an empirical approach. L.. — 1989.
  12. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов.. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
Как быть Леди:  Девиации в субкультуре современной российской молодежи – тема научной статьи по социологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

prichinyРассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологическиефакторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальныефакторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  1. Личностныефакторы.
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Причины и признаки девиантного поведения

  1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
  2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).
  3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
  4. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
  5. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
  6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
  7. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
  8. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Девиантное поведение делится на две группы исходя из его причин. Первая группа — это отклонение, вызванное наличием явной или скрытой психопатологией. Вторая группа — это поведение, вызванное непосредственно социальной средой. К ней относятся нарушения социальных, культурных и правовых норм.

В обобщенном виде причины девиантного поведения можно определить несколькими сложившимися факторами, которые могли повлиять на индивида:

  1. Биологические. Люди по своему биологическому складу уже заранее предрасположены поступать не так, как им велит общество. Чаще всего таких людей можно определить по их облику. Биологические факторы контролируют определенные характеристики:
    1. Индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза;
    2. Половые различия;
    3. Возрастные особенности;
    4. Физическое строение;
    5. Здоровье и выносливость;
    6. Состояние и типологические свойства нервной системы.[6]
  2. Психологические. Девиация складывается за счёт влияния на человека внешних факторов и раздражителей, а также его личностных психологических качеств, которые имеют врожденный характер. К внешним факторам относятся климатические, геофизические, экологические и тому подобное.
  3. Социальные. Причины девиантного поведения можно объяснить с помощью Теории Аномии, согласно которой в обществе происходят отторжение социальных норм и ценностей, их полный распад, и образуется некое состояние вакуума в обществе. Социальные факторы составляют: 1) общественные процессы, например, политика или средства массовой информации, традиции; 2) характеристика групп, в которых состоит индивид, например, социальный статус, расовая и классовая принадлежность; 3) микросоциальная среда, это уровень жизни в семье, отношения в ней и все связанное с близким окружением.[6]

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

vidy-deviantnogo-povedeniya-u-detejНеобходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.blagopriyatnaya-sotsialnaya-sreda-dlya-rebenka
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. deviantnoe-i-delikventnoe-povedenieИндивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.
Как быть Леди:  Девиант: что такое разрушающее поведение?

Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.

Ссылки

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Теории происхождения девиантного и делинквентного поведения

  • Теория физических типов– физические характеристики личности влияют на отклонения от общепринятых норм. Так Ломброзо в своих трудах утверждал, что девиантное поведение является следствием биологических особенностей индивида. Криминальное поведение берёт своё начало в регрессе человеческой личности к первичным стадиям эволюции. Шелдон считал, что на поступки человека влияют 3 человеческие черты: эндоморфный тип – склонность к полноте округлости тела; мезоморфный тип – атлетическое телосложение, жилистость; эктоморфный тип – склонность к худобе. Учёный каждому типу приписал совершаемые девиантные поступки, так к алкоголизму склонны мезоморфные типы. Дальнейшая практика отрицает зависимость телосложения и девиантного проявления.
  • Психоаналитическая теория – изучение противоречивых тенденций, происходящих в сознании индивида. Фрейд утверждал, что причинами девиации считается слабоумие, психопатия и т.д.
  • Теория стигматизации – разработана Лемертом и Беккером. Согласно теории, на человека навешиваются ярлыки преступной личности и применяются санкции.
  • Теория культурного переноса девиации – сюда относятся несколько теорий. Теория подражания – разработана Тардом, согласно концепции – люди с ранних лет попадают в преступную среду, которая определяет их дальнейшее будущее. Теория дифференциальной ассоциации – разработана Сазерлендом. Согласно теории, поведение человека напрямую зависит от его окружения, чем чаще и дольше индивид находится в преступной среде, тем больше вероятность становления девиантом. 

Типы девиантного поведения

Социально-одобряемые – оказывают позитивное влияние, направляя общество на преодоление устаревших норм поведения и ценностей, способствующих качественному изменению структуры социальной системы (гениальной, творчество, достижения и т.д.).

Нейтральные – не несущие заметных изменений (стиль одежды, эксцентричность, несвойственные манеры поведения).

Социально-неодобряемые – изменения, несущие негативные последствия общественной системе, следствием чего – дисфункциональность; разрушение системы, провоцирующее отклоняющееся поведение, наносящее ущерб обществу; делинквентное поведение; разрушение личности (алкоголизм, наркомания и т.д.).

Функции девиантов в обществе

  1. Сплочающее действие в обществе, на основе понимания себя как личности, формированию личностных ценностей.
  2. Формы допустимого поведения в обществе.
  3. Нарушители представлены в виде предохранительных клапанов государства, которые снимают общественное напряжение в сложные ситуации государства (так во времена СССР дефицитные товары и продукты заменялись наркотиками, снимающими психологическое напряжение).
  4. Количество нарушителей показывает неразрешенную социальную проблему, с которой требуется бороться (количество взяточников приводит к созданию новых законов о борьбе с коррупцией). 

Типология девиантного поведения нашла проявление в трудах Мертона, который представлял девиацию разрывом культурных целей и одобряемого поведения в обществе. Учёный выделил 4 типа девиации: инновация – отрицание способов общепринятого достижения целей; ритуализм – отрицание целей и путей достижения в обществе; ретретизм – отлучение от действительности; бунт —  изменение общепринятых типов отношений.

Характеристика групп

Влияние на формирование девиантного поведения оказывают группы, в которых состоит индивид, например, социальный статус, расовая и классовая принадлежность. Человек существует в группе, и конформности выступает одной из возможностей взаимодействия индивида и группы.

Конформность — подчинение группе, даже когда индивид имеет мнение отличное от данной группы. С одной стороны, взрослые стремятся противостоять непослушанию, и именно конформность считается позитивным эталоном поведения. С другой стороны, принятие мнения группы, приводит неустойчивого человека к совершению преступления.[8]

Поведение индивида, в частности подростка, определяется реакциями эмансипации и имитации. Реакция эмансипации заключается в желании ребенка скорее стать взрослым, высвободиться из-под опеки родителей. Но при этом он отвергает все ценности взрослых и даже старается делать все наоборот, выражая тем самым некий протест.

Ребенок пытается показать себя взрослым и начинает копировать поведение людей, которые являются для него авторитетом. Здесь проявляется реакция имитации. Но от простого подражания недалеко и до слепого подчинения. Подростки очень впечатлительны, и завлечь их в какую-либо группу проще простого.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий